Научная статья на тему 'Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и жизнеспособности подростков, обучающихся в кадетском корпусе'

Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и жизнеспособности подростков, обучающихся в кадетском корпусе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VITALITY / SUBJECT / PERSONAL RESOURCE / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрущенко Ольга Николаевна

Статья посвящена выявлению и изучению взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями и жизнеспособностью подростков, обучающихся в кадетском корпусе. Приводятся данные экспериментального исследования, подтверждающие гипотезу о том, что существуют взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями и жизнеспособностью подростков, обучающихся в кадетском корпусе. Интеграция взаимосвязей изменяется в зависимости от социально-культурной среды воспитательно-образовательного пространства кадетского корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES AND VITALITY OF ADOLESCENTS IN MILITARY SCHOOL

The article is devoted to identifying and studying the relationship between individual psychological features and vitality of adolescents studying in military school. The article presents the data of experimental research confirming the hypothesis that there are interrelations between individual psychological features and the vitality of adolescents studying in military school. The integration of interrelations varies depending on the socio-cultural environment of the educational space of the military school.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и жизнеспособности подростков, обучающихся в кадетском корпусе»

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

THE INTERRELATION

OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES

AND VITALITY OF ADOLESCENTS IN MILITARY SCHOOL

О.Н. Андрущенко O.N. Andrushchenko

Жизнеспособность, субъект, личностный ресурс, индивидуально-психологические особенности, социально-культурная среда, воспитательно-образовательное пространство.

Статья посвящена выявлению и изучению взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями и жизнеспособностью подростков, обучающихся в кадетском корпусе. Приводятся данные экспериментального исследования, подтверждающие гипотезу о том, что существуют взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями и жизнеспособностью подростков, обучающихся в кадетском корпусе. Интеграция взаимосвязей изменяется в зависимости от социально-культурной среды воспитательно-образовательного пространства кадетского корпуса.

Vitality, subject, personal resource, individual psychological features, socio-cultural environment, educational space. The article is devoted to identifying and studying the relationship between individual psychological features and vitality of adolescents studying in military school. The article presents the data of experimental research confirming the hypothesis that there are interrelations between individual psychological features and the vitality of adolescents studying in military school. The integration of interrelations varies depending on the socio-cultural environment of the educational space of the military school.

В системе образования России особое место занимают кадетские корпуса, стремящиеся создать уникальную модель развития личностных качеств обучающихся как субъектов профессионально-личностного становления. В качестве основных задач кадетского образования выступают задачи, решающие проблемы психологического развития, социализации и адаптации подростков к военной службе, профессиональному выполнению военной деятельности на благо Отечества. Выпускники кадетских корпусов становятся студентами военных училищ, офицерами, руководителями, управленцами, способными преодолевать и оптимально использовать кризисные и стрессовые ситуации военной службы для своего профессионального и личностного раз-

вития, т.е. реализовывать себя в качестве субъектов жизнедеятельности.

Целью нашего исследования явилось выявление и изучение взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и жизнеспособности подростков, обучающихся в кадетском корпусе, которая была достигнута использованием диагностического инструментария представленного: опросником Айзенка EPI; стандартной многофакторной методикой исследования личности СМИЛ, автор Л.Н. Собчик; опросником рефлексивности Карпова; тестом-опросником А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения в модификации М.Ш. Магомед-Эминова; модифицированным опросником «Жизнеспособность человека» Е.А. Рыльской; шкалой субъективного

благополучия в адаптации Соколовой. Для обработки результатов исследования применялись математические методы статистической обработки данных (метод ранговых корреляций Спирмена, метод кластеризации К средних, критерий Манна - Уитни). Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «EXCEL», «Statistika for Windows 98».

В исследовании приняли участие 160 подростков мужского пола, обучающихся в 8-10 классах кадетского корпуса, в возрасте 13-16 лет. Методологическую и теоретическую основу исследования составили теория и методика развития жизнеспособности личности, ее ресурсов и субъектности [Мазилов, Рыльская, 2016], теория влияния на развитие жизнеспособности индивидуально-психологических особенностей, которая предусматривает взаимосвязи их со структурными элементами жизнеспособности личности. Мы предполагаем, что такие взаимосвязи существуют, но развитие жизнеспособности обеспечивает не столько их наличие, сколько их структура, целостность и системность. Происходящие возрастные изменения в индивидуально-психологических особенностях подростков и организация социально-культурной среды воспитательно-образовательного пространства, как мы определили, позволяют постепенно, от года к году, наращивать, структурировать, систематизировать выделенные связи.

В процессе исследования нами установлен факт существования непрерывных, стабильных, «сквозных» коррелирующих связей индивидуально-психологических особенностей и структурных компонентов жизнеспособности личности, которые образуют целостный качественный системообразующий психологический конструкт личности, выступающий фактором развития и проявления субъектности личности [Селезнева, Рубленко, Тодышева, 2015, с. 45-50]. Он определяет поведение подростков, стимулирует его коррекцию, помогает осуществить профессионально-личностное самоопределение. В структуру психологического

конструкта личности входят взаимосвязи неиро-тизма, экстраверсии, оптимистичности, рефлексивности, мотивации подростков.

У кадетов 8 класса выявлена выше среднего взаимосвязь неИротизма и оптимистичности (0,53). Используя предположение АИзенка о том, что неИротизм может поддерживать каждую бессознательную или привычную форму поведения, котороИ владеет индивид, что эмоциональное состояние может стать стимулом, который толкает индивида на более привычные формы поведения, мы отмечаем, что у подростков с повышенной эмоциональностью имеется более высокая склонность к проявлению привычного поведения. Кроме выделенной нами связи, существуют еще положительные связи неИротизма с эмоциональноИ лабильностью (0,40), мотивациеИ (0,33). Эти связи обусловливают характерные для данного возраста подростковыИ максимализм, стремление быстрее добиться статуса взрослого человека, отражают внешнее проявление внутреннего состояния подростков, которое связано со сменоИ интересов, целеИ, устремленностеИ в будущее. Отрицательные связи экстраверсии с пессимистичностью (-0,62), ригидностью (-0,47), тревожностью (-0,42) определяют наличие связи социальноИ активности подростков и их эмоционального настроения, а также неспособность корректировать свое эмоциональное состояние и поведение, в результате чего возникает чувство тревожности, нестабильности и социальноИ пассивности.

ПсихологическиИ конструкт личности групп подростков данного возраста нацелен на решение противоречия между устремлением в будущее и невозможностью его достичь здесь и теперь без значительноИ саморегуляции эмоционального состояния и поведения, т.е. на разрешение противоречия между внутренним психическим состоянием и внешним его проявлением. Большая часть подростков кадетского корпуса 97 % решают это противоречие достаточно успешно.

В группе подростков девятого класса корреляционных связеИ значительно больше, как положительных, так и отрицательных. Отрицательные связи экстраверсии с пессимистичностью

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

н

U

W М

(-0,63), эмоциональной лабильностью, (-0,51), ригидностью (-0,45) сохраняются у подростков 9 класса. Жизнелюбие отрицательно коррелирует с эмоциональной лабильностью (-0,44), мотивацией (-0,46), импульсивностью (-0,50). Выделенные отрицательные корреляционные связи определяют отношение подростков к требованиям внешнего мира и жизни в целом, а также невозможность что-либо изменить в этом. Положительные, более значимые корреляционные связи нейротизма с оптимистичностью (0,74), мотивацией (0,74), рефлексивностью (0,59), тревожностью (0,52), эмоциональной лабильностью (0,41) активизируют способность подростков к коррекции своего поведения и деятельности на основе их оценивания. Способность к выделению критерия самооценивания поведения и деятельности формируется у подростков в результате определения ими своего внутреннего потенциала. Эти критерии для подростков становятся определяющими при оценивании своего внутреннего потенциала. При определении выделенных критериев подросткам необходимо глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, обратиться к имеющемуся опыту выполнения деятельности и организации социальных отношений, а также изучения объективных условий и требований социума к деятельности и поведению. При соотнесении личностного потенциала подростка с требованиями внешнего объективного мира возникает противоречие между индивидуальными возможностями и требованиями объективности. Решением этого противоречия завершается процесс личностного и профессионального самоопределения.

Выявленные нами корреляционные связи в данной группе подростков между нейротизмом и оптимистичностью (0,74), мотивацией (0,74) и рефлексивностью (0,59) позволяют выделить психологический конструкт личности девятиклассников в качестве свойства, которое помогает подросткам осуществить личностное и профессиональное самоопределение.

В 10 классе у кадетов выявлены умеренные положительные взаимосвязи нейротизма и

оптимистичности (0,52), мотивации (0,74), жиз-незнелюбия (0,52), рефлексивности (0,48). Выделенные связи позволяют подросткам не только осознать и соотнести индивидуальное с требованиями объективного и временной перспективой, т.е. преодолеть ранее выделенное противоречие между индивидуальным и объективным, но и актуализировать социальные ситуации, в которых они могут быть успешными и проявить себя субъектами социального взаимодействия [Абульханова, 2011]. У них раскрывается перспектива жизни, преобладает устремленность в будущее, подростки строят жизненные планы, появляется субъектная способность к исследованию не только собственных состояний, но и различных жизненных ситуаций, выделяющих их социальный статус, социальные роли, утверждающие их значимость. Происходит определение жизненной стратегии этой принципиальной, реализуемой в различных жизненных условиях, обстоятельствах способности личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [Абульханова, 2016].

Общий анализ корреляционных связей между индивидуально-психологическими особенностями и жизнеспособностью подростков, обучающихся в кадетском корпусе, позволил выделить взаимосвязи, которые обусловлены разной степенью выраженности нейротизма, экстраверсии, мотивации, рефлексивности, опти-мистичности с учетом возрастных этапов развития жизнеспособности. Выделенные связи характеризуют наличие у подростков способности к организации своего поведения, деятельности и жизни в целом. Данные корреляционные связи позволяют выделить психологический, личностный, социальный этапы развития субъект-ности личности.

Таким образом, на период исследования у подростков происходит перестройка структуры, содержания и проявления индивидуально-психологических особенностей. Связи индивидуально-психологических особенностей и жизнеспособности отличаются личностным и субъектным проявлением на

каждом уровне жизнеспособности при решении проблем учебно-профессиональноИ деятельности, личностного и профессионального самоопределения. Существующие в подростковом возрасте устоИчивые корреляционные связи индивидуально-психологических осо-бенностеИ и жизнеспособности образуют це-лостныИ, качественныИ психологическиИ конструкт личности, которыИ определяется фактором проявления субъектности, выбора направления и меры активности, эффективных способов самовыражения, поведения для удовлетворения своих потребностеИ в организации и управлении социально-культурноИ средоИ воспитательно-образовательного пространства кадетского корпуса.

Библиографический список

1. Абульханова К.А. МировоззренческиИ смысл и значение категории субъекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 162-169.

2. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. № 1. С. 22-23.

3. Мазилов В.А., Рыльская Е.А. Психологическое исследование жизнеспособности человека в аспекте коммуникативноИ методологии // ЯрославскиИ педагогическиИ вестник. 2016. № 3. С. 192-199.

4. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография. Красноярск, 2015. 307 с.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

о §

к

«

о

м ^

ь

и

<С «

м с

д

н и

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.