Научная статья на тему 'Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса'

Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ / САМООТНОШЕНИЕ / АУТОАГРЕССИЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADOLESCENTS / INTERNET / SELF-RELATION / AUTO-AGGRESSION / DESTRUCTIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Марина Валерьевна

В статье раскрываются особенности аутоагрессии и отношения к интернету у подростков двух групп кадетов и обучающихся общеобразовательной школы. Использованы 4 методики, которые позволили сравнить проявления аутоагрессии и отношения к интернету, а также связь с индивидуально-психологическими особенностями. Выявлено, что у подростков-кадетов уровень аутоагрессии и проблемного отношения к интернету ниже, чем у обучающихся общеобразовательной организации. Выявлено также, что уровень аутоагрессии и отношение к интернету связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями подростков, как самоценность, самопринятие и внутренняя конфликтность. Полученные данные могут позволить выстроить эффективную систему профилактики деструктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEENAGE AUTO-AGGRESSION AND ATTITUDES TO THE INTERNET AMONG ADOLESCENTS OF THE CADET CORPS

The article reveals the peculiarities of auto-aggression and attitude to the Internet in two groups of adolescents the cadets and students of educational schools. Four techniques are used to compare the manifestations of their auto-aggression and attitude to the Internet. It is revealed that cadets have lower level of auto-aggression and problem attitude to the Internet than that of school students. It is also revealed that adolescents’ level of auto-aggression and attitude to the Internet are associated with such individual psychological characteristics as self-worth, self-acceptance and internal conflict. The obtained data can allow building an effective system of destructive behavior prevention.

Текст научной работы на тему «Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети интернет у подростков кадетского корпуса»

УДК: 159.9.072

Б01: 10.18384/2310-7235-2019-3-116-125

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АУТОАГРЕССИИ И ОТНОШЕНИЯ К СЕТИ ИНТЕРНЕТ У ПОДРОСТКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Соколова М. В.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация. В статье раскрываются особенности аутоагрессии и отношения к интернету у подростков двух групп - кадетов и обучающихся общеобразовательной школы. Использованы 4 методики, которые позволили сравнить проявления аутоагрессии и отношения к интернету, а также связь с индивидуально-психологическими особенностями. Выявлено, что у подростков-кадетов уровень аутоагрессии и проблемного отношения к интернету ниже, чем у обучающихся общеобразовательной организации. Выявлено также, что уровень аутоагрессии и отношение к интернету связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями подростков, как самоценность, самопринятие и внутренняя конфликтность. Полученные данные могут позволить выстроить эффективную систему профилактики деструктивного поведения.

Ключевые слова: подростки, интернет, самоотношение, аутоагрессия, деструктивное поведение

FEATURES OF TEENAGE AUTO-AGGRESSION AND ATTITUDES TO THE INTERNET AMONG ADOLESCENTS OF THE CADET CORPS

M. Sokolova

Moscow Region State University

10A, Radio ul, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. The article reveals the peculiarities of auto-aggression and attitude to the Internet in two groups of adolescents - the cadets and students of educational schools. Four techniques are used to compare the manifestations of their auto-aggression and attitude to the Internet. It is revealed that cadets have lower level of auto-aggression and problem attitude to the Internet than that of school students. It is also revealed that adolescents' level of auto-aggression and attitude to the Internet are associated with such individual psychological characteristics as self-worth, self-acceptance and internal conflict. The obtained data can allow building an effective system of destructive behavior prevention.

Keywords: adolescents, Internet, self-relation, auto-aggression, destructive behavior.

© CC BY Соколова М. В. , 2019 .

Введение

Теоретический анализ исследований показал, что в современном мире люди живут в эпоху стремительного развития высоких технологий . Для нового поколения важным становятся существование интернета, возможности его использования практически в любой точке мира, и наличие технических средств для этого не является чем-то необычным, так как новое поколение появилось и росло во время глобального технического прогресса Использование интернета многократно увеличило возможности общения [1], получения новых знаний, несмотря на расстояние между людьми [8].

Тем не менее анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что особое внимание обращается на возможные негативные последствия использования детьми и подростками интернета и соответствующее отношение к нему [6; 7; 9; 10; 11; 12]. Несовершеннолетние не всегда воспринимают потребление той или иной информации в сети как потенциальную опасность для них и как возможную причину их аутоагрессии, которая является одной из форм поведенческих девиаций [4; 13]. Данное поведение характеризуется агрессивными действиями, направляемыми субъектом на самого себя, и проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суицидальном поведении

Исследователи показали, что с развитием интернета несовершеннолетние получили доступ к разнообразному контенту, освещающему различные способы самоповреждающего поведения Так, например, подростки изучают в открытом доступе информацию

об экстремальном похудении, которое может привести к анорексии [11; 14; 15; 16]. Другим примером может служить популярное среди подростков экстремальное селфи - фотография-автопортрет, сделанная в момент опасности для жизни [3]. Одним из самых опасных аспектов использования несовершеннолетними интернета является открытый доступ к ресурсам, на которых обсуждаются возможности совершения суицида и нередко содержится его пропаганда [2; 5; 14].

Получая доступ к подобному контенту, несовершеннолетние могут стремится подражать своим сверстникам и подвергать своё здоровье и жизнь риску

Вместе с тем взаимосвязь аутоа-грессивного поведения и отношения к интернету у подростков привлекает внимание исследователей, но до сих пор является недостаточно изученной Кроме того, проявление данных характеристик не может быть одинаковым для всех подростков, поскольку они могут проживать в разных условиях, иметь различные индивидуальные особенности, влияющие на самоповреждающее поведение, отношение и потребление интернета

Эта проблематика определила и направление нашего эмпирического исследования, целью которого является изучение особенностей проявления аутоагрессии и отношения к интернету Основная гипотеза нашего исследования - существуют различия между обучающимися кадетского корпуса и средней школы в уровне аутоагрессии и отношении к интернету, обусловленные спецификой проживания, учебной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями подростков

Данная гипотеза определила следующие поставленные задачи:

1) выявить уровень аутоагрессии и отношения к интернету среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной школы;

2) провести сравнительный анализ уровня аутоагрессии и отношения к интернету среди обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной школы;

3) выявить связь между уровнем аутоагрессии, отношением к интернету и индивидуально-психологическими особенностями обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной школы

Характеристика выборки и методов исследования

В исследовании приняли участие 60 человек, среди которых 30 кадетов Казенного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат», 15 девочек и 15 мальчиков (группа кадетов), а также 30 обучающихся средней школы, 15 девочек и 15 мальчиков соответственно (группа учеников школы) Возраст испытуемых - 13-16 лет (средний возраст 15,0 лет ± 1,0 год) .

Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методики: опросник установок по отношению к интернету Р. Дэвиса в адаптации Э . Губенко. Методика содержит 4 шкалы: «Социальный комфорт», «Одиночество / депрессия», «Сниженный самоконтроль», «Отвлечение» В опроснике также есть общая шкала, которая отображает общее проблематичное отношение к интернету, в ней суммируются остальные шкалы . Именно эта шкала рассматрива-

ется в нашем исследовании. Опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, в котором нас интересовала шкала «Аутоагрессия». Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н . Орел, в которой рассматривались шкалы «Склонность к нарушению норм и правил» и «Волевой контроль эмоциональных реакций» . Для выявления индивидуально-психологических особенностей испытуемых была использована методика исследования самоотношения (МИС) В В Столина и С. Р. Пантилеева, в частности шкалы «Самопринятие», «Самоценность» и «Внутренняя конфликтность» .

Результаты, полученные в ходе исследования, мы подвергли статистической обработке с помощью программы SPSS . Для определения корреляционных связей использовался коэффициент Спирмена, и для поиска групповых различий применялся критерий Манна-Уитни .

Результаты исследования и их обсуждение

Данные представлены в таблице 1.

Анализ результатов с помощью коэффициента Спирмена (табл 1) позволяет сделать вывод, что не выявлены взаимосвязи между выделенными шкалами среди обучающихся кадетского корпуса

Напротив, согласно результатам, существует прямая связь между аутоагрес-сией и отношением к интернету, склонностью к нарушению норм и правил, волевым контролем эмоциональных реакций среди обучающихся общеобразовательной школы на уровнях значимости р < 0,01** и р < 0,05* . Исключение составляют шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» и

Таблица 1.

Показатели корреляции аутоагрессии, отношения к интернету, склонности к нарушению норм и правил, волевого контроля эмоциональных реакций у обучающихся кадетского корпуса и общеобразовательной организации (коэффициент Спирмена)

Стат. значимость различий (2-сторонняя) Шкала Аутоагрессии Отношение к интернету Склонность к нарушению норм и правил Волевой контроль эмоциональных реакций

Шкала Аутоагрессии (кадеты) - 0,129 0,795 0,447

Отношение к интернету (кадеты) 0,129 - 0,092 0,533

Склонность к нарушению норм и правил (кадеты) 0,795 0,092 - 0,161

Волевой контроль эмоциональных реакций (кадеты) 0,447 0,533 0,161 -

Шкала Аутоагрессии (ученики школы) - 0,003** 0,000** 0,016**

Отношение к интернету (ученики школы) 0,003** - 0,036* 0,041*

Склонность к нарушению норм и правил (ученики школы) 0,000** 0,036* - 0,232

Волевой контроль эмоциональных реакций (ученики школы) 0,016* 0,041* 0,232 -

При р < 0,01** и р < 0,05* .

«Склонность к нарушению норм и правил», между которыми взаимосвязь не выявлена. Вероятно, это можно объяснить недостаточно большой выборкой обучающихся подростков .

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, обучающиеся в кадетском корпусе, менее склонны к аутоагрессии и отношению к интернету. Кроме того, такие показатели, как склонность к нарушению норм и правил, а также волевой контроль эмоциональных реакций, не связаны с аутоагрессией и отношением к интернету среди воспитанников кадетского корпуса. По нашему мнению, этому способствуют условия проживания и обучения испытуемых Кадеты обучаются и живут в закрытом учебном заведении, в котором высокий уровень дисциплины, чёткая организация вне-

учебной деятельности воспитанников, постоянное сопровождение и нахождение воспитателя, а также контроль за использованием интернета в целом, поскольку кадеты корпуса в основном используют его более ограниченно, чаще для учебной деятельности

У обучающихся общеобразовательной организации более свободное отношение к интернету, контроль за его использованием снижен, что позволяет школьникам часто бесконтрольно им пользоваться, а следовательно, они могут иметь доступ к различной деструктивной информации . Склонность к нарушению норм и правил, а также волевой контроль эмоциональных реакций среди обучающихся общеобразовательной организации напрямую связаны с аутоагрессией и отношением к интернету

Таблица 2 .

Различия показателей аутоагрессии, отношения к интернету, склонности к нарушению норм и правил, волевого контроля эмоциональных реакций воспитанников кадетского корпуса и обучающихся общеобразовательной школы (и-критерий Манна-Уитни)

Средние значения U-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (p)

Ученики школы (N = 30) Кадеты (N = 30)

Аутоагрессия 40,92 20,08 137,5 0,000*

Отношение к интернету 41,72 19,28 113,5 0,000*

Волевой контроль эмоциональных реакций 36,87 24,13 259,0 0,04*

Склонность к преодолению норм и правил 41,68 19,32 114,5 0,000*

При р < 0,01** и р < 0,05* .

С целью выявления групповых различий был применён критерий Манна-Уитни (табл 2)

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что есть значимая разница между кадетами и обучающимися общеобразовательной школы в таких показателях, как аутоагрессия, отношение к интернету, склонность к нарушению норм и правил, волевой контроль эмоциональных реакций, на уровнях значимости р < 0,01** и р < 0,05* .

Качественный анализ полученных средних значений по шкалам в обеих группах испытуемых показывает, что аутоагрессия и проблемное отношение к интернету у обучающихся средней школы в два раза выше, чем у учащихся кадетского корпуса Учитывая, что выявлена прямая связь между шкалами аутоагрессии и отношения к интернету, а также шкалой волевого контроля эмоциональных реакций и склонностью к нарушению норм и правил, можно сделать вывод, что обучающиеся в средней школе более склонны к аутоагрессии и проблемному отношению к интернету по сравнению с учениками кадетско-

го корпуса Для обучающихся школы более характерны нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, несформированность волевого контроля своих потребностей, что может способствовать импульсивному поведению под влиянием мыслей, чувств и внешних раздражителей Они склонны реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении В отличие от кадетов, испытуемые из средней школы менее склонны следовать групповым ценностям, больше стремятся к отрицанию установленных образцов поведения

Среди кадетов волевой контроль эмоциональных реакций выше, а склонность к нарушению норм и правил в среднем ниже . Таким образом, для них характерно следовать установленным нормам и правилам, а также иметь высокий контроль эмоциональных реакций Многие способы управления своим поведением, волевого контроля они усваивают в кадетском корпусе

Связь между аутоагрессией, отношением к интернету и шкалами методики МИС показана в таблице 3

Таблица 3.

Показатели корреляции аутоагрессии, отношения к интернету и шкал «Самопринятие», «Самоценность» и «Внутренний конфликт» у обучающихся общеобразовательной школы и кадетов

Стат. значимость различий (2-сторонняя) Шкала Аутоагрессии (ученики школы) Шкала Аутоагрессии (кадеты) Отношение к интернету (ученики школы) Отношение к интернету (кадеты)

Самопринятие 0,000** 0,107 0,018* 0,24

Самоценность 0,01* 0,115 0,028* 0,23

Внутренняя конфликтность 0,034* -0,083 0,041* 0,10

При р < 0,01** и р < 0,05* .

Результаты, представленные в таблице 3, позволяют сделать вывод, что есть прямая связь между аутоа-грессией и отношением к интернету, а также шкалами методики МИС «Самопринятие», «Самоценность» и «Внутренняя конфликтность» на уровнях значимости р < 0,01** и р < 0,05*, которая характерна для обучающихся общеобразовательной организации . Напротив, среди подростков-кадетов прямая связь отсутствует

Анализ полученных данных показывает, что для обучающихся подростков характерны такие индивидуально-психологические особенности, как низкая самоценность, самопринятие и высокая внутренняя конфликтность Это свидетельствует о том, что для данных испытуемых характерны низкое принятие себя, сомнение в ценности собственной личности и наличие внутренних конфликтов . Подростки общеобразовательной организации склонны отрицать свои проблемы . Всё это может способствовать развитию аутоагрессии и проблемному отношению к интернету

Для подростков-кадетов, наоборот, более свойственны высокая самоцен-

ность, самопринятие и низкая внутренняя конфликтность. Таким образом, среди данной группы испытуемых более высокие рефлексия, принятие себя и ощущение собственной ценности

Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу: существуют различия между воспитанниками кадетского корпуса и обучающимися общеобразовательных школ в уровне аутоагрессии и отношения к интернету, которые обусловлены следующими причинами: условиями проживания и обучения, спецификой учебной деятельности, возможностями использования интернета, а также контролем со стороны взрослых

Выявлено, что уровень аутоагрес-сии и отношение к интернету связаны со склонностью к нарушению норм и правил, волевым контролем эмоциональных реакций, а также индивидуально-психологическими особенностями подростков общеобразовательной организации, такими как самоценность, самопринятие и внутренняя конфликтность

На основании проведённого исследования и анализа результатов можно сделать следующие выводы:

1 Выявлено, что уровень ауто-агрессии и отношения к интернету среди подростков кадетского корпуса и общеобразовательной организации различается, он выше у подростков школы

2 Для подростков общеобразовательной организации, в отличие от кадетов, характерны более высокий уровень аутоагрессии и проблематичное отношение к интернету

3 Для подростков общеобразовательных организаций, склонных к аутоагрессивному поведению и проблемному отношению к интернету, характерны склонность к преодолению норм и правил и сниженный волевой контроль эмоциональных реакций, а также индивидуально-психологические особенности: низкие самоценность, самопринятие и высокая внутренняя конфликтность

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что особенности в условиях жизни, обучения у воспитанников кадетского корпуса способствуют профилактике аутоагрессии и проблемного отношения к интернету, а также более высокому волевому контролю и снижению преодоления норм и правил, повышению самоценности, самопринятия и снижению внутренней конфликтности Учёт этих условий может позволить выстроить эффек-

тивную систему профилактики деструктивного поведения в кадетском корпусе Полученные данные помогут педагогам, родителям обратить внимание на отношение детей к интернету, проявления аутоагрессии, а также осуществить контроль со стороны взрослых за потреблением продукции интернета обучающимися общеобразовательной организации для профилактики деструктивного поведения

Приступая к подготовке рекомендаций, мы в первую очередь хотим подчеркнуть важность внимания родителей подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, к тому, что представляет интерес для несовершеннолетних в интернете . Таким образом, для профилактики аутоагрессии и проблематичного отношения к интернету родители могли бы:

1) установить дома правила использования интернета, обсудив их необходимость с детьми;

2) беседовать с детьми о том, что они интересного узнали из интернета, какие выводы делают из полученной информации;

3) интересоваться сайтами, которые чаще всего посещают дети

Статья поступила в редакцию 26.07.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочавер А. А. , Жилинская А. В . , Хломов К. Д . Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016 . Т. 5 . № 2. URL: http://psyjournals. ru/jmfp/2016/n2/82367.shtml (дата обращения: 29.06. 2019).

2. Демдоуми Н . Ю ., Денисов Ю . П . Распространение «Суицидального контента» в кибер-пространстве русскоязычного интернета как проблема мультидисциплинарных исследований [Электронный ресурс] // Суицидология. 2014. № 2 (15).

3. Жукова Н . В . , Айсмонтас Б. Б. Сетевое интернет-общение как новая форма органи-

зации коммуникативного процесса в современном обществе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6 . № 4. URL: http://psyjournals .ru/ jmfp/2017/n4/Zhuckova_Aismontas. shtml (дата обращения: 29. 07.2019).

4 . Змановская Е . В . , Рыбников В . Ю . Девиантное поведение личности и группы: учебное

пособие . СПб . , 2010. 352 с.

5 . Короленко Ц . П . , Дмитриева Н . В . , Левина Л . В . К вопросу о влиянии интернет на суи-

цидальное поведение // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы . 2014. № 2 . URL: http://psyjournals . ru/scientific_ notes/2014/n2/74715. shtml (дата обращения: 27.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 . Смирнова А. А. , Захарова Т. А. , Синогина Е . С. Киберугрозы безопасности подрост-

ков [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical review. 2017. №3 (17).

7. Солдатова Г. У, Рассказова Е . И . Безопасность подростков в Интернете: риски, со-владание и родительская медиация // Национальный психологический журнал 2014 № 3 (15). URL: http://npsyj ,ru/pdf/npj-no15-2014/npj_no15_2014_39-51. pdf (дата обращения: 30. 06.2019).

8 . Сорокина А . Б . Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс

// Современная зарубежная психология. 2015 . Т. 4. № 1. URL: http://psyjournals.ru/ jmfp/2015/n1/76176.shtml (дата обращения: 30.06. 2019).

9 . Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф . дис . ... докт.

психол . наук . М . , 1994. 42 с.

10 . Brighi A. Young, Bullying, and Connected. Common Pathways to Cyberbullying and

Problematic Internet Use in Adolescence // Frontiers in Psychology. 2019 . Vol. 10 . URL: https://www. researchgate . net/publication/334238427_Young_Bullying_and_Connected_ Common_Pathways_to_Cyberbullying_and_Problematic_Internet_Use_in_Adolescence (дата обращения: 13.07. 2019).

11. Castro T. , Osorio A . Fat and Happy? I'd Rather Die! Online Violence Involving Children: Pro-Anorexia Communities and Dangerous Eating Behaviours on the Web [Электронный ресурс] // Skins, Visual Culture and Youth. [2013]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/260555032_%27Fat_and_Happy_I%27d_Rather_Die%27_0nline_Violence_ Involving_Children_Pro-Anorexia_Communities_and_Dangerous_Eating_Behaviours_ on_the_Web (дата обращения: 13.07. 2019).

12. Cerniglia L. , Cimino S . BriefConsiderations on Internet use in Adolescence // EC Psychology and Psychiatry. 2017. № 1. URL: https://www.researchgate. net/publication/321496627_ Brief_Considerations_on_Internet_use_in_Adolescence (дата обращения: 30.06. 2019).

13. Goerzig A Adolescents' Viewing of suicide-related web content and psychological problems: Differentiating the roles of cyberbullying involvement [Электронный ресурс] // Cyber psychology, Behavior, and Social Networking. 2016 . Vol. 19 . Iss . 8 . URL: http://repository. uwl. ac. uk/id/eprint/2676 (дата обращения: 14.07.2019).

14. Padmanathan P. Suicide and Self-Harm Related Internet Use [Электронный ресурс] // Crisis. 2018 . № 39 (6). URL: https://www. ncbi. nlm .nih ,gov/pmc/articles/PMC6263311 (дата обращения: 29.07. 2019).

15 . Richichi V. Anorexia nervosa and internet: A study on Pro-Ana blogs in Italy [Электронный

ресурс] // Psicologia Clinica dello Sviluppo. 2018 . Vol. 22(3). URL: https://www. research-gate . net/publication/331113055_Anorexia_nervosa_and_internet_A_study_on_Pro-Ana_ blogs_in_Italy (дата обращения: 14.07.2019).

16 Shuang C Daredevils on social media: A comprehensive approach toward risky selfie behavior among adolescents [Электронный ресурс] // New Media & Society. 2019 . Vol. 21.

Iss. 5 . URL: https://journals. sagepub. com/doi/pdf/10.1177/1461444819850112 (дата обращения: 06.07. 2019).

REFERENCES

I. Bochvar A. A. , Zhilinskaya A. V. , Khlomov K. D. [Prospects of today]. In: Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology], 2016, vol. 5, no. 2. Available at: http://psyjournals. ru/jmfp/2016/n2/82367. shtml (accessed: 29.06. 2019).

2 . Demdoumi N . Yu . , Denisov Yu . P. [Distribution of "Suicidal content" in cyberspace, the Russian-speaking Internet as the problem of multidisciplinary research]. In: Suitsidologiya [Suicide studying], 2014, no . 2 (15). 3. Zhukova N. V. , Aismontas B. B. [Network and Internet communication as a new form of organization of the communication process in modern society]. In: Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology], 2017, vol. 6, no. 4. Available at: http://psyjournals . ru/jmfp/2017/n4/Zhuckova_Aismontas . shtml (accessed: 29. 07.2019).

4 . Zmanovskaya E . V. , Rybnikov V. Yu . Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant

behavior of individuals and groups], St. Petersburg, 2010. 352 p .

5 . Korolenko T. P. , Dmitrieva N . V. , Levina L . V. [On the question of the impact of the Internet

on suicidal behaviour]. In: Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noi raboty [Memoir of Saint-Petersburg State Institute of psychology and social work], 2014, no. 2. Available at: http://psyjournals.ru/scientific_notes/2014/n2/74715. shtml (accessed: 27.07.2019).

6 . Smirnova A. A. ,Zakharova T. A. , Sinogina E. S . [Cyber threats to adolescents' security]. In:

Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical review [Pedagogical review. Pedagogical review], 2017, no. 3 (17).

7 . Soldatova G . U. , Rasskazova E . I . [Safety of adolescents on the Internet: risks, coping and

parental mediation]. In: Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National psychological journal], 2014, no. 3 (15). Available at: http://npsyj ,ru/pdf/npj-no15-2014/npj_ no15_2014_39-51. pdf (accessed: 30. 06.2019).

8 . Sorokin A. B. [The Internet in the lives of modern teenagers: the problem and the resource].

In: Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology], 2015, vol. 4, no. 1. Available at: http://psyjournals. ru/jmfp/2015/n1/76176.shtml (accessed: 30. 06.2019).

9 . Shul'ga T. I . Stanovlenie volevoi regulyatsii v ontogeneze: avtoref. dis. ... dokt. psikhol.

nauk [The development of volitional regulation in ontogenesis: abstract of D. thesis in Psychological sciences] Moscow, 1994 42 p

10 Brighi A Young, Bullying, and Connected Common Pathways to Cyberbullying and Problematic Internet Use in Adolescence . In: Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10 . Available at: https://www researchgate net/publication/334238427_Young_Bullying_and_ Connected_Common_Pathways_to_Cyberbullying_and_Problematic_Internet_Use_in_ Adolescence (accessed: 13. 07.2019).

II. Castro T. , Osorio A . Fat and Happy? I'd Rather Die! Online Violence Involving Children: Pro-Anorexia Communities and Dangerous Eating Behaviours on the Web. In: Skins, Visual Culture and Youth, 2013. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/260555032_%27Fat_and_Happy_I%27d_Rather_Die%27_0nline_Violence_ Involving_Children_Pro-Anorexia_Communities_and_Dangerous_Eating_Behaviours_ on_the_Web (accessed: 13.07. 2019).

12. Cerniglia L. , Cimino S . Brief Considerations on Internet use in Adolescence . In: EC Psychology and Psychiatry, 2017, no . 1. Available at: https://www. researchgate . net/ publication/321496627_Brief_Considerations_on_Internet_use_in_Adolescence (accessed:

30. 06.2019).

13. Goerzig A . Adolescents' Viewing of suicide-related web content and psychological problems: Differentiating the roles of cyberbullying involvement. In: Cyber psychology, Behavior, and Social Networking, 2016, vol. 19, iss . 8 . Available at: http://repository uwl. ac. uk/id/ eprint/2676 (accessed: 14.07.2019).

14. Padmanathan P. Suicide and Self-Harm Related Internet Use . In: Crisis, 2018, no. 39 (6). Available at: https://www. ncbi . nlm . nih . gov/pmc/articles/PMC6263311 (accessed: 29. 07.2019).

15 . Richichi V. Anorexia nervosa and internet: A study on Pro-Ana blogs in Italy In: Psicologia

Clinica dello Sviluppo, 2018, vol. 22 (3). Available at: https://www. researchgate .net/ publication/331113055_Anorexia_nervosa_and_internet_A_study_on_Pro-Ana_blogs_ in_Italy (accessed: 14.07.2019).

16 . Shuang C. Daredevils on social media: A comprehensive approach toward risky selfie

behavior among adolescents. In: New Media & Society, 2019, vol. 21, iss. 5 . Available at: https://journals . sagepub . com/doi/pdf/10.1177/1461444819850112 (accessed: 06. 07.2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Соколова Марина Валерьевна - аспирант кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета, психолог Центра содействия семейному воспитанию № 1; e-mail: nott88@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Marina V. Sokolova - postgraduate student of the Department of Social psychology, Moscow Region State University, psychologist, Moscow city State budgetary institution "Center №1for family education assistance"; e-mail: nott88@mail ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Соколова М. В. Особенности подростковой аутоагрессии и отношения к сети Интернет у подростков кадетского корпуса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019 . № 3. С. 116-125 . DOI: 10.18384/2310-7235-2019-3-116-125

FOR CITATION

Sokolova M. V. Features of teenage auto-aggression and attitudes to the Internet among adolescents of cadet corps . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no. 3, рр. 116-125 . DOI: 10.18384/2310-7235-2019-3-116-125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.