Раздел II
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
УДК 616-053.2:159.922.8
Ж.Б. Досимов, д.м.н., проф., А. Т. Сисенова, магистр психологических наук, А.Ж. Досимов, к.м.н., и.о. доцента, Г. С. Жумалиева, магистр психологических наук
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет
им. М. Оспанова г. Актобе, Казахстан
СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования особенностей личностной и ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы, которые позволяют констатировать факт высокого уровня личностной тревожности у каждого четвертого подростка.
Ключевые слова: психологический статус, подростки, личностная тревожность, ситуативная тревожность.
Введение. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как оно во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [1-3].
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком в качестве опасных для самооценки, самоуважения. Ситуативная, или реактивная тревожность как
состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяют оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и
как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д.Спилбер-гером и адаптированная Ю. JI. Ханиным.
Цель исследования. Оценить особенности личностной и ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы.
Материалы и методы исследования. Психологическое тестирование проведено у 150 подростков в возрасте 14-17 лет с использованием опросника Спйлбергера - Ханина, предложенного для дифференцированного измерения тревожности как состояния (ситуационная тревожность) и как личностного свойства (личностная тревожность) [1-3].
Результаты исследования. Данные психологического тестирования учащихся 8-11 классов свидетельствуют о том, что 47 % школьников обладают высоким уровнем ситуативной тревожности. Средний уровень ситуативной тревожности свойственен 53 % подростков (рисунок).
%
90 и 80 -70 60 50 Н 40 30-20-10 0
47
S
53 1
23
I
77
1
высоким уровень ситуативной тревожности
среднии уровень ситуативной тревожности
высокии уровень личностной тревожности
Результаты дифференцированного измерения среднестатистической выраженности тревожности как состояния (ситуативная) и как личностного свойства (личностная)
В равной мере результаты дифференцированного измерения среднестатистической выраженности тревожности как личностного свой-
Раздел II. Управление здравоохранением
ства позволяют констатировать факт высокого уровня личностной тревожности практически у каждого 4-го при значениях среднего уровня данного показателя у большинства подростков (77 %).
Выводы
1. Вероятнее всего, факт высоких значений ситуативной и личностной тревожности в старшем подростковом возрасте обусловлен физиологическими особенностями возраста и, что не менее важно, высокими запросами к психической деятельности подростков на современном этапе.
2. Вместе с тем подростки с высоким уровнем личностной тревожности из-за повышенного стремления к безопасности утрачивают решительность, инициативность, креативность, и избирают заведомо заниженные цели. В этой связи таким подросткам свойственна меньшая успешность в личной жизни и, в том
числе в учебном процессе.
3. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности инициирует различные психосоматические расстройства с вероятностью трансформации в психосоматические заболевания.
4. Очевидна необходимость увеличения контингента обследуемых за счет включения в исследование подростков младшего возраста и расширение спектра психометрических технологий.
5. В условиях гуманизации образовательного процесса и лично-стно-ориентированной организации обучения очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих
технологий и, в том числе психолого-педаго-гической коррекции.
средним уровень личностной тревожности
ЛИТЕРАТУРА
1 Румят(ев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. - М., 2002. -372 с.
2 Брайон М. Самые точные психометрические тесты. - М., 2010. - 320 с.
3 Романова B.C. Психодиагностика. - М., 2011. - 336 с.
Вестник АГИУВ № 4, 2014
АГИУВ
Тушн
Макалада орта 6miM беру мектебЫн, xacecnipiMflepi арасында™ ep6ip TepTimui жасеспрмнщ жеке урейлижшщ жогары денгейш HaKTbmayfa мумйндж берген жеке жэне ахуалдык урейдиж ерекшел1ктер1н зерттеу нэтижелер1 керсеттген.
Туйшд1 сездер: психологиялык статус, жасесп1р1мдер, жеке урейлтк, ахуалдык урейлш!к.
Summary
The article presents the results of a study of the personal and situational anxiety in adolescents of a school, which allowed establishing the fact of the high level of personal anxiety at every fourth teenager.
Key words: psychological status, adolescents, personal anxiety, situational anxiety.