DOI: 10.33910/1992-6464-2020-198-131-139
М. В. Соколова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ОТНОШЕНИЯ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Статья раскрывает особенности взаимосвязи проявления склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет у подростков двух групп: обучающихся кадетского корпуса и обучающихся образовательной школы. В исследовании были использованы четыре методики, которые позволили выявить связь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет, а также различия между склонностью к самоповреждающему поведению и потребностью в поиске ощущений среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации. Выявлено, что у кадетов отсутствует взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет. Полученные данные могут позволить выстроить эффективную систему профилактики деструктивного поведения подростков.
Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, сеть Интернет, рискованное поведение, самоповреждающее поведение.
M. Sokolova
THE TENDENCY TOWARDS RISK BEHAVIOUR AND THE ATTITUDE TO THE INTERNET AMONG CADETS
The study reveals how the tendency towards risk behaviour and the attitude to the Internet manifest themselves in two groups of adolescents: cadets and secondary school students. The authors applied 4 techniques that enabled them to establish the relationship between the inclination towards risk-taking and the attitude to the Internet, as well as the differences between the tendency towards self-destructive behaviour and thrill-seeking among students of a cadet corps and a general secondary education institution. The outcomes suggest that there is no direct link between the inclination towards risk behaviour and the attitude to the Internet in adolescent cadets. It was also revealed that there are differences in the needfor excitement in cadet corps students and secondary school students. The data obtained may allow us to build an effective system for the prevention of destructive behaviour.
Keywords: adolescents, adolescence, Internet, risk behaviour, self-destructive behaviour.
Введение
Подростковый возраст является периодом бурного развития личности. Этот этап полон противоречий, поскольку подросток уже не является ребенком, но еще не стал взрослым. Подросток стремится к самостоятельности, социальной зрелости, поиску своего места в жизни. В тоже время подросток отличается недостаточной зрелостью, пытается найти свое место в обществе, так как не может быть независимым от семьи мате-
риально, у него отсутствует ответственность за свои поступки и поведение. Это приводит к необходимости подростка пробовать себя в ситуации взрослого — он выходит на качественно новую позицию, которая способствует формированию его сознательного отношения к себе как члену общества [12].
Одной из особенностей данного возраста является описанная еще Л. С. Выготским «доминанта романтики», для которой характерно стремление подростка к неиз-
вестному, рискованному, к приключениям и героизму [3].
Эта доминанта может приводить к тому, что подросток будет искать различные способы рискованного времяпрепровождения. «Риск — это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха» [5, с. 17].
В целом подросткам свойственна потребность в переживании риска, однако реализо-вываться она может в двух направлениях: в социально приемлемом виде, например, в различных видах спорта, волонтерстве, проектах, и тогда переживание риска способствует движению по пути самораскрытия; второе направление — это деструктивная деятельность, например, употребление наркотиков. При этом в обоих вариантах можно проследить аутоагрессивную направленность личности. Кроме того, исследователи отмечают, что наличие группы сверстников влияет на выбор рискованного поведения, т. к. несовершеннолетний стремится проявить себя [5].
Однако люди, склонные к риску, часто не рассматривают экстремальные увлечения в качестве самоповреждений, нанесения себе вреда. При этом нередко они склонны считать такое поведение способом самовыражения, привлечения внимания окружающих к собственной личности [11].
Тем не менее, выявлено, что склонность к риску является фактором девиантного поведения среди подростков, в частности, склонности к самоповреждающему поведению [6].
Современные подростки имеют недостаточно полное и схематичное понимание того, что является рискованным поведением; кроме того, некоторые виды подобного поведения, например, нанесение себе татуировок, ран или прием алкоголя они не считают риском [4].
Т. П. Авдулова пришла к выводу, что даже при занятии социально одобряемыми видами спорта, например скалолазанием или прыж-
ками с парашютом, подросткам и юношам свойственна такая черта, как пренебрежение определенной ответственностью за себя, свое здоровье и жизнь. Кроме того, высокая степень рискованного поведения может быть охарактеризована как общая готовность к нарушению социальных и моральных норм [1].
В современном мире есть большие возможности для реализации рискованного поведения и досуга, некоторые виды которых являются опасными для жизни и нередко противозаконными. Одним из распространенных видов является так называемый зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. train surfing). Это езда с внешней стороны транспортного средства, чаще всего электрички. Подобный вид досуга формирует антисоциальную направленность личности подростков, что негативно влияет на их развитие [2].
На основе ряда исследований можно сделать вывод о том, что различные экстремальные увлечения являются частью современной жизни молодежи и подростков, так как они берут пример с более старшего поколения [10; 14].
Так, допустим, подростки могут рисковать жизнью ради получения впечатляющей фотографии, которую смогут высоко оценить их сверстники [12].
С повсеместным распространением сети Интернет, мобильных телефонов, информация о рискованном досуге и различных способах самоповреждающего поведения стала доступна для подростков. При этом, следуя моде, примеру сверстников или внутренним проблемам, таким как нарушение самооценки, трудности во взаимоотношениях с ближайшим окружением, они не всегда расценивают увиденное как опасность или противозаконное действие [7; 9;15].
Так, одним из рисков является то, что подростки, склонные к аутоагрессии, ищут в сети информацию о способах самоповреждения и суицида, поскольку подобная информация часто находится в открытом доступе [8].
Взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет у подростков разных социальных групп до сих пор недостаточно изучена.
Целью исследования является изучение особенностей проявления склонности к рискованному поведению и отношению к сети Интернет у подростков двух групп.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что существует взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации, которая обусловлена склонностью к самоповреждающему поведению и потребностью в поиске ощущений.
Данная гипотеза определила следующие задачи:
• выявить взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет подростков разных социальных групп;
• выявить различия между склонностью к самоповреждающему поведению, потребностью в поиске ощущений среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации.
Характеристика выборки и методов исследования
В исследовании приняли участие 60 человек, среди которых 30 кадет казенного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат», 15 девочек и 15 мальчиков (группа кадет), а также 30 обучающихся образовательной организации, 15 девочек и 15 мальчиков соответственно (ученики школы). Возраст испытуемых — 13-16 лет (средний возраст 15,0 лет ± 1,0 год).
Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методики.
• Опросник установок по отношению к Интернету Р. Дэвиса в адаптации Э. Губенко. В методике содержится
4 шкалы: «Социальный комфорт», «Одиночество/депрессия», «Сниженный самоконтроль», «Отвлечение», общая шкала, которая отображает отношение к сети Интернет. Именно данная шкала рассматривается в нашем исследовании.
• Методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева.
• Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукерман.
• Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел, в которой рассматривалась шкала «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению».
Результаты, полученные в ходе исследования, подвергались статистической обработке с помощью программы SPSS. Для определения корреляционных связей использовался коэффициент Спирмена, а для поиска групповых различий применялся критерий Манна — Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение
На рисунке 1 представлены результаты уровня склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Выявлено, что в обеих группах испытуемых нет подростков с низким уровнем склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. При этом в группе кадет средний уровень данного показателя, находящийся в пределах нормы и составляющий 60 %, выше, чем в группе учеников школы (43 %).
Анализ представленных результатов показывает, что высокий уровень склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (56 %) выявлен у обучающихся общеобразовательной школы. При этом в группе кадет он составляет только 40 %.
Таким образом, склонность кадет к реализации саморазрушающего поведения ниже, чем в группе учеников школы. Это можно объяснить тем, что в кадетском корпусе про-
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
■ Группа кадет Ученики школы
Рис. 1. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
водится регулярный мониторинг психологического состояния воспитанников психологами, педагогами и воспитателями.
Согласно данным, отображенным на рисунке 2, видно, что в обеих группах испытуемых нет подростков с низким уровнем
склонности к риску. При этом средний уровень, составляющий 63 %, более характерен для группы кадет, тогда как в группе обучающихся в общеобразовательной школе мало испытуемых со средним уровнем склонности к риску, только 16 %. Средние значения вхо-
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Группа кадет Ученики школы
Рис. 2. Склонность к риску у обучающихся двух групп
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
■ Группа кадет ■ Ученики школы
Рис. 3. Потребность в поисках ощущений подростков двух групп
дят в пределы нормы. В группе учеников школы подросткового возраста 83 % испытуемых имеют высокий уровень склонности к риску.
Полученные результаты можно объяснить тем, что у кадет во время обучения в режиме дня проводится регулярно физическая нагрузка, включающая в себя различные виды единоборств и т. д. Таким образом, кадеты имеют возможность реализовывать склонность к риску в контролируемых заданных условиях.
Полученные результаты на рисунке 3 позволяют предположить, что среди кадет есть подростки, у которых низкая потребность в поиске ощущений — 26 %. Выявлено, что среди обучающихся общеобразовательной школы нет подростков с низким результатом. Показатели среднего значения в обеих группах входят в пределы нормы, однако, кадет со средним уровнем потребности в поисках ощущений больше — 53 %, тогда как в группе учеников школы 23 %.
В высоком уровне потребности в поиске ощущений выявлены различия между груп-
пами испытуемых. Среди обучающихся общеобразовательной школы с высоким уровнем 77 % подростков, а среди кадет только 20 % имеют высокий уровень потребности в поисках ощущений.
Подобные результаты также могут быть оправданы условиями проживания и воспитания кадет, поскольку кадетский корпус является не просто образовательной структурой, он носит военную направленность, когда есть необходимость проявлять смелость, целеустремленность и т. д. В общеобразовательной школе у обучающихся меньше возможностей проявить свои волевые качества — чаще это можно сделать за пределами организации, поэтому в условиях норм, правил, дисциплины они менее склонны к рискованным поступкам, авантюрам и т. д.
На рисунке 4 представлены результаты прохождения опросника установок по отношению к Интернету Р. Дэвиса в адаптации Э. Губенко, полученные в двух группах испытуемых. Максимальный балл, который можно набрать в методике, в общей шкале равен 252. Средний балл у обучающихся
250
200
150
100
50
Кадеты
Школьники
Шкала интернет зависимости, ср. значение
Рис. 4. Отношение к сети Интернет в двух группах
в кадетском корпусе — 107, средний балл у обучающихся общеобразовательной организации — 143.
Таким образом, можно сделать вывод, что ученики общеобразовательной школы более склонны к проблемному отношению к сети Интернет, в отличие от обучающихся в кадетском корпусе, условия проживания и распорядка дня которых не позволяют сформировать данное отношение.
Анализ результатов с помощью коэффициента Спирмена (табл. 1) позволяет сделать вывод о том, что не выявлена взаимосвязь между склонностью к риску и отношением к сети Интернет среди обучающихся кадетского корпуса на уровнях значимости **р < 0,01 и *р < 0,05.
Среди обучающихся общеобразовательной организации есть взаимосвязь таких показателей, как склонность к риску, проблемному отношению к сети Интернет.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что подростки, обучаю-
щиеся в кадетском корпусе, менее склонны к проблемному отношению к сети Интернет и к риску. Подобные показатели могут быть результатом системы обучения в кадетском корпусе, так как в нем регулярно проводятся мониторинги здоровья воспитанников, их физического и психологического состояния, ведется пропаганда здорового образа жизни. Кроме того, в систему обучения включены систематические физические нагрузки и повышенный контроль за свободным временем обучающихся. Возможность использования сети Интернет сильно ограничена распорядком дня и системой фильтрации доступного контента.
Напротив, у обучающихся общеобразовательной организации, как правило, нет четко выстроенной системы проведения свободного времени и снижен контроль за их деятельностью, что влечет за собой повышенное, бесконтрольное использование сети Интернет, большую склонность к риску. Поскольку отсутствует контроль за информацией, которую подростки ищут в сети, они
Таблица 1
Взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет двух социальных групп (коэффициент Спирмена)
Стат. значимость различий (2-сторонняя) Склонность к риску Отношение к сети Интернет
Склонность к риску (кадеты) - -0,228
Отношение к сети Интернет (кадеты) -0,228 -
Склонность к риску (ученики школы) - 0,511**
Отношение к сети Интернет (ученики школы) 0,511** -
Примечание: **р < 0,01 и *р < 0,05.
подвергаются риску обнаружить вредоносный для них контент.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что есть статистически значимая разница между кадетами и обучающимися общеобразовательной организации в показателе «потребность в поисках ощущений» на уровнях значимости
**р < 0,01 и *р < 0,05. Между склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению различия не были обнаружены. Однако качественный анализ среднего значения данного показателя в обеих группах испытуемых позволяет сделать вывод, что в среднем склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению нахо-
Средние значения и-критерий Манна — Уитни Уровень статистической значимости (р)
Ученики школы ^ = 30) Кадеты ^ = 30)
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 33,18 27,82 369,5 0,232
Потребность в поиске ощущений 42,10 18,90 102,0 0,000*
Примечание. **р < 0,01 и *р < 0,05.
Таблица 2
Различия между самоповреждающем поведением, потребностью в поиске ощущений среди разных групп (^критерий Манна — Уитни)
дится в пределах нормы как среди кадет, так и обучающихся в общеобразовательной организации.
Тем не менее количественный анализ ответов респондентов о склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению позволил выявить, что из выборки кадетов к данному поведению склонны 23,3 % респондентов, а в выборке общеобразовательной школы — 33,3 % респондентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся в школе более склонны к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Кроме того, полученные средние значения в обеих группах свидетельствуют о том, что потребность в поиске ощущений у обучающихся в общеобразовательной школе выше, чем у кадет.
Выводы
Полученные данные частично подтверждают выдвинутую гипотезу: существует взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации, обусловленная склонностью к самоповреждающему поведению и потребностью в поиске ощущений.
Данная взаимосвязь более выражена среди обучающихся общеобразовательной организации. Также для них характерна потребность в поиске ощущений. Склонность к самоповреждающему поведению в среднем находится в пределах нормы в обеих группах испытуемых.
На основании проведенного исследования и анализа результатов можно сделать следующие выводы:
1) Выявлено, что существует взаимосвязь склонности к рискованному поведению и отношения к сети Интернет среди обучающихся общеобразовательной организации.
2) Выявлено, что существуют различия между потребностью в поиске ощущений среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации. Статистически значимых различий в показателях склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению не выявлено.
3) При этом количественный анализ показал, что ученики школы более склонны к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
В качестве рекомендаций родителям и педагогам мы хотели бы предложить следующее:
1) Развитие досуговой деятельности с подростками. Мотивация родителями и педагогами обучающихся на саморазвитие в выбранной досуговой деятельности. Это может способствовать использованию сети Интернет в основном для поиска необходимой информации.
2) Поощрение занятий спортом, которые позволят компенсировать склонность к риску и потребность в ощущениях в заранее заданных и контролируемых условиях.
3) Мониторинг информации, которую дети потребляют в сети Интернет.
4) Совместное обсуждение с детьми рисков, которые могут возникать при использовании сети Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64016.shtml (дата обращения: 12.03.2020).
2. Вакула И. М., Загутин Д. С. Экстремальный спортивный досуг и транспортные девиации как проявление аддиктивного поведения в среде современной российской молодежи // Юристъ — Право-ведъ. 2018. № 3 (86). C. 32-37.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
4. Жильцова Н. И. Особенности понимания риска подростками // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «XIV Левитовские чтения». М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 323-327
5. Ильин Е. П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 286 с.
6. Лакреева А. В., Варуха Л. В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 141-146. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56427.htm (дата обращения: 14.03.2020).
7. Польская Н. А., Якубовская Д. К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 3. С. 156-174. DOI: 10.17759/cpp.2019270310
8. Соколова М. В., Дозорцева Е. Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете // Психология и право. 2019. Т. 9. № 1. С. 22-35. DOI: 10.17759/psylaw.2019090102
9. СоколоваМ. В. Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети Интернет у подростков кадетского корпуса // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 116-125. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-3-116-125
10. Тимофеев А. И., Кузнецова В. В. Экстремальный спорт: проблема критериев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 7 (125). С. 220-224. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125. p220-224
11. Хрупова А. Н., Шульга Т. И. Представления студентов о самоповреждающем поведении // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 101-113. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-4-101-113
12. Шиляева И. Ф. Личностные факторы рискованного поведения подростков // Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. 2019. № 1 (36). С. 69-74. DOI: 10.18323/2221-5662-2019-1-69-74
13. Шульга Т. И., Григорьева М. Ю. Изучение позитивной идентичности подросткового и юношеского возрастов // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2017. № 4. C. 80-93. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-80-93
14. Шульгин А. С. Экстремальные субкультуры: теоретико-методологические аспекты исследования // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8. № 6. С. 19-28. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-19-28
15. Sandeep B., Jerry R. J., Satyaswarup T. Death in a flash: Selfie and the lack of self-awareness // Journal of Travel Medicine. 2016. Vol. 23. No. 4. Taw033. DOI: 10.1093/jtm/taw033