Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ФОРМА И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ФОРМА И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / концессионное соглашение / сфера ЖКХ / концессионер / концедент / законодательное регулирование / существенные условия. / public-private partnership / concession agreement / housing and communal services / concessionaire / concedent / legislative regulation / essential conditions.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пьянков Михаил Олегович

в статье рассматриваются механизмы реализации государственно-частного партнерства посредством заключения концессионных соглашений, в рамках которых осуществляется процесс передачи государственного или муниципального имущества частному инвестору в целях его последующей реконструкции и эффективного использования. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является особенно значимой для населения, качество предоставления услуг данной сферы напрямую влияет на социальную политику государства, однако развитие именно данного направления является особенно затратным, что негативно сказывается на процессе ее улучшения. В рамках решения данной проблемы государством предложена процедура заключения концессионных соглашений, имеющая свои особенности заключения, форму и существенные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONCLUSION OF CONCESSION AGREEMENTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITIES: FORM AND Substantial CONDITIONS

the article discusses the mechanisms for the implementation of public-private partnership through a concession agreement, under which the process of transferring state or municipal property to a private investor is carried out for the purpose of its subsequent reconstruction and effective use. The sphere of housing and communal services is especially important for the population of the country, the quality of services of which directly affects the social sphere of the state, however, the development of this particular sphere is particularly costly, which negatively affects the process of its improvement. As part of the solution of this problem, the state has proposed a procedure for concluding concession agreements, which has its own features of conclusion, form and essential conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ФОРМА И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ФОРМА И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ Пьянков М.О.

Пьянков Михаил Олегович - студент магистратуры, кафедра гражданского права, юридический факультет Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в статье рассматриваются механизмы реализации государственно-частного партнерства посредством заключения концессионных соглашений, в рамках которых осуществляется процесс передачи государственного или муниципального имущества частному инвестору в целях его последующей реконструкции и эффективного использования. Сфера жилищно-коммунального хозяйства является особенно значимой для населения, качество предоставления услуг данной сферы напрямую влияет на социальную политику государства, однако развитие именно данного направления является особенно затратным, что негативно сказывается на процессе ее улучшения. В рамках решения данной проблемы государством предложена процедура заключения концессионных соглашений, имеющая свои особенности заключения, форму и существенные условия.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, сфера ЖКХ, концессионер, концедент, законодательное регулирование, существенные условия.

FEATURES OF CONCLUSION OF CONCESSION AGREEMENTS IN THE SPHERE OF HOUSING AND UTILITIES: FORM AND Substantial CONDITIONS

Pyankov M.O.

Pyankov Mikhail Olegovich - master's student, DEPARTMENT OF CIVIL LAW, FACULTY OF LAW IRKUTSK STATE UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: the article discusses the mechanisms for the implementation ofpublic-private partnership through a concession agreement, under which the process of transferring state or municipal property to a private investor is carried out for the purpose of its subsequent reconstruction and effective use. The sphere of housing and communal services is especially important for the population of the country, the quality of services of which directly affects the social sphere of the state, however, the development of this particular sphere is particularly costly, which negatively affects the process of its improvement. As part of the solution of this problem, the state has proposed a procedure for concluding concession agreements, which has its own features of conclusion, form and essential conditions.

Keywords: public-private partnership, concession agreement, housing and communal services, concessionaire, concedent, legislative regulation, essential conditions.

Одной из важнейших задач государства является повышение уровня качества предоставления социальных услуг населению, а также создание привлекательных условий для инвестиций, что напрямую касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Уровень эффективности рассматриваемой отрасли напрямую зависит от нескольких факторов: состояние производственной инфраструктуры, уровень капиталоемкости предприятий, осуществляющих свою деятельность в регионе, особенности финансового обеспечения предприятий жилищно -коммунального хозяйства.

Экономическое развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства затруднено из-за отсутствия собственных средств, что негативно сказывается на процессе ее улучшения. На сегодняшний день процесс совершенствования объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры является довольно дорогостоящей процедурой, бюджетных средств для которой категорически не хватает. Механизм государственно-частного партнерства на сегодняшний день выступает одним из наиболее эффективных, позволяющий учитывать интересы всех его сторон, что обусловлено реальными потребностями отдельных субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры с учетом нормативно-правовой базы, ориентированной на целевое развитие рассматриваемых субъектов [5, с. 173].

Особым видом государственно-частного партнерства, позволяющим государственным и муниципальным органам взаимодействовать с частными инвесторами, привлекая необходимые денежные средства с целью модернизации объектов ЖКХ, направленной на улучшение качества их эксплуатации, и, соответственно, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг населению, значительно снизив расходы на их оплату, выступает концессионное соглашение [7, c.52].

Рассмотрим механизмы реализации государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ. Предметом партнерства в данной сфере выступают объекты коммунальной инфраструктуры, чаще всего линейные. К основным рискам следует относить ограниченность в сроках заключения концессионных соглашений, что

связано со сроками имеющегося договора аренды, а также с возможностью изменения административных ресурсов.

Так, Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» является основным нормативным правовым актом, регламентирующим данную сферу взаимодействия органов государственной власти и частных инвесторов. В нем регламентировано определение понятия концессионного соглашения, согласно которому под концессионным соглашением следует понимать соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за собственные средства осуществлять мероприятия по созданию или улучшению имущества, регламентированного рассматриваемым соглашением, которое в свою очередь находится в праве собственности у другой стороны (концедента) [1, ст. 3]. Таким образом, концессионер получает во временное владение и пользование имущество концедента на обозначенный концессионным соглашением период для осуществления своей деятельности путем использования объектов данного имущества.

Концессионное соглашение выступает одним из вариаций договора, тем не менее, имеет некоторые специфические особенности, а именно:

- размер концессионной платы не регламентирован в обязательном порядке;

- до момента объявления процедуры конкурса на заключение концессии необходимо в обязательном порядке пройти процедуру согласования тарифов долгосрочных параментов регулирования, целевых значений показателей качества, надежности и энергетической эффективности с уполномоченным государственным органом;

- субъект РФ является обязательным участником и стороной концессионного соглашения относительно объектов ЖКХ, не переданных в компетенцию муниципального уровня, в отношении которых заключается данное соглашение;

- возможность передачи части имущества, не зарегистрированной в рамках законодательной базы, в рамках концессионных соглашений.

Источником возврата инвестиционных вложений в проекте государственно-частного партнерства выступают налоговые вычеты.

Проанализировав законодательную базу Российской Федерации о концессионных соглашениях, мы выявили некоторые особенности правового регулирования процедуры заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Так, Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 558 является специализированным законодательным актом, вносящим коррективы в процесс правового регулирования процедуры строительства и реконструкции объектов ЖКХ [2].

Стоит отметить, что изменения, внесенные в законодательную базу страны относительно области правового регулирования процедуры заключения концессионных соглашений, позволяют передавать в концессию имущественный комплекс, в случае, если только его часть прошла процедуру государственной регистрации, при размещении перечня незарегистрированного имущества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности.

Рассмотрим процедуру заключения концессионного соглашения посредством проведения конкурса. В данном случае, помимо прочих требований, участник обязан указать сведения о лицах, имеющих право на прямое или косвенное распоряжение голосами, превышающими количество более 50% от общего числа, приходящихся на голосующие доли, или превышающими более 50% общего числа голосов общего количества участников хозяйственного товарищества.

Если членами конкурсной комиссии принимается решение об успешном проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, экземпляр подписанного ими соответствующего протокола должен быть в течение пяти рабочих дней отправлен победителю данного конкурса концедентом, с приложением проекта самого концессионного соглашения [3, с. 1].

Все стороны концессионного соглашения обязаны строго соблюдать сроки подписания концессии, установленные конкурсной процедурой. Однако, в случае непредоставления победителем конкурса необходимого пакета документов концеденту в обозначенные сроки, концедент принимает решение об отказе в заключении концессии.

В случае подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса, на следующий день концеденту необходимо провести переговоры с потенциальным концессионером посредством проведения совместных совещаний, в рамках которых обсуждаются условия концессионного соглашения, а также предлагается внесение в него некоторых изменений. Тем не менее, изменениям не подлежат условия, выступающие основными критериями в рамках проведения конкурса. Порядок и сроки проведения переговоров концессора и концессионера также регламентируются конкурсной документацией. В случае заключения концессионного соглашения, оно подлежит официальному публикованию в регламентированном порядке и сроках.

Встречаются случаи, когда лицо, одержавшее победу в конкурсе на заключение концессионного соглашения, по каким-либо причинам отказывается от данной процедуры, нарушая сроки или уклоняясь от обязательств. В данном случае законодательством предусмотрено право концедента предложить заключение концессионного соглашения иному лицу, принимавшему участие в конкурсе, но предложившему менее выгодные условия, чем первоначальный победитель. В рамках данной ситуации, потенциальный концессионер получает от концедента проект концессионного соглашения, а его подписание осуществляется в сроки, исчисляемые с момента

направления новому участнику проекта концессии. Внесенный задаток лицу, одержавшему победу в конкурсе, уклонившемуся от заключения концессионного соглашения или отказавшемуся от него, не возвращается.

В случае, если концеденту в установленные сроки не был предоставлен требующийся пакет документов новым участником конкурса на заключение концессионного соглашения, регламентированные требованиями конкурсной документации, конкурс объявляется несостоявшимся.

Также концедент уполномочен на предложение о заключении концессионного соглашения участнику конкурса, который предложил выгодные условия, но проиграл в конкурсе победителю, если в отношении изначального победителя конкурса на заключение концессионного соглашения выясняются факты прекращения его деятельности, ликвидации его организации или нахождении в процессе процедуры банкротства.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме и вступает в законную силу с момента его подписания.

На законодательном уровне также регламентированы случаи заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ без необходимости проведения конкурса. Эти случаи включают:

- представление единственной заявки на участие в конкурсе. В данном случае, при соблюдении всех требований и условий оформления заявки на участие в конкурсе на заключение концессии, концедент имеет право принять решение о заключении данного соглашения с заявителем;

- наличие договора аренды на имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, у потенциального концессионера, принимающего участие в конкурсе;

- возникновение права владения и пользования у концессионера объектами центральных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, включая отдельные их объекты, по регламентированным договорам аренды;

- отсутствие заявок на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения с лицом, выступившим с частной инициативой о заключении концессии.

Также следует отметить, что одной из особенностей заключения концессионного соглашения в сфере ЖКХ является необходимость письменного уведомления (заказного письма с уведомлением) органом государственной власти о намерении заключения концессии относительно объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения или отдельных их объектов, находящихся в компетенции единой теплоснабжающей организации.

В случае, если данная организация не отвечает на полученное извещение или выражает несогласие с заключением концессионного соглашения в течение 30 дней, концессия заключается на тех условиях, которые были определены конкурсной документацией, отправленной ранее в единую теплоснабжающую организацию.

Если концессионером выступает частный инвестор, для заключения концессионного соглашения с ним необходимо сначала разместить на официальном сайте, доступном через сеть «Интернет», информацию о процедуре проведения торгов, а также предложение о заключении договора концессии. Концессионное соглашение заключается с заявителем, если в течение 45 дней на сайте не поступило ни одной другой заявки. Однако, в случае заключения концессионного соглашения по инициативе единой теплоснабжающей организации, процедура размещения предложения о заключении концессии в сети «Интернет» не обязательна. В таком случае концессия заключается без проведения конкурса.

Подводя итог вышесказанному, процедура заключения концессионного соглашения в сфере ЖКХ имеет ряд сложных и специфических нормативно-правовых особенностей, как в рамках проведения конкурсной основы, так и без нее.

Следует отметить, что концессионное соглашение имеет ряд особых условий, которые должны быть соблюдены всеми сторонами, без которых данное соглашение будет недействительным. [6, с.65].

Существенные условия концессионных соглашений четко регламентированы статьей 10 Федерального закона №115-ФЗ, в которых определены: характеристика процедуры обязательств концессионера по созданию или, в некоторых случаях, реконструкции объекта концессии; строгое соблюдение сроков его создания и реконструкции. Одним из дополнительных существенных условий является право сторон концессионного соглашения на обсуждение и регламентацию форс-мажорных обстоятельств. Данное существенное условие представляется особенно значимым, что обусловлено наличием судебной практики, подтверждающей случаи невозможности исполнения концессионером своих обязательств в связи с наличием на арендуемой территории объектов, препятствующих исполнению его обязательств, не зависящих от него (археологические объекты, опасные вещества и т.д.).

Не менее значимым существенным условием концессионного соглашения выступает обязательство концессионера по осуществлению своей деятельности, регламентированной дефинициями концессионного соглашения. В данном случае речь идет о правах и обязанностях сторон в рамках прохождения стадии заключения концессионного соглашения, а также правах и обязанностях в рамках уже заключенной концессии.

Одним из наиболее значимых условий концессионного соглашения в сфере ЖКХ является срок. Так, на законодательном уровне регламентирована обязанность концессионера передать объект концессионного соглашения концеденту в сроки, установленные концессией. Тем не менее, данное условие концессионного соглашения в отдельных случаях может быть продлено, но с ограничениями.

Резюмируя вышеизложенное, мы рассмотрели существенные условия заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ, однако на сегодняшний день не существует четкой регламентации данных условий, что обусловлено тем, что законодательство оставляет этот перечень открытым. Так, регламентированные на

законодательном уровне существенные условия концессионных соглашений могут только косвенно отражаться в соглашении, а другие, не регламентированные на законодательном уровне, будут обязательными в рамках процесса согласования пунктов концессионного соглашения сторонами.

Безусловно, сфера ЖКХ имеет особенности, которые делают ее недостаточно привлекательной для частных инвестиций. Это стимулирует государство разрабатывать и улучшать проекты для повышения привлекательности инвестиций и сокращения доли государства в финансировании данной отрасли. Государственно-частное сотрудничество является одним из наиболее эффективных способов привлечения частных инвесторов путем заключения концессионных соглашений, в которых регламентируются и определяются факторы взаимовыгодных отношений каждой из сторон. Однако данный вид сотрудничества ограничивает права инвесторов [4, с. 1].

Подводя итог вышесказанному, мы проанализировали особенности заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ, изучили формы и существенные условия этого вида государственно-частного партнерства, что позволяет прийти к выводу о его актуальности и эффективности, особенно в отношении реконструкции, улучшения и строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства. Концессионное соглашение также предоставляет ряд преимуществ для населения: предоставление коммунальных и других видов услуг на долгосрочной основе с высоким уровнем качества, регулярное обновление жилищного фонда и улучшение качества обратной связи.

Список литературы /References

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30. -Ст. 3126 (Часть II).

2. Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» (ред. от 05.02.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 21. - Ст. 3010.

3. Абакарова З.М. Основания и порядок заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения / З.М. Абакарова // Наука через призму времени. - 2021. - №11 (56). - С. 49-53.

4. Авдюшина М.А. Финансовое обеспечение сферы жилищно-коммунального хозяйства / М.А Авдюшина, А.Э.Гынденова // Электронный научный журнал BAIKAL RESEARCH JOUR№AL. - 2019. - Т. 10. - №1. - С. 6.

5. Пантелеева М.С. Особенности применения концессионных соглашений для совершенствования различных сфер экономической деятельности граждан Российской Федерации / М.С. Пантелеева // Экономика устойчивого развития. - 2020. - №2 (42). - С. 171-175.

6. Сарсенбаев Б.М. Особенности существенных условий концессионного соглашения / Б.М. Сарсенбаев // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. - Уфа; ООО «Научно-издательский цент «Вестник науки», 2023. - С. 64-71.

7. Свирчкова Т.Ю. Особенности правового регулирования концессионного соглашения в области топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства / Т.Ю. Свирчкова // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. Сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.