Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / СПОРТ / ПОДРОСТКИ / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовова Александра Анатольевна, Пархоменко Елена Александровна

В статье рассматривается отношение родителей к занятиям спортом. Было установлено, что больший процент родителей относятся поддерживающее к занятиям в дополнительных образова тельных учреждениях. У данных родителей преобладает компенсирующий тип отношений и смешанная модель поведения. Также было установлено, что в выборке юных спортсменов преобладает большей степени показатели внутренней мотивации. Корреляционный анализ установил статистически достоверные связи, свидетельствующие о том, что чем больше родители против занятий спортом, тем меньше формируется внутренняя мотивация. Но также установлены связи, доказывающие то, что безразличное отношение родителей способствует формированию более устойчивой мотивации к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубовова Александра Анатольевна, Пархоменко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CORRELATION OF INDICATORS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AND MOTIVATION FOR SPORTS FOR CHILDREN OF ADOLESCENCE

The article considers the attitude of parents to sports. It was found that larger percentage of parents includes supporting classes in additional educational institutions. These parents have compensating type of relationship and mixed behavior model. It was also found that in the sample of young athletes the indicators of internal motivation prevails more. The correlation analysis established statistically reliable connections that indicate that the more parents are against sports, the less internal motivation is formed. But connections are also established, proving that the indifferent attitude of parents contributes to the formation of a more stable motivation for sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

органов и тканей, стабилизирует деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, а также сокращают длительность периода функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вилитченко В.К. Физкультура без травм / В.К. Вилитченко. - Москва: Просвещение, 1993. - 137 с.

2. Морфофункциональные основы двигательной активности организма : монография / О.А. Драгич, К.А. Сидорова, Е.А. Ивакина, Т.А. Юрина. - Тюмень, 2021. - 168 с.

3. Краснов А.Ф. Травматология : учебник / А.Ф. Краснов, В.Ф. Мирошниченко, Г.К. Котельников. - Москва, 1995. - 455 с.

4. Ланда А.М. Профилактика м лечение спортивных повреждений: очерки / А.М. Ланда, Н.М. Михайлова. - Москва : Физкультура и спорт, 1953. - 229 с.

5. Путкисто, М. Метод глубокой растяжки. Стретчинг / М. Путкисто. - Москва : Эксмо Пресс, 2004. - 175 с.

6. Шихов А.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма : учебное пособие / А.В. Шихов, Г. И. Семенова // Екатеринбург : издательство Уральского. университета, 2020. -128 с.

7. Юрина Т.А. Некоторые вопросы здорового образа жизни / Т.А. Юрина, К.А. Сидорова, Ш.М. Жумадина // «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами» : материалы VI Международной научно-практической конференции. - Тюмень, 2021. - С. 217-220.

REFERENCES

1. Vilitchenko, V. (1993), Physical education without injuries, Education, Moscow.

2. Dragich, O.A., Sidorova, K.A., Yurina, T.A. and Ivakina, E.A. (2021), Morphofunctional foundations of motor activity of the organism, Tyumen

3. Krasnov, A., Miroshnichenko, V. and Koteljnikov, G. (1995), Traumatology: textbook, Moscow.

4. Landa, A. and Mihajlova, N. (1953), Prevention and treatment of sports injuries: essays, Physical Culture and Sport, Moscow.

5. Putkisto, M. (2004), The method of deep stretching. Stretching, Eksmo Press, Moscow.

6. Shihov, A. and Semenova, G. (2020), Medical and pedagogical aspects of sports injuries : textbook, Ural university Publishing House, Ekaterinburg.

7. Yurina, T., Sidorova, K. and Zhumadina, Sh. (2021), "Some questions of a healthy lifestyle", Strategy for the development of sports and mass work with students, materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Tyumen, pp. 217-220.

Контактная информация: odragic@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2022

УДК 796.034-05

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

В статье рассматривается отношение родителей к занятиям спортом. Было установлено, что больший процент родителей относятся поддерживающее к занятиям в дополнительных образова-

187

тельных учреждениях. У данных родителей преобладает компенсирующий тип отношений и смешанная модель поведения. Также было установлено, что в выборке юных спортсменов преобладает большей степени показатели внутренней мотивации. Корреляционный анализ установил статистически достоверные связи, свидетельствующие о том, что чем больше родители против занятий спортом, тем меньше формируется внутренняя мотивация. Но также установлены связи, доказывающие то, что безразличное отношение родителей способствует формированию более устойчивой мотивации к занятиям спортом.

Ключевые слова: отношение родителей, спорт, подростки, мотивация к занятиям спортом.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p187-191

FEATURES OF CORRELATION OF INDICATORS OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AND MOTIVATION FOR SPORTS FOR CHILDREN OF

ADOLESCENCE

Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, Elena Aleksan-

drovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

The article considers the attitude of parents to sports. It was found that larger percentage of parents includes supporting classes in additional educational institutions. These parents have compensating type of relationship and mixed behavior model. It was also found that in the sample of young athletes the indicators of internal motivation prevails more. The correlation analysis established statistically reliable connections that indicate that the more parents are against sports, the less internal motivation is formed. But connections are also established, proving that the indifferent attitude of parents contributes to the formation of a more stable motivation for sports.

Keywords: parents' attitude, sports, adolescents, motivation for sports.

Большое значение в воспитании ребенка имеет семья, в частности отношение родителей ко всему происходящему в жизни детей. Родители для многих детей являются образцом для подражания, любви, заботы. Большое влияние оказывают родители на выбор детей, в том числе и дополнительного образования, вида спорта. Одной из главных задач родителей - постоянное стремление, желание лучше подготовить детей к самостоятельности, сделать их увереннее, конкурентоспособными в современных социальных условиях. Постановка высоких целей требуют от родителей с одной стороны, значительного напряжения моральных и физических сил, материальных затрат, а с другой стороны активного участия в реализации поставленных перед собой задач [1, 2, 4, 8].

В настоящее время актуальность приобретает изучение связи участия родителей в образовательном процессе, выбором дополнительного образования и успеваемостью детей (спортивной, академической и др.). Согласно Е.Е. Хвацкой недостаточно выявить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта, важно поддержать его в начинаниях, проявить активность, помочь сформировать мотивацию к занятиям [6]. Отношение родителей к успехам и неудачам может оказывать большое влияние на достижение высоких результатов в различных сферах, в которые включен ребенок, закладывая фундамент будущих жизненных и профессиональных успехов. Но бывает и так, что мечты и планы родителей оказываются чрезмерными для ребенка, требуют от него такого истощающего напряжения всех сил, которое приводит в конечном итоге не к успеху, а к хроническим неудачам и эмоциональному неблагополучию [1, 2, 4, 9].

Спортивная деятельность оказывает со своей стороны большое влияние на формирование личности ребенка. Для спортсменов подросткового возраста характерным является постановка завышенных целей, желание оправдать в первую очередь родительские ожидания. Поэтому отношение ближайшего окружения (родителей) к занятиям избран-

ным видом спорта важно. Также родители оказывают большое влияние на формирование мотивации [2, 3, 5, 6]. Основным источником психологической поддержки подростков является семья. В настоящее время отношения родителей к занятиям спортивной деятельностью остается малоизученным. Поэтому данная теме представляет актуальность.

Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи родительского отношения к включению подростков в дополнительное образование и мотивации к занятиям спортом у спортсменов подросткового возраста.

Методы исследования: «Методика исследования отношения родителей к занятиям спортом» Е.Е. Хвацкая; методика «Почему я занимаюсь спортом» Э. Деси, Р. Райан. В исследовании принимали участие 40 спортсменов 12-14 лет, занимающихся видом спорта «Прыжки на батуте»; 40 родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Большая роль при выборе дополнительного образования детей отводится родителям. Их мнение значительно влияет на формирование подрастающей личности. Было проведено исследование по отношению родителей к дополнительным занятиям детей, в частности к занятиям спортивной деятельностью. Установлено, что наиболее выраженным является компенсирующий тип отношения (29,33 балла), что свидетельствует о развитости защитного механизма психики. При данном типе отношения родители поддерживают занятия детей спортивной деятельностью, готовы прийти им на помощь. А также для данной категории родителей характерно недооценивать права ребенка в приобретении собственного опыта получения успеха или неудачи в той или иной деятельности. Наиболее сформированной моделью поведения родителей является смешанная модель. Данная модель характеризуется как умеренное отношение родителей к деятельности детей. Многие родители при выборе занятий, а также при оказании помощи своим детям склонны применять решение в зависимости от той или иной ситуации. Возможно, это также связано с желанием родителей посредством ребенка достичь успеха, оправдать свои неудачи.

Анализируя полученные результаты в зависимости от половой принадлежности спортсменов, было установлено, что статистически достоверных различий между отношением родителей мальчиков и девочек выявлено не было. Это можно объяснить тем, что для многих родителей важно привлечение детей в дополнительные образовательные организации. Родители на юных спортсменов при таком отношении возлагают большие надежды, ждут от них успехов, достижений. Суммарное сочетание типа родительского отношения свидетельствует о преобладании в обеих выборках модель поведения смешанной модели поведения.

Большое значение при подготовке юных спортсменов играет мотивация. От особенностей сформированности показателей мотивации связано желание участвовать в соревнованиях, посещать длительные, тяжелые тренировочные занятия и т. д. Анализ результатов свидетельствует, что у юных спортсменов наиболее сформирована внутренняя мотивация. Юным спортсменам интересно заниматься, получать новые знания, достигать новых вершин. Согласно частоте распределения значений по показателю мотивации установлено, что знание - 38% респондентов имеют высокий уровень; компетентность -27% - высокий уровень; новые впечатления - у 40% спортсменов высокий уровень.

Также были установлены статистически достоверные отличия между подростками мальчиками и девочками. Статистически достоверно у мальчиков результаты выше по показателю «новые впечатления» и «интроверсия». Это свидетельствует о том, что для них получение новых знаний, разучивание новых элементов способствует поддержанию положительной мотивации, у девочек результат соответствует среднему уровню. Интроек-ция характеризуется как ситуация включения в деятельность под влиянием внешних фак-

торов, но содержащая в качестве элемента внутренней регуляции чувство ответственности перед значимыми другими, страха не оправдать их ожидания, стыда за возможные неоправданные ожидания, что также характерно для мальчиков.

Была выявлена обратная корреляционная связь в группе подростков, включенных в дополнительное образование между показателем внутренней мотивации (компетентность), интроекцией и типом родительского отношения как «негативное отношение» (рисунок 1). Это свидетельствует о том, что чем меньше родители негативно относятся к занятиям их детей, тем больше они хотят достичь что-то новое, доказывать, показать всем, в том числе родителям свои возможности, успехи.

Прямая связь была установлена между амотивацией и негативным типом отношения родителей. Это свидетельствует о том, что спортсмены не получают одобрения со стороны значимых взрослых (родителей), а только дети сталкиваются с несправедливыми требованиями, запретами посещения тренировок, что формирует также отрицание у ребенка к занятиям спортом.

Были выявлены схожие корреляционные связи в группе мальчиков и девочек подросткового возраста (рисунок 2, 3), доказывающие, что от особенностей родительского отношения формируется мотивация к занятиям избранным видом деятельности в подростковом возрасте. Чем больше дети не находят поддержки со стороны значимых взрослых, а родители в свою очередь, не принимают занятия детей спортом, тем больше им хо-

Примечание: здесь и далее сплошной линией обозначена прямая связь, пунктирной - обратная. Рисунок 1 - Особенности связи родительского отношения и мотивации в группе подростков, включенных в дополнительное образование

Внутренняя мотивация компетентность

Интроекция

Безразличное отношение

Негативное отношение

Рисунок 2 - Особенности связи родительского отношения, перфекционизма и мотивации в группе мальчиков-подростков, включенных в дополнительное образование

Внутренняя мотивация компетентность Компенсирующее отношение

IV

Интроекция Безразличное отношение

Амотивация

Модель поведения

Новые впечатления

Рисунок 3 - Особенности связи родительского отношения, перфекционизма и мотивации в группе девочек-подростков, включенных в дополнительное образование

Таким образом, выявленные корреляционные связи доказывают, что от типа родительского отношения, а также от модели поведения родителей формируются у подростков мотивация к занятиям избранным видом спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деговцев Н.С. Влияние отношения с близким окружением на мотивацию к занятиям спортом у спортсменов-единоборцев подросткового возраста / Н.С. Деговцев Г.Б. Горская, С.В. Фоми-ченко // Материалы ежегодной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2020. - С. 109-113.

2. Дубовова А.А. Родительское отношение к занятиям спортом как предпосылка формирования перфекционизма у юных спортсменов // А.А. Дубовова, З.Р. Совмиз // Актуальные проблемы и перспективы развития системы спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 67-71.

3. Матвеева И.С. Формирование мотивационно-потребностного компонента личностной физической культуры у учащихся младших классов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2017. - № 7. - С. 148.

4. Матвеева И.С. Мотивация школьников физкультурно- оздоровительными технологиями на занятиях физической культурой / И.С. Матвеева, А.С. Клименко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 285-286.

5. Матвеева И.С. Физическая культура как компенсатор снижения физической активности в современном обществе // И.С. Матвеева, А.И. Усенко, М.М. Карпенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 232-234.

6. Савельева Д.А. Физическая культура и спорт как феномены общества / Д.А. Савельева, И.С. Матвеева // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования. Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. -Волгоград, 2021. - С. 155-159.

7. Феодорова. Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э.З. Феодорова // Прикладная психология. - 2014. - № 1. - С. 40-45.

8. Харитонова И.В. Психология физической культуры и спорта / И.В. Харитонова, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова - Краснодар, 2019. - 70 с.

9. Хвацкая Е.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - Вып. 1. - С. 216-222.

REFERENCES

1. Degovtsov, N.S., Gorskaya, G.B. and Fomichenko, S.V. (2020), "Influence of relations with a close environment on motivation for sports among sports athletes of adolescence", Materials of the annual scientific conference of graduate students and applicants of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 109-113.

2. Dubovova, A.A. and Sovmiz, Z.R. (2021), "Parental attitude to sports as a prerequisite for the formation of perfectionism in young athletes", Actual problems and prospects for the development of a system of sports training, mass physical culture and sports. A collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Petersburg, pp. 67-71.

3. Matveeva, I.S. (2017), "The formation of a motivational and considerable component of personal physical culture in primary school students", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation, No. 7, pp. 148.

4. Matveeva, I.S. and Klimenko, A.S. (2018), "Motivation of schoolchildren with physical education technologies in physical education", Materials of the scientific and scientific and methodological conference of the faculty of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 285-286.

5. Matveeva, I.S., Usenko, A.I. and Karpenko, M.M. (2021), "Physical culture as a compensator of a decrease in physical activity in modern society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 232-234.

6. Savelyeva, D.A. and Matveeva, I.S. (2021), "Physical culture and sport as the phenomena of society", Actual issues of physical and adaptive physical education in the education system, collection of materials of the III All-Russian with the international participation of a scientific and practical conference, Volgograd, pp. 155-159.

7. Feodorova, E.Z. (2014), "The attitude of parents to sports and other areas of life of young athletes of adolescence", Applied Psychology. No. 1, pp. 40-45.

8. Kharitonova, I.V., Bosenko,Yu.M. and Raspova, A.S. (2019), Psychology of physical education and sports, Krasnodar.

9. Klustskaya, E.E. and Latysheva, N.E. (2015), "Psychodiagnostics methods in working with parents of young athletes", Bulletin of the Pskov State University. - Series: Psychological and Pedagogical Sciences, Issue 1, pp. 216-222.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.