Научная статья на тему 'Особенности я-образа студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма'

Особенности я-образа студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА СЕБЯ / САМОСОЗНАНИЕ / Я-ОБРАЗ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / КАЧЕСТВА / PERSONALITY / LEVEL OF PERFECTIONISM / PERFECTIONISM / SELF-ORIENTED / SELF-CONSCIOUSNESS / SELFIMAGE / SUBJECT OF ACTIVITY / PROFESSION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / COMMUNICATION / QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Татьяна Львовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания, его когнитивного аспекта, проведенного на выборке студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма, направленного на себя. Цель исследования: изучить состав структуры я-образа студентов -психологов, склонных к перфекционизму. Методы исследования: метод свободного само-описания при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности; методика, направленная на выявление уровня перфекционизма Хьюитта Флетта. Выявлен состав структуры я-образа обучающихся в Астане (Республика Казахстан) при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что в данный состав включаются свойства направленности, нравственно-психологические, волевые, интеллектуальные свойства, особенности эмоциональной сферы, подготовленность личности, отношение субъекта к общению, коммуникативные свойства, а также отношение к учебно-профессиональной деятельности, к социальным условиям ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of consciousness and its cognitive aspect empirical study, carried out on a sample of students-psychologists with average level of self-directed perfectionism. We studied the composition of self-image structure of psychology students who are prone to perfectionism with the help of the method of free self-description while a person reflects him/herself as a subject of professional teaching activity and Hewitt Flett methodology aimed at identifying of perfectionism level. The composition of self-image structure of Astana (Kazakhstan) students’ in reflection of themselves as subjects of professional teaching activity was revealed. It included orientation, moral, psychological, volitional, intellectual properties, peculiarities of emotional sphere, personality preparedness, attitude of a subject to communication, communicative properties, as well as relation to educational and professional activity, social conditions of its implementation.

Текст научной работы на тему «Особенности я-образа студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма»

II. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА

УДК 159.98:159.922.4

ОСОБЕННОСТИ Я-ОБРАЗА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Данные исследования были получены при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения исследовательского проекта № 09-06-62601 а/Т

Миронова Татьяна Львовна

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Бурятского

государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания, его когнитивного аспекта, проведенного на выборке студентов-психологов со средним уровнем перфекцио-низма, направленного на себя. Цель исследования: изучить состав структуры я-образа студентов-психологов, склонных к перфекционизму. Методы исследования: метод свободного самоописания при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности; методика, направленная на выявление уровня перфекционизма Хьюитта — Флетта. Выявлен состав структуры я-образа обучающихся в Астане (Республика Казахстан) при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Установлено, что в данный состав включаются свойства направленности, нравственно-психологические, волевые, интеллектуальные свойства, особенности эмоциональной сферы, подготовленность личности, отношение субъекта к общению, коммуникативные свойства, а также отношение к учебно-профессиональной деятельности, к социальным условиям ее осуществления.

Ключевые слова: личность, уровень перфекционизма, перфекционизм, ориентированный на себя, самосознание, я-образ, субъект деятельности, профессия, учебно-профессиональная деятельность, общение, качества.

SELF-IMAGE PECULIARITIES OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS WITH AVERAGE LEVEL OF PERFECTIONISM

Tat'yana L. Mironova

Lett. D., Professor, Buryat State University

24a, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The article presents the results of consciousness and its cognitive aspect empirical study, carried out on a sample of students-psychologists with average level of self-directed perfectionism. We studied the composition of self-image structure of psychology students who are prone to perfectionism with the help of the method of free self-description while a person reflects him/herself as a subject of professional teaching activity and Hewitt — Flett methodology aimed at identifying of perfectionism level. The composition of self-image structure of Astana (Kazakhstan) students' in reflection of themselves as subjects of professional teaching activity was revealed. It included orientation, moral, psychological, volitional, intellectual properties, peculiarities of emotional sphere, personality preparedness, attitude of a subject to communication, communicative properties, as well as relation to educational and professional activity, social conditions of its implementation.

Keywords: personality, level of perfectionism, perfectionism, self-oriented, self-consciousness, self-image, subject of activity, profession, educational and professional activity, communication, qualities.

Республика Казахстан вошла в состав Евразийского экономического союза. Между Россией и Казахстаном активно складываются многообразные связи и отношения не только в сфере экономики, но и в социальной сфере, в частности культуры, образования и т. д. Для двух государств, имеющих не только общую границу, но и тесное экономическое сотрудничество, актуальна задача развития и формирования межнационального общения между народами. В этих двух государствах проживает более 100 этносов. Сближение позиций между вышеуказанными странами позволит динамично развиваться, наращивать экономический и культурный потенциал, понимать менталитет народов, проживающих в них, и учитывать психологические особенности людей, вступающих во взаимодействие.

Формирование личности нового типа в соответствии с требованиями времени, а также современными требованиями общества к подрастающему поколению становится важным фактором устойчивого развития государства. Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым была поставлена задача: войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, преодолеть и выстоять в глобальном кризисе. Эти идеи были изложены в программе, представленной им на Х11 съезде НДП «Инновационно-индустриальное развитие Казахстана» [6, с. 89].

В XXI в. в молодежной среде стали появляться новые ценности, в частности направленность на успех и ориентация на высокие достижения. Эти ценности стали одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности студентов, проживающих в Казахстане. Все это обусловливает актуальность исследования личностных характеристик современного студенчества, склонного к перфекцио-низму, в частности сложнейшего личностного образования — системы «я».

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей я-образа студентов с я-ориентированным перфекционизмом при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности (на примере освоения профессии психолога).

Объектом исследования является структура самосознания будущих психологов, в частности когнитивный аспект, факторы, существенно влияющие на развитие самосознания.

Предметом исследования — вербальные проявления самосознания при отражении себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности (самохарактеристики) студентов-психологов казахской национальности в зависимости от уровня перфекционизма, ориентированного на себя.

Задачи исследования:

1) выявить социально-типичный я-образ у студентов-психологов как субъектов учебно-профессиональной деятельности со средним уровнем перфекционизма, ориентированного на себя.

2) выявить социально-типичный я-образ у студентов-психологов как субъектов учебно-профессиональной деятельности с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя.

Нами была использована методика Хьюитта — Флетта «Многомерная шкала перфекционизма» в адаптации И. И. Грачевой с целью выявления уровня перфекционизма, в частности я-ориентированного перфекционизма [1].

При получении материала с целью выяснения я-образа студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности был использован метод свободного самоописания. Инструкция к самоописанию будущим профессионалом собственных качеств и особенностей предусматривала необходимость указания вышеуказанных характеристик, которые соответствуют их мотиву или цели учебно-профессиональной деятельности. Всего был опрошен 51 студент-казах, осваивающий профессию психолога. Исследование проводилось фронтально в студенческих группах в 2009 г. в г. Астане (Республика Казахстан), в Евразийском национальном университет им. Л. Н. Гумилева.

При обработке текстов самохарактеристик респондентов, полученных в ответ на вопрос «Какие Ваши качества и особенности (характеристики) могут способствовать достижению успеха или неуспеха в учебно-профессиональной деятельности?», был использован метод контент-анализа. Данный метод и разработанную нами методику обработки эмпирических данных, полученных при самоописании характеристик «я», мы использовали при исследовании самосознания учащихся ПТУ и врачей хирургического профиля. Результаты данного исследования представлены в нашей докторской диссертации [3] и монографии «Самосознание профессионала» [2]. При анализе текстов мы осуществляли следующие операции:

1) расчленение текста самохарактеристики каждого студента на смысловые единицы (высказывания, слова), так или иначе раскрывающие качества и особенности субъекта учебно-профессиональной деятельности;

2) упорядочение и распределение смысловых единиц из всех текстов данной группы по категориям анализа;

3) подсчет частоты смысловых единиц, включенных в соответствующую категорию. Мы полагали, что частота вышеуказанных единиц является показателем осознанности соответствующих черт для респондентов, включенных в данную группу.

Результаты теоретико-эмпирического исследования самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом представлены в нашей статье «Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму» [6, с. 88-100], а результаты эмпирического исследования — в статье «Самоотношение студентов-казахов, склонных к перфекционизму» [7, с. 299-301].

Авторы методики, выявляющей разные аспекты перфекционизма, П. Хьютт и Г. Флетт под перфекционизмом понимают стремление быть совершенным, безупречным во всем.

Результаты исследования перфекционизма у студентов позволили нам сформировать две группы респондентов. В первую группу включены респонденты со средним уровнем перфекционизма, ориентированного на себя (ПОС). В нее вошли 17 человек, общее количество баллов у них составляло от 35 до 69. Вторая группа — с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, 43 человек от 70 до 105 баллов.

Лицам с высоким уровнем перфекционизма (ПОС) свойственна ориентация на предъявление к себе чрезвычайно высоких требований, а у лиц со средним, соответственно, уровень требований к себе не является завышенным. В вышеназванных группах мы изучали особенности я-образа как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания у студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма. А результаты исследования, полученные на респондентах с высоким уровнем перфекционизма, мы намечаем опубликовать на следующий год в «Вестнике Бурятского госуниверситета».

В составе я-образа студентов данной группы находятся компоненты, раскрывающие свойства направленности, нравственно-психологические качества, волевые, интеллектуальные свойства, эмоциональность и ее проявления, общение и коммуникативные свойства, подготовленность личности, отношение субъекта к деятельности и к условиям деятельности, саморазвитие и самореализация личности.

Как видно из таблицы 1, для студентов со средним уровнем перфекционизма наиболее актуально отражение собственной деятельности. Общее число употреблений в самохарактеристиках, раскрывающих отношение субъекта к деятельности, равно 24 (29,2 % от 82 смысловых единиц).

Таблица 1

Разновидности характеристик «я» при описании себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма

№ п/п Разновидности характеристик (указания на...) Абс. число Отн. число Ранг

1 Направленность 7 8,5 5,5

2 Нравственно-психологические качества 7 8,5 5,5

3 Волевые свойства 10 12,1 3

4 Интеллект 2 2,4 9

5 Эмоциональность и ее проявления 4 4,9 7

6 Общение, коммуникативные свойства 17 20,7 2

7 Подготовленность, знания 8 9,7 4

8 Отношение к деятельности и к ее условиям 24 29,3 1

9 Самосовершенствование, самосознание 3 3,7 8

Количество смысловых единиц 82

Всего (в %) 100

Деятельность личности побуждается различными мотивами. Студенты осознают свойства направленности. Общее число употреблений в самохарактеристиках составляет немногочисленную группу и равно 7 (8,5 % от 82). Репертуар смысловых единиц, раскрывающих свойства направленности, включает мотивы учебно-профессиональной деятельности субъекта: профессиональные интересы; личностные мотивы — потребность в самореализации; позиционные мотивы — желание выделиться; потребность в достижениях — желание получить «красный диплом». Среди осознаваемых мотивов большую актуальность для студентов имеет профессиональный мотив. Например, «Интерес к профессии».

Социум, профессиональная деятельность предъявляют высокие требования к нравственно-психологическому облику психолога. Эта профессия относится к профессиям «помогающего типа». Психологи стоят на страже психического здоровья населения.

В статье «Профессия психолога» нами был осуществлен обстоятельный анализ профессиональной деятельности психолога [5, с. 55-83], который позволил нам прийти к следующим выводам:

Профессия — понятие многозначное. Профессия представляет собой социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность получать средства для его существования и развития. Успешное занятие субъекта той или иной профессией требует от него определенной подготовленности (знаний, умений, навыков), соответствующих способностей, профессионально важных качеств. Профессия психолога относится к типу профессий, по Е. А. Климову, «Человек — Человек» (Ч.-Ч.).

Психолог работает в различных структурах, учреждениях и осуществляет научно-исследовательскую, научно-практическую, педагогическую, методическую, организаторскую деятельность. Спектр направлений его работы разнообразен. Он познает психологию людей посредством методов психологического исследования, оказывает психологическую помощь конкретным людям или группам людей.

К психологу предъявляются квалификационные требования, представленные в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям служащих. Выделяются профессионально важные качества, способности, необходимые для успешного осуществления его профессиональной деятельности.

От психологов, работающих по каждой из психологических специальностей (психолога-исследователя, практического психолога, психолога-преподавателя, психолога-организатора), требуется различный склад и тип личности.

Психолог выполняет ряд профессиональных функций. Профессор Бурятского госуниверситета А. Д. Карнышев выделил основные функции психолога: исследовательско-диагностическая, психотерапевтическая, психокоррекционная, психопрофилактическая, профориентационная, организаторская, обучающая. Наряду с вышеуказанными функциями психолог осуществляет психоконсультационную функцию и выступает в роли психолога-консультанта. Практический психолог выполняет полезные действия, направленные на человека: сохранение психического здоровья людей, создание условий, способствующих правильному развитию личности ребенка и взрослого. И в этом заключается социальный и гуманистический смысл работы психолога [5, с. 55-83].

Е. С. Романова проанализировала профессиограмму психолога [8], выделила способности, личностные качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности психолога, а также качества, препятствующие эффективному выполнению его работы. К личностным качествам, интересам, склонностям психолога она относит следующие: высокая степень ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность; воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение прогнозировать события; находчивость; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность. По ее мнению, осуществлению профессиональной деятельности мешают следующие качества: психическая и эмоциональная неуравновешенность; агрессивное отношение к людям; замкнутость; нерешительность; отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять другого человека; ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); низкий интеллектуальный уровень развития [8, с. 299-301].

Таблица 2

Распределение указаний о нравственно-психологических качествах в самоописаниях студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма

№ п/п Категории Абс. число Отн. число

1 Отношение к людям:

Внимательное и чуткое отношение к людям 3 42,8

Открытость 1 14,3

Принципиальность 1 14,3

Воспитанность 1 14,3

2 Отношение к делу:

Ответственность 1 14,3

Количество смысловых единиц 7

Всего (в %) 100

Черты, характеризующие отношение к людям, помогают личности поддерживать контакты с людьми и взаимодействовать с социальным окружением. Репертуар высказываний об отношении к людям у будущих психологов небольшой (табл. 2). Сюда включаются гуманистические свойства: внимательное, чуткое отношение к людям; отношение к социальному окружению как открытость к взаимодействию с людьми; синтетические моральные свойства: принципиальность, воспитанность.

Одним из базовых отношений личности является отношение к делу. Но, к сожалению, в группе обучающихся данного рода свойства редко фиксируются. Ответственное отношение к делу (учебе, работе) является крайне неактуальным.

Следовательно, в структуре профессионального самосознания нравственный компонент в этой группе студентов не занимает ведущего места. Данные черты важно развивать у будущих профессионалов, что, в свою очередь, может стать объектом рефлексии.

Велика роль воли в учебе, труде человека. С помощью мышления человек определяет, где, когда и какое он может приложить волевое усилие, чтобы реализовать свою цель. Воля — это сознательная организация и регулирование своего поведения и деятельности, выражающиеся в умении преодолевать внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к реализации поставленной им цели. В ходе волевой деятельности личность осуществляет анализ сложившейся ситуации, принимает решение, ставит цели, намечает мысленный план исполнения, при этом выбирает пути будущего действия, средства, способствующие достижению цели, а затем исполняет намеченный ею план на практике и дает оценку полученного результата. Многократное выполнение субъектом учебно-профессиональной деятельности волевых действий способствует формированию волевых свойств — настойчивости, сдержанности, терпения и т. д. Волевые свойства, развивающиеся и формирующиеся в деятельности студента, становятся объектом самоотражения. К ним относятся: настойчивость и упорство, сдержанность и терпение, решительность. Наряду с позитивными волевыми свойствами нечасто объектом рефлексии становится негативное свойство — упрямство.

Таблица 3

Распределение значимости волевых свойств по рангам у студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма

№ п/п Волевые свойства Абс. число Отн. число Ранги

1 Настойчивость, упорство 5 50 1

2 Сдержанность 2 20 2

3 Терпение 1 10 4

4 Решительность 1 10 4

5 Упрямство 1 10 4

Количество смысловых единиц 10

Всего (в %) 100

Как видно из таблицы 3, чаще всего студенты выделяют следующие волевые свойства: настойчивость и упорство в достижении поставленных целей, эти свойства характеризуются рангом 1, реже фиксируют волевые свойства, в которых выражается тормозная функция воли, в частности сдержанность, терпение. Остальные свойства мало актуальны для учащейся молодежи.

Важную роль в процессе профессиональной подготовки психолога играют познавательные процессы и интеллектуальные свойства. Профессия психолога относится к профессии умственного труда. В процессе решения учебно-познавательных задач в проблемной ситуации студент выполняет различные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации. В учебно-профессиональной деятельности студента-психолога при решении учебно-профессиональных задач актуализируются психологическое мышление и интуиция, интеллектуальные свойства: глубина, самостоятельность, быстрота, гибкость мышления, рассудительность, сообразительность, наблюдательность и т. д. Но, к сожалению, обучающиеся редко отражают собственные интеллектуальные свойства. Объектом рефлексии студентов явились только два интеллектуальных свойства: рассудительность, сообразительность, отмечаемые с частотой 2. В их самохарактеристиках не были представлены указания на познавательные процессы, имеющие профессиональную специфику. Хотя в профессиограмме, описанной Е. С. Романовой, отмечается, что для психолога необходимы следующие способности: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и

словесно-логической памяти; хорошее развитие логического мышления, мнестических способностей (долговременная и кратковременная память) [4, с. 113].

Учебно-профессиональная деятельность становится источником разнообразных эмоций и эмоциональных состояний: сомнения, тревоги, волнения, радости, огорчения, стресса, фрустрации, нервно-психической напряженности, удовлетворенности и т. д. В молодом возрасте в основном царит положительный фон настроения, так как молодежь — это люди, направленные в будущее, а студенчество — самая беззаботная пора жизни. Репертуар высказываний об эмоциональных проявлениях и состояниях является очень скудным и включает эмоциональное состояние: жизнерадостность (частота 2), интеллектуальное чувство — чувство юмора (частота 1), а также этическое чувство — гордость за себя (1). Все это свидетельствует о том, что у молодых людей объектом рефлексии становятся в основном эмоциональные переживания с положительным знаком.

Общение представляет собой процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями деятельности. Согласно Г. М. Андреевой, оно состоит из трех сторон: коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной. В процессе общения люди используют не только вербальные средства коммуникации, но и невербальные. Педагогическое общение является неотъемлемой стороной учебно-воспитательного процесса. Общение разворачивается в системе «преподаватель — студент», «студент — студент», а во время производственной практики «будущий психолог — клиент».

В процессе учебно-профессиональной деятельности у студента-психолога развиваются коммуникативные способности и умения. Е. С. Романова отмечает, что для психолога необходимы коммуникативные способности; умение слушать, вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно), ораторские способности (грамотное выражение своих мыслей), способность самопознания [4, с. 113; 8, с. 307-308].

Репертуар высказываний об общении небольшой и включает деятельность общения в целом, социально-психологическую атмосферу в группе, интерактивную сторону общения — психологический контакт, в частности осознание взаимоотношений с друзьями (табл. 4).

Таблица 4

Распределение значимости характеристик общения и коммуникативных способностей у студентов со средним уровнем перфекционизма

№ Разновидности характеристик Абс. Отн. Ранг

п/п число число

1 Общение, социально-психологическая атмосфера 3 17,7 4

2 Коммуникативные способности: 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общительность 5 29,4 1

Эмпатия 1 5,9 5

Понимание других людей 4 23,5 2,5

Осознание самого себя 4 23,5 2,5

Количество смысловых единиц 17

Всего (в %) 100

Коммуникативные способности психолога — это те качества и умения, которые позволяют налаживать целесообразные отношения с клиентами, с учащимися, с группами людей. Сюда включаются умения чувствовать и понимать различного рода состояния людей (интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, состояния волевой деятельности), качества и проникать во внутренний мир другого человека, умение говорить и слушать, выражать себя, воспринимать и понимать личность другого человека и собственную личность. Наиболее широко в самоотчетах представлены коммуникативные способности субъекта, они характеризуются рангом 2 (табл. 1). Среди них наиболее актуально отражение коммуникативного качества «общительность». Далее значимы коммуникативные умения — понимание других людей, а также самого себя, они характеризуются рангом 2,5. Менее актуально также такое коммуникативное качество, как эмпатия.

Обучение в вузе предъявляет определенные требования к уровню подготовленности студента. Выпускник должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и общекультурными и общепрофессиональными компетенциями.

Е. В. Стрюкова в профессиограмме психолога отмечает содержание деятельности профессионала, основные операции и действия. Профессионал осуществляет разные виды деятельности: научно-исследовательскую, научно-практическую, педагогическую, методическую, информационно-практическую. Психолог занимается изучением не только отдельных личностей, но и групп людей, способствует оптимизации социально-психологического климата в группах, осуществляет разработку мероприятий, направленных на оказание психологической помощи человеку. Важной стороной деятельности психолога является психопрофилактическая работа с целью предупреждения возможных нарушений в развитии психики людей. Он способствует созданию условий для полноценного психического развития человека и становления его личности. Профессионал должен обладать следующими специальными знаниями: знание общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности, управления, труда и инженерной психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психотерапии, психогигиены, профориентации; психологических методов исследования, коррекции развития личности. Он должен обладать следующими умениями и навыками: владеть методами психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики, психологического развития, психотерапии, психологического консультирования, уметь создавать психологический инструментарий, в частности составлять опросники и анкеты, а также проводить психологические исследования, составлять заключения, разрабатывать рекомендации и проводить занятия по определенным коррекционным программам и т. д. [5, с. 55-83].

Репертуар характеристик подготовленности субъекта у респондентов недостаточно разнообразный (табл. 5).

Таблица 5

Распределение значимости характеристик опыта, подготовленности по рангам у студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма

№ Характеристики опыта, Абс. число Отн. число Ранги

п/п подготовленности субъекта

1 Знания 4 50 1

2 Образованность 3 37,5 2

3 Умения 1 12,5 3

Количество смысловых единиц 8

Всего (в %) 100

Как видно из таблицы 5, для достижения целей учебно-профессиональной деятельности студентов наибольшую значимость имеют знания. Для респондентов характерно обобщенное отражение собственных знаний, они не указывают наименования областей науки, с которыми они соотносят свои знания. Из категорий подготовленности рангом 2 характеризуется образованность. Менее актуально отражение профессиональных умений.

Таблица 6

Разновидности характеристик учебно-профессиональной деятельности у студентов-психологов со средним уровнем перфекционизма

№ Разновидности характеристик Абс. Отн. Ранги

п/п число число

1 Практика 1 4,3 7

2 Учеба 5 21,7 2

3 Отношение к социальным условиям деятельности:

Отношение к преподавателю 5 21,7 2

Оценка качеств преподавателя 3 13 4

Отношение к вузу 1 4,3 7

4 Отношение к предметным условиям деятельности: 2 8,7 5

Специальная литература

5 Результат учебно-профессиональной деятельности 5 21,7 2

6 Оценка результата деятельности — «успешность» 1 4,3 7

Количество смысловых единиц: 23

Всего (в %) 100

Рассмотрим отношение обучающихся к деятельности. Человек является деятельным, действующим существом. В структуре любой деятельности выделяются ее составляющие: мотивы, цели, являющиеся предвосхищаемым результатом деятельности, средства, результаты, оценка деятельности. В деятельности это внешние и внутренние условия деятельности. В свою очередь, внешние условия деятельности подразделяются на предметные и социальные. Обучающиеся фиксируют разнообразные характеристики осуществляемой ими деятельности.

Среди характеристик деятельности респонденты чаще всего выделяли учебную деятельность, они отмечали сам учебный процесс, изучение ими психологических дисциплин и основных направлений психологии. Например, «Изучаю историю психологии»; «Изучаю основные направления психологии». Объектом рефлексии становится и прохождение ими практики, во время которой они осваивают профессию.

Для студентов актуально отношение к социальным условиям осуществления деятельности. Они выражают свое отношение к учебному заведению, например, «Нравится вуз Евразийский национальный университет», а также к преподавателям. Например, «Нравятся преподаватели»; «Высококвалифицированные преподаватели»; «Высокообразованный преподаватель». Объектом отражения становятся качества и профессиональные умения преподавателя: требовательность, критичность, объективность при оценивании студентов, например, «Для меня важна обоснованная критика со стороны преподавателя»; «Объективность преподавателя при оценивании студентов».

Реже студенты выражают отношение к предметным условиям осуществления своей деятельности, в частности к материально-технической базе. Например, «Интересная специальная литература».

Объектом самоотражения становится процесс и результат учебно-профессиональной деятельности при обучении в вузе. Например, «Я получаю качественное, хорошее образование»; «Результат моей учебы — получение образования». Редко дается оценка деятельности со стороны ее успешности/неуспешности, например, «Хочу быть успешным человеком в деятельности».

В самохарактеристиках респондентов были представлены единичные указания на саморазвитие и самореализацию личности. Например, «Занимаюсь саморазвитием личности»; «Стараюсь получить качественное образование, чтобы в дальнейшем самореализовать себя».

Итак, можно подвести итоги.

Нами осуществлен качественно-количественный анализ самохарактеристик студентов бакалавров Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, осваивающих профессию психолога.

Содержательная характеристика я-образа студентов-психологов со средним уровнем перфекци-онизма, ориентированного на себя, является разносторонней, но недостаточно дифференцированной. В состав структуры я-образа студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности входят следующие компоненты, выделенные нами при осуществлении качественно-количественного анализа: направленность, нравственно-психологические, волевые, интеллектуальные свойства, особенности эмоциональной сферы, подготовленность и опыт, общение и коммуникативные способности, отношение к учебно-профессиональной деятельности, саморазвитие и самореализация личности.

У респондентов данной группы в самохарактеристике были представлены в среднем 4,8 смысловых единиц.

Для обучающихся наиболее актуально отражение своего отношения к деятельности, в частности к социальным условиям осуществления учебно-профессиональной деятельности; общения, коммуникативных способностей, проявляющихся в общении; волевых свойств.

Объектом самоотражения крайне редко становятся интеллектуальные свойства, а также особенности аффективной сферы субъекта.

Освоение профессии психолога является важным фактором становления профессионального самосознания студентов-казахов. Студенты отражают те нравственно-психологические качества, коммуникативные способности и умения, которые необходимы им в будущей их профессии.

Для обучающихся характерно обобщенное представление о себе как субъекте учебно-профессиональной деятельности, что связано, в свою очередь, со свойственным для лиц юношеского возраста абстрактно-логическим уровнем отражения действительности и себя как психической реальности.

Литература

1. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьютта, Г. Флетта // Психологический журнал. — 2006. — № 6. — С. 73-89.

2. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999.

3. Миронова Т. Л. Структура и развитие профессионального самосознания: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1999.

4. Миронова Т. Л. Психология как профессия // Психология личности, субъекта деятельности: материалы межвуз. науч.-практ. конф. (20 сентября 2004 г.). — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. — С. 102-136.

5. Миронова Т. Л. Профессия психолога // Вестник Бурятского университета. Сер. 10: Психология. — 2006. — Вып. 3. — С. 55-83.

6. Миронова Т. Л., Дондупова Э. В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекцио-низму // Вестник Бурятского государственного университета. — Вып. 5. Психология. Социальная работа. — 2010. — С. 88-100.

7. Миронова Т. Л. Самоотношение студентов-казахов, склонных к перфекционизму // АТР в XXI веке: культурно-цивилизационный и социопсихологический контекст: научные труды IX Азиатско-Тихоокеанского международного конгресса психологов (Пекин (Китай) — Хабаровск (Россия) — Харбин (Китай), 13-17 декабря 2010 г.). — Хабаровск, 2010. — С. 299-301.

8. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2004.

References

1. Gracheva I. I. Adaptatsiya metodiki «Mnogomernaya shkala perfektsionizma» P. Kh'yutta, G. Fletta [Adapting of P. Hyutt's and G. Flett's technique "Multidimensional Perfectionism Scale"]. Psikhologicheskii zhurnal — Psychological Journal. 2006. No. 6. Pp. 73-89.

2. Mironova T. L. Samosoznanie professionala [Consciousness of a professional]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 1999.

3. Mironova T. L. Struktura i razvitie professional'nogo samosoznaniya. Dis. ...d-ra psikhol. nauk [Structure and development of professional identity. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 1999.

4. Mironova T. L. Psikhologiya kak professiya [Psychology as a profession]. Psikhologiya lichnosti, sub"ekta deyatel'nosti — Psychology of personality, activity subject. Proc. Intercoll. sci. and pract. conf. (September 20, 2004). 2005. Pp. 102-136.

5. Mironova T. L. Professiya psikhologa [Profession of psychologist]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 10. Psikhologiya — Bulletin of Buryat State University. Ser. 10. Psychology. 2006. V. 3. Pp. 55-83.

6. Mironova T. L., Dondupova E. V. Osobennosti samootnosheniya studentov, sklonnykh k perfektsionizmu [Self-attitude features of students inclined to perfectionism]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 5. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota — Bulletin of Buryat State University. V. 5. Psychology. Social work. 2010. Pp. 88-100.

7. Mironova T. L. Samootnoshenie studentov-kazakhov, sklonnykh k perfektsionizmu [Self-attitude of Kazakh students inclined to perfectionism]. ATR v XXI veke: kul'turno-tsivilizatsionnyi i sotsiopsikhologicheskii kontekst - APR in the 21st century: cultural-civilizational and socio-psychological context. Sci. works of 9th Asia-Pacific Int. Congress of Psychologists. Beijing (China) — Khabarovsk (Russia) — Harbin (China), (December 13-17, 2010). Khabarovsk, 2010. Pp. 299-301.

8. Romanova E. S. 99 populyarnykh professii. Psikhologicheskii analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and professiogram]. St Petersburg: Piter, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.