Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
адаптация / учащиеся профессиональных колледжей / учебная нагрузка / факторы риска / adaptation / vocational college students / wducational load / risk factors

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, Е.М. Ибрагимова, А.В. Куликова

Изучены особенности адаптации неоднородного контингента учащихся (выпускники обычных классов и классов компенсирующего обучения, выпускники вспомогательных школ) к условиям профессионального обучения разного уровня подготовки при освоении строительных профессий. Показана высокая физиологическая стоимость процесса обучения, связанная с объемом и характером учебно-производственной нагрузки. Дана сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единого интегрального показателя умственной работоспособности, что создает более объективную возможность для гигиенического обоснования объема учебной нагрузки. Доказана необходимость коррекции суммарной учебной нагрузки при всех формах подготовки с учетом 5-дневной учебной недели, возраста обучающихся и их возможностей. Установлена необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом существенных различий в уровне здоровья выпускников разных видов образовательных учреждений, наличия противопоказаний к освоению профессии, высокой распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебных и производственных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, Е.М. Ибрагимова, А.В. Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC AND MEDICOSOCIAL PROBLEMS IN THE TRAINING OF PUPILS AT VOCATIONAL COLLEGES

The authors studied the specific features of adaptation in a heterogeneous cohort of pupils (final-year pupils of common, compensating education classes and those of auxiliary schools) to the conditions of varying-level vocational training in building professions. The physiological cost of a learning process, which was associated with the volume and nature of a training load, was shown to be high. The functional capacities of different cohorts of pupils were comparatively assessed on the basis of the common integral index of mental performance, which offered more objective possibilities of hygienically substantiating the volume of an educational load. There was evidence that it was necessary to correct the total educational load in all forms of training, by taking into account a 5-day schooling week, the age of pupils and their capabilities. It was established that there was a need for improving work on pupils’ health care, having regard to great differences available in the health status of final-year pupils from different types of educational establishments, contraindications to profession familiarization, the high spread of social and behavioral risk factors, and the influence of schooling and training factors.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ»

[ена и санитария 2/2009

ния (болезни верхних дыхательных путей, бронхов и легких), а также синдромально очерченные нервно-психические расстройства. Возрастает распространенность и удельный вес эндокринно-обмен-ных нарушений, особенно ожирения у мальчиков, а также частота встречаемости гинекологической патологии у девушек-старшеклассниц.

6. 50-летняя динамическая оценка уровней и структуры заболеваемости учащихся позволила выявить как изменчивость естественных медико-биоло-гических процессов, отразившихся на структуре заболеваемости, так и негативное влияние на здоровье школьников социальных факторов, особенно отчетливо наблюдавшееся в 90-х годах прошлого столетия.

Литература

1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2007.

2. Бережков Л. Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Научные основы профилактики: Речь, произнесенная на Актовом дне института 15 мая 2001 г. - М., 2001.

3. Звездина И. В. // Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова и др. - М., 2006. - С. 213-244.

4. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904—1959—2004) / Под ред. А. А. Баранова и др. — М., 2006. — С. 303—308.

5. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицин-

ского обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.

- М., 2005.

6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006 г.

- М., 2006. - С. 319-320.

7. Кучма В. Р., Ямпольская Ю. А. // Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / Под ред.

A. А. Баранова и др. — М., 2006. - С. 93—114.

8. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. - С. 94-95.

9. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / Под ред.

B. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. - М., 2004.

10. Рапопорт И. К. // Гиг. и сан. - 2005. - № 6. -

C. 48-50.

11. Рапопорт И. К. // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 8 (161). - С. 7-11.

12. Рапопорт И. К, Бирюкова Е. Г. // Гиг. и сан. — 2007.

- № 1. - С. 67-70.

13. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006. - М., 2006. - С. 783-784.

14. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов XI конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2007.

- С. 648-649.

15. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов XII конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2008. — С. 324.

Поступила 02.10.08

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 УДК 613.955-057.876]:377

Е. И. Шубочкина', С. С. Молчанова2, Е. М. Ибрагимова3, А. В. Куликова4

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

'Зав. лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростхов ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-46-39), e-mail: adlabhyg@yandex.ru), 'ведуш. и. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 917-46-39), 1н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 917-46-39, e-mail: gencvranOgmail.com), 'ст. н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-46-39, e-mail: svetan6Cyandex.ru)

Изучены особенности адаптации неоднородного контингента учащихся (выпускники обычных классов и классов компенсирующего обучения, выпускники вспомогательных школ) к условиям профессионалыюго обучения разного уровня подготовки при освоении строительных профессий. Показана высокая физиологическая стоимость процесса обучения, связанная с объемом и характером учебно-производственной нагрузки. Дана сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единого интегралыюго показателя умственной работоспособности, что создает более объективную возможность для гигиенического обоснования объема учебной нагрузки. Доказана необходимость коррекции суммарной учебной нагрузки при всех формах подготовки с учетом 5-дневной учебной недели, возраста обучающихся и их возможностей. Установлена необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом существенных различий в уровне здоровья выпускников разных видов образовательных учреждений, наличия противопоказаний к освоению профессии, высокой распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебных и производственных факторов. Ключевые слова: адаптация, учащиеся профессиональных колледжей, учебная нагрузка, факторы риска

Shubochkina Ye. I., Molchanova S. S., Ibragimova Ye. M., Kulikova A. V.

HYGIENIC AND MEDICOSOCIAL PROBLEMS IN THE TRAINING OF PUPILS AT VOCATIONAL COLLEGES

The authors studied the specific features of adaptation in a heterogeneous cohort ofpupils (final-year pupils of common, compensating education classes and those of auxiliary schools) to the conditions of varying-level vocational training in building professions. The physiological cost of a learning process, which was associated with the volume and nature

of a training load, was shown to be high. The functional capacities of different cohorts of pupils were comparatively assessed on the basis of the common integral index of mental performance, which offered more objective possibilities of hygienically substantiating the volume of an educational load. There was evidence that it was necessary to correct the total educational load in all forms of training, by taking into account a 5-day schooling week, the age of pupils and their capabilities. It was established that there was a need for improving work on pupils' health care, having regard to great differences available in the health status of final-year pupils from different types of educational establishments, contraindications to profession familiarization, the high spread of social and behavioral risk factors, and the influence of schooling and training factors.

Key words: adaptation, vocational college students, wducational load, risk factors

Модернизация системы начального профессионального образования (НПО) направлена на обеспечение подготовки кадров более высокой квалификации, что требует интенсификации процесса обучения. Вместе с тем здоровье подростков, поступающих в профессиональные училища, существенно ухудшилось по сравнению с 1980— 1990-ми годами. За время профессиональной подготовки происходит дальнейший рост функциональных отклонений и хронической патологии, снижение адаптивных возможностей учащихся [5, 8, 10, 12]. В немногочисленных работах, посвященных гигиеническим аспектам реформирования системы подготовки рабочих кадров, отмечается, что процесс модернизации сопровождается увеличением учебной нагрузки и нерациональной организацией учебно-производственного процесса, что способствует ухудшению здоровья учащихся [2, 3, 14, 15]. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает реструктуризацию учреждений НПО и создание многоуровневых и многопрофильных интегрированных учреждений с различными сроками обучения и уровнями подготовки, социальную поддержку обучающихся, увеличение профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями [4, 11]. К новым видам учебных заведений относятся профессиональные колледжи, где осуществляется разноуровневая подготовка учащихся и обучаются выпускники обычных 9-х классов общеобразовательных школ, классов компенсирующего обучения (КО) и выпускники вспомогательных школ. Организация и объемы нагрузки для учащихся с ограниченными возможностями при профессиональном обучении определяются учебными планами без достаточного физиолого-гигиенического обоснования, в действующих санитарных правилах нормативные требования к нагрузке учащихся с разными возможностями не отражены.

Цель работы — гигиеническая оценка существующих форм профессиональной подготовки подростков по рабочим профессиям для определения соответствия функциональным возможностям разных контингентов учащихся.

Задачи исследования: 1) изучить существующие варианты подготовки специалистов разного уровня квалификации в профессиональных колледжах, нагрузку и режимы обучения, используемые при разных формах подготовки;

2) дать медико-социальную характеристику контингента обучающихся (по данным анкетного опроса);

3) оценить влияние суммарной учебно-производственной нагрузки на показатели функциональ-

ного состояния учащихся с разными возможностями в динамике обучения;

4) разработать рекомендации по оптимизации организации профессионального обучения подростков с учетом их возможностей.

Материалы и методы

Исследования проводили в профессиональном колледже нового вида, созданном на базе 5 профессиональных училищ. Обследовали подростков 14—19 лет, осваивающих строительные профессии отделочного цикла. Оценивали медико-социальные особенности контингента (457 анкет), функциональное состояние организма (ФСО) в процессе обучения по данным корректурных таблиц Анфимова в модификации С. М. Громбаха [13], тесту САН ("Самочувствие, активность, настроение") [13], тесту Спилбергера—Ханина [1], результатам измерения артериального давления и пульса (419 человек) в динамике дня, недели и года; организацию и режимы обучения при разных уровнях и сроках профессиональной подготовки (3-летнее обучение квалифицированных рабочих с получением аттестата зрелости и 2-летняя профессиональная подготовка без получения квалификации) неоднородного контингента учащихся (выпускники 9-х классов и классов КО общеобразовательных школ, выпускники вспомогательных школ VIII вида) и условий обучения. Данные статистически обрабатывали с использованием пакета стандартных статистических программ, определяли достоверность различий с использованием критерия / Стьюдента и критерия

Результаты и обсуждение

Обучение организовано по 5-дневной учебной неделе, наполняемость групп для выпускников вспомогательных школ и классов КО обычных школ была сниженной и составляла не более 15 человек. Отмечали недостатки в организации процесса обучения (преобладание устной подачи материала, недостаточное использование наглядных пособий и технических средств обучения — ТСО, сокращение регламентированного времени на отдых, распределение учебной нагрузки без учета трудности предметов). При подготовке квалифицированных рабочих на базе среднего образования учащиеся осваивали профессии широкого профиля (мастер отделочных работ, мастер столярно-плотнич-ных и паркетных работ), учащиеся из классов КО и выпускники вспомогательных школ осваивали профессии узкой специализации (штукатур, маляр, столяр).

Оценка режимов обучения показала, что при 3-летней подготовке квалифицированных рабочих (НПО) суммарная учебная нагрузка составляла 34—38 ч в неделю с последовательным увеличением дней производственного обучения. При 5-днев-ной неделе продолжительность дня теоретического

ена и санитария 2/2009

Исходные показатели

60-| 50-40-30-20-10-0 -10--20--30--40 -50 Н -60

курс

Показатели в конце дня

Изменение числа учащихся с высоким уровнем работоспособности в динамике обучения.

обучения достигает 8 ч, практического — 6 ч на I курсе и 7 ч на выпускном курсе. ФСО учащихся групп НПО характеризовалось ухудшением показателей умственной работоспособности в дневной, недельной и годичной динамике на всех этапах обучения. Число учащихся с выраженным утомлением составляло от 37 до 50% на разных этапах подготовки. В 3-летней динамике число подростков с высоким уровнем работоспособности, по исходным данным, увеличивалось от начала к концу обучения, что можно связать с продолжающимся возрастным развитием ЦНС. Характер ответных реакций на нагрузку к концу дня указывает на накопление утомления под влиянием суммарной учебно-производственной нагрузки; наиболее выраженное снижение числа учащихся с высоким уровнем работоспособности отмечается на III курсе, где превалирует производственное обучение (см. рисунок).

Результаты оценки психоэмоционального состояния учащихся, по данным теста САН, указывали на сниженный психоэмоциональный статус учащихся. Расхождения между уровнем самочувствия и активностью (показатель дивергенции) на протяжении периода обучения превышали 0,6 балла, что указывало на неоптимальное состояние учащихся и утомительность обучения. Показатели реактивной тревожности характеризовались преобладанием среди учащихся низкого уровня тревожности, что связывается с недостаточной мотивацией к обучению. Показатели личностной тревожности указывали на преобладание среднего уровня тревожности среди учащихся. В динамике обучения достоверно снижались средние величины реактивной и личностной тревожности, что соответствует возрастным тенденциям.

На высокую цену процесса адаптации к суммарной учебно-производственной нагрузке указывал рост негативных реакций артериального давления, число которых последовательно увеличивалось от I к III курсу с 29,6 до 50,6% (р < 0,05).

Выпускники вспомогательных школ из групп коррекционно-развивающего обучения (КРО) обучались по двум подпрограммам с недельной нагрузкой 32—33 и 26—29 ч. Результаты показали, что

1-й вариант учебной нагрузки вызывал выраженное утомление в 50—60% случаев на 1-м и 2-м году обучения. Более утомительной для этой группы учащихся была теоретическая подготовка, особенно когда она проходила после дней практического обучения. В наибольшей степени соответствовала возможностям учащихся из групп КРО сниженная учебная нагрузка. Выявили тесную и достоверную связь между величиной суммарной учебно-производственной нагрузки и формированием утомления у учащихся групп КРО (коэффициент связи достигал 0,51; 0,74). При повышенной нагрузке имело место достоверное увеличение числа учащихся с высоким уровнем личностной тревожности в динамике двух лет обучения и противоположная тенденция в группе с меньшей суммарной учебной нагрузкой (см. таблицу).

Выпускники классов КО обычных школ, обучавшиеся по 2-летней программе профессиональной подготовки, также имели нагрузку 32 ч, как и в группах КРО. Такая учебная нагрузка сопровождалась выраженным утомлением у каждого четвертого подростка. На II курсе на фоне снижения нагрузки до 28—29 ч показатели ФСО ухудшались. У половины подростков отмечали явные проявления утомления (по данным корректурных проб), что можно связать с увеличением доли производственного обучения и подготовкой к сдаче экзаменов за 9-й класс средней школы. В этой группе показатели личностной тревожности имели тенденцию к повышению. По тесту САН, выявили достоверное ухудшение настроения к концу 2-го года обучения и высокий уровень утомления. Все это не позволяет оценить учебную нагрузку и организацию обучения как полностью соответствующие возможностям этой группы учащихся.

Провели сравнительную оценку работоспособности учащихся, обучающихся по разным программам. В качестве единого показателя для всех групп учащихся выбрали результаты выполнения корректурных тестов, в том числе показатель продуктивности корректурной работы [7]. Показатели работоспособности имели существенные различия. Самые высокие показатели, совпадающие с результатами, полученными у старшеклассников общеобразовательных школ [9], имели подростки, обучающиеся в группах НПО. Учащиеся из классов КО отличались от групп НПО более высоким объемом просмотренных знаков при повышенном числе ошибочных реакций, что говорит о повышенной

Динамика случаев разных уровней (в %) личностной тревожности у учащихся КРО в процессе обучения

Нагрузка, курс

Показатель 26 ч 32 ч

1 11 I 11

1 2 3 4

Низкая тревожность 3,6 11,1 8,0 10,7

Умеренная тревожность 62,5 77,8 65,0 46,4

Высокая тревожность 33,9 11,1*<|_2) 27,0 42,9**0-"

Примечание. Достоверность различий: * — р < 0,05, •* -р< 0,01.

возбудимости этой группы, неустойчивом диффе-ренцировочном торможении, низком внимании. Группы КРО, как и ожидалось, имели более низкие показатели умственной работоспособности по сравнению с двумя вышеприведенными группами, причем наименьшее значение продуктивности выявили у группы КРО с большей нагрузкой.

Оценка медико-социального статуса на основе анкетного опроса показала, что на 1-м году обучения более половины подростков, обучающихся по программе НПО, имели жалобы повторяющегося характера, каждый третий указал на хроническое заболевание. К концу III курса отмечали положительную динамику состояния здоровья: снижалось число учащихся, имеющих жалобы (р < 0,01), часто болеющих (р < 0,05). Однако выявили и негативные изменения: увеличение числа подростков с плохой физической формой и плохим настроением, а также желающих получить консультацию психолога или врача. При снижении общего числа учащихся, имеющих жалобы, достоверно увеличилось количество жалоб на боли в сердце (с 5,5 до 15,1%; р < 0,05), наблюдалась тенденция к росту жалоб на головные боли и аллергические проявления. В структуре аллергических проявлений уменьшились аллергические реакции на растения и продукты питания и увеличились на лекарства и строительные материалы. Такую динамику можно связать с увеличением доли производственного обучения и контактом с разнообразными строительными материалами (лаки, краски, сухие строительные смеси), что характерно для строительных профессий отделочного цикла. Состояние здоровья рабочих строительных профессий характеризуется высоким числом профессиональных заболеваний аллергического характера — аллергодерматозов. Основными органами-мишенями являются кожа и верхние дыхательные пути [6].

У учащихся, обучающихся 2 года, отмечали такие же положительные тенденции в динамике состояния здоровья, но они были недостоверными, незначительно увеличивались жалобы на состояние желудочно-кишечного тракта, опорно-двига-тельного аппарата, слабость.

Результаты анкетирования свидетельствуют о высокой актуальности профилактической работы по формированию здорового образа жизни и необходимости социально-психологической поддержки учащихся. Для всех групп учащихся была характерна высокая распространенность социальных и поведенческих факторов риска: проживание в неполных семьях (до 50%), в семьях с неблагоприятным психологическим микроклиматом, вредные привычки, подработка, нарушение режима питания, низкая двигательная активность. К концу обучения распространенность факторов риска увеличивалась, одновременно росло число учащихся, которые хотели бы бросить курить.

Заключение

Показана высокая физиологическая стоимость процесса обучения, связанная с нерациональной организацией режима обучения, объемом и харак-

тером учебно-производственной нагрузки. Доказана необходимость коррекции учебной нагрузки при всех формах подготовки с учетом 5-дневной учебной недели, возраста обучающихся и их возможностей. Сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единого интегрального показателя умственной работоспособности создает возможность для физиологического обоснования объема допустимой учебной нагрузки. Показана необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом высокой распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебных и производственных факторов.

Литература

1. Ахметжанов Э. Р. Психологические тесты. — М., 1995.

2. Бирюкова Е. Г. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием "Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков". — М., 2007. — С. 49— 50.

3. Давыдок А. М., Крюкова А. А., Гаращеня Н. И. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М„ 2004. - Ч. 1. - С. 311-312.

4. Днепров Э. Д. // Вопр. сов. педиат. — 2006. — Т. 5, № 5. - Прил. 1. - С. 5-13.

5. Дьякович М. П., Гуськова Т. М. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. - С. 29-30.

6. Измерова Н. И., Чикин В. В., Моргунов В. Н. и др. // Материалы IV Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2005. — С. 228—229.

7. Куинджи Н. Н. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 86—87.

8. Кучма В. Р. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. — С. 43-44.

9. Нормативы физического развития, показатели психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 17—18 лет: Пособие для врачей. — М., 2005.

10. Рапопорт И. К. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". - М., 2004. - Ч. 3. - С. 44-46.

11. Смирнов И. П. Профессиональное образование. // Столица. - 2007. - № 3. - С. 21-22.

12. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К, Павлович К. Э. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. — С. 95—96.

13. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1987.

14. Харковенко Н. М., Мухин В. В., Шелех Г. П. и др. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием "Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи". — М., 2006. - С. 119-120.

15. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Материалы X Всероссийского съезда гиг. и сан. врачей. - М., 2007. - Кн. 1. - С. 755-758.

Поступил» 13.10.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.