Научная статья на тему 'Особенности жанра лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова'

Особенности жанра лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулгалимова И. А.

В статье сделана попытка изучить художественные возможности лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова, а также определить жанровые и структурно-стилевые особенности лирических поэм указанного автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жанра лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова»

82%D0%BE%D1%80/Downloads/%D0%9A%D0%BE%D1%8%D1%82%D0 %B0%2012%20(7).pdf.

5. Титова Е. В. Жанровая типология поэм М.И. Цветаевой: автореф. дисс. ... кандид. наук. - Вологда, 1997. - С. 79.

6. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: в 13 томах. Т. 5. - М., 1954. - С. 58.

7. Саидов А. Избранные произведения. - Махачкала, 2012. - С. 225.

8. Теория литературы. - М., 1964. - С. 243.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИРЗЫ САИДОВА

© Абдулгалимова И.А.*

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, г. Махачкала

В статье сделана попытка изучить художественные возможности лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова, а также определить жанровые и структурно-стилевые особенности лирических поэм указанного автора.

В зависимости от общественно-исторических, социально-экономических и культурных особенностей жизни общества получает развитие та или иная тенденция, реализующаяся в системе художественного пространства литературы. В системе жанровых разновидностей литературы поэма остается способной выражать общее отношение художника к действительности в определенном преломлении и переосмыслении событий и перемен. «В рамках любой исторически сложившейся жанровой системы поэма, признаки которой реализуются в конкретном художественном произведении, проявляет себя как «форма видения и осмысления определенных сторон мира» (М. Бахтин) и как «форма движения литературного процесса» (Стенник) [1].

Вторая половина 20 века характеризуется усилением лирического начала и расцветом лирической поэзии, главным предметом которой становится демонстрация внутреннего состояния души героя, восприятия, его чувств, ощущений, эмоций и настроений. Стремление проникнуть в сокровенные области человеческого бытия, осмыслить многообразие его физической и умственной деятельности, осознание возможностей жанровых границ приводит к распространению лирической поэмы и лирических форм поэзии. Эмоциональная пропитанность текста, сильный напор чувств, лирическая прочувствованность материала, глубоко личностный подход к теме характеризуют произведения этого периода. Лирика была признана всеми поэтами

* Аспирант.

как наилучшая форма отражения революции, новой жизни, темы Ленина. Поэтому лиризм составляет определяющую стихию лирических произведений: весь мир проходит через сердце поэтов. Но вместе с тем лирика не исключает эпической точности фактов, а напротив говоря словами известного литературоведа В.П. Киканса, «создает эпическую картину мира» [2]. Это подтверждает слова известного исследователя лезгинской литературы С.А. Бедир-ханова, утверждающему, что именно «этим можно объяснить попытки лезгинских поэтов реанимировать художественные традиции...» [3], проявляющееся в стремлении соединить чувства с разумом, ощущения и восприятия сопровождать с познавательным процессом. Проникнуть в душевное состояние героя, показать его внутренний мир, ощущения, восприятие, сопровождающееся собственной оценкой и личным переосмыслением происходящего - вот чего добивались известные лирики этого периода.

Эти особенности можно проследить в творчестве лезгинского поэта Алирзы Саидова, творчество которого убеждает нас в том, что переживания и раздумья лирического героя вмещает в себе не только индивидуальный опыт, но и опыт всего советского общества, способного охватить и постичь историю народа, страны. «В результате характер героя продолжая оставаться лирическим, оформляется в исторически значительный характер, соотнесенный со временем, историей и жизнью народа, приобретает, по меткому определению М.М. Арочко «эпическое мироощущение» [4].

Ознакомившись с его поэмами, мы можем сказать, что в них переплетены разные жанры и формы и лирические особенности обнаруживаются во всех произведениях. Элементы лирического изображения и лирического восприятия, несомненно, присутствуют в его литературно-критических работах в драматургии, балладах и поэмах. Однако это не означает, что жанровая система данного автора состоит только из лирических жанров. По своей доминанте «Песня о звездах», «Разговор с сыном» и «Ветка чинары», например, разные произведения. И хотя поэмная эволюция Саидова предполагала восхождение к типу синтетической поэмы, синтез на основе лирики, драмы, эпоса не приводил к одинаковым результатам: возникали такие разновидности жанра, которые, имея ряд общих признаков, содержали в своей структуре существенные отличия друг друга.

Исследователями поэмного жанра, в поэмах Алирзы Саидова протекают те же процессы, развиваются те же формы и разновидности жанра, что являлось основной тенденцией для своего времени. В определенной степени в его творчестве получает развитие лирико-публицистическая, и как следствие этого возникает смешаная форма - лирико-философская поэма. Сравнительное рассмотрение поэм Алирзы Саидова «Сердце Ленина», «Перед Лениным», «Песня о звездах», входящих в дагестанскую лениниану, позволяет сделать вывод о том, что в жанровом отношении они являются образцами лирической поэмы.

Особенности художественного мышления Саидова проявились в стремлении совместить гражданский пафос с публицистичностью. Этот процесс осуществляются на всех уровнях поэтики. В поэмах автор развивает наметившуюся в лезгинской и дагестанской литературе тенденцию исторически достоверного и фактографического изображения, осмысления наиболее злободневных и острых вопросов современности и социально-нравственных проблем личности нового героя - активного и деятельного участника борьбы за достойную жизнь. Его наследие проникнуто пафосом служения народу.

Восхождение и развитие творческого мастерства национальных поэтов в рассматриваемых условиях невозможно представить без связи с традиционными формами поэтического восприятия более «сильных литератур» и в первую очередь русской литературы в соответствии с художественными и развитием. Традиция в своей преемственности наблюдается во всем творчестве Алирзы Саидова. Это заметно в формировании и развитии поэтического мышления, самобытного поэтического вкуса, творческой индивидуальности поэта. Для Саидова Ленин был значительным человеком, его влияние на него, несомненно, велико, его человеческое воздействие бесспорно. Нет ничего необычного в том, что он обратился к его образу в своей поэме, где он постарался рассказать о Ленине все, что знает сам, что повелевало ему сердце. Главное, поэмы звучат, как призыв не забывать ценность этого человека. В истории литературы найдется очень много людей высказавшихся в стихах о Ленине. Саидов в первой лирической поэме начал создавать тот художественный памятник Ленину, который начал и получил окончательную доработку в последующих поэмах из цикла ленинианы.

Основная тема, пронизывающая триптих поэм: «Перед Лениным», «Сердце Ленина» и «Песня о звездах» - тема власти и народа, человеческой судьбы, истории, природы, которые объединяются в поэме в одну большую тему -тему чтения современным человеком своей истории, тему памяти. «Видеть в каждой эпохе национальной жизни ее неповторимое историческое своеобразие, выражающееся во всем складе, во всей атмосфере взаимоотношений между различными слоями общества, чувствовать национально-исторический дух времени - это значит иметь не только какие-то знания о жизни общества, но и обладать историческим чувством» - отмечает К.Х. Батчаева [5]. Действительно, Алирза Саидов, обладающий таким «историческим вкусом», осознал весь этап истории, связанный с именем Ленина, сопоставляя его с отдельными другими этапами истории, сравнивая, и, в конечном счете, составляя единую субъективную картину жизни.

В его поэмах, как и во многих произведениях Саидова, обращение к теме памяти не является самоцелью. Вглядываясь в прошлое, поэт думает, и заботиться о настоящем и будущем, извлекая уроки из определенных страниц истории. Эти уроки памяти должны помочь читателю выбрать четкие нравственные ориентиры и выработать устойчивую моральную позицию.

Именно такие цели преследует автор в своих лирических поэмах, которым «характерен более широкий масштаб размышлений субъекта, и время на всем протяжении. То есть на фоне настоящего времени лирический герой вспоминает прошлую жизнь, дает ей оценку и размышляет о будущем...» [6].

Естественно большое место в поэме уделено образу Ленина. Мысли и раздумья о Ленине волнуют художника на всем протяжении творчества. «Ленинская тема, - утверждает М. Шагинян, - для того, кто однажды прикоснулся к ней, уже не уходит из вашей творческой работы, она становится темой всей жизни. Когда любишь Ленина и чувствуешь, что понимаешь его и можешь в нем найти опору для мышления, для поведения, для своего роста (а растет человек до самой смерти) уйти от Ленина уже нельзя. Любая твоя книга в той или иной мере пропитана тем, что получаешь от чтения его. А читать его хочется всегда, хотя бы по страничке в день, для духовного здоровья, подобно тому, как, просыпаясь утром, хочешь открыть форточку, чтобы подышать свежим воздухом» [7]. Таким образом, обращение к ленинской теме не было случайным - это результат идейного роста писателя. А всякого рода искания и противоречия могли быть решены до конца лишь при осмыслении новых общественно-политических формаций и художественных позиций, которые связаны с образом Ленина.

Особенность ленинианы Саидова состоит в том, что она носит сугубо лирический характер. Он сумел в индивидуально субъективном восприятии создать чувственно-эмоциональный портрет вождя. Эмоциональная пропитанность текста, сильный напор чувств, лирическая прочувствованность материала, глубоко личностный подход к теме характеризуют его поэмы. Лирика была признана всеми поэтами как наилучшая форма отражения революции, новой жизни, темы Ленина. Поэтому лиризм составляет определяющую стихию поэмы: весь мир проходит через сердце поэта.

Стараясь глубже проникнуть в сущность событий, усиливая в субъективно-личностных лирических стихах поэмы эпическое начало, дает возможность Саидову раскрыть эту тему в движении, в развитии. То есть ленинская тема развивается в поэме в тесной связи с другими проблемами. Но образ Ленина в поэме основной, он проходит через всю поэмы и раскрывается во всех главах. Глубоко личностный характер восприятия событий предопределил выбор художественных средств, подсказал поэту определенные приемы воплощения ленинской темы. Часто встречаются в поэме такие выражения как: «сердце Ленина не может вместить ни одна дверь», «струны Сулеймана воплотили голос Ленина», «сердце Ленина стало мостом для нас», «Ленин излучает свет», «языком Ленина говорит народ» и т.п. Конечно же, они говорят о слишком явной абстракции в изображении явлений и форм их воплощения. Больше всего в поэме преобладают тенденции разъяснительного и иллюстративного характера. Поэт стремится сказать, прежде всего, о великих свершениях Ленина, о выдающемся значении вождя за но-

вый мир. Стремясь выразить великую правду, поэт обращается к приподнятым возвышенным краскам, к масштабным, «космическим» образам, как это было характерно большинству советских поэтов при создании образа вождя. «Поэты на первых порах стремились показать огромность Ленина, его небывалость, историческое величие его революционной работы. А это рождало тягу к «вселенским» краскам, к «межпланетной» масштабности в его изображении» [8]. В результате реальные приметы времени, конкретные особенности событий и фактов, действительные земные люди отражаются слабо. Это позволяет сделать вывод о том, что в его поэмах наиболее ярко и глубоко проступает тема Родины, народа, истории. Здесь ярче просачивается лирическое «Я» поэта, его гражданская позиция, его индивидуальность. Это первостепенная основная тема его лирических поэм. Другой тематический узел поэм составляет философский аспект. Этот термин был распространен у многих поэтов, представляющий собой лирические размышления в форме философских обобщений. Философский аспект ленинианы Саидо-ва представлен глубокими раздумьями, насыщен яркими образами, чувствами, картинами природы по которым можно судить о диапазоне размышлений поэта и его связью с народом.

В ракурсе философских раздумий поэт старается затронуть и решить глобальные и масштабные темы, придающие его поэмам еще большую значимость и ценность. Масштабность и глобальность темы вытекает из умения соотнести судьбу отдельного человека с судьбой всего народа. Привычная тема Родины, прошлого и настоящего, дружбы народов, истории родного края переплетаются в его поэмах, насыщаются более глубоким философским общественно-историческим содержанием.

Путь Саидова от одной лирической поэмы к другой - это путь расширения лирических возможностей, усиление многофункциональности лирического начала. На этом пути осуществляется процесс наследования, становления и утверждения форм лирического выражения, отречения от одних во имя других, открывающих перспективы лирического творчества.

Список литературы:

1. Спесивцева Л.В. Особенности развития жанра лирической поэмы в русской литературе конца 19 - первой трети 20 века // Проблемы художественного слова. - С. 261.

2. Киканс В.П. Современная советская поэма. - Рига, 1982. - С. 196.

3. Бедирханов С.А. Азербайджаноязычная поэзия народов Южного Дагестана. - Махачкала, 2008. - С. 3.

4. Юсупова Ч.С. Жанр поэмы в литературах народов Дагестана и Северного Кавказа. Типология и взаимодействие. - Махачкала, 2010. - С. 93.

5. Батчаева К.Х. Историко-нравственный аспект памяти в образной структуре художественного произведения: автореф. дис. - Нальчик, 2000.

6. Бедирханов С.А. Азербайджаноязычная поэзия народов южного Дагестана. - Махачкала, 2008. - С. 17.

7. Цветоватый Н.И. Художественная лениниана в русской советской прозе 60-70-х гг. (Роман. Повесть): дис. - 1984.

8. Галимов Ш. Сердцем и именем. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1981. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.