Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЛНОТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ / ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Шустова Эльвира Львовна

Статья посвящена изучению особенностей развития межличностного восприятия подростков с умственной отсталостью (УО) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НПР). Рассматривается динамика межличностного восприятия подростков на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с нарушениями интеллекта (УО). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности межличностного восприятия подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей межличностного восприятия у подростков с нормальным психическим развитием и с нарушениями интеллекта. В то же время, специфические особенности межличностного восприятия подростков с умственной отсталостью, нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию межличностного восприятия. Психокоррекционная программа включает два блока- работу с подростками сс умственной отсталостью и занятий, направленных на работу с взрослыми. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию с подростками с умственной отсталостью. Показатели межличностного восприятия в группе подростков с умственной отсталостью изменились в сторону увеличения полноты и дифференцированности восприятия, формированию позитивного интереса к сверстникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Шустова Эльвира Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED ADOLESCENTS, DEPENDING ON STYLE OF FAMILY EDUCATION

The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of interpersonal perception of adolescents with mental retardation (UO) in comparison with their normally developing peers (NPR). The dynamics of interpersonal perception of adolescents during adolescence is considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and those with intellectual disabilities. Both age-wide and specific features of interpersonal perception of adolescents related to the structure of the defect were found. The unity of age-wide and specific features of interpersonal perception in adolescents with normal mental development and with intellectual disabilities has been proved. At the same time, the specific features of interpersonal perception of adolescents with mental retardation need correction. Based on the results of the ascertaining experiment, a formative experiment program was developed aimed at correcting interpersonal perception. The psychocorrection program includes two blocks - work with adolescents with mental retardation and classes aimed at working with adults. The program developed by us has been pre-tested with adolescents with mental retardation. Indicators of interpersonal perception in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of increasing the completeness and differentiation of perception, the formation of positive interest in peers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9772

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна и другие ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ...

УДК 376.45:159. 922.7 |@ ®® о™!?

QQJ. |() 57 145/27 1 29772 2022 11 01 02 lfcae^K^ehttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© Автор(ы) 2022

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология»

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина 603089, Россия, Н. Новгород, karpushkina.nv@gmail.com

SPIN: 8924-9148

AuthorlD: 379295

ResearcherlD: J-7028-2017

ORCID: 0000-0003-0279-381X

ScopusID: 57200443941

ШУСТОВА Эльвира Львовна, заведующий

МАДОУ «Детский сад № 49 «Светлячок» 603122, Россия, Н. Новгород, el.schustova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-6304-763X

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития межличностного восприятия подростков с умственной отсталостью (УО) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (НПР). Рассматривается динамика межличностного восприятия подростков на протяжении подросткового возраста. Сравнительный анализ осуществлялся в двух подгруппах: подростки с нормальным психическим развитием и с нарушениями интеллекта (УО). Были обнаружены как общевозрастные, так и специфические, связанные со структурой дефекта, особенности межличностного восприятия подростков. Было доказано единство общевозрастных и специфических особенностей межличностного восприятия у подростков с нормальным психическим развитием и с нарушениями интеллекта. В то же время, специфические особенности межличностного восприятия подростков с умственной отсталостью нуждаются в коррекции. На основе результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, направленная на коррекцию межличностного восприятия. Психокоррекционная программа включает два блока - работу с подростками с умственной отсталостью и занятий, направленных на работу со взрослыми. Разработанная нами программа прошла предварительную апробацию с подростками с умственной отсталостью. Показатели межличностного восприятия в группе подростков с умственной отсталостью изменились в сторону увеличения полноты и дифференцированности восприятия, формированию позитивного интереса к сверстникам.

Ключевые слова: межличностное восприятие, межличностные отношения, социальная адаптация, полнота межличностного восприятия, подростки с нарушениями интеллекта, дифференцированность межличностного восприятия.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED ADOLESCENTS, DEPENDING ON STYLE OF FAMILY EDUCATION

© The Author(s) 2022

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of "Special pedagogics and psychology" Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603089, Russia, karpushkina.nv@gmail.com SHUSTOVA Elvira Lvovna, head Kindergarten № 49 "Firefly" 603122, Russia, N. Novgorod, el.schustova@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of interpersonal perception of adolescents with mental retardation (UO) in comparison with their normally developing peers (NPr). The dynamics of interpersonal perception of adolescents during adolescence is considered. The comparative analysis was carried out in two subgroups: adolescents with normal mental development and those with intellectual disabilities. Both age-wide and specific features of interpersonal perception of adolescents related to the structure of the defect were found. The unity of age-wide and specific features of interpersonal perception in adolescents with normal mental development and with intellectual disabilities has been proved. At the same time, the specific features of interpersonal perception of adolescents with mental retardation need correction. Based on the results of the ascertaining experiment, a formative experiment program was developed aimed at correcting interpersonal perception. The psychocorrection program includes two blocks - work with adolescents with mental retardation and classes aimed at working with adults. The program developed by us has been pre-tested with adolescents with mental retardation. Indicators of interpersonal perception in the group of adolescents with mental retardation have changed in the direction of increasing the completeness and differentiation of perception, the formation of positive interest in peers.

Keywords: interpersonal perception, interpersonal relationships, social adaptation, completeness of interpersonal perception, adolescents with intellectual disabilities, differentiation of interpersonal perception.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Основными факторами, влияющими на межличностное восприятие в подростковом возрасте, являются психологические особенности субъекта восприятия, которые включают в себя личностные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления индивида [2; 3; 4].

Исследования межличностного восприятия подростков с нарушениями интеллекта показывает следующие ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

результаты: практически у всех детей подросткового возраста с особенностями психофизического развития нарушены основные компоненты межличностного восприятия. Прежде всего, это обусловлено первичным нарушением, возникшим вследствие болезненного влияния, и выражается в аномальном развитии ребенка [2;

5; 6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы._

KARPUSHKINA Natalya Viktorovna and others FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT .

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9772

Исследования в области специальной психологии и педагогики [2; 5; 6] показали, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные недостатки в развитии межличностного восприятия, в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи

Цель эксперимента: выявление психологических особенностей восприятия сверстников у подростков с умственной отсталостью.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии

Для исследования особенностей межличностного восприятия сверстников мы использовали методику свободных словесных описаний А.А. Бодалева, Незаконченные предложения Сакса-Леви, методику Ж. Лендел.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

В нашем исследовании методика свободных словесных описаний применялась для решения задач:

1. Анализ структурных параметров, присущих образу сверстника.

2. Изучение содержания представлений о сверстнике с точки зрения их обобщенности, адекватности, дифферен-цированности, полноты и глубины.

Для обработки данных по методике свободных словесных описаний проводился контент-анализ.

Ниже обсудим результаты диагностики детей с умственной отсталостью и детей с нормальным развитием.

Анализ сочинений осуществлялся путем выделения отдельных суждений, распределения их на группы. Количественная обработка проводилась с помощью контент-анализа.

Сравнительный анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Полнота межличностного восприятия, в

%

эмоционально-психологическая атмосфера, которая не способствует созданию положительных межличностных отношений с одноклассниками.

Проанализируем дифференцированность восприятия сверстников.

Таблица 2 - Дифференцированность межличностного восприятия, в %

Эмоционально -динамические Особенности характера. Интелл екту ал Нраветвенн Коммун ые Волевые Особенно деятельно ста

НПР 8 9 5 12 1 3 9

УО 14 б 0 10 2,5 0,5 б

+ хар актернстики (%) - хар актернстикн № Нейтральные характеристики [Г|-ъ; Сумма хар актернстнк (%)

Подростки с нормой 4; 43 100

Подростки с нарушением интеллекта а 30 15 100

Рисунок 2 - Показатели дифференцированности восприятия у подростков с НПР и УО

Исходя из данных, представленных в таблице 2 и рисунке 2, можно увидеть, что у детей с УО значения по каждой из категорий ниже по сравнению со сверстниками с НПР.

Так, интеллектуальные качества дети с УО не упоминали, в то время как процент высказываний по данной категории у детей с НПР составляет 5 %.

В ходе интерпретации методики Незаконченные предложения Сакса-Леви были выделены 7 категорий: эмоциональные качества, особенности характера, интеллектуальные качества, нравственные характеристики, коммуникативные характеристики, особенности деятельности. Данные были обработаны с помощью метода контент - анализа.

Таблица 3 - Дифференцированность восприятия, в %

Эмоционально -динамические Особенности характера Интеллектуал Нраветвенн Коммун Волевые Осооенн деятельн ости

НПР 8 9 5 7 4 3 9

УО б б 1 10 1 2 б

Рисунок 1 - Полнота межличностного восприятия подростков с НПР и УО

Таким образом, у подростков с нормальным психическим развитием преобладает положительное отношение к сверстникам, к построению отношений с ними. Подростки с интеллектуальной недостаточностью делают акцент на отрицательных описаниях класса и одноклассников, межличностных отношений с ними. Это говорит о том, что в коллективе подростков с нормальным психическим развитием существует положительная эмоциональная атмосфера, высокая степень принятия друг друга. В коллективе школьников с интеллектуальной недостаточностью преобладает неблагоприятная

Рисунок 3 - Дифференцированность восприятия по методике Сакса-Леви

По результатам данной методики можно сказать, что у детей с УО слабо выражены показатели по выделенным категориям. Наиболее ярко они отмечают нравственные качества: «Мне больше всего нравится из класса Петя, потому что он добрый»; «Когда мой друг плачет, я пожалею его».

Методика Ж. Лендел направлена на определение полноты, адекватности восприятия, содержания образа сверстника. В ходе интерпретации данной методики вы-считывался средний балл по каждой их представленных

10

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 1(38)

ISSN online: 2712-9772

КАРПУШКИНА Наталья Викторовна и другие ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ...

категорий.

Таблица 4 - Уровень полноты восприятия и оценка образа сверстника по результатам методики Ж. Лендел, в средних баллах

Категории НПР УО

Среднее значение Среднее значение

Эмоционально - динамические 4,3 4,1

Нравственные 4,5 4,2

Совместная деятельность 4 3,6

Особенности деятельности 4,1 3,5

Волевые качества 4 0

Коммуникативные качества 4.7 4,2

Рисунок 4 - Уровень полноты восприятия по методике Ж. Лендел

Анализ тематики общения со сверстниками подростков с УО показал, что большинство детей оценивают свой класс положительно («дружный», «лучший», «умный», «добрый»), 7 % выказали безразличие к своему классу («никакой», «не знаю»). Некоторые подростки определяли «мой класс» как помещение, описывали «красивый», «светлый».

Рассмотрим мотивы общения подростков с УО со сверстниками. Половина детей с УО, принявших участие в эксперименте, указали, что поведение воспринимаемого является главным мотивом в общении. На втором месте мотивы дружбы, симпатии (27 %). Нужно отметить, что у детей с НПР эти мотивы также являлись определяющими, но в другой последовательности (первое - дружба, симпатия, второе - поведение).

Небольшое количество опрошенных (9 %) выделили внешность при выборе симпатии («красивая»).

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях

Результаты, полученные в нашем исследовании, соотносятся с данными, полученными в исследовании детей и подростков с задержкой психического развития [2; 3; 4]. Обнаружены единые тенденции межличностного восприятия, связанные с наличием у испытуемых интеллектуальной патологии.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования

Итак, исследование показало, что в восприятии сверстников подростками с УО и НПР имеются существенные количественные и качественные отличия. Так, у подростков с УО присутствует негативное отношение к сверстникам. Они чаще всего выделяли эмоционально-динамические и нравственные качества в образе сверстника.

Подростки с УО дают значительно меньше характеристик сверстникам по сравнению с детьми без нарушений развития. Таким образом, межличностное восприятие подростков с интеллектуальной патологией, является менее полным по сравнению со сверстниками с НПР.

Особенности образа сверстника у подростков с ин-

теллектуальнои недостаточностью проявляются в низких оценках эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств одноклассника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

В дальнейшем мы планируем апробацию программы коррекции, направленную на оптимизацию межличностного восприятия сверстников подростками с умственной отсталостью. Программа коррекции должна учитывать специфические особенности подростков с умственной отсталостью как субъектов межличностного восприятия^; 7; 8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования// Вестник Мининского университета.-Том 7, № 11.- 2019.

2. Карпушкина Н.В, Агафонова А.Б. Особенности межличностного восприятия подростков с задержкой психического развития в системе «ребенок-родитель» //Проблемы современного педагогического образования. — 2017. - №55-9. — С. 266-274.

3. Карпушкина Н.В, Конева И.А. Особенности восприятия родителей подростками с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. — 2017. - №2. — С. 1-14.

4. Карпушкина Н.В, Шашаева Е.А. К проблеме межличностного восприятия в системе родитель-ребенок у младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2020. - №3. — С.272-273

5. Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. Формирование личности в условиях учреждения закрытого типа / Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко. 2015. С. 140-143.

6. Карпушкина Н.В., Севрюгина С.С. Особенности межличностного восприятия подростков с нарушениями слуха/ Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко. 2015. С. 407- 410.

7. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н. И. Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской де-привации// Вестник Мининского университета.-Том 7, № 2.- 2019.

8. Финогенова О.Н, К.С. Сухачева Ключевые конструкторы межличностного восприятия младших школьников // Психология и педагогика социального воспитания. — 2020. — С.288-297.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 28.08.2022

Revised date: 20.09.2022

Accepted date: 15.10.2022

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.