Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В США ПО КОНСТИТУЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В США ПО КОНСТИТУЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
250
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ШТАТ / КОНГРЕСС / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джалсанова Е. С., Купцаев С. А., Чудутова А. М., Тугусова Б. Ю.

В работе рассмотрены вопросы, связанные с особенностями законодательной власти в США по Конституции. Дается общая характеристика политической системы в США. Отмечено, что на Конгрессе обсуждались вопросы политического устройства США с принципом разделения властей. В конце статьи приводится основной вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джалсанова Е. С., Купцаев С. А., Чудутова А. М., Тугусова Б. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGISLATIVE POWER IN THE USA UNDER THE CONSTITUTION

The paper considers issues related to the peculiarities of the legislative power in the United States under the Constitution. A general description of the political system in the United States is given. It was noted that the Congress discussed issues of the political structure of the United States with the principle of separation of powers. The main conclusion is given at the end of the article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В США ПО КОНСТИТУЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_42 УДК 342.4

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В США ПО КОНСТИТУЦИИ FEATURES OF THE LEGISLATIVE POWER IN THE USA ACCORDING TO THE CONSTITUTION

ДЖАЛСАНОВА Есения Саналовна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mai l : eseniasanalovna@yandex. ru ;

КУПЦАЕВ Станислав Александрович,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tetec5030@yandex.ru;

ЧУДУТОВА Алина Мергеновна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: a.chudutova.m@mail.ru;

ТУГУСОВА Баина Юрьевна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tugusova00@mail.ru;

Dzhalsanova Esenia Sanalovna,

Bachelor of FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: eseniasanalovna@yandex.ru;

Kuptsaev Stanislav Alexandrovich,

Bachelor of FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: tetec5030@yandex.ru;

Chudutova Alina Mergenovna,

Bachelor of FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: a.chudutova.m@mail.ru;

Tugusova Baina Yurievna,

Bachelor of FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: tugusova00@mail.ru

Краткая аннотация: в работе рассмотрены вопросы, связанные с особенностями законодательной власти в США по Конституции. Дается общая характеристика политической системы в США. Отмечено, что на Конгрессе обсуждались вопросы политического устройства США с принципом разделения властей. В конце статьи приводится основной вывод.

Abstract: the paper considers issues related to the peculiarities of the legislative power in the United States under the Constitution. A general description of the political system in the United States is given. It was noted that the Congress discussed issues of the political structure of the United States with the principle of separation of powers. The main conclusion is given at the end of the article.

Ключевые слова: власть, штат, Конгресс, Конституция, законопроект, США.

Keywords: government, state, Congress, constitution, bill, USA.

Для цитирования: Джалсанова Е. С., Купцаев С.А., Чудутова А.М., Тугусова Б.Ю. Особенности законодательной власти в США по Конституции // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_42.

For citation: Dzhalsanova E.S., Kuptsaev S.A., Chudutova A.M., Tungusova B.Yu. Features of the legislative power in the USA according to the Constitution // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_42.

Статья поступила в редакцию: 10.06.2022

Принцип разделения властей считается одной из основных характеристик американской политической системы. О необходимости такого устройства писал Джеймс Мэдисон: «сосредоточение всей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в одних руках, независимо от того, предоставлена ли она одному лицу или многим, по наследству, назначению или избранию, можно по праву определить словом «тирания» [1, с.65].

Однако к пониманию этого американские штаты, освободившиеся от британского контроля, пришли не сразу. Наученные долгим опытом британского колониализма независимые штаты стремились, прежде всего, избежать тирании исполнительной власти. В соответствии со Статьями Конфедерации в системе достаточно слабого национального правительства доминирующим институтом был Конгресс. Члены Конгресса назначались ежегодно легислатурами штатов, максимально они могли представлять штат три года, при этом в любое время их могли отозвать. Число делегатов от каждого штата колебалось от двух до семи, но при этом каждый штат имел только один голос.

Исполнительные функции возлагались на комитет штатов, который назначался Конгрессом и заседал только во время его каникул. Один из членов комитета исполнял обязанности Президента, но не более одного года в течение трех лет. Конгресс также мог создавать специ-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

альные комитеты для решения конкретных вопросов.

В штатах с принятием конституций появились органы, на которые возлагались исполнительные обязанности. Возглавляли такие исполнительные органы губернаторы штатов. Однако единого понимания, что относить к сфере исполнительной власти, еще не было, о чем свидетельствовал разный масштаб полномочий губернаторов различных штатов. Так, например, исполнительная власть Пенсильвании была возложена на комитет из 12 человек, которые могли находиться в должности не более трех лет, а председатель избирался законодательным органом. В то время как губернатор Нью-Йорка всенародно избирался на три года без ограничения на переизбрание и был единственной главой исполнительной власти (первый губернатор штата Нью-Йорк Джордж Клинтон оставался на своей должности 18 лет) [2, с.203].

Идея разделения властей также не предполагалась ни одним из двух планов, представленных на Филадельфийском конгрессе. Вирджинский план предусматривал, что законодательная власть будет избирать и исполнительную, и судебную власть. План Нью-Джерси также предполагал, что штаты в Конгрессе будут избирать исполнительную власть [2, с.204].

Таким образом, оба плана предлагали построение парламентской республики. Президент должен был выбираться Конгрессом. Эта идея трижды принималась на Конституционном конгрессе и была включена в предпоследний проект конституции.

Однако десять лет доминирования законодательных органов показали, что законодательная власть также может установить тиранию, как и исполнительная. Поэтому среди делегатов на Конгрессе было немало тех, кто опасался доминирования законодательной власти и предусматривал возможность общенациональных выборов Президента. Так появилась идея независимых друг от друга выборов главы исполнительной власти и выборов в Конгресс. В самый последний момент делегаты Конгресса одобрили план, предложенный представителем от Коннектикута Роджером Шерманом, который в последствии был назван Великим компромиссом [3, с.16]. Он предполагал формирование двухпалатного Конгресса, одна палата которого представляла бы население, а другая штаты, при этом выборы в каждую палату представителей проходили бы отдельно и по своему графику. В соответствии с таким планом одна из палат обеспечивала бы равное представительство каждого штата вне зависимости от его размера.

Таким образом, решалась проблема представительства малых штатов. В результате принятия этого плана фактически сложилась современная система представительства в законодательной ветви власти: равное в Сенате и пропорциональное в Палате представителей.

В результате, принятая на Филадельфийском конгрессе и вступившая 4 марта 1789 г. в силу Конституция США создала, как написал в своей знаменитой работе американский историк и политолог Ричард Нойштадт, разделенные институты власти: двухпалатный Конгресс, президентство и верховный суд [4, с.189].

Идея разделения властей, оформившаяся в ходе дискуссий на Конгрессе, стала основным стержнем Конституции. Если проанализировать сам текст конституции, то можно заметить, что эта идея отражается даже в структуре документа. Каждой из ветвей власти посвящена отдельная статья. При этом каждая из них начинается четким определением того, какая власть дана конкретному органу власти: Конгрессу -законодательная, Президенту - исполнительная, а верховному суду - судебная.

При этом разделение властей в понимании отцов-основателей означало как разделение полномочий, так и институциональное разделение, что также ясно видно в Конституции. Так, например, о праве Президентского вето говорится в статье I Конституции, в числе прочих законодательных полномочий, так же как статья II, посвященная исполнительным полномочиям говорит о том, что кандидатуры на высшие государственные посты должны быть одобрены сенатом. Об этом пишет Александр Гамильтон: «суть законодательной власти - издание законов... а выполнение законов ... исчерпывает все функции исполнительной власти» [5, с.103].

Конституция составлена в точности в соответствии с тем, о чем пишет в Федералисте №48 Джеймс Мэдисон: «...полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны, прямо или косвенно, осуществляться ни одним из двух других, поэтому следующая и наиболее трудная задача - обеспечить на практике невозможность вторжения каждого ведомства в сферу полномочий других» [1, с.66]. Чтобы обеспечить этот принцип разделения властей Конституция предусматривает несколько инструментов. Во-первых, Конституция запрещает совмещение нескольких государственных должностей одним лицом. Так статья. I, пункт 6 запрещает членам Конгресса совмещать эту работу с другой государственной деятельностью.

Основным инструментом обеспечения разделения властей являются исключительные полномочия каждой из ветвей власти. Конгресс по конституции наделен всеми «установленными конституцией законодательными полномочиями». Только Конгресс имеет право:

1) устанавливать налоги, сборы, пошлины, акцизы, взимать их и регулировать порядок взимания;

2) распоряжаться бюджетными средствами;

3) делать денежные займы;

4) вводить единообразную денежную систему, выпускать в обращение бумажные и металлические денежные знаки, устанавливать курс иностранной валюты;

5) предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и денег;

6) регулировать торговые отношения;

7) регулировать натурализацию иностранцев, порядок и условия их допуска в страну или депортации за ее пределы;

8) устанавливать единицы меры и весов;

9) регулировать почтовое обслуживание населения и организацию почтовых коммуникаций;

10) объявлять войну [6, с.203].

Именно Конгресс имеет исключительное право выносить импичмент Президенту, вице-Президенту и всем высшим должностным лицам федеральной исполнительной власти. Кроме того, именно Конгресс самостоятельно имеет право лишать членства членов обеих палат. Каждая палата при этом устанавливает для этого свои правила и процедуры.

Президент в свою очередь наделен Конституцией всей исполнительной властью. Однако в отличие от I статьи Конституции, которая подробно перечисляет законодательные полномочия Конгресса, II статья описывает исполнительные полномочия в более общей форме. Фактически Конституция оговаривает лишь несколько исключительных прав Президента:

1) право назначения высших государственных служащих;

2) право ведения переговоров с иностранными государствами;

3) право помилования [6, с.206].

Для обеспечения исключительного права Президента назначать высших государственных чиновников Конгресс обязан предоставить Президенту на рассмотрение как минимум три кандидатуры. При этом Конгресс может легко повлиять на выбор Президента, например, давая каждому кандидату подробную характеристику, особо выделяя те или иные положения. В тоже время Президент не обязан назначать всех кандидатов на все должности в конкретном федеральном органе, он может самостоятельно регулировать численность того или иного министерства или ведомства. Так, например, Президент Картер назначил только семь членов Комиссии по торговле между штатами из 11 положенных. В результате в 1982 г. Конгресс сократил число членов Комиссии до семи, а в 1986 г. вообще до пяти [6, с.623].

Однако, стремясь обеспечить независимость властей, отцы-основатели ставили себе целью не просто развести институты власти, а создать эффективное правительство. Для этого в Конституцию был заложен наиболее оспариваемый критиками конституционного устройства властей принцип - принцип сдержек и противовесов. Введя этот принцип, Конституция заложила политическую систему, основывающуюся на конкурентных полномочиях основных институтов власти. В такой политической системе управление может быть эффективным только при условии сотрудничества ветвей власти, так как каждая из них мало может сделать без поддержки другой.

Так, в соответствии с Конституцией, Президент, имея право назначать высших должных лиц исполнительных органов, обязан получить согласие и одобрение Сената, также как, имея право вести переговоры с иностранными государствами, договор он может заключить только с согласия и совета Сената. Конгресс же со своей стороны, имея исключительное право законотворчества, обязан получить одобрение Президентом принятого законопроекта, только после этого он становится законом. При этом Президент имеет право наложить вето на законопроект - то есть вернуть законопроект со своими возражениями [7, с.124]. Объектом Президентского вето являются все законопроекты, резолюции и решения, принимаемые совместно обеими палатами Конгресса.

Для преодоления вето Конгресс должен набрать квалифицированное большинство в две трети голосов в каждой палате. В соответствии с Конституцией Президент обязан в течение десяти дней, не включая выходные и праздничные дни, рассмотреть законопроект, представленный ему для одобрения и вернуть его в Конгресс с одобрением или с поправками. Кроме того, если законопроект принят Конгрессом в конце его сессии, то Президент может воспользоваться также так называемым «карманным вето», то есть не вернуть его в течение 10 дней и таким образом избежать повторного голосования. Если Президент не возвращает законопроект в течение 10 дней во время сессии Конгресса, то законопроект считается принятым автоматически. Полномочия Президента как главнокомандующего также ограничены Конгрессом, который наделен исключительным правом объявлять войну. Хотя именно такие перекрещивающиеся полномочия обеспечивают контроль одной ветви власти за другой, они же потенциально создают ситуации так называемого тупика и снижают оперативность деятельности правительственных органов, за что и служат постоянным объектом критики со стороны сторонников пересмотра Конституции [7, с.103].

Тем не менее, несмотря на критику потомков, отцы-основатели заложили общие конституционные рамки баланса двух ветвей власти, которые позволяли им на протяжении истории трансформировать свои отношения, не нарушая при этом эффективности управления государством.

Библиография:

1. Каленский В.Г. Мэдисон против Джона Адамса: две модели представительного правления в конституционной истории США // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1980. - С.61 - 70.

2. Шумилов В.М. Правовая система США. - М.: Междунар. отношения, 2006. - 405 с.

3. Грин Дж. П. Происхождение американского конституционализма // Американский ежегодник, 1991. - М.: ИВИ РАН, 1992. - С.9 - 23.

4. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. Пер. с англ. яз. Андрея Захарова. - М.: Московская шк. политических исслед., 2009 - 463 с.

5. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. - М.: Междунар. отношения, 1984. - 335 с.

6. Макинерни Д. США. История страны. Пер. с англ. Т. Мининой. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. - 735 с.

7. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. - М.: Юриспруденция, 2001. - 159 с.

References:

1. Kalenskij V.G. Mjedison protiv Dzhona Adamsa: dve modeli predstavitel'nogo pravlenija v konstitucionnoj istorii SShA // Politiko-pravovye idei i instituty v ih istoricheskom razvitii. - M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1980. - P.61 - 70.

2. Shumilov V.M. Pravovaja sistema SShA. - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 2006. - 405 p.

3. Grin Dzh. P. Proishozhdenie amerikanskogo konstitucionalizma // Amerikanskij ezhegodnik, 1991. - M.: IVI RAN, 1992. - P.9 - 23.

4. Nojshtadt R. Prezidentskaja vlast' i nyneshnie prezidenty. Per. s angl. jaz. Andreja Zaharova. - M.: Moskovskaja shk. politicheskih issled., 2009 - 463 p.

5. Pechatnov V.O. Gamil'ton i Dzhefferson. - M.: Mezhdunar. otnoshenija, 1984. - 335 p.

6. Makinerni D. SShA. Istorija strany. Per. s angl. T. Mininoj. - M.: Jeksmo; SPb.: Midgard, 2009. - 735 p.

7. Alebastrova I.A. Osnovy amerikanskogo konstitucionalizma. - M.: Jurisprudencija, 2001. - 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.