Борьба за господство в воздухе на южном фланге советско-германского фронта (1942-1943)
Полковник В.И. МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Дается анализ сражений в воздухе в 1942—1943 годах на южном фланге советско-германского фронта на основе вновь открытых документов и новых материалов. Освещен решающий перелом в авиационных сражениях в небе Кубани и на Курской дуге.
The paper analyzes air battles in 1942—1943 at the Southern Flank of the Soviet-German Front relying on newly publicized documents and new materials. It highlights the decisive turning point in aircraft fights in the sky over Kuban and at the Kursk Bulge.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, подготовка летных кадров, воздушные сражения на Кубани и под Курском, завоевание господства в воздухе, авиапромышленность, поддержка сухопутных войск.
Red Army's counteroffensive at Stalingrad, training pilots, air battles in Kuban and at Kursk, gaining supremacy in air, aircraft industry, support of ground forces.
ОБРАЩАЯСЬ к истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что к ноябрю 1942 года на советско-германском фронте возник определенный паритет в силах и средствах.
К этому периоду в основном закончились эвакуационные процессы, которые были связаны со стремительным продвижением противника вглубь страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии в кратчайшие сроки развернули свою работу сотни оборонных предприятий. Самолеты, танки и другое вооружение поставлялись в действующую армию уже большими партиями. Шли поставки оружия по ленд-лизу, через восточное направление и по «персидскому коридору». Это дало возможность советскому командованию разработать и претворить в жизнь гигантскую по сво-
им масштабам и задействованным силам операцию «Уран», окружить в районе Сталинграда крупнейшую группировку вермахта1 .
Еще далеко не все, что требовалось для успешного ведения боевых действий, получали войска. Недостаточными были поступления мобильных средств связи, радиолокационных станций, других средств управления, что серьезно затрудняло управление войсками на всех уровнях. Остро ощущался дефицит в автотранспорте, в средствах технического обеспечения боевых действий и ремонта боевой и специальной техники.
В этих условиях авиастроители, не жалея сил, отрабатывали поточное производство новых боевых самолетов. Улучшалось качество отечественной авиационной техники, совершенствовалось приборное и радиооборудование, стрелково-пу-шечное и бомбовое вооружение самолетов. Появилась 37-мм автоматическая авиационная пушка для истребителей и 45-мм — для штурмовиков. Создалась новая отрасль авиационной промышленности — самолетная радиоэлектроника. Несмотря на лучшую базу, военную необходимость, полное напряжение и резкое увеличение выпуска боевых машин, авиапромышленность гитлеровской Германии не смогла достичь этих показателей. Однако в области военного строительства перед командованием ВВС Красной Армии встала новая проблема — проблема укомплектования новых авиационных формирований кадрами соответствующих специалистов.
Вследствие того, что значительная часть самолетного парка ВВС Красной Армии по тем или иным причинам была утрачена на земле, образовался некоторый избыток летного состава, усиленный досрочными выпусками из военно-учебных заведений слушателей и курсантов.
В течение 1941—1942 годов осуществлялась ускоренная подготовка летных кадров, был произведен переход на сокращенные сроки обучения. За первые полтора года войны вузы подготовили по сокращенным программам 41 224 человека летного состава2.
Ускоренные курсы обучения и досрочные выпуски из учебных заведений ВВС, произведенные в начале войны, не достигли того эффекта, на который были рассчитаны. Боевой техники, даже устаревшей, на всех не хватало, а качество подготовки летного состава упало. Это стало особенно
заметно в первой половине 1942 года, когда эвакуированные предприятия авиационной промышленности стали поставлять фронту современные на то время боевые самолеты во все возраставшем количестве.
Обучение летчиков с обеспечением им высокого уровня подготовки затруднялось еще и тем, что одновременно с переходом на сокращенные учебные программы и планы на базе авиационных училищ формировались новые боевые авиационные части. Всего военно-учебными заведениями ВВС было создано 142 авиационных полка и 21 эскадрилья.
К сожалению, повторилась ситуация, связанная с началом Первой мировой войны, когда в русской авиации значительная часть опытного инструкторского состава ушла из учебных в боевые полки3. Эта нехватка опытного инструкторского состава в авиационных училищах и школах все сильнее давала себя знать.
Командование ВВС Красной Армии, озабоченное создавшимся положением, искало приемлемые и наиболее эффективные пути решения возникших проблем; необходимо было срочно исправлять обстановку.
Для этого в феврале 1942 года было централизовано управление летными вузами: Управление военно-учебными заведениями было объединено с Управлением формирования и комплектования боевой подготовки ВВС Красной Армии.
Новое управление, изучив обстановку, приняло ряд действенных мер по повышению эффективности работы системы вузов.
Прежде всего по представлению командования ВВС была сокращена численность военно-учебных заведений. Многие летные школы, созданные накануне войны и имевшие слабую научную, методическую и учебно-материальную базу, были расформированы. Сокращение лет-
ных вузов к началу второго периода войны себя оправдало, так как это позволило улучшить техническую оснащенность, повысить научный и методический потенциал действующих летных школ.
До войны общий налет на одного курсанта истребительных школ определялся в 24 часа, а школ бомбардировщиков — 20 часов. Теперь общий налет на одного курсанта устанавливался до 150 часов. Курсанты военных командных училищ должны были овладеть техникой пилотирования днем и ночью, научиться водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельном радиусе действия самолета с боевым применением, вести воздушный бой одиночно и в группе4.
К большому сожалению, в условиях войны налет курсантов был существенно меньше.
Вследствие постоянной потребности фронта в пополнении летными кадрами и в условиях недостаточного количества учебных и учебно-боевых самолетов, крайне ограниченного снабжения горючим, летные школы перешли на поточную систему обучения. Основа этого метода обучения состояла в том, что вместо одного выпуска всего набора курсантов, в школах производились ежемесячные выпуски небольших групп летчиков. В первую очередь готовились наиболее способные курсанты, быстро усваивавшие необходимый минимум летных знаний и навыков. Срок теоретического обучения для них значительно сокращался, особенно за счет нелетных дисциплин. Курсанты со средней успеваемостью задерживались и находились в школах более продолжительное время.
Самым существенным достижением всех нововведений было устойчивое увеличение самостоятельного налета обучаемых, что заметно повлияло на сокращение боевых потерь.
К 1943 году Военно-воздушные силы получили около 35 тыс. самолетов; к концу этого же года выпуск боевых самолетов составлял почти 3 тыс. самолетов в месяц. Учитывая опыт двух лет войны, были переработаны и подготовлены новые курсы учебно-летной подготовки.
Для совершенствования и переучивания летных кадров, под контролем Командующего ВВС Красной Армии была создана сеть курсов усовершенствования, которые были открыты при высших учебных заведениях и при научно-исследовательских институтах Наркомата авиационной промышленности.
В октябре 1943 года в Московском военном округе была создана Высшая офицерская школа воздушного боя*. В ней летчики фронтовой истребительной авиации обучались новейшим приемам ведения воздушного боя, изучали трофейную авиационную технику, совершенствовались в высшем пилотаже и применении средств радиосвязи для управления истребителями в воздушном бою. Продолжительность обучения занимала от двух до семи месяцев. В запасных авиационных полках обучение молодых пилотов заканчивалось, и они отправлялись на фронт.
* Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии была сформирована в Люберцах в июле 1943 года. Ее первым начальником был назначен гвардии генерал-майор авиации Анатолий Жуков.
Несомненно, принятые экстренные меры позволили улучшить положение на фронтах и лишили противника преимуществ, завоеванных им в воздухе в первом периоде войны.
В конце 1942 и в начале 1943 года произошли серьезные изменения в организационной структуре авиационных формирований, но при создании воздушных армий в 1942 году не все предложения авиационных руководителей были учтены. Это привело к тому, что совсем незначительно расширились возможности командования ВВС КА по выполнению маневра между фронтами силами фронтовой авиации в рамках театра военных действий.
Для того чтобы авиасоединение одной воздушной армии перебросить на другой фронт, в другое объединение, требовалось вмешательство Ставки ВГК или ее представителя.
В зимних операциях 1942—1943 годов и летне-осенней кампании 1943 года авиация Красной Армии нанесла ряд мощных ударов по люфтваффе, в ходе которых были разгромлены ее основные группировки. На советско-германском фронте произошел коренной перелом в ходе борьбы за завоевание господства в воздухе. Перелом начался при контрнаступлении под Сталинградом, был усилен в воздушных сражениях на Кубани и окончательно был завершен летом 1943 года в период подготовки и в ходе битвы под Курском.
Весной 1943 года активные боевые действия развернулись на Таманском полуострове. Здесь войска Северо-Кавказского фронта в период с 17 по 25 апреля сорвали попытки фашистского командования ликвидировать плацдарм советских войск на берегу Цемесской бухты в районе Мысхако, получивший название «Малая земля». С 29 апреля началась наступательная операция советских войск с целью разгромить фашистов на Таманском полуострове, однако этой цели достигнуть не удалось. Значительно большее значение, чем действия сухопутных войск, имели
развернувшиеся на Кубани воздушные сражения.
Командованием ВВС Красной Армии на Таманском полуострове было создано единое авиационное командование, руководить которым был назначен генерал К.А. Вершинин. Широкий и быстрый маневр авиационными соединениями, высокий уровень обеспечения боевых действий, особенно в вопросах разведки и материального снабжения, — это были основные черты, характеризующие профессиональную деятельность генерал-лейтенанта Вершинина.
Наибольшее количество воздушных боев проводилось по прикрытию или поддержке ударных группировок сухопутных войск. Так, в период с 17 по 24 апреля 1943 года, на плацдарме в районе Мысхако развернулись ожесточенные бои. Для выполнения операции «Нептун» и ликвидации советских войск, сражавшихся на плацдарме, немецко-фашистским командованием было выделено 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, им противостояло 500 советских самолетов.
В первые дни наступления, используя численное превосходство и преимущество в базировании (аэродромы немецких истребителей располагались в 15—25 км от линии фронта), противник овладел инициативой.
Пикирующие бомбардировщики /и-87 из эскадры полковника Э. Куп-фера почти непрерывно бомбили плацдарм. Следует отметить, что это соединение в составе шести групп пикировщиков было самым мощным из тех, которые создавались немцами с начала Второй мировой войны. Оно же понесло и самые большие потери, полностью утратив боеспособность в ходе сражений. Истребители 4-й воздушной армии сорвали организованные удары по боевым порядкам «малоземельцев». Только в течение
20 апреля в 17 воздушных боях было сбито 50 пикирующих бомбардировщиков.
В отличие от предшествующих операций для прикрытия наземных частей на Таманском полуострове были выделены специальные авиационные соединения, что придало действиям необходимую целеустремленность и обеспечило экономию летного ресурса5.
Оперативным отделом 4-й воздушной армии на каждый день боевых действий был разработан график прикрытия, в котором для каждой дивизии определялись составы групп и время их патрулирования. При этом состав групп зависел от состояния воздушной обстановки.
Из бюллетеней обобщенного боевого опыта, издаваемых Оперативным управлением Штаба ВВС, всему фронту было известно о размещении истребительных подразделений в зонах патрулирования, получившем название «кубанская этажерка». В зоне патрулирования истребители эшелонировались по высотам. В зависимости от обстановки и выделяемого наряда сил боевой порядок истребителей строился в два-три эшелона на высотах от 1500 до 6000 м.
В боях над Кубанью был сделан новый шаг в совершенствовании управления истребителями над полем боя. На направлении главного удара в 4 км от линии фронта был создан пункт управления истребительной авиации фронта, в то время именуемый главной радиостанцией. Его работой руководил располагавшийся на нем командир 216-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации А.В. Борман, до войны занимавший должность заместителя начальника Сталинградского военного авиационного училища по летной подготовке. Он информировал истребителей о воздушной обстановке, с помощью четырех авиа-
ционных наводчиков с радиостанций наведения управлял групповыми воздушными боями, наращивал усилия в ходе боя, вызывая выделенные резервы, контролировал результаты боевых действий, согласовывал вопросы взаимодействия истребителей с наземными средствами ПВО.
Сам пункт управления располагался непосредственно вблизи КП заместителя командующего артиллерией армии по ПВО, что существенно облегчало решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия сил истребителей и зенитной артиллерии.
Интенсивно использовал радиосвязь для управления групповыми воздушными боями и подполковник И.М. Дзусов, командир истребительной авиационной дивизии, в составе которой сражался 16 гвардейский истребительный авиационный полк, известный своими асами: А.И. Покрышкиным, Г.А. Речкало-вым, П.П. Крюковым, В.И. Фадеевым и многими другими6. Эти летчики не просто увеличивали счет своим победам в погоне за всеобщим признанием. Сформировавшееся летное братство явилось подлинной школой боевого мастерства, лабораторией тактики истребительной авиации.
Противник в ходе воздушных сражений старался наносить удары по наземным целям крупными группами авиации. Так, 26 мая 1943 года за три часа над участком прорыва фронта было отмечено до 1,5 тыс. самолето-пролетов вражеской авиации, несмотря на энергичное противодействие наших истребителей и зенитной артиллерии. Все эти недостатки доводились до войск в директивах штаба ВВС КА. Хотелось отметить, что усилия наших бомбардировщиков и штурмовиков наращивались ударами артиллерии боевых кораблей Черноморского флота. Так, только в ночь на 1 мая и в ночь на 14 мая
по аэродрому Анапа ею было выпущено 500 снарядов.
В небе Кубани советская авиация закрепила наметившийся в Сталинградской битве успех и твердо завоевала оперативное господство в воздухе, разгромив элитные эскадры люфтваффе.
Не менее активно велась борьба за господство в воздухе и в ходе сражений на Курской дуге. Для решения этой задачи было выполнено около 44 % всех вылетов советской авиации, так как к этому времени и Ставка ВГК советских войск, и командование ВВС Красной Армии приобрели необходимый опыт и умело управляли накопленными силами авиации.
Летом 1943 года на аэродромах, расположенных вблизи орловского и белгородско-харьковского выступов, откуда готовились удары танковых и моторизованных дивизий, начала сосредоточиваться вражеская авиация. Здесь было сконцентрировано три четверти группировки люфтваффе, действовавшей в первой линии на советско-германском фронте; в составе семнадцати эскадр 4 и 6-го воздушных флотов Германии насчитывалось более 2 тыс. самолетов7. Чтобы максимально ослабить ее, Ставка ВГК организовала две воздушные операции, в ходе которых на аэродромах и в воздухе было выведено из строя около 750 немецких самолетов.
Наиболее крупной и поучительной была воздушная операция, проведенная с 6 по 8 мая 1943 года. В разработке ее плана в Генеральном штабе принимали активное участие командование и штаб ВВС Красной Армии. Непосредственно в операции участвовало шесть воздушных армий, которые в течение трех суток вели борьбу с авиацией противника на аэродромах и в воздухе на 1200-километровом фронте — от Смоленска до Азовского моря. Цель воздушной операции заключалась в нанесении
максимального поражения 4-му воздушному флоту и авиационной группе противника «Ост-Митте», с тем чтобы облегчить советской авиации завоевание оперативного господства в воздухе на курском направлении.
Подготовка воздушной операции проводилась под непосредственным контролем командующего ВВС Красной Армии в строгой тайне. К разработке необходимых документов привлекался ограниченный круг офицеров штаба ВВС. Было запланировано нанести по врагу четыре массированных удара, для чего был выделен необходимый ресурс, созданы соответствующие запасы горючего, боеприпасов и других материальных средств. Конкретные задачи из плана операции были доведены до исполнителей лишь непосредственно перед ее началом.
Командующие воздушными армиями получили необходимые указания только за сутки до начала боевых действий в директивах Ставки ВГК и командующего ВВС. Командиры авиационных соединений и частей были ознакомлены с задачами за 6—8 часов до начала массированного удара по аэродромам противника, а экипажи самолетов — незадолго до вылета. Все это обеспечило внезапность начала операции и особенно — нанесения первого массированного удара, что и обеспечило его высокую эффективность.
Всего в течение трех суток операции воздушные армии подвергли неоднократным ударам 22 вражеских аэродрома. Произведя около 1400 самолето-вылетов, они уничтожили свыше 500 самолетов противника, что составило 25 % всей авиационной группировки, сосредоточенной в то время на курском направлении. Потери советской авиации составили 122 самолета.
С 8 по 10 июня 1943 года на центральном участке советско-герман-
ского фронта была проведена еще одна воздушная операция. Ее цель заключалась в том, чтобы разгромить группировку бомбардировочной авиации противника, снизить активность ее ночных действий по военно-промышленным объектам и городам Поволжья.
Общими усилиями фронтовой и дальней авиации за трое суток воздушной операции были нанесены авиационные удары по 28 аэродромам противника, в результате которых уничтожены на земле и в воздухе 249 вражеских самолетов. Одной из особенностей этой операции являлось то, что она характеризовалась ожесточенными воздушными боями истребительной авиации сторон. Потери авиации противника в воздухе составили более 32 % от общих потерь, понесенных за время операции.
Немецко-фашистское командование предпринимало ответные действия. В мае—июне 1943 года на аэродромы базирования ВВС Красной Армии было совершено около 380 налетов, в которых участвовало более 1200 самолетов. Однако, благодаря рассредоточению и тщательной маскировке самолетов на стоянках, осуществленных по своевременному указанию Главкомата ВВС, созданию ложных аэродромов и хорошо организованной ПВО, эффективность этих ударов оказалась низкой. Командующий ВВС Красной Армии 22 июля 1943 года докладывал Верховному Главнокомандующему: «В качестве одной из мер противовоздушной обороны аэродромов нами с большим успехом применяются ложные аэродромы. Например, на ложные аэродромы 8-й воздушной армии Южного фронта за последние полтора месяца авиация противника сбросила 2214 бомб весом 46 755 кг, а на действующие аэродромы за это время была сброшена 61 бомба весом 2750 кг»8.
В боях над Кубанью был сделан новый шаг в совершенствовании
управления истребителями над полем боя. На направлении главного удара в 4 км от линии
фронта был создан пункт управления истребительной авиации фронта. Его работой
руководил командир 216-й истребительной авиационной дивизии.
Результаты, достигнутые в ходе воздушных операций, существенно облегчили решение задач, стоявших перед Военно-воздушными силами Красной Армии в период Курской битвы. Тем не менее в ее оборонительный период развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе.
Наступление войск противника на главных направлениях поддерживалось крупными силами бомбардировочной авиации. Она наносила удары группами по 50—100, а в некоторых случаях и до 300 самолетов под прикрытием своих истребителей. Поэтому над полем боя, над ограниченными по площади районами развертывались ожесточенные воздушные бои, в которых нередко участвовало по 100—150 самолетов. Так, только 5 июля истребители 16-й и 2-й воздушных армий провели 175 групповых воздушных боев, в которых сбили 279 вражеских самолетов9. Групповые воздушные бои перерастали в воздушные сражения.
Однако, несмотря на численное превосходство над противником в самолетах и героизм летчиков, ни 2-я, ни 16-я воздушные армии в первые дни Курской битвы не смогли завоевать оперативное господство в воздухе. Это объяснялось рядом причин, связанных прежде всего с отсутствием четкого управления группами истребителей, прикрывавших войска на поле боя, с земли по
радио, так как командиры соединений находились не на передовых КП, а на командных пунктах, расположенных в районах базирования. Это вело к повторению распространенной ошибки прошлых лет: советские летчики ввязывались в бои с истребителями противника, пропуская бомбардировщиков. Так, в 16-й ВА из 106 сбитых в первый день боев вражеских самолетов 72 были истребителями и только 34 — бомбардировщиками. Помимо этого, неорганизованно наращивались силы истребителей в воздушном бою. В результате — в большинстве случаев подразделения истребительной авиации фронтов вели бои с превосходящими силами противника и при этом сами несли большие потери.
В ситуацию потребовалось вмешательство главного командования. В директиве начальника штаба ВВС Красной Армии от 29 июля 1943 года отмечалось: «В период своего наступления с 5 июля противник ввел в бой крупные силы бомбардировочной и истребительной авиации. В ходе ожесточенной борьбы за господство в воздухе наряду с хорошими сторонами в использовании нашей истребительной авиации был выявлен ряд серьезных недочетов»10. После вскрытия командованием воздушных армий недостатков в организации боевых действий и их устранения зоны патрулирования истребителей начали выносить на территорию, контролируемую противником, что позволяло перехватывать врага до его подхода к линии фронта; группы различного тактического назначения в зонах эшелонировались по высоте, по фронту и в глубину. Было улучшено их взаимодействие и система управления истребительной авиацией. Через три-пять дней боев оперативное господство в воздухе над всей Курской дугой ВВС Красной Армии было завоевано.
В ходе обороны вражеские самолеты уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах. На рассвете 5 июля 1943 года 132 штурмовика в сопровождении 285 истребителей из состава 2-й и 17-й воздушных армий по указанию представителя Ставки ВГК по авиации генерала С.А. Худякова нанесли удар по аэродромам 4-го воздушного флота Германии. Прекрасный замысел — упредить действия противника, уничтожив крупные силы вражеской авиации на земле перед их разлетом на задания, — не был реализован в полном объеме, на аэродромах удалось застать и уничтожить лишь 60 самолетов противника; остальные уже находились в воздухе.
С переходом советских войск в контрнаступление борьба за господство в воздухе вступила в новую фазу. Привлечение дополнительных сил советской авиации (1-й, 5-й и 15-й воздушных армий) расширило размах этой борьбы. Одновременно с пятью воздушными армиями, усиленными восемнадцатью авиационными корпусами РВГК над Курской дугой, действовали почти все силы авиации дальнего действия и часть сил истребительной авиации ПВО (всего — 5 тыс. самолетов — 60 % всей нашей авиации, находившейся на советско-германском фронте). Группировка люфтваффе на этом направлении к периоду наступления насчитывала не более 2,2 тыс. самолетов. Стратегическое наступление Красной Армии впервые началось при столь выгодном соотношении сил авиации.
Общие потери авиации противника за время Курской битвы составили более 3700 самолетов; из них 3400 были уничтожены в воздухе, а это значит, что погибло примерно такое же количество летного состава высокой квалификации11. Тяжелые потери понесла вражеская авиация и на других участках советско-германского фронта: в Донбассе, Белоруссии, под
Ленинградом. В итоге летне-осенней кампании 1943 года вражеская авиация потеряла около 10 тыс. боевых машин, а за весь 1943 год — более 20 тыс., что составило 80 % всех самолетов, выпущенных промышленностью Германии за этот год.
Еще большую проблему для противника, чем восстановление численности самолетного парка, представляла собой необходимость восполнения потерь в летном составе. Общая квалификация вражеских летчиков упала; резко снизились и их морально-боевые качества. Бывший начальник разведывательного управления Генерального штаба сухопутных войск Германии К. Типпельскирх вспоминает: «С 1943 г. уже никакими способами невозможно было ликвидировать безраздельное господство авиации противника в воздушном пространстве над районами боевых действий...»12.
Таким образом, все три воздушные операции, проведенные во вто-
ром периоде войны, отличались большим размахом, решительностью целей и высокой эффективностью. В ходе них было уничтожено более 1000 самолетов врага. Главным достоинством воздушных операций было то, что при применении относительно небольших сил авиации они приводили в короткие сроки к существенному ослаблению авиационных группировок противника, сыграв тем самым важную роль в завоевании оперативного и стратегического господства в воздухе.
После Курской битвы стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте бесповоротно перешло на сторону советской авиации.
С завоеванием стратегического господства в воздухе советским Сухопутным войскам и Военно-Морскому Флоту были созданы благоприятные условия для подготовки и ведения наступательных операций в 1944—1945 годах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исаев А.В. Мифы и правда о Сталинграде. М.: Эксмо, 2013.
2 Грошев Р.В. Периодизация военного образования отечественных Военно-воздушных сил // Военно-исторический журнал. 2018. № 11. С. 51.
3 Федоренко Н. Подготовка летных кадров в 1939—1941 годах // Военно-исторический журнал. 1976. № 4.
4 Грошев Р.В. Система подготовки летных кадров в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) // В сборнике: Х Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 59-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос. Краснодар: КВВАУЛ Сборник научных статей. 2020. С. 91.
5 Януш С.В. Красная армия в сражениях за Кавказ (1942—1943 гг.): монография. М.: Илекса, 2020. С. 629.
6 Медведев В.И. Совершенствование связи в частях, соединениях и объединениях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. Монино: ВВА, 2004. С. 115.
7 Тимохович И.В. Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1976. С. 45.
8 ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 807. Л. 89—90.
9 Военная история. Краснодар: КВВА-УЛ, 2020. С. 178.
10 ЦАМО. Ф. 346. Оп. 138741. Д. 2. Л. 128.
11 Кривошеев Г.Ф., Андронников В.М. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. М.: Вече, 2020. С. 123.
12 Типпельскирх К. История Второй мировой войны. Т. 1. 1939—1943. СПб., 1994. С. 260.