Научная статья на тему 'Актуальные гигиенические проблемы организации учебноbпроизводственного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания'

Актуальные гигиенические проблемы организации учебноbпроизводственного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шубочкина Е. И., Яновская Г. В.

Обеспечение адекватных функциональным возможностям подросткового организма условий обучения предполагает соблюдение ряда положений, главными из которых являются: рациональная с гигиенических позиций организация учебно&производственного процесса, безопасные условия производственного обучения и практики, медицинское обслуживание, в котором учитываются особенности процесса профессиональной подготовки рабочим профессиям, снижение риска ухудшения здоровья учащихся, обусловленного высокой распространенностью стереотипов нездорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е. И., Яновская Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY LEVEL PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND IMPROVEMENT OF EDUCATION SURVEILLANCE

Provision of educational conditions adequate to functional features of adolescent body presumes following certain rules: hygienically rational organization of educational process, safe conditions of industrial training and practice, medical services taking into account peculiarities of professional training process, decreasing the risks of health failures among students, caused by high popularity of unhealthy lifestyle stereotypes.

Текст научной работы на тему «Актуальные гигиенические проблемы организации учебноbпроизводственного процесса в учебных заведениях начального профессионального образования и совершенствование организации надзора за условиями обучения и воспитания»

АВГУСТ №8 (197) ЗНиСО

39

АКТУАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Е.ИШубочкина, Г.В. Яновская

CRUCIAL HYGIENIC PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY LEVEL PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND IMPROVEMENT OF EDUCATION SURVEILLANCE

E.I. Shubochkina, G.V. Yanovskaya

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва

Обеспечение адекватных функциональным возможностям подросткового организма условий обучения предполагает соблюдение ряда положений, главными из которых являются: рациональная с гигиенических позиций организация учебно-производственного процесса, безопасные условия производственного обучения и практики, медицинское обслуживание, в котором учитываются особенности процесса профессиональной подготовки рабочим профессиям, снижение риска ухудшения здоровья учащихся, обусловленного высокой распространенностью стереотипов нездорового образа жизни.

Provision of educational conditions adequate to functional features of adolescent body presumes following certain rules: hygienically rational organization of educational process, safe conditions of industrial training and practice, medical services taking into account peculiarities of professional training process, decreasing the risks of health failures among students, caused by high popularity of unhealthy lifestyle stereotypes.

При сохраняющихся тенденциях ухудшения состояния здоровья детей и подростков проблемы охраны здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования имеют высокую актуальность. Это обусловлено снижением уровня здоровья поступающих по сравнению со своими сверстниками в 90-е гг., социальными особенностями контингента учащихся, характером и условиями обучения [1].

В настоящее время в учебных заведениях начального профессионального образования (НПО) обучается более 1,2 млн чел., две трети из них в возрасте до 18 лет [2]. Подростковый возраст, к которому относится большинство учащихся, является одним из наиболее сенситивных периодов развития, когда на фоне продолжающегося роста и развития организма сохраняется его повышенная чувствительность к воздействию факторов различного характера.

Обеспечение адекватных функциональным возможностям подросткового организма условий обучения предполагает соблюдение ряда положений, главными из которых являются:

рациональная с гигиенических позиций организация учебно-производственного процесса, безопасные условия производственного обучения и практики, медицинское обслуживание, в котором учитываются особенности процесса профессиональной подготовки рабочим профессиям, снижение риска ухудшения здоровья учащихся, обусловленного высокой распространенностью стереотипов нездорового образа жизни [3].

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был проведен анализ материалов по надзору за учебными заведениями начального профессионального образования, представленных управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Основываясь на накопленных научных данных и разработке материалов можно отметить, что ситуация с обеспечением в учебных заведениях НПО условий, отвечающих нормативным требованиям, складывается достаточно сложно.

40

мусту (10/)

2 вариант

1 вариант

т

100

200

Обозначения:

занятия

300

перемены:

400 500

минуты

Рис. 1. Варианты режимов занятий, используемых в профессиональных училищах

Недостаточная материально-техническая база учебных заведений, размещение в приспособленных помещениях, проблемы с оснащенностью современной мебелью и техническими средствами обучения, сниженные параметры освещенности в учебных кабинетах ухудшают условия обучения подростков.

Учебная нагрузка рассматривается как основная социальная нагрузка учащихся, существенно влияющая на функциональное состояние и состояние здоровья. Получены убедительные данные о связи повышенной утомляемости, психоэмоционального напряжения, заболеваемости старшеклассников с объемом учебной нагрузки при обучении в школах инновационного типа, гимназиях, профильных классах по сравнению с обычными школами и классами [4, 5], что позволяет рассматривать интенсивную учебную нагрузку как наиболее неблагоприятный фактор школьной среды [6].

При поступлении в профессиональные училища меняется стереотип жизнедеятельности вчерашних школьников, получение рабочей профессии сочетается с продолжением общего среднего образования, что создает повышенную специфическую суммарную учебно-про-изводственную нагрузку, объем которой, по выборочным данным, составляет от 34 до 40 ч/нед. Следует отметить, что нормируемый объем учебной нагрузки для старшеклассников не должен превышать 33 ч. Результаты исследований показывают, что при увеличении объема учебной нагрузки до 40 ч/нед. ухудшается функциональное состояние учащихся по сравнению с теми, кто осваивал аналогичную профессию и имел нагрузку не выше 36 ч/нед. Это проявляется в росте в 2—3 раза жалоб на раз-

дражительность (с 6,5 до 18,3 %,Р< 0,05), плохое настроение и самочувствие (соответственно с 9,1 до 23,3 % и с 15,9 до 31,7 % при Р < 0,05 для обоих показателей), достоверно снижается число сохраняющих хорошую работоспособность в конце дня (с 38,6 до 25,0 %, Р < 0,05). Углубленное изучение состояния здоровья де-вушек-учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ позволило выявить тесные корреляционные связи между величиной учебной нагрузки и ростом функциональных и хронических нервно-психических расстройств, уровнем тревожности [7].

Интенсификация учебного процесса происходит не только за счет увеличения объема учебной нагрузки, но и вследствие использования нерациональных режимов обучения. Освоение учащимися учебной программы в условиях пятидневной недели при наличии дней производственного обучения приводит к увеличению продолжительности учебного дня до 7—8 учебных часов даже при соблюдении существующих в санитарных правилах нормативов. При повышенных объемах учебной нагрузки число занятий достигает 9—10 учебных часов. Стремление уменьшить длительность учебного дня достигается использованием нерациональных режимов, в которых сокращается число и продолжительность перемен в структуре учебного дня. На рис. 1 представлено два используемых варианта режима дня (по расписанию звонков). В первом варианте между сдвоенными уроками есть регламентированные перерывы, и общая продолжительность времени на отдых составляет не менее 20 % всего учебного дня, что соответствует гигиеническим требованиям. При втором, час-

МУСТУ (147)

41

то используемом на практике варианте, между сдвоенными уроками (продолжительностью 45 или 40 мин) отсутствуют перемены, при этом продолжительность такого занятия составляет 1 ч 20 мин—1 ч 30 мин, общая продолжительность перемен снижается до 10 %.

Такая интенсификация не достигает своей цели, т. к. развитие процесса утомления у большинства учащихся снижает эффективность занятий. Оценка функциональных показателей свидетельствует о том, что уже на 7—8-м уроках психоэмоциональное состояние учащихся ухудшается. В конце учебной недели увеличенная продолжительность учебного дня приводит к достоверному снижению показателя активности, по данным теста САН, и росту тревожности.

Полученные данные свидетельствуют о важности осуществления контроля за объемом учебной нагрузки и режимами обучения. Проведение надзорных мероприятий по контролю за режимом обучения позволило выявить различные по объему нагрузки — от 32 до 40 ч/нед., отмечались нерациональные режимы обучения, в которых также сокращалась продолжительность перемен.

Неотъемлемым и важным по степени возможного влияния на организм подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования, является производственное обучение, занимающее значительный удельный вес в суммарном объеме учебно-про-изводственной нагрузки — от 20—30 % на первом году обучения до 60 % времени на последнем году обучения, на завершающем этапе обучения 2—3 мес. и более продолжается практика на штатных рабочих местах. Практическое освоение большинства рабочих профессий может быть связано с влиянием производственных факторов. Для большинства регионов проблемным вопросом является недостаточная и устаревшая база учебных заведений НПО, в т. ч. для организации профессиональной подготовки, особенно в сельской местности (отсутствие полного набора помещений для организации производственного обучения, устаревшее оборудование мастерских, устаревшая учебная техника), что может негативно отразиться на условиях производственного обучения подростков. Результаты лабораторно-производствен-ного контроля в мастерских указывают на неудовлетворительные пробы на содержание паров и газов, пыль и аэрозоли, включая вещества 1 и 2 класса опасности, повышенные уровни шума, ЭМГ-полей. Все это указывает на ак-

туальность организации этого направления надзора.

Производственное обучение и практика на рабочих местах предприятий является сложным направлением для организации контроля за безопасностью условий прохождения обучающихся. Как правило, она организуется на штатных рабочих местах для учащихся 2 и 3 курсов. Вместе с тем, при отсутствии необходимой базы в учебных заведениях, как показывают данные, производственное обучение учащихся 1 курса может проходить непосредственно на предприятиях, в т. ч. на предприятиях общественного питания и пищевой промышленности, торговли, строительных организациях, сельхозпредприятиях. При заключении учебными заведениями договоров с предприятиями об организации производственной практики обучающихся в них в обязательном порядке должно предусматриваться обеспечение безопасных условий для учащихся, выделение мест, отвечающих нормативным требованиям, ограничение продолжительности рабочего дня в соответствии с возрастом учащихся, рассматриваться обязанности сторон для выполнения указанных требований. Выбор рабочих мест для учащихся только в отдельных регионах осуществляется при согласовании с органами Роспотребнадзора, что предусмотрено действующими нормативными документами. При этом организуется и инструментальный контроль за условиями обучения в цехах базовых предприятий и, как показала практика, есть необходимость принятия соответствующих мер по улучшению условий производственной практики, в частности в связи с повышенными уровнями шума на рабочих местах подростков. Необходимость усиления этого направления санитарного надзора для обеспечения безопасных условий производственного обучения подростков в соответствии с требованиями санитарного законодательства очевидна. В большинстве регионов в настоящее время непосредственный контроль осуществляется мастерами производственного обучения УНПО, инженерами по технике безопасности, мастерами-наставниками.

Результаты научных исследований показывают, что неудовлетворительные условия производственного обучения сопровождаются более выраженными проявлениями утомления учащихся, снижением работоспособности, срывом дифференцировочных зрительно-моторных реакций, что создает предпосылки для производственного травматизма учащихся [8]. Влияние выраженного комплекса производственных факторов способствует повышенной заболева-

42

МУСТУ (147)

емости ОРЗ, раннему ухудшению здоровья учащихся, носящему нередко профессионально-связанный характер — нарушения менструальной функции и рост ожирения у девушек, осваивающих профессии общественного питания, явления бронхообструкции по пробе Тиффно у девушек, осваивающих профессии меховщиц, ранние проявления пояснично-крестцового радикулита и миозита мышц шеи у швейниц, рост нарушений опорно-двигательного аппарата у подростков, осваивающих профессии автослесаря и машиниста строительной техники [1,9].

Качественное медицинское обеспечение учащихся, в котором учитываются особенности профессиональной подготовки обучающихся, своевременно выявляются отклонения в состоянии здоровья, препятствующие обучению выбранной профессии и дальнейшему трудоустройству, осуществляется оздоровление учащихся, необходимо рассматривать как одно из условий санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в системе НПО.

Результаты разработки материалов, представленных регионами, показывают, что имеются определенные сложности обеспечения качественных осмотров учащихся, связанные с недостаточной подготовкой педиатров для оценки состояния здоровья учащихся в связи с конкретной профессией, медицинская документация при поступлении (форма 0-86у) не всегда имеет заключение о пригодности подростка к выбранной профессии. При высоком охвате учащихся профилактическими осмотрами (80—100 %) имеются сложности с привлечением узких специалистов (эндокринологов, андрологов) к проведению осмотров. Особенно ограничена возможность привлечения всех узких специалистов в сельской местности. Только в отдельных регионах реализуется производственный принцип проведения осмотров по месту учебы, когда поликлиники, закрепленные за училищами, организуют осмотры всех поступивших на 1 курс обучения и проводят последующие ежегодные обследования. Такая форма организации осмотров является наиболее эффективной, она позволяет в большей степени врачам знать и учитывать специфику профессиональной подготовки в конкретном учебном заведении, оценивать динамику здоровья обучающихся и выделять группы повышенного риска для соответствующего наблюдения и оздоровления. Выборочные исследования, выполненные в московских училищах, показывают, что сведения о результатах периодических осмотров, которые проводятся

по месту жительства, в медицинской документации учебного заведения отсутствуют. Врач территориальной поликлиники, обслуживающей учебное заведение, организует осмотры и осуществляет динамическое наблюдение лишь за ограниченной частью контингента учащихся, проживающих в районе обслуживания данного ЛПУ. Это снижает возможности осуществления оздоровительной и профилактической работы с учащимися. Результаты углубленных осмотров убедительно свидетельствуют о важности динамических наблюдений, при которых прослеживается ухудшение за время обучения здоровья учащихся, имеющих функциональные нарушения и хроническую патологию и отсев учащихся со сниженными показателями состояния здоровья [9]. Для повышения качества и эффективности медицинского обслуживания учащихся целесообразно предоставлять санитарные характеристики профессий по профилю подготовки НПО для врачей территориальных ЛПУ, закрепленных за учебными заведениями. Проблемы с организацией оздоровления учащихся отмечаются в большинстве регионов. Ограниченные ресурсы позволяют оз-доравливать лишь отдельные группы учащихся (детей диспансерной группы, в основном сирот). На трудности организации оздоровления учащихся с хронической патологией в санаториях указали большинство специалистов. Недостаточный уровень медицинского обеспечения учащихся, особенно в сельской местности, также связан с отсутствием оборудованных медицинских кабинетов, недостаточной оснащенностью оборудованием и медикаментами, недостаточной укомплектованностью кадрами средних медицинских работников. Проблеме организации качественного медицинского обеспечения учащихся НПО должно уделяться постоянное внимание при проведении кон-трольно-надзорных мероприятий.

Для современных подростков, и особенно учащихся учебных заведений НПО, характерна высокая распространенность форм поведения, сопряженных с риском ухудшения здоровья (табакокурение, частое употребление алкогольных напитков, знакомство с наркотическими веществами). В настоящее время получены убедительные данные об ухудшении показателей функционального состояния и здоровья у учащихся, имеющих вредные привычки. Показан достоверный вклад курения в увеличение группы часто болеющих, рост нарушений менструальной функции у девушек, прослежена корреляционная зависимость между

МУСТУ (1Q7)

43

распространенностью основных функциональных нарушений и хронической патологии с наличием у подростков вредных привычек [3, 10]. Отсутствие сформированных потребностей в здоровом образе жизни на этапе подросткового возраста способствует сохранению и закреплению негативных стереотипов поведения, создает основу для формирования зависимостей от психоактивных веществ, ухудшает адаптивные возможности и состояние здоровья учащейся и работающей молодежи. Задачи гигиенического обучения и воспитания являются межведомственными, они требуют совместных усилий специалистов-врачей разного профиля, педагогов, психологов, социальных работников. Контроль за организацией этой работы в учебных заведениях НПО, методическая помощь в разработке программ, гигиеническое обучение совместно с центрами профилактики и врачами ЛПУ педагогического персонала должны быть одним из направлений работы специалистов по гигиене детей и подростков, как это и определяется соответствующими документами и приказами.

Таким образом, результаты научных исследований и анализ материалов, представленных регионами, говорят об актуальности совершенствования организации мониторинга за условиями обучения и воспитания обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования. В целях повышения уровня санэпидблагополучия обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования и охраны их здоровья при проведении контрольно-надзорных мероприятий необходимо обращать особое внимание на организацию режимов обучения и объем учебно-производственной нагрузки, условия производственного обучения в учебных мастерских, организацию и выбор рабочих мест для прохождения практики на рабочих местах предприятий и учреждений, качество медицинского обеспечения и организацию оздоровительных мероприятий, организацию гигиенического обучения и воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К, Шубочкина Е.И., ЗвездинаИ.В. Качество медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ: проблемы, пути решения //Ж. Бюллетень Научного Совета Медико-экологические проблемы работающих. № 3. С. 32—36.

2. Яновская Г.В., Кузнецова Т.В., Шубочкина Е.И. Организация надзора за условиями

обучения в учебных заведениях начального профессионального образования РФ //Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, 21—22 февраля 2008 г. М., 2008. С. 201.

3. Шубочкина Е.И. Социальные факторы риска ухудшения здоровья подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования //Здоровье населения и среда обитания. 2007. № 12. С. 32-35.

4. Седова A.C. Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2006.

5. Лавриненко Г.В., БолдинаН.А., Лабода-еваЖ.П., Мельникова Е.И., Борисова Т.С. Умственная работоспособность, психоэмоциональное состояние и адаптационные возможности современных школьников //Материалы Всероссийской научно-прак-тической конференции с международным участием «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков», 24—25 октября 2007 г. М., 2007. С. 138-139.

6. Кучма В.Р., Степанова М.И. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты //Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5. Приложение 1. Школа и здоровье. С. 21—25.

7. Бирюкова Е.Г. Психологические особенности девушек-учащихся школ и профессиональных училищ в динамике обучения //Материалы Всесоюзной научно-практи-ческой конференции с международным участием «Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков», 24—25 октября 2007 г. М., 2007. С. 49-50.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М, Шубочкина Е.И. Актуальные проблемы оптимизации условий обучения подростков в учреждениях начального профессионального образования //Материалы 5 Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М., 2006. С. 575-577.

9. Рапопорт И.К. Медико-социальные проблемы охраны здоровья учащихся профессиональных училищ //Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904—1959—2004) (Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М.). С. 166—173.

10. ЗвездинаИ.В., Рапопорт И.К, Ямпольс-кая Ю.А. //Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904— 1959—2004) (Баранов A.A., Кучма В.Р, Сухарева Л.М.). С. 110-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.