Научная статья на тему 'Стратегия сотрудничества как способ снижения ситуативной тревожности у старших подростков'

Стратегия сотрудничества как способ снижения ситуативной тревожности у старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшие подростки / ситуативная тревожность / стратегия сотрудничества / older adolescents / situational anxiety / cooperation strategy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шилова И. М.

Статья посвящена проблеме снижения ситуативной тревожности у старших подростков, отмечается ее высокий уровень у подростков. В качестве психологического ресурса, способа снижения ситуативной тревожности рассматривается конструктивная стратегия сотрудничества. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования на основе внедрения комплекса занятий, направленного на развитие стратегии сотрудничества для снижения ситуативной тревожности у старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шилова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION STRATEGY AS A WAY TO REDUCE SITUATIONAL ANXIETY IN OLDER ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of reducing situational anxiety in older adolescents, its high level in adolescents is noted. The constructive strategy of cooperation is considered as a psychological resource, a way to reduce situational anxiety. The results of an experimental study based on the introduction of a set of classes aimed at developing a strategy of cooperation to reduce situational anxiety in older adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Стратегия сотрудничества как способ снижения ситуативной тревожности у старших подростков»

УДК: 159.96

Для цитирования:

Шилова ILM. Стратегия сотрудничества как способ снижения ситуативной тревожности у старших подростков. Омский психиатрический журнал. 2019; 2(22): 30-32. DOI: 10.24411/2412-8805-2019-10407'

СТРАТЕГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И.М. Шилова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»

alpaka1@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме снижения ситуативной тревожности у старших подростков, отмечается ее высокий уровень у подростков. В качестве психологического ресурса, способа снижения ситуативной тревожности рассматривается конструктивная стратегия сотрудничества. Представлены результаты проведенного экспериментального исследования на основе внедрения комплекса занятий, направленного на развитие стратегии сотрудничества для снижения ситуативной тревожности у старших подростков.

Ключевые слова, старшие подростки, ситуативная тревожность, стратегия сотрудничества

COOPERATION STRATEGY AS A WAY TO REDUCE SITUATIONAL ANXIETY IN OLDER ADOLESCENTS I.M. Sliilova

Abstract. The article is devoted to the problem of reducing situational anxiety in older adolescents, its high level in adolescents is noted. The constructive strategy of cooperation is considered as a psychological resource, a way to reduce situational anxiety. The results of an experimental study based on the introduction of a set of classes aimed at developing a strategy of cooperation to reduce situational anxiety in older adolescents are presented.

Keywords, older adolescents, situational anxiety, cooperation strategy

Подростковый возраст - возраст становления личности, он богат волнениями, трудностями и кризисами. Именно сейчас у старших подростков закладываются, оформляются устойчивые формы поведения и черты характера, обусловленные преодолением внутренних и внешних противоречий, возникающих при смене мировоззрения ребенка. У старших подростков развивается тревожность по поводу внешнего вида, прежде всего, обращается внимание на развитость пропорций своего тела. Так же акцентируется внимание на развитость мыслительных способностей. Подросток неустанно сравнивает себя со сверстниками, желая выявить изъян в себе или в окружающих (может быть как преждевременное развитие, так и задержка в развитие) [4]. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-раз-ному и дезорганизует личность старшего подростка, влияя на все стороны его жизни [5].

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [2].

На сегодня показатель тревожных старших подростков растет. Такие подростки отличаются неуверенностью, скованностью в общении,

эмоциональной неустойчивостью, беспокойством. Проявление тревожности как формы компенсации и защиты характерно для возрастной специфики. У различных возрастных периодов есть определенные области, вызывающие повышенную тревожность независимо от наличия факторов реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики" тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований старшего подростка [1]. Старшие подростки достаточно щепетильны к критике в свой адрес и насторожены к окружающим, опасаясь непринятия и боли. Отсюда следует постоянное напряжение, тревожность, ребята не знают, чего ждать от мира, но парадоксально их ощущение взрослости при этом. И вот такой контраст ощущений вызывает эмоциональный всплеск, который может перерасти в агрессивное, конфликтное или даже девиа-нтное поведение.

В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных эмоциональных состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного

образования. Поэтому наша задача научить старших подростков выбирать конструктивные стратегии поведения и эффективно разрешать жизненные ситуации.

В рамках нашего исследования мы выделяем такую стратегию, как сотрудничество. Развитие стратегии сотрудничества у старших подростков должно предусматривать обращение внимания на себя, исследование своих сильных сторон, способствующих успешному сотрудничеству, развитие личностных качеств и коррекция эмоциональных реакций в конфликтных ситуациях. Старшим подросткам необходимо научиться осмысливать свои реакции, предвидеть последствия тех или иных действий, согласовывать цели поведения с их средствами достижения. Опираясь на точки зрения ученых о стратегии сотрудничества, можно заключить, что сотрудничество — это взаимодействие людей, направленное на достижение совместной (общей) цели. Данная стратегия является более привлекательной и конструктивной, т.к. помогает наладить взаимоотношения, разрешить различные трудные ситуации и способствует развитию личности, как неотъемлемой части общества [5, 6].

Методика исследования. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: методика Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности и методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» разработанная К. Томасом в адаптации Н.В. Гришиной. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

Экспериментальное исследование проводилось на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский региональный многопрофильный колледж». Выборку составили студенты колледжа в количестве 50 человек в возрасте 15-17 лет.

Результаты исследования. На констатирующем этапе эксперимента проводилась первичная диагностика, в ходе которой были определены уровни ситуативной тревожности и стратегии поведения старших подростков, обработка и анализ полученных результатов.

Были получены следующие результаты: у двадцати (40%) испытуемых был определен высокий уровень ситуативной тревожности. Для студентов характерны неуверенность, беспокойство, переживание эмоционального напряжения, что проявляется в скованности, снижении двигательной активности. Они могут проявлять вспыльчивость, раздражительность, что негативно сказывается на построении межличностного взаимодействия. С низким уровнем тревожности оказалось пять (10%) студентов. У остальных двадцати пяти (50%) опрошенных

выявлен средний уровень тревожности.

Диагностика стратегий поведения выявила следующее: старшие подростки преимущественно выбирают стратегию «компромисс» - 6,7 баллов, затем стратегию «соперничество» - 6,3 балла, потом стратегию «приспособление» - 6,1 балл, стратегию «избегание» - 5,6 баллов и стратегию «сотрудничество»- 5 баллов.

На основании результатов первичной диагностики оказалось необходимым и целесообразным разработать комплекс занятий, направленный на развитие стратегии сотрудничества для снижения ситуативной тревожности, который реализовывался на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе эксперимента участвовали старшие подростки с высоким уровнем ситуативной тревожности, в количестве двадцати человек (по результатам первичной диагностики). Были выделены показатели стратегий поведения этих испытуемых из предварительного тестирования: лидирующей стратегией является «компромисс»- у семерых (35%) испытуемых. Старшие подростки так же выбирают и стратегию «соперничество» - у шестерых (30%) испытуемых. Стратегия «приспособления» свойственна пятерым (25%) подросткам. У двоих (10%) испытуемых отслеживается стратегия избегания. Стратегия «сотрудничества» оказалась не популярной среди этих подростков. Из чего можно сделать вывод, что тревожные старшие подростки, в основном, игнорируют данную стратегию, хотя она является конструктивной и эффективной при решении трудных социальных ситуаций, т.к. при её применении обе стороны желают достичь взаимопонимания и разрешить разногласия, удовлетворив интересы каждого из оппонентов. При анализе анкет можно отметить, что испытуемые не выбирают утверждения, которые присущи стратегии «сотрудничество» (например, «улаживая ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого», «я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах» и т.д.). С одной стороны, испытуемые представляют стратегию «сотрудничества» как «дружбу», соответственно, когда они конфликтуют со сверстниками или имеют негативное субъективное суждение о ком-то, испытуемые не готовы с этим человеком быть дружелюбными. Поэтому возникает непонимание данной стратегии. С другой стороны, испытуемые не понимают в чем суть данной стратегии, что есть конфликт и как его можно разрешить, и какова роль общения и взаимодействия в группе. Старшим подросткам проще избегать конфликта, настаивать на своем, или пытаться «погасить» эмоциональное негодование, нежели выяснить причины конфликта, аргументировать свою точку зрения, выслушать оппонента и найти более выгодное решение сложившейся ситуации.

Разработанный комплекс включал 10

занятий, время занятий - 1час. 30 минут, занятия проводились два раза в неделю. Каждое занятие состояло из трех частей: вводная часть (разминка), основная часть (рабочая), завершение (обратная связь). Формы работы на занятиях: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа и др. Методы: игровые (психотехнические, ролевые); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика.

Комплекс занятий состоял из 2 блоков. Первый блок занятий содержал информацию о понятии «сотрудничество», формирование ответственного поведения и навыков взаимодействия в различных жизненных ситуациях, расширение психологического опыта старших подростков в построении стратегий и тактик взаимодействия с людьми и личностного роста посредством деловой игры, научение процессу выработки и принятия группового решения, развитие навыков саморегуляции. Второй блок занятий был направлен на снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоциональное настроения и атмосферы принятия каждого, развития способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить своё. На проводимых занятиях испытуемые чувствовали себя комфортно, всегда занимались с интересом. Это говорит о положительной и располагающей атмосфере в группе.

В процессе реализации разработанного комплекса занятий нами осуществлялось наблюдение за испытуемыми, которое включало в себя фиксирование данных о проявлениях ситуативной тревожности и стратегии сотрудничества при взаимодействии подростков.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.

Для выявления результативности разработанного нами комплекса занятий, направленный на развитие стратегии сотрудничества для снижения ситуативной тревожности у старших подростков и подтверждения (опровержения) выдвинутой гипотезы исследования о том, что старшие подростки имеют высокий уровень ситуативной тревожности и использование стратегии сотрудничества при взаимодействии, будет способствовать снижению ее уровня, был

использован ^критерий Стьюдента.

Согласно полученным данным по диагностике уровней ситуативной тревожности, высокий уровень отмечен у шестерых (30%) подростков, у двоих (10%) испытуемых - низкий и у остальных двенадцати (60%) опрошенных выявлен средний уровень тревожности. Различия по данному показателю являются статистически значимыми и достоверными. Полученное эмпирическое значение tэмп=3.9 находится в зоне значимости на уровне р<0.01.

На контрольном этапе эксперимента испытуемые изменили предпочтения в стратегиях поведения: семь (35%) подростков выбирают стратегию «компромисс», шесть (30%) испытуемых - стратегию «сотрудничество, четыре (20%) человека - стратегию «приспособление», два (10%) подростка - стратегию «соперничество» и один (5%) испытуемый - стратегию «избегания». Следует отметить, что подростки помимо нейтральной стратегии «компромисс», начинают выделять позитивную стратегию «сотрудничество».

При сравнении показателей стратегии «сотрудничества» на констатирующем и контрольном этапах исследования, полученное эмпирическое значение tэмп=4.5 находится в зоне значимости на уровне р<0.01.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало результативность применения стратегии сотрудничества для снижения высокого уровня ситуативной тревожности у старших подростков. Помимо желания найти компромисс подростки стали все чаще проявлять эмпатию; больше интересоваться мнением оппонента; стараться аргументировать свою точку зрения, а не пытаться побольнее задеть обидчика, посмевшего излагать противоположное мнение; при обсуждении проблемы приходить к совместному решению. Отношения в группе стали значительно дружелюбнее, подростки чувствуют себя увереннее, свободнее при взаимоотношениях, на публичных выступлениях.

Полагаем, что применение конструктивной стратегии сотрудничества будет актуально для старших подростков и в разрешении конфликтов.

Литература

1. Зайцев Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрастах (диагностика, профилактика, коррекция),Ке-мерово: КРИПКиПРО, 2009. — 109 с.

2. Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - 4-е издание, издательский дом: АСТ - С.-П.; Прайм-Еврознак, М., 20 08г. - 632с.

3. Кузнецова М.Н. К вопросу о тревожных расстройствах и деструктивном поведении у подростков, Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (15), 2016г.

4. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. - С.-П.: Прайм-Еврознак, 2009г. - 288с.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с.

6. Сластных Д. О., Лапина О. А. Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 181184. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7003/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.