Научная статья на тему 'Особенности гендер-концепта в творчестве Н. А. Некрасова и в кавказской поэзии хiх-хх веков'

Особенности гендер-концепта в творчестве Н. А. Некрасова и в кавказской поэзии хiх-хх веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / КОНЦЕПТ / ТРАДИЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ / СТЕРЕОТИП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гасанов Ибрагим Абакарович

В статье рассматривается гендерная проблематика лирики Н. А. Некрасова, особенности его гендер-концепта. Исследуется малоизученный аспект влияния некрасовских гендерных традиций на кавказскую поэзию ХIХ-ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гендер-концепта в творчестве Н. А. Некрасова и в кавказской поэзии хiх-хх веков»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Elmira Z. Gasaynaeva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Tamara M. Ozdeadzhieva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Romano-

Статья поступила в редакцию 10.02.2016 г.

Филологические науки / Philological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 821.161.1 / UDC 821.161.1

Особенности гендер-концепта в творчестве Н. А. Некрасова и в кавказской поэзии XIX-XX веков

© 2016 Гасанов И. А.

Большеарешевская средняя общеобразовательная школа Кизлярского района Республики Дагестан, Россия; e-mail: [email protected]

Резюме. В статье рассматривается гендерная проблематика лирики Н. А. Некрасова, особенности его гендер-концепта. Исследуется малоизученный аспект влияния некрасовских гендерных традиций на кавказскую поэзию XIX-XX вв.

Ключевые слова: гендер, концепт, традиции, социокультурная роль, стереотип.

Формат цитирования: Гасанов И. А. Особенности гендер-концепта в творчестве Н. А. Некрасова и в кавказской поэзии Х1Х-ХХ веков // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 60-64.

The Gender Concept Features in N. A. Nekrasov's Works and in the Caucasian Poetry of the 19-20th centuries

© 2016 Ibragim A. Gasanov

General School, Bolshaya Areshevka Village, Kizlyar district, the Republic of Dagestan Russia; e-mail: [email protected]

Abstract. The author of the article considers the gender problems of N. A. Nekrasov's lyrics, his gender concept features. He explores the insufficientlystudied aspect of the influence of Nekrasov's gender traditions on the Caucasian poetry of the 19-20th centuries.

Keywords: gender, concept, traditions, socio-cultural role, stereotype.

For citation: Gasanov I. A. The Gender Concept Features in N. A. Nekrasov's Works and in the Caucasian Poetry of the 19-20th centuries. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 60-64. (In Russian)

Germanic and Oriental Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Nelly A. Makhmudova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Romano-Germanic and Oriental Languages, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Article was received 10.02.2016.

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

Наиболее ярко, правдиво и широко женская тема в русской литературе нашла отражение в поэзии Н. А. Некрасова, причем некрасовские традиции изображения женских судеб оказали влияние на творчество многих кавказских поэтов, в том числе и на Р. Гамзатова.

В исследованиях (как творчества Н. А. Некрасова, так и кавказских поэтов Х1Х-ХХ вв.), посвященных изображению женских образов в поэзии, преобладает все же не социокультурный принцип изображения женщины, а маскулинный (т.е. точка зрения господства мужчины в обществе). В этом контексте анализ гендерной проблематики в лирике Некрасова и кавказских поэтов XIX-ХХ вв. представляется весьма важным и актуальным.

Проблема видится еще более интересной в том, что социально-бытовое, семейное, нравственное положение женщин на Кавказе сложилось под влиянием двух сильных факторов - вековых традиций и требований ислама к женскому этикету, и эта регламентация психологически сильно мешает объективному рассмотрению вопроса. Именно гендерный подход в изучении художественного изображения женщин в лирике Н. А. Некрасова и кавказских поэтов представляется наиболее продуктивным. Анализ социокультурных ролей мужчины и женщины и реалистическое изображение этой проблемы позволит нам высветить эстетические и этические особенности горского космоса и значение влияния поэтических традиций Некрасова этого направления на кавказскую поэзию.

Несмотря на цивилизационные, социокультурные различия в статусе женщин и мужчин в русском и горском обществах, внимательное прочтение текстов Н. А. Некрасова и кавказских поэтов XIX-XX вв. приводит к выводу о том, в какой степени близки судьбы русской крестьянки и горянки. Категория гендера в лирике Н. А. Некрасова и кавказских поэтов XIX-XX вв. ярко характеризует культурный уровень как русского, так и кавказского общества.

Базовыми текстами, в которых гендерная мотивировка поведения проявляется особенно ярко, являются, на наш взгляд, стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка», «В дороге», поэмы «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая», стихи Р. Гамзатова «Мама», поэма «Берегите матерей», «Горянка».

Некрасовские традиции оказали серьезное влияние на кавказскую поэзию. Оно особенно значимо в направлении влияния некрасовских образов на лирику кавказских поэтов-просветителей и революционеров. Резкое разграничение мужского и женского гендера в горской культуре верно отражено в поэме Р. Гамзатова «Горянка», но не менее остро подобная проблема осмыслена в замечательных стихотворениях Н. А. Некрасова «Тройка», «В дороге». Во вступлении к поэме Р. Гамзатова «Горянка» заметно влияние некрасовских поэтических образов.

Оба поэта выделяют гендерную судьбу молодых женщин - русской крестьянки и горянки.

Н. А. Некрасов:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть...

[6. С. 44].

Р. Гамзатов:

В нагорных аулах до срока

Не старили годы мужчин,

Но было тебе недалеко

От свадьбы до первых морщин.

[6. С. 223]

Xотя есть у Некрасова некоторые произведения, в которых рассматривается та или иная грань женского характера в традиционном аспекте, в поэмах «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая», «Кому на Руси жить хорошо», преодолев традиционные представления и штампы, он изображает женщин, превосходящих по силе духа и стойкости мужчин. Это был новый тип женщин, общественная и нравственная значимость поступков которых разбивала женский стереотип поведения.

Соглашаясь с представителями маскулинной культуры в том, что все же есть профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, который под силу только мужчине, например, образ пахаря в русской поэзии (Кольцов, Никитин, Некрасов и др.) и в кавказской лирике XIX-XX вв. (например, стихотворения О. Туманяна «Песня пахаря» и М.-А. Сабира «Пахарь») связан с мужской силой, но в интеллектуальном и нравственном соревновании некрасовский гендер-концепт, ставящий женщину в равное положение с мужчинами, больше всего и повлиял на кавказскую поэзию, в первую очередь, на лирику Р. Гамзатова.

Создавая образ Асият в поэме «Горянка», Р. Гамзатов, безусловно, имел в виду не только стихотворение Н. А. Некрасова

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 2. 2016

«Тройка», но и его поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Русские женщины», мотивировка поведения героинь которых по целеустремленности отвечала духовным запросам его героини Асият.

Асият из «Горянки» грозит угроза потери социальной идентичности, она выпадает из круга установившихся стереотипов. В горском и русском космосе явно ощутимы свои способы саморегуляции, у мужчин и женщин они различны. Некрасовский ген-дер предполагает ум (в отличие от русского традиционного взгляда на женщину) , активное участие женщины в общественной жизни, но в русском обществе все-таки ее социальная роль (как и в горском) сводилась к нулю, поступки женщин объяснялись биологической заданностью.

Известный дагестанский этнограф С. А. Лугуев пишет о резком разграничении мужского и женского поведения в пространстве (проксемическое поведение): «Завидев группу мужчин, женщина обычно строила свой маршрут таким образом, чтобы пройти мимо них на максимально допустимом расстоянии. Для женщин считалось неприличным переходить дорогу мужчине...» [3. С. 140].

Влияние некрасовских гендерных традиций ощутимо в поэзии К. Xетагурова, особенно в пьесе «Дуня», поэме «Фатима», в стихотворении «Мать сирот». В них К. Xетагуров с большой художественной силой изобразил тип верной, скромной горянки, которая готова претерпеть все муки - больше, чем мужчина-горец.

Горское общество с его жесткой регламентацией мужской и женской моделей поведения в своем историческом развитии выработало особые установки по проблеме «женского» образования (образование для женщины - это зло) и поэтому подобное мироощущение как один из принципов массового сознания горцев и отражается в поэме Р. Гамзатова «Горянка». Близкий к нему взгляд на женскую «ученость» изображен и в некрасовском шедевре «В дороге».

Гендер - это историко-культурное понятие и как таковое вбирает в себя духовный опыт, символику культуры, ментальные представления, традиции народа, поэтому стихотворение Некрасова «В дороге» и поэма Р. Гамзатова «Горянка» в определенной степени обнажают культурные стереотипы и гендерную детерминированность поведения и сознания большей части горского и

российского общества на способности женщин.

В некрасовском стихотворении «В дороге» голосом ямщика озвучена острейшая гендерная проблема:

На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку... Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет... [6. С. 12].

Дело вовсе не в изображении Некрасовым определенного пласта массового сознания (считалось, что поэт отразил общекрестьянский взгляд на женскую грамотность), а в проблеме в целом. Не все представители высшего сословия России считали нужным образование для женщин.

Горское общество, будучи консервативной структурой, со строгой семейно-бытовой иерархией, является еще более нетерпимой к женскому образованию. Подобное мироощущение (не без влияния традиций Некрасова) реалистически изображено в лирике Р.Гамзатова.

В горскую культурную модель не входило женское образование, подобный взгляд ярко отражается в поэме Р. Гамзатова «Горянка». Один из персонажей поэмы пытается отговорить отца Асият: Али, для чего ей учиться? Зачем тебе в доме беда? От грамоты лютой волчицей Становится баба всегда. [2. С. 242].

Система социальной иерархии горского космоса выключает женщину из культур-нообразующей парадигмы, связывая такие понятия, как ум, мудрость, ученость, познания, силу характера только с мужчинами.

Непослушание дочери Али объясняет чтением дочерью книг:

О дочь моя, что с тобою стало, Лишилась от книг ли ума? [2. С. 242].

Налицо интертекстуальная перекличка образов и идей стихотворения Некрасова «В дороге» и поэмы Р. Гамзатова «Горянка», воспроизводящая маскулинный тип ген-дерной модели существования в обоих обществах.

Гендерная идеология формирует в героях Некрасова и Р. Гамзатова определенный стереотип, выработанный обществом.

Для кавказского гендерного концепта весьма характерно маскулинное мироощу-

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

щение. Так в стихотворениях кавказских поэтов Х1Х-ХХ вв., посвященных проблеме поэтического искусства и судьбы поэта в обществе, речь идет только о мужском образе певца (А. Церетели, Иоаннисиан, Р. Патканян, М.-А. Сабир и др.), однако в подобном же ключе изображается поэт и в русской поэзии.

В некрасовских произведениях женщины изображены с чисто» мужскими» чертами: мужеством, силой духа, готовностью к тяжелым испытаниям. Отец княгини Волконской говорит дочери:

Что будет с тобою, голубка моя?

Там нужно не женскую силу!

[7. С. 230].

В глубокой своей основе гендерные предрассудки в русском и горском обществах осмыслены, больше всего конечно, в лирике Некрасова и Р. Гамзатова, в которых, в свою очередь, трансформировалось мироощущение обоих народов.

Так, в лакской исторической песне «Парту Патима» один из главных персонажей Ахмед говорит Парту Патиме:

Мужчину сразишь ли кинжалом своим?

Коня ты пронзишь ли копьем боевым?

Ты женское слово сравнишь ли с мужским?

[8. С. 17].

Некрасовские традиции описания долготерпения русской женщины в семье (побои мужа, пьянство и т.д.) повлияли и на создание некоторых женских судеб у К. Хетагурова.

В стихотворении «Сестре» остро намечена гендерная судьба горянки: светлые мечты женщины, растоптанные издевательствами мужа:

Но нрав необузданный, грубый супруга

Разбил все надежды, мечты...

[9. С. 44].

Этос горянки и русской женщины удобно вписывался в утвердившиеся в массовом сознании гендерные стандарты русского и горского обществ. Стихотворение К. Хетагурова по духу и поэтической образности близко некрасовскому шедевру «Тройка».

В системном ряду смыслообразующих персонажей Некрасова, несущих гендерную нагрузку, четко обозначаются стратификационные различия. Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос» выполняет такую же физическую работу (и даже больше), чем муж. В то же время аристократки из поэмы «Русские женщины» и «Княгиня Трубецкая»

выполняют другие социальные обязанности, но по воле судьбы идут на жертвы, испытывая физические нагрузки, но, по убеждению Некрасова, и русские крестьянки, и аристократки в вышеназванных произведениях совершают духовный подвиг.

Возможно, эта способность идти на жертвы и сила духа, ничуть не уступающая мужским действиям, изображенная Некрасовым, и послужила источником развития «женской» некрасовской проблематики в кавказской поэзии, особенно у Р. Гамзатова, который расшатал консервативный кавказский гендер.

Горский же гендер-концепт организует систему социальных иерархий и закрепляет их на века.

Известный дагестанский журналист и военный деятель Максуд Алиханов пишет: «Освященная же веками классификация труда на мужской и женский в такой степени всосалась во взгляды и привычки их, что всякая горянка встретила бы с таким недоумением желание ее мужа приготовить кизяки, испечь хлеб или сходить по воду...» [1. С. 271].

В кавказской литературе (в отличие от некрасовских образов социально активных женщин), например, в лирике И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы, М. Налбандяна, М.-А. Сабира, А. Сиххата, З. Батырмурзаева, С. Габиева, Г. Саидова и др., образ борца за свободу мыслится исключительно в мужском лице.

В горском социуме, как и в любой культуре традиционного типа, жестко разграничивались определенные нормы этикета: мужество, лаконичность речи, терпение, твердое слово, отвага идентифицировались с мужским характером, а многие человеческие слабости приписывались женщинам. Именно в извечно приписанном грехе -распространении слухов женщинами - и о своем несогласии с таким маскулинным обвинением и строит свое стихотворение «Говорят, мой характер» аварская поэтесса Майсарат Магомедова:

Забирайте нашу слабость да все такое... А достоинство мужское женщинам верните. [4. С. 229].

Веками внедряемые в массовое сознание представления о женской «слабости» дают о себе знать до сих пор как в научной, так и в художественной литературе. Одна из пер-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016

вых исследовательниц проблемы гендера К. Миллет, отмечая социальную дискриминацию по признаку пола, замечает, что «было принято считать «агрессивность» качеством мужчин, «пассивность» - свойством женщин» [5. С. 154].

В этом контексте поэтические образы женщин у Н. А. Некрасова в рамках его ген-дер-концепта явились прорывом в общепринятых предрассудках о женских способностях и той роли, которые они могут играть в обществе. Некрасовские традиции

Эпоха, 2005. 414 с.

2. Гамзатов Р. Две шали. М.: Советская Россия, 1971. 366 с.

3. Лугуев С. А. Культура поведения и этикет дагестанцев в Х!Х- нач.ХХ вв. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. 304 с.

4. Магомедова М. Говорят, что мой характер. М.: Современник, 1987. 590 с.

2. Gamzatov R. Dve shali [Two shawls]. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1971. 366 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Luguev S.A. Kultura povedenia i etiket dage-stancev XIX-nachala ХХ vv. [Culture of behavior and etiquette of Dagestan people in the 19th-the beginning of the 20th cc. Makhachkala, IHAE DSC RAS Publ., 2006. 304 p. (In Russian)

4. Magomedova M. Govoriat, chto moj haracter [They say, my character]. Moscow, Sovremennik Publ., 1987. 590 p. (In Russian)

5. Millet K. Theory of sexual politics. Voprosi

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанов Ибрагим Абакарович, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы Большеарешевской средней школы, Кизлярский район РД, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.12.2015 г.

изображения женской судьбы и ролевого поведения женщин оказали большое влияние на творчество Р. Гамзатова, К. Xетагурова и других кавказских поэтов.

Кавказская поэзия XIX-XX вв. отразила все противоречивые представления о социальных и биологических функциях женщины, однако многие кавказские поэты под влиянием некрасовских образов сумели объективно изобразить социокультурные роли мужчин и женщин в обществе.

Вопросы философии, 1994. № 9. С. 148-173.

6. Некрасов Н. А. Полн.собр.соч. и писем. В 15 т. Т. 1. Л.: Наука, Ленигр. отд., 1981. 720 с.

7. Некрасов Н.А. Полн.собр.соч. и писем. В 15т. Т.5 Л.: Наука, Ленигр.отд., 1982. -686с.

8. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 380 с.

9. Хетагуров К. Собр.соч. в 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1974. 148 с.

In 15 volumes. Vol. 1. Leningrad, Nauka Publ., Leningrad branch, 1982. 720 p. (In Russian)

7. Nekrasov N. A. Complete Works and Letters. In 15 volumes. Vol. 5. Leningrad, Nauka Publ., Leningrad branch, 1982. 686 p. (In Russian)

8. Poezia Dagestana. Antología [Poerty of Daghestan. Anthology]. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1971. 380 p. (In Russian)

9. Khetagurov K. Complete Works in 3 volumes. Vol. 2. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura Publ., 1974. 148 p. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Ibragim A. Gasanov, Ph. D. (Philology), Russian and Literature teacher, general school, Bolshaya Areshevka village, Kizlyar region, the Republic of Dagestan, Russia; e-mail: [email protected]

Article was received 17.12.2015.

Литература

1. Алиханов М. В горах Дагестана. Махачкала: 5. Миллет К. Теория сексуальной политики //

References

1. Alikhanov M. V gorah Dagestana [In the mountains of Daghestan]. Makhachkala, Epokha Publ., 2005. 414 p. (In Russian)

filosofii [Problems of philosophy], 1994. No. 9. P. 148-173. (In Russian)

6. Nekrasov N. A. Complete Works and Letters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.