Научная статья на тему 'Поэма Алирзы Саидова «Песня о звездах»: жанровые и идейно-стилевые особенности'

Поэма Алирзы Саидова «Песня о звездах»: жанровые и идейно-стилевые особенности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. САИДОВ / ПОЭМА / КОСМОС / ЗВЕЗДА / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / РОДИНА / НАРОД / A. SAIDOV / POEM / SPACE / STAR / LYRICAL HERO / MOTHERLAND / NATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шихвеледова Ира Абдулакимовна

В статье впервые представлен анализ поэмы «Песня о звездах» известного лезгинского поэта Алирзы Саидова. Особое внимание уделяется жанровым и идейно-стилевым особенностям. Поэма анализируется в контексте литературного процесса второй половины ХХ века, доказывается мысль о том, что она явилась составной частью в единстве поэм указанного автора. Прослеживается развитие авторской мысли, что имеет важное значение в постановке проблемы, оценке образа лирического героя. Отмечается, что поэму характеризуют глубокая лиричность, открытая публицистичность, локальная метафоричность и нравственная проблематика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POEM BY ALIRZA SAIDOV “THE SONG ABOUT STARS”: GENRE AND IDEOLOGICAL-STYLE PECULIARITIES

The article for the first time analyzes the poem “The Song about Stars” by the famous Lezghian poet Alirza Saidov. Special attention is paid to genre and ideological-style peculiarities. The poem is considered in the context of literary process of the second half of the XX century. It is shown that the poem was an integral part of Saidov's poetical collection. The paper traces the development of author's thought which is important when analyzing the set of problems and ideas, evaluating lyrical hero's image. The researcher concludes that the poem is characterized by deep lyricism, evident publicistic nature, local metaphoricity and ethical problematics.

Текст научной работы на тему «Поэма Алирзы Саидова «Песня о звездах»: жанровые и идейно-стилевые особенности»

Шихвеледова Ира Абдулакимовна

ПОЭМА АЛИРЗЫ САИДОВА "ПЕСНЯ О ЗВЕЗДАХ": ЖАНРОВЫЕ И ИДЕЙНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье впервые представлен анализ поэмы "Песня о звездах" известного лезгинского поэта Алирзы Саидова. Особое внимание уделяется жанровым и идейно-стилевым особенностям. Поэма анализируется в контексте литературного процесса второй половины ХХ века, доказывается мысль о том, что она явилась составной частью в единстве поэм указанного автора. Прослеживается развитие авторской мысли, что имеет важное значение в постановке проблемы, оценке образа лирического героя. Отмечается, что поэму характеризуют глубокая лиричность, открытая публицистичность, локальная метафоричность и нравственная проблематика. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/11-1/12.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 11(77): в 3-х ч. Ч. 1. C. 47-50. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

HISTORICAL REFLECTIONS OF THE ADYGHE PEOPLE IN KHABAS BESHTOKOV'S DIARY NOVEL

Khavzhokova Lyudmila Borisovna, Ph. D. in Philology Institute ofHumanities Research of the Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik

lyudmila-havzhokova. 86@mail. ru

Zhemukhova Radima Akh"edovna

Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov, Nalchik lyudmila-havzhokova. 86@mail. ru

In the article the research of the historiosophy of Adyghe (Kabardian) poetry is conducted for the first time by the example of the analysis of the diary novel "White Gold and Coal" by Khabas Beshtokov. The authors focus on the artistic understanding of a specific historical epoch - the period of the Caucasian War and the eviction of the Adyghe people. The motifs of Kh. Beshtokov's poetic reflection on the theme of the historical memory of the people are studied. The main result of the presented research is the identification of the dominating motifs and symbols of the poetry about the Caucasian war, in particular, in the analyzed diary novel.

Key words and phrases: poetry; reflection; historiosophy; diary novel; artistic understanding; problem of assimilation; imagesymbol; ethno-mental code; Kh. Beshtokov.

УДК 894.612

В статье впервые представлен анализ поэмы «Песня о звездах» известного лезгинского поэта Алирзы Саи-дова. Особое внимание уделяется жанровым и идейно-стилевым особенностям. Поэма анализируется в контексте литературного процесса второй половины ХХ века, доказывается мысль о том, что она явилась составной частью в единстве поэм указанного автора. Прослеживается развитие авторской мысли, что имеет важное значение в постановке проблемы, оценке образа лирического героя. Отмечается, что поэму характеризуют глубокая лиричность, открытая публицистичность, локальная метафоричность и нравственная проблематика.

Ключевые слова и фразы: А. Саидов; поэма; космос; звезда; лирический герой; Родина; народ. Шихвеледова Ира Абдулакимовна

Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала ira. shikhvieliedova@mail. ru

ПОЭМА АЛИРЗЫ САИДОВА «ПЕСНЯ О ЗВЕЗДАХ»: ЖАНРОВЫЕ И ИДЕЙНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Творческая деятельность Алирзы Саидова (1932-1978) приходится на 60-80-е годы XX века. Его наследие занимает достойное место в дагестанской литературе этого периода, во многом созвучно творчеству современных ему авторов - Р. Гамзатова, К. Кулиева, Ф. Алиевой, Х. Хаметовой, А. Аджаматова, Г. Далгата и мн. др. «Созвучие это во многом определяется эпохой, когда развитие художественного процесса направлялось в единое русло решениями партийных органов и литература была нацелена на решение социальных задач» [1, с. 128]. Общеизвестно, что в этот период советская литература создавалась по определенным требованиям метода соцреализма. Строгая заданность и партийная направленность находили отражение в творчестве многих поэтов и писателей, которые, в первую очередь, должны были отражать события государственной важности. «Выполняя соцзаказ, писатели создавали произведения, отвечающие определенным идеологическим установкам» [3, с. 325], и это, в свою очередь, приводило к оформлению художественного произведения по определенным формулам.

В той или иной степени эти качества проявились в лирической поэме «Песня о звездах». Поэма была опубликована в 1962 году. Поводом к ее созданию явилось покорение космоса Ю. Гагариным, совершившим первый космический полет, который был воспринят как торжество советской науки и техники, социализма, советского образа жизни. Это значимое историческое событие было отражено в многочисленных стихах С. Щипачева («Первый»), К. Симонова («Самый первый»), А. Безыменского («Чудо»), М. Рыльского («Хвала»), В. Инбер («Навек!»), Е. Долматовского («Взлет в века»), С. Орлова («Весной повеяло над миром»), С. Васильева («Сбылось!»), и многие другие в первый же день возвращения Гагарина в Москву опубликовали свои произведения в центральных газетах «Правда» и «Известия».

В лирической поэме «Песня о звездах» А. Саидов стремится в простой, лаконичной форме авторской песни донести до читателя и слушателя сложные мысли, восторженные патриотические чувства, бурные эмоции. Особенности лирического жанра обнаруживают себя в глубоких размышлениях и раздумьях лирического героя (он же сам поэт), выражающих отношение автора к жизни и происходящим событиям. «Лирическая поэма с образом поэта в качестве центра произведения определяет характер всех ее систем, и в первую очередь ее структуру», - верно отмечает Ч. Юсупова, крупный исследователь дагестанской и северокавказской поэмы [6, с. 114]. Эта особенность отчетливо выразилась в рассматриваемой поэме.

48

^БЫ 1997-2911. № 11 (77) 2017. Ч. 1

Поэма состоит из запева и пяти частей. Запев начинается с искренних признаний поэта в любви Родине, родной земле, природе. Причем эти патриотические чувства выражены достаточно остро и эмоционально. Единение с Родиной, готовность жертвовать всем ради нее, чувство восхищения ее красотами, переживание за ее судьбу явились важной художественной особенностью творчества А. Саидова. Причем понятие «Родина» мыслится поэтом исключительно в неразрывной связи с понятиями «народ», народная судьба, его история, характер, быт. И так в каждом случае: все мысли и переживания автора сводятся к исходному единому понятию, представляющему собой сюжетный стержень всего творчества А. Саидова.

Если первая песня поэмы выражает готовность лирического героя к действию, к любым препятствиям и трудностям на пути защиты мира и благополучия страны, то вторая и третья песни «Наши сердца едины» и «Звездный зов» состоят из бурного и эмоционального осмысления исторического факта покорения космоса и всего того, что повлекло за собой великое открытие. Формируется эта часть композиционно как диалог между автором и читателем. Поэт обращается к аудитории:

Он из какого теста? Он человек или бог -Тот властелин занебесных Звездных Дорог [5, с. 40]?

Четвертая глава «Сын всех матерей» передает светлую ноту радости, чувство гордости всех матерей за такого сына, как Гагарин. С глубоким чувством гражданской гордости звучит голос поэта, провоцирующий читателей на подобные эмоции:

Все, чем мы ныне стали, Вся наша новь И судьба!

Даже и старая сакля,

И вековая изба!

Перед делами великими

Ныне распахнута даль [Там же, с. 44].

Пятая часть поэмы, утверждающая мощь и величие нашей страны, науки, звучит как гимновая, восторженная, одновременно сатирическая и открыто публицистическая. Размышления о жизни строятся на основе контраста сил добра и зла. В сознании героя всплывают злобные неприятели, противники прогресса, не желающие процветания и развития. Они стремятся внести страх и злобно наблюдают за происходящим. Однако побеждает жизнь, сила ума торжествует, и ненавистники уже не представляют особой опасности, так как и они:

Слушают голос неба -

Голос

Моей

Страны [Там же, с. 47]!

Итоговая шестая часть под названием «Ради земли» звучит как призыв, обращение к человечеству стремиться к высоким устремлениям, к утверждению светлых идеалов, плодотворным поискам, миру, гармонии. Эту часть поэмы характеризует богатая лирическая экспрессия, мысленная медитация, описательность и при-зывность. Авторский голос принимает целеустремленный характер, «наполняется призывными трибунными ритмами и интонациями» [6, с. 144]:

- Ты, Человек, Велик!

Стань же самим собою! Звездной достав высоты, Править своею судьбою Ныне обязан ты [5, с. 48]!

Одним из ключевых образов-символов в поэме является символ звезды. Слово «звезда» и производные от него употребляются в тексте поэмы очень часто как в исходном значении, так и в составе метафор, а также сложного развернутого образа, где приобретают символическое значение. «В традиционной символике звезда является многозначным образом. Это символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов» [4, с. 149], -отмечает Е. Б. Патракеева в статье «Символика "звезды" в текстах авторской песни». Слово «звезда» ассоциируется в поэме со светом, развитием, прогрессом, достижениями. Для А. Саидова «звезда» связана с выбором жизненных ценностей, нравственными ориентирами, с высокими устремлениями.

Вся поэма звучит как взволнованная дума поэта о самом важном и значительном в жизни, как выражение гражданской благодарности великому человеку, «путеобходчику звезд», «звездных проходчику трасс», ученому, «мир поставившему в круг», внуку известного летчика-испытателя Чкалова. Поэма глубоко лирична. Главное в ней - лирический герой, события и факты слились в единое целое, в единый поток размышлений. В поэме отражены мечты людей не только о покорении космоса, но и их желания о социальной справедливости, спокойной мирной жизни без войны, о семейном счастье, о родине, которая дается человеку один раз и на всю жизнь.

К звездной теме А. Саидов подходит с позиции глубокой сопричастности ко всей громаде народных забот, с позиции сына времени, живущего одним дыханием со всей страной. Поэт хорошо понимал колоссальность и важность этой темы, всю меру ответственности, которую должен почувствовать художник, обратившись к ней. В результате получилось яркое лирико-публицистическое произведение, насыщенное патриотическим содержанием, призывным пафосом и трибунной интонацией.

Яркая черта поэмы «Песня о звездах» - метафоризм, краткий и локальный, а главное - он базируется на более глубоком и всестороннем осмыслении жизненных явлений, на их социально-политическом анализе, философском, диалектическом видении. Важность использования А. Саидовым метафоры состоит еще в том, что она, помимо основного своего назначения, выполняет конструктивную функцию. «Пронизывая весь текст, метафорические сравнения нередко становятся основой развертывания лирической мысли» [2, с. 23]. Ассоциации и сравнения в поэме постоянно нацелены на «разгадку» личности Гагарина, выявление ценных особенностей его дела и личности. Показательны в этом отношении главы, в которых раскрываются важные свойства характера Гагарина. Такова, например, глава «Наши сердца едины», в которой наиболее четко раскрывается образ космонавта, рисуется его поведение, образ жизни, взаимоотношения с людьми: «И сердцем прост, вовсе не небожитель путеобходчик звезд», «Вот он, поклонник балета, стоит, как и все стоят, в очереди за билетом в Большой театр», «весь он поистине светлый», «солнечно светится он!». Подобные авторские характеристики героя дают представление о нем как о человеке обычном, простом, человеке долга, чести. У него высокие духовно-нравственные начала естественно реализуются в профессиональной научно-космической деятельности:

С нами он Увлеченно

Правил застолье не раз -

Славный джигит

И ученый,

Звездных

Проходчик

Трасс [5, с. 41]!

Очень важно обратить внимание и на нравственный аспект поэмы «Песня о звездах». А. Саидов подводит читателей к мысли, что наступила другая эпоха, время больших перемен: человек сделал шаг в космос, достиг дальних расстояний, ему покорились вселенские масштабы. Человек должен понимать это все, делать выводы, самосовершенствоваться, стремиться к прогрессу. Молодые люди должны влиться в кипящую общественную жизнь, внести свою лепту в происходящее и даже пытаться изменить течение жизни. Автор хочет видеть деятельную, сильную, активную, смелую, творческую молодежь:

Преодолеем леность Юной планеты своей! Хватит

В зыбке Вселенной

Быть новорожденной ей [Там же, с. 39]!

Еще одна примечательная особенность поэмы «Песня о звездах», как и всех поэм А. Саидова, состоит в том, что почти всегда изображаемые события выходят за рамки узко национальной жизни, работа мысли распространяется в широких пространственно-временных параметрах, обретающих характер масштабности, универсума. В основе подобной трансформации лежит своеобразная философия, сводящаяся к мысли: «все во всем», «как в большом, так и в малом», что позволяет выстроить модель мира, носящую характер вселенских масштабов. То есть, размышляя над местной злободневной проблемой, автор рассматривает эту тему в тесном переплетении с проблемами всего земного шара. Ее постижение ведется в широких общечеловеческих масштабах. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что поэзия А. Саидова носит широкий интернациональный характер.

Во всем характере поэмы «Песня о звездах» чувствуется публицистическая основа, главная задача которой - дидактический разговор с читателем. Дидактическая функция, в свою очередь, требует особого построения художественной системы, в частности, строгого отбора художественно-изобразительных средств, отражает стремление к большей точности и достоверности. В этом произведении публицистическая поэтика гармонично сочетается с метафорами более точного характера. Для поэта важна как экспрессивность, так и конкретность создаваемых образов, он не пытается спрятать мысль в потоке рассуждений о судьбе своей страны, ему необходимо сознание того, что завуалированная в метафоре идея найдет своего адресата. Читатель также вовлекается в эти размышления и вместе с автором начинает рассуждать.

Метафоричны заключительные строки поэмы, которые воспринимаются читателем как лозунг:

Хватит жить старым тленом, людей

На касты деля!

Из колыбели Вселенной

Вышла

Земля [Там же, с. 49]!

50

ISSN 1997-2911. № 11 (77) 2017. Ч. 1

Поэт не просто решает поставленные художественные задачи, он придает этим строкам назидательный характер. Дидактическая основа поэмы характеризует ее как публицистическую, настроенную на современную автору тему.

Обостренное внимание к актуальным проблемам современности привели поэта к разработке обобщенного образа лирического героя. В центре внимания поэта герой деятельный, активный, успешный, интеллектуально развитый и духовно богатый. Характер поэта, тип сознания и эмоциональный настрой определили характер поэмы и ее содержание. Исходя из собственного идейно-эстетического и нравственного жизненного опыта, А. Саидов утверждает гуманистические идеи, нравственное начало и любовь к жизни. Таким образом, идея поэмы и ее общая тональность заключаются в стремлении пробудить самосознание, патриотический дух родного народа, вселить в него веру в лучшее, справедливое будущее.

Список источников

1. Гусейнов М. А. Вклад А. Баширова в развитие дагестанской поэзии // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2014. № 55. С. 128-132.

2. Керимова Р. А. Метафора как основной стилистический прием в поэзии К. Кулиева // Вестник Вятского государственного университета. Киров, 2012. Т. 2. № 4. С. 21-23.

3. Козинец С. Б. Реализация топоса «общественный долг превыше личных интересов» в литературе соцреализма // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, 2011. № 13. С. 325-329.

4. Патракеева Е. Б. Символика «звезды» в текстах авторской песни // Альманах мировой науки. 2016. № 4 (7): в 3-х ч. С. 149-152.

5. Саидов А. У. Искра в кремне. М.: Современник, 1986. 110 с.

6. Юсупова Ч. Жанр поэмы в литературах народов Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2010. 294 с.

THE POEM BY ALIRZA SAIDOV "THE SONG ABOUT STARS": GENRE AND IDEOLOGICAL-STYLE PECULIARITIES

Shikhveledova Ira Abdulakimovna

G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala ira.shikhvieliedova@mail. ru

The article for the first time analyzes the poem "The Song about Stars" by the famous Lezghian poet Alirza Saidov. Special attention is paid to genre and ideological-style peculiarities. The poem is considered in the context of literary process of the second half of the XX century. It is shown that the poem was an integral part of Saidov's poetical collection. The paper traces the development of author's thought which is important when analyzing the set of problems and ideas, evaluating lyrical hero's image. The researcher concludes that the poem is characterized by deep lyricism, evident publicistic nature, local metaphoricity and ethical problematics.

Key words and phrases: A. Saidov; poem; space; star; lyrical hero; motherland; nation.

УДК 8; 801.733

Национальная художественная литература столетиями создавала образы женщин, которые служили идеалами нравственности для общества. В Средние века в татарской суфийской литературе общественно значимыми образами женщин стали героини, с одной стороны, горячо влюбленные в своих избранников и преданные высоким чувствам, а с другой - с чистыми религиозно-мистическими представлениями. В статье доказывается, что под влиянием данных литературно-художественных образов сложились морально-нравственные качества татарских женщин, которые их развивают и поныне, прививая своим детям. При анализе художественных произведений средневековой татарской литературы предпринята попытка воссоздания картины национальных представлений женских идеалов.

Ключевые слова и фразы: благовоспитанная женщина; Дева Мария; жены и дочери пророков; Зухра; мать-Гамбар; образы в художественной литературе.

Яхин Фарит Закизянович, д. филол. н., профессор

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань yafaz@mail.ru

ОБРАЗ НРАВСТВЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАТАРСКОЙ СУФИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Нравственность формирует лучшие качества личности, благодаря которым «человек легко переносит многочисленные и великие несчастья - и не от тупости, а по присущему ему благородству и величавости» [1, с. 71].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.