Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТИЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Шустова Эльвира Львовна

Статья посвящена изучению особенностей жизненного самоопределения старших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НПР). Рассматривается динамика жизненного самоопределения подростков в зависимости от особенностей детско- родительских отношений. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития (ЗПР). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности жизненного самоопределения подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей жизненного самоопределения у подростков с нормальным психическим развитием и в то же время, специфические особенности жизненного самоопределения подростков с задержкой психического развития, нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию жизненного самоопределения. Психокоррекционная программа включает два блока - работу с подростками с задержкой психического развития и занятий, направленных на работу с их родителями. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию с подростками с задержкой психического развития. Показатели межличностного восприятия в группе подростков с задержкой психического развития изменились в сторону увеличения осознанности жизненного и профессионального самоопределения, формированию позитивного интереса к труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Шустова Эльвира Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LIFE SELF-DETERMINATION OF OLDER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION DEPENDING ON THE PARENT - CHILD RELATIONSHIP

The article is devoted to the study of the features of the life self-determination of older adolescents with mental retardation (PSD) in comparison with their normally developing peers (PSD). The dynamics of the life self-determination of adolescents is considered depending on the characteristics of child-parent relations. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and those with mental retardation. Both age-wide and specific features of adolescents' life self-determination related to the structure of the defect were found. The unity of age-wide and specific features of life self-determination in adolescents with normal mental development and with has been proved . At the same time, the specific features of the life self-determination of adolescents with mental retardation need correction. Based on the results of the ascertaining experiment, a program of the formative experiment was developed, aimed at correction of life self-determination. The psychocorrection program includes two blocks - work with adolescents with mental retardation and classes aimed at working with their parents. The program developed by us has been pre-tested with adolescents with mental retardation. Indicators of interpersonal perception in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of increasing awareness of life and professional self-determination, the formation of a positive interest in work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9772

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна и другие ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ...

УДК 376.45:159. 922.7 |@ ®® iBL0is2anLc°ss^5

QQJ. |() 57 145/27 1 29772 2022 11 02 01 lfcae^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Автор(ы) 2022

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

«Специальная педагогика и психология»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603089, Россия, Нижний Новгород, karpushkina.nv@gmail.com

SPIN: 8924-9148

AuthorlD: 379295

ResearcherlD: J-7028-2017

ORCID: 0000-0003-0279-381X

ScopusID: 57200443941

ШУСТОВА Эльвира Львовна, заведующий

Детский сад № 49 «Светлячок» 603122, Россия, Нижний Новгород, el.schustova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-6304-763X

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей жизненного самоопределения старших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НПР). Рассматривается динамика жизненного самоопределения подростков в зависимости от особенностей детско-ро-дительских отношений. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития (ЗПР). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности жизненного самоопределения подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей жизненного самоопределения у подростков с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. В то же время, специфические особенности жизненного самоопределения подростков с задержкой психического развития нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию жизненного самоопределения. Психокоррекционная программа включает два блока - работу с подростками с задержкой психического развития и занятия, направленные на работу с их родителями. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию с подростками с задержкой психического развития. Показатели межличностного восприятия в группе подростков с задержкой психического развития изменились в сторону увеличения осознанности жизненного и профессионального самоопределения, формированию позитивного интереса к труду.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, профессиональное самоопределение, социальная адаптация, детско-родительские отношения, подростки с задержкой психического развития, стиль детско-родительских отношений.

FEATURES OF THE LIFE SELF-DETERMINATION OF OLDER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION DEPENDING ON THE PARENT - CHILD RELATIONSHIP

© The Author(s) 2022

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603089, Russia, Nizhny Novgorod, karpushkina.nv@gmail.com SHUSTOVA Elvira Lvovna, head Kindergarten N49 "Firefly" 603122, Russia, Nizhny Novgorod, el.schustova@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the features of the life self-determination of older adolescents with mental retardation (PSD) in comparison with their normally developing peers (PSD). The dynamics of the life self-determination of adolescents is considered depending on the characteristics of child-parent relations. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and those with mental retardation. Both age-wide and specific features of adolescents' life self-determination related to the structure of the defect were found. The unity of age-wide and specific features of life self-determination in adolescents with normal mental development and with has been proved . At the same time, the specific features of the life self-determination of adolescents with mental retardation need correction. Based on the results of the ascertaining experiment, a program of the formative experiment was developed, aimed at correction of life self-determination. The psychocorrection program includes two blocks - work with adolescents with mental retardation and classes aimed at working with their parents. The program developed by us has been pre-tested with adolescents with mental retardation. Indicators of interpersonal perception in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of increasing awareness of life and professional self-determination, the formation of a positive interest in work.

Keywords: life self-determination, professional self-determination, social adaptation, child-parent relations, adolescents with mental retardation, style of child-parent relations.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема жизненного самоопределения имеет неоднозначную трактовку в психологических исследованиях. Жизненное самоопределение складывается из ряда выборов человека - профессионального, социального, общественно-политического и т.д. Оно предполагает выбор человеком жизненной позиции, своего отноше-

ния к миру, к другим, к самому себе.

Неблагополучные отношения в семье, отсутствие внимания родителей, эмоциональная холодность, личностные характеристики родителей влияют на определение жизненных целей и перспектив ребенка.

Жизненное самоопределение является одним из центральных психологических новообразований подросткового возраста. Установки родителей оказывают прямое влияние на его формирование, особенно в семьях с

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna and others FEATURES OF THE LIFE SELF-DETERMINATION ..

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Н.В. Карпушкина, И.А. Конева исследовали особенности межличностных отношений взрослых и подростков с ЗПР [1; 2; 3].

Они показали, что подростки с отклонениями в развитии наиболее привязаны к матери, постоянно нуждаются в ее поддержке и помощи. В то время как отец воспринимается более враждебно [4].

У.В. Ульенкова, И.Ю. Левченко установили, что в семье, где растет подросток с ЗПР, есть значительное количество проблем. Родители не всегда адекватно оценивают поведение ребенка, не учитывают его реальные возможности [5; 6].

В то же время, исследований, посвященных влиянию детско-родительских отношений на жизненное самоопределение подростков с ЗПР, практически нет.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи

Цель эксперимента - изучить влияние взаимоотношений с родителями на жизненное самоопределение подростков с ЗПР.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии

Для исследования особенностей межличностного восприятия сверстников мы использовали опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).

Для изучения жизненного самоопределения подростков с ЗПР использовались методики: опросник профессионального самоопределения Л.А. Йовайши, методика СЖО Д.А. Леонтьева.

Исследование проводилось на базе ГКОУ Нижегородская школа-интернат №10.

Экспериментальную группу составили: 40 подростков (20 с нормативным развитием и 20 подростков с ЗПР) и 40 родителей (20 родителей подростков с нормой и 20 родителей подростков с ЗПР).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Первый этап нашей работы заключался в изучении особенностей детско-родительских отношений.

сказать о том, что уровень требовательности к подростку с ЗПР значительно выше, чем к подросткам с нормой.

Подростки с ЗПР считают, что родители чрезмерно строги к ним и устанавливают слишком жёсткие правила.

А вот родители, наоборот, придерживаются мнения о том, что уровень строгости по отношению к ребенку оптимален, они дают своим детям возможность выбора.

J JLL

Л Высокий уровень

Подростки с ЗПР Родители Подростки с Родители

подростков с ЗПР нормой подросков с

Рисунок 3 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «автономность - контроль»

Родительский контроль (рисунок 3) в большей степени представлен у родителей подростков с ЗПР, в отличии от родителей подростков с нормой психического развития.

Родители ограничивают подростка в самостоятельности, полностью контролируя его действия. Желания ребенка не учитываются, если дело касается его будущего.

Рисунок 4 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «эмоциональная дистанция - близость»

Родители подростков с НПР эмоционально близки со своим ребенком (рисунок 4). Соответственно, подросток им полностью доверяет и может свободно демонстрировать свои эмоции и чувства.

Подростки с ЗПР оценивают близость с родителями на низком уровне. Они не делятся с ними своими эмоциями и переживаниями, планами и целями на будущее. Это обусловлено тем, что родители чрезмерно контролируют подростков, не дают принимать собственные решения.

Рисунок 1 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «требовательность»

Исходя из данных рисунка 1 мы можем сделать вывод о том, что родители подростков с ЗПР предъявляют к ним намного больше требований, чем к подросткам с нормативным развитием.

Рисунок 2 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «мягкость - строгость»

Исходя из данных диаграммы (рисунок 2), мы можем

Рисунок 5 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «принятие - отвержение»

Подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормой в большей степени придерживаются мнения о том, что родители отвергают их.

Родители подростков с нормой дают возможность своим детям совершать ошибки, делать определенные выводы из происходящих ситуаций.

В тоже время родители подростков с ЗПР стараются изменить те личные качества подростка, которые различаются с их требованиями и представлениями об «идеальном» ребенке._

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна и другие ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ...

Подростки с ЗПР считают, что предъявляемые требования со стороны родителей непостоянны, завышены (рисунок 7).

Рисунок 7 - Результаты исследования детско-роди-тельских отношений по шкале «непоследовательность - последовательность»

На следующем этапе исследования мы изучили особенности жизненного самоопределения подростков. Были получены следующие результаты (рисунок 8):

Рисунок 8 - Особенности профессиональных склонностей к различным сферам профессиональной деятельности подростков

На основе полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что подростки с ЗПР более склонны в будущем выбрать профессии, которые связаны с эстетическими видами деятельности (творчество), к профессиям, которые связаны с взаимодействием с людьми и к профессиям, которые связаны с практической деятельностью. Это профессии, в которых нужно проявить творческий подход, либо же применение физических навыков.

15 % школьников с ЗПР склонны к экстремальной сфере деятельности. Они не осознают, какие последствия несут в себе те или иные виды деятельности.

Минимальные результаты имеются по шкалам склонность к исследовательской и интеллектуальной деятельности, а также склонность к планово-экономической деятельности. Данные виды деятельности достаточно сложны, требуют постоянной концентрации и внимания.

Следует также рассмотреть специфику ценностных ориентаций обучающихся (таблица 1).

Таблица 1 - Особенности ценностных ориентаций подростков, в %

Название шкалы Ответы подростков с ормои СЬветы подростков с ЗПР

Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний

уровень уровень уровень уровень (%) уровень уровень

(%) (<№) (%) (%)

«Целив жизни» 85 15 35 65

-Процесс жизни» 80 20 45 55

«Результативность 75 25 25 75

«Локус контроля - Ял 80 20 15 85

«Локус контроля 90 10 10 90

Показатель 55 5 40 15 50 35

Шкала «цели в жизни».

85 % подростков с нормой в развитии уже выбрали жизненную цель. В тоже время лишь 35 % подростков с ЗПР определились с тем, чего хотят достигнуть в будущем.

Шкала «процесс жизни».

80 % подростков с нормой психического развития позитивно оценивают свою жизнь, 55 % подростов с ЗПР не удовлетворены своей жизнью._

Шкала «результативность жизни».

75 % подростков с нормой характеризуют свою жизнь, как продуктивную, осмысленную. Они четко представляют свое будущее и могут четко сказать о том, как видят свою жизнь в будущем. 75 % подростков с ЗПР считают, что их жизнь не продуктивна, так как их желания не учитывают в выборе профессии и будущего вида деятельности.

Шкала «локус контроля - я».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80 % подростков с нормой считают себя сильной личностью, их не ограничивают в выборе. В то время как 85 % подростков с ЗПР считают, что не смогут самостоятельно построить свою жизнь. Они готовы выбрать ту профессию, которую посоветуют им родители (так как не осознают свои возможности и способности).

Шкала «локус контроля - жизнь».

90 % подростков с нормой придерживаются позиции о том, что они контролируют свою жизнь. 90 % подростков с ЗПР считают, что нет необходимости контролировать свою жизнь, так как жить нужно сегодняшнем днем и не планировать собственное будущее.

Шкала Показатель осмысленности жизни

Среди подростков с нормой 55 % подростков обладают высоким уровнем осмысленности жизни, 40 % обладают средним уровнем осмысленности жизни и 5 % низким уровнем.

Среди подростков с ЗПР 15 % подростков обладают высоким уровнем осмысленности жизни, 35 % обладают средним уровнем осмысленности жизни и 50 % низким уровнем. Данные показатели свидетельствуют о том, что подростки с ЗПР не задумаются о том, кем стать в будущем, кем они себя видят и т.д. Они полностью доверяют свое будущее родителям.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях

Таким образом, были выделены факторы, оказывающие влияние на жизненное самоопределение подростка.

1. Необоснованные (завышенные) требования со стороны родителей.

В результате завышенных требований у подростка формируются неадекватная самооценка, склонность к депрессии и невротическим расстройствам. Школьник не может адекватно оценить свои способности и силы, что сказывается на процессе самоопределения.

2. Строгость и постоянный контроль.

Взрослые устанавливают слишком жесткие рамки для подростков, тем самым пытаются ограничить самостоятельность ребенка. Подросток не способен проанализировать свои действия, сделать выбор. Он совершенно не задумывается о будущем, о том, какое место хочет занять в социуме.

3. Отвержение поведения и личностных качеств ребенка (эмоциональная дистанция).

Большинство родителей не принимают поведение подростка, не дают ему «право на ошибку». Любые изменения в подростке чаще всего встречаются негативно, критикуются и ограничивают нежеланное (для родителей) поведение.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования

Таким образом, на жизненное самоопределение подростков с ЗПР оказывают влияние следующие особенности родительских установок: склонность к авторитарности, эмоциональному отвержению, излишнему контролю.

Старшие школьники с ЗПР готовы полностью подчиниться родителям в вопросе выбора собственного будущего. Однако мнение самих подростков чаще всего не учитывается, так как родители считают их несамостоятельными и неспособными в вопросе принятия важных решений.

Подростки с ЗПР более склонны в будущем выбрать профессии, которые связаны с эстетическими видами

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna and others FEATURES OF THE LIFE SELF-DETERMINATION ..

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

деятельности (творчество), профессии, которые связаны с людьми и профессии, которые связаны с практической деятельностью.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Исходя из результатов исследования, необходима разработка программы коррекции, направленной на формирование благоприятных детско-родительских отношений и формирование жизненного самоопределения подростков с ЗПР. Реализация данной программы будет способствовать формированию социальной адаптации и интеграции подростков с ЗПР в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А., Саулина И.А. Психологические особенности детско- родительских отношений в семьях подростков с задержкой психического развития и копинг- механизмов в паре «ребенок- родитель»//Проблемы современного педагогического образования. 2021, № 72 (3). С. 383-386.

2. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. Т. 7. № 2 (23). С. 370-372.

3. Карпушкина Н.В., Кручинина Н.С. Характерологические особенности подростков с задержкой психического развития и их влияние на социометрический статус// Социально- педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. 264 с. С. 231-235.

4. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12-8. - С. 1526-1528.

5. Колмакова В.А. Роль психолога в профессиональном самоопределении подростков с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. -№9 - 4. - С. 154 - 156.

6. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н. И. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской де-привации//Вестник Мининского университета.-Том 7, № 2.- 2019.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 01.11.2022

Revised date: 13.11.2022

Accepted date: 30.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.