О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, »09 УДК 613.955:616-057.874J:31Z.6(47<1-25)
Л. М. Сухарева', И. К. Рапопорт2, JI. Ф. Бережков3, Ю. А. Ямпольская4, И. В. Звездина5 ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 50 ЛЕТ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
'Заместитель директора по научной работе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-48-31), 'ведуш. н.с. лаборатории научения и прогнозировании состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56), 'старш. к. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56), 'ведуш. н. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, д.б.и. (т. 917-49-56), 'ведуш. н. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.ы.н. (т. 917-49-56)
В статье проанализирована заболеваемость московских школьников за последние 50 лет на основании результатов углубленных обследований учащихся, проведенных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
Установлено значительное уменьшение числа абсолютно здоровых детей, численность которых в настоящее время составляет 2—4%. Показано существенное увеличение распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний среди школьников. Особенно высокий темп прироста заболеваемости наблюдался в 90-х годах прошлого века. За 50 лет изменилась структура заболеваемости учащихся. На изменение уровней и структуры заболеваемости детей и подростков оказывают влияние как медико-биологиче-ские, так и психосоциальные факторы.
Ключевые слова: заболеваемость, московские школьники, структура заболеваемости
Sukhareva L. М., Rapoport I. К., Berezhkov L. F., Yampolskaya Yu. A., Zvezdina I. V. MOSCOW SCHOOLCHILDREN'S MORBIDITY IN THE PAST 50 YEARS
The paper analyzes morbidity among Moscow schoolchildren in the past 50 years on the basis of the results of in-depth studies of pupils by the researchers of the Research Institute for the Hygiene and Health Care of Children and Adolescents. There is a significant reduction in the number of absolutely healthy children, the proportion of which is 2-4%. There is a considerable increase in the prevalence of dysfunctions and chronic diseases among schoolchildren. Particularly high increment rates of morbidity were observed in the 1990s. The morbidity structure has changed in the past 50 years. Both biomedical and psychosocial factors are responsible for changes in the morbidity levels and structure of children and adolescents.
Key words: morbidity, Moscow schoolchildren, morbidity structure
За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности. В связи с произошедшими негативными изменениями в состоянии здоровья подрастающего поколения крайне актуальным становится изучение динамики показателей и особенностей формирования здоровья детей и подростков всех возрастов на различных этапах получения общего и профессионального образования с целью разработки организационно-методических документов для эффективной реализации профилактических и оздоровительных программ [1].
Представленные материалы базируются на данных углубленных медицинских обследований школьников, выполненных на основе единых методических подходов. Проанализированы результаты одномоментных (срезовых) и лонгитудиналь-ных исследований более 20 тыс. детей в возрасте 5—17 лет. За последнее десятилетие были проведены одномоментные (в 1998—2000 гг.) исследования состояния здоровья 675 школьников (328 мальчиков и 347 девочек), учащихся 1—11-х классов, и лонгитудинальные наблюдения. В 2001—2004 гг. под лонгитудинальным наблюдением находились 255 человек (128 юношей и 127 девушек), обучавшихся в 9—11-м классах 4 московских школ. В течение последующих 4 лет (2005—2008 гг.) сотрудники НИИ ГиОЗДиП ежегодно обследовали 412
детей (202 мальчика и 210 девочек), учившихся с 1-го до завершения 4-го класса в тех же 4 московских школах.
Анализ результатов динамических наблюдений свидетельствует о ведущей особенности настоящего периода: отчетливом снижении численности абсолютно здоровых школьников, т. е. детей и подростков с I группой здоровья [1, 2, 5, 6].
Эта тенденция особенно ясно прослеживается по данным комплексной оценки состояния здоровья учащихся как первых, так и старших классов (табл. 1).
Данные табл. 1 свидетельствуют, что, начиная с 1970-х годов наблюдается стремительное уменьшение числа абсолютно здоровых первоклассников и увеличение численности учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.
По последним данным института, только 17,3% абсолютно здоровых дошкольников начинают систематическое обучение в школе, не имея ни функциональных отклонений, ни хронических заболе-
Таблица 1
Комплексная оценка (в %) состояния здоровья первоклассников в 1960-2005 гг.
Группа здоровья Годы наблюдения
начало 60-х начало 70-х начало 80-х 1998-2000 2005
I 38,7 8,7 5,2 4,8 4,3
II 21,9 49,8 40,2 49,8 44,4
III—rv 39,4 41,5 54,6 45,4 51,3
Таблица 2
Комплексная оценка (в %) состояния здоровья учащихся 9—11-х классов в 1960-2004 гг.
Группа здоровья Годы наблюдения
начало 60-х начало 70-х начало 80-х начало 90-х 1998-2000 2001— 2004
I н III—IV 36,5 23,3 40,2 21,8 23,7 44,5 22,6 25,4 52,0 10,6 36,1 53,3 2,3 28,7 69,0 2,1 39,2 58,7
ваний, с нормальным физическим и психическим развитием, 40—50% страдают одним или несколькими функциональными отклонениями и практически столько же — хроническими заболеваниями. Уже к концу 1-го класса численность абсолютно здоровых детей уменьшается в 4 раза и составляет 4,3%.
Динамика показателей комплексной оценки состояния здоровья учащихся 9—11-х классов отражает ту же тенденцию уменьшения численности подростков с I группой здоровья и постепенного увеличения численности III группы здоровья (табл. 2).
Если 50 лет назад более трети подростков (36,5%) признавались абсолютно здоровыми, то в конце XX — начале XXI века таких старшеклассников осталось лишь 2,1%. Наиболее неблагоприятное процентное соотношение II и III групп здоровья наблюдалось на рубеже тысячелетий, когда более двух третей (69%) старшеклассников относились к III группе, так как страдали хронической патологией, а число подростков с функциональными отклонениями сократилось до 28,7%. Только в начале 2000-х годов несколько улучшилось процентное соотношение II и III групп здоровья в сторону увеличения II группы, что свидетельствует о некоторой положительной тенденции, наметившейся в состоянии здоровья московских старшеклассников.
Поданным комплексной оценки состояния здоровья учащихся 5—8-х классов, обследованных в 1998—2000 гг., и результатам обследования пятиклассников, проведенного в 2008 г., менее 2% школьников могут быть признаны абсолютно здоровыми; 29—49% учащихся средних классов страдают функциональными отклонениями и 51 —69% — хроническими болезнями.
Прослежено изменение во времени такого показателя как нагруженность диагнозами, демонстрирующего количество функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных при углубленных осмотрах, приходящихся в среднем на одного ребенка (табл. 3, 4).
Таблица 3
Нагруженность диагнозами первоклассников в 1960—2005 гт.
Группа здоровья Годы наблюдения
начало 60-х начало 70-х начало 80-х 1998-2000 2005
Функциональ-
ные отклонения 0,4 1,7 1,7 2,3 3,2
Хронические за-
болевания 0,3 0,4 0,5 0,6 0,8
Таблица 4
Нагруженность диагнозами учащихся 9—11-х классов в 1960— 2004 гг.
Годы наблюдения
Группа здоровья начало начало начало начало 1998- 2001-
60-х 70-х 80-х 90-х 2000 2004
Функциональные отклонения 1,1 1,1 1,2 1,4 2,5 2,6 Хронические заболевания 0,5 0,6 0,7 0,8 1,1 0,9
За 50 лет нагруженность функциональными отклонениями среднестатистического московского первоклассника увеличилась в 8 раз (с 0,4 до 3,2), а хроническими заболеваниями — почти в 3 раза (с 0,3 до 0,8). За тот же период нагруженность функциональными отклонениями подростка-старшеклассника увеличилась в 2,4 раза (с 1,1 до 2,6), а хроническими заболеваниями — почти в 2 раза (с 0,5 до 0,9).
Заметно изменилась и структура функциональных отклонений и хронической патологии за прошедшие 50 лет. Так, если в 1970—1980-х годах в структуре функциональных расстройств у школьников первые 3 ранговых места занимали функциональные нарушения ЛОР-органов, нервно-психической сферы и системы крови, то с начала 1990-х годов функциональные нарушения и хронические болезни ЛОР-органов (в основном ротоно-соглотки) стали смещаться на 4—6-е ранговые места. В конце 1990-х — начале 2000-х годов у первоклассников на лидирующие ранговые места переместились функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, функциональные нарушения органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы, а у старших подростков — нервно-психические расстройства, функциональные отклонения сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения. Следует подчеркнуть все увеличивающийся удельный вес функциональных нарушений системы кровообращения в структуре заболеваемости школьников всех возрастных групп [1, 2, 4, 5, 10, 11, 13-15].
В структуре хронической патологии также произошли изменения. В 1960—1990-х годах первые 4 ранговых места принадлежали хроническим болезням ЛОР-органов, сердечно-сосудистым заболеваниям, болезням органов пищеварения и нервной системы. По данным 2005 г., в структуре хронических заболеваний первоклассников на 1-м ранговом месте находятся болезни опорно-двига-тельного аппарата, на 2-м — болезни ротоносог-лотки, на 3-м — выраженные синдромально очерченные расстройства нервно-психической сферы и на 4-м — болезни системы пищеварения [13—15].
Структура хронической патологии учащихся старших классов существенно отличается от структуры заболеваемости современных первоклассников: на 1-м ранговом месте у старшеклассников находятся болезни органов пищеварения, на 2-м — опорно-двигательного аппарата, на 3-м — зрения и на 4-м — болезни нижних дыхательных путей, представленные в основном бронхиальной астмой
и обструктивным бронхитом. Гинекологическая патология у девушек 15—17 лет стала занимать 6-е ранговое место, хотя до начала XXI века эти болезни не находились на ведущих местах в структуре хронических заболеваний школьников.
Изменение структуры заболеваемости в значительной степени обусловлено изменением воздействующих медико-биологических и социально-психологических факторов. Так, снижение доли функциональных нарушений и хронических заболеваний ЛОР-органов (в основном ротоносоглот-ки), а также хронических заболеваний сердечнососудистой системы (приобретенных пороков сердца) в структуре заболеваемости в значительной степени связано с уменьшением распространенности стрептококковой инфекции, приводящей к развитию острых заболеваний верхних дыхательных путей, а также к ревматическим атакам, скарлатине и другим заболеваниям инфекционной этиологии с последующими частыми хроническими осложнениями [2, 3, 4—6, 8, 11, 12].
Для современных учащихся характерны пограничные нервно-психические расстройства, функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, обусловленные значительным психоэмоциональным напряжением, сопровождающимся вегетативной дисфункцией и соматизацией невротических нарушений. Увеличение удельного веса функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата в структуре заболеваемости современных школьников, по-видимому, связано с гиподинамичным сидячим образом жизни учащихся и отсутствием интереса к спортивным занятиям, что приводит к нарушениям развития и тренированности костно-мышечной системы.
Представляется интересным подробнее рассмотреть динамику и особенности заболеваемости современных учащихся начальных и старших классов, выявленные в последние 10—15 лет.
За период 1998—2008 гг. среди учащихся младших классов патологическая пораженность (суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний) увеличилась на 54,5% (с 2903,7 до 4485,7%о), в том числе на 59,8% возросла распространенность функциональных отклонений и на 31,8% — частота встречаемости хронических заболеваний. Причем среди мальчиков наблюдаются более выраженные тенденции роста заболеваемости: распространенность функциональных отклонений увеличилась на 77,9%, хронических заболеваний — на 38,3%; среди девочек — на 44,4 и 25% соответственно.
Ежегодные обследования учащихся в процессе лонгитудинального наблюдения в 2005—2008 гг. показали, что распространенность функциональных отклонений среди мальчиков колеблется в пределах 3700—4500%о, а среди девочек несколько ниже (2800—4100%о). При наблюдении за учащимися отмечено увеличение показателя к 3-му классу и снижение в 4-м. Частота встречаемости хронических заболеваний в каждой из половых групп также имеет тенденцию к снижению в 4-м классе: в группе мальчиков с 850 до 745%о (р < 0,05), в группе девочек с 770 до 625%о (р < 0,05) [13—15].
При медицинском наблюдении не только количественно оценивали уровни и структуру заболеваемости, но и определяли у каждого ребенка динамику патологических процессов как в сторону улучшения клинической симптоматики, так и в сторону ухудшения. Для унификации подходов к оценке динамики патологических процессов по данным профилактических медицинских осмотров группой врачей-специалистов разного профиля, работающих в институте, были разработаны необходимые критерии вынесения заключений "улучшение", "ухудшение", "без динамики" для каждого класса и групп заболеваний, часто встречающихся у школьников.
В процессе лонгитудинального наблюдения (2004—2008 гг.) за здоровьем учащихся московских школ с 1-го класса до завершения начального образования установили, что особенностями состояния здоровья современных младших школьников является увеличение в динамике обучения распространенности функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. В течение 4 лет наблюдения частота встречаемости функциональных нервно-психических расстройств увеличилась на 11,6%.
Наибольшее увеличение распространенности функциональных отклонений сердечно-сосуди-стой системы отмечается на 2-м и 3-м годах обучения (у мальчиков на 187,2 и 187,9%о, у девочек на 176,3 и 173,9%о соответственно). К 4-му классу рост показателей происходит не так стремительно: у мальчиков на 55,5%о, у девочек на 118,296о. Возрастание распространенности функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы в определенной степени обусловлено тем, что за 4 года на 26% увеличилось число случаев систолического шума, что связано с процессами роста и развития структур сердца и крупных сосудов у школьников.
По данным института, частота встречаемости функциональных нарушений костно-мышечной системы возрастает у учащихся во 2-м классе с 674 до 824%о, но затем снижается к моменту завершения детьми начального обучения до 740%о за счет улучшения осанки и исчезновения уплощения стоп у 37—40% детей. Вместе с тем нельзя не отметить и тот негативный факт, что у 59,5% мальчиков и 58% девочек за время обучения в младших классах стабилизируются нарушения осанки, а прогресси-рование этих нарушений наблюдается у 19,1% мальчиков и 13,1% девочек [13—15].
Следует обратить внимание на увеличение на 73,5% (с 219 до 380%о) распространенности функциональных нарушений зрения у младших школьников, в основном миопии; причем в 57,9% случаев это функциональное нарушение у детей прогрессировало.
Отмечены и благоприятные тенденции в течении некоторых функциональных отклонений у учащихся начальных классов. В 62—73% случаев с улучшением протекают нарушения желудочно-кишечного тракта (функциональные нарушения желудка и кишечника, дискинезия желчевыводящих путей), гиперкинетические расстройства, астенические и невротические реакции у детей, а также в
56—59% — гипертрофии миндалин и аденоидов I— II степени, уплощение стоп и слабость мышц брюшного пресса. Среди девочек наблюдали высокую распространенность дефицита массы тела (214%о), однако почти в половине случаев (47,6%) выявили тенденцию к уменьшению недостаточности массы тела.
Подробное рассмотрение четырехлетней динамики функциональных расстройств у учащихся младших классов показало, что благоприятное течение наблюдается в 44,4% случаев в группе мальчиков и в 42,5% случаев в группе девочек. Неблагоприятную клиническую динамику функциональных нарушений отметили в группах мальчиков и девочек в 23,6 и 22,1% случаев соответственно.
При лонгитудинальных исследованиях выявили особенности динамики показателей распространенности хронической патологии у наблюдаемой группы учащихся. В процессе обучения в начальной школе у детей уменьшилась частота встречаемости хронических заболеваний более чем на 20%, в основном за счет уменьшения распространенности хронических болезней ротоносоглотки: хронического тонзиллита, гипертрофии миндалин и аденоидов II—III степени.
Изменение клинической выраженности патологических процессов при хронических заболеваниях у школьников в течение начального периода обучения значительно менее заметно по сравнению с функциональными расстройствами. В 1—2-м классах у детей отмечали в 39—41% случаев умеренные обострения хронических болезней и появление новых случаев хронической патологии (хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит, гипертрофия небных миндалин II—III степени и др.). Однако в период обучения этих же школьников в 3—4-м классах благоприятную динамику клинического течения болезни наблюдали у 60% мальчиков и 63,6% девочек, страдающих хроническим гастро-дуоденитом. Снят диагноз хронического тонзиллита у 40% мальчиков и 50% девочек. Аналогичные благоприятные тенденции зафиксировали в отношении плоскостопия и плосковальгусной деформации стопы у младших школьников. У большинства детей (62,9%) уменьшились или полностью исчезли проявления церебрастении [13—15].
В то же время серьезное беспокойство вызывает высокая распространенность ожирения среди детей, особенно среди мальчиков (97,396о против 30,б96о среди девочек). Причем ожирение прогрессировало у 90,9% мальчиков и 100% девочек.
Полученные в результате лонгитудинальных исследований данные свидетельствуют о транзитор-ном характере значительного числа функциональных расстройств у учащихся младших классов. На формирование и развитие функциональных отклонений оказывают влияние как естественные процессы роста и развития систем детского организма, так и школьные факторы. Уменьшение распространенности и благоприятная динамика невротических реакций, а также функциональных нарушений системы пищеварения, формирование которых тесно связано с вегетативной дисфункцией, можно рассматривать как благоприятное течение процессов адаптации к воздействию школьных
факторов у большинства учащихся на 4-м году обучения в начальной школе.
Подростковый возраст — один из критических этапов в жизни человека. В силу анатомо-физио-логических особенностей в этом возрасте организм становится особенно уязвимым и незащищенным от воздействия различных экзогенных факторов. На учащихся подростков, прежде всего завершающих полное общее образование, наиболее неблагоприятное воздействие оказывает повышенная учебная нагрузка [9].
На протяжении всех лет работы института особое внимание уделялось здоровью подростков. Полученные данные популяционных исследований свидетельствуют, что за 15 лет (1989—2004 гг.) распространенность функциональных отклонений среди юношей 15—17 лет увеличилась на 89%, среди девушек-сверстниц — на 51,6%. Частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек данный показатель, увеличившись значительно (на 62%) в 1990-х годах, в начале XXI века снизился до исходного уровня (890%о) [3-9].
Наибольший темп прироста показателей наблюдался с 1991 до 1999 г. Так, у юношей темп прироста функциональных отклонений составил 81,2%, у девушек — 70,1%; темп прироста хронических заболеваний — 27,8 и 62% соответственно. Именно в 1990-х годах резко увеличилась распространенность хронических болезней среди девушек (с 793 до 1285%о), несколько в меньшей степени среди юношей (с 798 до 1020%о). Особенно стремительный темп прироста показателей зафиксирован с 1995 до 1999 г.
Следует отметить, что в течение 2001—2004 гг. наметилась тенденция снижения темпа прироста распространенности функциональных нарушений (темп прироста показателей в группе юношей составил 7,4%, среди девушек — 1,4%) и хронических заболеваний (-8,3 и -30,7% соответственно). При условии сохранения в дальнейшем этой тенденции она может быть оценена как благоприятная, особенно в отношении здоровья девушек.
Оценка показателей состояния здоровья подростков при лонгитудинальном наблюдении за учащимися с 9-го по 11-й класс (2001—2004 гг.) свидетельствует, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма, приводящего к формированию функциональных расстройств, их тяжелому течению, развитию хронических заболеваний. В динамике 3-летнего наблюдения частота встречаемости функциональных отклонений среди юношей увеличилась с 2250 до 2650%о, среди девушек — с 1950 до 2933%о. Распространенность хронической патологии возросла за этот же период с 770 до 960%о среди юношей и с 767 до 817%о среди девушек [7— 12].
При анализе распространенности функциональных отклонений и хронических болезней в группе динамического наблюдения выявили определенный половой диморфизм в изменениях показателей заболеваемости подростков: среди юношей частота встречаемости функциональных отклоне-
ний возросла на 15,7%, среди девушек значительно больше (на 50%); в то же время распространенность хронических болезней увеличилась в большей степени среди юношей, чем среди девушек (на 23,6% против 6,3%). Установленные тендерные различия обусловлены тем, что этап интенсивного обучения в старших классах у юношей совпадает с продолжающимся периодом полового созревания, а у девушек к этому времени пубертатный период уже завершается [11, 12].
Сравнение уровней, динамики и структуры заболеваемости показало, что в процессе завершения полного общего образования среди учащихся постепенно увеличивалась распространенность функциональных расстройств сердечно-сосуди-стой системы, а также нарушений желудочно-кишечного тракта, нервно-психических расстройств, нарушений зрения и костно-мышечной системы. В динамике обучения в старших классах в группе юношей уменьшилась распространенность дефицита массы тела, в группе девушек, наоборот, возросла. В обеих половых группах снизилась частота функциональных расстройств ротоносоглотки [7, 10-12].
В результате анализа данных углубленных медицинских осмотров учащихся 9—11-х классов установлено, что во всех обследованных группах школьников процент лиц с клинически благоприятным течением функциональных расстройств существенно ниже процента лиц с неблагоприятным течением: в группе юношей 16,7% против 46,6%, в фуппе девушек 23,3% против 47,3% (р < 0,01).
Имеется некоторое различие в частоте неблагоприятно протекающих функциональных расстройств системы кровообращения (38,5% у юношей и 47,5% у девушек). При нарушениях желудочно-кишечного тракта у юношей в 50% случаев выявили ухудшение состояния, у девушек, наоборот, в 53,8% случаев зафиксировали улучшение. Обратную картину наблюдали в отношении дефицита массы тела: у юношей в 46,7% случаев отметили улучшение (увеличение массы тела), у девушек — всего в 18,8%; дефицит массы тела нарастал у 13,3% юношей и 43,8% девушек (р < 0,01). Как у юношей-старшеклассников, так и у их сверстниц в 50— 60% случаев ухудшилось течение функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, в 42% — нервно-психических расстройств, в 59—67% — нарушений зрения.
При изучении формирования менструального цикла у девушек 15—17 лет выявили нарушения менструальной функции у 22,1% учащихся, причем в 57,2% случаев имевшиеся отклонения усиливались. Высокая распространенность нарушений менструального цикла у девушек-старшеклассниц и отсутствие положительной динамики в его формировании заслуживают пристального внимания к этой проблеме как гигиенистов детства, так и гинекологов и эндокринологов. Необходимо совместное изучение медико-биологических и социальных факторов, влияющих на репродуктивное здоровье подрастающего поколения, так как расстройства менструации у каждой 4—5-й девушки могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции [7, 9].
Изучение уровней и структуры хронической патологии показало увеличение среди юношей распространенности хронических болезней органов пищеварения на 80%. В этой же половой группе в динамике обучения с 9-го по 11-й класс выявили весьма значительный рост распространенности миопии средней степени с 62 до 146%о, среди девушек это явление не зафиксировано.
Особого внимания заслуживают показатели тяжести течения выраженных нервно-психических расстройств. В группе юношей не наблюдали ни одного случая улучшения течения указанных заболеваний, а ухудшение отметили в 83,3% случаев. В группе девушек, наоборот, в 71,4% случаев улучшилась клиническая симптоматика.
Полученные данные о динамике показателей состояния здоровья старшеклассников свидетельствуют о неблагоприятном течении адаптационных процессов у более чем 40% юношей и 20—25% девушек, что, по-видимому, обусловлено чрезмерно интенсивной учебной нагрузкой, связанной с обучением в школе в выпускных классах и подготовкой в вузы.
Выводы: 1. За 50-летний период наблюдается значительное уменьшение числа абсолютно здоровых детей, численность которых в настоящее время составляет 2—4%.
2. За полвека нагруженность функциональными отклонениями среднестатистического московского первоклассника увеличилась в 8 раз, а хроническими заболеваниями — почти в 3 раза. За тот же период нагруженность функциональными отклонениями подростка-старшеклассника увеличилась в 2,4 раза, а хроническими заболеваниями — почти в 2 раза.
3. Наиболее значительный прирост заболеваемости наблюдался в 90-х годах прошлого столетия, что свидетельствует о значительной роли социальных факторов и психоэмоционального напряжения, оказавших негативное влияние на здоровье подрастающего поколения в период сложной, нестабильной социально-экономической ситуации в стране.
4. В конце XX — начале XXI века патологическая пораженность московских школьников в среднем возросла в 1,5 раза, причем на 60—80% увеличилась распространенность функциональных расстройств и на 15—30% — хронических заболеваний.
5. По данным углубленных обследований школьников за 50-летний период, изменилась структура заболеваемости. В 1960—1970-х годах на первых ранговых местах находились ЛОР-патоло-гия, в основном функциональные нарушения и хронические заболевания ротоносоглотки, и хронические болезни органов кровообращения. В настоящее время в структуре функциональных отклонений у школьников лидирующие ранговые места в той или иной последовательности занимают функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и зрения; в структуре хронической патологии — болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения и дыха-
ния (болезни верхних дыхательных путей, бронхов и легких), а также синдромально очерченные нервно-психические расстройства. Возрастает распространенность и удельный вес эндокринно-обмен-ных нарушений, особенно ожирения у мальчиков, а также частота встречаемости гинекологической патологии у девушек-старшеклассниц.
6. 50-летняя динамическая оценка уровней и структуры заболеваемости учащихся позволила выявить как изменчивость естественных медико-биоло-гических процессов, отразившихся на структуре заболеваемости, так и негативное влияние на здоровье школьников социальных факторов, особенно отчетливо наблюдавшееся в 90-х годах прошлого столетия.
Литература
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2007.
2. Бережков Л. Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Научные основы профилактики: Речь, произнесенная на Актовом дне института 15 мая 2001 г. - М., 2001.
3. Звездина И. В. // Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова и др. - М., 2006. - С. 213-244.
4. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904—1959—2004) / Под ред. А. А. Баранова и др. — М., 2006. — С. 303—308.
5. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицин-
ского обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.
- М., 2005.
6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006 г.
- М., 2006. - С. 319-320.
7. Кучма В. Р., Ямпольская Ю. А. // Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / Под ред.
A. А. Баранова и др. — М., 2006. - С. 93—114.
8. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. - С. 94-95.
9. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / Под ред.
B. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. - М., 2004.
10. Рапопорт И. К. // Гиг. и сан. - 2005. - № 6. -
C. 48-50.
11. Рапопорт И. К. // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 8 (161). - С. 7-11.
12. Рапопорт И. К, Бирюкова Е. Г. // Гиг. и сан. — 2007.
- № 1. - С. 67-70.
13. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006. - М., 2006. - С. 783-784.
14. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов XI конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2007.
- С. 648-649.
15. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов XII конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2008. — С. 324.
Поступила 02.10.08
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955-057.876]:377
Е. И. Шубочкина', С. С. Молчанова2, Е. М. Ибрагимова3, А. В. Куликова4
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
'Зав. лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростхов ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-46-39), e-mail: adlabhyg@yandex.ru), 'ведуш. и. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 917-46-39), 1н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 917-46-39, e-mail: gencvranOgmail.com), 'ст. н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-46-39, e-mail: svelan6e7andcx.ru)
Изучены особенности адаптации неоднородного контингента учащихся (выпускники обычных классов и классов компенсирующего обучения, выпускники вспомогательных школ) к условиям профессионалыюго обучения разного уровня подготовки при освоении строительных профессий. Показана высокая физиологическая стоимость процесса обучения, связанная с объемом и характером учебно-производственной нагрузки. Дана сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единого интегралыюго показателя умственной работоспособности, что создает более объективную возможность для гигиенического обоснования объема учебной нагрузки. Доказана необходимость коррекции суммарной учебной нагрузки при всех формах подготовки с учетом 5-дневной учебной недели, возраста обучающихся и их возможностей. Установлена необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом существенных различий в уровне здоровья выпускников разных видов образовательных учреждений, наличия противопоказаний к освоению профессии, высокой распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебных и производственных факторов. Ключевые слова: адаптация, учащиеся профессиональных колледжей, учебная нагрузка, факторы риска
Shubochkina Ye. I., Molchanova S. S., Ibragimova Ye. M., Kulikova A. V.
HYGIENIC AND MEDICOSOCIAL PROBLEMS IN THE TRAINING OF PUPILS AT VOCATIONAL COLLEGES
The authors studied the specific features of adaptation in a heterogeneous cohort ofpupils (final-year pupils of common, compensating education classes and those of auxiliary schools) to the conditions of varying-level vocational training in building professions. The physiological cost of a learning process, which was associated with the volume and nature