Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребитель / институт защиты прав потребителей в США / механизмы защиты прав потребителей в США / законодательство в сфере защиты прав потребителей в США.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Д.В.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности по защите прав потребителей в США. Актуальность данной научной работы предопределяется тем, что в настоящее время деятельность по охране и защите прав потребителей заключается в постоянном мониторинге и контроле государством этой сферы, которая в свою очередь является одним из приоритетных направлений политики страны, адресованного на законодательное развитие и урегулирование. Постоянные метаморфозы и изменения, протекающие в социально-экономической жизни Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки, а также всего мирового пространства, принявших вектор на усиление государственности, развитие прав, свобод и законных интересов, к большому разочарованию сопровождаются систематическими нарушениями и в части потребительского законодательства. В таком положении очень важна деятельность государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением реализации прав потребителей, таких как прокуратура, Торговая палата США и многие другие. Также сейчас активно развиваются информационные технологии, а вместе с ними и сфера оказания услуг и продажи товаров, все это порождает ряд проблем, связанных с нарушение прав потребителей и иных потребительских отношений, которые необходимо разрешить и законодательно урегулировать более точно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США»

ЛИПКА Дмитрий Викторович,

младший научный сотрудник научно-организационного отдела Института государства и права Российской академии наук, Россия, Москва, e-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В США

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности по защите прав потребителей в США. Актуальность данной научной работы предопределяется тем, что в настоящее время деятельность по охране и защите прав потребителей заключается в постоянном мониторинге и контроле государством этой сферы, которая в свою очередь является одним из приоритетных направлений политики страны, адресованного на законодательное развитие и урегулирование. Постоянные метаморфозы и изменения, протекающие в социально-экономической жизни Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки, а также всего мирового пространства, принявших вектор на усиление государственности, развитие прав, свобод и законных интересов, к большому разочарованию сопровождаются систематическими нарушениями и в части потребительского законодательства. В таком положении очень важна деятельность государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением реализации прав потребителей, таких как прокуратура, Торговая палата США и многие другие. Также сейчас активно развиваются информационные технологии, а вместе с ними и сфера оказания услуг и продажи товаров, все это порождает ряд проблем, связанных с нарушение прав потребителей и иных потребительских отношений, которые необходимо разрешить и законодательно урегулировать более точно.

Ключевые слова: потребитель, институт защиты прав потребителей в США, механизмы защиты прав потребителей в США, законодательство в сфере защиты прав потребителей в США.

LIPKA Dmitry Viktorovich,

junior researcher of the scientific and organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Russia, Moscow

FEATURES OF LEGISLATIVE REGULATION OF CONSUMER PROTECTION ACTIVITIES IN THE USA

Annotation. The article discusses the features of legal regulation of consumer protection activities in the United States. The relevance of this scientific work is predetermined by the fact that at present the activity of protection and protection of consumer rights consists in constant monitoring and control by the state of this sphere, which in turn is one of the priorities of the country's policy, addressed to legislative development and regulation. The constant metamorphoses and changes taking place in the socio-economic life of the Russian Federation and the United States of America, as well as the entire world space, which have adopted a vector for strengthening statehood, developing rights, freedoms and legitimate interests, are accompanied, to great disappointment, by systematic violations of consumer legislation. In this situation, the activities of government agencies that monitor and supervise the implementation of consumer rights, such as the Prosecutor's Office, the U.S. Chamber of Commerce and many others, are very important. Also, information technologies are actively developing now, and with them the sphere of rendering services and selling goods, all this gives rise to a number of problems related to the violation of consumer rights and other consumer relations that need to be resolved and regulated more precisely by law.

Key words: consumer, Consumer Protection Institute in the USA, consumer protection mechanisms in the USA, legislation in the field of consumer protection in the USA.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-370-375 NIION: 2018-0076-1/23-63 MOSURED: 77/27-023-2023-1-63

Деятельность по защите прав потребителей — это система правовых норм и механизмов защиты покупателей товаров и услуг, а также общественности от недобросовестной деятельности со стороны производители товаров и услуг. Государство старается обеспечить защиту прав потребителей путем создания законодательной базы, направленной на предотвращение мошенничества или определенных недобросовестных действий продавцов, с целью получить преимущество перед конкурентами или ввести потребителей в заблуждение. Законодательно устанавливаются конкретные права потребителей и определяются формы ответственности за их нарушение. Они также могут обеспечивать дополнительную защиту населения, на которое может повлиять продукт (или его производство), даже если они не являются непосредственными покупателями или потребителями этого товара. Например, правительственные постановления могут требовать от компаний раскрытия подробной информации о своей продукции, особенно в тех областях, где общественное здоровье или безопасность являются проблемой, например, в отношении продуктов питания или автомобилей.

Правовые нормы наделяют потребителя рядом возможностей, направленных на восстановление нарушенных прав, в их число входит право на возмещение морального и материального вреда, полученного в процессе реализации своих потребительских прав и законных интересов. Само законодательство о защите прав потребителей или же потребительское право рассматривается как область права, регулирующая частноправовые отношения между отдельными потребителями и предприятиями, которые реализуют эти товары и услуги. Защита прав потребителей охватывает широкий круг тем, включая, помимо прочего, ответственность за качество продукции, нарушение права на неприкосновенность частной жизни, недобросовестную деловую практику, мошенничество, введение в заблуждение и другие взаимодействия между покупателем и бизнесом.

Зарождение института защиты прав потребителей в США началось намного раньше, чем в России. Принято считать, что основоположником развития законодательства с сфере охраны потребителя в Америке является Джон Фицдже-ральд Кеннеди, выступивший с докладом в начале 60-х годов прошлого века перед Конгрессом США, в котором заявил, что понятие «потребитель» затрагивает каждого из нас, однако мнение этой группы очень часто остается не услышанным. В своем послании действующий президент США также затронул вопрос о необходимости с целью

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

защиты прав потребителей нормативно-правового закрепления права государства на вмешательство в договорные отношения между покупателем и продавцом. Стоит отметить, что одна из самых первых организаций по защите прав потребителей была создана в Нью-Йорке в 1891 году. В дальнейшем начали создаваться потребительские организации или же лиги покупателей, задачей которых было формирование потребительской культуры и влияние на взаимодействие субъектов потребительских отношений.

Многие страны закрепляют термин «потребитель» в законодательстве, однако в правовых нормах Соединенных Штатов отсутствует точное описание этого понятия, оно распространяется только в юридической практике или доктринах. Исходя из Закона «О гарантиях при продаже товаров» 1975 года можно выделить следующее понятие — потребитель — лицо, приобретающее товары (для личного пользования, не с целью перепродажи) широкого потребления. Это понятие очень схоже с общемировым пониманием термина «потребитель», а также очень близко к российскому законодательству.

«Билль о правах» Джона Кеннеди, введенный им в 15 марта 1962 года, закреплял четыре основных принципа, которые легли в основу современных нормативно-правовых актов с сфере защиты прав потребителей. Первый принцип включает в себя право на безопасность, то есть наличие гарантии безопасности жизни и здоровья потребителя. Реализуемый продавцом товар или услуга не должны причинять вред имуществу потребителя и окружающей среде в случае их нормального использования, транспортировки, хранения или утилизации. Второй принцип подразумевает право потребителя на получение полной, достоверной и добросовестной информации о товаре или услуге. Третий принцип - это право на свободу слова, убеждений и право на их распространение любым, не запрещенным законодательством способом. Право каждого быть услышанным [1]. Четвертый принцип представляет из себя право каждого потребителя на здоровую окружающую среду, правдивую информацию о ее состоянии, а также право на возмещение вреда, причиненного его имуществу или здоровью [2].

Американское законодательство в сфере зашиты прав потребителей стремительно развивалось, в частности, из-за частого поступления обращений в Конгресс США от потребителей, описывающих проблемы, с которыми они сталкиваются при попытке реализации или защиты своих интересов. Было подробно описано большое множество положений законодательства о защите прав потребителей, тем самым, сформировав

эффективно работающие способы охраны и защиты потребительских прав [3]. Справедливости ради необходимо заметить, что примерно в это же время в некоторых скандинавских странах таже принимались кодифицированные нормативно-правовые акты, направленные на охрану и защиту интересов потребителей. В число этих государств входили: Норвегия со своим законом от 1972 года, Дания и Финляндия в 1975 году [4] .

Положительная тенденция развития действенной правовой базы Штатов побудило другие страны совместно разработать основополагающие принципы на основе четырех принципах Билля о правах 1962 года, который лег в основу Руководящих принципов Организацией Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, утвержденных 9 апреля 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН, а в 1999 году они были дополнены и расширены. Эти принципы включают в себя следующие права потребителей:

• право на безопасность жизни и здоровья;

• право на достоверную информацию;

• право высказывать свое мнение и быть выслушанным;

• право на потребительское образование;

• право на возмещение ущерба;

• право на выбор;

• право на удовлетворение базовых потребностей.

Начиная с 1961 года, свое функционирование начал Потребительский консультативный совет США, созданный по поручению действующего на тот момент президента Джона Кеннеди. В состав данного совета входили тридцать представителей финансовых кругов, юристов, которые занимались защитой прав потребителей, ученые-экономисты и представители от потребительских союзов. Параллельно с созданием этого органа, была введена должность помощника Президента по потребительским вопросам.

С развитием крупной промышленности, созданием огромного количества заводов и фабрик, остро встал вопрос о защите природы и в целом окружающей среды. Начиная с 80-х годов двадцатого века происходит ужесточение контроля за утилизацией промышленных отходов, а также за выхлопными газами автомобилей. Охрана окружающей среды довольно сильно переплетается с защитой прав потребителей, с их правом на получение качественного товара, к примеру, отказ от применения генетических модификаций продуктов потребления, так как многими исследования утверждается о возникновении всевозможных вредных побочных эффектах в организме человека в будущем.

Для Соединенных Штатов, как для страны, в которой высокий товарооборот, обширный рынок

услуг и работ, представленных также и другими экономически успешными государствами, такими как Япония, Германия, Китай, Канада и др., очень важным фактором является установление стандартов качества на товары и услуги, производимые не только внутри государства, но и за ее пределами и импортируемые к ним. В первую очередь необходимо отметить, что основными правовыми источниками являются конституции (как федеральная, так и штатов), федеральные законы и законы штатов, судебные преценденты.

В настоящее время, нормативно-правовая база института защиты прав потребителей в Соединенных Штатах Америки довольно сильно укрепилась и расширилась за последние 50 лет. Благодаря своей форме правления, почти у каждого штата есть свои законы в области прав потребителей. В зависимости от субъекта эти правовые акты могут кардинально отличаться, но базис - те принципы, на которых они основываются, остается незыблемым. Что касается торговли и предпринимательской деятельности, данная сфера урегулирована нормами Единообразного торгового кодекса США (ЕТК) (1952 г.) [5], который содержит 10 глав, посвященных договору купли-продажи, ценным бумагам и оборотным документам, используемым в практике США. Цель его создания составляют упрощение, модернизация и уточнение права, регулирующего торговые сделки, а также обеспечение единообразного развития торговой практики. Единообразный торговый кодекс действует как закон каждого штата в 49 штатах (кроме штата Луизиана); ряд штатов внесли свои изменения в предложенный Закон. И все-таки основным источником решения споров между потребителями и предпринимательскими субъектами является судебный прецедент.

В Соединенных Штатах дела потребителей также регулируются различными законами как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Среди них Федеральный закон «О пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах» (Federal food, drug, and cosmetic Act) [6], (сокращенно FFDCA, FDCA или FD&C), который представляет собой свод норм, принятых Конгрессом США в 1938 году, наделяющих Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) полномочиями по надзору за безопасностью пищевых продуктов, лекарств, медицинских приборов и косметики. В 1968 году в FD&C были добавлены положения о контроле излучения электронных продуктов. Также в том же году FDA сформировало проект внедрения исследования эффективности лекарственных средств (DESI). Этот проект начат Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

в 1960-х годах в силу того, что требования в Законе о контроле над наркотиками Кефове-ра-Харриса, о том, что все лекарства должны быть эффективными, а также безопасными, стало частью закон США. Программа DESI была предназначена для классификации всех лекарств, выпущенных до 1962 года, которые уже были на рынке, на эффективные, неэффективные или требующие дальнейшего изучения. В ходе реализации исследования эффективности лекарственных средств (DESI) было оценено более 3000 отдельных продуктов и более 16 000 терапевтических заявлений. К 1984 г. были завершены окончательные действия по 3 443 продуктам; из них 2225 оказались эффективными, 1051 — неэффективными, а 167 — ожидающими рассмотрения.

Для чтобы включить в правила FD&C рекомендации Национальной академии наук по исследованию эффективности ранее продаваемых лекарств. В закон много раз вносились поправки, последний раз добавлялись требования о подготовке к биотерроризму. [7] Также на введение этого акта повлияла смерть более 100 пациентов из-за сульфаниламидного эликсира, сульфаниламидного препарата, в котором для растворения препарата и получения жидкой формы использовался высокотоксичный растворитель диэтилен-гликоль. Он заменил более ранний Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах 1906 года. Закон FDC состоит из десяти глав:

I. Краткое название.

II. Определения, содержащиеся в законе:

201(f) - определение продукта питания;

201(g) - определение наркотических веществ;

201(h) - определение;

201 (s) - определение пищевой добавки;

201(ff) - это определение пищевой добавки.

III. Запрещенные действия и наказания.

Этот раздел содержит как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые статьи. Большинство нарушений в соответствии с законом являются гражданскими, хотя неоднократные, преднамеренные и мошеннические нарушения подпадают под действие уголовного права. Примечательно, что Закон FD&C предусматривает строгую ответственность в связи с делом Доттервайх Верховном суде [8]. Ответчик Доттер-вайх был президентом и генеральным директором компании, которая покупала лекарства у производителя, переупаковывала их и отправляла с новой этикеткой. Доттервайх был признан виновным в правонарушении в соответствии с Федеральным законом «О пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах»,.который запрещал поставки фальсифицированных и некачественных лекарств. Верховный суд оставил в силе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

обвинительный приговор Доттервайху несмотря на то, что он не принимал непосредственного участия в запрещенных поставках. Суд пришел к выводу, что это было преступлением против общественного благосостояния, где была уместна строгая субститутивная ответственность, поскольку президент компании должен знать правила, связанные с их бизнесом, и что президент находится в гораздо лучшем положении, чем представители общественности, для защиты от возможных опасностей продукта.

Строгая ответственность представляет собой норму ответственности, согласно которой лицо несет юридическую ответственность за последствия, вытекающие из деятельности, даже при отсутствии вины или преступного умысла со стороны ответчика. В соответствии с законом о строгой ответственности, если ответчик владеет чем-либо опасным по своей сути, как указано в определении «сверхопасного», ответчик несет строгую ответственность за любой ущерб, причиненный таким владением, независимо от того, насколько тщательно ответчик их охраняет. Это один из очень небольшого числа уголовных законов, которые делают это.

IV. Еда.

Существует различие в фальсификации пищевых продуктов между теми, которые добавляются, и теми, которые присутствуют естественным образом. Вещества, которые добавляются, соответствуют более строгому стандарту «могут нанести вред здоровью», тогда как вещества, которые присутствуют в природе, должны быть только на уровне, который «обычно не наносит вреда здоровью».

V. Наркотики и устройства

505 — это описание процесса утверждения препарата;

510(k) - это раздел, разрешающий допуск медицинских устройств класса II;

515 — это описание процесса утверждения устройства (класс III).

VI. Косметические средства.

VII. Контроль деятельности.

704 - разрешает проверки регулируемых организаций. Результаты проверки заносятся в Акт о проверке.

VIII. Импорт и экспорт.

IX. Табачные изделия.

X. Разное.

Следующим довольно важным законом в сфере охраны и защиты прав потребителей в США является Закон «О добросовестной практике взыскания долгов», (Fair Debt Collection Practices Act), утвержденный 20 сентября 1977 г. (с последующими поправками) [9] (Далее - FDCPA). Он представляет собой положение о защите прав

потребителей, устанавливающую правовую защиту от злоупотребления в отношении практики взыскания при потребительских кредитах. Раздел VIII этого закона закрепляется следующие цели:

• устранение злоупотреблений при взыскании потребительских долгов;

• содействие справедливому взысканию долгов;

• предоставить потребителям возможность оспорить и получить подтверждение информации о долгах, чтобы обеспечить точность информации.

Закон устанавливает руководящие принципы, в соответствии с которыми коллекторы могут вести бизнес, определяет права потребителей, связанных с коллекторами, и предписывает штрафы и средства правовой защиты за нарушения Закона. [10] Иногда используется в сочетании с Законом о достоверной кредитной истории (Fair Credit Reporting Act).

Закон «О добросовестной практике взыскания долгов» (Fair Credit Reporting Act), [11] (FCRA), является законом, принятым для обеспечения точности, объективности и конфиденциальности информации о потребителях, содержащейся в файлах агентств по предоставлению информации о потребителях. Он был предназначен для защиты потребителей от преднамеренного и / или небрежного включения ошибочных данных в свои кредитные истории. С этой целью FCRA регулирует сбор, распространение и использование информации о потребителях, включая информацию о потребительских кредитах [11]. Вместе с Законом «О добросовестной практике взыскания долгов» (FDCPA), FCRA составляет основу закона о правах потребителей в Соединенных Штатах. Первоначально он был принят в 1970 году и применяется Федеральной торговой комиссией США, Бюром финансовой защиты потребителей и частными сторонами.

Отдельным направление охраны прав потребителей в Соединенных Штатах Америки выступает, деятельность по защите при банкротстве организации. Согласно Закону «Конституционные вопросы, связанные с Законом о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей» 2005 г. (Constitutional Issues Posed in the Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005) [12], потребитель имеет полное право на получение компенсации за имущественный вред, причиненные ему в результате несостоятельности производителя или продавца. Это сделано с целью предотвращения злоупотреблением права на банкротство различными корпорациями, которые намеренно, берут как можно больше заказов на свою фирму, а потом объявляют через суд себя банкротом.

Еще одной стороной правового регулирования в США являются вопросы, связанные с обманом или введением в заблуждение потребителей. Когда есть достаточные сведения, о том, что продавец заведомо обманул или же умолчал о каком-либо недостатке товара при заключении договора, потребитель в праве в дальнейшем заявить иск к такому продавцу о возмещении компенсации понесенных убытков. Это правило также касается и ситуаций с применением термина «небрежность», так такие действия приравниваются к обману [14].

Федеральные законы о защите прав потребителей в основном обеспечиваются Федеральной торговой комиссией, Бюром финансовой защиты потребителей, Управлением по контролю за продуктами и лекарствами и Министерством юстиции США. Говоря о законодательстве в сфере охраны прав потребителей на уровне штатов США, то каждый такой субъект имеет ряд законов, нормы которых могут отличатся от субъекта к субъекту, однако стоит отметить, что нормы должны базироваться на основных принципах и положениях, у установленных федеральным законодательством в этой области. Подводя итог, можно сказать, что наличие постоянно модернизирующейся с учетом современных тенденция нормативно-правовой базы является одним из ключевых факторов обеспечения эффективной защиты прав потребителей.

Список литературы:

[1] Чурочкина О.С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 18.

[2] Специальное послание Конгрессу о защите интересов потребителей, 15 марта 1962 г (Special message to Congress on protecting consumer interest, 15 March 1962) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jfklibrary.org/ asset-viewer/archives/JFKP0F/037/ JFKP0F-037-028 (дата обращения: 11.11.2022).

[3] Хикман Н. Юридическая практика защиты прав потребителей в США: Материалы республиканского семинара. Гродно, 7-8 октября 1998 г. Мн.: БОЗП, 1998. С. 27-29;

[4] Петров М. Правовые аспекты защиты прав потребителей // Российская юстиция. - 1994. - № 2. - С. 28-30.

[5] Единообразный торговый кодекс США / пер. с англ. ; под ред. В. Л. Дозорцева. Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М., 1996. 427 с.

[6] Федеральный закон «О пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах» (Federal food, drug, and cosmetic Act) [As Amended

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Through P.L. 117-103, Enacted March 15, 2022] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.govinfo.gov/content/pkg/COMPS-973/pdf/ COMPS-973.pdf (дата обращения: 12.11.2022)

[7] Виноградова, Е. В. Субъект медицинских преступлений. Новые грани / Е. В. Виноградова // Евразийская адвокатура. - 2022. - № 2(57). - С. 75-77

[8] Решение Верховного суда США (United States v. Dotterweich, 320 U.S. 277 (1943)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://supreme. justia.com/cases/federal/us/320/277/ (дата обращения: 12.11.2022)

[9] Закон «О добросовестной практике взыскания долгов» (Fair Debt Collection Practices Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.ftc.gov/legal-library/browse/rules/fair-debt-collection-practices-act-text (дата обращения: 11.11.2022)

[10] Harms, Steven; Larson, Aaron (8 September 2009). Credit & Collection Kit for Dummies. Wiley. pp. 112-117. ISBN 978-0470465950.; «Your Rights Under the Fair Debt Collection Practices Act (FDCPA)». ExpertLaw. Retrieved 16 June 2017.

[11] Закон «О справедливой кредитной отчетности» (Fair Credit Reporting Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/ legal-library/browse/statutes/fair-credit-reporting-act (дата обращения: 12.11.2022)

[12] Dlabay, Les R.; Burrow, James L.; Brad, Brad (2009). Intro to Business. Mason, Ohio: SouthWestern Cengage Learning. p. 471. ISBN 978-0538-44561-0.

[13] Закон «Конституционные вопросы, связанные с Законом о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей» (Constitutional Issues Posed in the Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi ?article=2032&context=faculty_scholarship (дата обращения: 18.11.2022)

[14] Пятин С. Ю. Гражданское и торговое право зарубежных стран : учеб. пособие. М., 2020. с. 194.

Spisok literatury:

[1] Churochkina O.S. Evolyuciya razvitiya insti-tuta zashchity prav potrebitelej v Rossii (istoricheskij i normativno-pravovoj aspekty) // Grazhdanskoe obsh-chestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 4. S. 18.

[2] Special'noe poslanie Kongressu o zashchite interesov potrebitelej, 15 marta 1962 g (Special message to Congress on protecting consumer interest, 15 March 1962) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: https://www.jfklibrary.org/asset-viewer/archives/ JFKPOF/037/JFKPOF-037-028 (data obrashcheniya: 11.11.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[3] Hikman N. YUridicheskaya praktika zashchity prav potrebitelej v SSHA: Materialy respublikan-skogo seminara. Grodno, 7-8 oktyabrya 1998 g. Mn.: BOZP, 1998. S. 27-29;

[4] Petrov M. Pravovye aspekty zashchity prav potrebitelej // Rossijskaya yusticiya. - 1994. - № 2.

- S. 28-30.

[5] Edinoobraznyj torgovyj kodeks SSHA / per. s angl. ; pod red. V. L. Dozorceva. Seriya: Sovremen-noe zarubezhnoe i mezhdunarodnoe chastnoe pravo. M., 1996. 427 s.

[6] Federal'nyj zakon «O pishchevyh produk-tah, lekarstvah i kosmeticheskih sredstvah» (Federal food, drug, and cosmetic Act) [As Amended Through P.L. 117-103, Enacted March 15, 2022] [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.govinfo.gov/ content/pkg/COMPS-973/pdf/COMPS-973.pdf (data obrashcheniya: 12.11.2022)

[7] Vinogradova, E. V. Sub»ekt medicinskih prestuplenij. Novye grani / E. V. Vinogradova // Evrazi-jskaya advokatura. - 2022. - № 2(57). - S. 75-77

[8] Reshenie Verhovnogo suda SSHA (United States v. Dotterweich, 320 U.S. 277 (1943)) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://supreme. justia.com/cases/federal/us/320/277/ (data obrashcheniya: 12.11.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Zakon «O dobrosovestnoj praktike vzyska-niya dolgov» (Fair Debt Collection Practices Act) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.ftc. gov/legal-library/browse/rules/fair-debt-collection-practices-act-text (data obrashcheniya: 11.11.2022)

[10] Harms, Steven; Larson, Aaron (8 September 2009). Credit & Collection Kit for Dummies. Wiley. pp. 112-117. ISBN 978-0470465950.; «Your Rights Under the Fair Debt Collection Practices Act (FDCPA)». ExpertLaw. Retrieved 16 June 2017.

[11] Zakon «O spravedlivoj kreditnoj otchet-nosti» (Fair Credit Reporting Act) [Elektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: https://www.ftc.gov/legal-library/ browse/statutes/fair-credit-reporting-act (data obrashcheniya: 12.11.2022)

[12] Dlabay, Les R.; Burrow, James L.; Brad, Brad (2009). Intro to Business. Mason, Ohio: South-Western Cengage Learning. p. 471. ISBN 9780-538-44561-0.

[13] Zakon «Konstitucionnye voprosy, svyazan-nye s Zakonom o predotvrashchenii zloupotreblenij pri bankrotstve i zashchite prav potrebitelej» (Constitutional Issues Posed in the Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://scholarship. law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2032&con-text=faculty_scholarship (data obrashcheniya: 18.11.2022)

[14] Pyatin S. Yu. Grazhdanskoe i torgovoe pravo zarubezhnyh stran : ucheb. posobie. M., 2020. s. 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.