Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
состояние здоровья детей и подростков / профессиональное образование / адаптация / врачебная профессиональная консультация / health status of children and adolescents / vocational training / adaptation / medical professional advice

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И.К. Рапопорт

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков явились причиной возрастания до 80% числа юношей и девушек, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и трудовой деятельности. Врачебная профессиональная консультация является системой мер, направленных на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в выборе профессий или специальностей, которые бы обеспечивали сохранение здоровья, способствовали успешной адаптации к условиям получения профессионального образования и последующей работы. Квалифицированное осуществление врачебного профессионального консультирования должно опираться на новые научно обоснованные перечни медицинских противопоказаний, которые должны вводиться в действие совместными приказами Минздравсоцразвития и Министерства образования и науки Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN’S HEALTH STATUS AND PROBLEMS IN THE CHOICE OF PROFESSIONS

Poor trends in the health status of children and adolescents were responsible for as high as 80% of the number of young men and girls with health limitations to have vocational training and labor activity. Medical professional advice is a system of measures to assist young men and girls with health abnormalities in choosing professions or specialties that would promote their health and favor their successful adaptation to the conditions of obtaining vocational training and further work. Qualified medical professional advice should be based on the new science-based lists of medical contraindications, which are to be commissioned by the joint orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

[ена и санитария 2/2009

6. Milanese S., Grimmer К. // Ergonomics. — 2004. — Vol. 47, N 4. - P. 416-426.

7. Molenbroek J. F., Kroon-Ramaekers Y. M., Snijders C. J. // Ergonomics. - 2003. - Vol. 46, N 7. - P. 681-694.

8. Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A., Mandroukas K. // Appl. Ergon. - 2004. - Vol. 35, N 2. - P. 121-128.

Поступила 01.10.08

С И. К. РАПОПОРТ, 2009 УДК 613.956:616-053.6):37.047

И. К. Рапопорт'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'Ведущ. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56)

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков явились причиной возрастания до 80% числа юношей и девушек, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и трудовой деятельности. Врачебная профессиональная консультация является системой мер, направленных на помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в выборе профессий или специальностей, которые бы обеспечивали сохранение здоровья, способствовали успешной адаптации к условиям получения профессионального образования и последующей работы. Квалифицированное осуществление врачебного профессионального консультирования должно опираться на новые научно обоснованные перечни медицинских противопоказаний, которые должны вводиться в действие совместными приказами Минздрав-соцразвития и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ключевые слова: состояние здоровья детей и подростков, профессиональное образование, адаптаиия, врачебная профессиональная консультация

Rapoport I. К.

SCHOOLCHILDREN'S HEALTH STATUS AND PROBLEMS IN THE CHOICE OF PROFESSIONS

Poor trends in the health status of children and adolescents were responsible for as high as 80% of the number of young men and girls with health limitations to have vocational training and labor activity. Medical professional advice is a system of measures to assist young men and girls with health abnormalities in choosing professions or specialties that would promote their health and favor their successful adaptation to the conditions of obtaining vocational training and further work. Qualified medical professional advice should be based on the new science-based lists of medical contraindications, which are to be commissioned by the joint orders of the Ministry of Health and Social Development and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Key words: health status of children and adolescents, vocational training, adaptation, medical professional advice

Негативные тенденции в состоянии здоровья подростков, наблюдавшиеся с середины 80-х годов XX века, явились причиной увеличения доли подростков, имеющих по состоянию здоровья ограничения к получению профессионального образования и производственной деятельности и высокую вероятность ранней инвалидизации. Демографический кризис, ухудшение здоровья подрастающего поколения и снижение кадрового и интеллектуального потенциала государства в дальнейшем могут вызвать самые серьезные последствия для экономики, обороноспособности и социального развития страны [1,8].

Вместе с тем научные данные свидетельствуют, что подростки и молодежь не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии и специальности, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве [5, 7, 8], тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья. Исходя из сказанного, своевременное и квалифицированное проведение медицинской профессиональной ориентации (МПО) и врачебного профессионального консультирования (ВПК), рациональный выбор профессии школьниками и оптимальное трудоустройство юношей и девушек с отклонениями в состоянии здоровья следует рассматривать как средства вторичной профилактики заболеваемости и повышения трудоспособности молодежи.

В настоящее время актуальность этой проблемы возрастает в связи с:

— неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;

— резким снижением объема профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;

— переходом государства к рыночной экономике с неизбежным возрастанием требований к интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает ужесточение требований, предъявляемых к личности и состоянию здоровья работающих;

— не уменьшающимся неблагоприятным влиянием производственно-профессиональных факторов, в том числе новых малоизученных, воздействующих на организм рабочих и служащих [2, 4].

В связи с вышеуказанными причинами необходима разработка новых научно обоснованных регламентирующих и методических документов для проведения МПО и ВПК подростков и молодежи в новых социально-экономических условиях. При этом целесообразно сохранение всех основных принципов медицинской профориентации, заложенных еще в 50—70-х годах XX века сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков и их коллегами, работающими в других НИИ [5, 6].

Задача проведенного исследования заключалась в углубленном анализе заболеваемости различных

контингентов школьников и учащихся профессиональных училищ (ПУ) как предпосылки научного обоснования эффективных методов и регламентирующих документов для ВПК.

На протяжении более чем 50 лет сотрудники института проводят комплексные углубленные медицинские обследования различных контингентов подростков-школьников, учащихся ПУ и студентов.

Сравнительный анализ данных медицинских обследований школьников 9— 11-х классов различных московских школ, проведенных в 1991 г. (757 человек), 1995-1997 гг. (917 человек) и 1998— 2000 гг. (952 человека) и лонгитудинального наблюдения за здоровьем 255 учащихся с 9-го по 11-й класс (2001—2004 гг.) свидетельствует о выраженных негативных тенденциях в состоянии здоровья учащихся. Численность здоровых школьников, составлявшая в 1991 г. 10,6%, снизилась в 1995— 1997 гг. до 8,6%, в 1998-2000 гг. до 2,3%, в 2001-2004 гг. до 2,1%. Одновременно увеличился процент учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, с 53,3 до 58,7%. Распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди подростков-школьников 15—17 лет и темп прироста показателей за период 1987— 2004 гг. представлены в таблице.

За 17-летний период с 1987 до 2004 г. распространенность функциональных отклонений среди юношей-старшеклассников увеличилась на 87,7%, среди девушек — на 48,1%. Частота встречаемости хронической патологии за данный период среди юношей возросла на 29,7%, среди девушек распространенность хронических болезней, увеличившись в течение 1990-х годов на 62%, к 2004 г. снизилась до уровня 1987 г.

Наиболее высокий темп прироста заболеваемости наблюдался в 1990-х годах (1991 —1999 гг.), особенно в 1995—1999 гг. В этот период распространенность функциональных отклонений среди юношей-школьников возросла на 71,7%, среди их сверстниц — на 58,6%. Частота хронических заболеваний увеличилась на 24,4 и 58,1% соответственно. Следует отметить, что в течение 2001—2004 гг. наметилась благоприятная тенденция снижения темпа прироста распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний, что особенно отчетливо наблюдается в группе девушек.

Анализ структуры заболеваемости и изменений показателей распространенности функциональных нарушений среди школьников 9—11-х классов в

Распространенность (в К») функциональных отклонений и хронических заболеваний среди подростков-школьников 15—17 лет и темп прироста показателей за 1987—2004 гг.

Юноши Девушки

Год функциональные от- хронические забо- функциональные от- хронические забо-

клонения левания клонения левания

1987 г. 1358 721 1760 900

2004 г. 2551 935 2607 890

Темп прироста показателей за 1987-2004 гг. 87,7 29,7 48,1 -1,1

2001—2004 гг. по сравнению с 1987 г. показал существенное увеличение частоты функциональных расстройств с 1455,5 до 2518,3%о. Значительный вклад в структуру функциональных отклонений у старшеклассников в 2001—2004 гг. стали вносить нервно-психические расстройства, занявшие I ранговое место, и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы, расположенные на II ранговом месте. Распространенность нервно-пси-хических нарушений увеличилась в 2,3 раза (с 279,23 до 629,73%о), а сердечно-сосудистых отклонений — в 2,4 раза (с 209,42 до 503,3%о). На последующих ранговых местах в структуре функциональных отклонений у современных школьников соответственно находятся нарушения опорно-дви-гательного аппарата, расстройства зрения, функциональные эндокринно-обменные расстройства и нарушения желудочно-кишечного тракта.

Проведенные исследования свидетельствуют о существенном увеличении частоты хронических болезней с 764,4 до 827,13%о. В структуре хронической патологии значительно возрос удельный вес заболеваний пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы, болезней ротоносоглотки, органа зрения, а также гинекологической патологии.

Таким образом, ухудшение состояния здоровья учащихся 9—11-х классов общеобразовательных школ за последние 15 лет привело к увеличению с 67 до 80% числа подростков, имеющих медицинские ограничения и противопоказания при выборе профессии или специальности. Большинство подростков страдают несколькими хроническими болезнями и выраженными функциональными расстройствами, что еще больше осложняет подбор профессии, адекватной состоянию здоровья [7].

Для оценки состояния здоровья подростков, осваивающих рабочие профессии, и разработки комплекса профилактических мер, в том числе и для МПО и ВПК, сотрудники НИИ ГиОЗДиП на протяжении нескольких десятилетий проводят углубленные медицинские осмотры учащихся ПУ различного профиля. В середине 1990-х годов медицинское обследование прошли девушки-учащиеся ПУ при текстильном комбинате "Трехгорная мануфактура" и юноши-учащиеся ПУ при АЗЛК (всего 390 человек). При сопоставлении данных о состоянии здоровья каждого учащегося с "Перечнями медицинских противопоказаний" (1988) установили, что лица, имевшие противопоказания к выбранным профессиям, составляли среди будущих текстильщиц 28%, среди автостроителей 12% [6, 7].

В 2000 г. по унифицированной программе исследования практически теми же врачами-специалистами проведено углубленное медицинское обследование учащихся московского ПУ мехового профиля и ПУ, готовящего машинистов тяжелой строительной техники (всего 277 человек). Следует отметить, что в конце 1990-х годов по сравнению с началом 1990-х годов заболеваемость юношей-учащихся ПУ увеличилась на 10%, а девушек — на 70% и составляла 3450—3750%о. Среди учащихся существенно возросла распространенность хронических болезней органов пищеварения, дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, психиче-

1ена и санитария 2/2009

ских расстройств, заболеваний кожи и подкожной клетчатки. Установили, что в училище мехового профиля, где основные профессии связаны с воздействием на организм химических веществ и органической пыли, аллергические заболевания встречаются чаще, чем у школьников (246,8 против 140%<>; р < 0,05). У 29,2% учащихся этого же училища при проведении пробы Тиффно выявили признаки бронхообструкции.

С 2001 по 2004 г. одновременно со школьниками-старшеклассниками по единой унифицированной программе динамически наблюдали 279 учащихся двух ПУ с 1-го до окончания Ш-го курса. В 1-м ПУ профессиональную подготовку получали будущие автомеханики (юноши) и операторы ЭВМ и бухгалтеры (юноши и девушки), а во 2-м — будущие работницы швейных производств (девушки) и также операторы ЭВМ и бухгалтеры (юноши и девушки). Распределение на группы здоровья учащихся ПУ соответствует распределению школьников: к I группе здоровья относятся 2,9% учащихся, к II - 38,3%, к III - 58,8%.

Сравнительный анализ популяционных данных о заболеваемости подростков-школьников и учащихся московских ПУ свидетельствует, что показатели заболеваемости последних не ниже показателей их сверстников-школьников, а по отдельным профессиям — выше. В динамике обучения в ПУ распространенность функциональных отклонений среди учащихся возрастает с 2444,4 до 2725%о, а хронических заболеваний несколько снижается с 1211,5 до 1066,7%о. Однако уменьшение частоты хронических заболеваний происходит в связи с тем, что наиболее больные учащиеся, не справляясь с учебной нагрузкой, бросают профессиональное обучение. Особенно неблагоприятное состояние здоровья выявили у девушек-швейниц и операторов ЭВМ: частота встречаемости хронических заболеваний в женской группе учащихся достигала 1250-1300%о.

В результате наблюдения за динамикой состояния здоровья учащихся ПУ выявили, что из-за ухудшения состояния здоровья и в связи с рядом социальных факторов бросают обучение, преимущественно на I—II курсах, около 20—30% учащихся. Интенсивный учебный процесс и весьма распространенное совмещение учебы и работы на II-III курсах приводят к ухудшению здоровья учащихся, особенно уже имевших патологию и принятых в училища без медицинского профотбора.

Установили определенные особенности в структуре заболеваемости учащихся, обусловленные производственными условиями: у девушек-швей-ниц достоверно чаще диагностируются миозит мышц спины и радикулит. В группах операторов ЭВМ и бухгалтеров, в течение 8—10 ч ежедневно работающих на компьютерах, возрастает распространенность расстройств зрения и нервно-психической сферы, у девушек — еще и нарушений менструального цикла.

При индивидуальном анализе динамики состояния здоровья учащихся ПУ установили, что в группах операторов ЭВМ обучается наибольшее число лиц, имеющих медицинские противопоказания к

выбранной специальности (15%). В целом, неблагоприятное течение хронических заболеваний, уже имевшихся до поступления в ПУ, отметили у юношей в 43,75% случаев, у девушек в 47,4%; почти в половине случаев диагностировали стабилизацию процессов. Благоприятного течения хронических заболеваний не выявили.

Таким образом, массовые профилактические осмотры школьников и учащихся ПУ свидетельствуют о необходимости проведения ВПК подростков как на этапе выбора профессии, т. е. в период обучения в школе, так и на этапе получения профессионального образования, чтобы учащиеся и студенты могли получать специализацию, соответствующую состоянию здоровья, и трудоустраиваться с учетом рекомендаций врача.

С 60-х годов XX века до 2000 г. регулярно в помощь врачу, проводящему МПО и ВПК, в НИИ Ги-ОЗДиП разрабатывались перечни медицинских противопоказаний (к обучению в вузах, техникумах, ПУ и к работе) [6]. К сожалению, разработанные в институте в конце 1990-х — начале 2001 г. новые перечни медицинских противопоказаний для лиц, поступающих в вузы, в учреждения среднего и начального профессионального образования, не были введены в действие приказом Минздрава РФ.

В помощь врачам, работающим с подростками, в институте разработаны, утверждены и направлены в регионы пособие для врачей "Врачебно-про-фессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации детей" и "Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков" [1, 3].

Заключение

В настоящее время в связи с сохраняющимися негативными тенденциями в состоянии здоровья школьников и учащихся ПУ возрастает актуальность проведения МПО и ВПК, а также профессионального отбора по медицинским показаниям при приеме абитуриентов в учреждения профессионального образования. Для осуществления этой работы необходимо введение в действие регламентирующих документов (перечни медицинских противопоказаний), что в свою очередь требует внесения Государственной Думой в статью 5 Федерального закона "Об образовании" дополнения следующего содержания: "Перечни медицинских противопоказаний, ограничивающие права граждан на профессиональное образование в связи с выраженными нарушениями здоровья, определяются и вводятся в действие совместными Приказами Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки Российской Федерации и пересматриваются не реже одного раза в 10 лет".

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. — М., 2004.

2. Величковский Б. Т. // Вестн. РАМН. - 2004. - № 3. -С. 3-7.

3. Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации: Пособие для врачей. — М, 2001.

4. Измеров Н. Ф. // Медицина труда и пром. экол. — 2005. - № 11. - С. 3-9.

5. Левин В. М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. — 2-е изд. — Л.; 1977.

6. Перечень противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (Сборники 1—9). — 1988.

7. Рапопорт И. К. Теоретические и методические основы медицинской профессиональной ориентации подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2000.

8. Сухарева Л. М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К., Шу-бочкина Е. И. // Гиг. и сан. -2000. - № 1. - С.48-52.

Поступил! 13.10.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 614.3:655.3-053.2

Л. М. Текшева', А. Я. Дадонова2, Е. В. Элькснина3

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

'Зад. отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 916-12-85), 'ст. н. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.х.н., (т. 916-12-85), 'и. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 916-12-85)

В статье приведены результаты исследований взаимосвязи шрифтового и художественного оформления современных изданий для детей и подростков и их удобочитаемости. На основании полученных данных была расширена номенклатура основных гигиенически значимых параметров и приемов шрифтового оформления текстов в изданиях. Разработаны критерии гигиенической классификации книжных, журнальных и учебных изданий. Обоснован количественный показатель — коэффициент потенциальной опасности конкретного учебного издания для зрительной системы учащихся.

Ключевые слова: гигиеническая оценка, издательская продукция, критерии гигиенической классификации печатных изданий

Teksheva L. М., Dadonova A. Ya., Elksnina Ye. V.

THE SPECIFIC FEATURES OF HYGIENIC ASSESSMENT OF PRINTING PRODUCTS

The paper presents the results of studying a lettering-art work relationship in the present-day publications for children and adolescents, as well as their readability. The range of major hygienically significant parameters and techniques of text lettering in the publications has been extended on the basis of the findings. Hygienic classification criteria have been developed for books, journals, magazines, and text-books. The quantitative indicator - the potential risk factor of a specific text-book for the visual system of pupils - has been substantiated.

Key words: hygienic assessment, publishing products, hygienic classification criteria

Весь спектр товаров детского ассортимента как предметная среда обитания детей и подростков подлежит обязательной санитарно-эпидемиологической оценке на соответствие требованиям безопасности. При этом каждый вид продукции исследуется по санитарно-химическим (в зависимости от состава материалов), физико-гигиеническим (воздухопроницаемость, гигроскопичность), физическим (шум, вибрация), токсикологическим показателям. Особенностью влияния издательской продукции на организм ребенка является, в основном, зрительная нагрузка, а для учебной литературы — вес издания.

В школьном возрасте процесс чтения становится основным видом учебной деятельности в школе и дома, это работа с учебной, художественной и популярной литературой.

В процессе обучения в общеобразовательной школе учащиеся должны прочитать и освоить большой объем учебного материала, изложенный в различных видах книжных учебных изданий (учебники, практикумы, хрестоматии, атласы и др.) по гуманитарным, естественным и математическим дисциплинам.

Физиологически процесс чтения является по своей природе астенопическим, т. е. приводящим

к развитию зрительного и общего напряжения организма. Чтение, особенно на начальном этапе зрительного восприятия, требует напряжения всех функций зрения и участия таких психических функций, как быстрота различения, зрительное внимание, зрительная память.

Известно, что напряжение зрительного анализатора приводит к развитию патологии глаз, появлению головных болей, увеличивает частоту и продолжительность заболеваний вегетососудистого характера. Среди патологии глаз, встречающейся у школьников, 95% приходится на миопию, которую называют школьной болезнью.

Заболевание миопией занимает 3—4-е место среди школьной патологии после заболеваний опорно-двигательного аппарата [1]. Четко прослеживается увеличение числа близоруких школьников от начала обучения к выпускному классу в школах с профильным обучением, в экологически неблагоприятных районах.

Близорукость, сформированная в раннем детстве, приводит к ограничению двигательной активности и вырабатывает стереотип гипокинетического поведения, что в свою очередь значимо отражается на здоровье ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.