Научная статья на тему 'Особенности юридической техники интегрированных правовых актов'

Особенности юридической техники интегрированных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности юридической техники интегрированных правовых актов»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

А.В. Малышкин

Малышкин Александр Викторович — кандидат юридических наук, председатель Владимирского областного суда

Особенности юридической техники интегрированных правовых актов

Известно, что правовое регулирование составляет лишь часть социального регулирования, осуществляемого на основе множества упорядочивающих факторов как нормативного свойства (нормы морали, религиозные каноны, правила обычаев, национальные традиции и т. д.), так и не сводимых к норме (общественное мнение, массовая информация, социальные стереотипы, социальные ожидания и т. д.).

Как справедливо отметил Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, «право — лишь один из регуляторов жизни человеческого общества. Для того, чтобы этот регулятор мог нормально функционировать, необходимо, чтобы наряду с ним (а также над ним, под ним и так далее) существовала совокупность других регуляторов жизни. Только тогда население, живущее на определенной территории, является полноценным социально-политическим организмом — обществом»1.

Кроме того, признавая важность и значимость социального регулирования общественных отношений, мы не должны забывать о других, несоциальных регулирующих системах: естественном (природном) регулировании, техническом регулировании.

Естественные (природные) регуляторы (детерминанты) поведения людей можно условно разделить на пять групп: географические (в том числе геофизические) факторы (рельеф, климат, ландшафт, геология, реки и водоемы, полезные ископаемые, атмосферное давление, геомагнитное поле и др.); стихийные природные явления (землетрясения, пожары, наводнения, засухи, ураганы, цунами и др.); астрономические явления (солнечные и лунные затмения, смена дня и ночи, смена времен года, расположение планет и звезд, солнечная активность и др.); биологические факторы (животный и растительный мир, генотип и др.); физические факторы (законы физики, масса тела, сила тяжести и т. д.)2.

Влияние естественных (природных) факторов на поведение людей бесспорно. Когда нам холодно, мы надеваем теплую одежду. Если на улице идет дождь, мы берем с собой зонт. Ежедневно люди слушают прогноз погоды, который напрямую влияет на поведение людей: на выбор одежды, на решение вопроса о средстве транспорта, маршрута, длительности пребывания в том или ином месте и т. д.

Техническое регулирование поведения человека мы понимаем как воздействие на поведение людей, свойств и качеств продукции, являющейся материально-вещественным результатом деятельности человека, а также связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регуляторы поведения людей можно условно разделить на следующие группы: 1) физические характеристики технических средств, механизмов, процессов (длина, ширина, высота, объем, скорость, экономичность, коэффициент полезного действия, качество и др.); 2) правила эксплуатации технических средств, механизмов и правила осуществления процессов, которые могут быть как закреплены на уровне правовых актов (Технические регламенты, СНиПы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов), так и не быть закрепленными в правовых актах, а возникать и соблюдаться в силу практики взаимодействия человека с техникой (например, различные правила и советы на автомобильных форумах в сети Интернет, публикации в периодической печати в рубриках «Полезные советы», «Умелые руки», «Маленькие хитрости» и др.).

Вышеприведенные регуляторы — социальные, естественные (природные), технические — относятся к внешним регуляторам, поскольку находятся вне объекта регулирования — человека и общества.

Сам человек как объект воздействия внешних регуляторов имеет внутреннюю систему регуляции — систему саморегуляции человеческого поведения.

Внутренняя система регуляции поведения человека основана на психической регуляции, составными уровнями которой являются3: психические процессы (познавательные — ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь; эмоциональные — эмоции, чувства, аффек-

1 Зорькин В.Д. В хаосе нет морали // Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. № 5958 (285). 11 декабря. С. 9.

2 Malyshkin A.V. Natural Phenomena in the Mechanism of Legal Regulation // European Researcher. 2012. Vol. (29). № 9-2. Р. 1428—1435.

3 Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.] / отв. ред. А.А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Малышкин А.В. Особенности юридической техники интегрированных правовых актов

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ты, стресс; волевые — борьба мотивов, принятие решения, постановка цели); психические состояния (мотивационные — желания, стремления, интересы, влечения, страсти; эмоциональные — эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроения, конфликтные эмоциональные состояния; волевые — инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др.); психологические качества (психические свойства личности — направленность, способности, характер, темперамент; социально-психические качества личности — обеспечивающие развитие и использование социальных способностей, формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее влияния, связанные с социальным поведением и социальной позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи и др.), связанные с общепсихологическими качествами).

Система саморегуляции человеческого поведения может усиливать регулятивный эффект внешних регуляторов или идти вразрез с ними.

Так, страх как психическое состояние при определенных условиях может благотворно влиять на юридическое поведения человека, усиливая действия социальных регуляторов. Как указывает Г.В. Мальцев, «для настоящего успеха деловому человеку необходимо чувство «спасительного страха», чтобы не потерять клиентов, кредиторов, не подвести партнеров, контрагентов, не стать жертвой недобросовестной конкуренции, обмана, не оказаться банкротом и т.п.... Он мобилизует человека, порождает сильную мотивацию, направленную на исключение этой возможности из числа перспектив хозяйствования. Но отсюда вытекает и позитивная программа поведения предпринимателя: будь честен в делах, не вреди другому, соблюдай законы и все правила делового оборота, не рискуй без особой нужды, уважай права и интересы партнера, проявляй разумную осторожность во всех начинаниях»1. Тем самым из психологической категории, выражающей эмоциональное состояние субъекта, страх становится основой позитивного нравственного, религиозного, правового поведения.

В то же время страх может препятствовать действию иных регуляторов. Например, боязнь ответственности за преступление может побудить лицо не только не признаться в его совершении, но и тщательно скрывать содеянное, в том числе путем совершения новых преступлений.

То есть внешние регуляторы, преломляясь через призму внутреннего регулирования, могут усиливаться либо ослабевать.

Внешние регуляторы могут непосредственно влиять на поведение людей, минуя психическую регуляцию. Если человек дотрагивается до раскаленного предмета, он инстинктивно отдергивает руку. При яркой вспышке человек закрывает глаза (моргает). В данных случаях действия осуществляются рефлекторно. Внешние регуляторы (температура, свет) оказали непосредственное воздействие на человека, минуя волю, сознание, иные уровни психической регуляции. Такое воздействие внешних регуляторов мы отнесем к объективному регулированию.

В отличие от объективного, субъективное регулирование предполагает действие внешних регуляторов через призму психических процессов, состояний и психологических качеств личности.

Наряду с внешними и внутренними регуляторами поведения человека необходимо остановиться на таких явлениях-детерминантах, как пол, возраст, национальность, состояние здоровья, образование, семейное положение, социальное положение, иные социально-демографические характеристики.

Полагаем, что социально-демографические характеристики составляют самостоятельную регулирующую систему, не относящуюся ни к внешним регуляторам, ни к внутренним.

При одинаковых внешних факторах и схожих психических регуляциях мы будем наблюдать разные поведенческие варианты малолетнего и пожилого человека, спортсмена и парализованного больного, а порой мужчины и женщины.

Условно данную регулятивную систему можно определить как социально-демографические состояния.

Следовательно, регулирование поведения человека — это сложный динамический процесс воздействия взаимодействующих социальных и внесоциальных внешних и внутренних регуляторов и факторов субъективного и объективного свойства, а также социально-демографических состояний.

Поскольку регулирование поведения человека представляет собой процесс воздействия взаимодействующих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного свойства, а также социально-демографических состояний, то социальные регуляторы, в том числе правовые, не могут не учитывать и всю совокупность иных — неправовых — регуляторов поведения людей.

Нормы права зачастую включают в свою структуру не только юридические элементы, но и элементы иных социальных норм и регуляторов, а также — естественных (природных), технических, творческих регулирующих систем.

Правовые акты, содержащие нормы права, включающие в свою структуру элементы иных социальных норм и регуляторов (детерминант), а также внесоциальных регуляторов — естественных (при-

1 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2011. С. 175—176.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

родных), технических и иных регулирующих систем, мы определяем как интегрированные правовые акты, которые могут быть как нормативными, так и ненормативными.

Существование интегрированных правовых актов обусловлено многоуровневостью регулирующих систем и их взаимосвязью.

Юридическая техника интегрированных правовых актов обладает рядом особенностей. Остановимся на некоторых из них.

Можно выделить следующие группы нравственных предписаний, содержащихся в интегрированных правовых актах:

— нравственные требования к определенным субъектам («профессиональная этика», «корпоративная этика»);

— нравственные требования, которые необходимо соблюдать при реализации субъективных прав и исполнении юридических обязанностей;

— предписания, регулирующие конкретные вопросы и отношения.

Законодатель, принимая интегрированные правовые акты, содержащие нравственные предписания или затрагивающие сферу нравственности, должен максимально «ощущать» предмет правового регулирования, дифференцированно подходить к вопросам регламентации этической области человеческих взаимоотношений с тем, чтобы, с одной стороны, последовательно внедрять нравственные начала в механизм правового регулирования, одновременно используя присущие нравственным нормам смыслообразующие мотивы для оптимального побудительного эффекта права, а с другой стороны — воздерживаться от вмешательства в такие сферы общественных отношений, которым правовое регулирование чуждо (любовь, дружба, личностное уважение и др.).

Что касается интегрированных правовых актов, регулирующих отношения в сфере религиозных отношений, то необходимо учитывать, что колоссальное влияние религии на мировосприятие человека, на моделирование им своего поведения, исходя не только из доводов разума, но и посылов веры, во-первых, предопределяет для права широкие возможности использования религиозных постулатов для «усиления» правового воздействия на людей, которое в данном случае обеспечивается не столько силой государственного принуждения, сколько внутренним убеждением каждого индивида, основанным на вере1; во-вторых, ставит перед правом задачу установления юридических гарантий защиты свободы вероисповедания.

Религия и право имеют во многом общие цели — регулирование поведения людей, исходя из того, чтобы индивидуальная свобода не входила в противоречие со свободами других индивидов и общества.

Как отметил в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «...Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения. Однако, находясь вне политической борьбы, Церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества. Русская Православная Церковь никогда не откажется от поддержки народного единства, на котором зиждется существование каждой страны.»2.

Социальная доктрина ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность объявляет неприкосновенной3.

Государство, в том числе посредством правового регулирования, не может вмешиваться в следующие сугубо религиозно-нравственные вопросы: решать за человека вопросы выбора веры, нравственных ценностей, навязывать смысл жизни, вторгаться в деликатные сферы семейной жизни и т. д.

Не случайно в абзаце втором пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплено, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

В Позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции (принята Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 г.) так-

1 Одновременно необходимо последовательно внедрять нравственные начала в механизм правового регулирования, используя присущие нравственным нормам смыслообразующие мотивы для оптимального побудительного эффекта права. См. об этом: Малышкин А.В. Нравственные предписания в правовых актах // Современный научный вестник. 2011. № 14 (110). С. 30—36.

2 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

2 февраля 2013 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923. html (дата обращения: 17.02.2013).

3 Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2012. С. 331.

Малышкин А.В. Особенности юридической техники интегрированных правовых актов

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

же отмечается, что важно учитывать сложную по своему существу организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут, в первую очередь, сами дети.

Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.

Развитие единой специализированной инфраструктуры детского судопроизводства, как свидетельствует практика ряда стран, может приводить к неоправданному вмешательству государства и иных внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети, что влечет за собой крайне негативные для семьи и общества последствия. Совершенно неприемлема существующая в некоторых государствах практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния».

Невмешательство государства в сугубо религиозные сферы проявляется и в том, что светское законодательство устанавливает запреты на совершение действий (на понуждение к совершению действий) в противоречие с религиозными нормами.

Так, в гражданском процессе не подлежат допросу в качестве свидетелей священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ). В уголовном процессе также не подлежат допросу в качестве свидетелей священнослужители — об обстоятельствах, ставших им известными из исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия (п. 7 ст. 326 УПК РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»1 гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Такой гражданин на основании подпункта «в» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»2 освобождается от призыва на военную службу.

Особенностью взаимосвязи обычаев (традиций) и права как социальных регуляторов является то, что обычаи и традиции могут констатироваться и закрепляться правом, причем не в качестве правовой нормы, а сохраняя природу обычая и традиции.

В качестве примера закрепления содержания обычаев и традиций в нормативных правовых актах можно привести пункт 11 статьи 7 Устава Санкт- Петербурга3, согласно которому «петербургской традицией является полуденный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости».

Когда речь идет о единстве и согласованном характере требований права и обычаев, целесообразно говорить об обычно-правовом регулировании. Если же имеются противоречия, следует говорить о правовом и обычном регулировании в отдельности.

С 1 марта 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2, 3 и 4 части первой Г ражданского кодекса Российской Федерации»4, в соответствии с которыми в наименовании и тексте статьи 5 «Обычай делового оборота» исключаются слова «делового оборота», а также устанавливается, что обычаем является сложившееся правило поведения, применяемое не только в области предпринимательской, но и в иной деятельности.

То есть теперь законодатель официально отнес к источникам гражданского права сложившиеся и широко применяемые правила поведения в отношениях между физическими лицами (не противоречащие законодательству и договору).

Указанное изменение соответствует международным договорам, в которых участвует Российская Федерация. Так, например, согласно статье 9 Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 года5 стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Также необходимо гармонизировать взаимодействие природных и правовых регуляторов. Для этого, в частности, необходимо учитывать природные факторы в процессе принятия нормотворческих

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3030.

2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.

3 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. № 2. 26 февраля.

4 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7627.

5 Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № 1.

Юридическая техника. 2015. М 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

и управленческих решений, а также в процессе правоприменения, для чего целесообразно законодательно установить обязательную экологическую экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, реализация которых может затронуть взаимодействие человека и природы.

Таким образом, к особенностям юридической техники интегрированных правовых актов следует, в частности, отнести: необходимость четкого разграничения предмета правового и иного (неправового) регулирования; вовлечение в процедуры принятия интегрированных правовых актов специалистов в тех областях знаний, которые необходимы для разработки интегрированных правовых норм; использование отсылочных норм в интегрированных правовых актах (к техническим нормам, к заключениям экспертов в соответствующей области знаний и т. д.); принятие рамочных нормативных правовых актов, определяющих лишь основные направления правового регулирования, в развитии которых принимаются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты, содержащие элементы иных социальных регуляторов или корреспондирующие к ним, и др.

Малышкин А.В. Особенности юридической техники интегрированных правовых актов

435

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.