Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИТАЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
808
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
потребители / защита прав потребителей / электронная торговля / Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Д.В.

Статья посвящена особенностям правового регулирования и организации защиты прав потребителей в Китайской народной республике. В работе рассмотрены особенности закона КНР «О защите прав и интересов потребителей», а так же последние поправки, которые были внесены в закон в 2014 году в связи с развитием электронной коммерции и возникновением проблем реализации товаров через сеть интернет. Так же в работе проводится сравнительный анализ защиты прав потребителей в КНР и в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИТАЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-362-368 ЛИПКА Дмитрий Викторович,

NIION: 2018-0076-7/22-870 младший научный сотрудник

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1068 научно-организационного отдела

Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КИТАЕ

Аннотация. Статья посвящена особенностям правового регулирования и организации защиты прав потребителей в Китайской народной республике. В работе рассмотрены особенности закона КНР «О защите прав и интересов потребителей», а так же последние поправки, которые были внесены в закон в 2014 году в связи с развитием электронной коммерции и возникновением проблем реализации товаров через сеть интернет. Так же в работе проводится сравнительный анализ защиты прав потребителей в КНР и в Российской Федерации.

Ключевые слова: потребители, защита прав потребителей, электронная торговля, Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей».

LIPKA Dmitry Viktorovich,

Associate Researcher, Scientific and Organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10 Znamenka Str., Moscow, 119019, Russian Federation

FEATURES OF CONSUMER PROTECTION IN CHINA

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of legal regulation and organization of consumer protection in the People's Republic of China. The work examined the features of the PRC law "On the Protection of Consumer Rights and Interests," as well as the latest amendments that were made to the law in 2014 in connection with the development of e-commerce and the emergence of problems in the sale of goods via the Internet. The work also conducts a comparative analysis of consumer protection in the PRC and in the Russian Federation.

Key words: consumers, consumer rights protection, e-commerce, PRC Law "On Protection of Consumer Rights and Interests."

В Китае, как и в любом современном государстве большое внимание уделяется соблюдению и защите прав потребителей товаров и услуг. регулирование сферы защиты прав потребителей со стороны государства осуществляется посредством законодательных и иных нормативных правовых актов, а также создания системы специализированных государственных органов и механизма регулирования и контроля.

Защита права потребителей представляет собой комплекс мер, направленных на лишение недобросовестных производителей и продавцов возможности предоставления потребителям некачественных товаров или услуг. Если же такая ситуация произошла, то защита должна быть направлена на восстановление нарушенных прав, возврат потраченных средств, принятие мер в отношении недобросовестного производителя или продавца и т.д.

В настоящее время в большинстве стран сфера защиты прав потребителей регулируется нормами закона «О защите прав потребителей». В Китае действует закон «О защите прав и интересов потребителей» [1], но помимо упомянутого закона в стране разработан целый комплекс нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих защиту прав потребителей.

Поскольку вопросы прав потребителей затрагивают большой круг общественных отношений, таких как купля-продажа, предоставление услуг, гарантийное и пост гарантийное обслуживание, профессиональная деятельность, стандартизация, права интеллектуальной собственности и т.д., то вопросам защиты эти прав посвящено огромное количество нормативных актов, регулирующие различные сферы и вопросы социально-экономического характера.

Все китайское законодательство, регулирующее анализируемую нами сферу, можно условно разделить на три основных блока:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

- во-первых, это Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей»;

- во-вторых, это основы национального гражданского законодательства, законы и подзаконные акты, разрабатываемые в рамках гражданско-правового регулирования;

- в-третьих, это законодательные и иные нормативные правовое акты, принимаемые на уровне провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения.

Прежде чем рассматривать основные законодательные акты, регулирующие сферу защиты прав потребителей, проведем краткий экскурс в историю становления и развития китайского законодательства в сфере потребления.

В настоящее время Китай является крупнейшим импортёром и практически невозможно найти товар, который не производился бы в Китае или страну, на рынке которой не представлены товары из КНР. При этом необходимо отметить, что обладая огромным производственным и человеческим потенциалом, Китай долгое время значительно отставал от множества западных стран по показателям социально-экономического роста, а так же роста потребления.

Долгое время граждане Китая не имели четко регламентированных в нормах национального законодательства прав на качественную и безопасную продукцию или услугу, а деятельность китайских предпринимателей практически ни чем не регулировалась. Объяснить такое положение вещей можно тем, что для развития законодательства в сфере предоставления и обеспечения населения страны качественными товарами и услугами необходим конкурентный рынок, как производителей, так и потребителей, а также правовая поддержка и тех и других со стороны государства. Развитие КНР с самого начала его образования шло в рамках плановой экономики, и концепция свободного рынка первоначально руководством страны даже не рассматривалась [5].

Со временем политические изменения в стране привели к необходимости проведения правовых и экономических реформ, направленных на экономический рост и развитие международной торговли с учетом опыта экономического развития западных стран. В результате этих реформ усилилось и влияние потребителей на рынке товаров и услуг.

В 1990-х годах в КНР был принят ряд законов, так или иначе затрагивающих сферу защиты прав потребителей, к таким законам можно отнести Закон «О борьбе с недобросовестной конкуренцией», Закон «О качестве продукции» и Закон «О защите прав и интересов потребителей».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Первым законом, регулирующим сферу потребления в Китае, стал Закон «О качестве продукции» от 22 февраля 1993 г. [2]. Данный закон регулирует социальные, экономические, юридические и политические факторы, оказывающие влияние на качество производимой в стране продукции и на меры контроля этого качества.

Ключевыми моментами анализируемого закона являются:

- нормы закона распространяются на всю производственную и сбытовую деятельность, осуществляемую на территории КНР;

- под продукцией следует понимать все продукты, произведенные и обработанные, с целью последующего сбыта;

- ответственность за осуществление надзора и управление качеством осуществляют специально созданные с этой целью органы регулирования рынка Государственного совета;

- все китайские производители несут ответственность за качество производимой ими продукции и должны предпринимать меры для поддержания и повышения качества своей продукции;

- все китайские продавцы несут ответственность за ремонт, замену или возврат продукции несоответствующего качества, а так же обязаны возмещать ущерб, причиненный потребителям в связи с использованием продукции некачественной продукции;

- в случае причинения ущерба личности имуществу других лиц из-за дефектов продукции, все пострадавшие лица имеют право требовать возмещения ущерба, как от продавцов, так и от производителей, в зависимости от того, по чьей вине был причинен этот ущерб. Если же ущерб был возмещён продавцом, но причинен был по вине производителя, то продавцы имеют право взыскать потраченные ими средства на возмещение ущерба с производителей и наоборот, производители имеют право на возмещение своих убытков, если вина за причиненный вред лежит на продавце;

- потребители товаров и иные пострадавшие лица имеют право требовать компенсации за причиненный им ущерб в течение двух лет с момента причинения ущерба;

Изучив нормы Закона КНР «О качестве продукции» можно заключить, что, несмотря на то, что они касаются различных аспектов защиты прав потребителей, общественные отношения этой сферы законе охвачены далеко не полностью, поэтому 31 октября 1993 г. был принят Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» [1]. Этот закон стал первым законодательным актом, направленным на защиту интересов потребителей и стал символом начала новой эры в сфере правовой защиты прав потребителей в

Китае. Принятие этого закона во многом обусловлено внесением в 1993 году поправки в Конституцию КНР о том, что Китай стает на путь реализации в стране политики рыночной экономики и поэтому необходимо укрепить национальное законодательство, регулирующее экономику страны [5].

Приняв решение о необходимости развития в стране открытой рыночной экономики правительство КНР понимало, что это невозможно без создания сильной правовой системы. Поэтому на 8-м съезде Всекитайского собрания народных представителей, которое состоялось в 1993 году, было утверждено 85 законов в рамках реализации программы экономического развития страны на период с 1993 по 1998 года. Около половины принятых актов были приняты в целях содействия

строительству в Китае социалистического рынка. Среди наиболее существенных законодательных актов следует выделить Закон «О гигиене пищевых продуктов», Закон «О рекламе», Закон «О защите прав потребителей», кроме того были проведены изменения в законе «О товарных знаках», Законе «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» и Законе «О качестве продукции».

Все перечисленные выше законы направлены на стандартизацию и регулирование правил поведения продавцов на рыке. При этом следует отметить, что обеспечению именно защиты прав потребителей внимания было уделено не так много, так как основной целью первой волны законодательства было удовлетворения интересов экономической политики Китая.

Право на неприкосновенность личности и имущественную безопасность ~1

Право на получение правдивой информации о товарах и услугах (включая цены, происхождение, использование, функции, стандарты, классы, основные ингредиенты, дату изготовления, срок годности, инструкции по эксплуатации и т.д.) 1

* Право на свободный выбор товара или услуга (включая право на сравнение и отбор) 1

Право на справедливую сделку (справедливаяцена, гарантия качества, частичный отказ) 1

Правотребовать компенс ацию за физиче ские увечья или у щ ер б иму ществу, н анесенных в резулвтате приобретения или использования товаров или получения услуг 1

Право на создание общественных организаций для защиты своих законных прав и интересов 1

* Право на приобретение знаний, касающихсяпотребления и защиты своих прав 1

Право на уважение человеческого достоинства, национальных традиции и обычаев 1

Право на осуществление контроля над товарами и услугами, на деятельность по защите своих потр е бительских пр ав и интер ее об 1

Право информировать и заявлять иски о нарушении их потребительских прав, ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей государственными служащими, вносить предложения о совершенствовании раЬсоыпо защите прав потребителей 1

Рисунок 1 - Права потребителей по Закону КНР «О защите прав и интересов потребителей»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Среди законов КНР, так или иначе касающихся защиты прав потребителей, следует выделить «Закон о рекламе» от 1 февраля 1995 г.[3] защищающий потребителей продукции и услуг от ложной или вводящей в заблуждение информации, содержащейся в рекламе и «Закон о договорах» от 15 марта 1999 г.[4], регулирующий торговые отношения между равными субъектами хозяйственной деятельности.

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» содержит 8 глав, в которых закреплены ключевые принципы и система государственной защиты законных интересов потребителей, обязанности предпринимателей, юридическую ответственность участников правоотношений. Нормы закона регулируют основные бытовые потребности потребителей, связанные с приобретением и использованием товаров и услуг, регулирует закон и деятельность крестьян при приобретении, использовании и продаже продуктов сельскохозяйственного производства.

Правам потребителей посвящена отдельная глава (глава II) закона, они обобщены на рисунке 1 [1].

Анализируя нормы китайского закона о защите прав потребителей можно сделать вывод, что большинство обязанностей продавца, содержащиеся в главе III являются компенсаторными для конкретных прав потребителя, к примеру, право потребителя на получение информации о товаре или услуге обеспечивается обязанность производителя предоставлять эту информацию. Анализ главы III закона позволяет сделать вывод, что нормы, в ней содержащиеся обязывают китайских предпринимателей действовать добросовестно, а именно:

- принимать меры по обеспечению безопасности потребителей, в согбенности услуг, в большей степени это касается предприятий, работающих в сфере общественного питания, туризма, развлечений, банковского обслуживания и иных общественных сфер;

- выдавать чеки, счета или иные подтверждающие получение денежных средств документы;

- в семидневный срок принимать назад некачественный товар или устранять недостатки по оказанным услугам;

- обязанность интернет-сайтов, осуществляющих торговлю товарами или услугами предоставлять полную и достоверную информацию о всех товарах, услугах, а также их производителях и продавцах.

Содержит анализируемый закон и положения о роли государства в защите прав потребителей, механизму государственной защиты посвя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

щена отдельная глава (глава IV). В положениях этой главы указывается на то, что народное правительство республики играет главную роль в организации, координации, управлении, а также в стимулировании релевантных административных органов в осуществлении защиты прав и интересов потребителей на всех уровнях государственного управления.

Особая роль в защите прав потребителей в законодательстве отводится государственным органам в сфере промышленности и торговли. В законе также указывается обязанность Народного суда КНР принимать меры по упрощению и ускорению рассмотрения споров, связанных с нарушением прав и интересов потребителей.

Основным органом, осуществляющим государственное регулирование организации защиты прав потребителей в Китае, является Государственное торгово-промышленное управление КНР (ГТПУ КНР). Именно ГТПУ отвечает за контроль и регулирование национального рынка, в том числе и в вопросах защиты прав потребителей.

Содержит закон в себе (глава V) положения об общественной защите прав потребителей, осуществляемой общественными ассоциациями и иными объединениями потребителей.

Такая форма защиты прав потребителей приобретает в Китае в последние годы все большую популярность и заключается в создании общественных потребительских объединений. В Китае с 1984 года действует Китайская Ассоциация Потребителей (КАП), являющаяся национальной общественной организацией по защите прав и законных интересов потребителей. КАП участвовала и при разработке проекта закона КНР «О защите прав и интересов потребителей», а так же участвовала в разработке нормативных актов, регулирующих защиту прав потребителей в 20-ти китайских провинциях, автономных районах, муниципалитетах и городах центрального подчинения. Особенностью этих нормативах актов является учет особенностей местного производства и потребления при условии не противоречия нормам основного закона.

Предусматривает закон и создание различных потребительских организаций в виде ассоциаций и иных форм общественных организаций с целью осуществления контроля за реализацией товаров и оказания услуг с целью защиты нарушенных прав потребителей.

Глава VI закона рассматривает механизм разрешения споров при наличии факта нарушения прав потребителей. Способы разрешения споров представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Способы разрешения спора о защите прав потребителей в КНР

Наиболее распространенной в Китае процедурой разрешения споров о нарушенных правах потребителей является медиация, то есть досудебное урегулирование всех спорных вопросов. Этот способ является самым не затратным как в отношении времени, затрачиваемого на рассмотрение дела, так и в отношении средств, затрачиваемых на это рассмотрение. Таким способом в стране разрешается порядка 30% всех споров с потребителями [8]. Популярность процедур медиации объясняется не только национальной склонностью китайцев к мирному разрешению споров, но и тем, что на практике для китайских судов характерна судебная волокита, рассмотрение дел с нарушением процессуальных сроков. Дела о восстановлении нарушенных прав потребителей могут рассматриваться годами [10].

В главе VII закона представлен подробный перечень нарушений со стороны производителей и продавцов, за которые предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

В Китае предусмотрена уголовная ответственность за изготовление и сбыт поддельных и некачественных товаров. Предусмотрены в законе и обстоятельства, когда предприниматель может быть лишен права дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.

Действующее китайское законодательство содержит большое количество составов административных правонарушений, связанных с защитой прав потребителей. С 15.03.2015 в стране применяются новые правила применения административных наказаний за нарушения прав потребителей [7]. Эти правила, принятые Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР (ГГУТПА), значительно расширили печень правонарушений, а также конкретизировали процедуры привлечения предпринимателей к административной ответственности за эти нарушения.

Развитие в стране, как и во всем современном мире электронной торговли, вызвало необходимость внесения изменений в закон «О защите прав и интересов потребителей», которые были разработаны и одобрены Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей 25 октября 2013 года.

Изменения коснулись именно защиты прав потребителей, осуществляющих покупки товаров и услуг в раках электронной торговли, то есть в сети интернет. Внесенные закон нормы касаются реализации товара посредством сети интернет или иных телекоммуникационных сетей и содержат условия возврата товаров, предъявления претензий приобретении товаров через интернет,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

обязанность продавцов предоставлять всю информацию о производителях, продавцах, товаре или услуге и условиях сделки купли-продажи. Так же в закон введены условия защиты персональных данных покупателей, обязывающие предпринимателей использовать эти данные строго в соответствии с нормами действующего законодательства и не использовать их для рассылки коммерческой информации без предварительного на то согласия со стороны покупателя.

Внесенные в закон изменения так же повысили размеры штрафов, налагаемых государственными органами на китайских предпринимателей за нарушение норм закона.

Развитие новых способов приобретения товаров и услуг вызвало необходимость принятия еще ряда законов, регулирующих защиту прав потребителей. К таковым можно отнести «Закон о праве собственности» от 15 марта 2007 г., «Антимонопольный закон» от 30 августа 2007 г., «Гражданский процессуальный кодекс» от 26 декабря 2009 г., «Закон о безопасности пищевых продуктов» от 28 февраля 2009 г.

В 2010 году Государственной администрацией промышленности и коммерции КНР были подписаны «Промежуточные правила торговли товарами и услугами через интернет». Этот нормативный правовой акт стал первым актом, регулирующим онлайн торговлю и сопутствующие услуги, а так же устанавливающим правила поведения при такой форме торговли и меры ответственности за их нарушение.

1 января 2019 года в КНР вступил в силу Закон КНР «Об электронной коммерции» [5]. Данный закон определил ключевые правила продажи товаров и оказания услуг посредством сети интернет. Действие норм закона распространяется на все виды электронной коммерции (В2В, В2С, С2С, в том числе - продажи через Wechat и стриминго-вые сервисы) и всех предпринимателей в сфере электронной коммерции. В качестве основного нововведения, предусмотренного данным законом, следует выделить необходимость обязательной регистрации любой предпринимательской деятельности, в том числе и на микробизнесы.

В анализируемом законе указано, что на все сделки по продаже товаров или оказании услуг в сети интернет распространяется действие закона КНР «О защите прав и интересов потребителей». То есть, все предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сети интернет должны предоставлять покупателям достоверную и полную информацию о своих товарах и услугах, а так же выполнять все правила торговли, в том числе относительно возраста товара и поступления претензий от покупателей. В законе так же указывается и на то, что все электронные торговые пло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

щадки обязаны следить за соблюдением прав потребителей отдельными предпринимателями. В обратном же случае электронная площадка и предприниматель могут быть привлечены к совместной ответственности, если будет выявлен факт нарушения прав потребителей.

Так же сравним организацию защиты прав потребителей в Китае и Российской Федерации.

В нашей стране основным законом, регулирующим права потребителей является Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1. Этот закон, как и закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» предусматривает наличие государственного контроля за соблюдением, как основного закона, так и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов потребителей. Структура Российского закона представлена 46 статьями, содержащимися в преамбуле и 4-х разделах.

Сопоставляя нормы российского и китайского законов, можно сделать вывод, что в законе РФ более четко выстроен понятийный аппарат, раскрывающий определение основных понятий, таких как потребитель, исполнитель, изготовитель, продавец, импортер и т.д. В преамбуле китайского закона, содержащей общие положения, толкование терминов не приводится. На практике, при разрешении вопросов о защите прав потребителей, четкое трактование терминов способствует более точному и справедливому разрешению спора.

Сравнивая норм ответственности за нарушение прав потребителей, то можно сделать вывод, что в Китае они значительно более жесткие, к примеру за производство и реализацию некачественных или поддельных товаров предусмотрена уголовная ответственность, тогда как в России такой ответственности не предусмотрена, а меры административной ответственности ни идут ни в какое сравнение с выгодой недобросовестных производителей и продавцов.

В законах и РФ и Китая установлен механизм правового просвещения потребителей. В ст. 3 ФЗ РФ указывается на право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В ст. 13 китайского закона добавлен еще так же пункт, обязывающий китайских потребителей «усердно овладевать знаниями и навыками использования товаров». Этот пункт введен с целью повышения сознательной самозащиты прав потребителей.

Следующим существенным различием в механизме защиты прав потребителей в России и Китае являются механизмы этой защиты. В российской практике наибольшее количество споров решается в суде, тогда как китайские потребители все чаще прибегают к процедурам медиации.

Несмотря на то, что российский закон так же предусматривает досудебный порядок урегулирования споров, применяется он на практике крайне неохотно.

В целом, анализируя российский и китайских законы о защите прав потребителей можно сделать вывод, что не смотря на некоторое сходство. они существенно отличаются друг от друга, но при этом и тот и другой требуют дальнейшего совершенствования и доработки в свете постоянно меняющихся условий производства, ведения предпринимательской деятельности и осуществления торговли.

В заключении обозначим ключевые проблемы правового регулирования прав потребителей в Китае. Во-первых, в стране до сих пор существуют некоторые недостатки в построении самих законов о защите прав потребителей. Во-вторых, все еще необходимо решить проблему нарушения прав потребителей в нескольких областях. В-третьих, защита прав потребителей при онлайн-тран-закциях сталкивается с новыми проблемами и вызовами.

Список литературы:

[1] Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» (2013 г.) [Электронный ресурс] -URL: https: //ru.chinajusticeobserver.com/law/x/law-on-protection-of-consumer-rights-and-interests-20131025 (Дата обращения 22.08.2022)

[2] Закон КНР «О качестве продукции» (2018 г.) [Электронный ресурс] - URL: https://ru. chinajusticeobserver.com/law/x/product-quality-law-20181229 (Дата обращения 22.08.2022)

[3] Закон КНР «О рекламе» [Электронный ресурс] - URL: http://law.uglc.ru/advertisment.htm/5 (Дата обращения 22.08.2022)

[4] Закон КНР «О договорах» (Принят 2-й сессией ВСНП девятого созыва 15 марта 1999 г.) [Электронный ресурс] - URL: https://chinahelp.me/ information/zakon-knr-o-dogovorah (Дата обращения 22.08.2022)

[5] Закон Китая об электронной торговле (вступил в силу 1 января 2019 года) [Электронный ресурс] - URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/ law/x/e-commerce-law-of-china-20180831 (Дата обращения 22.08.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Как китайский закон защищает потребителей [Электронный ресурс] - URL: https://www. osokainfo.ru/index/2057-kak-kitajskij-zakon-zashhishhaet-potrebitelej.html (Дата обращения 22.08.2022)

[7] Новые правила применения административных наказаний за нарушения прав потребителей [Электронный ресурс] - URL: https://cnlegal.ru/ china_economic_law/customers_rights_ administrativejiability/ (Дата обращения 22.08.2022)

[8] Особенности применения института медиации в сфере защиты прав потребителей в России и Китае [Электронный ресурс] - URL: https://urfac.ru/?p=1323#_ftn3 (Дата обращения 22.08.2022)

[9] Подъем потребления в Китае [Электронный ресурс] - URL: Источник: https://vuzru.ru/ podem-potrebleniya-v-kitae/ (Дата обращения 22.08.2022)

[10] Е.В. Виноградова, Е. В. Михайлова Формирование правового статуса третейского суда в юрисдикционной системе Российской Федерации // Государство и право. - 2022. - № 1. - С. 83-90.

Spisok literatury:

[1] Zakon KNR «O zashchite prav i interesov potrebitelej» (2013 g.) [Elektronnyj resurs] - URL: https: //ru.chinajusticeobserver.com/law/x/law-on-protection-of-consumer-rights-and-inter-ests-20131025 (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[2] Zakon KNR «O kachestve produkcii» (2018 g.) [Elektronnyj resurs] - URL: https://ru.chinajustice-observer.com/law/x/product-quality-law-20181229 (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[3] Zakon KNR «O reklame» [Elektronnyj resurs] - URL: http://law.uglc.ru/advertisment.htm/5 (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[4] Zakon KNR «O dogovorah» (Prinyat 2-j ses-siej VSNP devyatogo sozyva 15 marta 1999 g.) [Elektronnyj resurs] - URL: https://chinahelp.me/informa-tion/zakon-knr-o-dogovorah (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[5] Zakon Kitaya ob elektronnoj torgovle (vstupil v silu 1 yanvarya 2019 goda) [Elektronnyj resurs] -URL: https://ru.chinajusticeobserver.com/ law/x/e-commerce-law-of-china-20180831 (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[6] Kak kitajskij zakon zashchishchaet potrebitelej [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.osoka-info.ru/index/2057-kak-kitajskij-zakon-zashhish-haet-potrebitelej.html (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[7] Novye pravila primeneniya administrativnyh nakazanij za narusheniya prav potrebitelej [Elektronnyj resurs] - URL: https://cnlegal.ru/china_eco-nomic_law/customers_rights_administrative_liability/ (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[8] Osobennosti primeneniya instituta mediacii v sfere zashchity prav potrebitelej v Rossii i Kitae [Elektronnyj resurs] - URL: https://urfac.ru/?p=1323#_ ftn3 (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[9] Pod"em potrebleniya v Kitae [Elektronnyj resurs] - URL: Istochnik: https://vuzru.ru/podem-po-trebleniya-v-kitae/ (Data obrashcheniya 22.08.2022)

[10] E.V. Vinogradova, E. V. Mihajlova Formirovanie pravovogo statusa tretejskogo suda v yurisdikcionnoj sisteme Rossijskoj Federacii // Gosu-darstvo i pravo. - 2022. - № 1. - S. 83-90.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.