УДК 159.9.07 ББК 88.3
С.Ю. Тарасова
свойства модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма на клинической выборке и в общей популяции*
Рассматриваются результаты апробации модели адаптивного и дезадаптивного пер-фекционизма Р. Слейни на российской выборке. Дезадаптивный перфекционизм связан с (ауто)агрессивными тенденциями личности. По результатам исследования, переживание неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам положительно коррелирует с тревожностью и враждебностью подростков-делинквентов, подростков - учащихся общеобразовательных школ и студентов.
Ключевые слова:
агрессия, аутоагрессия, враждебность, дезадаптивный перфекционизм.
Тарасова С.Ю. Свойства модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма на клинической выборке и в общей популяции // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 122-127.
© Тарасова Софья Юрьевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва; доцент, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна; e-mail: [email protected]
О
На сегодняшний день существует ряд моделей перфекционизма. Рассматривают перфекционизм и как вариант невротического развития личности [19, с. 535]. Нас заинтересовала идея различения адаптивного и дезадаптивного перфекционизма. В литературе данная идея представлена в терминологиях: «нормальный и невротический», «здоровый и патологический», «позитивный и негативный», «Я-ориентированный и социально предписанный», «деструктивный нарциссизм» [17, с. 27; 25, с. 663; 16, с. 1725; 13, с. 237]. Эта идея реализована, в частности, в модели Р. Слейни. Высокие личностные стандарты и стремление к порядку образуют, по мнению автора, адаптивный перфек-ционизм [23, с. 130; 24, с. 63]. Тревожность при выполнении заданий, переживание несоответствия завышенным стандартам, неспособность начать дело из-за страха плохого выполнения, эмоциональная нестабильность и трудности в межличностных отношениях вследствие этого составляют дезадаптивный перфекционизм.
По результатам исследований на клинической выборке мужчин и женщин от 20 до 30 лет дезадаптивный перфекционизм связан с аутоагрессивными тенденциями личности вплоть до депрессии и попыток суицида [9]. Зарубежные исследователи показали взаимосвязь дезадаптивного пер-фекционизма и риска самоубийства на клинической выборке детей и подростков, причем опосредующими факторами стали травля и социальная безысходность [22, с. 217]. Несуицидальная аутоагрессия может быть в виде преднамеренного или непреднамерен-
ного самоповреждения, неудовлетворенности своим телом (фигурой), нарушений пищевого поведения. Порой это предшествует попытке суицида. Аутоагрессивное поведение наблюдается и у психически больных, и у психически здоровых лиц. Во всем мире на юный возраст приходится пик суицидов. В нашей стране смертность от самоубийств примерно в 1,5 раза выше смертности от убийств и почти в 2 раза - от дорожно-транспортных происшествий [7, с. 5]. По данным Г.В. Старшенбаума, в 1990-е гг. частота суицидов среди молодых лиц в России возросла в 3 раза, а среди детей и подростков от 5 до 14 лет - в 8 раз [10]. Если рассматривать такой рост в социально-экономическом аспекте, можно говорить о негативных последствиях так называемой культурной травмы, пережитой нашим обществом в конце 80-х - начале 90-х годов [2, с. 132]. Описан так называемый гендерный парадокс суицидального поведения. Частота суицидальных попыток выше среди женщин, а частота завершенных суицидов выше среди мужчин [6, с. 26]. В возрасте до 25 лет на каждый завершенный суицид приходится ряд предыдущих попыток.
В.А. Ясная и С.Н. Ениколопов апробировали модель Р. Слейни на отечественной выборке [14]. Авторами получена значимая связь несоответствия стандартам, страха неудачи и несовершенства, эмоциональной нестабильности в модели Р. Слейни с враждебностью по методике Басса - Перри в выборке пациентов с депрессивно-тревожными расстройствами [там же]. В.А. Ясная и соавторы не обнаружили
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-00052.
значимых корреляции несоответствия стандартам с враждебностью в выборке здоровых взрослых лиц (средниИ возраст 32,8 года) [15, с. 39]. Враждебность традиционно увязывают с агрессивностью. И агрессивность и враждебность - факторы предрасположенности к агрессивному поведению. Агрессия может иметь как внешний, так и внутриличностный вектор, тогда речь идет об аутоагрессии.
Ниже представлены результаты исследования перфекционизма лиц подросткового и юношеского возраста, выполненного на базе учреждения для обучающихся с общественно опасным поведением (школа закрытого типа), двух средних общеобразовательных школ с углубленным изучением иностранного языка и вуза. Две общеобразовательные школы обозначены как «школа 1» и «школа 2». Цель исследования - выявление взаимосвязей между переживанием неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам и (ауто)агрессивными тенденциями личности.
Методы исследования
Были использованы следующие методики: шкала АРS-R в адаптации В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова [14]; методика Бас-са - Перри - русскоязычная версия BPAQ; методика «Неоконченные предложения» с учетом возраста; развернутая психологическая беседа; включенное наблюдение. Шкала АРS-R основана на модели Р. Слейни. Шкалы русскоязычной версии опросника можно условно разделить на измеряющие здоровый, адаптивный пер-фекционизм и меряющие дезадаптивный перфекционизм, который может служить фактором риска невротического развития личности. Перечислим шкалы опросника.
Адаптивный перфекционизм (ведет к самоудовлетворенности и повышению самооценки):
«Стандарты» - измеряет стремление человека к высоким персональным стандартам в профессиональной деятельности и обычной жизни;
«Порядок» - отражает тенденцию к порядку, аккуратности, организованности, адекватной ответственности.
Дезадаптивный перфекционизм:
«Несоответствие» (ключевой фактор по Р. Слейни) - ощущение, переживание неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам. Шкала оценивает сверхтревожность, вызванную расхождением между высокими стандартами и их достижением;
«Отношения» - трудности в межличностных взаимоотношениях, которые могут
быть следствием завышенных стандартов и постоянного состояния сверхтревожности;
«Прокрастинация/Тревога» - тенденция к промедлению, неспособность начать действовать из-за страха неудачи. В данном случае тревога вызвана невозможностью успеха или страхом не соответствовать установленным для себя высоким стандартам. Фактор выявляет такие личностные черты, как эмоциональная нестабильность, зависимость, тревожность и склонность к промедлению.
Русскоязычная версия опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри содержит следующие шкалы:
«Физическая агрессия» - самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении (поведенческий компонент);
«Гнев» - самоотчет о склонности к раздражительности (эмоциональный компонент);
«Враждебность» - шкала, включающая в себя утверждения двух подшкал: «Подозрительность» и «Обидчивость» (когнитивный компонент).
В работе рассматривались четыре группы лиц подросткового и юношеского возраста с аутоагрессивными проявлениями и без таковых. Первая группа: учащиеся школы закрытого типа (14-17 лет) - 21 чел. Вторая группа: учащиеся школы 1 (13-14 лет) - 70 чел. Третья группа: учащиеся школы 2 (1314 лет) - 38 чел. Четвертая группа: студенты 3-го курса вуза наукограда Дубна - 31 человек. Общее количество обследуемых - 160 чел. Юношей - 63 чел., девушек - 97 чел. Задания всех методик школьники и студенты выполняли индивидуально. У студентов и у родителей (законных представителей) школьников получено информированное согласие на участие в исследовании. На момент исследования никто из участников у врача-психиатра не наблюдался.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящей работе при обследовании подростков обнаружены корреляции для психологических тестов (табл. 1).
В группе 1 обнаружена корреляция показателей враждебности и значений по шкале «Прокрастинация/Тревога» опросника перфекционизма АРS-R (г = 0,61, р < 0,05). Проиллюстрируем примерами завершенных предложений. «Если бы я сделался невидимым, я бы гонял на машине с раннего возраста», «Если бы я сделался невидимым, я бы ограбил банк», «Мои одноклассники не знают, что я боюсь потерять маму», «Мои одноклассники не знают, что я боюсь темноты». В модели Р. Слейни
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа показателей по шкалам опросника диагностики агрессии и шкале «несоответствие» опросника перфекционизма AРS-R
Груп- коэффициент r-Спирмена для «несоответствия» и шкалы опросника агрессии
следуемых Физическая агрессия Гнев враждебность
R R R
2 n.s. 0,56*** 0,60***
3 n.s. 0,36** 0 48***
4 0,47* 0,61** n.s.
о
Примечание: n.s. - незначимая величина; символами отмечены уровни значимости: ** - p < 0,01; *** - p < 0,001.
шкала «Прокрастинация/Тревога» описывает эмоциональную нестабильность, тревожность и склонность к промедлению, неспособность приступить к делу из-за неуверенности в успехе. В данном случае тревога сопутствует переживанию невозможности соответствовать установленным для себя высоким стандартам. Происхождение перфекционизма, прокрастинации и (ауто)агрессии анализируют и с позиции психогенетики: с учетом этнокультурных, возрастных и др. факторов [18, с. 294; 3]. Однако нас в большей степени интересуют социальные факторы. В этой связи добавили в батарею методик опросники тревожности с учетом возраста обследуемых: шкала личностной тревожности для учащихся 13-16 лет (А.М. Прихожан), шкала личностной тревожности (Ю.Л. Ханин). Так как тревожность оценивалась с учетом возраста при помощи разных опросников в группах школьников и в группе студентов, мы анализировали данные по тревожности раздельно для школьников и студентов. Переживание неспособности соответствовать собственным стандартам связано с тревожностью и у школьников, и у студентов. У подростков несоответствие стандартам связано со школьной (г = 0,51, р < 0,01) и межличностной тревожностью (г = 0,49, р < 0,01). В группе студентов несоответствие стандартам также связано с тревожностью (г = 0,45, р < 0,06). Враждебность школьников возрастает при повышенной школьной (г = 0,36, р < 0,01) и межличностной тревожности (г = 0,36, р < 0,05). Сходным образом враждебность студентов возрастает при повышенной личностной тревожности (г = 0,56, р < 0,05).
Всем людям присущ адаптивный уровень тревожности, он биологически це-
лесообразен и выполняет защитную функцию. Не случайно А. Гуггенбюль называет страх/тревогу «антропологической константой», вторая «антропологическая константа» - агрессивность [1, с. 61]. Но слишком высокий уровень тревожности дезадаптирует человека. На психологическом уровне тревожность субъективно переживается как беззащитность, неопределенность, беспокойство, невозможность изменить мучительную ситуацию, наконец, одиночество. На физиологическом уровне тревожность проявляется в увеличении частоты сердечных сокращений, повышении артериального давления, снижении порогов восприятия. В современной психологической литературе принято пользоваться термином «страх», когда речь идет о переживании, касающемся конкретного объекта, все равно - реального или иррационального. Понятие «тревожность», или «тревога», применяется, когда объект выделить трудно. А.М. Прихожан рассматривает тревожность школьников как относительно стабильное личностное образование и состояние [8, с. 114]. Деза-даптивная, неадекватная тревожность не проявляется в одной области. Обычно консультанты и психотерапевты работают с разлитой, свободноплавающей тревожностью, охватывающей широкий спектр жизненных ситуаций. Неадекватная тревожность довольно легко «переходит» с одного объекта на другой. Логично предположить, что люди, в том числе и дети, испытывают потребность в переживании тревожности, то есть она выполняет приспособительную, защитную функцию. С одной стороны, чувство страха позволяет заранее отказаться от каких-либо действий или выборов, решений. Например, подросток боится выходить к доске и демонстративно заявляет: «Не пойду, ставьте "два"». С другой - дает шанс объяснить неуспех неблагоприятными условиями: волнением, плохим отношением педагога, слабым здоровьем и пр.
Рассматривают тревожность и как осевой симптом любого невроза. При невротическом развитии личности часто встречается неопределенное беспокойство -трудноопределимое ощущение напряжения, некое предчувствие страха. Этот феномен встречается как у взрослых, так и у детей и подростков. Тревога как симптом переживается на чувственном уровне и рефлексируется на уровне умственном. В этом заключен принцип единства аффекта и интеллекта. А. Кемпински описывает невротический порочный круг: «Ситуация
напоминает собаку, грызущую свой хвост. Чем сильнее собака грызет свой хвост, тем больше он болит, тем больше раздражена собака и еще сильнее его грызет» (5, с. 209). В картине невротических расстройств учащихся общеобразовательных школ нередко преобладают фобические симптомы: в 35% случаев выявляются те или иные изолированные страхи - войны, нападение незнакомца, перед контрольными работами [8, с. 47]. По опыту нашей консультативной работы на сегодняшний день подростки и их родители часто боятся увольнения (родителей), смерти, бедности, «стать никем». Социальные страхи в норме и патологии характеризует Т.Б. Дмитриева: «В Америке, как и у нас, есть супербогатые люди и есть люди абсолютно нищие. У людей те же страхи: потерять работу, страховку, сегодня иметь все, а завтра все потерять» [4, с. 160].
Таким образом, проявления дезадап-тивного перфекционизма сопровождаются ростом враждебности у подростков-делинквентов в школе закрытого типа, у учащихся двух общеобразовательных школ и у студентов. Другими авторами получены сходные связи в выборке пациентов с депрессивно-тревожными расстройствами [14]. Враждебная смысловая установка личности подразумевает готовность действовать (поведенческий компонент). В нашем исследовании это косвенно подтверждено наличием в группе 1 и в группе 2 буллинга (регулярно осуществляемое умышленное агрессивное поведение). И хотя конфликты, порождающие травлю, различны, уровень травли в указанных группах достигает высокого уровня [11, с. 65]. В общеобразовательной школе ситуация травли носит устойчивый во времени характер. С точки зрения анализа связей дезадаптивного перфекционизма с агрессией представляют интерес особенности разных возрастных периодов. Например, показано, что взрослые с высокими показателями дезадаптивного перфекционизма в детстве подвергались травле со стороны сверстников [21]. Добавим также, что возможен вариант превращения жертвы, переживающей несоответствие требованиям своей социальной группы, в агрессора.
Кроме того, обнаружены межполовые различия. Мальчики-подростки ожидаемо более склонны к проявлениям физической агрессии (р = 0,0001). Девочки-подростки ожидаемо более склонны к проявлениям враждебности (р = 0,04). Также девочки-подростки сильнее переживают неспособность соответствовать установленным
для себя высоким стандартам (р = 0,006) и неспособность приступить к делу, склонность к промедлению (р = 0,03). Сходные результаты получены зарубежными авторами при исследовании связей перфекцио-низма, тревожности и (ауто)агрессивности у бельгийских студентов [20, с. 15].
Итак, агрессивные тенденции, а именно враждебность, связаны с дезадаптив-ным перфекционизмом в клинической выборке и в общей популяции. Согласно патопсихологическому принципу нет ничего в патологии, чего не было бы в норме. Особенно четко это видно на примере невротического развития личности: уже не норма, еще не психическое расстройство. Философия потребления, стремление быть на уровне, «не хуже других», западный темп жизни ведут к тому, что неврозом страдает общество в целом. Стертость грани между нормой и патологией хорошо заметна на примере пищевых нарушений, которым нередко подвержены девушки. Перфекци-онизм в его дезадаптивной форме проявляется в постоянных попытках доказать себе и социуму собственную успешность, добиться признания, похвалы значимых других людей даже ценой нервно-психического истощения. Суть дезадаптивно-го перфекционизма в принципиальной неутолимости. Подросток приписывает значимым другим людям нереалистичные ожидания, которым обязательно надо соответствовать, чтобы заслужить принятие и одобрение. Идеальное Я подростка никогда не приближается к реальному Я. Причина появления таких дезадаптивных форм перфекционизма - феномен «условного принятия» в детско-родительских отношениях («Я тебя полюблю, если ты...»).
Проанализируем социальную сторону перфекционистской тревожности с истоков - с первых лет жизни. Обратимся к психоанализу, ведь именно он рассматривает адаптацию к среде как основу развития человека. Разработанный в отечественной психологии деятельностный подход не противоречит психоанализу. С рождения и животное и человек учатся различать сигналы вероятной угрозы окружающего мира. Начиная с раннего детства тревожное напряжение происходит от неудовлетворения физиологических нужд или нарушения безопасности. В дошкольном возрасте некомфортные переживания ребенка вызваны нарушением контакта с матерью или неудовлетворением базовых потребностей малыша. Напряжение матери передается младенцу. Это «теорема тревоги № 1» по Г.С. Салливену, автору интер-
о
персонального направления в психиатрии. Только благодаря материнской заботе мир «прячет свои когти»: смягчается жестокий биологический закон, по которому выживание одного требует уничтожения других живых существ. К. Хорни в «Невротической личности нашего времени» говорила о роли потребности в безопасности и любви для психического здоровья [12, с. 29]. В нормальном варианте формируется базовое доверие к миру, полноценный эмоциональный контакт с реальностью. В невротизи-рованной семье тревожность изначально возникает в диаде «мать - ребенок», а позднее закрепляется в дальнейших важных для человека отношениях. С точки зрения психоанализа невротизация в той или иной мере происходит практически всегда. Поэтому в социальном аспекте уместно говорить о тревожности как о функции межличностных отношений [8, с. 21]. Перфек-ционистская же тревога возникает в ситуации условного принятия: «Я тебя полюблю, если ты... будешь хорошо учиться, убирать комнату, вкусно готовить...», «Ты будешь хорошим, если... будешь стройным, будешь вовремя приходить домой, поступишь в институт...». Условное принятие - вариант воспитательной практики, семейного сценария, ведущий к формированию дезадап-тивного перфекционизма.
К периоду подросткового возраста установленные, воспитанные стандарты ин-териоризируются. В норме формируется адаптивный перфекционизм: тенденция к аккуратности, организованности, адекватной ответственности, гармоничный образ Я. У подростков из невротизированных семей возникает перфекционизм деза-даптивный: переживание несоответствия собственным стандартам. Невозможность отвечать установленным для себя высоким стандартам рождает и поддерживает высокий уровень тревоги.
Вспомним и культ успешности в современном обществе, в том числе в отношении внешности и материальных благ. Существенную роль играют СМИ и интернет: их воздействие накладывается на нормативно остро протекающий возрастной подростковый кризис. Подростки не свободны от максималистских смысловых установок, более конформны, чем взрослые люди. Во всех обследованных случаях подростков-делинквентов присутствует тема отношения общества к финансовой успешности: «Мои три заветных желания: быть богатым, счастливым и красивым», «Мои три заветных желания: выучиться хорошо, жить счастливо, открыть неболь-
шой бизнес». Выше мы приводили примеры завершенных предложений подростков-делинквентов, носящие враждебный характер: «Если бы я сделался невидимым, я бы гонял на машине с раннего возраста», «Если бы я сделался невидимым, я бы ограбил банк». Интересно, что сходные результаты и не у делинквентов. В семидесяти из всех обследованных случаев звучит тема поиска работы: «Мне больше всего хотелось бы получить хорошее образование, работу!» Полученные результаты подтверждены данными индивидуальных психологических бесед со школьниками и студентами, данными проективных рисуночных методик. Добавим, что одним из самых важных социальных факторов завершенного суицида является отсутствие работы [6, с. 20]. Особенно это касается трудоспособных молодых мужчин.
Таким образом, выявлены взаимосвязи дезадаптивного перфекционизма в модели Р. Слейни и враждебности у депрессивных больных, подростков-делинквентов, учащихся общеобразовательных школ и студентов. Согласно классическому психоанализу З. Фрейда, враждебность и негативные чувства могут обращаться вовнутрь личности путем механизма интроекции. В 60-е годы прошлого века было предложено различать враждебность, направленную вовне, и враждебность, направленную на себя (самообвинение, самоуничижение, депрессия). В то же время, по данным клинических наблюдений, депрессивные больные часто раздражительны и словесно агрессивны. Повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность - одно из проявлений депрессии [10]. Можно обоснованно предположить, что враждебность к другим людям и себе имеет общую природу. Следует отметить, на сегодняшний день вопрос о причинах развития враждебности остается практически малоизученным. В ходе дальнейшего исследования мы предполагаем продолжить апробацию модели перфекционизма Р. Слейни на клинической выборке и в общей популяции.
Выводы
1. В эмпирическом исследовании получено подтверждение связи проявлений дезадаптивного перфекционизма в модели Р. Слейни с враждебностью подростков-делинквентов, подростков - учащихся общеобразовательных школ и студентов. В группе подростков-делинквентов обнаружена взаимосвязь показателей враждебности и эмоциональной нестабильности, тревожности и неспособности приступить к делу
(г = 0,61). У учащихся общеобразовательных школ и студентов враждебность связана с показателями переживания неспособности соответствовать установленным высоким стандартам (г = 0,48, г = 0,6).
2. Обнаружены межполовые различия. Мальчики-подростки более склонны к проявлениям физической агрессии
(р = 0,0001). Девочки-подростки более склонны к проявлениям враждебности (р = 0,04). Кроме того, девочки-подростки сильнее переживают неспособность соответствовать установленным для себя высоким стандартам (р = 0,006) и неспособность приступить к делу, склонность к промедлению (р = 0,03).
Список литературы:
[1] Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. - М.: Когито-Центр, 2006. - 176 с.
[2] Дудоладова М.М. Ценностно-рациональные практики в постсоветском обществе как результат культурной травмы // Общество. Среда. Развитие. - 2014, № 4. - С. 131-134.
[3] Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. - 2015, № 8 (43). - Интернет-ресурс. Режим доступа: psystudy.ru/ index.php/num/2015v8n43/1181-egorova43.html (14.12.2015)
[4] Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. «Татьяна Борисовна Дмитриева - психиатр в эпоху перемен». - М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2011. - 191 с.
[5] Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава: Польское мед. издательство, 1975. - 399 с.
[6] Пичиков А.А., Попов Ю.В. «Гендерный парадокс» суицидального поведения // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2015, № 2. - С. 22-29.
[7] Положий Б.С., Васильев В.В. Суицидальное поведение женщин. - М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2014. - 195 с.
[8] Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2009. -192 с.
[9] Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением // Психологические исследования. - 2011, № 5 (19). - Интернет-ресурс. Режим доступа: psystudy.ru/index.php/num/2011n5-19/551-sokolova-tsygankova19.html (14.12.2015)
[10] Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-центр, 2005.
[11] Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. Т. 20. - 2015, № 1. - С. 59-68. - Интернет-ресурс. Режим доступа: psyjournals.ru/psyedu/2015/n1/75196.shtml (14.12.2015)
[12] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 480 с.
[13] Щипицына А.С. Методики измерения перфекционизма // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014, № 1. - С. 235-245.
[14] Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Электр. ж-л «Психологические исследования». - 2013, № 6 (29). - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n29/826-yasnaya29.html (14.12.2015)
[15] Ясная В.А., Митина О.В., Ениколопов С.Н., Зурабова А.М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 4. - 2011, № 4. - С. 30-45.
[16] Haase A.M., Prapavessis H. Assessing the factor structure and composition of the positive and negative perfectionism scale in sport // Personality and Individual Differences. - 2004, № 36 (7). - P. 1725-1740.
[17] Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology: A Journal of Human Behavior. - 1978, № 15. - P. 27-33.
[18] Hobgood D.K. Personality traits of aggression-submissiveness and perfectionism associate with ABO blood groups through catecholamine activities // Med Hypotheses. - 2011, № 77 (2). - P. 294-300.
[19] King L., Saules K., Irish J. Weight concerns and cognitive style: Which carries more «weight» in the prediction of smoking among college women? // Nicotine&Tabacco Research. - 2007, № 9 (5). - P. 535-543.
[20] Masson A.M., Hoyois P., Cadot M., Nahama V., Petit F., Ansseau M. Girls are more successful than boys at the university. Gender group differences in models integrating motivational and aggressive components correlated with Test-Anxiety // Encephale. - 2004, № 30 (1). - P. 1-15.
[21] Miller J.L., Vaillancourt T. Relation between childhood peer victimization and adult perfectionism: are victims of indirect aggression more perfectionistic? // Aggress Behav. - 2007, № 33 (3). - P. 230-241.
[22] Roxborough H.M., Hewitt P.L., Kaldas J., Flett G.L., Caelian C.M., Sherry S., Sherry D.L. Perfectionistic self-presentation, socially prescribed perfectionism, and suicide in youth: a test of theperfectionism social disconnection model // Suicide Life Threat Behav. -2012, № 42 (2). - P. 217-233.
[23] Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M., Trippi J., Ashby J.S. The revised Almost Perfect Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 2001, № 34 (3). - P. 130-145.
[24] Slaney R.B., Rice K.G., Ashby J.S. A programmatic approach to measuring perfectionism: The Almost Perfect Scales. In: G. Flett, P. Hewitt (Eds.), Perfectionism: Theory, Research, and Treatment. - Washington, § DC: American Psychological Association, 2002. - P. 63-88. о
[25] Terry-Short L.A., Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E. Positive and negative perfectionism // Personality and Э' Individual Differences. - 1995, № 18 (5). - P. 663-668. q