Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health status of adolescent schoolchildren and vocational college (VC) students aged 15-18 years was monitored for 3 years. It was found that morbidity rates increased from the 9th to 11th forms in the schoolchildren and from the 1st to 3rd courses in the VC students, pathology and functional disorders most intensively developed in VC girls. On completion of school education, there was an increase in the prevalence of mainly functional disorders among the girls and in that of chronic diseases among young men. The course of nervous and mental disorders was found to become worse in most VC students. The specific features of the formation and development of pathological processes were identified in relation to the profile of VC and the influence of professional and occupational factors. The results of the study provide a means of developing differential health-promotion measures for pupils and students with consideration of gender, age, the type of an educational establishment, and the profile of a vocational college.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

но-бытовых условий, питания, медицинского обеспечения и повышения санитарной культуры населения республики за прошедшие 35 и 60 лет произошли большие перемены. Одним из объективных критериев этих перемен в состоянии здоровья детей и подростков является физическое развитие. Сопоставление результатов изучения физического развития подростков тувинской, русской и других национальностей, живущих на территории Республики Тыва в период 1940—1945; 1967—1969; 1992; 2002 гг. свидетельствует о значительном увеличении соматометрических признаков (рост, масса тела, ОГК и окружность талии) школьников.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в показателях физического развития детей, принадлежащих к различным народностям, даже родившихся и проживающих в одинаковых климатических и экономических условиях, имеются различия, так как биологические признаки, к которым относятся показатели физического развития, тип телосложения, пропорции тела и другие особенности, обнаруживают некоторое своеобразие.

Таким образом, исследования показали, что заболеваемость и физическое развитие детского населения республики в зависимости от климатогео-графических, экологических, социально-экономических и гигиенических условий различны. Основными причинами, негативно влияющими на состояние здоровья людей, являются: снижение уровня жизни значительной части населения, стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, распространение вредных привычек, нездоровый образ жизни. К увеличению заболеваний также приводит неблагоприятная экологическая обстановка, загрязнение атмосферного воздуха.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников Республики Тыва необходимо принятие мер по организации мониторинга состояния здоровья детей в каждом общеобразовательном учреждении и создание условий для системной комплексной профилактики и поддержки их здоровья.

Литература

1. Алексеева Т. И., Бацевич В. А., Ясина О. В., Тумэн Д. // Народы России. Антропология / Под ред. Т. И. Алексеевой. - М., 1998. - Ч. 1. - С. 145-211.

2. Бунак В. В. Антропометрия. — М., 1941.

3. Госкомстат РТ. Статистические показатели состояния здравоохранения Республики Тыва, здоровья населения и деятельности учреждений (1997—2004 гг.). - Кызыл, 2002; 2003; 2004.

4. Григорьев Ю. И., Сафронов С. Н., Истомина Л. Б. // IV Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: II Национальный конгресс по натуротерапии и рекреации: Материалы конгрессов; С.-Петербург, 19-22 июня 1997 г. — СПб., 1997. - С. 41-42.

5. Тромбах С. М. // Соотношение биологического и социального в развитии человека: Тезисы докладов. — М., 1974. - С. 142-144.

6. Казначеев В. П. // Тезисы 4-го Всесоюзного симпозиума по физиологическим проблемам адаптации.

- Тарту, 1984. - С. 27-31.

7. Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск, 1986.

8. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР / Под ред. А. Я. Гольдфельда и др. — Л., 1965. — Вып. 2.

9. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР / Под ред. А. Б. Ставицкой и др. — М., 1977. — Вып. 3.

10. Миклашевская Н. Н., Соловьева В. С., Година Е. 3. Ростовые процессы у детей и подростков. — М.,

1988.

11. Статистические показатели состояния здравоохранения Республики Тыва, здоровья населения и деятельности учреждений в 2002 году (по данным государственной и отраслевой статистической отчетности). — Кызыл, 2003.

12. Территориальные особенности здоровья населения РТ. // Газета "Тувинская правда". — 2003. — 15 мая.

- С. 2-3.

13. Щедрина А. Г. // Теор. и практ. физ. культуры. —

1989. - № 4. - С. 5-7.

Поступила 13.04.06

© И. К. РАПОПОРТ, Е. Г. БИРЮКОВА, 2007 УДК 613.955:616-057.87

И. К. Рапопорт, Е. Г. Бирюкова

ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

В образовательных учреждениях России — школах и учреждениях профессионального образования — обучаются более 6 млн подростков старшего возраста. В последние годы исследователями уделяется большое внимание медико-биологическим и социальным проблемам формирования здоровья юношей и девушек [1,2, 5— 7]. Завершение среднего общего образования в школах и профессиональная подготовка в учебных заведениях начального профессионального образования приходятся у подростков в основном на возраст 14—18 лет. В этот период происходят активные процессы роста и развития, определяющие повышенную чувствительность подростков к неблагоприятному воздействию

факторов напряженного учебного процесса в общеобразовательных учреждениях [3, 4, 6, 7].

Учебная нагрузка учащихся профессиональных училищ (ПУ) характеризуется высокой интенсивностью, так как обучение сопровождается завершением образования в объеме средней школы, изучением специальных дисциплин и освоением профессиональных навыков. При прохождении производственной практики подростки впервые сталкиваются с воздействующими на организм факторами производственной среды и трудового процесса (Левин В. М., Рутенбург Э. С. [8], Сухарева Л. М., Павлович К. Э. [13], Мингазова Э. Н. [10], Шубоч-кина Е. И. [14, 15], Рапопорт И. К. [11, 12] и др.). Помимо неспецифического влияния на процессы

адаптации у учащихся ПУ профессионально-производственные факторы могут оказывать специфическое воздействие на различные системы организма, в результате чего начинает формироваться профессиональная патология.

Вместе с тем практически отсутствуют научные исследования, посвященные изучению динамики показателей состояния здоровья подростков в процессе завершения пубертатного периода — от 15 до 18 лет. Имеются лишь немногочисленные сравнительные данные о состоянии здоровья подростков, получающих образование в различных типах (школы и ПУ) и видах учебных заведений (массовые школы, гимназии, лицеи). Отсутствие сведений о влиянии отдельных медико-социальных факторов на формирование здоровья детей старшего подросткового возраста не позволяет разработать дифференцированные подходы к проведению профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

На протяжении последних 15 лет (1989— 2004 гг.) сотрудниками НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН по единой унифицированной методике проводятся углубленные профилактические осмотры детей и подростков Москвы и некоторых регионов России, что позволяет определить по данным популяционных исследований основные тенденции в динамике заболеваемости подрастающего поколения.

Целью проведенной в последние годы (2001 — 2004 гг.) научной работы было изучение особенностей формирования здоровья подростков 15— 17 лет в процессе обучения в общеобразовательных школах и ПУ Москвы.

Первым объектом исследования являлись школьники 15—17 лет, обучавшиеся в 4 московских школах и гимназиях с 9-го по 11-й класс (255 человек); группа динамического наблюдения, т. е. учащиеся, проходившие обследование ежегодно, составила 144 человека в том числе 63 юноши и 81 девушка). Вторым объектом исследования были учащиеся ПУ, осваивающие наиболее массовые профессии и специальности: автомеханика, автослесаря, швейника, секретаря, бухгалтера (оператора ЭВМ со знанием бухучета), оператора ЭВМ (279 человек); группа динамического наблюдения составила 240 человек (в том числе 120 юношей и 120 девушек).

Анализ популяционных данных о заболеваемости подростков-школьников 15—17 лет позволил выявить отчетливую негативную тенденцию ухудшения состояния здоровья учащихся, наблюдающуюся уже на протяжении последних 15 лет. За этот период в целом распространенность функциональных отклонений среди юношей увеличилась на 89%, среди девушек — на 52%, частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 34%, но среди девушек колеблется в незначительных пределах. Однако в последнее пятилетие наметилась тенденция снижения темпа прироста уровней заболеваемости.

Вместе с тем последовательный анализ заболеваемости всех подростков, обучавшихся в 9, 10 и 11-х классах, позволил выявить снижение распространенности хронической патологии среди учащихся 10-х классов по сравнению с девятиклассниками за счет того, что в эти классы не попадают наиболее слабые по успеваемости подростки, боль-

шинство из которых страдают хроническими заболеваниями. Покидают школу 30—40% выпускников 9-х классов, среди которых распространенность хронических заболеваний на 40% выше по сравнению с оставшимися учащимися. В структуре заболеваемости подростков, завершивших обучение после 9-го класса первое ранговое место занимают нервно-психические расстройства, второе — патология органов пищеварения.

Оценка показателей состояния здоровья одних и тех же подростков, наблюдавшихся динамически с 9-го по 11-й класс, свидетельствует о том, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения в 10—11-х классах происходит за счет чрезмерного напряжения функциональных систем организма, что приводит к формированию функциональных расстройств, их тяжелому течению и развитию хронических заболеваний. За время обучения в 9—11-х классах распространенность функциональных расстройств среди юношей группы динамического наблюдения возросла на 16%, среди девушек значительно больше — на 50%. В этой же группе динамического наблюдения частота встречаемости хронических болезней увеличилась в большей степени среди юношей, чем среди девушек (на 24% против 6%).

В связи с ростом распространенности хронических заболеваний среди старшеклассников изменяется распределение наблюдаемых подростков на группы здоровья: если в 9 классе 4% школьников относилось к 1-й группе здоровья (абсолютно здоровые) и 53,5% — к 3-й группе (лица с хроническими заболеваниями в стадии компенсации), то среди одиннадцатиклассников абсолютно здоровых не было, 3-я группа здоровья увеличилась почти до 58%, и появилась немногочисленная 4-я группа (лица с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации), составляющая 1,5%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что имеет место определенный половой диморфизм в динамике заболеваемости старших подростков-школьников: преимущественное увеличение распространенности функциональных расстройств среди девушек и значительно более выраженный рост частоты встречаемости хронических болезней среди юношей. Кроме того, половой диморфизм наблюдается и при оценке распространенности дефицита массы тела среди наблюдаемых подрост-ков-школьников в процессе обучения в 9—11-м классах: в группе юношей в 47% случаев уменьшается дефицит массы тела, в 13% — увеличивается; у девушек — наоборот: в 44% недостаточность массы тела возрастает, в 19% — снижается.

Выявленные различия в формировании нарушений здоровья подростков разного пола обусловлены тем, что интенсивная учебная нагрузка приходится на тот период, когда у девушек практически закончился период полового созревания, а у юношей он еще продолжается. Психоэмоциональное напряжение приводит чаще к формированию функциональных расстройств и дефициту массы тела у девушек-школьниц и к хронической патологии у юношей.

При клиническом наблюдении за всеми учащимися выявлено отчетливое увеличение распространенности функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, зрения и нервно-психических расстройств.

На основании анализа данных о развитии патологических процессов установлено, что как среди юношей, так и среди девушек в 40—60% случаев ухудшается течение функциональных нарушений и хронических болезней опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, нервнс-пси-хических расстройств, нарушений зрения.

Проведен сравнительный анализ распространенности функциональных расстройств и хронических заболеваний среди одиннадцатиклассников 16 лет (младшей возрастной группы) и 17—18 лет (старшей возрастной группы). Установлено, что успешность обучения в 11-х классах у 16-летних подростков имеет большую физиологическую "стоимость". У 16-летних учащихся обеих половых групп чаще, чем у более старших одноклассников, выявляются нарушения зрения, функциональные расстройства пищеварения и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, дефицит массы тела. Среди юношей младшей возрастной группы в большей степени, чем среди старших одноклассников, выражены процессы хрони-зации функциональных расстройств органов пищеварения и зрения.

Анализ данных о заболеваемости подростков 15—18 лет — учащихся московских ПУ, полученных в результате углубленных профилактических осмотров, проводимых по единым унифицированным методикам, свидетельствует о том, что показатели заболеваемости учащихся не ниже показателей их сверстников-школьников, а по отдельным профессиям выше. Заболеваемость девушек-уча-щихся профессиональных училищ превышает по-казател и сверстн и ц-старшекласс ниц.

За последние 10 лет с 1993 по 2003 г., по нашим данным, темп прироста заболеваемости составил: по функциональным отклонениям 76%, по хроническим заболеваниям 48%, по общей патологической пораженное™ 65%.

В результате исследований было доказано, что в динамике обучения в ПУ состояние здоровья учащихся ухудшается. Установлено, что патологические проявления чаще встречаются у девушек — учащихся ПУ, чем у юношей, причем за счет более высокой распространенности как функциональных расстройств, так и хронических заболеваний.

Анализ посещаемости занятий учащимися ПУ и приказов дирекции училищ показал, что бросают обучение в ПУ в конце 1-го — начале 2-го курса 25—30% учащихся. Медицинская документация и результаты профилактического обследования отчисленных учащихся свидетельствуют о том, что в большинстве своем это юноши и девушки с хроническими заболеваниями, так как состояние здоровья во многих случаях не позволяет им справиться с учебной нагрузкой. Следует отметить, что многие учащиеся проживают в семьях с неблагополучным психологическим микроклиматом и низким достатком, и на решение подростка бросить обучение, безусловно, влияют и социальные факторы.

Проведенное нами условное распределение учащихся 1, 2 и 3-х курсов ПУ на группы здоровья отражает определенные медико-социальные процессы. На 2-м курсе уменьшается численность 3-й группы здоровья и снижается распространенность хронических заболеваний среди учащихся, но за счет того, что покидают училища подростки с хронической патологией. На 3-м курсе распределение

учащихся на группы здоровья практически возвращается к исходному уровню, т. е. к 1-му курсу.

Анализ заболеваемости показал, что в структуре функциональных отклонений как среди учащихся профессиональных училищ, так и среди школьников ведущие ранговые места занимали нарушения системы кровообращения, нервно-психические расстройства, нарушения костно-мышечной и эндокринной систем, органов пищеварения. Среди учащихся ПУ — автомехаников, секретарей и особенно операторов ЭВМ, как юношей, так и девушек, за время наблюдения с 1-го по 3-й курс уменьшилась частота встречаемости дефицита массы тела. В то же время среди девушек-бухгалтеров увеличилась распространенность избытка массы тела, а у некоторых возросла степень ожирения, так как они в течение учебного дня длительное время работают на компьютерах и у них снижена двигательная активность.

В структуре хронической патологии учащихся профессиональных училищ на первых ранговых местах находились болезни органов дыхания, в основном болезни ротоносоглотки, заболевания системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и эндокринные нарушения. В отличие от школьников, среди которых широко распространены расстройства зрения разной степени выраженности, в группе учащихся ПУ одно из ведущих ранговых мест занимают функциональные нарушения и заболевания мочеполовой системы. По-видимому, длительное пребывание, практически без перерывов, в сидячей позе при работе на компьютерах приводит к застойным явлениям в системе кровообращения органов малого таза.

Выявлены особенности структуры заболеваемости учащихся, связанные с производственными условиями и профессиональными факторами: удеву-шек-швейниц (на основании заключений невропатолога) достоверно чаще диагностируются миозит мышц спины и радикулит; в группах девушек — операторов ЭВМ, бухгалтеров и секретарей, в течение дня длительно работающих на компьютерах, возрастает распространенность нарушений осанки, зрения, менструального цикла, невротических расстройств, вегетососудистой дистонии.

Поданным медицинских обследований, при поступлении в ПУ медицинские противопоказания имеют значительное количество абитуриентов — в зависимости от профиля училища от 5 до 28%.

В процессе обучения численность учащихся, имеющих медицинские противопоказания к продолжению профессионального образования, увеличивается, что особенно четко наблюдалось в группах юношей — операторов ЭВМ (рост от 5 до 20%) и автомехаников (рост от 6 до 19%); среди девушек — операторов ЭВМ и бухгалтеров — меньше (с 9 до 11%).

Клиническая оценка индивидуальной динамики функциональных расстройств показала, что у большинства учащихся ПУ отмечается преимущественное ухудшение течения нервно-психических расстройств. Кроме того, у автомехаников неблагоприятно протекают расстройства пищеварения, у швейниц — нарушения опорно-двигательного аппарата, у бухгалтеров и операторов ЭВМ — нарушения зрения, эндокринно-обменные отклонения, расстройства менструального цикла. Ухудшение

течения хронических заболеваний отмечено у учащихся всех профессиональных групп в 38—60% случаев, причем среди бухгалтеров и операторов ЭВМ не отмечено ни одного случая улучшения клинической симптоматики, а только ухудшение или отсутствие динамики.

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья учащихся ПУ обусловлены не только интенсивной учебной нагрузкой, воздействием профессиональных факторов, но и в значительной степени потреблением психоактивных веществ. Поданным анонимного опроса, проводимого на каждом курсе профессиональных училищ, установлено, что распространенность систематического курения, употребления алкоголя и наркотиков возрастает от 1 -го курса к 3-му, причем на каждом курсе среди более старших подростков частота потребления психоактивных веществ выше, чем среди их однокурсников более младшего возраста. На 3-м курсе ежедневно курят 60% юношей и 47% девушек, каждый день употребляют алкоголь 9,6 и 2%, употребляют наркотики 9,2 и 1% соответственно.

Таким образом, установлено, что в динамике обучения в школах и ПУ состояние здоровья юношей и девушек ухудшается. По многим показателям в ПУ формирование патологии у учащихся происходит более интенсивно, чем в школах, что, скорее всего, обусловлено сочетанным влиянием учебных, профессионально-производственных и медико-социальных факторов. Для улучшения состояния здоровья учащихся необходима оптимизация учебной нагрузки, особенно в ПУ, качественное проведение профилактических осмотров и своевременное выявление функциональных расстройств и начальных стадий хронических заболеваний, комплексное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом особенностей подросткового возраста.

Выводы. 1. Проведенное комплексное динамическое трехлетнее наблюдение за состоянием здоровья подростков старшей возрастной группы

— учащихся школ и ПУ — позволило установить, что негативные тенденции ухудшения состояния здоровья подростков сохраняются, но за последние 3 года отмечается значительное снижение темпов прироста заболеваемости.

2. На фоне ухудшения показателей состояния здоровья подростков-школьников и учащихся ПУ

— в динамике обучения более интенсивно формируется патология и функциональные расстройства у девушек — учащихся ПУ.

3. Выявлены особенности формирования и развития патологических процессов в зависимости от профиля ПУ и воздействия профессионально-производственных факторов.

Литература

1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. // Современный подросток: Материалы конф. — М., 2001. — С. 1—2.

2. Гуркин 10. А. // Охрана репродуктивного здоровья населения: Материалы Второй Национальной Ассамблеи. - М., 1997. — С. 28-29.

3. Жданова Л. А., Шишова А. В. // Пути повышения эффективности медицинской помощи: Сборник материалов X съезда педиатров России. Москва, 8—10 февраля 2005 г. — М., 2005. - С. 173.

4. Куинджи Н. И., Степанова М. И. // Рос. педиатр, журн. - 2004. - № 2. - С. 58-61.

5. Куликов А. М. Заболевания внутренних органов при расстройствах менструального цикла в пубертатном периоде: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1999.

6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Конова С. Р. // Здоровье населения и среда обитания (ЗНи-СО). - 2003. - № 9 (126). - С. 3-8.

7. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Шубочкина Е. П., Рапопорт И. К. I/ Вестн. Санкт-Петербургской мед. академии им. И. И. Мечникова. — 2003. — № 4. — С. 42-45.

8. Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. — Л., 1977.

9. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / Под ред.

B. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. - М., 2004.

10. Мингазова Э. Н. Репродуктивное здоровье девушек-подростксв (медико-социальное исследование учащихся образовательных учреждений): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Казань, 2002.

11. Рапопорт И. К. // Современный подросток: Материалы конф. - М., 2001. - С. 272-275.

12. Рапопорт И. К. // Вестн. РАМН. - 2003. - № 3. -

C. 19-23.

13. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. - С. 261-288.

14. Шубочкина Е. И., Самотолкина Н. Г., Молчанова С. С. и др. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. — С. 289-300.

15. Шубочкина Е. И. // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 5. - С 23-27.

Поступила 08.12.05

Summary. The health status of adolescent schoolchildren and vocational college (VC) students aged 15-18 years was monitored for 3 years. It was found that morbidity rates increased from the 9th to 11th forms in the schoolchildren and from the 1st to 3rd courses in the VC students, pathology and functional disorders most intensively developed in VC girls. On completion of school education, there was an increase in the prevalence of mainly functional disorders among the girls and in that of chronic diseases among young men. The course of nervous and mental disorders was found to become worse in most VC students. The specific features of the formation and development of pathological processes were identified in relation to the profile of VC and the influence of professional and occupational factors.

The results of the study provide a means of developing differential health-promotion measures for pupils and students with consideration of gender, age, the type of an educational establishment, and the profile of a vocational college.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.