эксперимент И ИССЛЕДОВАНИЕ
Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков
Светлана Викторовна Маркова,
старший преподаватель кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
В статье, которую мы предлагаем, приводятся результаты исследования гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков 15—17лет, обучающихся в общеобразовательной школе, школе для подростков с девиантным поведением и кадетском корпусе.
• подростки • агрессия • аутоагрессия • ген-дерные различия • физическая агрессия • вербальная агрессия • агрессивное поведение • ау-тоагрессивное поведение
Агрессия и родственные формы поведения детей и подростков сегодня являются важнейшими проблемами. И эти проблемы не новые. За последние 80 лет было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения рано проявляющееся агрессивное поведение. Агрессивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Происходящие в современном обществе кризисные процессы негативно влияют на людей всех возрастных категорий, порождая озлобленность, тревожность и насилие. Подростки, живущие в сложном по своему содержанию мире, возможно, больше других возрастных категорий страдают от происходящих в обществе процессов. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. По данным статистики МВД, в 2007 году каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.
За последние 20 лет был выполнен целый ряд научных исследований, в которых велось наблюдение за детьми и подростками с зафикси-
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ
рованными проявлениями агрессии. На сегодняшний день нам известно, что агрессивное поведение достаточно устойчиво и в некоторых случаях может сохраняться на протяжении всех этапов возрастного развития. Но несмотря на большое количество данных, многое всё ещё остаётся неизученным.
Большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу [2]. Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным и, конечно, представляет значительный интерес для исследователей [4].
Замечено, что в последние годы количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло [1; 3; 4].
В пубертатном и постпубертатном возрасте у девушек отмечается рост агрессивного поведения. Это приводит к сближению показателей распространённости агрессивного или асоциального поведения
среди девушек и юношей. Такой рост объясняется в пер- Всё чаще социальные
вую очередь участившимися проявлениями скрытой аг- педагоги и педагоги-
рессии у девушек-подростков. Гендерные различия вкаче- психологи обра3ова-
ственных и количественных характеристиках агрессии теЛЬНых у4реждений
Ж довольно полно описаны в литературе. Наличие этих раз- включают в обязатель- гЪ
^ личий вплоть до последних двух десятилетий не подверга- -
ную программу работы лось сомнению. Однако проведённые в конце XX столе- у у
тия исследования агрессии поставили под сомнение диагностику и к°ррек-
традиционное представление о том, что мужчины всегда цию агрессивных прояв-
агрессивнее женщин. лений учащихся.
Имеющиеся на сегодня данные убеждают в том, что индивидные, семейные и средовые корреляты агрессивного поведения во многом схожи у лиц мужского и женского пола [5; 6]. Хотя и существуют некоторые различия, сходств между этими коррелятами обычно намного больше, чем различий.
По мере того как мы всё больше узнаем о гендерных различиях в стратегиях агрессивного поведения, часто цитируемые доказательства мужского превосходства в агрессивном поведении начинают слабеть. Вместе с растущим осознанием того факта, что в предыдущих исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам агрессии девочек и женщин, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления, и в целом гендерным различиям.
Всё чаще социальные педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений включают в обязательную программу работы диагностику и коррекцию агрессивных проявлений учащихся. На базе московской школы № 2 для детей с девиантным поведением, московской школы № 674 и Кадетского корпуса № 1700 нами проведено исследование агрессивного поведе-
-е-
С.В. Маркова. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков
ния у старшеклассников. Всего в исследовании приняли участие 454 подростка. В рамках этого исследования рассматривались структура и уровень выраженности агрессивного поведения у подростков при помощи теста Бас-са-Перри. Данная методика предполагает разделение агрессивных проявлений на физическую агрессию — поведенческий компонент, гнев — эмоциональный компонент и враждебность, которая включает обидчивость и подозрительность — когнитивный компонент. В исследовании принимали участие мальчики и девочки пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет.
В целом девушки показали не меньший уровень выраженности агрессивных проявлений, чем юноши, что подтверждает отсутствие значимых различий по интегральной шкале методики, но разница заключается в структуре: если у юношей на первом месте стоит физическая агрессия, то у девушек — враждебность. В выраженности гнева статистически значимых различий у испытуемых обоих полов не выявлено, хотя у девушек заметна тенденция к увеличению показателей по данной шкале. Полученные данные согласуются с уже известными экспериментами, в которых также отмечалось, что агрессия девушек встречается не реже, но она носит более скрытый характер. Для поиска возможных возрастных различий в результатах проведённых методик массив полученных данных был разделён на три возрастные категории испытуемых: 1-я — 15 лет; 2-я — 16 лет; 3-я — 17 лет.
Затем мы провели сравнительны анализ сначала в общей группе испытуемых, а затем и в группах юношей и девушек отдельно.
При учёте возраста на первом месте по выраженности физической агрессии стоят подростки 15 лет. Отметим, что не только юноши, но и девушки заметно превосходят более старших подростков. Любопытно, что несмотря на преобладание у девушек в структуре агрессии враждебности, у девушек 15 лет выявлена и физическая агрессия (в первую очередь, у девушек из специальной школы № 2 для подростков с девиантным поведением). В свою очередь, по сравнению с другими возрастными группами 17-летние показали заметно более низкие результаты как по выраженности физической агрессии, так и по шкале гнева. В выраженности враждебности возрастных различий отмечено не было. В целом же, по общему уровню выраженности агрессивных проявлений, опять же 17-летние подростки показали заметно более низкий результат. При сравнении отдельно юношей 15-летние заметно опережают другие возрастные группы по уровню всех видов агрессивных проявлений.
Следующим этапом анализа полученных данных было разделение всего массива полученных данных на три группы:
• юноши и девушки, учащиеся школы № 2;
• юноши и девушки, учащиеся школы № 674;
• юноши и девушки, учащиеся Кадетского корпуса.
Сравнение результатов экспериментальных групп общей выборки (без деления на группы юношей и девушек) показало, что по шкалам методики Бас-са-Перри (диагностика агрессивности) минимальные значения получили испытуемые общеобразовательной школы № 674, но только по двум из че-
-е-
ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ
тырёх (физической агрессии и интегральной шкале) испытуемые показали значимые отличия от испытуемых специальной школы № 2 и кадетов. При этом отдельно у юношей заметных отличий не обнаружено. А вот в группе девушек выявлено превосходство девушек специальной школы № 2 почти по всем шкалам методики. Правда, по шкале гнева данной методики результаты экспериментальных групп статистически значимо не различаются, и учащиеся специальной школы № 2 делят высший балл вместе с кадетами.
Согласно теме нашего исследования, из общей группы школьников, принимавших участие в эксперименте, выделялась группа подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Тут следует уточнить, что в эту подгруппу отбирали подростков именно с аутоагрессивными попытками. Для сбора данных использовались экспертная оценка воспитателей, учителей и беседы с подростками. Естественно, многие подростки тщательно скрывают всё, что связано с попытками самоповреждающего поведения, даже если они и имели место, поэтому количество испытуемой в данной подгруппе очень невелико. Соответственно, анализ данных проводился по более широким параметрам, без деления на школы и возраст.
Интересно, что при сравнении данных аутоагрессивных подростков с общей выборкой не обнаружено статистически значимых результатов, кроме показателей девушек. Аутоагрессивно настроенные девушки превышают показатели своих нормативных оппоненток по уровню выраженности враждебности и общему уровню выраженности агрессивных проявлений.
-ф- Как мы видим, приведённые данные подтвержда- дитература--"ф"
ют всё чаще возникающую гипотезу, что гендер-
ные различия агрессивных проявлений не столь 1. БерковицЛ. Агрессия: причины, несущественны, как принято было считать ранее. следствия и контроль. Санкт-Петербург, К сожалению, возрастная непрерывность, устой- 2007
чивость и предшественники агрессивного пове- 2. Егаголотот С.Н. Понятае шрессш
в современной психологии. Прикладная дения улиц женского пола всё ещё остаются сла- ,т . „„„.
психология. № 1. 2001.
бо изученными. Поскольку отечественными з. коннорД. «Агрессия и антисоциаль-
учёными вопрос гендерных различий агрессивно- ное поведение у детей и подростков».
го поведения разрабатывался мало, его изучение М., 2005.
следует признать актуальным направлением даль- 4 Реан «Лситолотвя поднята».
нейших исследований. М 2004
5. Silverthorn P., & Frick P.J.
Developmental pathways to antisocial behaviour: The delayed-onset pathway in girls. Development and Psychopathology, 11, 1999, 101-126.
6. Zoccolillo M. Gender and the development of conduct disorder. Development and Psychopathology, 5, 1993, 65-78.
-Q-