Научная статья на тему 'ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ'

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
учащиеся профессиональных училищ / заболеваемость / система медицинского обеспечения / оптимизация процесса обучения / профилактика / vocational school pupils / medical provision system / training process optimization / prophylaxis

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И.К. Рапопорт, Е.Г. Бирюкова

В конце XX века была практически разрушена система медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ (ПУ), что привело к ухудшению их здоровья. Выявлен значительный рост в течение последних 10— 12 лет распространенности среди учащихся функциональных отклонений и хронических заболеваний. В некоторых ПУ выявлены случаи профессионально-обусловленной патологии. Изучение неблагоприятного воздействия профессионально-производственных и психосоциальных факторов на здоровье подростков позволило обосновать общие и дифференцированные рекомендации по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся в ПУ разного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.К. Рапопорт, Е.Г. Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORBIDITY AND PROBLEMS IN MEDICAL PROVISION OF VOCATIONAL SCHOOL PUPILS

The medical provision system for vocational college (VC) pupils was apparently destroyed at the turn of the 20th century, causing their health to become worse. In the past 10-12 years, there has been an appreciable increase in the rates of functional impairments and chronic diseases. Cases of profession-related diseases have been revealed in some VCs. Examination of the negative impact of vocational work-related and psychological factors on adolescents ’ health could substantiate general and differential recommendations to optimize a training process, to prevent diseases, and to improve the health status of pupils from VCs of different profile.

Текст научной работы на тему «ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ»

[ена и санитария г/2009

— наличие не менее двух физкультурных залов, зала для ЛФК и тренажерного зала, а для вновь строящихся школ еще и бассейна;

— наличие игровых и спален (для учащихся 1-х классов), для вновь строящихся школ — самостоятельного блока для начальной школы;

— наличие помещений для занятий дополнительным образованием;

— организацию учебных занятий только в первую смену;

— организацию 3-разового питания, включая диетическое;

— прогулки не менее 2 ч;

— динамическую паузу в середине учебного дня младших школьников;

— учет при организации двигательно-активных занятий в блоке дополнительного образования интересов и склонностей детей разного пола;

— соответствие количества и продолжительности этих занятий санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования;

— наличие медицинского обеспечение детей на протяжении всего времени их пребывания в школе и организацию оздоровительной работы.

По результатам работы подготовлены и сданы в Департамент Роспотребнадзора методические указания "Гигиенические требования к условиям ра-

боты общеобразовательных учреждений в режиме

полного дня".

Литература

1. Баканов И. М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М., 2007.

2. Вирабова А. Р., Кучма В. Р., Степанова М. И. Лично-стно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. — М., 2006.

3. Зверев А. Академия полного дня. — М., 2006.

4. Кирнасюк Е. В. Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования: Автореф. дис. ... канд. мед. наук — Оренбург, 2004.

5. Родионова Т. К., Хечанова Л. Е. // Сборник материалов 8-й Международной науч.-практ. конф. АПК и ПРО МПГУ. - М., 2004. - Ч. 2. - С. 36-39.

6. Сазанюк 3. И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в условиях группы продленного дня: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.

7. Степанова М. И., Чайкин С. В. // Гиг. и сан. — 2004. - № 3. - С. 51-53.

Поступила 02.10.08

О И. К. РАПОПОРТ, Е. Г БИРЮКОВА. 2009

УДК 613.955:616-057.876|:312.6<470+571) .1992- 2004.

И. К. Рапопорт', Е. Г. Бирюкова2

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'Ведуш. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, дм.н. (т. 917-49-56), Зст. н. с. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, к.м.н.

В конце XX века была практически разрушена система медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ, (ПУ), что привело к ухудшению их здоровья. Выявлен значительный рост в течение последних 10— 12 лет распространенности среди учащихся функциональных отклонений и хронических заболеваний. В некоторых ПУ выявлены случаи профессионально-обусловленной патологии. Изучение неблагоприятного воздействия профессионально-производственных и психосоциальных факторов на здоровье подростков позволило обосновать общие и дифференцированные рекомендации по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся в ПУ разного профиля.

Ключевые слова: учащиеся профессиональных училищ, заболеваемость, система медицинского обеспечения, оптимизация процесса обучения, профилактика

Rapoport 1. К., Biryukova Ye. G.

MORBIDITY AND PROBLEMS IN MEDICAL PROVISION OF VOCATIONAL SCHOOL PUPILS

The medical provision system for vocational college (VC) pupils was apparently destroyed at the turn of the 20th century, causing their health to become worse. In the past 10-12 years, there has been an appreciable increase in the rates of functional impairments and chronic diseases. Cases of profession-related diseases have been revealed in some VCs. Examination of the negative impact of vocational work-related and psychological factors on adolescents' health could substantiate general and differential recommendations to optimize a training process, to prevent diseases, and to improve the health status of pupils from VCs of different profile.

Key words: vocational school pupils, medical provision system, training process optimization, prophylaxis

В период демографического кризиса особенно актуальной становится охрана здоровья подрастающего поколения — будущего трудового потенциала России. В связи с этим особое внимание должно уделяться состоянию здоровья подрост-

ков 15—18 лет, получающих начальное профессиональное образование.

На протяжении 50 лет сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводят систематическое изучение состояния здоровья уча-

щихся профессиональных училищ (ПУ) и факторов, влияющих на его формирование: медико-био-логических, социально-психологических и профессионально-производственных. Результаты исследований позволили разработать значительное количество регламентирующих и методических документов, направленных на охрану здоровья подростков в процессе профессиональной подготовки и трудовой деятельности, а также с целью совершенствования медицинского обеспечения учащихся ПУ [5, 6, 9-12].

Получение начального профессионального образования приходится у подростков в основном на возраст 15—18 лет. На этом возрастном этапе онтогенеза происходят активные процессы роста и развития, определяющие повышенную чувствительность и низкую устойчивость молодого растущего организма к неблагоприятному воздействию факторов производственной среды и напряженного учебного процесса [13, 14]. Учебная нагрузка учащихся характеризуется высокой интенсивностью. Обучение сопровождается завершением образования в полном объеме средней школы, изучением специальных дисциплин и освоением навыков рабочих профессий.

В период обучения в ПУ учащиеся впервые сталкиваются с воздействующими на организм профессионально-производственными факторами (ППФ). Это проявляется в более ранних и более выраженных неспецифических расстройствах системы кровообращения, вегетативных и центральных отделов нервной системы, снижении иммунитета, нарушениях менструального цикла у девушек. Наиболее типичными ранними неспецифическими нарушениями являются астенический синдром в сочетании с выраженной вегетативной дисфункцией и нарушения менструальной функции у девушек [1, 7, 8, 13, 14].

Помимо неспецифического влияния на здоровье ППФ могут оказывать специфическое воздействие на различные системы организма учащихся. При обследовании учащихся ПУ мехового профиля (2000 г.) выявили, что среди девушек распространенность аллергопатологии (251%о) и бронхообст-руктивного синдрома (29%) выше, чем у их сверстниц-школьниц. Указанные нарушения здоровья являются предпосылками для развития профессиональной бронхиальной астмы, характерной для меховщиков. Кроме того, установили, что у девушек — учащихся ПУ даже при кратковременном контакте с вредными факторами производственной среды в мастерских и во время прохождения производственно-технологической практики наблюдается усиление функциональных расстройств и обострение хронических болезней [1, 8].

В конце XX века практически разрушилась система медицинского обслуживания учащихся ПУ, они перестали получать медицинскую помощь в поликлиниках общей сети и медико-санитарных частях. Теперь крайне формально проводятся предварительные и периодические профилактические осмотры. Производственная практика организуется во вредных условиях. Все это не могло не привести к ухудшению здоровья учащихся ПУ.

С начала 1990-х годов отмечается особо выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья как абитуриентов, поступающих в ПУ, так и самих обучающихся. Если в 1992 г., по данным выборочного обследования учащихся I курсов, в училищах I группа здоровья (абсолютно здоровые) составляла 13,4%, II группа (учащиеся с функциональными отклонениями) — 29,9%, III группа здоровья (подростки с хроническими болезнями) — 56,7%, то через 10—12 лет численность абсолютно здоровых лиц сократилась до 3,1% на I курсах и до 2,9% на выпускных [8].

Анализ данных о заболеваемости учащихся ПУ показал, что распространенность функциональных отклонений среди обучающихся за 12 лет (1992— 2004 гг.) практических удвоилась (в 1992 г. — 1391,8%о, в 2004 г. — 2725%о), частота встречаемости хронических заболеваний выросла на 30,1% (с 819,6 до 1066,7%о), общая патологическая поражен-ность — на 71,5% (с 2211,4 до 3791,796»). Заболеваемость девушек — учащихся ПУ имеет более высокие показатели, чем юношей — учащихся ПУ и сверстниц-старшеклассниц [1, 8].

Проведенные в 2001—2004 гг. лонгитудиналь-ные исследования позволили установить динамику показателей состояния здоровья учащихся ПУ 15— 18 лет и факторов, влияющих на его формирование, для разработки общих и дифференцированных рекомендаций по организации профилактической и оздоровительной работы в учреждениях начального профессионального образования. Исследование проводили по единой унифицированной методике в двух московских ПУ в течение 3 лет, с I до окончания III курса. В одном ПУ проходили профессиональную подготовку юноши-автомеханики, в другом — будущие швейницы. Кроме того, в обоих ПУ велась подготовка юношей и девушек по специальности "оператор ЭВМ" и "оператор ЭВМ со знанием бухучета". Общая численность наблюдавшихся учащихся 279 человек, в том числе 142 юноши и 137 девушек.

Выбор указанных профессий и специальностей был не случаен — это одни из самых востребованных видов деятельности в современном мегаполисе. Большинство учащихся, уже начиная со II курса ПУ, совмещают учебу с трудовой деятельностью по профессиям и специальностям, которые они только осваивают, что, безусловно, увеличивает длительность ежедневного воздействия ППФ и напряженность учебно-производственной деятельности. Профессиональное обучение подростков сопряжено с периодическим влиянием ППФ: на автомехаников воздействует шум, эпизодически превышающий ПДУ, возникает определенная загазованность мастерских и производственных помещений при регулировке двигателей и газо- и электросварке. При работе на станках на кожу кистей молодых рабочих воздействуют смазочно-охлаждающие жидкости [2, 3].

Для швейниц и операторов ЭВМ характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, большая концентрация внимания, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебно-производственным процессом. На операторов ЭВМ также воздействуют факторы,

[ена и санитария 2/2009

связанные с длительным использованием компьютеров: не превышающее ПДУ электромагнитное излучение и статические электрические поля [2, 3].

В результате исследований доказано, что в динамике обучения в ПУ состояние здоровья учащихся ухудшается, причем у юношей незначительно возрастает частота встречаемости функциональных отклонений и хронических болезней, а у девушек показатели увеличиваются на 16—30%. В структуре функциональных отклонений у учащихся ПУ ведущие ранговые места занимают нарушения системы кровообращения, нервно-психические расстройства, нарушения костно-мышечной и эндокринной систем, органов пищеварения. В структуре хронической патологии, выявляемой у учащихся, на первых ранговых местах находятся болезни органов дыхания (в основном ЛОР-патология), заболевания системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и эндокринные нарушения, болезни мочеполовой системы, в основном гинекологическая патология [1, 8].

Установили особенности структуры заболеваемости учащихся, обусловленные производственными условиями и профессиональными факторами: у подростков, получающих специальность "оператор ЭВМ", возрастает распространенность жалоб астенопического характера (проявления компьютерно-зрительного синдрома), симптомов выраженной вегетососудистой дистонии, артериальной гипертензии, астеноневротических расстройств, ухудшается зрение. В динамике обучения у швейниц растет распространенность радикулитов и миозитов мышц спины и шеи с 52,6 до 157,9%о, у других учащихся эти заболевания не выявлены.

Клиническая оценка индивидуальной динамики функциональных расстройств показала у большинства учащихся ПУ преимущественное ухудшение течения нервно-психических расстройств. Кроме того, у автомехаников неблагоприятно протекают расстройства пищеварения, у швейниц — нарушения опорно-двигательного аппарата, у операторов ЭВМ — нарушения зрения, эндокринно-обменные отклонения, расстройства менструального цикла. Ухудшение течения хронических заболеваний отметили у учащихся всех профессиональных групп в 38—60% случаев, причем в группе операторов ЭВМ не выявили ни одного случая благоприятной динамики клинических проявлений заболевания.

С помощью корреляционного анализа (с достоверностью р < 0,05) установили связь учебной нагрузки (УН), т. е. еженедельного количества учебных часов, с функциональными и хроническими нервно-психическими расстройствами, а также с уровнями высокой реактивной и личностной тревожности. Выявили корреляцию высокой силы между уровнями УН и хроническими нервно-психическими заболеваниями, распространенными среди всего контингента обследуемых девушек (г =0,81).

В группе швейниц выявили корреляционную зависимость между УН и функциональными нервно-психическими расстройствами (г = 0,32) и между УН и высокими уровнями личностной тревожности (г = 0,9). В группе операторов ЭВМ опреде-

лили корреляцию между УН и функциональными нервно-психическими расстройствами (г = 0,68) и между УН и синдромально очерченными хроническими нервно-психическими нарушениями (г =0,52).

Возрастающая распространенность нервно-психических расстройств в динамике обучения подростков всех изучаемых групп обусловила необходимость рассмотрения различных факторов, влияющих на их формирование, в частности продолжительности ночного сна. Установили, что в каждой группе в динамике обучения в 2—3 раза увеличивается число учащихся с продолжительностью ночного сна 6 ч и менее. Особенно эта тенденция выражена на последнем году обучения в группе операторов, что связано с увеличением учебной нагрузки, обусловленной подготовкой к поступлению в вузы и колледжи [8].

При анализе данных анонимного анкетирования об употреблении учащимися психоактивных веществ выявили неблагоприятную тенденцию увеличения распространенности ежедневного курения в динамике обучения: среди юношей с 47,5 до 80%, среди девушек с 29,5 до 53,7%. Раз в неделю и чаще употребляют алкоголь на I курсе 14% юношей и 8,8% девушек, к окончанию ПУ численность регулярно употребляющих алкоголь юношей возрастает до 20,8%, у девушек показатель остается на прежнем уровне. При анонимном опросе 6—11% юношей и 1,5% девушек ответили, что употребляют наркотики, 2,5% подростков отказались отвечать на этот вопрос (1, 4, 8].

Помимо факторов, влияющих на формирование нервно-психических расстройств, изучили фактическое питание девушек — учащихся ПУ для выявления возможных причин значительного (21,4— 28,9%) числа среди них лиц с дефицитом массы тела. Установили, что 50—66% подростков употребляют горячую пищу 1 раз в день. Швейницы достоверно реже, чем другие учащиеся, употребляют овощи и фрукты (г = 2,58; р < 0,05), молочные продукты (Г =2,01 \ р <0,05) и мясные блюда ('= 1,94).

Низкая двигательная активность является одним из значимых факторов формирования нарушений здоровья, особенно у лиц сидячих профессий. Анкетирование подростков показало, что только 15—34% учащихся ПУ помимо уроков физкультуры занимаются в спортивных секциях [8].

Таким образом, установили, что на здоровье учащихся ПУ оказывает неблагоприятное влияние комплекс факторов (профессионально-производственные и психосоциальные), что свидетельствует о необходимости разработки общих и дифференцированных рекомендаций по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлении обучающихся в ПУ разного профиля [12].

Общие профилактические мероприятия для всех учащихся ПУ должны включать приведение учебной нагрузки в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.3.1186—03 [10], создание учебных мест на производствах в соответствии с СанПиН 2.4.6.664-97 [9] и МУ 2.4.6.-665-97 [5], организацию систематической профилактической и оздоро-

вительной работы в ПУ, проведение предварительных (при приеме) и ежегодных периодических осмотров с учетом воздействующих профессиональных факторов, консультирование учащихся с признаками профессионально-обусловленных заболеваний в центрах гтрофпатологии, проведение врачебного профессионального консультирования с целью подбора мест трудоустройства выпускников в соответствии с состоянием их здоровья, систематический анализ заболеваемости учащихся по результатам осмотров.

Оздоровительные мероприятия для всех подростков — учащихся ПУ должны включать организацию двухразового горячего питания в образовательных учреждениях; витаминопрофилактику; введение дополнительного урока физкультуры, проведение занятий лечебной физкультурой для нуждающихся и расширение числа спортивных секций; гигиеническое образование для формирования здорового образа жизни; психологическое консультирование с целью отказа от употребления психоактивных веществ; проведение ежегодных профилактических гинекологических осмотров с последующим лечением нуждающихся.

Кроме того, могут быть разработаны отдельные рекомендации для учащихся в зависимости от профиля ПУ. Например, для швейниц может быть рекомендовано включение в меню продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью, приведение рабочих мест в соответствие с эргономическими требованиями, применение профессионально-прикладной физической подготовки для укрепления мышц спины и шеи.

Для операторов ЭВМ необходимо регулярное проведение физкультурных пауз при работе на компьютере и зрительной гимнастики, применение оптико-физиологических методов восстановления зрения.

В питание автомехаников должны быть введены элементы лечебного питания, уроки физкультуры должны включать профессионально-прикладную подготовку учащихся, профилактические осмотры необходимо проводить с участием дерматолога для выявления профессионального дерматита.

Выводы: 1. С начала 1990-х годов отмечается особо выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья как абитуриентов, поступающих в ПУ, так и самих учащихся.

2. В процессе получения профессионального образования учащиеся впервые сталкиваются с воздействующими на организм профессиональными факторами, что приводит к формированию функциональных отклонений и прогрессированию уже имевшихся хронических заболеваний.

3. Изучение неблагоприятного воздействия производственно-профессиональных и психосоциаль-

ных факторов свидетельствует о необходимости разработки общих и дифференцированных рекомендаций по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся в ПУ разного профиля.

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2007.

2. Измеров Н. Ф., Каспаров А. А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей. — М., 2002.

3. Измеров Н. Ф. // Медицина труда и пром. экол. — 2005. - № 11. - С. 3-9.

4. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / Под редакцией В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. — М., 2004.

5. МУ 2.4.6.-665—97. Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков: Метод, указания. — М., 1997.

6. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (9 сборников по отраслям промышленности и сельского хозяйства). - М., 1988.

7. Рапопорт И. К. Теоретические и методические основы медицинской профессиональной ориентации подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2000.

8. Рапопорт И. К, Бирюкова Е. Г. // Гиг. и сан. —2007. - № 1. - С. 67-70.

9. СанПиН 2.4.6.664—97. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. — М., 1997.

10. СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — М., 2003.

11. СанПиН 2.4.3.1186—03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производ-ственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. — М., 2003.

12. Совершенствование медицинского обслуживания подростков старшего возраста и оптимизация условий обучения: Пособие для врачей. — М., 2005.

13. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. - С. 261-288.

14. Шубочкина Е. И., Самотолкина Н. Г., Молчанова С. С. и др. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. — С. 289-300.

Поступил» 08.10.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.