Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова С.В.

В статье представлены результаты анализа исследования психологических особенностей подростов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно - специфика самопонимания и самопрезентации, социальной зрелости, внутригруппового статуса. Выявленные данные целесообразно использовать как «мишени» психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF - CONCEPT ADOLESCENTS SOCIALSERVICE IN ADVERSE CONDITIONS

The article presents the results of the analysis of the study of the psychological characteristics of adolescents who are in a difficult life situation, namely, the specificity of self-understanding and self-presentation, social maturity, intra-group status. The identified data are appropriate to use as "target" psycho-correction work.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ»

правовой интернет- портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/finansovo-kreditnaya-sistema-respubliki-belarus/ - Дата доступа: 20.05.2017.

3. Статистический бюллетень. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin - Дата доступа: 20.05.2017.

УДК 159.9

Волкова С.В. старший преподаватель кафедра психологии КфНГПУ

Россия, г. Куйбышев, Новосибирская область ОСОБЕННОСТИ Я - КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье представлены результаты анализа исследования психологических особенностей подростов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно - специфика самопонимания и самопрезентации, социальной зрелости, внутригруппового статуса. Выявленные данные целесообразно использовать как «мишени» психокоррекционной работы.

Ключевые слова: подросток, социализация, трудная жизненная ситуация, ведомость, социальная зрелость

Volkova S. V.

senior lecturer the Department of psychology KFNGPU Russia, Kuibyshev the Novosibirsk region FEATURES OF SELF - CONCEPT ADOLESCENTS SOCIALSERVICE IN ADVERSE CONDITIONS

Annotation: The article presents the results of the analysis of the study of the psychological characteristics of adolescents who are in a difficult life situation, namely, the specificity of self-understanding and self-presentation, social maturity, intra-group status. The identified data are appropriate to use as "target" psycho-correction work.

Keywords: the teenager, socialization, difficult life situation, statement, social maturity

Современная социальная ситуация влияет на формирование личности на всех этапах развития, и обусловливает особенности процесса адаптации. Наиболее сложен процесс социализации в подростковом возрасте, вследствие различных новообразований и противоречий, соответствующих данному периоду.

Становление Я - концепции происходит на основе личностной индивидуальности, а также под влиянием механизмов социального

взаимодействия. Теории развития Я - концепции особое внимание уделяют таким параметрам, как семейные отношения и значимое окружения, и таким образом социализируют ребёнка. Именно они обусловливают уровень самооценки, особенности восприятия образа «Я» личности. Под неблагоприятными условиями в контексте исследования, предлагаем рассматривать тот комплекс психологических, социальных, экономических причин, который образует категорию «Трудная жизненная ситуация». Для изучения особенностей социализации подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации», было проведено исследование на базе ДДОЛ «Незабудка» Куйбышевского района Новосибирской области (июль - август 2016). Выборка была сформирована на основе таких параметров, как, первое, - пребывание подростка и его семьи в статусе «ребёнок (семья) в трудной жизненной ситуации», второе - подростковый возраст (14-16 лет). Участие в исследование было получено на основе добровольного информированного согласия. Изучение документации, проведение индивидуальных консультаций с подростками позволило предположить, что само отнесение подростка и его семьи в категорию «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», влияет на процесс личностного развития. А именно -подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, мало общительны, имеют низкий уровень самопонимания и самопрезентации, что обуславливает зависимость от внешних оценок. То есть Я - концепция как система внутренней согласованности недостаточно развита у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Экспериментальную группу составили подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и направленные специалистами социальных органов и служб в ДООЛ «Незабудка» в целью отдыха и оздоровления из различных районов Новосибирской области в количестве 28 человек. Период постановки на социальный учёт в категории «Семья в трудной жизненной ситуации» - не менее 3 лет. Средний возраст подростков 15,3года, 13 мальчиков, 15 девочек. Контрольную группу составили подростки, находящиеся в относительно стабильной жизненной ситуации в количестве 26 человек. Средний возраст 15,2 года, 12 мальчиков, 14 девочек. Отмечались случаи пассивного и активного отказа уже в процессе заполнения опросников в обеих группах, что привело к снижению количества анализируемых данных. Были использованы такие психодиагностические методы, как Тест двадцати высказываний («Кто Я?» М.Кун, Т.Маркпартленд в модификации Т.В.Румянцевой), 14 - факторный подростковый вариант теста Кеттелла (14 РБ Я.СаНеП), в адаптации А.Ю. Панасюк(1978г), Шкала детской Я -концепции Пирса - Харриса в адаптации А.М.Прихожан (1964, 2002г). Для анализа и обработки полученных данных были использованы - метод контент - анализа, 1 - критерий Стьюдента для независимых выборок, который направлен на оценку различий величин средних Хэкспер и Уконтр, где X -экспериментальная группа (подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации) и У - контрольная группа (подростки, находящиеся в

относительно благополучных жизненных условиях), компьютерная программа SPSS 11.5. Проведённый анализ ответов подростков на вопрос методики «Кто Я?» позволяет предположить недостаточность навыков самоанализа и самопонимания, низкий уровень рефлексии у подростков экспериментальной группы, так, у 6% зафиксировано ситуативное состояние, например «Я хочу есть», «Я пишу ответ». Преобладание имён существительных может указывать на стремление к постоянству, определённости. Что касается идентичности, то преобладают негативные и завышенные виды валентности, причём в 11% ответов Xэкс подростков обнаруживается т.н. проблемная идентичность - «Я не знаю, кто я», «Не знаю, что писать», «Я не я». По данным Т.В. Румянцевой, подобное сочетание характеризует неадаптивное состояние идентичности, что подтверждается дальнейшими методиками. Также выявлена неустойчивость уровня самооценки у подростков в экспериментальной группе (у 57%), что может свидетельствовать о дискомфорте, неопределённости внутреннего состояния, в то время как в контрольной группе отмечается преобладание ответов, указывающих на адекватный и неадекватно завышенный уровень самооценки - 72%. Анализ частоты встречаемости определённого параметры предоставлен в таблице 1.

Соотношение параметров оценивания методикой «Кто Я»

Таблица 1.

Параметр оценивания (частота встречаемости) Xср Yср

Социальное «Я» 44 % 73%

Коммуникативное «Я» 67% 79%

Материальное «Я» 69% 45%

Физическое «Я» 54% 57%

Деятельное «Я» 39% 68%

Перспективное «Я» 18% 51%

Рефлексивное «Я» 7% 34%

Можно отметить преобладание социального статуса в контрольной группе, что подтверждается и расположением ответов данного типа в начале заполненного бланка. Фиксация на материальных ценностях («Я хочу мобильник») сочетается с материальной же перспективой - «Я буду богатой, красивой, у меня будет 3 - этажный дом, машина» у подростков Xэкс. Таким образом, подростки данной группы отличаются более низким самопрезентации, в высказываниях преобладают ролевые, а также негативные характеристики.

Анализ 14 - PF опросника Кеттелла (подростковый вариант) позволяет выявить у подростков экспериментальной группы зависимость настроения и уровень самооценки от степени одобрения - неодобрения

окружающих. Подростки нуждаются в поддержке, вплоть до руководства, т.к. несамостоятельны, ведомы, испытывают затруднения в выборе вариантов собственного поведения. Об этом свидетельствуют уровень достоверных различий по шкалам «Социальная зрелость» и «Групповая зависимость», средние значения - ниже в экспериментальной группе. К развитию групповой зависимости склонны подростки контрольной группы, что может объясняться стремлением соответствовать «взрослости», стать частью группы через выполнение правил и норм референтной группы.

Сводные данные t -критерия Стьюдента по опроснику Р.Кеттелла

(подростковый вариант)

Таблица 2

Фактор X ср Y ср 1-критерий Стьюдента

Общительность 14, 35 14,7 0,39

Искренность 5,6 3,35 2,23*

Эмоциональная устойчивость 11,55 9,7 0,78

Эмоциональная возбудимость 10,15 10,75 0,43

Доминирование 11,05 11,65 0,81

Активность 13,85 12,35 1,24

Ответственность 11 11 0

Социальная зрелость 11,3 12,95 2,84*

Чувствительность 9,35 10,25 0,98

Коллективизм 8,6 6,4 2,37*

Тревожность 10,45 8,25 2,61*

Групповая зависимость 5,45 9,1 3,73*

Уровень самоконтроля 10 11,3 1,62

Напряжённость 12,05 12,25 0,16

Уровни значимости: * - tэмп > Ю,05 =2,09 ** - tэмп > Ю,01 =2,86 ***- tэмп > Ю,001 =3,88

Полученные результаты свидетельствуют о наличии различий между группами по таким показателям, как «Искренность», «Коллективизм», «Тревожность». Средние значения - выше в экспериментальной группе, что может объясняться реакцией группирования подростков как способом приспособления к малознакомой среде, общностью статуса, близостью материального и социального уровня. Подростки в меньшей степени склонны ко лжи, чаще проявляют искренность, чем их относительно благополучные сверстники, что может объясняться частым внешним контролем, и как следствие, бесполезностью обмана, или же реакцией подростка на ситуацию нечестности, манипуляции в семье. В то же время подростки X- группы склонны к подавленному, тревожному настроению, одиночеству, склонны к самоупрёкам и недооценке собственных возможностей. Вероятно, это обусловлено фрустрацией потребности в

значимых позитивно окрашенных отношениях.

Сводные данные t -критерия Стьюдента «Шкала детской Я -концепции Пирса - Харриса»

Таблица 3

Параметры Xср Yср t -критерий Стьюдента

Поведение 8,85 9,25 0,56

Интеллект, положение в школе 10,3 11,75 1,42

Ситуация в школе 4,45 4,25 0,38

Внешность, физическая 8,85 9,4 0,71

привлекательность

Тревожность 3,45 4,05 0,67

Общение, популярность среди 15,25 16,45 0,91

сверстников

Счастье, удовлетворённость 7,4 7,4 0

Положение в семье 5,25 6,65 3,24**

Уверенность в себе 12,4 14,35 2,41*

Уровни значимости: * - tэмп > t0,05 =2,09 ** - tэмп > t0,01 =2,86 ***- tэмп > t0,001 =3,88

Значимые различия наблюдаются в шкалах «Положение в семье», «Уверенность в себе». То есть подростки со статусом «Ребёнок в трудной жизненной ситуации» менее уверены в себе и не удовлетворены занимаемым положением в семье.

Итак, для подростков в трудной жизненной ситуации характерно -неуверенность в себе, тревожность, низкий уровень социальной зрелости. Они испытывают определённые трудности в общении с окружающими, обусловленные зависимостью от их мнения, одобрения или порицания. Влияние множества внешне обусловленных и внутренних факторов значительно затрудняет процесс социализации и делает его неравномерным. При этом подростки - искренни, в большей степени стремятся к взаимодействию с социумом. Каким же будет качество этого взаимодействия, зависит от взрослых. В ближайшее время планируется внедрение коррекционно - развивающей программы личностных особенностей детей и подростков в трудной жизненной ситуации.

Использованные источники:

1. Бернс, Р. Что такое Я - концепция? /Р.Бернс // Психология самопознания: хрестоматия/ Ред. Д.Я.Райгородский-Самара: БАХРАХ - М, 2003.- 420с.

2. Райгородский Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ / Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХ РАХ - М», 2006. - 672с.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учебное пособие для вузов / / Ф. Райс. - 8-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2000. -624 с.

4. Румянцева, Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре // Т. В. Румянцева. - СПб., 2006. - 176с.

УДК 34

Воронкова Д.С. студент

НФИ ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

научный руководитель: Липунова Л.В., к.ист.н.

доцент

Voronkova D.S. student

NFIFGBOU VO «Kemerovo State University» Scientific adviser: Lipunova L. V. Candidate of historical sciences

associate professor

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ

ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА THE HIGHER AUTHORITIES AND MANAGEMENT IN THE FIRST QUARTER OF THE XVIII CENTURY

Аннотация: В настоящей статье дается характеристика высшим органам власти, действовавших в первой четверти XVIII века. В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению и усилению государственного аппарата. Петр I провел ряд преобразований, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.

Ключевые слова: абсолютизм, органы власти, реформа, Сенат, коллегии.

Annotation: This article gives a description of the highest authorities that operated in the first quarter of the 18th century. During the period of absolutism much attention was paid to strengthening and strengthening the state apparatus. Peter I made a number of transformations, as a result of which a ramified, strictly centralized, bureaucratic state apparatus was formed.

Keywords: Absolutism, authorities, reform, Senat, the collegium.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен ряд комплексных реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованнoго аптарата абшлютизма. Особен^сть российского абсолютизма заключалась в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в бoльшинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях рaзвития гапиталистических от^шений и отмены кре^стного прaва.

Именно в период правления Петра I создается бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.