Научная статья на тему 'Художественные особенности лирики лезгинского поэта XX века Алирзы Саидова'

Художественные особенности лирики лезгинского поэта XX века Алирзы Саидова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛИРЗА САИДОВ / ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛЕЗГИНСКАЯ ПОЭЗИЯ XX ВЕКА / ПОЭТЫ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ / ALIRZA SAIDOV / DAGESTAN LITERATURE / LEZGIN POETRY OF 20TH CENTURY / SIXTIES POETS OF 60TH YEARS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова Р. А., Батманов В. Н.

Статья посвящена художественной оригинальности лирики дагестанского, лезгинского поэта XX века Алирзы Саидова. В процессе исследования раскрыто, что истоки сюжетов его произведений в национальном фольклоре. В его стихах создана картина мира с особой философией действия и пафосом отрицания войн, а тема защиты Отечества тесно переплетается с теплом материнского сердца. Установлено, что поэзии А. Саидова присуща острота противоречий и интенсивность повествования и значение его поэзии в том, что она призвана сохранить все самое лучшее, что есть в национальной жизни Дагестана. Исследование творчества поэта Алирзы Саидова выявляет некий целостный эмоциональный колорит и психологический подтекст, а присутствие личного переживания и яркого поэтического воображения показывает не только сильное и высокое искусство слова, творческую силу но и общечеловеческий дух его поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES OF THE LYRICS OF THE LEZGIN POET OF THE XX CENTURY ALIRZA SAIDOV

The article is dedicated to the artistic originality of the lyrics of the 20th century poetry of Lebanon and Lezgin poet Alirza Saidov. In the process of research it was revealed that the origins of the plots of his works in national folklore. In his poems created a picture of the world with a special philosophy of action and the pathos of the denial of wars, and the theme of the defense of the motherland is closely intertwined with the warmth of the mother’s heart. It has been established that the poetry of A. Saidov is inherent in the sharpness of contradictions and the intensity of the narration and the significance of his poetry in that it is designed to preserve all the best that is in the national life of Dagestan. The study of Saidov reveals a holistic emotional colouring and psychological overtones, and the presence of personal experiences and vivid poetic imagination not only shows strong and high art of the word, the creative power, but also human spirit of his poetry.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности лирики лезгинского поэта XX века Алирзы Саидова»

этой войне?» Н.Н. Гусев правильно указал, что эти слова относятся к Николаю 1 как к главе государственной власти [3, с. 415].

Таким образом, молодой Толстой начинал отделять Россию народную от России самодержавной. После окончательного «перелома» в мировоззрении Толстой выступил с резким отрицанием государственной власти, основанной на насилии над большинством. Толстой искренне стоял на защите интересов порабощенных трудовых масс, но был не способен стать на конкретно-историческую точку зрения, не понимал того, какой класс и какими путями поведет страну к счастью и свободе, а потому ошибочно считал, что любая власть в принципе своем есть зло, так же, как и всякое насилие. Подходя к проблеме государственной власти отвлеченно, он допускал только точку зрения «вечных» начал нравственности, вечных истин религии. Он говорил: «И не то, что случайно бывает то, что люди, стоящие на высоте величия, бывают худшими в мире людьми, а то, что это вечный, неизменный закон, что стоящий на высоте мирского величия должен быть глубоко развращенный человек, и что это не может быть иначе» [5].

Представители «высших» слоёв общества считали себя всемогущими, наделяли себя незаслуженной властью, их «безнаказанность и вседозволенность позволяла делать им всё, что захочется» [2, с. 18]. Толстой беспощадно обличает обоих деспотов и считает их причиной гибели лучших людей.

Разоблачая деспотизм, Толстой направил основной удар против Николая и самодержавия, но и Шамиль для него не был представителем народоправия. Любопытен в этом отношении образ сына Хаджи- Мурата Юсуфа. «В отпор и противоречие отцу» [1, с. 356] он особенно восхищался Шамилем, благоговел перед ним, не оплакивал борьбу отца против него, искренно был предан имаму, потому

Библиографический список

что желал только одного: «...продолжения той легкой, разгульной жизни, какую он, как сын наиба, вел в Хунзахе [1, с. 356]. «Красивый телом и лицом» [1, с. 356], смелый и решительный юноша был так развращен, что не мог называться джигитом, он стал безнравственным гулякой. И в то же время, когда народ должен был под страхом суровых наказаний следовать жестоким предписаниями имама. Если сын наиба находился в исключительном положении, то можно представить, какими привилегиями пользовались шамилевские наибы.

Повесть «Хаджи-Мурат» является обвинительным актом против насилия, как бы реализуя собой один из главных творческих девизов Толстого: «Искусство должно устранять насилие».

Жизнь народа в повести противопоставлена жизни аристократии, верхушки общества. У Толстого ярко обозначены диаметрально противоположные «полосы» - народ и угнетатели. От этого критика поработителей становится острее, выразительнее.

Мощь беспощадного разоблачения Толстым правящих и господствующих классов отражала растущий протест трудовых масс, ненависть многомиллионного крестьянства. Дворяне - от Бутлера и Полторацкого до коронованного деспота Николая - подверглись осуждению художника.

Толстой справедливо полагал, что нет причин у русского и кавказских народов для обоюдной вражды и ненависти. Он был за дружбу русского народа с горскими, но без режимов Николая и Шамиля, без развивающегося капитализма и капиталистического прогресса, за дружбу на базе патриархальных отношений, так как считал неразвитые общественные отношения основой духовного развития народов.

1. Толстой Л.Н. Кавказские рассказы и повести. Сост., предисл., примеч. и словарь Д. Жукова. Москва: Сов. Россия, 1983.

2. Ахмадова Т.Х. Русская армия в произведениях Л.Н. Толстого и А.И. Куприна. Межвузовский научный журнал. Lingua- universum. Назрань, 2015. Вып. 4: 14 - 18.

3. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии; Т. 1.

4. Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. Москва, 1971.

5. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция десятая. Available at: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/chernoviki/hadzhi-murat/redakciya-desyataya.htm

6. Мотылева Т. О мировом значении Л.Н. Толстого. Москва: Советский писатель, 1957.

7. Шульгин С.Н. Из воспоминаний о гр. Л.Н. Толстом. «Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников»: в двух томах. Т. 1, ГИХЛ, 1955. References

1. Tolstoj L.N. Kavkazskierasskazy ipovesti. Sost., predisl., primech. i slovar' D. Zhukova. Moskva: Sov. Rossiya, 1983.

2. Ahmadova T.H. Russkaya armiya v proizvedeniyah L.N. Tolstogo i A.I. Kuprina. Mezhvuzovskijnauchnyjzhurnal. Lingua- universum. Nazran', 2015. Vyp. 4: 14 - 18.

3. Gusev N.N. Lev Nikolaevich Tolstoj. Materialy k biografii; T. 1.

4. Zhdanov V.A. Poslednie knigi L.N. Tolstogo. Moskva, 1971.

5. Tolstoj L.N. Hadzhi-Murat (chernoviki). Redakciya desyataya. Available at: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/chernoviki/hadzhi-murat/redakciya-desyataya.htm

6. Motyleva T. O mirovom znachenii L.N. Tolstogo. Moskva: Sovetskij pisatel', 1957.

7. Shul'gin S.N. Iz vospominanij o gr. L.N. Tolstom. «L.N. Tolstoj v vospominaniyah sovremennikov»: v dvuh tomah. T. 1, GIHL, 1955.

Статья поступила в редакцию 20.05.19

УДК 821.351.32

Ahmedova R.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Literatures of Peoples of Dagestan, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

Batmanov V.N., Dagestan State University, Faculty of Philology, Department of Literatures of Peoples of Dagestan (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

ARTISTIC FEATURES OF THE LYRICS OF THE LEZGIN POET OF THE XX CENTURY ALIRZA SAIDOV. The article is dedicated to the artistic originality of the lyrics of the 20th century poetry of Lebanon and Lezgin poet Alirza Saidov. In the process of research it was revealed that the origins of the plots of his works in national folklore. In his poems created a picture of the world with a special philosophy of action and the pathos of the denial of wars, and the theme of the defense of the motherland is closely intertwined with the warmth of the mother's heart. It has been established that the poetry of A. Saidov is inherent in the sharpness of contradictions and the intensity of the narration and the significance of his poetry in that it is designed to preserve all the best that is in the national life of Dagestan. The study of Saidov reveals a holistic emotional colouring and psychological overtones, and the presence of personal experiences and vivid poetic imagination not only shows strong and high art of the word, the creative power, but also human spirit of his poetry.

Key words: Alirza Saidov, Dagestan literature, Lezgin poetry of 20th century, Sixties poets of 60th years.

Р.А. Ахмедова, д-р филол. наук, проф. каф. литератур народов Дагестана, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

г. Махачкала, E-mail: [email protected]

В.Н. Батманов, магистрант каф. литератур народов Дагестана, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ ЛЕЗГИНСКОГО ПОЭТА XX ВЕКА АЛИРЗЫ САИДОВА

Статья посвящена художественной оригинальности лирики дагестанского, лезгинского поэта XX века Алирзы Саидова. В процессе исследования раскрыто, что истоки сюжетов его произведений в национальном фольклоре. В его стихах создана картина мира с особой философией действия и пафосом отрицания войн, а тема защиты Отечества тесно переплетается с теплом материнского сердца. Установлено, что поэзии А. Саидова присуща острота противоречий и интенсивность повествования и значение его поэзии в том, что она призвана сохранить все самое лучшее, что есть в национальной жизни Дагестана. Исследование творчества поэта Алирзы Саидова выявляет некий целостный эмоциональный колорит и психологический подтекст, а присутствие личного переживания и яркого поэтического воображения показывает не только сильное и высокое искусство слова, творческую силу, но и общечеловеческий дух его поэзии.

Ключевые слова: Алирза Саидов, дагестанская литература, лезгинская поэзия XX века, поэты шестидесятники.

Творческое наследие Алирзы Саидова требует основательного изучения, поскольку до сих пор не явилось специальным объектом исследования, хотя и получило незначительное отражение в некоторых работах литературоведов Г Г Гашарова, К.Х. Акимова, Ф. Вагабова И.А. Шихвеледовой и др. [1 - 12]. Поэт вошёл в многонациональную дагестанскую поэзию в 60-е годы XX века, эпоху, именуемую «оттепель». В эти годы он опубликовал более 20 книг, а также перевел на лезгинский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Есенина, Твардовского, Чуковского и др. Этот период развития дагестанской литературы можно назвать «переломными» и «критическими», когда литература многонационального государства, в том числе и национальная лезгинская литература, переживали обновление. Мы проанализировали стихи Алирзы Саидова: «Для иного горы - только камни», «Три джигита», «Обычай гор», «Ведя столетьям равнодушный счёт...», «Унеси нас, ветер», вошедших в его сборник «Мой Самур», а также его маленькая лирико-публицистическая поэма «Песня о Звездах». Главное для автора, не только конкретные изобразительные детали горы, долины, река Самур но и духовное богатство своего народа:.

Для кого-то наши горы - голы,

Пресен хлеб наш, а в долинах тесно,

Синий дым каминов слишком горек. [10, с. 75].

В данном стихотворении мы видим усиленную изобразительность многокрасочной природной палитры. Используя в данном стихе: «мал мой край», «сакли в скалах», «землю сами принесём для сада», «врагу и под землёй не тесно», автор отражает все жизненное пространство своего народа от малой Родины и долга её защищать до таких понятий как: особенности строительства жилища, уникальность террасного земледелия. Кроме того, поэт философски осмысливает категорию вечного вневременного и сакрального понятия родной «дом»: Дом родной - не стены и не крыша, Не очаг, что и в разлуке светит. Это даром получил, родившись. Дом - что оставляешь после смерти [10, с. 75].

Так Алирза Саидов создаёт единую картину родного дома и модели мира с присущей автору философией действия, что делает его стих новаторским, современно звучащим. Истоки сюжетов поэта в фольклоре лезгинского народа, в легендах, преданиях. Для Алирзы Саидова присуща ускоренная острота противоречий и это наблюдается в стихотворении «Для иного горы - только камни», в котором сосуществуют в единстве и борьбе голос лирического героя, всем сердцем любящего и преданного родному лезгинскому краю и всему Дагестану, и его абстрактный оппонент.

В сюжете стихотворения «Три джигита» повествуется о том, как на самую высокую вершину, «нерушимый пик» поднималось множество храбрецов, надеясь покорить ее, но гора горда и неприступна. Алирза Саидов часто обращался к древнему образу героического эпоса лезгин «Шарвили», которого олицетворяет не только силу и могущество, но высокие духовные силы, мотивы и качества фольклорного героя, одна из задач которого заключается «вечной битве за добро» и справедливость. Как гласит легенда, Шарвили - символ силы и могущества и достаточно позвать его в час суровых испытаний, он незамедлительно откликнется с вершины горы, сразиться с врагом и принесет людям мир и спокойствие. Алирза Саидов апеллирует к прошлому, говоря о современной эпохе. Он постоянно возвращается к традиционной кавказкой теме, теме гостеприимства: «Если в сакле и котла не будет, Гостю варят в пригоршне обед» [10, с. 33]. Поэт остро чувствует ответственность поэта - гражданина, который призван сохранить все самое лучшее, что есть в национальной жизни и это выстраданная тема в его поэзии о том, как важно сохранить в Дагестане установленный миропорядок. Для поэта важно придерживаться «суровой мудрости завета», когда «Кинжал и смелость - Вот краса мужчины», а « девушки - стыдливость и коса» [10, с. 36]. Автор хочет донести до своего читателя: как только нарушается установленный и проверенный тысячелетием закон жизни и, если «Предав друзей, покинул поле боя.» и ещё раз подчёркнуто: «Предав,. Покинул.», мир начинает утрачивать гармонию с природой и общечеловеческое равновесие и снова: И мать из сакли выбегает прочь. Пред нею пропасть чёрная разверзлась. Поток на дне, как грозный зверь, ревёт. И мать взметнула колыбель над бездной. - Когда в мужчинах мужество исчезло Пускай исчезнет бесполезный род! [1, с. 38].

Обычаи гор не раз всплывают в его лирике, как у дагестанских классиков Етима Эмина, Йырчи Казака, Омарла Батырая, Р Гамзатова, а тема защиты Отечества тесно переплетается с теплом материнского сердца. Вместе с этим четко слышен настойчивый пафос отрицания войны. Органически связанный с лезгинской традицией песенно-поэтического творчества, А. Саидов не мог не вобрать в себя идеалы братства и любви к свободе, провозглашенных в дагестанском фольклоре. Отсюда отношение к фольклору как к бесценному, священному наследию. Особенно привлекали его древние ритуалы, поверья, легенды, в которых воплощается мысль о бессмертии героя.

Отец не осквернил обычай древний: Гостей незваных принял он под кров. И сын не осквернил обычай древний: Незваных уничтожил он врагов.

. От века неприступны наши горы Не высотой, не крутизной своей, А потому, что служат им опорой Литые плечи верных сыновей [10, с. 13].

Не найти в Дагестане семей, которых бы «кручина тогда не сыскала» (С. 39). Отцы, братья, мужья и сыны остались лежать на полях великой войны. Как и в творчестве многих поэтов войны, к примеру, татарского поэта Мусы Джалиля, Алирза Саидов рисует две картины противопоставленные друг другу: красочную, многоцветную природу и жуткую реальность войны.

Многие его стихотворения наполнены пафосом отрицания войн. «Тяжёлое проклятье, Нависло над душой», и снова «Воюют вместе страны» с «холодною душой» - Эти строки Алирза Саидов написал в прошедшем XX веке и пророческой интуицией адресовал в будущее, чтобы остановить людей, творящих зло, но мы видим, люди не слышат поэтов. Мир еще ужаснее, надменнее «И бродит дух проклятый» «до сих пор». А природа спокойно и безучастно созерцает как всегда.

Во все времена матерям, ожидающим возвращения своих ушедших на войну сыновей, снятся тревожные сны:

Шаг пехоты, уставшей на марше,

Чад горящей солярки,

Пурги одичавшей полёт,

Башни танков разбитых,

Забытые пашни,

Трупов чёрные надолбы,

Намертво взмёрзшие в лёд [10, с. 39].

Так автор создаёт абсолютно реалистические картины. Поэт рассказывает о том, что закончилась война, «отгремело над миром ненастье», а сыновья тех, кому посчастливится увидеть их живыми, возвращаются домой. Восстанавливается мир и утраченное на время равновесие. Об этом напоминает природа, то увядающая, то вновь возрождающаяся к жизни.

Для матери «слаще пахнут рассветные пашни, . в чащах громче греметь соловьям.», когда сын вернулся с войны живым. её сердце наполняется радостью и оно теперь «больше огромного шара земного» и оно надеется, что «Никто никогда не нарушит» этот покой». Метафора, используемая автором, ярко отражает его образное мышление и художественные особенности лирики поэта. Например: «одичавший полет», «толпятся цветы», как люди, вытканные «ковры луга». Поскольку его «метафора дает возможность оттенять самые различные свойства, признаки, детали, явления» [7, с. 246], и это удачно используется поэтом в его стихах, в которых он ассоциирует героизм современных джигитов с силой и мощью лезгинского эпического героя Шарвили: «Окрыляет нас дух Шарвили» в стихотворениях «Унеси нас, ветер!» и «Осенний сумрак. Ветрено и серо.». В этих произведениях образы отважных героев - Валентина Эмирова, Казимагомеда Агасиева и многих других, отдавшие жизнь «за счастье родимой земли» [7, с. 42]. Так, в процессе анализа некоторых произведений Алирзы Саидова выявлено, что главное для автора, не только «эмпирические» (конкретные) изобразительные детали горы, долины, «синий дым каминов», но и духовное богатство своего народа. В лирической поэзии Алирзы Саидова помимо лирического переживания немало пластического материала, предметной детализации, которые являются конструктивным центром жанра лирической поэмы. В его лирической поэме «Песня о звездах», раскрываясь в малой словесной форме, лирическое переживание автора (или лирического героя), выступает обобщено, а главный герой в них часто сам автор.

Поэтическая практика, и в частности, исследуемого нами творчество Алир-зы Саидова, свидетельствует, что «наряду с эпическими и лиро-эпическими поэмами в поэзии XIX века и особенно XX века созданы выдающиеся лирические поэмы» [9, с. 128.] Именно такая форма оказалась успешной для выражения авторской идеи рассказать о событии, перевернувшем мир в 60-х годах XX века, в «Песне о звездах». Поэма начинается с балладного запева: Родина!

Если в глазах моих Грусти туман ворохнется Не омрачит он собою Твой озаряющий взгляд [11, с. 38].

Для усиления лирического начала Алирза Саидов вводит в поэму элементы фольклорной поэтики: эпитеты, символику, метафоры, усложнение стиха инверсионными словосочетаниями, припевами, рефренами: «Поля бескрайние», «Грусти туман», «Озаряющий взгляд», «Льющие сквозь твое солнце». Несмотря на то, что произведение занимает всего девять страниц, в ней шесть, емких по сути, глав, каждая из которых имеет свое значительное название. «Родина позвала», «Наши едины сердца», «Сын всех матерей», «Марш мира», «Ради Земли».

В этой маленькой поэме с лирической проникновенностью и с эмоциональной насыщенностью уместились глобальные события почти всего XX столетия. Алирза Саидов показывает величие ума человека, подвига человека во имя человечества и силу обаяния героя, которого все матери назвали своим сыном. Такие изобразительные средства как: «звездно-высокий», «небожитель»; сравнения: «солнце», «чинара», «саз», «сердцем прост») используются автором, чтобы раскрыть образ простого величия Гагарина. О таких произведениях можно сказать, что это «.поэма не по внешнему масштабу охвата жизненных явлений, а по глубине их осмысления» [3, с. 14]. Особенность стиля такой данной поэмы -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.