МОРОЗОВА Н. Н., ЯКОВЛЕВА В. П.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрено психологическое содержание понятий «самоидентификация» и «самопрезентация» личности в контексте подросткового возраста, а также некоторые психологические механизмы их нарушения. Описаны эмпирические данные сравнительного исследования особенностей самоидентификации и самопрезентации личности подростков, находящихся в трудной и благоприятной социально-психологической жизненной ситуации.
Ключевые слова: самоидентификация, самопрезентация личности, подростковый возраст, трудная жизненная ситуация.
MOROZOVA N. N., YAKOVLEVA V. P.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-IDENTITY AND SELF-PRESENTATION OF TEENAGERS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS
Abstract. The article considers the psychological content of the concepts "self-identity" and "self-presentation" of personality in the context of adolescence and some psychological mechanisms of their violation. The results of a comparative study of self-identification and self-presentation of the personality of teenagers in difficult and favorable socio-psychological life situations are included.
Keywords: self-identity, self-presentation, adolescence, difficult life situation.
В настоящее время проблема идентичности (как социальной, так и личностной) превратилась в одну из наиболее популярных в психологии, в особенности в таких областях, как социальная психология и практика консультирования [1-5; 14]. Проблема самопрезентации личности рассматривается также в сфере социальной психологии, в том числе, в сфере делового общения [6; 8; 10; 15]. Влияние трудных жизненных ситуаций на развитие личности подростков также становилось предметом изучения в ряде психологических исследований [7; 9; 11-13]. Вместе с тем, очевидно, что спектр обсуждаемых тем остается недостаточно изученным и требует проведения дальнейших исследований, особенно в контексте подросткового возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что
самоидентификация понимается в психологической науке как непроизвольно протекающий процесс идентификации индивида с человеком, который обладает желаемыми для этого
индивида качествами, свойственными, как он полагает, собственной самости. Предполагается, что данный процесс лежит в основе формирования привязанности к другому человеку, подражания ему. Самоидентификация понимается, как процесс установления соответствия одного объекта другому (какой-либо группе), а идентичность представляет собой результат этого процесса [2-4].
Развитие личностной и социальной идентичности ребенка осуществляется при сложившихся благоприятных объектных отношениях с близкими людьми (прежде всего с матерью), предполагающих диалогическое взаимодействие, принятие, внимание, позитивную обратную связь. Нарушение объектных отношений в раннем детстве, неудовлетворение базовых нужд ребенка приводят к нарушениям идентичности [7]. Самопрезентация личности, являясь неотъемлемой составляющей социальной деятельности, представляет собой постоянный процесс предъявления «Я-информации» в межличностном взаимодействии, независимо от степени осознания субъектом самопрезентации своих поведенческих действий. Самопрезентация - это умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования определенных стратегий поведения [1].
Самопрезентация тесно связана с «Я-концепцией», «Я-образом», самоидентификацией личности. Самодостаточная личность с адекватной самооценкой и структурированным «Образом Я» может наиболее эффективно управлять впечатлениями, производимыми на окружающих. Лица с завышенной самооценкой реализуют демонстративный тип поведения, неадекватные поведенческие реакции и способы эмоционального реагирования, что делает самопрезентацию неэффективной. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, не могут преподнести себя в благоприятном свете [6].
Трудная жизненная ситуация, как разновидность социальной ситуации, в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; порождающая эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). В настоящее время в литературе содержится большое количество классификаций трудных жизненных ситуаций, применимых к разным категориям людей. В целом, жизненные ситуации опосредуют процессы социализации, становления личности, формирования образа «Я», в то время, как трудные жизненные ситуации препятствуют этим процессам [5].
Подростковый период по праву считается наиболее сложным, но вместе с тем и
крайне важным этапом развития в онтогенезе. Подростки переживают кризис, в котором стремительное психологическое развитие сопряжено с физическим. Развитие, сочетающееся с адекватной, социально благополучной жизненной ситуацией, способствует формированию положительной идентификации. В обратном случае, при столкновении с трудными жизненными ситуациями, может иметь место нарушение процесса самоидентификации и, как следствие, искажение и личностной, и социальной идентичности [13-14].
Целью нашего исследования было изучение особенностей самоидентификации и самопрезентации личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ГКУСО РМ РСПДП «Надежда» и МОУ СОШ № 39 г. Саранск в 2015-2016 учебном году. В исследовании приняли участие 100 испытуемых, в возрасте 14 - 15 лет (по 50 учащихся в каждом учреждении). В исследовании применялись психодиагностические методики: методика «Психологическая автобиография» (автор Н. А. Логинова); методика «Кто я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд); тест «Смысложизненные ориентации» - методика СЖО (автор Д. А. Леонтьев); опросник «Стратегии самопредъявления» (автор И. П. Шкуратова); методы математической статистики: ^критерий Манна-Уитни; критерий ф* - угловое преобразование Фишера.
Первоначально нами было проведено исследование жизненных ситуаций у подростков с помощью методики «Психологическая автобиография». Это позволило нам провести дифференциацию испытуемых на две экспериментальные группы: первая группа -подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации (группа № 1); вторая группа -подростки, находящиеся в благополучной (благоприятной) социально-психологической жизненной ситуации (группа № 2).
На втором этапе нами осуществлялось эмпирическое изучение особенностей самоидентификации и самопрезентации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. С помощью методики «Кто я?» (модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. ) изучались содержательные характеристик идентичности личности. В двадцати ответах на вопросы теста фиксировалось осознание индивидом своей принадлежности либо к социальной группе, либо к определенному психологическому типу. Методика включает в себя 26 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности.
Результаты обследования подростков по методике Куна-Макпартленда «Кто я?»
Шкалы Группа №1 Группа №2 * ф эмп
Результат %
«Социальное я» 100 100 -
«Коммуникативное я» 34 60 -
«Материальное я» 0 26 0
«Физическое я» 30 50 -
«Деятельное я» 14 56 2,001*
«Перспективное я» 0 24 0
«Рефлексивное я» 10 76 2,001*
«Проблемная идентичность» 12 0 0
Примечание: 0,0* (1,64); Р < 0,01** (2,31).
Таблица 2
Результаты контент-анализа ответов по методике Куна-Макпартленда «Кто я?»
Шкалы Ответы
Содержание Общее количество % Группа №1 Группа №2
+ - + -
Социальное Я Учебно-ролевая принадлежность 90 16 28 42 4
Семейная принадлежность 82 48 0 32 2
Пол 26 10 0 16 0
Этническо-региональная принадлежность 14 6 0 8 0
Групповая принадлежность 6 0 0 6 0
Мировоззренческая идентичность 4 0 0 4 0
Коммуникативное Я Друг(подруга) 62 22 0 40 0
Субъект общения 32 12 0 20 0
Материальное Я Материальное положение 4 0 0 4 0
Отношение к внешней среде 6 0 0 6 0
Физическое Я Возраст 46 18 0 28 0
Внешность 34 12 0 20 2
Деятельное Я Самооценка навыков, знаний, компетенции 44 14 0 28 2
Интересы, увлечения 26 0 0 26 0
Перспективное Я Деятельностная перспектива 5 0 0 5 0
Коммуникативная перспектива 2 0 0 2 0
Рефлексивное Я Персональная идентичность 76 8 2 62 4
Экзистенциальное Я 10 0 0 10 0
Проблемная идентичность 6 0 6 0 0
Показатели осмысленности жизни подростков по методике «Тест смысложизненных ориентации»
Показатели осмысленности жизни Количество (%) испытуемых с различным уровнем показателей осмысленности жизни
Группа № 1 Группа № 2
высокий средний низкий высокий средний низкий
! Цели в жизни 8 (16 %) 18 (36 %) 24 (48 %) 33 (66 %) 10 (20 %) 4 (14%)
2 Процесс жизни 16 (32 %) 10 (20 %) 24 (48 %) 26 (56 %) 12 (24 %) 10 (20 %)
3 Результативность жизни 13 (26 %) 5 (10%) 32 (64%) 35 (70 %) 9 (18 %) 6 (12 %)
4 Локус контроля - Я 16 (32 %) 13 (26 %) 21 (42 %) 26 (52 %) 14 (28 %) 10 (20 %)
5 Локус контроля -жизнь 10 (20 %) 11 (22 %) 29 (58 %) 35 (70 %) 7 (14 %) 8 (16 %)
Таблица 4
Показатели стратегий самопрезентации у подростков по методике «Стратегии самопредъявления» И. П. Шкуратовой
Стратегии самопрезентации Группа №1 Группа №2 * ф эмп
Результат %
1 Стремление понравиться - инграциация 24 46 -
2 Самопродвижение - демонстрация компетентности 34 54 -
3 Примерность 24 36 -
4 Запугивание - демонстрация силы 48 6 2,001*
5 Демонстрация слабости и мольба 46 4 2,001*
6 Отслеживание производимого впечатления 4 48 2,001*
7 Вариативность поведения человека 8 52 2,001*
Примечание: 0,0* (1,64); Р< 0,01** (2,31).
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы.
1) Процесс социальной самоидентификации опережает все другие самоидентификации в структуре «Образа Я» испытуемых, при этом подростки обеих исследуемых групп, в первую очередь, выделяют социальные роли, связанные со школой и семьей.
2) В целом процесс самоидентификации у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, происходит замедленно и негативно отражается на формировании «Образа Я» у данной группы испытуемых по сравнению с их сверстниками, находящимися в благоприятной социально-психологической ситуации. С помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера - установлены достоверные различия в показателях «Деятельное я» и «Рефлексивное я».
Возможно, в случае хронического социально-психологического неблагополучия эти школьники действительно не имеют соответствующего опыта деятельности, что замедляет самоидентификацию в данной сфере. В случае актуального острого переживания трудной жизненной ситуации возможно общее негативное самовосприятие, снижение самооценки, что препятствует рефлексии своих достижений и увлечений, делает их субъективно малозначимыми.
3) Самоидентификация в сфере «Перспективного Я» у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, не развита, что может быть связано с актуально переживаемыми негативными эмоциями, связанными с трудной жизненной ситуацией и чрезмерной фиксации внимания на настоящем.
4) Уровни наличия целей в жизни, эмоциональной насыщенности жизни, результативности жизни, «локуса контроля - Я» и «локуса контроля - жизни» у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации ниже, чем у их сверстников, находящихся в благополучной социально-психологической жизненной ситуации (различия значимы при р<0,05).
Это свидетельствует о том, что подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, живут преимущественно сегодняшним или вчерашним днем, не видя временной перспективы. Процесс самоидентификации для них осложняется еще и тем, что они испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем в силу актуально переживаемой трудной жизненной ситуации и не чувствуют большой удовлетворенности от прожитой части жизни. При этом низкие показатели по шкалам локуса контроля свидетельствуют о том, что большинство испытуемых, переживающих трудную жизненную ситуацию, не верят в свои возможности управления событиями собственной жизни, в наличие свободы выбора, им присущ фатализм.
5) При изучении стратегий самопрезентации личности выявлены статистически значимые различия по критериям «запугивание - демонстрация силы», «демонстрация слабости и мольба», «вариативность поведения человека», «отслеживание производимого впечатления». Первые две стратегии из выше перечисленных в большей степени характерны для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, последние две - для
подростков, находящихся в благоприятной социально-психологической ситуации.
Эти данные свидетельствуют о том, что школьники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, используют менее разнообразные стратегии поведения в ситуациях социального взаимодействия и чаще применяют не самые адекватные стратегии самопрезентации, такие как запугивание и демонстрация слабости. Подростки, находящиеся в благополучной социально-психологической ситуации, напротив, чаще ориентируются на отслеживание производимого впечатления и проявляют вариативность поведения.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это особая категория, нуждающаяся в проведении комплексной психолого-педагогической и социальной работы, направленной на оптимизацию процессов самоидентификации и самопрезентации подростков данной категории, на преодоление их негативизма по отношению к себе, другим и миру, изменение прежних установок, не позволяющих подростку успешно адаптироваться в социуме и чувствовать себя частью его.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2005. -288 с.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 420 с.
3. Данилова Е. Н. Социальные идентификации в трансформирующемся обществе. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. - М.: Флинта, 2005. - С. 324-364.
4. Иванова Н. Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - 3(4). - С.91-109.
5. Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - С. 54-81.
6. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. - М.: Речь, 2007. - 224 с.
7. Морозова Е. С. Деструктивная и «мнимая» идентичность детей, воспитывающихся в условиях интерната // Толерантность и проблема идентичности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Ежегодник Российского (психологического общества). - Т. 9. Вып. 5. - Ижевск, 2002. - С 132-135.
8. Некрасова Н. А. Самопрезентация: сущность и основные характеристики // Успехи
современного естествознания. - 2007. - № 11. - С. 122.
9. Сандомирский М. Е., Хамитов Г. Е., Белгородский Л. С. Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 123 с.
10. Семенова Л. Н. Технология самопрезентации / под ред. К. В. Киуру. - Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 54 с.
11. Сироткин С. Ф., Мельникова М. Л. Агрессивность, идентичность и проблема объекта // Толерантность и проблема идентичности: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Ежегодник Российского психологического общества). - Т. 9. Вып. 5. - Ижевск, 2002. - С. 93-97.
12. Солоед К. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей // Московский психотерапевтический журнал. Специальный психоаналитический выпуск. - 2000. - № 4. - С. 70-94.
13. Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. - Екатеринбург: Сократ, 2009. - 127 с.
14. Цайтлер В. И. Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация с ними подростков // Теория и практика современной психологии. - 2011. - № 3. - С. 25-29.
15. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 69-78.