Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ В ВОЗДУШНЫХ СРАЖЕНИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ И НА КУБАНИ В 1943 ГОДУ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ В ВОЗДУШНЫХ СРАЖЕНИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ И НА КУБАНИ В 1943 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / КУБАНСКИЙ ПЛАЦДАРМ / ВОЗДУШНЫЕ БОИ НАД «ГОЛУБОЙ ЛИНИЕЙ» / ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ / СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ / ЛЮФТВАФФЕ / МАССИРОВАННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ УДАР / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Януш Сергей Владимирович

На основе малоизученных материалов дается анализ воздушных сражений в Сталинградской битве и за Кубанский плацдарм в 1943 году; рассматриваются вопросы развития тактики ВВС, совершенствования искусства управления авиацией. Показаны предпосылки окончательного перехода инициативы к советским ВВС в 1943-1944 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF GAINING SUPREMACY IN AIR BATTLES DURING THE BATTLE OF STALINGRAD AND IN KUBAN IN 1943

Stemming from little known materials the paper analyzes air battles in the Battle of Stalingrad and for the Kuban stronghold in 1943; it looks at issues of furthering air force tactics, and improving the art of aviation control. It also shows the prerequisites of definitive initiative transfer to the Soviet Air Force in 1943-1944.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАВОЕВАНИЯ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ В ВОЗДУШНЫХ СРАЖЕНИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ И НА КУБАНИ В 1943 ГОДУ»

Особенности завоевания господства в воздухе в воздушных сражениях Сталинградской битвы и на Кубани в 1943 году

Полковник запаса С.В. ЯНУШ, доктор исторических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе малоизученных материалов дается анализ воздушных сражений в Сталинградской битве и за Кубанский плацдарм в 1943 году; рассматриваются вопросы развития тактики ВВС, совершенствования искусства управления авиацией. Показаны предпосылки окончательного перехода инициативы к советским ВВС в 1943—1944 годах.

Stemming from little known materials the paper analyzes air battles in the Battle of Stalingrad and for the Kuban stronghold in 1943; it looks at issues of furthering air force tactics, and improving the art of aviation control. It also shows the prerequisites of definitive initiative transfer to the Soviet Air Force in 1943-1944.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Таманский полуостров, Кубанский плацдарм, воздушные бои над «Голубой линией», господство в воздухе, советская авиация, люфтваффе, массированный авиационный удар, органы управления авиацией.

Taman Peninsula, Kuban stronghold, air fighting over the Blue Line, supremacy in the air, Soviet aviation, Luftwaffe, concentrated air strike, aviation control bodies.

РАССМАТРИВАЯ историю Великой Отечественной войны (ВОВ), специалисты определяют, что в сражениях за Сталинград и Кавказ значительно выросло профессиональное мастерство всех звеньев руководства Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), войска накапливали бесценный опыт ведения боевых действий, особенно анализировались успешно проведенные наступательные операции.

В 1942 году Народный Комиссар Обороны СССР отмечал: «Красная Армия имеет все необходимое для достижения победы над врагом, ей не хватает только одного — умения использовать первоклассную технику, которую предоставляет ей Родина»1. Это было характерным и для Военно-воздушных сил (ВВС).

Вместе с тем в общую победу над фашистской Германией и ее сателлитами весомый вклад внесли наши доблестные Военно-воздушные силы. Не принижая роли других видов Вооруженных Сил, хотелось бы отметить, что наша авиация добилась выдающихся результатов в Великой Отечественной войне, и только при не-

посредственной воздушной поддержке войск был достигнут значительный успех и победа в войне в целом2.

Масштабы борьбы за господство в воздухе, ее решительный характер обусловливались возросшими требованиями, складывавшимися в ходе вооруженной борьбы. В зимних операциях 1942—1943 годов и летне-осенней кампании 1943 года ВВС Красной Армии подготовили и провели ряд последовательных и сильнейших ударов по авиации противника, в ходе которых были разгромлены ее основные группировки. В ходе ожесточенной воздушной борьбы на советско-германском фронте наметились успех и преимущество советских ВВС.

Несомненно, этот успех был развит в сражениях под Сталинградом и закреплен в воздушных сражениях за Кубань, а в воздушных сражениях под Курском летом 1943 года он был окончательно завершен. Важнейшими вехами на пути завоевания советской авиацией господства в воздухе стали Сталинград, Кубань и Курск, вошедшие славными страницами в историю ВОВ. В Сталинградском сражении в период контрнаступления принимали активное участие 2-я, 17-я, 16-я и 8-я воздушные армии. Серьезную поддержку оказывала дальняя авиация. Соотношение воздушных сил было следующим: против наших 1414 боевых самолетов, сражались 1216 самолетов противника3.

Главным координатором усилий советской авиации был представитель Ставки ВГК командующий ВВС Красной Армии генерал А.А. Новиков. Он занимал эту должность с апреля 1942 года. В этот период шли структурные изменения во фронтовой авиации, и новый главнокомандующий ВВС на практике проверял возможности авиационных объединений.

Во время начавшегося контрнаступления плохая погода ограничила боевые действия авиации. Борьба за

господство в воздухе стала возможной только после улучшения погоды, с 25 ноября 1942 года.

Активность авиации резко возросла, и в воздухе разгорелись ожесточенные бои. В ходе воздушных боев была отработана система авиационного управления и налажено взаимодействие с наземными войсками.

С 25 по 30 ноября 1942 года советские летчики в воздушных боях и на аэродромах уничтожили около 200 самолетов противника и стали доминировать в воздухе4.

Ожесточенная борьба усиливалась с каждым днем. Командование гитлеровских войск пыталось наладить снабжение окруженных в районе Сталинграда войск, для этого гитлеровской авиацией был создан так называемый «воздушный мост». Сухопутные части вермахта, ведя наступательные операции с помощью наземных подвижных соединений, пытались деблокировать замкнутые в кольцо немецкие соединения.

Для выполнения этой задачи на сталинградское направление были привлечены лучшие немецкие истребительные и бомбардировочные эскадры, крупные транспортные авиагруппы. В последних числах ноября 1942 года для переброски необходимых грузов руководители люфтваффе стали использовать до 600 транспортных самолетов ¡ы-52, ГУ-200 и другую авиационную технику.

Возросшие потери и сложная воздушная обстановка заставили командование люфтваффе использовать в большей степени бомбардировщики Ив-111 и ¡11-88.

Из элитных летных школ Германии в качестве пилотов транспортных самолетов были привлечены опытные инструкторы. Эти пилоты были подготовлены выполнять боевые задачи в любую погоду, производить полеты на дальние расстояния по приборам днем и ночью. Они могли в одиночку

С.В. ЯНУШ

пробиваться к окруженным войскам даже в нелетную погоду.

Советское командование провело анализ сложившейся обстановки и приняло решение на осуществление воздушной блокады окруженной группировки немецко-фашистских войск. Отдельные вопросы этой операции отрабатывались специалистами главного штаба Военно-воздушных сил Красной Армии. Воздушная блокада, организованная советской авиацией, в целом дала положительные результаты. Мощная группировка люфтваффе не оказала нужной помощи окруженным войскам и понесла большие потери.

По оперативным сводкам, составленным начальником военно-исторического управления ВВС фашистской Германии, занимавшимся обобщением и осмыслением опыта войны, с 24 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года немецкая транспортная авиация доставляла в среднем 94,16 т грузов в день, в то время как потребность окруженных войск составляла 946 т в сутки5.

Отмечая безусловный успех советской авиации в борьбе с транспортной авиацией противника, необходимо отметить, что достичь полной воздушной блокады все же не удалось. Потери врага в воздухе и на аэродромах составили 1200 самолетов, из них 82 % транспортных и бомбардировщиков. Кроме того, огнем зенитной артиллерии было сбито еще 146 вражеских самолетов. Однако в район окружения было доставлено 6,6 тыс. т различных грузов и вывезено в тыл 34 тыс. раненых и больных солдат и офицеров.

Сталинградская битва закончилась полным разгромом окруженной немецко-фашистской группировки. Немало войск саттелитов Германии, также попали в советский плен. Немаловажную роль в достижении этой победы сыграли ВВС Красной Армии. Всего за период наступательных операций советская авиация произвела около 36 тыс. боевых вылетов, в ходе кото-

рых 1416 самолетов противника были уничтожены, а по вражеским объектам было применено 8 тыс. т бомб.

Потери наших авиационных соединений составили 512 самолетов, что почти на 1000 меньше, чем за оборонительный период Сталинградской битвы6.

Возрастание роли управления ВВС обусловило необходимость серьезного улучшения уровня подготовки авиационных руководящих кадров.

Верховный Главнокомандующий в приказе от 1 мая 1943 года требовал: «...Повысить культуру работы войсковых штабов, добиваться того, чтобы штабы частей и соединений Красной Армии стали образцовыми органами управления войсками»7.

Офицеры штабов в годы войны выполняли широкий круг обязанностей, который охватывал все стороны жизни авиационных объединений и соединений. Штабисты должны были знать на отлично тактико-технические особенности эксплуатируемой авиационной техники, принципы оперативно-тактического использования всех родов войск и всех родов авиации. Особенно они должны были иметь полное представление о характере и особенностях театра военных действий, хорошо разбираться в обстановке на направлениях, где осуществлялись операции. Это было необходимо для осуществления правильного анализа численности, характера сосредоточенных сил противника и возможных его действий в любых условиях.

Весной 1943 года наступательные боевые действия развернулись на южном крыле советско-германского фронта. Значительная часть воздушных боев велась над Таманским полуостровом. Ряд очень веских причин вызвал высокую боевую активность авиационных соединений над Кубанью. Немецко-фашистские войска стремились удержаться на Таманском полуострове во что бы то ни стало.

Это было нужно противнику не только для того, чтобы использовать Тамань как плацдарм для последующих наступательных действий на Кавказе. Враг намеревался сравнительно малыми силами сковать здесь войска Северо-Кавказского фронта и не допустить их переброски в район Курска, где готовилась операция «Цитадель»8.

Защищая «Голубую линию» и имея недостаточное количество сухопутных войск, немецко-фашистское командование предполагало широкое использование авиации. К северу от Азовского моря большая часть аэродромов вышла из строя из-за весенней распутицы, что дало возможность сосредоточить на аэродромах Крыма и Таманского полуострова до 1000 немецких самолетов. Противник для усиления своей группировки сконцентрировал более 200 своих бомбардировщиков, базировавшихся на Донбассе и на юге Украины. Бомбардировщики без смены своих мест базирования имели радиус действия, который позволял решать задачи на Тамани.

Основу немецко-фашистской авиационной группировки составляли бомбардировщики. Истребительная авиация была представлена самолетами ГУ-190 и Ме-109 и насчитывала более 220 машин последних модификаций. В бой против наших воздушных бойцов вступали отборные авиационные соединения: эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зеленые сердца», укомплектованные лучшими асами Геринга. Они должны были быстро разобраться с авиацией Красной Армии, нанеся ей существенные потери, создать необходимые предпосылки для успешного проведения операции «Цитадель»9.

Получив оперативные данные об усилении группировки немецко-фашистской авиации на Тамани, советское командование для эффективного противодействия ей создало единое

авиационное командование — ВВС Северо-Кавказского фронта. Руководить авиацией фронта был назначен К.А. Вершинин. В начале апреля 1943 года в его распоряжении находилось 250 боевых самолетов 4-й воздушной армии (командующий — генерал Н.Ф. Науменко), более 200 боевых машин 5-й воздушной армии (командующий — генерал С.К. Горюнов), 70 самолетов ВВС Черноморского флота (командующий — генерал В.В. Ерма-ченков) и 60 машин — авиации дальнего действия (под командованием генерала Н.С. Скрипко)10.

В количественном отношении наша авиационная группировка имела перевес над противником в 25—30 %, но в качественном отношении — до 35 % составляли ночные бомбардировщики «По-2». Правда, шло ускоренное обновление авиационного парка, в авиационные части стали массово поступать новые истребители ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б.

Сосредоточение больших масс противоборствующей авиации для действий в ограниченном районе и решительность целей, поставленных перед нею, по существу, определили напряженный характер борьбы в воздухе. Воздушные сражения, развернувшиеся на Кубани и Таманском полуострове, представляли собой совокупность взаимосвязанных по целям и замыслу групповых воздушных боев. Так, например, 29 апреля 1943 года было проведено 42 воздушных боя, в ходе которых 25 самолетов противника было уничтожено. Авиационные сражения с небольшими перерывами длились несколько суток.

Борьбу за господство в воздухе в небе Кубани вели не только истребители, но и советские бомбардировщики.

Удары по аэродромам противника осуществлялись как в рамках систематических боевых действий, так и в форме воздушной операции. С 20 по 28 апреля 1943 года на южном

крыле германского фронта по указанию Ставки ВГК силами 8-й, 17-й, 4-й и 5-й воздушных армий и группы авиации дальнего действия была проведена воздушная операция в целях ослабления противостоящей вражеской авиационной группировки. Операцию активно поддержала часть сил авиации флота. Согласно плану, который был утвержден представителями Ставки Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым и маршалом авиации А.А. Новиковым, массированные авиационные удары были нанесены по 18 аэродромам противника, на которых было обнаружено большое сосредоточение вражеских самолетов. В результате успешно проведенных боевых действий более 260 самолетов противника были уничтожены. Особенно удачными были удары авиации дальнего действия по крымским авиабазам Саки и Сарабуз, где располагалась 55-я бомбардировочная эскадра люфтваффе.

Борьба в воздухе разгоралась с новой силой в периоды с 29 апреля по 10 мая и с 26 мая по 7 июня 1943 года авиационные наблюдатели ежедневно фиксировали до сорока воздушных боев. Они проходили над сравнительно небольшими участками земной поверхности (30 х 30 км) и захватывали районы станиц Крымская, Киевская и села Молдаванское. В каждом сражении с обеих сторон принимало участие до 50—80 самолетов. Всего с 17 апреля по 7 июня 1943 года советская авиация произвела около 35 тыс. боевых вылетов, их них 77,6 % приходилось на долю воздушных армий и 13,7 % — на ВВС Черноморского флота. В этот же период отмечено около 39 тыс. пролетов авиации противника через линию фронта, из них 82 % составляла бомбардировочная авиация противника.

Потери достаточно быстро восстанавливались, в авиационные соединения прибывали новые части.

Однако время безнаказанных действий вражеских бомбардировщиков закончилось. Авиация Красной Армии полностью контролировала обстановку. В 782 проведенных советскими летчиками воздушных боях было сбито 836 вражеских самолетов11. А всего за время воздушных сражений на Кубани потери немецко-фашистской авиации составили более 1100 самолетов, и люфтваффе вступили в летнюю кампанию 1943 года не усиленными, как этого хотело германское военное командование, а ослабленными. Только истребительная авиация ВВС Красной Армии в воздушных сражениях уничтожила 800 немецких самолетов, потеряв своих вдвое меньше. Здесь были развеяны многочисленные легенды о грозных асах люфтваффе, зато появилось много своих героев. За участие в воздушных боях на Кубани и Таманском полуострове 52 летчика получили высокое звание Героя Советского Союза, среди них — А.Ф. Клубов, Н.Ф. Смирнов, Б.Б. Глинка и Д.Б. Глинка. Здесь оттачивали свое профессиональное авиационное мастерство будущие дважды Герои Советского Союза Н.М. Скоморохов и В.А. Попков. Многие из летчиков-асов, продолжая традицию, начатую под Сталинградом, стали украшать фюзеляжи своих самолетов различными надписями, графическими символами и звездочками, отмечая количество зарегистрированных побед, тем самым вызывая на себя огонь немецких истребителей. Военный совет Северо-Кавказского фронта в июне 1943 года отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»12.

Анализируя воздушные сражения за Кубань и Таманский полуостров, отмечаем, что пополнение ВВС Крас-

ной Армии офицерским составом вполне обеспечивало нужды фронта. Потери летного и командного состава ВВС в 1943 году составили 8355 человек (45,4 % пополнений).

Кроме того, немаловажную роль в совершенствовании знаний и навыков офицеров штабов играла качественно проводимая боевая и оперативно-тактическая подготовка, которая включала коллективную и индивидуальную командирскую учебу, изучение обобщенного боевого опыта, повышение профессионального уровня работников отделов и отделений штабов по специальности, участие их в сборах, в работе всевозможных конференций и сколачивание штаба в целом как органа управления13.

Главное командование ВВС Красной Армии придавало большое значение работе по обобщению, изучению и распространению опыта боевых действий авиации. Так, в конце 1943 и в начале 1944 года в составе оперативных отделов штабов воздушных армий были созданы отделения по использованию опыта войны в составе пяти человек14. В том же году 18—20 ноября

были проведены сборы офицеров штабов воздушных армий, авиационных корпусов и дивизий, ведущих работу по изучению и использованию опыта Великой Отечественной войны.

Уровень подготовки личного состава управлений авиационных объединений и соединений существенно повышался год от года. Это не могло не сказаться на эффективности боевых действий авиации. В своем приказе от 20 августа 1944 года Верховный Главнокомандующий отмечал: «В воздушных боях с врагом наши летчики показали всепримерную доблесть и мужество, а командиры и начальники — умение и военное мастерство в руководстве воздушными операциями»15.

Завоевание оперативного господства в воздухе в сражениях на Кубани создало советским Сухопутным войскам благоприятные условия для подготовки и ведения успешных боевых действий в 1943 году в сражении на Курской дуге, а Военно-воздушным силам — предпосылки для завоевания стратегического господства в воздухе после разгрома люфтваффе под Курском.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Попель Н.Н., Савельев В.П., Шеман-ский П.В. Управление войсками в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1974. С. 16.

2 Соловьев Н.П. Основы управления и службы штабов авиационных частей и соединений Военно-воздушных сил. Монино, 1957. С. 38.

3 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 136.

4 Тимохович И.В. Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат. 1976. С. 38.

5 Дерр Ганс. Поход на Сталинград. М.: Воениздат, 1957. С. 117.

6 Корец Л.Б. Советские ВВС в битве под Сталинградом. М.: Воениздат, 1959. С. 262.

7 Соловьев Н.П. Основы управления и службы штабов...

8 Януш С.В. Красная армия в сражениях за Кавказ (1942—1943 гг.). М.: Илекса, 2020. С. 640—641.

9 Там же.

10 Советские Военно-воздушные силы. С. 122—123.

11 История военного искусства. Монино, 1987. С. 170.

12 ЦАМО. Ф. 319. Оп. 4798. Л. 79.

13 ЦАМО. Ф. 368. Оп. 6476. Д. 22. Л. 5, 11—12.

14 ЦАМО. Ф. 290. Оп. 3284. Д. 90. Л. 34.

15 Соловьев Н.П. Основы управления и службы штабов. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.