Научная статья на тему 'Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков'

Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Светлана Викторовна

В статье, которую мы предлагаем, приводятся результаты исследования гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков 15-17лет, обучающихся в общеобразовательной школе, школе для подростков с девиантным поведением и кадетском корпусе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of gender differences in aggressive and auto aggressive behavior of older adolescents

Results of the study of gender differences in aggressive behavior and autoaggressive children aged 15-17 learned in secondary school, a school for adolescents with behavioral problems and the Cadet Corps.

Текст научной работы на тему «Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков»

эксперимент И ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков

Светлана Викторовна Маркова,

старший преподаватель кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

В статье, которую мы предлагаем, приводятся результаты исследования гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков 15—17лет, обучающихся в общеобразовательной школе, школе для подростков с девиантным поведением и кадетском корпусе.

• подростки • агрессия • аутоагрессия • ген-дерные различия • физическая агрессия • вербальная агрессия • агрессивное поведение • ау-тоагрессивное поведение

Агрессия и родственные формы поведения детей и подростков сегодня являются важнейшими проблемами. И эти проблемы не новые. За последние 80 лет было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения рано проявляющееся агрессивное поведение. Агрессивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Происходящие в современном обществе кризисные процессы негативно влияют на людей всех возрастных категорий, порождая озлобленность, тревожность и насилие. Подростки, живущие в сложном по своему содержанию мире, возможно, больше других возрастных категорий страдают от происходящих в обществе процессов. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. По данным статистики МВД, в 2007 году каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.

За последние 20 лет был выполнен целый ряд научных исследований, в которых велось наблюдение за детьми и подростками с зафикси-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

рованными проявлениями агрессии. На сегодняшний день нам известно, что агрессивное поведение достаточно устойчиво и в некоторых случаях может сохраняться на протяжении всех этапов возрастного развития. Но несмотря на большое количество данных, многое всё ещё остаётся неизученным.

Большинство специалистов в области социальных наук понимают под агрессией форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу [2]. Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным и, конечно, представляет значительный интерес для исследователей [4].

Замечено, что в последние годы количество преступлений, совершенных девочками подросткового возраста, значительно выросло [1; 3; 4].

В пубертатном и постпубертатном возрасте у девушек отмечается рост агрессивного поведения. Это приводит к сближению показателей распространённости агрессивного или асоциального поведения

среди девушек и юношей. Такой рост объясняется в пер- Всё чаще социальные

вую очередь участившимися проявлениями скрытой аг- педагоги и педагоги-

рессии у девушек-подростков. Гендерные различия вкаче- психологи обра3ова-

ственных и количественных характеристиках агрессии теЛЬНых у4реждений

Ж довольно полно описаны в литературе. Наличие этих раз- включают в обязатель- гЪ

^ личий вплоть до последних двух десятилетий не подверга- -

ную программу работы лось сомнению. Однако проведённые в конце XX столе- у у

тия исследования агрессии поставили под сомнение диагностику и к°ррек-

традиционное представление о том, что мужчины всегда цию агрессивных прояв-

агрессивнее женщин. лений учащихся.

Имеющиеся на сегодня данные убеждают в том, что индивидные, семейные и средовые корреляты агрессивного поведения во многом схожи у лиц мужского и женского пола [5; 6]. Хотя и существуют некоторые различия, сходств между этими коррелятами обычно намного больше, чем различий.

По мере того как мы всё больше узнаем о гендерных различиях в стратегиях агрессивного поведения, часто цитируемые доказательства мужского превосходства в агрессивном поведении начинают слабеть. Вместе с растущим осознанием того факта, что в предыдущих исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам агрессии девочек и женщин, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления, и в целом гендерным различиям.

Всё чаще социальные педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений включают в обязательную программу работы диагностику и коррекцию агрессивных проявлений учащихся. На базе московской школы № 2 для детей с девиантным поведением, московской школы № 674 и Кадетского корпуса № 1700 нами проведено исследование агрессивного поведе-

-е-

С.В. Маркова. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков

ния у старшеклассников. Всего в исследовании приняли участие 454 подростка. В рамках этого исследования рассматривались структура и уровень выраженности агрессивного поведения у подростков при помощи теста Бас-са-Перри. Данная методика предполагает разделение агрессивных проявлений на физическую агрессию — поведенческий компонент, гнев — эмоциональный компонент и враждебность, которая включает обидчивость и подозрительность — когнитивный компонент. В исследовании принимали участие мальчики и девочки пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет.

В целом девушки показали не меньший уровень выраженности агрессивных проявлений, чем юноши, что подтверждает отсутствие значимых различий по интегральной шкале методики, но разница заключается в структуре: если у юношей на первом месте стоит физическая агрессия, то у девушек — враждебность. В выраженности гнева статистически значимых различий у испытуемых обоих полов не выявлено, хотя у девушек заметна тенденция к увеличению показателей по данной шкале. Полученные данные согласуются с уже известными экспериментами, в которых также отмечалось, что агрессия девушек встречается не реже, но она носит более скрытый характер. Для поиска возможных возрастных различий в результатах проведённых методик массив полученных данных был разделён на три возрастные категории испытуемых: 1-я — 15 лет; 2-я — 16 лет; 3-я — 17 лет.

Затем мы провели сравнительны анализ сначала в общей группе испытуемых, а затем и в группах юношей и девушек отдельно.

При учёте возраста на первом месте по выраженности физической агрессии стоят подростки 15 лет. Отметим, что не только юноши, но и девушки заметно превосходят более старших подростков. Любопытно, что несмотря на преобладание у девушек в структуре агрессии враждебности, у девушек 15 лет выявлена и физическая агрессия (в первую очередь, у девушек из специальной школы № 2 для подростков с девиантным поведением). В свою очередь, по сравнению с другими возрастными группами 17-летние показали заметно более низкие результаты как по выраженности физической агрессии, так и по шкале гнева. В выраженности враждебности возрастных различий отмечено не было. В целом же, по общему уровню выраженности агрессивных проявлений, опять же 17-летние подростки показали заметно более низкий результат. При сравнении отдельно юношей 15-летние заметно опережают другие возрастные группы по уровню всех видов агрессивных проявлений.

Следующим этапом анализа полученных данных было разделение всего массива полученных данных на три группы:

• юноши и девушки, учащиеся школы № 2;

• юноши и девушки, учащиеся школы № 674;

• юноши и девушки, учащиеся Кадетского корпуса.

Сравнение результатов экспериментальных групп общей выборки (без деления на группы юношей и девушек) показало, что по шкалам методики Бас-са-Перри (диагностика агрессивности) минимальные значения получили испытуемые общеобразовательной школы № 674, но только по двум из че-

-е-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

тырёх (физической агрессии и интегральной шкале) испытуемые показали значимые отличия от испытуемых специальной школы № 2 и кадетов. При этом отдельно у юношей заметных отличий не обнаружено. А вот в группе девушек выявлено превосходство девушек специальной школы № 2 почти по всем шкалам методики. Правда, по шкале гнева данной методики результаты экспериментальных групп статистически значимо не различаются, и учащиеся специальной школы № 2 делят высший балл вместе с кадетами.

Согласно теме нашего исследования, из общей группы школьников, принимавших участие в эксперименте, выделялась группа подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. Тут следует уточнить, что в эту подгруппу отбирали подростков именно с аутоагрессивными попытками. Для сбора данных использовались экспертная оценка воспитателей, учителей и беседы с подростками. Естественно, многие подростки тщательно скрывают всё, что связано с попытками самоповреждающего поведения, даже если они и имели место, поэтому количество испытуемой в данной подгруппе очень невелико. Соответственно, анализ данных проводился по более широким параметрам, без деления на школы и возраст.

Интересно, что при сравнении данных аутоагрессивных подростков с общей выборкой не обнаружено статистически значимых результатов, кроме показателей девушек. Аутоагрессивно настроенные девушки превышают показатели своих нормативных оппоненток по уровню выраженности враждебности и общему уровню выраженности агрессивных проявлений.

-ф- Как мы видим, приведённые данные подтвержда- дитература--"ф"

ют всё чаще возникающую гипотезу, что гендер-

ные различия агрессивных проявлений не столь 1. БерковицЛ. Агрессия: причины, несущественны, как принято было считать ранее. следствия и контроль. Санкт-Петербург, К сожалению, возрастная непрерывность, устой- 2007

чивость и предшественники агрессивного пове- 2. Егаголотот С.Н. Понятае шрессш

в современной психологии. Прикладная дения улиц женского пола всё ещё остаются сла- ,т . „„„.

психология. № 1. 2001.

бо изученными. Поскольку отечественными з. коннорД. «Агрессия и антисоциаль-

учёными вопрос гендерных различий агрессивно- ное поведение у детей и подростков».

го поведения разрабатывался мало, его изучение М., 2005.

следует признать актуальным направлением даль- 4 Реан «Лситолотвя поднята».

нейших исследований. М 2004

5. Silverthorn P., & Frick P.J.

Developmental pathways to antisocial behaviour: The delayed-onset pathway in girls. Development and Psychopathology, 11, 1999, 101-126.

6. Zoccolillo M. Gender and the development of conduct disorder. Development and Psychopathology, 5, 1993, 65-78.

-Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.