Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787 Г'

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ДЕЛЕГАТ / ШТАТ / КОНГРЕСС / СЕНАТ / США

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васяркиева Ц.О., Катнанова Б.В., Кичикова Э.С., Шушунов В.В.

В работе рассмотрены вопросы, связанные с принятием Конституции в США в конце XVIII в. Показаны дискуссии в Конвенте и взгляды наиболее известных делегатов. В основном обсуждались наиболее насущные вопросы, касающиеся будущего Основного закона США. В конце статьи приводится основной вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васяркиева Ц.О., Катнанова Б.В., Кичикова Э.С., Шушунов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION OF THE U.S. CONSTITUTION IN 1787

The paper discusses issues related to the adoption of the Constitution in the United States at the end of the XVIII century. The discussions in the Convention and the views of the most famous delegates are shown. The most pressing issues concerning the future of the Basic Law of the USA were mainly discussed. The main conclusion is given at the end of the article.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787 Г»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_34 УДК 342.4

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787 Г. ADOPTION OF THE US CONSTITUTION IN 1787

ВАСЯРКИЕВА Цаган Очировна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: vasyarkieva@list.ru;

КАТНАНОВА Буйнта Владимировна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: buinta1208@gmail.com;

КИЧИКОВА Энкр Сангаджиевна,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: kichikovaenkr@icloud.com;

ШУШУНОВ Владислав Вячеславович,

бакалавр ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: shushunovlad4@mail.ru;

Vasyarkieva Tsagan Ochirovna,

Bachelor «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: vasyarkieva@list.ru;

Katnanova Buynta Vladimirovna,

Bachelor FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: buinta1208@gmail.com;

Kichikova Enkr Sangadzhievna,

Bachelor FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: kichikovaenkr@icloud.com;

Shushunov Vladislav Vyacheslavovich,

Bachelor FGBOU VO "KalmSU named after B.B. Gorodovikov". 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: shushunovlad4@mail.ru

Краткая аннотация: в работе рассмотрены вопросы, связанные с принятием Конституции в США в конце XVIII в. Показаны дискуссии в Конвенте и взгляды наиболее известных делегатов. В основном обсуждались наиболее насущные вопросы, касающиеся будущего Основного закона США. В конце статьи приводится основной вывод.

Abstract: the paper discusses issues related to the adoption of the Constitution in the United States at the end of the XVIII century. The discussions in the Convention and the views of the most famous delegates are shown. The most pressing issues concerning the future of the Basic Law of the USA were mainly discussed. The main conclusion is given at the end of the article.

Ключевые слова: Конституция, делегат, штат, Конгресс, Сенат, США.

Keywords: Constitution, delegate, State, Congress, Senate, USA.

Для цитирования: Васяркиева Ц.О., Катнанова Б.В., Кичикова Э.С., Шушунов В.В. Принятие Конституции США в 1787 г. // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 34-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_34.

For citation: Vasyarkieva Ts. O., Katnanova B. V., Kichikova E.S., Shushunov V. V. Adoption of the US Constitution in 1787 // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 34-36. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_34.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2022

Конституционный конвент собрался в Филадельфии 25 мая 1787 г. и продолжался 18 недель. От 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегата. Некоторые не смогли прибыть, а иные не пожелали. В результате максимальное число участников заседаний равнялось 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787 г. присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты, несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания. Среди делегатов присутствовали такие выдающиеся государственные деятели, как Бенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Вирджинии, Джон Дикинсон из Делавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка. Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным (делегаты были в основном избраны из среды состоятельных людей), взгляды его участников были неоднородны [1, с.117].

Гамильтон, представитель консервативной точки зрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом. Он выступал за сильную власть, предлагал установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, представитель буржуазно-демократических кругов Франклин являлся сторонником того, чтобы конгресс

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

был однопалатным и выборы в него проводились на основе пропорционального представительства. Решительной критике монархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Они вызвали неодобрительную реакцию и со стороны умеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В этих условиях было абсолютно бессмысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надо полагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайне непопулярна в народе, только что сбросившем иго британского короля.

Делегаты легко согласились с тем, что федеральное правительство должно состоять из законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная власть должна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная - в форме единоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о создании коллегиального органа исполнительной власти [2, с.59].

Однако по вопросу принципа представительства в Конгрессе, порядка формирования, состава его палат, назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральными органами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулись жаркие дебаты. Решение вопроса о характере политического устройства США было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого «вирджинского плана», который был внесен на обсуждение конвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральное правительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект, получивший название «плана Нью-Джерси». В нем предлагалась ограничить расширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов и торговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняются в пользу «вирджинского плана», который был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции [2, с.60].

Согласившись с двухпалатным устройством Конгресса, делегаты вступили в острую полемику по вопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранение народа от формирования национальной легислатуры. Б. Франклин считал необоснованным ограничивать избирательные права имущественным цензом. Решительным образом высказавшись против ограничения избирательного права, он напомнил, что народ сыграл огромную роль во время войны, внес основной вклад в дело победы. Эту точку зрения разделял и Мэдисон. Он был сторонником «сбалансированного порядка», выступал за то, чтобы США оставались демократической республикой.

Мэдисон считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержки народа и расширить свою опору в массах. Поэтому он возражал против реставрации основанных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либо отмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам мог подорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечном итоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользу всеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе [3, с.63].

По поводу формирования Сената также выдвигалось множество различных предложений. Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что число представителей в Сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат в Сенате имел равное количество представителей. В конце концов, сторонники северных штатов одержали верх, и было принято предложение делегата из Коннектикута О. Эллсуорта о том, чтобы каждый штат, независимо от численности своего населения, был представлен в Сенате США 2 представителями, избираемыми на 6 лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен был обладать одним голосом. В результате впервые в практике американского конституционализма у верхней палаты появилась совершенно новая роль, что придало конституции США характер своеобразной «смешанной» системы правления, при которой принцип представительства населения стал дополняться принципом представительства интересов штатов как суверенных участников конституционного соглашения [4, с.12].

Большая полемика развернулась по поводу способа назначения главы исполнительной власти и срока его полномочий. Дж. Уилсон выступил за избрание главы федеральной исполнительной власти самим народом, предложив, однако, непрямые выборы, при которых население избирало бы коллегию выборщиков. В конце концов, именно это предложение и было принято. Жаркие дебаты вызвало определение срока полномочий президента, а также вопрос о возможности его переизбрания на новый срок. В ходе этой полемики и родилась идея избрания президента на четырехлетний срок выборщиками без запрета переизбрания на новый срок. На конвенте в Филадельфии относительно легко было принято предложение об импичменте президента [5, с. 459].

Остро встал на Конвенте и вопрос о рабстве. Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда, противоречащего их экономическим интересам. В том, что система рабства носила порочный характер, отдавали себе отчет не только представители Севера, но и наиболее дальновидные политические деятели южных штатов. Но на Конвенте возобладала другая точка зрения. Представители южных штатов заявили о возможности кровопролития, если не будут приняты их условия. Они заняли ультимативную позицию: в случае запрещения ввоза рабов пригрозили отказом подписать конституцию и выйти из союза. Сознавая опасность раскола, делегат Пенсильвании Р. Моррис выступил с призывом прийти к соглашению. В итоге и в данном вопросе был найден компромисс: конституция разрешала ввоз рабов, ограничивая это разрешение двадцатилетним сроком до 1808 г. и обложив работорговлю пошлиной [6, с. 153].

Одно из ярких свидетельств антидемократических действий участников Конвента 1787 г. явился отказ включить в Конституцию, Билль о правах, входивший составной частью в конституции штатов. Сами авторы Федеральной Конституции, пытаясь отвести многочисленные обвинения в антидемократизме, объясняли свое решение тем, что Билль о правах присутствует во всех конституциях штатов и воспроизведение его в

основном законе страны излишне.

Отсутствие Билля о правах в проекте Федеральной Конституции было ее слабым местом. Три участника Конвента в Филадельфии, отказавшиеся скрепить его подписями (Э. Джерри, Э. Рендольф, Дж. Мейсон) мотивировали свое решение, прежде всего, несогласием с отсутствием в документе Билля о правах. С ними солидаризировались такие политические деятели как У. Грейсон, Адамс, Дж. Уайт. Широкая поддержка их позиции ратификационными Конвентами штатов обнаружила, что идея ратификационных гарантий буржуазных свобод слова, печати, за годы революции прочно овладела сознанием патриотического лагеря и что игнорировать его волю в этом вопросе небезопасно для судеб федерального государства. В 1789 г. Дж. Медисон внес на рассмотрение Конгресса США проект дополнения Федеральной Конституции Биллем о правах. Интуиция и расчет политического стратега подсказали ему подобное дополнение основного закона страны должно стать еще одной уступкой демократии, без которой невозможно обеспечить достаточную прочность детищу Конвента [7, с.77].

Таким образом, Конституция США, одобренная Филадельфийским Конвентом 17 сентября 1787 г. и вступившая в силу 4 марта 1789 г. - первая Конституция США как единой Федеративной республики, обладающей полной международной правосубъектностью.

Библиография:

1. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма / И.А. Алебастрова. - М.: Юриспруденция, 2001. - 159 с.

2. Витрук Н.В. Верность Конституции. - М.: РГУП, 2016. - 270 с.

3. Каленский В.Г. Мэдисон против Джона Адамса: две модели представительного правления в конституционной истории США // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1980. - С.61 - 70.

4. Мишин А.А. Конституция США: политико-правовой комментарий / А. А. Мишин, В. А. Власихин. - М.: Международные отношения, 1985. - 334 с.

5. Макинерни Д. США. История страны / Дэниел Макинерни [пер. с англ. Т. Мининой]. - М.: Эксмо ; Санкт-Петербург: Мидгард, 2009. - 735 с.

6. Согрин В.В. Мифы и реальности американской истории / В.В. Согрин. - М.: Мысль, 1986. - 254 с.

7. Согрин В.В. Политическая история США: XVII - XX вв. / Согрин В. В. - М.: Весь мир, 2001. - 389 с.

References:

1. Alebastrova I. A. Osnovy" amerikanskogo konstitucionalizma / I.A. Alebastrova. - M.: Yurisprudenciya, 2001. - 159 p.

2. Vitruk N.V. Vernost" Konstitucii. - M.: RGUP, 2016. - 270 p.

3. Kalenskij V.G. Me'dison protiv Dzhona Adamsa: dve modeli predstavitel"nogo pravleniya v konstitucionnoj istorii SShA // Politiko-pravovy"e idei i insti-tuty" v ix istoricheskom razvitii. - M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1980. - P.61 - 70.

4. Mishin A.A. Konstituciya SShA: politiko-pravovoj kommentarij / A. A. Mishin, V. A. Vlasixin. - M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 1985. - 334 p.

5. Makinerni D. SShA. Istoriya strany" / De'niel Makinerni [per. s angl. T. Mininoj]. - M.: E"ksmo ; Sankt-Peterburg: Midgard, 2009. - 735 p.

6. Sogrin V.V. Mify" i real"nosti amerikanskoj istorii / V.V. Sogrin. - M.: My"sl", 1986. - 254 p.

7. Sogrin V.V. Politicheskaya istoriya SShA: XVII - XX vv. / Sogrin V. V. - M.: Ves" mir, 2001. - 389 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.