ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА В
НЕПАНДЕМИЙНОЕ ВРЕМЯ Правдина Д.П.1, Витушкина А.В.2, Орехова В.В.3
1Правдина Дарья Петровна - бакалавр;
2Витушкина Анастасия Владимировна - бакалавр, кафедра отечественной истории, Вологодский государственный университет;
3Орехова Вероника Викторовна - ученик, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N°22
им. Ф. Я. Федулова"; г. Вологда.
Аннотация: в данной научной статье авторы рассматривают некоторые особенности занятия физической культурой в условиях самоизоляции, приостановления деятельности спортивных объектов сферы услуг и физической активности в данное время. Для всего человечества карантин явился тяжелым испытанием, которое нужно было преодолеть для возобновления своей деятельности, существовавшей до данного момента. Анализируются возможные причины снижения физической активности в период пандемии, а также пути их решения. Рассматриваются способы поддержания физической формы и активности в различных видах в условиях самоизоляции и дается их оценка. Авторы приходят к выводу о возможности дальнейшего использования практического опыта и навыков занятия физической культурой, полученных в период эпидемии COVlD-19, их развитие, усовершенствование и популяризация.
Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, физическая форма, пандемия, онлайн-тренировки.
УДК: 796.062
Мировому сообществу и Российской Федерации, в частности, поступательно удаётся определять разрушительные последствия, вызванные пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Необходимость государственной реакции на эпидемию запустила фундаментальные процессы, повлиявшие практически на все сферы общественной жизни.
Недостаток физической активности отрицательно сказывается на общем здоровье человека -развиваются сердечно-сосудистые заболевания, возникает риск полноты и/или ожирения, изменяется костный состав и проч. [1]. В связи с этим получили широкое распространение дистанционные методики фитнеса, онлайн-занятия с тренером, спортивные интернет-челленджи (от англ. сИаИе^е - вызов). Также, появилась необходимость в использовании новых подходов для проведения практических занятий по физической культуре в учебных заведениях, не предполагающих непосредственное взаимодействие преподавателя и студента.
Согласно отчёту аналитического портала«BusmesStat», за 2016-2019 годы в России численность посещений фитнес-клубов увеличилась в полтора раза, а именно с 204, 1 млн. до 313, 4 млн. В то время как в 2020 году, в год начала эпидемии, объём рынка фитнес-услуг обрушился на 41% - до 183,8 млн. Однако даже после частичной отмены антиковидных ограничений клиенты реже посещали фитнес-клубы и тренажерные залы, опасаясь заражения, многие клиенты по материальным причинам оказались не в состоянии продлить (приобрести) абонементы на посещение фитнес-центров [2]. Одновременно, отмечался рост цен на спортивный инвентарь [3].
По данным опроса, проведенного в Вологодском государственном университете, выяснилось, что до введения карантина занятиями спортом на постоянной основе занималось 82,4 % опрашиваемых, а в период карантина 88,2%. Таким образом, можно сделать вывод, что даже в условиях пандемии люди нуждаются в физической активности и ищут возможности реализовать свою потребность [4]. Однако с установлением режима самоизоляции возможность заниматься физической культурой за пределами жилого помещения была сведена на нет, что значительно повлияло на снижение уровня физической активности.
Перевод учебных заведений на дистанционный формат обучения не только лишил студентов возможности очно посещать занятия по физической культуре, но и значительно повлиял на сокращение двигательной активности обучающихся.
Столкнувшись с серьезными ковидными ограничениями, люди, привыкшие на регулярной основе заниматься физической культурой, были вынуждены находить новые возможности, которые позволяли
поддерживать необходимый уровень физической активности. Так, получили широкую популярность спортивные интернет-челленджи, суть которых заключается в том, что человек или группа людей демонстрирует интернет-аудитории определенное действие, которое предлагается повторить либо превзойти. Многие известные спортсмены призывали пользователей сети следовать их примеру и выполнять определенные упражнения. Так, в тренды попал челлендж, запущенный выдающимся футболистом Криштиану Роналду «Домашний кубок», цель которого заключалась в необходимости превзойти результат португальца по упражнениям на пресс за 45 секунд. Сам Роналду выполнил за отведённое время 142 повторения. Эксперты по фитнесу положительно оценили упражнение и призвали регулярно выполнять его для поддержания хорошей физической формы [5]. Из числа отечественных спортсменов к челленджу присоединились футболисты Ильзат Ахметов и Вячеслав Малафеев, гимнаст Давид Белявский, прыгунья Дарья Клишина, фигуристка Евгения Медведева и другие. Таким образом, спортивные вызовы, которые спортсмены бросали своей аудитории, выполняли важнейшие социальные функции в контексте сложной эпидемиологической обстановки в мире.
Ещё одним направлением занятий физической культурой, получившим распространение во время карантина, стало применение дистанционных методик фитнеса, а также разработка приложений, позволяющих поддерживать физическую активность без очного посещения спортивных объектов сферы услуг.
Выделяют 3 категории:
1) онлайн-занятия с персональным тренером, который составляет индивидуальный тренировочный план и посредством использования технологий видео-конференц-связи и мессенджеров консультирует своего подопечного, отслеживая его прогресс;
2) онлайн-марафоны, их специфика была едина и заключалась в необходимости повторять упражнения за блогером, который транслировал их выполнение в социальных сетях;
3) мобильные приложения, содержащие универсальные программы тренировок, планы питания и различные измерители прогресса, позволяющие пользователю в зависимости от уровня подготовки, физиологических особенностей и расписания формировать тренировочный график и заниматься физической культурой самостоятельно в виртуальном формате.
Анализ практического опыта, наработанного за время карантина, показывает эффективность онлайн-тренировок и позволяет выделить ряд существенных преимуществ виртуального формата занятий физической культурой перед форматом face-to-face(лицом к лицу):
1) удалённый формат онлайн-тренинга позволяет не затрачивать время на очное посещение фитнес-центра;
2) онлайн-занятия с тренером дешевле приобретения абонемента в фитнес-центры, а участие в онлайн-марафонах или использование мобильного приложения для тренировок зачастую осуществляется на безвозмездной основе;
3) онлайн-тренировки позволяют преодолеть психологический барьер и необходимость контактировать с большим количеством людей;
4) удалённый формат позволяет заниматься с тренером из другого города или региона страны;
5) формат онлайн-тренировок более гибкий.
Таким образом, ограничения, введенные для минимизации опасности распространения коронавирусной инфекции, не только поставили перед обществом новые вызовы, но и открыли возможности. Направление онлайн-тренировок, обязанное своей популярностью периоду самоизоляции, не стало менее распространено даже после отмены антиковидных мер. Использование дистанционного подхода в организации тренировок и практике занятий физической культурой обеспечило непрерывность тренировочного процесса и позволило поддерживать физическую форму вопреки карантинным мероприятиям. В настоящее время вузы пользуются во время занятий по физической культуре онлайн-тренировками, что вызывает интерес у студентов. Дистанционные средства для занятия спортом с каждым годом становятся более развитыми, что позволяет каждому человеку поддерживать свою физическую форму, не выходя из привычной обстановки.
Список литературы
1. Межман И. Ф. Негативные последствия для организма при недостаточной физической активности // Наука-2020. 2020. №9. С. 60-64.
2. Пишняк А., Горина Е., Корчагина И., Теракопов С. Материальное положение россиян в условиях пандемии: влияние государственной поддержки // Экономическая политика. 2021. №6. С. 70-93.
3. Анализ спроса и предложений на спортивные товары // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shopolog.ru/ (дата обращения: 18.03.2023).
4. Дурягина Ю.А., Орехова И.В., Коновалов В.Л. Актуальные проблемы занятий физической культурой и спортом в ВУЗе в период карантина. // Молодёжь Сибири - науке России. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45828857_12304055.pdf/ (дата обращения: 18.03.2023).
5. Аналитический обзор «Спортивная Россия» // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija/ (дата обращения: 18.03.2023).