Научная статья на тему 'Состояние тревожности в структуре психологического статуса подростков'

Состояние тревожности в структуре психологического статуса подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологический статус / подростки / личностная тревожность / ситуативная тревожность / psychological status / adolescents / personal anxiety / situational anxiety

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Досимов Ж.Б., Сисенова Л. Т., Досимов Л.Ж., Жумалиева Г.С.

В статье представлены результаты исследования особенностей личностной и ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы, которые позволяют констатировать факт высокого уровня личностной тревожности у каждого четвертого подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Досимов Ж.Б., Сисенова Л. Т., Досимов Л.Ж., Жумалиева Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State of anxiety in the structure of the psychological status of adolescents.

The article presents the results of a study of the personal and situational anxiety in adolescents of a school, which allowed establishing the fact of the high level of personal anxiety at every fourth teenager.

Текст научной работы на тему «Состояние тревожности в структуре психологического статуса подростков»

Раздел II

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

УДК 616-053.2:159.922.8

Ж.Б. Досимов, д.м.н., проф., А. Т. Сисенова, магистр психологических наук, А.Ж. Досимов, к.м.н., и.о. доцента, Г. С. Жумалиева, магистр психологических наук

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет

им. М. Оспанова г. Актобе, Казахстан

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования особенностей личностной и ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы, которые позволяют констатировать факт высокого уровня личностной тревожности у каждого четвертого подростка.

Ключевые слова: психологический статус, подростки, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

Введение. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как оно во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [1-3].

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком в качестве опасных для самооценки, самоуважения. Ситуативная, или реактивная тревожность как

состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяют оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и

как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д.Спилбер-гером и адаптированная Ю. JI. Ханиным.

Цель исследования. Оценить особенности личностной и ситуативной тревожности у подростков общеобразовательной школы.

Материалы и методы исследования. Психологическое тестирование проведено у 150 подростков в возрасте 14-17 лет с использованием опросника Спйлбергера - Ханина, предложенного для дифференцированного измерения тревожности как состояния (ситуационная тревожность) и как личностного свойства (личностная тревожность) [1-3].

Результаты исследования. Данные психологического тестирования учащихся 8-11 классов свидетельствуют о том, что 47 % школьников обладают высоким уровнем ситуативной тревожности. Средний уровень ситуативной тревожности свойственен 53 % подростков (рисунок).

%

90 и 80 -70 60 50 Н 40 30-20-10 0

47

S

53 1

23

I

77

1

высоким уровень ситуативной тревожности

среднии уровень ситуативной тревожности

высокии уровень личностной тревожности

Результаты дифференцированного измерения среднестатистической выраженности тревожности как состояния (ситуативная) и как личностного свойства (личностная)

В равной мере результаты дифференцированного измерения среднестатистической выраженности тревожности как личностного свой-

Раздел II. Управление здравоохранением

ства позволяют констатировать факт высокого уровня личностной тревожности практически у каждого 4-го при значениях среднего уровня данного показателя у большинства подростков (77 %).

Выводы

1. Вероятнее всего, факт высоких значений ситуативной и личностной тревожности в старшем подростковом возрасте обусловлен физиологическими особенностями возраста и, что не менее важно, высокими запросами к психической деятельности подростков на современном этапе.

2. Вместе с тем подростки с высоким уровнем личностной тревожности из-за повышенного стремления к безопасности утрачивают решительность, инициативность, креативность, и избирают заведомо заниженные цели. В этой связи таким подросткам свойственна меньшая успешность в личной жизни и, в том

числе в учебном процессе.

3. Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности инициирует различные психосоматические расстройства с вероятностью трансформации в психосоматические заболевания.

4. Очевидна необходимость увеличения контингента обследуемых за счет включения в исследование подростков младшего возраста и расширение спектра психометрических технологий.

5. В условиях гуманизации образовательного процесса и лично-стно-ориентированной организации обучения очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих

технологий и, в том числе психолого-педаго-гической коррекции.

средним уровень личностной тревожности

ЛИТЕРАТУРА

1 Румят(ев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины. - М., 2002. -372 с.

2 Брайон М. Самые точные психометрические тесты. - М., 2010. - 320 с.

3 Романова B.C. Психодиагностика. - М., 2011. - 336 с.

Вестник АГИУВ № 4, 2014

АГИУВ

Тушн

Макалада орта 6miM беру мектебЫн, xacecnipiMflepi арасында™ ep6ip TepTimui жасеспрмнщ жеке урейлижшщ жогары денгейш HaKTbmayfa мумйндж берген жеке жэне ахуалдык урейдиж ерекшел1ктер1н зерттеу нэтижелер1 керсеттген.

Туйшд1 сездер: психологиялык статус, жасесп1р1мдер, жеке урейлтк, ахуалдык урейлш!к.

Summary

The article presents the results of a study of the personal and situational anxiety in adolescents of a school, which allowed establishing the fact of the high level of personal anxiety at every fourth teenager.

Key words: psychological status, adolescents, personal anxiety, situational anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.