УДК 159.923
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
О.И. Кононенко. Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова (Одесса, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассмотрены основные теоретические подходы к изучению феномена перфекционизма личности, выделены и проанализированы психоаналитический, бихевиористиче-ский и когнитивный направления в психологической науке. В современной психологии перфекционизм рассматривается как психологический конструкт, сочетающий избыточно высокие стандарты ожидаемых результатов деятельности и притязания. Отмечена необходимость построения модели перфекционизма личности, которая бы описывала структуру, генезис и детерминанты перфекционизма личности. Перфекционизм в психологической науке определяется как стремление личности к самосовершенствованию, безупречности во всем и является относительно устойчивой личностной чертой. Он может иметь как здоровый, так и патологический характер протекания и проявляться как в отношении субъекта к самому себе, так и к другим.
Ключевые слова: перфекционизм, личность, стремление к совершенству, высокие требования, дезадаптивность.
Слово перфекционизм пришло в европейские языки из латинского: perfectus - абсолютное совершенство. С точки зрения религиозных догматов Средневековья и философских учений более позднего времени перфекционизм - это убежденность в том, что совершенствование является той целью, к которой должен стремиться как отдельный человек, так и все человечество. В современной психологии перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты,
стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности.
На протяжении многих эпох идея стремления к совершенству являлась одним из движущих мотивов и регулятивных принципов в жизни человека и общества, представления об идеале формировали фундамент мировоззрения и самосознания человека, задавали его место и роль в социуме, историческом процессе, в природе и мироздании в целом, определяли вектор его развития.
Впервые четкое определение перфекционизма дали американские психоаналитики, последователи А. Адлера и К. Хорни [1; 2]. Под перфекционизмом авторы имели в виду высокие личностные стандарты, которые человек ставит перед собой, так и другим людям по выполняемой деятельности. Соответственно, перфекционистами называют людей, которые устанавливают нереалистичные стандарты, как для себя, так и для других людей. Несоответствие этим высоким стандартам приводит людей к неудовлетворенности. Данная теория перфекционизма имела одномерный характер и была сфокусирована только на своем «Я». Определение перфекционизма в данной концепции звучит следующим образом - «повседневная практика выдвигает к себе требования более высокого качества выполнения деятельности, чем требуют того обстоятельства» [2].
Первые строгие определения понятия «перфекционизм» были сформулированы именно в работах представителей психоанализа - М. Hollender (1965) и W. Missildine (1963), однако для психоаналитически-ориентированных авторов не характерен выбор перфекционизма в качестве непосредственного предмета исследования - это феномен понимается в более широком контексте вопросов структурной и динамической организации личности, предоставляя богатый теоретический материал для понимания сущности, генеза и механизмов деструктивности перфекционизма. В целом, обзор работ психоаналитического направления позволяет сделать вывод о том, что
перфекционизм, понимаемый как проявление нарциссической организации личности, как защита от переживания токсического стыда и как попытка соответствовать нереалистичным требованиям сурового суперэго, неотделим от деструктивности, пронизывающей все сферы жизнедеятельности личности и проявляющейся в нарушениях самоидентичности, искажениях объектных репрезентаций, в негативистически враждебном отношении к самому себе и к окружающим людям, тягостных эмоциональных переживаниях, нарушениях когнитивного функционирования и аффективной регуляции.
Согласно определению создателей шкалы MPS Хьюитта и Флетта перфекционизм - это стремление быть совершенным, безупречным во всем. Изначально данная проблема исследовалась как связанная с проблемой одаренности и интересовала ученых в связи с изучением психологических трудностей одаренных людей, в особенности - детей и подростков. Некоторые западные ученые (D. Burns 1980, R. Frost 1984, 1985, A. Pacht 1989, S. Blatt 1996) склонны акцентировать внимание на негативных проявлениях перфекционизма, таких как трудности в общении, трудности с принятием решений, медлительность, трудоголизм, чрезмерная самокритичность, беспокойство, тревожность, навязчивые сомнения и опасения (D. Burns 1980, A. Pacht 1989). Другие психологи посвящали свои исследования изучению позитивных сторон этого явления, в частности, так называемой моральной одаренности перфекционистов (K. Debrovski, T. Piechovsky 1972, 1976, 1997). В современных работах учитываются как негативные, так и позитивные аспекты данного явления (S. Peters, 2001, P. Hewitt & G. Flett 2001). В настоящее время проводится все больше исследований, целью которых является поиск методик, приемов психокоррекционной работы, направленной не на то, чтобы «излечить» от перфекционизма, а на то, чтобы помочь людям, стремящимся к совершенству, адаптироваться в социуме и в полной мере реализовать свой потенциал (B. Kerr, 2000, S. Peters, 2001).
Основываясь на результатах клинических наблюдений и использовав наработки предшественников, Хьюитт и Флетт описали три
составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально предписанный перфекционизм. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на себя, предполагает наличие чрезвычайно высоких стандартов, установленных человеком для себя. Данная составляющая перфекционизма связана с целеустремленностью, тенденцией ставить перед собой «отдаленные», труднодостижимые цели и сосредотачиваться на них. Высокий уровень перфекционизма, ориентированного на других, предполагает наличие чрезвычайно высоких стандартов, установленных человеком для других, требовательность по отношению к окружающим, нетерпимость, нежелание прощать ошибки, несовершенства. Высокий уровень социально предписанного перфекционизма предполагает убежденность человека в том, что другие люди имеют относительно него чрезвычайно высокие ожидания, соответствовать которым очень трудно, если вообще возможно, но соответствовать этим стандартам необходимо, чтобы заслужить одобрение и приятие, избежать негативной оценки. В главе описывается история создания инструментария, позволяющего изучать перфекционизм как многомерное явление; обсуждаются исследования Хьюитта и Флетта, в результате которых была разработана и проверена шкала MPS1 [2; 5].
В большой обзорной статье R.C. O'Connor отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на триста процентов [9]. Существуют две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривала перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты, хотя современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - это многомерный конструкт. За рубежом наиболее известными являются британская R. Frost [7] и канадская P. Hewitt, G. Flett [8] модели перфекционизма. В британской модели выделены шесть параметров перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности. В канадской модели выделяют три параметра перфекционизма: «я-
адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и перфекционизм, адресованный другим. В британской и канадской моделях разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale (британский опросник сокращенно называется MPS-F, канадский - MPS-Н). Параметры перфекционизма, выделяемые в каждой из моделей, полностью отражены в опросниках [6].
Изначально перфекционизм рассматривался как одномерный конструкт с единственным параметром в виде «чрезмерно высоких стандартов личности» (M. Hollender, 1965; W. Missildine, 1963; D. Burns, 1984). В настоящее время исследователи отстаивают многомерную структуру черты (P. Hewitt, G. Flett, 1990; R. Frost, R. Heinberg, C. Holt, 1993). В канадской концепции за основу взята объектная направленность черты, выделены «Я-адресованный», «адресованный другим», «адресованный миру» и «социально-предписываемый» перфекционизм (P. Hewitt, G. Flett, 1990). В британской концепции (R. Frost) выделены шесть компонентов (высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания и критика, стремление к порядку и организованности). В американской концепции выделены «высокие стандарты», «склонность к порядку», «тревога», «прокрастинация» и «проблемы в интерперсональных отношениях» (R. Slaney, K. Rice, J. Ashby, 2002). Отмечены спорные аспекты этих концепций: уязвимость канадской концепции заключается в ее внутренней противоречивости. Правомерно выдвигая тезис о многомерности перфекционизма, ее авторы фактически акцентируют единственный параметр «высокие стандарты», оговорив возможность их разной адресации (собственной личности, миру, окружающим людям). Параметр «социально предписываемого перфекционизма» представляет те же высокие стандарты, только делегируемые индивиду значимыми другими (субъективное ощущение «принуждения к совершенству»). Эти представления не объясняют в полной мере то, как высокие требования к собственной личности трансформируются в саморазрушительную погоню за невозможным и становятся патогенными.
Канадские исследователи игнорируют ряд важных когнитивных параметров перфекционизма, в сочетании с которыми высокие стандарты становятся дезадаптивными. Нуждаются в уточнении интерперсональные параметры, в описание которых не вошли важные характеристики, например, склонность к ревнивому отслеживанию успехов других людей и сравнению себя с ними по принципу «чужие достижения - свидетельство моей несостоятельности». Представления о психологической структуре перфекционизма британской группы также уязвимы для критики. Они содержат разные основания классификации: наряду с индивидуальными характеристиками, включают показатели родительского стиля, что не является личностной чертой. Наконец, американская модель описывает, скорее, разнообразные негативные последствия перфекционизма, чем его аспекты. Таким образом, структура перфекционизма нуждается в дальнейшем уточнении.
В психоаналитической парадигме проблема перфекционизма звучала в рамках большинства исследований. Стремление к совершенству обсуждался в контексте таких тем, как: первичный и вторичный нарциссизм, Эго-идеал как психическая структура (З. Фрейд), комплекс неполноценности и его гиперкомпенсация в чувстве превосходства (А. Адлер), ненасыщенность перфекционистских потребностей и ригидность идеализированных образов Я и Других (К. Хорни), патологическая форма регуляции самооценки (В. Райх), явная грандиозность и скрытая хрупкая неполноценность Я-концепции (Akhtar), когнитивно-аффективная поглощенность собственной личностью (Westen) манипулятивные стратегии межличностного взаимодействия (Вацлавик, Бивин, Джексон) внутри-и межличностная регуляция нарциссического Я-концепции (Rhodewalt, Morf) [3]. Однако в целом, большая часть дискуссий о перфекционизме как черте личности, проявляющееся в безудержном стремлении к совершенству, в психоаналитически ориентированном направлении исследований работа ведется по поводу внутри- и интрапсихической динамики, а фокус дискуссий направлен на роль специфики раннего развития в формировании феномена перфекционизма и его функционирования в жизни личности в период взрослости. Основное
внимание уделяется перфекционизма как личностной черты, свойственной нарциссическому расстройству личности и предельному уровню психической организации [1; 2; 4].
Перфекционистские тенденции в их связи с нарциссизмом были описаны еще Фрейдом в 1900 году в «Трех очерках по теории сексуальности». Четыре года спустя, в своем плодотворном труде «О нарциссизм» (1913), З. Фрейд описал основополагающие понятия первичного и вторичного нарциссизма, природу выборов нарциссического объекта и нарциссического образования Эго-идеала как психической структуры. Избегая в данной работе характерологической типологии, З. Фрейд ссылался на индивидов, которые притягивают внимание людей нарциссическим постоянством, с которым им удается ограждать свое Эго от всего, что могло бы унизить его. В 1931 году Фрейд описывает человека с «нарциссического типом характера» как субъекта, главным образом заинтересованного в самосохранении и в защите собственного Я. Он независим и не уязвим для угроз. Его Эго содержит большое количество диспозиционной агрессивности, которая также проявляется в готовности к активности. В его эротического жизни быть любимым предпочтительнее, чем любить. Люди, принадлежащие к данному типу характера, поражают других как личности; им особенно подходит социальная позиция человека, который поддерживает окружающих, роль лидера в порождении нового материала для культурного развития или роль борца против несправедливости и неизменного положения дел [4].
О заложенности тенденций к индивидуации или саморазвитию в природе человека писал К.Г. Юнг. По его мнению, необходимым условием, благодаря которому совершенство, возможно, является присутствие в нашем сознании символа самости. Самость потенциальная, так как она -лишь отдаленная цель становления человека, и в то же время актуальна -она есть нечто действительное, скрыто присутствует в царстве архетипов. Представление о совершенстве связывается К.Г. Юнгом с влиянием архетипа, поскольку совершенство безусловно принадлежит к числу феноменов, обладающих большой силой воздействия на человеческое сознание, что имеют власть над человеком, не объяснимую рациональным
образом. Образ совершенства обладает чертами законченности, самодостаточности, целостности. По мнению К. Юнга, эти черты сознание обнаруживает именно в тех образах, которые создаются под влиянием архетипа самости. Стремление к совершенству является не только допустимым, но и просто врожденным свойством человека, одним из самых мощных корней цивилизации [1; 4].
В рамках теории Альфреда Адлера можно говорить о патологическом перфекционизме как о стремлении к «фиктивной цели личного предпочтения ... и идеала - либо совершенства и безгрешности» [2]. Осевыми пояснительными понятиями в его концепции были «комплекс неполноценности» и «гиперкомпенсация неполноценности», которые служили или двигателем развития, социализации личности, или приводили к уходу от полноценного межличностного сотрудничества и избеганию истинных эмоциональных привязанностей. Стремление к личной власти и превосходству Альфред Адлер представлял как форму конкретизации стремления к совершенству, а соблазн безграничного стремления к совершенству - особенно актуальным в западной культуре. Адлер постулирует нарушение ценностно-смысловой сферы в патологическом перфекционизме и подмену базового для человеческого индивида чувства общности личным индивидуализмом. Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру, то есть является фактором формирования перфекционизма [1].
Психоаналитически ориентированные авторы отмечают, что перфекционизм, стремление к личному совершенству и грандиозности, инвертирование либидо - отрицательно влияют на качество объектных отношений. Перфекционисты обладают неоправданно высоким самомнением, гиперболизированным, нереалистичным, т.е. похожим на внутреннее инфантильное мерило, избыточной неотреагированной агрессией и зависимость от одобрения их окружающими. Они поглощены фантазиями о самости.
Таким образом, остро дискуссионным остается вопрос о психологической структуре перфекционизма. Перфекционизм являясь обостренным стремлением к совершенству, которое может относиться как к собственной личности, так и к результатам любой деятельности, имеет определенные социально-психологические аспекты. Как результат чрезмерно высоких стандартов деятельности и предъявления требований себе, стремление к совершенству оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности. В современных теоретических и эмпирических исследованиях выработано представление о перфекционизме как о многомерном конструкте, однако, требующее дальнейшего исследования.
Литература:
1. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. - М., 1996. - 243 с.
2. Гаранян, Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. докт. психол. наук / Н.Г. Гаранян. - М, 2010. - 42 с.
3. Гарчева, И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.И. Гарчева; Ин-т психологии. - М., 2006. - 24 с.
4. Томэ Х. Современный психоанализ. В 2 Т. / Х. Томэ, Х. Кэхеле; общ. ред. А.В. Казанской. - М., 1996. - 776с.
5. Юдеева, Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. канд. психол.наук / Т.Ю. Юдеева. - М, 2007. - 275 с.
6. Ясная, В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 157-168.
7. Frost, R. The dimensions of perfectionism / R. Frost, P. Marten, C. Lahart, R. Rosenblate // Cogn. Ther. Res. - 1990. - Vol. 14. - P. 449-468.
8. Hewitt, P., Flett G. Perfectionism in the self and social contexts:
conceptualization, assessment and association with psychopathology / P. Hewitt, G. Flett // J. Person. Soc. Psychol. - 1991. - Vol. 60. - P. 456-470.
9. O'Connor, R.C. The relations between perfectionism and suicidality: A systematic review / R.C. O'Connor // Suicide Life-Threatening Behav. - 2007. -Vol. 37. - N 6. - P. 698-714.
© O. I/I. KoHOHeHKO, 2014.
© PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2014. — • —