Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

СПЕЦИФИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CONCESSION AGREEMENT / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ОБЪЕКТЫ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ / OBJECTS OF CONCESSION AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лачин А.А., Лачина Е.А.

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер экономики России. В настоящее время, в условиях острой потребности средств, и обязательств со стороны государства в обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, динамично начал развиваться механизм государственно-частного партнерства, одной из форм которого является концессионное соглашение. Целью публикации является исследование специфики правовых механизмов концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Выводы и предложения обозначенные в публикации возможно помогут в решении вопросов неурегулированных законодательством, а также в совершенствовании положений ФЗ «О концессионных соглашениях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лачин А.А., Лачина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE CONCESSION AGREEMENT IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Housing and communal complex is a critical component in life support system for citizens, covers almost the entire population of the country and in this regard occupies an exceptional position in several other sectors of the economy. The housing and utilities sector is one of the most important sectors of the Russian economy. Currently, given the acute need of funds, obligations of the state in providing citizens with housing and communal services, rapidly began to develop the mechanism of state-private partnership, one form of which is the concession agreement. The aim of the publication is to study the specifics of the legal arrangements of the concession agreement in the sphere of housing and communal services of the Russian Federation. The conclusions and proposals outlined in the publication will probably help in resolving the issues pending legislation and to improve the provisions of the Federal law "On concession agreements".

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Список литературы:

1. Люблинский, П.И. Международные съезды по вопросам уголовного права за десять лет (1905-1915) / П.И. Люблинский. — Пг., 1915. — 379 с.

2. Вербловский, Г.Л. О взаимной выдаче преступников и дезертиров // Юрид. вестник. — 1867. — № 6; 1868. — № 7. — С. 3-48.

3. Мартене, Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций / Ф.Ф. Мартене. — СПб. : Тип. М-ва Путей Сообщения (А. Бенке). — Т. 4. — Ч. 1. — 602 с.

4. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 155. Оп. 269 (1867 г.). Д. 495. Л. 144.

5. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 155. Оп. 269 (1867 г.). Д. 495. Л. 146.

6. Свод законов уголовных. Часть первая. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. — СПб., 1885. — 521 с.

7. Уголовное уложение. — СПб., 1903. — 144 с.

8. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. — Пг., 1916 — 959 с.

9. Российский государственный исторический архив. — Ф. 908. — Оп. 1. — Д. 331. — Л. 80-83.

А.А. Лачин, A.A. Lachin,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, RANEPA

Владимирский филиал РАНХиГС alexlachin@mail.ru при Президенте РФ

Е.А. Лачина, E.A. Lachina

кандидат юридических наук, Candidate of Law, RANEPA

Владимирский филиал РАНХиГС при Lena-Lachina@mail.ru Президенте РФ

Специфика заключения концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Аннотаиця: жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших сфер экономики России. В настоящее время, в условиях острой потребности средств, и обязательств со стороны государства в обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, динамично начал развиваться механизм государственно-частного партнерства, одной из форм которого является концессионное соглашение. Целью публикации является исследование специфики правовых механизмов концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Выводы и предложения обозначенные в публикации возможно помогут в решении вопросов неурегулированных законода- 115 тельством, а также в совершенствовании положений федерального закона «Оконцессионных соглашениях».

Ключевые слова: концессионное соглашение, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты концессионных соглашений.

The specificity of the concession agreement in the sphere of housing and communal services

Abstract: housing and communal complex is a critical component in life support system for citizens, covers almost the entire population of the country and in this regard occupies an exceptional position in several other sectors of the economy. The housing and utilities sector is one of the most important sectors of the Russian economy. Currently, given the acute need of funds, obligations of the state in providing citizens with housing and communal services, rapidly began to develop the mechanism of state-private partnership, one form of which is the concession agreement. The aim of the publication is to study the specifics of the

legal arrangements of the concession agreement in the sphere of housing and communal services of the Russian Federation. The conclusions and proposals outlined in the publication will probably help in resolving the issues pending legislation and to improve the provisions of the federal law "On concession agreements". Keywords: concession agreement, housing and communal services, objects of concession agreements.

Привлечение частных инвестиций в сферу жи лищно-ком-мунального хозяйства (далее — ЖКХ), развитие государственно-частного партнерства — одно из ключевых направлений развития экономики, которое в свою очередь реализуется через заключение концессионных соглашений.

Так на данный момент только в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заключено около 700 концессионных соглашений. В настоящее время во Владимирской области р еализуется 8 концессионных соглашений в муниципальных образованиях: г. Владимир, г. Киржач, ЗАТО г. Радужный, Вязниковском, Петушинском, Юрьев-Польском и Ковровском районах.

До 2015 г. в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям осуществлялось организациями, которые владели и (или) использовали объектами коммунальной инфраструктуры (централизованными системами горячего водоснабжения, холодного I водоснабжения и (или) водоотведения, теплоснабжения, отдельными объек-^ тами таких систем), находящимися в государственной или муниципальной ^ собственности, на праве хозяйственного ведения или по договорам аренды. < С момента ведения в действие Федерального закона РФ от 07.05.2013 № 103-§ ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглаше-□Е ниях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее — Закон № 103-Ф3) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, о осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [2] т (далее — Закон о водоснабжении) и ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 т № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [3] (далее — Закон о теплоснабжении).

В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, £ одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной ° или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования

с

с

116

OJ

в

en о

"U оСП ®

сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае — только концессионное соглашение.

Таким образом, в настоящее время законодательство Росси йской -g Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного е водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции [4]. s Объектом концессионного соглашения является именно имущество, а не -S услуга или деятельность относительно определенного имущества. Часть 1 ст. 4 ï Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» закрепляет, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав вышеуказанного имущества. Это означает, что объектом концессионного соглашения не могут быть, во-первых, иные объекты, ° не попавшие в список (например, земельные участки, на которых расположены g те же объекты социально-бытового назначения), причем перечень объектов -g является закрытым, во-вторых, деятельность по использованию определенного | имущества. Так, например, если следовать требованиям закона, то объектом | заключенного концессионного соглашения в сфере ЖКХ является трубопровод е или котельная, а неоказание услуг по водо- или теплоснабжению [5, с. 41—44]. § Сторонами концессионного соглашения, объектом которого являются объ- с? екты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, i холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких го систем, являются концессионер, кон цедент, субъект Российской Федерации. ï

При этом концессионером не может являться иностранное юридическое лицо. В качестве концедента выступает муниципальное образование. Права и ï обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвую- е щим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны, 1 устанавливаются Федеральным законом «О концессионных соглашениях», таким концессионным соглашением на основании решения о заключении цу

концессионного соглашения и конкурсной документацией. -

Концессионная плата может предусматриваться в концессионном соглашении, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоот- ^ ^ ведения, отдельные объекты таких систем. Размер такой платы не может пре- | | вышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту g расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.

Для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения,

m ь ь ь

холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Таки м образом, концессионное соглашен ие в сфере ж и л и щно-коммунального хозяйства имеет ряд присущих ему особенностей.

Вместе с тем, проанализировав правовые нормы, регулирующие условия и порядок заключения концессионных соглашений, необходимо отметить, что в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» не закреплен механизм гарантий возврата вложенных концессионером, но еще не окупившихся средств в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения по инициативе концедента. Подобное положение вещей не способствует повышению привлекательности данной формы государственно-частного партнерства среди субъектов предпринимательской деятельности и во многом является одной из основных причин отсутствия массовой практики заключения концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Имеет место явный дисбаланс интересов сторон, который состоит в неоправданно высоких рисках, лежащих на концессионере. * Поэтому считаем необходимым узаконение в Федеральном законе «О < концессионных соглашениях» (ст. 15) гарантий возврата вложенных концес-о сионером, но еще не окупившихся средств в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения по инициативе концедента. При этом ^ порядок и срок осуществления возмещения указанных расходов концессионера ^ должны определяться в соответствии с условиями концессионного соглашения. ^ Также необходимо отметить отсутствие нормы об абсолютной величине ё срока действия концессионного соглашения, заключаемого в сфере жилищно-о коммунального хозяйства. Федеральным законом «О концессионных соглашениях»

.о п:

и

к не установлен минимальный и максимальный срок, на который может быть заключено концессионное соглашение. В ст. 6 Закона содержится только указание т на то, что срок действия концессионного соглашения устанавливается в самом соглашении с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концесси-

с

118

онного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств сторон соглашения. Применительно к концессионным соглашениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства, данный подход не обоснован в силу особой социальной значимости данной сферы. Инвестиции в данную сферу £ должны быть долгосрочными с учетом того, что достижение успешных результатов ° концессионных соглашений является весьма длительным процессом.

Расчет срока действия концессионного соглашения имеет существенное значение в том, как успешно будет осуществлен проект. Стороны концессионного соглашения не всегда имеют возможность заблаговременно просчитать срок окупаемости концессионного проекта. Установление небольшого срока действия концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры повлечет повышение риска неокупаемости проекта, неполучения прибыли либо невыполнения обязательств концессионером в полном объеме. Это может повлечь

со

повышение концессионером размера тарифов за пользование объектом коммунальной инфраструктуры, за оказание жилищно-коммунальных услуг, что приведет к уменьшению социально-экономической эффекта от реализации проекта.

Таким образом, проанализировав слоившуюся ситуацию, предлагаем уточнить в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» минимальный срок действия концессионного соглашения не менее 10 лет, что по нашему мнению окажет позитивное влияние на стабильность и прогнозируемость данной сферы услуг.

Список литературы:

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон РФ от 07.05.2013 № 103-ФЗ // Российская газета. — 2013. — № 100.

2. О водоснабжении и водоотведении : федеральный закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 50, ст. 7358.

3. О теплоснабжении : федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) // Российская газета. — 2010. — № 168.

4. О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности : письмо ФАС России от 14.06.2016 № АД/40064/16 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Камышанова, А.Е. Особенности концессионных соглашений в сфере реформирования жилищно-коммунального комплекса // Семейное и жилищное право. — 2014. — № 2. — С. 41-44.

Н.В. Зин, N.V. Zin,

кандидат исторических наук, Candidate of Historical Sciences, Associate

доцент кафедры теории и истории Professor of Vladimir Branch of RANEPA

государства и права Владимирского zinnataly@yandex.ru филиала РАНХиГС при Президенте РФ

Правовое регулирование взаимоотношений государства и Русской православной церкви в 1953-1958 годах

Аннотация: актуальность статьи обусловлена, прежде всего, тем, что в последние годы в научной среде и российском обществе в целом значительно возрос интерес к проблеме истории взаимоотношений государства и религиозных организаций. Цель статьи — обратиться к истории законодательного оформления взаимоотношений государства и Русской православной церкви в 1953— 110

1958 гг. При написании статьи автор использовал принципы историзма, научной объективности _

и достоверности, а также методы исторического исследования, как проблемно-хронологический, так и статический, сравнительный. Автор приходит к выводу о том, что советский период стал сложным временем для Русской православной церкви.

Ключевые слова: государство, Русская православная церковь, КПСС, законодательство, религиозные организации.

Legal regulation of the relationship between the state and the Russian Orthodox Church in 1953-1958

Abstract: the relevance of this article is due, first of all, to the fact that in recent years the interest in the problem of the history of relations between the state and religious organizations has increased significantly in the scientific community and in Russian society as a whole. The purpose of the article is to turn to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.