Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму'

Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1031
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА СЕБЯ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ДРУГИХ / СОЦИАЛЬНО ПРЕДПИСАННЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PERSONALITY / LEVEL OF PERFECTIONISM / SELF-ORIENTED PERFECTIONISM / SOCIAL-ORIENTED PERFECTIONISM / SOCIAL PRESCRIPTED PERFECTIONISM / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жебрун Яна Олеговна

Выявление барьеров, препятствующих успешной адаптации студенческой молодежи, склонной к перфекционизму позволяет разработать методы повышения устойчивости личности, ее целостности, успешности взаимодействия с внешней средой. В статье представлены результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов с различными уровнями перфекционизма (Я ориентированным перфекционизмом; перфекционизмом, ориентированным на других; социально предписанным перфекционизмом). Выявлены личностные особенности, способствующие снижению адаптационных возможностей студента-перфекциониста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological peculiarities of adaptation of perfectible students

The discovery of impediments contributing to the successful adaptation of perfectible students allows the foundation of the methods of high personal stability, effective social interaction. Results of the research of social and psychological peculiarities of students' adaptation with different levels of perfectionism (self-oriented perfectionism, social-oriented perfectionism, social prescripted perfectionism). Personality peculiarities, which determines the low adaptable resource of perfectible students, are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму»

УДК 316.6 Я.О. Жебрун

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ,

СКЛОННЫХ К ПЕРФЕКЦИОНИЗМУ*

Выявление барьеров, препятствующих успешной адаптации студенческой молодежи, склонной к перфекционизму, позволяет разработать методы повышения устойчивости личности, ее целостности, успешности взаимодействия с внешней средой. В статье представлены результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации студентов с различными уровнями перфекционизма (Я - ориентированным перфекционизмом; перфекционизмом, ориентированным на других; социально предписанным перфекционизмом). Выявлены личностные особенности, способствующие снижению адаптационных возможностей студента-перфекциониста.

Ключевые слова: личность, уровень перфекционизма, перфекционизм, ориентированный на себя; перфекционизм, ориентированный на других; социально предписанный перфекционизм, социально-психологическая адаптация.

Уа.О. Zhebrun

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTATION OF PERFECTIBLE STUDENTS

The discovery of impediments contributing to the successful adaptation ofperfectible students allows the foundation of the methods of high personal stability, effective social interaction. Results of the research of social and psychological peculiarities of students ’ adaptation with different levels ofperfectionism (self-oriented perfectionism, social-oriented perfectionism, social prescripted perfectionism). Personality peculiarities, which determines the low adaptable resource of perfectible students, are revealed.

Key words: personality, level of perfectionism, self-oriented perfectionism, social-oriented perfectionism, social prescripted perfectionism, social and psychological adaptation.

Современная система образования, сложившаяся к настоящему времени, явилась результатом реформ, носивших системный характер. Модернизация образовательного процесса включала в себя основную задачу - достижение высокого качества образования, его соответствие быстроменяющимся требованиям социальноэкономического развития и интеграции в мировое образовательное пространство. Положение студенческой молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют большой социальный интерес прежде всего потому, что определяют будущее своей страны.

Исследование направлено на выявление особенностей социально-психологической адаптации студенческой молодежи, склонной к перфекционизму. В исследовании приняло участие 120 студентов Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Байкальского филиала Московского гуманитарного института: студенты с Я - ориентированным перфекционизмом (п=60), студенты с перфекционизмом, ориентированным на других (п=60), студенты с социально предписанным перфекционизмом (п=60). Объект исследования - направленность личности студента-перфекциониста. Предмет исследования - ценностные ориентации и адаптационные особенности личности казахских студентов с различными уровнями перфекционизма. В исследовании были использованы следующие методики:

адаптированный И.И. Грачевой вариант методики Хьюитта-Флетта «Многомерная шкала перфекционизма», методика исследования социальнопсихологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Личность студента-перфекциониста характеризуется внутренней противоречивостью. При наличии общей неуверенности в себе и внутренней зависимости от общественной оценки перфекционист склонен к внешней демонстрации собственного внутриличностного благополучия - силы личности, стремления к автономии, свободе и доминированию. При этом Я - ориентированному студенту-перфекционисту свойственна демонстрация высоких показателей работоспособности и эффективности в решении деловых проблем. Нами была предпринята попытка исследовать уровень согласованности перфекциониста с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой (таблица 1).

Я - ориентированный перфекционизм доминирует у лиц, склонных к предъявлению повышенных требований собственной личности [3]. Студенты, имеющие повышенный уровень перфекционизма, направленного на себя, характеризуются выраженными показателями по шкале ин-тернальности (г= 0,54; р<0,001). Учащиеся осознают собственную ответственность за события, происходящие в их жизни, и склонны считать их результатом своих действий и усилий. Для них ха-

рактерен высокий уровень контроля как над эмоционально положительными, так и негативными жизненными ситуациями. Стремление к доминированию позволяет перфекционисту удовлетворить собственную потребность в самоутверждении, самостоятельности, достижении высокого социально значимого статуса (г= 0,42; р<0,001). Это находит подтверждение в том, что Я - ориентированный перфекционист склонен выбирать те виды деятельности, в которых молодой человек заранее предполагает достижение высоких

результатов [3]. Наличие корреляционной зависимости между показателями перфекционизма и адаптации указывает на наличие у молодых людей возможностей к успешному взаимодействию с внешней средой, приспособлению к ее изменениям (г= 0,29; р<0,05). Адаптационные особенности студентов проявляются в способности распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, умении эффективно воздействовать на среду, которые носят неустойчивый характер [1].

Таблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязи уровней перфекционизма и особенностей социально-психологической адаптации студентов

Уровень перфекционизма Адаптация Самопри- нятие Принятие других Эмоц. комфорт Интерналь ность Стремление к доминированию Эскапизм

Перфекционизм, ориентированный на себя 0,29* -0,14 0,18 0,25 0,54*** 0 42*** 0,07

Перфекционизм, ориентированный на других -0 46*** -0,09 -0,38** -0,24 -0 49*** 0,05 0,20

Социально предписанный перфекционизм -0,52*** -0,54*** -0,45*** -0 48*** -0,14 0,22 0 46***

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001, п=60

Молодые люди, предъявляющие высокие требования к личности окружающих, их деятельности, характеризуются повышенным уровнем перфекционизма, ориентированного на других [3]. Низкие показатели интернальности у данных студентов (г= -0,49; р<0,001) указывают на то, что учащимся не свойственно активно формировать собственный круг общения, они склонны считать межличностные отношения результатом активности окружающих. Взаимоотношения с внешним миром данная категория молодых людей предпочитает строить, основываясь на установке долженствования в отношении других, что закономерно приводит к дезадаптации личности [2]. На это указывает обратная корреляционная зависимость между перфекционизмом, ориентированным на других, и степенью адаптации (г= -0,46; р<0,001). Низкие показатели принятия других (г= -0,38; р<0,01) свидетельствуют о том, то ожидание внешней активности со стороны своего окружения сопровождается выраженным чувством

враждебности, подозрительности по отношению к другим, что затрудняет процесс приспособления и освоения личностью новых социальных условий.

Социально предписанный перфекционизм проявляется в склонности преувеличивать требования по отношению к себе со стороны других людей [3]. Самоотношение молодых людей характеризуется наличием затруднений в самопри-нятии (г= -0,54; р<0,001) и принятии других (г= -0,45; р<0,001). Студенты испытывают потребность в поддержке, одобрении, внимании окружающих. Учащиеся недостаточно высоко оценивают собственные возможности, им свойственна чувствительность к внешним оценкам, зависимость собственного поведения от одобрения или неодобрения со стороны окружающих. Эмоциональный дискомфорт (г= -0,48; р<0,001) как следствие проявления социально предписанного перфекционизма выражается в неудовлетворенности результатами собственной деятельности, взаимо-

отношениями в коллективе и значимыми близкими, ожидании негативной оценки собственной личности. Стремление соответствовать ожиданиям значимых лиц снижает адаптационные возможности молодых людей (г= -0,52; р<0,001). Неразрешенные внутриличностные проблемы студента-перфекциониста компенсируются через проявление эскапизма (г= 0,46; р<0,001). Данный феномен проявляется в выборе избегающих поведенческих паттернов: уходе от проблем в реальной действительности, общепринятых норм и правил.

Результаты проведенного исследования показали наличие затруднений в социальнопсихологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму. Наличие у перфекциониста установок долженствования в отношении себя и других конфронтирует с реальностью, противоречит объективно сложившимся условиям и за-

кономерно приводит к дезадаптации личности [2]. Поиск и разработка эффективных способов преодоления барьеров, препятствующих успешной адаптации студенческой молодежи, склонной к перфекционизму, позволит повысить психологическую устойчивость личности, ее готовность к реализации собственных возможностей.

*Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения исследовательского проекта № 09-06-62601а/Т

Литература

1. Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 324 с.

2. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. - СПб.: Сова, 2002. - 272 с.

3. Hewitt P., Flett G. MPS - The multidimensional scale of perfectionism // Joum. of Counseling and Development. - 1999. - № 9. - P. 44-58.

Жебрун Яна Олеговна - преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. E-mail: zhebrun@inbox.ru

Zhebrun Yana Olegovna - teacher of department of general and social psychology of Buryat State University.

E-mail: zhebrun@inbox.ru

УДК 159.9:65

С.И. Анонова

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТАХ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ-МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований личностных характеристик руководителей коммерческих и бюджетных организаций, составляющие структуру организаторских способностей.

Ключевые слова: организаторские способности, управленческий тип мышления, креативность, личностные характеристики, составляющие структуру организаторских способностей.

S.I. Апопоуа

TO THE QUESTION ON STRUCTURAL COMPONENTS OF ORGANISING ABILITIES OF MANAGERS

The article deals with the results of empirical researches ofpersonal characteristics of managers of commercial and budgetary organizations, which makes structure of organizing abilities.

Key words: organizing abilities, administrative type of thinking, creativity, personal characteristics making structure of organizing abilities.

Рассматривая проблему организаторских способностей, многие исследователи в структуре организаторских способностей личности выделяют интеллектуальные качества, гибкость ума, высокий уровень развития воли, хорошее владение вербальными средствами общения.

Так, по Л.И. Уманскому [12], структура свойств личности организатора должна состоять из общих качеств личности (общительность, общий уровень развития, наблюдательность, работоспособность, практический ум, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность,

самообладание); подготовленности к управленческой деятельности; специфических свойств (организаторское чутье, избирательность, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность); склонности к организаторской деятельности.

По мнению Ю.Д. Красовского и А.Д. Карны-шева, основными качествами и характеристиками руководителя-организатора являются индивидуальная направленность руководителя, которая выражает стиль его работы; авторитет, личностные качества (убедительность, оптимистичность,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.