Научная статья на тему 'Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм в законотворчестве современной России'

Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм в законотворчестве современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм в законотворчестве современной России»

Р.Б. Головкин

Головкин Роман Борисович — доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России

Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм в законотворчестве современной России

Правовое регулирование — сложный и во многом противоречивый процесс, который часто отождествляется с результатом упорядочения общественных отношений с помощью правовых предписаний. Данная ситуация связана с этимологическим значением термина «регулирование». Термин «регулирование» используется в русском языке как действие по значению глагола «регулировать» в трех значениях: «1. Упорядочивать, налаживать. 2. Направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, систему. 3. Приводить механизмы и части их в такое состояние, при котором они могут правильно, нормально работать»1. В значении упорядочивающего, налаживающего фактора «регулирование» толкуется и в других справочных материалах и изданиях2. Вместе с тем, термин «правовое регулирование» обозначает более широкий объем понятия регулирования, так как включает в себя, помимо непосредственного регулирования отношений еще и процесс создания правовых предписаний, то есть правотворчество. Правотворчеству, как деятельности по созданию специальными субъектами правовых предписаний, посвящена масса исследований, в которых многие стороны этого процесса раскрыты и исследованы, вместе с тем, судя по некоторым проблемам в реализации права, «белые пятна» еще остаются.

Представляется, что одна из современных проблем отечественного правотворчества — это широкое использование при конструировании законодательных предписаний различных видов социальных норм. На мой взгляд, данный процесс протекает в двух руслах: во-первых, через правосознание лиц, участвующих в правотворчестве (этот путь достаточно сложно верифицировать); во-вторых, через закрепление в текстах нормативных правовых актов различного рода упоминаний и ссылок на иные социальные (неправовые) регуляторы общественных отношений.

Анализ действующего законодательства позволяет установить достаточно частое использование в текстах законов (в ссылочной форме) таких социальных норм, как мораль (нравственность), обычаи, традиции, ритуалы и религиозные нормы.

Ссылки на морально-нравственные нормы получили наибольшее распространение. В той или иной форме, на моральные нормы ссылаются более ста федеральных и региональных нормативных правовых актов3. Например, статья 26 закона г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы», «Наименование и эмблема избирательного объединения» в части 2 закрепляет запрет использовать избирательному объединению в своей эмблеме символику, оскорбляющую

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд. — М., 2003. — С. 672.

2 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1882. — Т. 4. — С. 89; Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. — М., 1993. — С. 502; Большой энциклопедический словарь. — М.; СПб., 2000. — С. 1004.

3 См., например, некоторые из них: КоАП РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 21 декабря 2009 г.). Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; УК РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 29 декабря 2009 г.). Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности; ГК РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.). Статья 169. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности; Указ Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (ред. от 26 декабря 2009 г.). 1. Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ); Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 2 июня 2009 г.); Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 17 декабря 2009 г.); Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 30 июня 2008 г.); Федеральный закон от 27 июля

2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 27 декабря 2009 г.); Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2009 г.); Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 21 декабря 2009 г.); Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 21 декабря 2009 г.); и др.

Головкин Р.Б. Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм..

133

или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы и национальные чувства, нарушающую общепризнанные нормы морали1.

Статья 20 закона г. Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» определяет направления

профилактической работы по преодолению негативных явлений в молодежной среде в целях воспи-

2

тания уважения молодежи к закону и нормам морали .

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2009 года по делу № КАС09-242 устанавливает, что судья обязан в своей профессиональной деятельности и вне службы руководствоваться правилами поведения, установленными общепринятыми нормами морали3.

Как видно из приведенных примеров, на нормы морали имеются лишь ссылки, но эти ссылки оформлены фактически как бланкетные диспозиции правовых норм и в силу этого упоминаемые моральные предписания обязательны для адресатов правовых предписаний. Однако «расплывчатость», формальная неопределенность морали, множественность ее уровней приводят к тому, что интегрируемое с моралью правовое предписание превращается в фикцию либо может необоснованно его расширить.

На обычаи, действующие федеральные и региональные правовые предписания ссылаются более чем в сорока актах4. Например, статья 5 Гражданского кодекса РФ закрепляет понятие обычая делового оборота, под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе5.

Международные унифицированные правила для документарных аккредитивов напрямую закрепляют и обычаи в данной сфере общественных отношений. В статье 1 Правил закрепляется, что настоящие унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов применяются ко всем документарным аккредитивам, включая резервные аккредитивы в той мере, в которой эти Правила могут быть к ним применены. Они являются обязательными для всех заинтересованных сторон при отсутствии прямо выраженного соглашения об ином6.

Традиции упоминаются в более чем 30 актах7. Например, в части 1 статьи 131 Конституции РФ утверждается, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

1 Статья 26 закона г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы».(в ред. законов г. Москвы от 15 февраля 2006 г. № 10, от 4 июля 2007 г. № 28, от 22 апреля 2009 г. № 7, от 17 июня 2009 г. № 20).

2 Статья 20 закона г. Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи».

3 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2009 года по делу № КАС09-242.

4 См., например: ГК РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.). Статья 5. Обычаи делового оборота; Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и

о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2009 г.). Статья 3. Обычаи морского порта; «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г.); «Международные правила толкования торговых терминов «Ин-котермс 2000». 12. Обычаи порта или конкретной торговли; «Унифицированные Правила ІСС для Межбанковского Рам-бурсирования по Документарным Аккредитивам» (Публикация Международной торговой палаты №525). Статья 13. Иностранные законы и обычаи; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 8 ноября 2008 г.); Федеральный конституционный закон от 21 июля

2007 года № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»; Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.); Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.); Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (ред. от 28 ноября 2009 г.); и др.

5 Статья 5 Гражданского кодекса РФ.

6 Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г.).

7 Указ Президента РФ от 31 октября 2009 года № 1233 «Об учреждении геральдического знака — эмблемы, флага и знамени Службы внешней разведки Российской Федерации» (вместе с «Положением о геральдическом знаке — эмблеме и флаге Службы внешней разведки Российской Федерации», «Положением о знамени Службы внешней разведки Российской Федерации»); Указ Президента РФ от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ); Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 8 ноября

2008 г.); Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (ред. от 22 марта 2001 г.); Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.); Закон г. Москвы от 16 июня 1999 года № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»; Устав Санкт-Петербурга (ред. от 14 декабря 2009 г.). Статья 8. Петербургские традиции; и др.

Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяя сущность исправления осужденных, закрепляет, что исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития1.

Обычаи и традиции в силу их инерционности наиболее мощно влияют не сознание, следовательно, на правотворческие процессы. При этом обычаи и традиции, закрепленные полностью в тексте правовой нормы, фактически оставаясь в сознании обычаем, формально становятся правом.

Ритуалы также упоминаются более чем в 30 законодательных источниках2. При этом на ритуалы не только нормы права ссылаются, но и четко фиксируют ритуал в тексте норм, что приводит к слиянию права и ритуала. Например, статья 4 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 10 апреля 2009 г.) «О днях воинской славы и памятных датах России» прямо закрепляет порядок проведения воинских ритуалов3. Приложение № 2 к утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 Общевоинским уставам закрепляет ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации4.

Ссылки на религиозные нормы менее выражены в законодательстве5, но некоторые религиозные нормы санкционируются правом. Например, празднование Рождества Христова и Светлой Пасхи6.

В целом использование различных социальных регуляторов позитивно. В любом случае творцы правовых предписаний опираются при конструировании правовых норм не только на знание права, но и на свои представления о добре — зле, справедливости — несправедливости, на укоренившихся в

1 Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

2 Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (ред. от 10 апреля 2009 г.). Статья 4. Порядок проведения воинских ритуалов; Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 23 октября

2008 г.) (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). Приложение № 2. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации, порядок его хранения, содержания и использования при отдании воинских почестей; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 8 ноября 2008 г.); Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (ред. от 22 марта 2001 г.); Закон г. Москвы от 4 июня 1997 года № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве» (ред. от 6 июня 2007 г.); и др.

3 Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (ред. от 10 апреля 2009 г.). Статья 4. Порядок проведения воинских ритуалов.

4 Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 23 октября 2008 г.) (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). Приложение № 2. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации, порядок его хранения, содержания и использования при отдании воинских почестей.

5 Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 23 июля 2008 г.); Устав Кировской области от 27 марта 1996 года № 12-ЗО» (ред. от 29 сентября 2009 г.); Закон г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (ред. от 17 июня 2009 г.); Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации»; Закон РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (ред. от 11 декабря 2002 г.); постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 года № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2006 года № 848 «О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006—2010 годы (программа «Толерантность»)» (ред. от

6 июля 2009 г.); Решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2006 года № ГКПИ06-73 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным пункта 52 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 года № 605»; Распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 27 декабря 2007 года № 2764 «Об окружной целевой программе “Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в Юго-Восточном административном округе города Москвы” на 2008—2010 гг.» (ред. от 17 марта 2008 г.); постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»; Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 447-О «По жалобам граждан Жидкова Михаила Александровича и Пильникова Олега Сергеевича на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»; и др.

6 7 января — Рождество Христово в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ признано нерабочим праздничным днем. Православная Пасха — Светлое Христово Воскресение так же официально признается праздничным нерабочим днем (п. 10-1 Закона СПб от 13 мая 2009 г. № 210-44).

Головкин Р.Б. Некоторые аспекты меры использования различных социальных норм...

сознании обычаях и традициях, на религиозных представлениях, иными словами этот процесс неизбежен и не всегда очевиден.

Тем не менее, прямые ссылки на иные (неправовые) социальные нормы должны быть установлены и измерены на соответствие необходимости регламентации тех или иных отношений рассмотренным путем. Мера использования не правовых социальных норм в правовом регулировании общественных отношений имеет теоретический и прикладной аспекты. В современной справочной литературе мера трактуется в нескольких смысловых значениях: как единица измерения, как граница, предел проявления чего-нибудь, как средство осуществления чего-нибудь, и, наконец, как старорусская единица измерения емкости сыпучих тел1.

На основании анализа законодательства отражающего различные социальные нормы и применительно к современному правотворчеству мера использования различных социальных норм в процессе правовой регламентации общественных отношений должна отвечать следующим критериям2.

Во-первых, мера использования социальных норм в правотворчестве — есть определенное количество самих социальных норм, либо их регулирующих элементов, которое имеет качественное значение для правового предписания. Если коэффициент регулятивного эффекта от реализации комбинированного правового предписания повышается, то есть правовые предписания лучше реализуются, чем до введения в них социальных норм, мера использования социальных норм может считаться адекватной, при этом она может быть расширена в количественном выражении используемых социальных регуляторов. Если же коэффициент регулятивного воздействия снижается, либо коэффициент нейтрален, то количественные характеристики меры использования иных социальных регуляторов в правовых предписаниях целесообразно снижать. Следовательно, главное качественное свойство меры использования социальных норм в правовых предписаниях — это степень урегулированности общественных отношений правом.

Во-вторых, мера использования иных социальных регуляторов в правовых предписаниях, в общем, есть отношение специфических определенных количеств социальных норм как самостоятельных мер. Но их самостоятельность, в то же время, по своему существу основывается на количественном отношении и различии по величине. Следовательно, их самостоятельность становится переходом друг в друга и в правовое предписание. Мера комбинирования правовых и иных социальных норм в правовом регулировании общественных отношений по завершении удачной комбинации исчезает в безмерном новом интегрированном предписании. Но это другая сторона меры есть ее отрицательность лишь в себе самой.

В-третьих, мера использования социальных норм в правовых предписаниях может выступать в качестве обратного отношения мер первичных базовых правовых предписаний, которые как самостоятельные качества по своему существу основываются на своем количестве и на своем отрицательном соотношении друг с другом. Тем самым оказывается, что первичные меры, выраженные в правовых предписаниях — лишь моменты их истинно самостоятельного единства, которое есть сущность меры регулирования общественных отношений с помощью права в целом.

В-четвертых, функциональная зависимость свойств интегрированного правового предписания и свойств его элементов (первичных правовых и иных социальных норм) состоит в том, что качественная определенность целого (его свойства, граница и т. д.), зависит от количественного отношения, в котором находятся элементы целого, то есть состава объекта. Зависимость свойств целого и его элементно-структурных моментов составляет основное содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Так, степень количественного увеличения правовой детерминации некоторых религиозных отношений (приведенные выше правовое закрепление христианских праздников) может негативно сказаться на свободе совести и вероисповедования, фактические ограничивая это конституционное право.

В-пятых, отсутствие взаимоперехода мер, составляющих новое интегрированное или псевдоин-тегрированное правовое веление, сформированное путем поглощения иным социальным регулятором изначального права, иногда порождает черезмерность требований государственно-властного предписания. Например, введение в правовые нормы, напрямую, моральных регуляторов снижает правовую вариативность и делает содержащиеся в нормах требования более жесткими и бескомпромиссными, так как мораль не предполагает полутонов, ей присуща бинарность: плохо — хорошо, справедливо — несправедливо.

В этом смысле мера порождает специфическую чрезмерность, нарушает тем самым условия собственного существования мерной определенности. Мера как бы «наращивает» чрезмерное, а последнее приводит к качественному изменению, то есть к другой мере, отрицающей прежнюю меру.

Таким образом, использование в конструировании правовых предписаний иных социальных норм вполне допустимо и неизбежно, но при этом целесообразен глубокий анализ необходимости и соразмерности такой интеграции.

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 2003. — С. 350.

2 Критерии разрабатывались с учетом учения о мере Г.В.Ф. Гегеля. См.: Гегель Г.В.Ф. Мера // Наука логики. — М., 1998. — С. 358—369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.