Научная статья на тему 'Особенности самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом'

Особенности самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1204
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / САМООТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / САМОСОЗНАНИЕ / I-ORIENTED PERFECTIONISM / SELF-RELATION / STUDENTS / SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комиссарова Любовь Гомбоевна

В статье рассматривается самоотношение студентов с я-ориентированным перфекционизмом. Изучены взаимосвязи между различными уровнями перфекционизма, ориентированного на себя, и особенностями самоотношения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF STUDENTS SELF-RELATION WITH I-ORIENTED PERFECTIONISM

In the article the students self-relation with I-oriented perfectionism is considered. The interrelations between different levels of oriented at oneself perfectionism and the features of students self-relation have been researched.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом»

УДК 37.015.3

©Л.Г. Комиссарова ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С Я-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ

В статье рассматривается самоотношение студентов с я-ориентированным перфекционизмом. Изучены взаимосвязи между различными уровнями перфекционизма, ориентированного на себя, и особенностями самоотношения студентов.

Ключевые слова: я-ориентированный перфекционизм, самоотношение, студенты, самосознание.

L.G. Komissarova

THE FEATURES OF STUDENTS SELF-RELATION WITH I-ORIENTED PERFECTIONISM

In the article the students self-relation with I-orientedperfectionism is considered. The interrelations between different levels of oriented at oneself perfectionism and the features of students self-relation have been researched.

Keywords: I-oriented perfectionism, self-relation, students, self-consciousness.

Модернизация образовательного процесса коснулась и системы среднего профессионального образования. На смену категории «профессионализм» приходит понятие «компетентность». Компетентность, включая в себя качество профессионализма, также предполагает обладание надпрофессиональными знаниями и умениями [1, с. 131]. Развернутое толкование компетентности дается в работе Дж. Равена. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ...некоторые компоненты относятся к когнитивной сфере, а другие к эмоциональной, .эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [6].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, студент в период обучения в колледже, наряду с профессиональными компетенциями, должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, применять знания и умения в процессе практической деятельности, определять задачи профессионального и личностного развития. Кроме того, работодателей интересуют не только профессиональные характеристики, но и личностные качества специалиста-выпускника, такие как «открытость», «самоуверенность», «готовность к работе», «саморуко-водство» и «самоконтроль».

Наряду с вышесказанным современное молодое поколение под влиянием средств массовой информации и веянием времени ориентируется на западные ценности, такие как «направлен-

ность на успех и высокие достижения, в том числе и в профессиональной деятельности как главного направления в становлении человеческой сущности» [3, с. 89].

В связи с этим наше исследование направлено на выявление особенностей самоотношения студентов с я-ориентированным перфекционизмом.

Существует несколько подходов при анализе и описании эмоционального аспекта самосознания.

По И.И. Чесноковой, это эмоциональноценностное отношение, определяемое как «специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения» [8, с.108].

В.В. Столин рассматривает самоотношение как процесс, в котором качества, свойства «я» личности оцениваются в соответствии с собственными мотивами, целями, отвечающими ее потребности в самореализации. Он установил макроструктуру самоотношения, которая состоит из трех эмоциональных компонентов: «самоуважения», «аутосимпатии», «близости - само-интереса». Более общим образованием строения самоотношения является недифференцированное общее чувство «за» и «против» своего «я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов самоотношения по трем эмоциональным осям [7].

С Р. Пантилеев определил самоотношение как выражение смысла «я» для субъекта. Средствами современной экспериментальной психосемантики он исследовал эмоциональное про-

странство самоотношения, определил иерархическое строение самоотношения. Выделил три обобщенных фактора: «самоуважение», «аутосимпатия», «самоуничижение». Установил, что в самоотношении существуют две относительно независимые подсистемы - самооценок и эмоционально-оценочных отношений. В результате исследования им выявлено, что социальная ситуация развития личности и задаваемые ею мотивы ведущих деятельностей оказывают влияние на строение и содержание системы самоот-ношения [4, с. 39].

Перфекционизм - это стремление к совершенству, определяется как личностная черта. П. Хьюитт, Г. Флетт определяют перфекционизм как стремление быть совершенным, безупречным во всем [2, с. 73].

«Феномен перфекционизма рассматривается не только как индивидуальная склонность личности, но и как новообразование культуры современного общества, утверждающего всеобщую цель достижения индивидуального превосходства» [3, с.89].

Цель исследования: выявить особенности са-моотношения студентов колледжа с я-ориентированным перфекционизмом.

Объект исследования: самосознание личности у студентов колледжа, обучающихся на различных специальностях.

Предмет исследования: самоотношение студентов в зависимости от уровня перфекционизма, ориентированного на себя.

Исследование проводилось в 2011 г. на базе Бурятского лесопромышленного колледжа. Всего в исследовании приняли участие 206 студентов дневного отделения по специальностям: «Лесное и лесопарковое хозяйство» - 64 чел., «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 74 чел., «Экономика и бухгалтерский учет» - 68 чел. Средний возраст испытуемых 17,5 лет, диапазон их возрастной вариации определяется интервалом в 3 года - от 16 до 18 лет.

Для диагностики эмоционально-оценочной подсистемы самосознания нами была использована методика изучения самоотношения (МИС)

С.Р. Пантилеева [5], для определения уровня перфекционизма студентов была использована методика Хьюитта - Флетта «Многомерная шкала перфекционизма», адаптированная И.И. Грачевой [2, с. 73-89].

Обработка полученных эмпирических данных и математико-статистические расчеты проводились с использованием компьютерных программ Microsoft Excell 2007, Статистика 6.0.

Рассмотрим особенности самоотношения студентов безотносительно фактора перфекционизма. Результаты исследования по методике МИС представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения факторов самоотношения у студентов, обучающихся по различным специальностям (в стенах)

№ шкалы Название шкалы Показатели

Группа ЭО Группа ЛХ Группа ТА Вся группа

1 Открытость 6,2 6,1 6,2 6,2

2 Самоуверенность 5,9 5,4 5,7 5,7

3 Саморуководство 6,5 6 6,4 6,3

4 Отраженное самоотношение 6 5,8 5,9 5,9

5 Самоценность 7,1 5,7 6,3 6,4

6 Самопринятие 6,4 4,9 6,1 5,8

7 Самопривязанность 5,9 6 5,9 5,9

8 Внутренняя конфликтность 4,6 4,7 4,5 4,6

9 Самообвинение 4,6 4,6 4,7 4,6

Примечание: группа ЭО - группа студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»; группа ЛХ - по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»; группа ТА - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для студентов всех трех групп характерна тенденция к высоким оценкам по шкале «Открытости», что характеризует респондентов как личностей открытых, способных не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Студенты обладают критическим отношением к себе, глубоким осознанием себя и достаточно развитыми навыками рефлексии.

Оценка ниже среднего по шкале «Самоуверенность» во всех трех группах свидетельствует о том, что студенты недостаточно удовлетворены собой, своими возможностями, присутствует некоторая внутренняя напряженность, сомнения в своих способностях. У студентов-лесников данный показатель ниже, чем у студентов-экономистов и у студентов-автомехаников.

Для студентов-экономистов и студентов-автомехаников характерны высокие значения по шкале «Саморуководство». Это значит, что они склонны к интернализации локус-контроля, чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей и считают, что их судьба находится в их руках. Для студентов-лесников характерна средняя оценка по шкале «Саморуководства», это свидетельство того, что им свойственна некоторая подвластность «Я» влияниям обстоятельств.

Высокие оценки по шкалам «Отраженное са-моотношение» и «Самоценность» в группе сту-дентов-экономистов свидетельствуют о том, что им свойственно «ощущение ценности своей личности, на фоне которого возникает ощущение ценности собственной личности и для окружающих» [3, с. 35]. Это позволяет говорить о том, что будущие экономисты понимают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Ожидаемое отношение к себе со стороны других людей у них положительное. Средние оценки по шкалам «Отраженное само-отношение» и «Самоценность» в группах сту-дентов-лесников и студентов-автомехаников свидетельствуют о несколько искаженном представлении себя, занижении собственных достоинств, сомнении в ценности собственной личности.

Для студентов-экономистов и студентов-автомехаников характерна средняя выраженность принятия себя, что свидетельствует о положительном фоне отношения к себе, обусловливающим чувство симпатии к себе. Дружеское отношение к себе, согласие с самим собой у респондентов данных групп проявляются в одобрении своих планов и желаний, снисходительности к собственным недостаткам, эмоцио-

нальном, безусловном принятии себя. Тенденция к низкому значению по шкале «Самоприня-тие» у студентов-лесников характеризует их как людей, которым не свойственно снисходительное отношение к своим недостаткам, они проявляют к себе определенную критичность.

Для студентов всех трех групп характерна средняя выраженность самопривязанности к сложившемуся образу «Я». Для них не характерна ригидность Я-концепции, привязанность, консервативная самодостаточность. Это отражает удовлетворенность собой, но в то же время возможность и желательность развития своего «Я», изменения себя в лучшую сторону.

Средние оценки по шкале «Внутренняя конфликтность» с тенденцией к низкому значению во всех трех группах свидетельствуют о том, что для респондентов не характерна внутренняя конфликтность. Им не свойственно сомнение, несогласие с собой, чрезмерное самокопание и рефлексия. В некоторой степени им присуще отрицание проблем, закрытость, поверхностное самодовольство.

Значения ниже среднего по шкале «Самообвинение» во всех трех группах свидетельствуют

о том, что студентам свойственна незначительная выраженность установки на самообвинение, в определенных ситуациях они могут поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки, промахи. В то же время у них присутствуют симпатия и положительные эмоции в свой адрес.

Итак, студенты-экономисты и студенты-автомеханики отличаются достаточно развитыми навыками рефлексии, которая осуществляется на фоне их внутренней честности, открытости. Они более уверены в себе, обладают внутренним локусом контроля, достаточно настойчивы в достижении поставленной цели, общительны, доброжелательны. Они самодостаточны, но в то же время готовы развиваться в лучшую сторону. Им не свойственно чрезмерное самообвинение и внутренняя конфликтность. У студен-тов-экономистов в отличие от студентов-автомехаников присутствует ощущение ценности собственной личности, чувство симпатии к себе.

Студенты-лесники открыты, общительны, но не достаточно уверены в себе, у них присутствует внутренняя напряженность. Они подвластны внешним обстоятельствам, сомневаются в ценности собственной личности, проявляют к себе определенную критичность. В то же время самодостаточны и готовы развиваться в лучшую сторону. Им не свойственно чрезмерное самообвинение и внутренняя конфликтность. Мы предпо-

лагаем, что на формирование такого противоречивого отношения личности к себе оказывает влияние выбранная будущая профессия. Возможно, они сомневаются в правильности выбора будущей своей профессии и не в полной мере осознают, чем в будущем будут заниматься, так как профессия лесника не достаточно престижна в отличие от профессии экономиста или автомеханика. В процессе учебно-профессиональной подготовки в колледже необходимо проводить

1 группа - это студенты с низким уровнем ПОС. В эту группу вошли студенты-экономисты (22 чел.), студенты-лесники (11 чел.), студенты-автомеханики (36 чел.). Общее количество респондентов 69 человек, общее число баллов варьировало от 0 до 34.

2 группа - это студенты со средним уровнем ПОС: студентов-экономистов - 41 чел., студен-тов-лесников - 53 чел., студентов-автомеха-ников - 31 чел., общее количество респондентов 125 человек, общее число баллов варьировалась от 35 до 69 баллов.

3 группа - это группа с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, куда вошли только 12 человек: 5 студентов-экономистов, 7 студентов-автомехаников, общее число баллов у них варьировало от 70 до 105. Среди студентов лесного отделения не оказалось ни одного человека с высоким уровнем ПОС.

Студентам с высоким уровнем ПОС свойственно предъявлять чрезвычайно высокие требования к себе, со средним уровнем менее требовательны, а студенты с низким уровнем, соответственно, не предъявляют к себе высоких требований. Большинство студентов имеет средний

целенаправленную работу по предмету «Введение в специальность» в данной группе студентов.

Рассмотрим особенности перфекционизма студентов, которая измерялась с помощью методики Хьюитта - Флетта «Многомерная шкала перфекционизма», адаптированной И.И. Грачевой.

По субшкале «перфекционизм, ориентированный на себя» (ПОС) нами были выделены три группы. Результаты представлены на рис. 1.

уровень перфекционизма, ориентированного на себя, соответственно, у студентов колледжа уровень требований к себе не является завышенным, они не стремятся быть совершенными и безупречными во всем.

Дальнейший этап нашего исследования связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между показателями самоотношения и я-ориентированного перфекционизма у студентов колледжа. Таким образом, для выявления значимых корреляционных связей между самоот-ношением и я-ориентированным перфекционизмом был проведен корреляционный анализ по Спирмену.

При корреляционном анализе переменных не выявлено статистически значимых взаимосвязей между самоотношением и низким уровнем я-ориентированного перфекционизма. Данные представлены в таблице 2.

Достоверно значимые связи нами установлены между шкалой «Самоценность» и средним уровнем перфекционизма, ориентированного на себя (г= 0,30; р<0,01), то есть при предъявлении завышенных требований к себе у студентов повышается уровень самоценности к себе. Данные представлены в таблице 3.

Рис. 1. Перфекционизм, ориентированный на себя

Таблица 2

Статистически значимые корреляционные связи между особенностями самоотношения и низким уровнем я-ориентированного перфекционизма

Шкалы самоотношения Уровень самоотношения студентов в зависимости от перфекционизма, ориентированного на себя (в стенах) Коэффициент корреляции Спирмена

1 группа (с низким уровнем ПОС - 69 чел.)

Открытость 6,3 -0,16

Самоуверенность 6,4 -0,03

Саморуководство 6,7 -0,03

Отраженное самоотношение 6,2 -0,14

Самоценность 7,2 0,20

Самопринятие 6,3 0,19

Самопривязанность 6,2 -0,07

Внутренняя конфликтность 4,4 -0,13

Самообвинение 4,2 -0,09

Примечание: * - р<0,05; **- р<0,01

Таблица 3

Статистически значимые корреляционные связи между особенностями самоотношения и средним уровнем я-ориентированного перфекционизма

Шкалы самоотношения Уровень самоотношения студентов в зависимости от перфекционизма, ориентированного на себя (в стенах) Коэффициент корреляции Спирмена

2 группа (со средним уровнем ПОС - 125 чел.)

Открытость 6,2 0,07

Самоуверенность 5,4 -0,10

Саморуководство 6,2 -0,16

Отраженное самоотношение 5,7 0,08

Самоценность 6,1 0,30**

Самопринятие 5,8 0,04

Самопривязанность 5,8 0,00

Внутренняя конфликтность 4,8 -0,14

Самообвинение 4,9 -0,06

Примечание: * - р<0,05; **- р<0,01

Между самоуверенностью и высоким уровнем я-ориентированного перфекционизма выявлена положительная корреляционная зависимость (г=

0,71; р<0,01). Таким образом, при предъявлении высоких требований к себе повышается уровень самоуверенности. Также имеется отрицательная корреляционная зависимость между внутренней

конфликтностью и высоким уровнем я-ориентированного перфекционизма (г= - 0,67; р<0,01) и самообвинением (г= - 0,67; р<0,01), что свидетельствует о том, что при предъявлении высоких требований к себе понижается уровень внутренней конфликтности и самообвинения. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Статистически значимые корреляционные связи между особенностями самоотношения и высоким уровнем я-ориентированного перфекционизма

Шкалы самоотношения Уровень самоотношения студентов в зависимости от перфекционизма, ориентированного на себя (в стенах) Коэффициент корреляции Спирмена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 группа (с высоким уровнем ПОС - 12 чел.)

Открытость 5,7 0,21

Самоуверенность 5,3 0,71**

Саморуководство 5,8 0,20

Отраженное самоотношение 5,7 0,49

Самоценность 5,7 0,24

Самопринятие 5,6 0,06

Т.Л. Миронова, Н.Б. Кункурдонова Взаимосвязь личностных свойств и особенностей эмоциональной сферы у больных туберкулезом

Самопривязанность 5,4 0,13

Внутренняя конфликтность 4,9 -0,67**

Самообвинение 4,9 -0,60**

Примечание: * - р<0,05; **- р<0,01

Таким образом, нами были установлены особенности отношения к себе, общие черты и различия у будущих экономистов, лесников и автомехаников. Определены уровни я-ориенти-рованного перфекционизма у студентов колледжа, обучающихся на разных специальностях.

Выявлена взаимосвязь между эмоциональноценностным компонентом самосознания и уровнем перфекционизма, ориентированного на себя.

Литература

1. Алексеева Л.Ф. Системный подход в изучении и оценке компетентности специалиста //

Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 5.- С.131-134.

2. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта,

Г. Флетта // Психологический журнал. -2006. - Т. 27, № 6. - С. 73-89.

3. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурятского государ-

Комиссарова Любовь Гомбоевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета», психолог ФГОУ СПО «Бурятский лесопромышленный колледж», г. Улан-Удэ.

Komissarova Lyubov Gomboevna, postgraduate student, department of general and socialpsychology, Buryat State University, psychologist, “Buryat Timber Industry College ”, Ulan-Ude.

УДК 159.9:616

© Т.Л. Миронова, Н.Б. Кункурдонова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоциональной сферы, личностных свойств больных туберкулезом.

Ключевые слова: личность, личностные свойства, эмоции, эмоциональные состояния, самочувствие, настроение, невротизация личности.

T.L. Mironova, N.B. Kunkurdonova

THE INTERRELATION OF PERSONALITY PROPERTIES AND FEATURES OF EMOTIONAL SPHERE AT TUBERCULOSIS PATIENTS

In the article the results of the empiric research of the features of emotional sphere, personality properties at tuberculosis patients have been presented.

Keywords: personality, personality properties, emotions, emotional states, state of health, mood, personality neuroticism.

С середины 80-х гг. ХХ в. во многих странах рост заболеваемости туберкулезом и смертности

мира, в том числе в наиболее развитых, начался от него (Нечаева О.Б., 2008). Туберкулез, бес-

ственного университета. - 2010. - Вып. 5. -С.88-100.

4. Миронова Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоциональнооценочный аспект // Актуальные проблемы современной психологии: материалы круглого стола, посвящ. 10-летию Бурятского гос-университета и 5-летию социальнопсихологического факультета (17 октября 2005 г.) / под ред. Т.Л. Мироновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - С. 39-71.

5. Пантилеев С.Р. Методика исследования са-моотношения. - М., 1993.

6. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр, 1999.

7. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985.

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознании в психологии. - М., 1977. - С. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.