Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ'

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.К. Рапопорт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ»

5. Становление различного рода регистров (например, состояния атмосферного воздуха, канцер-регистров, пенсионных и пр.) дает возможность их использования в системе СГМ для более оперативного и эффективного управления качеством ОС и более точных прогнозов.

6. Внедрение ГИС позволяет анализировать пространственное распределение показателей здоровья населения и состояния ОС и целенаправленно определять стратегию санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Литература

1. Информационное письмо с кратким обзором эпидемиологических исследований по изучению влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, выполненных в России в 1985—1995 годах. Утв. Деп. Госсанэпиднадзора МЗ РФ № 1100/121-9801 от 22.01.98 // Окружающая среда и здоровье населения: Сборник инструктивно-методических документов федерального уровня. — М., 2001. — Ч. 1. - С. 153-159.

2. О результатах специальных исследований по количественному определению воздействия факторов

окружающей среды на здоровье населения: Информационное письмо. Окружающая среда и здоровье населения: Сборник инструктивно-методических документов федерального уровня. — М., 2001. — Ч. 1. - С. 240-280.

3. О совершенствовании сбора и обработки информации для целей оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. Информационное письмо утв. Деп. Госсанэпиднадзора РФ № 1100/1684-0-111.10.06.2000 г. // Окружающая среда и здоровье населения. Сборник инструктивно-методических документов федерального уровня. — М., 2001. - Ч. 1. - С. 120-144.

4. Онищенко Г. Г. // Управление окружающей средой: Информац. бюл. — М., 1997. - № 5. - С. 3-5.

5. Рввич Б., Быков А. // Население и общество. Информац. бюл. Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 1997. - № 22.

6. An Environment for Better Health // Integrated Report of the ESF Environment and Health Programme. June 1999.

Поступила 22.04.04

© И. К. РАПОПОРТ, 2005 УДК 613.955:616-053.2-084

И. К. Рапопорт

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Заболеваемость — это ведущий показатель общественного здоровья (Ю. П. Лисицын). Динамика показателей заболеваемости позволяет выявлять проблемные ситуации, разрабатывать и оценивать эффективность конкретных организационных, профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых на государственном, региональном и муниципальных уровнях.

Сопоставление результатов анализа заболеваемости сопряжено с определенными трудностями, так как при проведении научных исследований авторы используют различные медицинские технологии изучения тех или иных процессов в состоянии здоровья детей и подростков и сравнение получаемых показателей не всегда бывает корректным. Кроме того данные, полученные в результате специальных медицинских профилактических осмотров и медико-социальных обследований детей и подростков, нередко сравнивают с данными государственной статистики, основанной на показателях обращаемости детского населения за медицинской помощью. При таком сопоставлении будут существенно различаться как уровни, так и структура заболеваемости. Поэтому необходимо уточнить терминологию и методы изучения заболеваемости детско-подросткового контингента.

Существуют различные показатели заболеваемости. Под общей заболеваемостью (синонимы: распространенность, болезненность) понимается общее число всех заболеваний, возникших как в данном году, так и в предыдущие годы, но по поводу которых больной обратился в данном году, т. е. это заболеваемость по обращаемости. Собственно заболеваемость (синонимы: первичная заболеваемость) — это совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые выявленных в данном году заболеваний. Собственно заболеваемость — составная часть общей заболеваемости.

Сводка отчетных данных текущего учета заболеваемости по всем лечебным учреждениям отражается в отчетной форме № 12 "Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных". Форма состоит из таблицы показателей для детей в возрасте от 0 до 14 лет включитель-

но и из таблицы показателей для подростков 15—17 лет и включает столбец с показателями общей заболеваемости и столбец с показателями первичной заболеваемости. Недостатком этой отчетной формы является то, что обобщаются данные о заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет, т. е. за очень большой возрастной период, который охватывает разные этапы онтогенеза, существенно отличающиеся уровнями и структурой заболеваемости.

По данным государственной статистики, общая заболеваемость (болезненность) и собственно заболеваемость (первичная заболеваемость) детей и подростков России за последние 7 лет имеет отчетливую тенденцию к росту: так в 1997 г. общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет составляла 153 827 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, а подростков в возрасте от 15 до 17 лет включительно — 124 811 на 100 тыс. населения, то в 2003 г. — 208 443 и 173 386 соответственно. За указанный период темп прироста общей заболеваемости составил 35,5% для детей и 38,9% для подростков.

Отчетливо прослеживаются возрастные различия в уровнях и структуре заболеваемости: уровни заболеваемости детей выше, чем уровни заболеваемости подростков. В структуре заболеваемости детей от 0 до 14 лет преобладают болезни органов дыхания, преимущественно острые вирусные инфекции верхних дыхательных путей (49,2%). Значительный удельный вес имеют инфекционные и паразитарные болезни (6%). В структуре заболеваемости подростков (15—17 лет) уменьшается доля болезней органов дыхания (ОРВИ) и инфекционных заболеваний, но возрастает удельный вес болезней органов пищеварения, глаза и его придатков, костно-мышечной и мочеполовой систем, травм и отравлений.

Данные заболеваемости по обращаемости позволяют определить приоритеты в оказании лечебно-диагности-ческой помощи детям и подросткам.

Оценка динамики заболеваемости детей и подростков по результатам профилактических медицинских осмотров позволяет более точно выявлять воздействие экзо-

генных факторов на здоровье детского населения, разрабатывать и оценивать эффективность внедрения конкретных профилактических и лечебно-коррекционных программ.

На протяжении многих десятков лет бригадами вра-чей-специалистов учреждений практического здравоохранения проводятся профилактические медицинские осмотры детей от 0 до 18 лет в так называемые декретированные периоды. С момента рождения до 18 лет каждый ребенок должен пройти осмотры 11 раз, в том числе с момента поступления в дошкольное учреждение — 9 раз. Однако все данные сводятся в отчетную форму Госкомстата № 31 "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам". В этой отчетной форме приводятся данные только 7 осмотров детей в организованных коллективах, при этом учитываются лишь дети с понижением остроты слуха, зрения, с дефектами речи, сколиозом и нарушением осанки.

Огромный объем ценнейшей информации, касающейся болезней внутренних органов, нервно-психических расстройств, кожных, заболеваний, физического развития и полового созревания, эндокринных нарушений, хотя и собирается врачами, но не подлежит анализу органами управления здравоохранением и Госкомстатом. Только при проведении всероссийской диспансеризации детей в 2002 г. были проанализированы все собранные данные проведенных профилактических осмотров.

Различными научными коллективами проводятся специальные медицинские осмотры различных детских и подростковых контингентов с целыо изучения динамики состояния здоровья подрастающего поколения и выявления факторов, влияющих на его формирование, а также для разработки эффективных профилактических и оздоровительных технологий.

Сопоставление показателей заболеваемости различных контингентов детей по результатам профилактических осмотров вызывает определенные сложности в связи с возможными методическими погрешностями и приводит к существенным различиям в уровнях и структуре заболеваемости. Следует помнить, что при сравнительном анализе необходимо сопоставлять данные заболеваемости только аналогичных по возрасту и полу детских контингентов с учетом принадлежности детей к различным социальным группам — учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся гимназий и лицеев, учащиеся профессиональных училищ и т. п.

Во многих случаях расхождение показателей может быть связано с количеством врачей узких специальностей, участвующих в профилактических осмотрах: чем больше врачей различного профиля участвуют з осмотрах, тем лучше выявляемость нарушений здоровья у детей и соответственно выше уровни заболеваемости. То же самое касается и использования специальных диагностических методов, повышающих выявляемость патологии. Поэтому при проведении профилактических медицинских осмотров целесообразно руководствоваться перечнями врачей-специалистов и методов исследования, регламентированными приказами Минздрава РФ № 186/272 от 30.06.92, № 60 от 14.03.95, № 151 от 07.05.98 и № 154 от 05.05.99 [3, 4, 6, 7]. Дополнительное включение в научные исследования врачей узких специальностей и использование дополнительных лаборатор-но-инструментальных методов должно обязательно указываться в методических разделах отчетов и научных статей, касающихся вопросов заболеваемости.

Огромный опыт профилактических осмотров детских и подростковых контингентов, накопленный в Институте гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, показал, что при анализе данных осмотров целесообразно раздельно рассматривать уровни и структуру хронической патологии и функциональных отклонений.

Разработанная в Институте еще в 60-х годах XX столетия проф. С. М. Громбахом и соавт. методика ком-

плексной оценки состояния здоровья детей по группам здоровья позволила выделять не только хронические заболевания, но и функциональные нарушения различных систем организма ребенка. Функциональные нарушения отличаются динамичностью клинической картины, относительной легкостью течения и проходят у детей и подростков самостоятельно при выполнении общегигиенических рекомендаций, причем, как правило, не требуют медикаментозных лечебных мероприятий. В настоящее время существенно обновлена и модифицирована комплексная оценка состояния здоровья детей при массовых профилактических осмотрах, хотя в основе лежат те же принципы и критерии, которые были разработаны С. М. Громбахом.

В конце 2003 г. был издан приказ Минздрава России № 621 "О комплексной оценке здоровья детей" [5], которым утвержден "Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров)". Подробная методика изложена в соответствующем пособии для врачей, разработанном в Научном центре здоровья детей РАМН [1, 2]. При анализе результатов профилактических осмотров все нозологические формы, относимые по "Алгоритму" к III, IV и V группам здоровья, следует рассматривать как хроническую патологию, а все нозологические формы, относимые по "Алгоритму" к II группе здоровья, — как функциональные нарушения.

Использование методики комплексной оценки состояния здоровья детей с учетом наличия или отсутствия у ребенка хронических заболеваний и функциональных расстройств, уровня физического и психического развития и состояния иммунитета (по показателям частоты ОРВИ) позволяет определить группу здоровья каждого ребенка. Кроме того, по показателям распределения детей и подростков на группы здоровья можно проводить оценку состояния здоровья детей на групповом, субпо-пуляционном и популяционных уровнях как на конкретный момент наблюдения, так и в динамике ряда лет.

Результаты распределения современных школьников — учащихся младших, средних и старших классов поданным обследования, проведенного сотрудниками института, показывают, что в настоящее время численность абсолютно здоровых детей, т. е. относимых к I группе здоровья, составляет 2—5%. 29—50% — это дети и подростки, имеющие только функциональные отклонения, т. е. II группу здоровья. Школьники с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) составляют 45—68%. Однако следует отметить, что в основном хронические заболевания находятся в компенсированной стадии и учащиеся трудоспособны, т. е. могут посещать образовательные учреждения. Контингент детей и подростков, у которых заболевания находятся в стадии субкомпенсации, т. е. IV группы здоровья — небольшой: 1 — 1,5%. Дети-инвалиды относятся, как правило, к V группе здоровья и обучаются на дому или в специальных учебных заведениях.

Анализ изменений уровней распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, выявленных при профилактических осмотрах, проведенных сотрудниками института, у учащихся младших и средних классов и старшеклассников за последние 10 лет, показал, что заболеваемость подростков-старшеклассников в отличие от заболеваемости по обращаемости выше, чем у более младших школьников. Отчетливо прослеживается тенденция роста уровней заболеваемости у всех учащихся. За указанный период темп прироста функциональных отклонений и хронических заболеваний у школьников разных возрастных групп составил 40—76%.

Вместе с тем анализ динамики уровней заболеваемости старшеклассников в зависимости от пола показал, что в последние 1—2 года (2003—2004 гг.) наметилось снижение темпов прироста показателей функциональных отклонений. Распространенность хронических заболеваний имеет тенденцию к снижению — у юношей на 8,3%, а у девушек даже на 30,7%. Указанную благоприятную тенденцию мы связываем с некоторой стабилиза-

цией социально-экономического положения страны. Следует отметить, что самые высокие уровни распространенности хронических заболеваний по результатам научных исследований приходились на 1999 г. — т. е. на период после дефолта 1998 г. В связи с нестабильностью социально-экономического положения семей в этот период у детей отмечался резкий рост распространенности психосоматических нарушений и невротических расстройств.

Структура заболеваемости по результатам профилактических осмотров также существенно отличается от структуры заболеваемости по обращаемости и зависит как от физиологических особенностей роста и развития детей и подростков, так и от влияния экзогенных факторов. В структуре заболеваемости по результатам профилактических осмотров удельный вес функциональных нарушений и хронических заболеваний органов дыхания небольшой, а преобладают нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрения, нервно-психические расстройства. Значительный удельный вес занимают эндокринно-обменные нарушения, представленные в основном дефицитом массы тела.

В структуре функциональных отклонений старшеклассников ведущие места принадлежат нарушениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, психическим расстройствам, нарушениям менструального цикла у девушек. Распространенность дефицита массы тела среди юношей составляет 15,5%, среди девушек — 22,1%. В структуре хронической патологии старшеклассников по сравнению с младшими учащимися, увеличивается доля болезней органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, мочеполовой системы.

Показатели распространенности и структуры функциональных расстройств у детей и подростков более динамично изменяются в результате влияния экзогенных факторов по сравнению с хронической патологией. Например, распространенность вегетативных и невротических расстройств увеличиваются при чрезмерной учебной нагрузке, нарушениях условий и режима обучения, стресс-факторах.

Подъем уровней функциональных нарушений какой-либо системы организма обычно предшествует увеличению распространенности хронических болезней этой системы, так как в значительном проценте случаев в течение определенного периода функциональные расстройства могут переходить в хроническую патологию. Возрастание частоты хронической патологии является прогностически более неблагоприятным моментом, чем рост уровней функциональных отклонений.

В последние 3 года в институте проведено изучение динамики показателей состояния здоровья учащихся ряда московских школ от начала 9-го класса до момента окончания школы в 11-м классе. Установлено, что более 30% учащихся покидают школу после 9-го класса, причем в основном в этой группе находятся наиболее больные юноши и девушки, которые в силу имеющихся нарушений здоровья не могут справиться с учебной нагрузкой. Наиболее распространенными нарушениями здоровья среди подростков, покинувших школу, являются психические расстройства и расстройства поведения.

В группе динамического наблюдения установлен особенно заметный рост распространенности заболеваний органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата и нервно-психических нарушений. Наиболее неблагоприятные тенденции отмечены в группе юношей, которые к моменту окончания школы не достигают возраста 17 лет. Среди них выявлена особенно большая распространенность дефицита массы тела и нервно-психиче-ских расстройств. Среди 16-летних девушек-выпускниц отмечена наиболее высокая частота нейроциркулятор-ной астении. Таким образом, успешность обучения в 11 -м классе у 16-летних подростков имеет более высокую физиологическую стоимость по сравнению с их более старшими одноклассниками.

При оценке состояния здоровья на индивидуальном и групповом уровнях следует учитывать не только уровни и структуру заболеваемости, но и характер протекания патологических процессов и функциональных нарушений, в результате которых состояние здоровья может претерпеть изменения в сторону улучшения, ухудшения или остаться прежним.

Чрезвычайно важным является оценка клинической динамики состояния здоровья подростков, которая обусловлена развитием хронических заболеваний, функциональных расстройств и отклонений в физическом развитии и половом созревании. При оценке клинической динамики функциональных отклонений и хронических заболеваний за 3-летний период наблюдения за старшеклассниками было установлено, что ухудшение наблюдается в 42—56% случаев функциональных нарушений и хронических болезней опорно-двигательного аппарата, психической сферы и органов пищеварения. Наиболее заметным было ухудшение зрения у старшеклассников.

Вместе с тем для оценки динамики состояния здоровья детей и подростков в настоящее время не определены:

— наиболее значимые нозологические формы и группы заболеваний;

— критерии определения улучшения, ухудшения, без динамики для наиболее распространенных и значимых нозологических форм;

— зависимость изменений показателей заболеваемости от пола, возраста, места обучения и проживания детей и подростков.

Количественная оценка изменений показателей в сторону ухудшения или улучшения возможна только в отношении некоторых нарушений здоровья: например, изменение соотношений рост—масса тела в ту или иную сторону по отношению к должным величинам; улучшение или ухудшение зрения при изменении остроты зрения за год на 0,5 дптр.

В отношении большинства клинических признаков в целях стандартизации методических подходов необходимо применение квалиметрических принципов и использование экспертных балльных оценок.

В настоящее время отсутствие комплекса унифицированных методов оценки динамики показателей заболеваемости по результатам профилактических осмотров препятствует получению наиболее точных выводов и заключений.

Литература

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно при профилактических медицинских осмотрах с использованием схемы определения групп здоровья: Пособие для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. - М.; 2004.

2. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. - М., 2004.

3. Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям". - М., 1998.

4. Приказ МЗ РФ № 154 от 05.05.99 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста". — М., 1999.

5. Приказ МЗ РФ № 621 "О комплексной оценке здоровья детей". — М.

6. Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 "Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов". — М., 1995.

7. Приказ МЗ РФ и Минобразования РФ № 186/272 от 30.06.92. "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". — М., 1992.

Поступила 22.04.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.