ЛИРО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ А. САИДОВА «ВЕТКА ЧИНАРЫ»
© Абдулгалимова И.А.*
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, г. Махачкала
В работе анализируются особенности драматической поэмы Алирзы Саидова «Ветка чинары», а также сделана попытка проследить проблему решения женской темы автором.
Ключевые слова литературный образ, драма, женская судьба, драматический характер, конфликт.
Творчество Алирзы Саидова можно сравнить с чистым горным родником, из которого можно черпать множество разносторонних богатых художественных идей и шедевров, не теряющих своей ценности из поколения в поколение и предстающие по-разному в различные эпохи. Являясь поэтом, чье творчество и литературная деятельность насыщена обилием и разнообразием таланта и мастерства, в его произведениях заложена такая художественная сила, которая, по словам известного лезгинского литературоведа Г. Гаша-рова «способна изменить, если не весь мир до основания, то хотя бы человека, сделать его чище, лучше, как это делает настоящая любовь» [1, с. 231].
Он принадлежал к плеяде художников второй половины 20 века, обогативших национальную литературу новыми художественными формами и жанрами, придавшими словесному искусству новое звучание и оформление. Не случайно известный литературовед Г. Гашаров, упоминая о прибытии в 60-е годы в национальную литературу «профессионально образованных писателей, получивших высшее литературное образование», - первым упоминает А. Саидова, в произведениях которого нашли отражение «высокий уровень художественной методологии и логика построения литературных произведений, освоение новых жанров и изобразительно-выразительных средств, реформирование поэтического языка» [1, с. 420].
Обращает на себя внимание его поэма «Ветка чинары», в которой наряду с синтезированием лирического и драматического начал, театрального искусства и принципов эпического охвата действительности, отразились проблемы положения женщины-горянки и пути ее решения, предложенные лезгинским поэтом. Его давно волновали проблемы человека и связанные с ним коллизии, по сути, во многих произведениях А. Саидова основной центр тяжести - человек, его заботы, тревоги, стремления, мечты, сила и доброта. Он воспевал и восхищался человеком, утверждал его величие и силу его разума. Явившись свидетельством сопричастности поэта ко всему происходящему, осознание неотделимости личной судьбы от масштабной общест-
* Аспирант.
венной жизни, поэма «Ветка чинары» свидетельствовала как о художественной зрелости мастерства Саидова, так и о новом завоевании в жанре поэмы, в котором он поднимает нравственные проблемы и решает их на социально-психологическом уровне.
Обладая профессиональной интуицией подлинного художника, он ощущал, что назревают в обществе острые проблемы самоопределения и выбора, воспитания молодежи, разумного и достойного существования в обществе. Эти вопросы диктовала сама действительность, происходящие в обществе перемены, обозначенные потребностями духовной жизни горского народа, к которому принадлежал А. Саидов. Нам более важен аспект, раскрывающий особенности лирической полифонии поэта, связанной с созданием театральной драматизированной лирики, в которой автор решился воспользоваться правом «то быть самим собой, то кем-нибудь иным» [2, с. 22]. Говоря о драматургической обстановке 50-70-х годов 20 века Е.Г. Галай пишет, что в этот период драматурги добились больших успехов «в жанровом диапазоне, в художественном решении и развитии конфликта, сформировали свою поэтику, утвердили приемы выражения авторского сознания и существенно повлияли на становление художественной драматургии в целом» [3, с. 8]. Явившись «тенденциозным заказом» своего времени поэма «Ветка Чинары» вместе с тем свидетельствовала о творческом росте самого поэта, в чьем творчестве с наибольшей полнотой проявились черты и свойства яркого и эмоционального пласта литературы - драматургии.
Мы будем анализировать поэму, учитывая «взаимосогласие всех уровней жанра, а также учитывая «ценностные ориентиры» лиро-драматичес-кого жанра, именуемом в литературоведческой среде эстетическим аспектом произведения. Именно в таком единстве проявляет себя художественное сознание поэта, «закодированное в целостности произведения» (К.К. Султанов) и претворенная в ее поэтике.
Поскольку Саидов сложился как «мастер лирического стиха» (Г. Гаша-ров), вооружившись знаниями и поэтическими традициями русской и мировой классики: от Гомера до Байрона, от Пушкина до Твардовского, от Хаяма до Фаиза, в Москве, посетив семинары известных русских поэтов: Владимира Луговского, Павла Антокольского и Льва Ошанина, он в своих произведениях наметил своеобразие и особенности художественного мышления, определил круг проблем и реализовал их на конкретном национальном этническом материале.
На первый взгляд, взятая за основу сюжетная схема поэмы, связанная с молодой девушкой Мехрибан, когда нужно сделать очень серьезный и решительный шаг в жизни и связанные с ней последствия, была в некой мере подготовлена самой жизнью, потому что такого рода события занимают очень важное место в жизни горцев на всем протяжении истории, правда в разных ракурсах и разных проявлениях. Обращение к этой теме вновь свиде-
тельствует о сопричастности поэта к судьбе народа и ко всему происходящему в его жизни, о приобщенности «к огромному и сложному миру, надвигающегося тогда в 20 веке, всей той культуре, которую вобрал в себя поэт, общаясь с русскими классиками» [4, с. 2]. Эта мысль, высказанная Р.А. Ахме-довой о К. Хетагурове в полной мере может быть отнесена и к Саидову.
В этот период отмечается взаимопроникновения литературных родов и жанров, а также других видов искусства. Основной наметившейся тенденцией можно назвать взаимодействие лирики, драмы и театра. «Режиссеры и художники слова оказываются едины в своем творческом устремлении: И. Анненский говорит о необходимости введения в сценическое действие личных авторских переживаний («иронии» и «лирики»); Брюсов определяет актера как лирического поэта, объясняющегося со зрителями на языке чувств, о полной замене «театра быта» «театром души» мечтает В.Ф. Комиссаржев-ская; поисками заняты А.Я. Таиров, Е.Б. Вахтангов, теорию монодрамы разрабатывает Н.Н. Евреинов» - отмечает Е.В. Титова, характеризуя драматургическую ситуацию 20 века [5, с. 79].
Это говорит о том, что распространение и развитие театрального искусства повлекло за собой возникновение театрального мышления у поэтов-лириков, и как следствие, меняется характер лирического изображения. В результате сцена открыла новых авторов - поэтов-лириков, поэзия которых сочетает в себе субъективные ощущения, реализующие на театральной сцене.
Особенность поэмы «Ветка чинары», как произведения написанной в русле обозначившейся тенденции состоит в том, что в ней в равной степени выступают лирическое начало, эпический охват событий и драматический накал отношений между персонажами. Благодаря одновременному развитию двух противоположных тем, комплексу средств художественной выразительности в поэме созданы все условия для реализации драматического действия. Конфликтное начало определяет построение диалога, систему образов, характер лирических монологов, изображение внешнего и внутреннего мира героев. Драматическое действие обнаруживается на двух уровнях художественной структуры. С одной стороны оно обусловлено различной природой происхождения героев. С другой стороны драматическое движение второго уровня заключается в борьбе противоречивости мировоззренческих убеждений. Заимствуя такие признаки драматического рода, как диалоги, монологи, ремарки, разделение на картины, явления, сцены драматическая поэма при этом не теряет свою лирическую и лиро-эпическую основу - свои поэмные свойства.
Стилистически поэма А. Саидова Близка к «Фатиме» К. Хетагурова, «Горянке» Р. Гамзатова, «Дагестанской узнице» А. Шидловского, «Рабият» А. Аджаматова, «Чинаре Дзараха» Д. Дарчиева, в которых общей чертой становится стремление к свободе и всей полноте человеческого счастья,
«неприятие насилия над человеческой личностью и чувствами», «создание драматического сюжета» и характеров, реализовавшиеся в действии.
Известно, что «драматическая поэзия является у народа с созревшей цивилизацией в эпоху расцвета его исторического развития» [6, с. 58]. Поэма А. Саидова вылилась в произведение с драматическим развитием и субъективно-лирическим отражением событий. В ней отражена не только борьба влюбленных за свое счастье, а также столкновение старого и нового мира, борьба двух позиций, двух мировоззрений, развивающихся с драматическим накалом. Первое же действие поэмы «Ветка чинары» позволяет проследить основные линии конфликта, дающие начало развитию основной драме. Мать пытается уговорить непослушную Мехрибан выйти замуж, так как ей уже в тягость постоянные визиты гостей-сватов. Однако дочь не желает выходить «за первого проходимца», а хочет чтобы «сердце подсказало ей в выборе спутника жизни». Здесь можно провести параллель с «Горянкой» Гамзатова, где юная красавица Асият наотрез отказывалась выйти за непутевого Османа, или хотя бы вспомнить Фатиму Коста Хетагурова, которая отказывалась дать согласие кому-нибудь «из лихих князей или узденей». Впрочем, таких примеров в художественной литературе очень много, попытаемся определить оригинальность героини Саидова и мастерство художника в решении данной проблемы. Мехрибан, Асият и Фатиму сближают умение отстаивать собственное мнение, твердый характер, способность к сопротивлению. Спор, который разворачивается между матерью и Мехри-бан, позволяет заглянуть в душу героини, определить ее сущность, взгляды на жизнь:
Диде чан, заз хабар я ви рик1икай,
Ваз к1анзава руш ферикъат хьун, диде.
Вучда вуна бахт авачир рекьикай,
Шехьиз-шехьиз гваз хкведай зун, диде?
Мама, я тебя прекрасно понимаю,
Ты лишь хочешь мне добра.
Однако на что несчастная дорога,
Где со слезами ты будешь меня забирать?1 [7].
Приведенный пример позволяет сделать вывод о том, что основным объектом внимания поэта является сама личность главной героини - это «реальная душевная драма человека у которого нравственная оценка окружающего не сочетается с моральными принципами» [4, с. 2]. Именно поэтому в центр поэтического вдохновения встала проблема Мехрибан, в которой А. Саидов наряду с драматическим развитием событий преследует свои собственные эстетические цели. Это расширяет художественные воз-
1 Здесь и далее приведенные подстрочные переводы принадлежат автору настоящей статьи.
можности поэмы, позволяет все глубже и ярче проследить чувства и стремления человека, его нравственные ориентиры. Они сводятся к общей мысли о том, что для развития нации необходимы такие смелые, самоотверженные, храбрые женщины. Воплощением этой идеи является Мехрибан - нежная, милая, привлекательная, но вместе с тем волевая, целеустремленная, она нашла свою любовь, определила свое место в обществе - таков женский идеал Саидова. Проблему определения места и роли женщины автор решает на уровне семейно-бытовых отношений: он хочет видеть воспитанную образованную женщину, которая достойна уважения мужчины, которая сумеет воспитать здоровое поколение и обеспечит достойное будущее нации. Создание идеальной семьи, основанной на взаимной любви и понимании - вот традиционное решение проблемы женского счастья, предложенное Саидовым.
Мехрибан прекрасна собой, но, кроме того, она еще умна, трудолюбива, и самое главное - она думает о своем будущем, это сильная личность, которая готова и умеет побороться за свои права. И поэтому она преодолевает жизненные преграды и доказывает своими делами - поступками, что она достойна счастья.
С самого первого действия чувствуется сильный характер героини и неизбежность столкновения, дающие начало основной драме, которая будет разворачиваться впереди. «Драматическое действие, если, конечно, оно построено по своим исконным законам, а не в нарушение их, имеет своей единственной целью и пафосом преобразование исходной ситуации, происходящее в тех или иных формах» [8, с. 243] - именно к этому плавно передвигается драматическая ситуация поэмы. Об этом свидетельствуют острая диа-логичность, осознание неизбежности драматического накала, характер и готовность героини к действию, бою, ее поступки и взаимоотношения. Впереди ее ждет тяжелая схватка с ощетинившимися сыновьями хана, которых она блестяще проучит в последней сцене. Решающим фактором в определении жизненной дороги и судьбы героини поэт усматривает в семейном воспитании. Поэму пронизывает идея о том, что человек должен жить в русле высоких нравственных норм, основы которых закладываются в семье. Так, воспитанная в лучших этических традициях Мехрибан, в обращении с женихами, которые на самом деле ей противны, повела себя достойным образом. Она к каждому из них нашла индивидуальный подход и не позволила себе ни резкости, ни грубости, ни повышения тона. Зато очень и мягко и остроумно, с привычным для нее чувством юмора, проводила неприятных гостей. Это помогает ей успешно решить проблему и обеспечить благополучие в будущем.
Особенности драматических и лирических жанров находят отражение в создании образов женихов Мехрибан. В изображении ханских сыновей автор использует светлый юмор, чтобы показать примитивность мышления и никчемность их душ. Пытаясь вызвать положительное впечатление у Мех-
рибан, они стараются демонстрировать свое словесное богатство, выражаясь лирическими поэтическими текстами. Мехрибан остроумно подхватывает тон каждого из них и отвечает им той же монетой. В диалоге с ними чувствуется интеллектуальное богатство Мехрибан, ее острый ум, находчивость, чувство юмора, смекалка. И при всем этом ее сопровождают душевная красота, мягкость, нежность, настойчивость и упорство характера.
Следует отметить, что при создании образа героини Саидов старается не упустить ни одной детали, раскрывающей нравственный облик своей героини. Он сумел запечатлеть в своем произведении и внешнюю красоту идеала женщины, и красоту внутреннюю, духовную. Красоту мысли, чувства, идеи, поступка, благородство ее устремлений. Ее высказывания о труде, правде и любви, об истинных ценностях человеческой сущности выражают настоящие убеждения Мехрибан, симпатии, которой на стороне простого народа. От индивидуального масштаба оценки ситуации мысли главной героини устремляются к осмыслению народной судьбы, отношении власти к народу, проявляющейся в угнетении простого человека. Правда о тяжелой народной участи усиливается изображением трагических сцен эксплуатации простого человека, его тяжелого положения. Но сильная личность не желает смириться, она решительно настроена и готова к бою, протесту, бунту. От индивидуального видения ситуации поэт плавно подводит читателя к осознанию необходимости менять существующий порядок. Поэтому, рассказывая о положении бедняков, автор использует риторические вопросы, чтобы подчеркнуть все невзгоды жизни простого народа:
Имни хан я, идан гъилик инсанри К1валахзава пелелай гьекь алахьиз. А къизилар фирай вичин игьсанриз Халкьди к1ват1ай, вилелай нагъв авахьиз. Яз ханарихъ писни хъсан жедай туш, Жаллат1ар я фендигарни, сефигьни, Чан алайдан к1усни язух къведай туш, Ч1угвадай туш гьак1 кьейидан гьайифни. Гьикьван гагьда, дуьнья вун чал хъуьреда, Муьгьуьббатни масса къачуз пуларихъ?.. Мус агъаяр Шарвилидин жуьреда Кьамалай кьаз геляда на цларихъ?! И это хан, на кого простые люди Работают, не покладая рук. Да пропади пропадом его золото Что народ собрал со слезами на глазах. Ну да, им не дано знать что хорошо, что плохо, Ну что там какой-нибудь слуга, раб, глупец, Никогда не пожалеют живого существа.
Ну, сколько, жизнь, ты будешь над нами насмехаться?.. Даже чувства продавая и покупая за деньги?.. Ну, когда же подобно храбрецу Шарвили Мучителей накажешь ты? [7]
Использование художественной детали и символа позволяет А. Саидову выразить свое отношение ко всему происходящему на сцене. Так, ветка чинары, о которой упоминается в последнем действии поэмы, выступает символом свежей силы, молодости, жизни и мудрости. Воплощением этого символа являются влюбленные Мехрибан и Азадхан, которого она выбрала достойным спутником по жизни. Конечно, героев впереди ждет тяжелая борьба за свои идеалы, и назревающий бунт потребует от них много сил и терпения. Героев ждут очень большие испытания и трудности, с которыми они, безусловно, справятся. Нам важно то, что произошло «окончательное и полное выявление и обнаружение характера» героини [8, с. 253]. Автор очень постарался над созданием ее образа. Она в поэме как бы одна, Азад-хану и другим персонажам Саидовым уделено куда меньше внимания, очевидно, что образ Мехрибан создан с большей любовью и уважением. Она идеал для Саидова, как для Пушкина идеалом была Татьяна, для Расула Гамзатова Асият, для Коста Хетагурова Фатима. Смысл этого женского образа в том, что она бросила вызов общественному злу, более того, той среде, в которой она выросла и находилась. Главной чертой ее натуры мы склонны считать любовь к свободе, независимость характера, непреклонность перед опасностями и препятствиями. Саидов сумел создать тот идеал, который существует в сознании и подсознании настоящего мужчины-горца, и преподнес ее символически. Цель этого - воспитание у молодого поколения эстетического вкуса, благородства, душевной красоты, самоотверженности. Вот такая вот связь личного чувственного и общенародного есть поэтический знак глубокой причастности личности поэта к народному духу.
Список литературы:
1. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. История и современность. - Махачкала, 1998. - С. 231.
2. Бодлер Ш. Маленькие поэмы в прозе. - СПб., 1911. - С. 22.
3. Галай Е.Г. Специфика и реализация конфликта в русской и адыгейской драматургии 50-70-х годов 20 века [Электронный ресурс]: автореф. ... канд. наук. - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ad.
4. Ахмедова Р.А. Эстетический мир и концепция жизни в поэме Коста Хетагурова «Фатима». Вестник владикавказского научного центра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: íile:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0% ВС%00%В8%00%ВВ%Б0%В8%Ш%81%Ш%82%Ш%80%00%В0%Ш%
82%D0%BE%D1%80/Downloads/%D0%9A%D0%BE%D1%8%D1%82%D0 %B0%2012%20(7).pdf.
5. Титова Е. В. Жанровая типология поэм М.И. Цветаевой: автореф. дисс. ... кандид. наук. - Вологда, 1997. - С. 79.
6. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: в 13 томах. Т. 5. - М., 1954. - С. 58.
7. Саидов А. Избранные произведения. - Махачкала, 2012. - С. 225.
8. Теория литературы. - М., 1964. - С. 243.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИРЗЫ САИДОВА
© Абдулгалимова И.А.*
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, г. Махачкала
В статье сделана попытка изучить художественные возможности лирической поэмы в творчестве Алирзы Саидова, а также определить жанровые и структурно-стилевые особенности лирических поэм указанного автора.
В зависимости от общественно-исторических, социально-экономических и культурных особенностей жизни общества получает развитие та или иная тенденция, реализующаяся в системе художественного пространства литературы. В системе жанровых разновидностей литературы поэма остается способной выражать общее отношение художника к действительности в определенном преломлении и переосмыслении событий и перемен. «В рамках любой исторически сложившейся жанровой системы поэма, признаки которой реализуются в конкретном художественном произведении, проявляет себя как «форма видения и осмысления определенных сторон мира» (М. Бахтин) и как «форма движения литературного процесса» (Стенник) [1].
Вторая половина 20 века характеризуется усилением лирического начала и расцветом лирической поэзии, главным предметом которой становится демонстрация внутреннего состояния души героя, восприятия, его чувств, ощущений, эмоций и настроений. Стремление проникнуть в сокровенные области человеческого бытия, осмыслить многообразие его физической и умственной деятельности, осознание возможностей жанровых границ приводит к распространению лирической поэмы и лирических форм поэзии. Эмоциональная пропитанность текста, сильный напор чувств, лирическая прочувствованность материала, глубоко личностный подход к теме характеризуют произведения этого периода. Лирика была признана всеми поэтами
* Аспирант.