Научная статья на тему 'КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ'

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / КОНЦЕССИЯ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / CONCESSION AGREEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION / HEAT SUPPLY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л.

Введение. На Западе концессии - это наиболее распространённая форма государственно-частного партнёрства в секторах телекоммуникаций и связи (60 %), производства и распределения энергии (19 %), транспорта (18 %), водоснабжения (3 %). Как форма государственно-частного партнёрства концессионное соглашение преследуют цель вовлечения частных инвестиций в создание, реконструкцию, модернизацию социально значимых объектов, находящихся в государственной собственности. Исходя из общественных интересов, государственная власть определяет цели и параметры этого соглашения, осуществляет контроль за его исполнением, а концессионер берёт на себя оперативную деятельность (разработку, финансирование, создание, использование, управление, оказание услуг потребителям). Цель. Цель настоящей статьи состоит в исследовании элементов концессии, включая вопросы их содержания, заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения в сфере теплоснабжения. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивалось на основе использования общенаучных и частнонаучных методов исследования - диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, лингвистического, а также метода научного анализа. Результаты. Изучение исторического аспекта формирования концессии и анализ концессионных моделей позволяют прийти к выводу, что данная правовая конструкция является наиболее эффективной альтернативой государственно-частного партнёрства в отношении социально значимых инфраструктурных объектов. Заключение. На сегодняшний день идёт процесс внедрения концессионного механизма в России, государство заинтересовано в привлечении частных капиталов в слабые с точки зрения инвестиций публичные сферы. Однако общество и бизнес имеют неполное представление о сути концессии, практике её применения. Переход к системе концессии означает изменение сущности отношений между государством и бизнесом как в правовом, так и экономическом контекстах. Форма реализации концессионного соглашения должна закреплять баланс и взаимную заинтересованность сторон в применении наиболее эффективных, современных и технологичных методов строительства, реконструкции и использования объектов, а также оказания качественных услуг потребителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCESSION AGREEMENTS IN HEAT SUPPLY

Introduction. In the West, concessions are the most common form of public-private partnership in such sectors of the economy as telecommunications and communications (60 %), energy production and distribution (19 %), transport (18 %), and water supply (3 %). As a form of public-private partnership concession agreement pursues the goal of involving private investment in the creation, reconstruction, modernization of socially significant publicly owned facilities. Based on public interests, government will determines the goals and parameters of the concession project and takes control over its using, and the concessionaire takes on operational activities (development, financing, creation, use, management, provision of services to consumers). Purpose. The purpose of this article is to conduct concessions, including the content concluding, amending and terminating a concession agreement in the field of heat supply. Methodology. Achieving this goal was achieved through the use of general scientific and particular scientific research methods: dialectical, formal logical, systemic-structural, comparative legal, technical-legal, linguistic, scientific analysis method. Results. The historical aspect of the formation of the concession and the analysis of concession models leads to the conclusion that this legal framework is the most effective alternative of public-private partnership in relation to socially significant infrastructure facilities. Conclusion. Today, there is a process of implementation of the concession mechanism in Russia, the state is interested in partnerships with private capital in weak investment areas. However, society and business have incomplete understanding of the essence of the concession, the practice of its application. The transition to a concession system means a change in the essence of relations between the state and business in both legal and economic contexts. The implementation form of the concession agreement should fix the balance and mutual interest of the parties in the application of the most effective, modern and technological methods of construction, reconstruction and use of facilities, as well as the provision of quality services to consumers.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 3. С. 53-62.

УДК 347

Б01 10.24147/1990-5173.2020.17(3).53-62

КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ

Л. А. Макарова1, Е. Л. Невзгодина2

1 Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети», г. Омск, Россия 2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. На Западе концессии - это наиболее распространённая форма государственно-частного партнёрства в секторах телекоммуникаций и связи (60 %), производства и распределения энергии (19 %), транспорта (18 %), водоснабжения (3 %). Как форма государственно-частного партнёрства концессионное соглашение преследуют цель вовлечения частных инвестиций в создание, реконструкцию, модернизацию социально значимых объектов, находящихся в государственной собственности. Исходя из общественных интересов, государственная власть определяет цели и параметры этого соглашения, осуществляет контроль за его исполнением, а концессионер берёт на себя оперативную деятельность (разработку, финансирование, создание, использование, управление, оказание услуг потребителям). Цель. Цель настоящей статьи состоит в исследовании элементов концессии, включая вопросы их содержания, заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения в сфере теплоснабжения. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивалось на основе использования общенаучных и частнонаучных методов исследования - диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического, лингвистического, а также метода научного анализа. Результаты. Изучение исторического аспекта формирования концессии и анализ концессионных моделей позволяют прийти к выводу, что данная правовая конструкция является наиболее эффективной альтернативой государственно-частного партнёрства в отношении социально значимых инфраструктурных объектов. Заключение. На сегодняшний день идёт процесс внедрения концессионного механизма в России, государство заинтересовано в привлечении частных капиталов в слабые с точки зрения инвестиций публичные сферы. Однако общество и бизнес имеют неполное представление о сути концессии, практике её применения. Переход к системе концессии означает изменение сущности отношений между государством и бизнесом как в правовом, так и экономическом контекстах. Форма реализации концессионного соглашения должна закреплять баланс и взаимную заинтересованность сторон в применении наиболее эффективных, современных и технологичных методов строительства, реконструкции и использования объектов, а также оказания качественных услуг потребителям.

Ключевые слова: концессионное соглашение; государственно-частное партнёрство; концессия; теплоснабжение.

1. Введение

Прообразом концессионного соглашения (от лат. concession - разрешение, уступка, льгота) в России являлся откуп времён Петра I, т. е. монопольное, исключительное право на взыскание с населения государственных доходов, предоставляемое частному лицу за денежный взнос с его стороны государству [1, с. 184]. Начиная с 60-х гг. XIX в. в коммунальном хозяйстве уездных и губернских городов водо-, электроснабжение, освещение находилось в концессиях у частных компаний, а в 1897-1901 гг. в рамках концессионного соглашения между Россией и Китаем была построена железная дорога [2,

с. 285]. Г. Ф. Шершеневич утверждал, что «концессионная система - термин не вполне точный, потому что концессия есть разрешение со стороны правительства известному лицу открыть предприятие, которое не подлежит свободному производству, например, у нас - проведение и эксплуатация железной дороги, так что получение концессии возможно и там, где нет концессионной системы для возникающих акционерных товариществ» [3, с. 151].

В период НЭПа концессионное соглашение являлось одним из видов административных договоров с односторонними правами государства и заведомо неравноправным по-

ложением концессионера [4, с. 57]. Однако это не стало препятствием для иностранных инвесторов, которые в 20-30-е гг. XX в. возвели сотни промышленных предприятий, спрос на российские концессии был очень высок.

На сегодняшний день в России существует высокая потребность в строительстве крупных производственных и инфраструктурных объектов, объясняющаяся крайней степенью износа основных фондов (6070 %). Государство не может самостоятельно реализовывать многие проекты в связи с постоянным увеличением текущих расходов, существенно превосходящих возможности бюджета. Мировая практика показывает, что эффективным механизмом решения данной проблемы является концессия, позволяющая преодолеть страх инвесторов перед долгосрочными и медленно окупающимися проектами, ведь государство предоставляет им гарантии стабильности, снимая значительную часть политических и экономических рисков. Концессия выступает одной из приоритетных форм инвестиционной политики нашей страны в качестве инструмента снижения инвестиционных рисков при сохранении действующей налоговой нагрузки на инвестиционные проекты, за счёт повышения стабильности экономико-правовой среды в тех временных рамках, в которых инвесторы реализуют проекты [5, с. 166].

Цель исследования состоит в анализе действующего регулирования концессии в сфере теплоснабжения, рассмотрении вопроса её эффективного внедрения в хозяйственную деятельность и определении места в системе государственно-частного партнёрства.

2. Методология

Достижение поставленной цели обеспечивалось использованием общенаучных и ча-стнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового, технико-юридического и метода научного анализа.

3. Понятие, предмет, объект концессионного соглашения

Современный этап концессионных отношений в России начался с принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее -Закон о КС), создающего условия привлечения инвестиций для использования, реконст-

рукции, модернизации существующего или создания нового государственного (муниципального) имущества, эксплуатация которого характеризуется средней или низкой доходностью [6]. Концессионное соглашение заключается в общественно значимых целях -например, для привлечения инвестиций в сектор жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения эффективного использования данных объектов, повышения качества услуг, предоставляемых потребителям [7, с. 45; 8, с. 5]. Концессионер обязан придерживаться принципов непрерывности и общедоступности их оказания, недискриминации потребителей, равенства тарифов [9].

Первоначально Закон о КС был рамочным, определял лишь общие условия взаимодействия сторон и возможные сферы реализации концессионных проектов. В 2006 г. активно шла разработка блока специального концессионного законодательства: проектов федеральных законов «О концессиях в дорожном хозяйстве», «О концессиях в жилищно-коммунальной сфере», «О лесных концессиях» [10, с. 304], которые так и не были приняты. Позже Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ в Закон о КС была введена глава 4, устанавливающая особенности регулирования концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. В 2018 г. Закон о КС был дополнен главой 4.1, касающейся объектов информационных технологий (Федеральный закон от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ).

Концессионные соглашения в отношении определённых видов объектов заключаются в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ типовыми соглашениями. Невключение существенных условий типового соглашения в текст реального соглашения может привести к признанию его недействительным на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ как сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам [11, с. 53; 12, с. 54].

В отношении объектов коммунальной инфраструктуры и коммунального хозяйства действует Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 748, в соответствии с которым по концессионному соглашению в сфере теплоснабжения одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать,

реконструировать или модернизировать определённое этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять горячее водоснабжение, производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Имущество, переданное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, принадлежит или будет принадлежать концеденту.

Предмет концессионного соглашения можно выразить формулой: «деятельность -имущество - деятельность», т. е. он включает в себя имущество, в отношении которого заключается концессионное соглашение, работы по его созданию, реконструкции, модернизации, а также осуществляемую с его использованием деятельность [13, с. 3] по горячему водоснабжению, производству, передаче, распределению тепловой энергии.

Объектом концессионного соглашения является система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства, предназначенные для осуществления горячего водоснабжения, производства, передачи, распределения тепловой энергии. Организация теплоснабжения относится к вопросам местного значения, поэтому передача таких объектов в концессию касается, как правило, муниципального имущества. Одной из гарантий прав потребителей коммунальных услуг при этом является недопустимость изменения целевого назначения объекта [14, с. 90], а также передачи его в залог или отчуждения.

4. Существенные условия концессионного соглашения

Закон о КС не содержит исчерпывающего перечня существенных условий концессии. Данная позиция законодателя критикуется учёными [15]. Представляется, что значительное расширение перечня существенных условий концессионного соглашения характеризуется прежде всего отсутствием единой позиции относительно его правовой природы и попыткой приспособить к различным факторам воздействия внешней среды.

Закреплённые ч. 1 ст. 10 Закона о КС существенные условия концессионных соглашений применительно к объектам коммунальной структуры и коммунального хозяйства детализированы в ч. 1 ст. 42 того же закона. Условия концессионных соглашений в сфере теплоснабжения можно разделить на

4 группы:

1. В отношении предмета концессии (сведения, состав и описание объекта; плановые значения показателей деятельности кон -цессионера; обязательства концессионера по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество; обязательства, касающиеся создания, реконструкции объекта; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств; подготовка территории, необходимой для создания, реконструкции объекта и осуществления деятельности по концессионному соглашению; порядок предоставления концессионеру земельных участков). Отнесение к существенным условиям порядка предоставления концессионеру в аренду (субаренду) земельного участка (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о КС) представляется излишним, так как данный вопрос подробно регламентируются в ст. 11 Закона о КС.

2. В отношении сроков (срок действия соглашения; срок передачи концессионеру объекта; срок его использования; возможность переноса сроков обязательств концессионера - регулируемой организации, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры). Концессионное соглашение всегда носит срочный характер. При этом согласно ст. 6 Закона о КС он может быть продлен не более чем на

5 лет (в связи с этим возникает логичный вопрос о возможности дальнейшего продления после истечения данного срока). Поскольку срок устанавливается с учётом срока создания, реконструкции объекта, объёма инвестиций, срока их окупаемости, получения концессионером объёма валовой выручки, исполнения других обязательств сторон по концессионному соглашению, исключен риск неполучения концессионером запланированной прибыли [16, с. 163]. По всей видимости, законодатель пошёл на создание столь ком-

фортных условий возвратности инвестиций из-за необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов. Вместе с тем подобные меры, искажая экономическую сущность концессионного соглашения (как в плане перераспределения рисков, так и экономического равновесия сторон), могут повлечь за собой существенное ограничение использования данного механизма в России, вступая в противоречие с существующим антимонопольным регулированием [17].

3. В отношении денежных обязательств (размер концессионной платы; форма, порядок и сроки её внесения; порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения соглашения; объём валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации соглашения; значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера; предельный размер расходов на создание, реконструкцию объекта; порядок возмещения фактически понесённых расходов концессионера, в соответствии с законодательством о теплоснабжении). По общему правилу концессионная плата за использование объекта соглашения является его существенным условием (ст. 7 Закона о КС), однако формулировка ст. 41 Закона о КС в отношении объектов теплоснабжения позволяет сделать вывод, что данное условие носит диспозитивный характер. Размер концессионной платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату обязательных платежей, связанных с правом владения объектом соглашения, т. е. исключает прибыль концедента.

4. Задание и основные мероприятия по заключению концессионного соглашения с описанием основных характеристик таких мероприятий (п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о КС) подробно регулируются в ст. 22 Закона о КС, следовательно их отнесение к существенным условиям также излишне.

Существенные условия концессионного соглашения определяются в решении о его заключении на основании конкурсного предложения концессионера. Эти условия должны прежде всего отвечать требованиям исполнимости, исходя из объективных условий проекта, которые рекомендуется оценивать на этапе разработки, в том числе с точки зре-

ния соответствия нормативно установленным срокам реализации конкретных мероприятий, которые будут проводиться сторонами соглашения [15; 18, с. 67].

5. Стороны концессионного соглашения, их права и обязанности

Ст. 40 Закона о КС в сфере теплоснабжения ограничивает возможность участия на стороне концессионера иностранных юридических лиц, организаций, корпоративных образований, не имеющих аккредитованных филиала или представительства на территории РФ, а также лиц, действующих по договору простого товарищества (совместной деятельности), в числе которых имеются иностранные юридические лица. Если на стороне концедента в таких соглашениях выступает муниципальное образование, которому не переданы полномочия по тарифному регулированию, третьей стороной в обязательном порядке является субъект РФ, который несёт обязанности по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ, возмещению неполученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счёт средств бюджета субъекта РФ, и иные установленные нормативно-правовыми актами субъекта РФ обязанности.

Основными обязанностями концессионера являются: предусмотренные соглашением строительство, реконструкция объекта теплоснабжения и его дальнейшее использование в течение установленного срока с целью непрерывного осуществления предусмотренной деятельности. Финансирование создания, модернизации объекта лежит на концессионере, если иное не установлено соглашением. С согласия концедента такой объект может быть передан в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока соглашения. Концессионер имеет право исполнять соглашение своими силами или с привлечением других лиц; пользоваться на безвозмездной основе исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в целях исполнения обязательств по концессионному соглашению.

В целях минимизации рисков концессионера ст. 20 Закона о КС предусматривает обязанность концедента принять меры по обеспечению окупаемости инвестиций и по-

лучению им валовой выручки в установленном соглашением объёме. Концедент вправе с согласия концессионера увеличить размер концедентной платы, срок соглашения, размер принимаемых на себя расходов на создание, реконструкцию объекта, а также предоставить дополнительные государственные (муниципальные) гарантии. Статьёй 44 Закона о КС предусмотрены специальные гарантии в части действия тарифов до конца срока соглашения. При этом концеденту логично предоставлено право контроля за исполнением соглашения, создающее гарантии надлежащего исполнения концессионером принятых на себя обязательств.

6. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения

Решение о заключении концессионного соглашения принимается в зависимости от принадлежности объектов органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 22 Закона о КС), по общему правилу, путём проведения конкурса.

Законом о КС предусмотрены исключения, позволяющие заключать соглашения без проведения конкурса: в результате его объявления несостоявшимся, а также с лицом, использующим имущество на основании долгосрочного договора аренды, заключённого до 1 июля 2010 г., при соблюдении условий, предусмотренных ст. 51 Закона о КС. С инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения может также выступать потенциальный инвестор (ст. 52 Закона о КС). В ценовых зонах теплоснабжения единая теплоснабжающая организация имеет преимущественное право на заключение концессии (ст. 52.1 Закона о КС).

Изменение и расторжение концессионного соглашения должны учитывать интересы конечных потребителей, поэтому в большинстве случаев изменение по соглашению сторон возможно только с согласия антимонопольного органа при наличии оснований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. № 368. К таким случаям относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон, в том числе связанные с действиями государственных (муниципальных) органов, объективных изменений системы теплоснабжения. При этом

решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласия антимонопольного органа не требуется в случаях изменения условий со стороны внешних факторов, не затрагивающих сущность соглашения, если при этом не изменяются требования к качеству и потребительским свойствам объекта, иные существенные условия концессионного соглашения, и это не ведёт к невыполнению обязательств концессионера.

По решению суда по требованию одной стороны могут быть изменены реально невыполнимые условия концессионного соглашения. Однако изменение среды и выявление существенно изменившихся обстоятельств оценивается судами в каждом конкретном случае [15].

Расторжение концессионного соглашения возможно только в случаях, установленных ч. 5 ст. 13 Закона о КС: 1) по истечении срока действия; 2) по соглашению сторон; 3) по решению суда; 4) в предусмотренном соглашением случае его досрочного расторжения на основании решения концедента, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионных обязательств повлекло или может повлечь причинение вреда жизни или здоровью людей. Указанный перечень является исчерпывающим в целях сохранения гарантий оказания услуг потребителям.

7. Ответственность и экономические риски сторон концессионного соглашения

Концедент и концессионер несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с действующим законодательством и соглашением (ст. 16 Закона о КС) в виде гражданско-правовых механизмов убытков и неустойки.

Законом определён перечень существенных нарушений условий концессионного соглашения для каждой из его сторон [19]. Со стороны концессионера существенными нарушениями являются: 1) нарушение сроков создания, реконструкции объекта соглашения; 2) использование объекта в не предусмотренных соглашением целях, нарушение порядка его использования; 3) неисполнение обязательств по осуществлению деятельности, приводящее к причинению значительно-

го ущерба концеденту; 4) прекращение или приостановление деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению.

В свою очередь, существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются: 1) невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта соглашения;

2) передача концессионеру объекта, не соответствующего условиям концессионного соглашения, в случае, если такое несоответствие выявлено в течение года с момента его подписания, не могло быть выявлено при его передаче и возникло по вине концедента;

3) невыполнение обязательств по расходам на создание и (или) реконструкцию объекта, использование объекта или выплате концедент-ной платы.

Закон не связывает напрямую доходы концессионера (как и возврат его инвестиций) с результатами и эффективностью эксплуатации объекта концессионного соглашения и, соответственно, не признаёт критерий экономического риска в качестве неотъемлемого элемента концессионных соглашений [20, с. 88]. Следует отметить, что, стремясь обеспечить реализацию крупных инфраструктурных проектов, законодатель фактически полностью переложил его на государство и общество. Однако обязанность по обеспечению окупаемости инвестиций концессионера и получению им изначально установленной валовой выручки может оказаться непосильной для органов публичной администрации в силу ограниченности имеющихся у них ресурсов [17]. Это, безусловно, становится серьёзным ограничением использования механизма концессии на локальном уровне в таких социально значимых сферах, как теплоснабжение.

8. Виды концессионных соглашений

Несмотря на то, что с момента принятия Закона о КС в России прошло уже 15 лет, на практике данный механизм государственно-частного партнёрства недостаточно востребован. С целью поиска путей расширения сферы применения концессионных соглашений хотелось бы остановиться на их основ-

ных видах, выработанных международной практикой [21, с. 102]:

1) BOT (Build, Operate, Transfer) -строительство, управление, передача, когда концессионер осуществляет создание объекта, на определённый срок получает право его использования, после чего передаёт объект в собственность государства;

2) ВОО (Build, Own, Operate) / ВООТ (Build, Own, Operate, Transfer) / DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer) - проектирование, строительство, владение, управление, передача, когда концессионер проектирует и приобретает право собственности на построенный им объект до истечения срока соглашения, после чего передаёт его в собственность государства;

3) ВТО (Build, Transfer, Operate) -строительство, передача, управление, когда концессионер осуществляет строительство объекта, после чего передаёт его государству, при этом продолжая использовать объект для оказания связанных с ним услуг, а государство возмещает затраты концессионера;

4) ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer) - строительство, управление, обслуживание, передача, когда концессионер несёт ответственность за содержание и текущий ремонт построенных объектов;

5) DBFO (Design, Build, Finance, Operate) - проектирование, строительство, финансирование, управление, когда, помимо осуществления концессионером проектирования, оговаривается его ответственность за финансирование строительства объектов;

6) ROT (Rehabilitate, Own, Transfer) - реконструкция, управление, передача концессионеру объекта, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, на условиях осуществления его модернизации и последующей эксплуатации.

В сфере теплоснабжения, исходя из потребностей конкретных регионов (например, в одном случае необходима модернизация, реконструкция существующих объектов с одновременным осуществлением деятельности по теплоснабжению, в другом - помимо этого, проектирование и создание новых объектов в связи с увеличением нагрузки в результате расширения и застройки новых территорий), могут использоваться разные виды концессии и прибыль образуется в том

числе в результате снижения издержек управления тепловым комплексом.

9. Заключение

Анализ российского законодательства позволяет выделить следующие существенные признаки концессии: смешанный характер, направленность на достижение общественно значимой цели с передачей инфраструктурных и социально-культурных объектов, гарантии получения дохода концессионером [22, с. 49], цель привлечения частных инвестиций. Концессионный механизм является наиболее проработанным как с точки зрения защиты интересов государства, поскольку предусматривает большой выбор инструментов влияния на недобросовестного концессионера, так и с точки зрения частного бизнеса, обеспечивая ему свободу принятия решений, долгосрочность и надёжность вложений, гарантированную прибыль. Однако на практике в России больше распространены иные виды государственно-частного партнёрства: контракты, соглашения о разделе продукции, государственно-частные предприятия, арендные [23, с. 146] или лизинговые правоотношения [24, с. 106].

Потенциал концессии в сфере теплоснабжения заключается не только в наиболее эффективной форме решения сразу нескольких важных задач - в большинстве случаев это единственная возможность надлежащего использования её объектов. Во-первых, по действующему законодательству в аренду может быть передано только новое имущество со сроком эксплуатации менее 5 лет, а значительная часть объектов теплоснабжения, ввиду длительного срока эксплуатации, обладает 60-80 % износа. Следовательно, такое имущество требует не только надлежащего использования заинтересованной стороной, но и своевременной модернизации, реконструкции и ремонта. Во-вторых, в отличие от контрактных и арендных правоотношений, концессионные соглашения носят долгосрочный характер, что позволяет сторонам осуществлять стратегическое планирование деятельности, вкладывая значительные денежные средства в строительство характеризующихся низкой степенью окупаемости социально значимых объектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодкова Ю. С. Понятие и правовая природа концессионных соглашений // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 405. - С. 184-189.

2. Сабына Е. Н. Проблемы и перспективы реализации концессии как формы государственно-частного партнёрства // Вестник Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 284-293.

3. ШершеневичГ. Ф. Учебник торгового права. - М. : Спарк, 1994. - 335 с.

4. Буслаев Л. М. Правовая природа концессионного соглашения // Современное право. - 2013. - № 9. -С. 57-60.

5. Савельева (Козаченко) В. М. Концессионные соглашения: история и перспектива // Материалы Третьей всерос. науч.-практ. конф. «Интеллектуальная собственность в инновационном развитии России» (23-26 апреля 2007 г.) : в 2 т. Т. 1. - М. : Рос. гос. ин-т интеллектуальной собственности (РГИИС). -С. 164-171.

6. Белых В. С., Звездина Т. М. Концессионное соглашение: спорные вопросы теории и практики // Юрист. - 2017. - № 24. - С. 4-8.

7. Доронина Н. Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С. 40-46.

8. Линник Л. Концессионные соглашения - одна из форм привлечения инвестиций // Инвестиции в России. - 2002. - № 7. - С. 5-9.

9. Татонова И. Концессия на трубы. Правительство страны установило особенности совместных конкурсов на заключение концессионных соглашений в сфере ЖКХ [Электронный ресурс] // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2017. - № 6. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Савинова О. Н. К вопросу становления концессионного законодательства в Российской Федерации // Будущее России: перспективы стратегии развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 5 т. Т. 3. - Казань : Изд. «Таглимат» Ин-та экономики, управления и права, 2005. - С. 304-309.

11. Савинова О. Н. К вопросу о существенных условиях концессионного соглашения // Вестник Самарского государственного экономического университета. Актуальные проблемы правоведения. - 2006. -№ 3 (21). - С. 52-64.

12. Попов А. И. Порядок заключения концессионного соглашения // Гражданское право и законодательство в XXI веке - современные проблемы теории и практики / под научн. ред. В. А. Рыбакова. - М. : Юрист, 2005. - С. 52-54.

13. Широков С. Н. Объект концессионного соглашения и понятие недвижимого имущества // Бюллетень нотариальной практики. - 2008. - № 6. - С. 2-5.

14. Синякова А. Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций с помощью государственно-частного партнёрства // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 10. - С. 87-92.

15. Дубчинина С. В. Существенные условия концессионных соглашений: что важно учитывать при формировании условий долгосрочных обязательств сторон // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 10. - С. 87-94, 102.

16. Татаркин А. Государство в системе отношений доверия в экономике // Общество и экономика. -2006. - № 10. - С. 155-172.

17. Звягинцев С. Е. Правовые аспекты распределения экономического риска в концессионных соглашениях и иных административных договорах // Административное право и процесс. 2018. - № 1. - С. 6471.

18. Шорохов С. В. Концессионное соглашение как форма публичного управления: сравнительно-правовое исследование : монография. - Воронеж : Ин-т ИТОУР, 2009. - 243 с.

19. Громова Е. А. Государственно -частное партнёрство и его правовые формы : учебное пособие [Электронный ресурс]. - 2019. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнёрства : монография. - М. : Статут, 2012. - 191 с.

21. Жемалетдинов Р. М. Классификация концессионных соглашений // Сборник материалов Всерос. студ. науч. конф. 4-5 мая 2007 г. «Эволюция российского права» - Уфа : УрГЮА, Уфим. филиал, 2007. -187 с.

22. Нуриев А. X Перспективы развития концессионного законодательства в России // Юридический мир. - 2015. - № 6. - С. 47-49.

23. Багдасарова А. В. Соотношение института концессии и аренды // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 11. - С. 146-149.

24. Багдасарова А . В. Концессия и лицензия: современные тенденции развития в праве РФ и зарубежных стран // Вестник Калининградского юридического института МВД. - 2008. - № 2-2(16). - С. 106-109.

Информация об авторах

Макарова Лидия Анатольевна - руководитель направления по договорной работе отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности

Акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для корреспонденции: 644037, Россия, Омск, ул. Партизанская, 10 E-mail: [email protected] SPIN-код: 3783-2047, AuthorlD: 1060773

Невзгодина Елена Львовна - заслуженный юрист РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 3790-3180, Author ID: 549703

Информация о статье

Дата поступления - 25 мая 2020 г.

Дата принятия в печать - 20 августа 2020 г.

Для цитирования

Макарова Л. А., Невзгодина Е. Л. Концессионные соглашения в теплоснабжении // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 3. С. 53-62. й01: 10.24147/1990-5173.2020.17(3).53-62.

CONCESSION AGREEMENTS IN HEAT SUPPLY

L.A. Makarova1, E.L. Nevzgodina2

1 Joint Stock Company "Omsk Heat Distribution System", Omsk, Russia 2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. In the West, concessions are the most common form of public-private partnership in such sectors of the economy as telecommunications and communications (60 %), energy production and distribution (19 %), transport (18 %), and water supply (3 %). As a form of public-private partnership concession agreement pursues the goal of involving private investment in the creation, reconstruction, modernization of socially significant publicly owned facilities. Based on public interests, government will determines the goals and parameters of the concession project and takes control over its using, and the concessionaire takes on operational activities (development, financing, creation, use, management, provision of services to consumers). Purpose. The purpose of this article is to conduct concessions, including the content concluding, amending and terminating a concession agreement in the field of heat supply. Methodology. Achieving this goal was achieved through the use of general scientific and particular scientific research methods: dialectical, formal logical, systemic-structural, comparative legal, technical-legal, linguistic, scientific analysis method. Results. The historical aspect of the formation of the concession and the analysis of concession models leads to the conclusion that this legal framework is the most effective alternative of public-private partnership in relation to socially significant infrastructure facilities. Conclusion. Today, there is a process of implementation of the concession mechanism in Russia, the state is interested in partnerships with private capital in weak investment areas. However, society and business have incomplete understanding of the essence of the concession, the practice of its application. The transition to a concession system means a change in the essence of relations between the state and business in both legal and economic contexts. The implementation form of the concession agreement should fix the balance and mutual interest of the parties in the application of the most effective, modern and technological methods of construction, reconstruction and use of facilities, as well as the provision of quality services to consumers.

Keywords: concession agreement; public-private partnership; concession; heat supply.

REFERENCES

1. Kholodkova Yu.S. The concept and legal nature of concession agreements. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2016, no. 405, pp. 184-189. (In Russ.).

2. Sabyna E.N. Problems and prospects for the implementation of concessions as a form of public-private partnership. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Altai State University, 2010, no. 2, pp. 284-293. (In Russ.).

3. Shershenevich G.F. Textbook of commercial law. Moscow, Spark Publ., 1994. 335 p. (In Russ.).

4. Buslaev L.M. The legal nature of the concession agreement. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2013, no. 9, pp. 57-60. (In Russ.).

5. Savelyeva (Kozachenko) V.M. Concession Agreements: History and Prospect, in: Materials of the Third All-Russian Scientific and Practical Conference "Intellectual Property in the Innovative Development of Russia" (April 23-26, 2007), in 2 volumes. Moscow, Russian State Institute of Intellectual Property (RGIIS) Publ. Vol. 1, pp. 164-171. (In Russ.).

6. Belykh V.S., Zvezdina T.M. Concession agreement: controversial issues of theory and practice. Yurist = Jurist, 2017, no. 24, pp. 4-8. (In Russ.).

7. Doronina N.G. Investment climate: issues of legal regulation. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2012, no. 1, pp. 40-46. (In Russ.).

8. Linnik L. Concession agreements - one of the forms of attracting investments. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2002, no. 7, pp. 5-9. (In Russ.).

9. Tatonova I. Concession to pipes. The government of the country has established the features of joint tenders for concluding concession agreements in the field of housing and communal services. Byulleten' Operativnoi Informatsii "Moskovskie Torgi" = Bulletin of Operational Information "Moscow Trading", 2017, no. 6. Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

10. Savinova O.N. To the question of the establishment of concession legislation in the Russian Federation. in: The future of Russia: prospects for development strategies, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, in 5 volumes. Kazan, "Taglimat" Institute of Economics, Management and Law Publ., 2005. Vol. 3, p. 304-309. (In Russ.).

11. Savinova O.N. To the question of the essential conditions of the concession agreement. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. Aktual 'nye problemy pravovedeniya = Bulletin of Samara State University of Economics. Actual problems of law, 2006, no. 3 (21), pp. 52-64. (In Russ.).

12. Popov A.I. The procedure for concluding a concession agreement, in: Civil law and legislation in the XXI century - modern problems of theory and practice. Moscow, Yurist Publ., 2005, pp. 52-54. (In Russ.).

13. Shirokov S.N. The object of the concession agreement and the concept of real estate. Byulleten' notarial'noi praktiki = Bulletin of notarial practice, 2008, no. 6, pp. 2-5. (In Russ.).

14. Sinyakova A.F. Concession agreements: attracting investments to the region through public-private partnerships. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2007, no. 10, pp. 87-92. (In Russ.).

15. Dubchinina S.V. Essential conditions of concession agreements: what is important to take into account when forming conditions for long-term obligations of the parties. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in the Russian Federation, 2017, no. 10, pp. 87-94, 102. (In Russ.).

16. Tatarkin A. The state in the system of relations of trust in the economy. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2006, no. 10, pp. 155-172. (In Russ.).

17. Zvyagintsev S.E. Legal aspects of the distribution of economic risk in concession agreements and other administrative contracts. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, 2018, no. 1, pp. 64-71. (In Russ.).

18. Shorokhov S.V. Concession agreement as a form of public administration: comparative legal research, monograph. Voronezh, ITOUR Institute Publ., 2009. 243 p. (In Russ.).

19. Gromova E.A. Public-private partnership and its legal forms, study guide. 2019. Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

20. Belitskaya A.V. Legal Regulation of Public-Private Partnerships, monograph. Moscow, Statut Publ., 2012. 191 p. (In Russ.).

21. Zhemaletdinov R.M. Classification of concession agreements, in: Proceedings of the All-Russian Student Scientific Conference May 4-5, 2007 "Evolution of Russian Law". Ufa, Ural State Law Academy, Ufa Branch Publ., 2007. 187 p. (In Russ.).

22. Nuriev A.Kh. Prospects for the development of concession legislation in Russia. Yuridicheskii mir = Legal World, 2015, no. 6, pp. 47-49. (In Russ.).

23. Bagdasarova A.V. Correlation of the institute of concession and lease. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and state: theory and practice, 2008, no. 11, pp. 146-149. (In Russ.).

24. Bagdasarova A.V. Concession and license: current development trends in the law of the Russian Federation and foreign countries. Vestnik Kaliningradskogo yuridicheskogo instituta MVD = Bulletin of Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs, 2008, no. 2-2(16), pp. 106-109. (In Russ.).

About the authors

Makarova Lidia - Head of contractual work at the Department of Legal Support of Economic Activity

Joint Stock Company "Omsk Heat Distribution System"

Postal address: 10, Partizanskaya ul., Omsk, 644037, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-KO,q: 3783-2047, Author ID: 1060773

Nevzgodina Elena - Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Worker of Science, Honored Professor of Dostoevsky Omsk State University, Ph.D. in Law, Head of the Department of Civil Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-KOfl: 3790-3180, Author ID: 549703

Article info

Received - May 25, 2020 Accepted - August 20, 2020

For citation

Makarova L.A., Nevzgodina E.L. Concession Agreements in Heat Supply. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 3, pp. 53-62. DOI: 10.24147/1990-5173.2020. 17(2).53-62. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.