8. Boldov, A.S., Firsin, S.A., Gusev, A.V. and Kashenkov, Yu.B. (2020), "Efficiency of the formation of competencies within the discipline 'Elective course of physical education' of studentsmanagers", Physical culture, sport - science and practice, No.1, pp. 30-36. Контактная информация: ud-67@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.01.2021
УДК 796.01: 159.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-
ШАХМАТИСТОВ
Анжелика Викторовна Несветайло, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В статье описываются результаты исследования восприятия родительского перфекционизма (мамы) у спортсменов-шахматистов в возрасте от 11 до 15 лет. В исследовании участвовали 74 спортсмена (51 мальчик и 23 девочки). Исследование детского перфекционизма проводилось с помощью шкалы измерения перфекционизма для детей и подростков О'Коннора и Диксона. Исследование восприятия родительского перфекционизма проводилось по методике диагностики перфек-ционизма Фроста. Для исследования мотивации использовался опросник, разработанный на основе теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана «Почему я занимаюсь спортом». Результаты исследования выявили хорошие взаимосвязи восприятия родительского перфекционизма (мамы) с пер-фекционизмом и мотивацией у юных спортсменов, что дает понимание важности конструктивного перфекционизма родителей в подготовке спортсменов.
Ключевые слова: перфекционизм, мотивация, родители, спорт, шахматисты, дети.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p409-415
PECULIARITIES OF RELATIONSHIP BETWEEN THE PERCEPTION OF PARENTAL PERFECTIONISM AND INDICATORS OF PERFECTIONISM AND MOTIVATION TO GO IN FOR SPORTS AMONG YOUNG ATHLETES-CHESS
PLAYERS
Anzhelika Viktorovna Nesvetailo, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article describes the results of the study of the perception of parental perfectionism (mothers) among athletes-chess players aged 11 to 15 years. The study involved 74 athletes (51 boys and 23 girls). The study of child perfectionism was conducted by using the O'Connor and Dixon Perfectionism Scale for Children and Adolescents. The study of the perception of parental perfectionism was carried out according to the Frost's perfectionism diagnosis method. To study motivation, we used the questionnaire developed on the basis of the theory of self-determination by E. Desi and R. Ryan "Why do I go in for sports". The results of the study revealed the good relationship between the perception of parental perfectionism (mothers) and perfectionism and motivation in young athletes, which gives the understanding of the importance of constructive perfectionism of parents in training athletes.
Keywords: perfectionism, motivation, parents, sports, chess players, children.
ВВЕДЕНИЕ
Перфекционизм определяется как характеристика личности, которая предполагает установление чрезвычайно высоких стандартов работы, сопровождающимися тенденциями к излишне критичным оценкам поведения.
Некоторые исследователи считают перфекционизм отрицательной чертой из-за того, что он часто связан с тревогой, депрессией, выгоранием. Но всё больше ученых соглашаются с тем, что перфекционизм имеет многомерную структуру, и некоторые его компоненты влияют положительно, а некоторые действительно влияют отрицательно.
В спорте перфекционизм сейчас имеет центральное значение, и от исследования перфекционизма у взрослых спортсменов уже перешли к исследованию перфекционизма у юных спортсменов.
В последние годы появились такие исследования, как возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте [6], взаимосвязи перфекционизма и прокрастина-ции у спортсменов юношеского возраста [3], взаимосвязь перфекционизма и личностных особенностей у гимнасток [8], взаимосвязи перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста [1], перфекционизм у юных спортсменов-шахматистов [5]. Но многие вопросы ещё по-прежнему остаются открытыми.
Также актуальным и важным остается вопрос о роли родителей при подготовке юных спортсменов. Теоретические объяснения развития перфекционизма указывают на то, что давление родителей, предъявляющих к детям требование оправдывать их высокие ожидания, является одним из источников перфекционизма. Влияние родителей и то, как дети воспринимают своих родителей, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на успехи в спортивной карьере ребенка.
В исследованиях зарубежных авторов изучены различия в восприятии родителями спортивной специализации их детей (в возрасте 6-12 лет, занимающихся различными видами спорта) в зависимости от их собственного перфекционизма и стилей воспитания. Результаты подтвердили идею о том, что на восприятие родителями спортивной специализации влияет их стиль воспитания, а также личный уровень и типы перфекционизма [11]. Также у зарубежных авторов исследовано давление со стороны тренера и родителей на юных спортсменов 16-19 лет, которое улучшает понимание факторов, влияющих на развитие перфекционизма. В результате этого исследования получены предварительные данные о том, что тренеры могут играть более важную роль в развитии перфекционизма юных спортсменов, чем родители [9].
В исследовании Густафссона получены данные о том, что юные спортсмены с высоким уровнем перфекционизма могут подвергаться сравнительно большему риску выгорания [10]. Риск выгорания выше, если дети-спортсмены считают, что их родители опасаются по поводу их неудач и победы и считают, что они не стараются изо всех сил. Это ещё раз подтверждает важность и неоднозначность родительского влияния на своих детей-спортсменов. Родители - это поддержка для юных спортсменов, но родители могут оказывать своими требованиями психологическое давление на спортсменов, которое побуждает детей прекращать занятия спортом. Также родители могут транслировать детям свои перфекционистские установки. Поэтому важно понимать, что именно транслируют родители, как дети воспринимают их перфекционистские установки.
В одном из исследований автора были изучены взаимосвязи родительского пер-фекционизма и стилей родительского воспитания с мотивацией и тревожностью шахматистов 7-11 лет [2].
Целью настоящего исследования было изучить, как восприятие перфекционизма мамы связано с перфекционизмом и мотивацией у юных шахматистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование восприятия перфекционизма мамы проводилось с помощью шкалы Фроста, адаптированной Ясной В. А. и Ениколоповым С.Н. на российской выборке. В результате исследования мы получили четыре компонента восприятия перфекционизма мамы: обеспокоенность ошибками, организованность, родительская критика и сомнения в
действиях, личные стандарты и родительские ожидания.
Исследование перфекционизма у юных спортсменов проводилось с помощью методики диагностики перфекционизма у детей и подростков О'Коннора и Диксона, успешно адаптированной на российской выборке [4]. В её основе лежит шкала Хьюитта и Флетта. Детская шкала перфекционизма включает две шкалы: «перфекционизм, ориентированный на себя» и «социально предписанный перфекционизм».
Исследование мотивации у спортсменов проводилось с помощью опросника Пел-летье Шкала спортивной мотивации или «Почему я занимаюсь спортом», разработанного на основе теории самодетерминации Дейси и Райана и адаптированного Скачковой [7]. По нему можно оценить семь видов мотивации (три внутренней, три внешней и амотива-ции): знания, компетентность, новые впечатления, интроекция, идентификация, внешняя мотивация и амотивация.
Внутренняя мотивация (знания) - стремление через включение в деятельность к получению новых знаний.
Внутренняя мотивация (компетентность) - стремление к обретению компетентности в избранном виде деятельности.
Внутренняя мотивация (новые впечатления) - удовольствие от новых впечатлений, связанных с включением в деятельность.
Внешняя мотивация (внешняя регуляция) - включение в деятельность под влиянием внешних факторов, таких как материальное вознаграждение или требования других людей.
Внешняя мотивация (интроекция) - включение в деятельность под влиянием внешних факторов, но содержащее в качестве элемента внутренней регуляции чувство ответственности перед значимыми другими, страха не оправдать их ожидания, стыда за возможные неоправданные ожидания.
Внешняя мотивация (идентификация) - включение в деятельность под влиянием внешних факторов, но с пониманием пользы от её деятельности, определенной личностной значимости.
Амотивация - рассматривается как феномен, имеющий множественную детерминацию. Причиной амотивации у спортсменов может быть низкая самооценка своих способностей и возможностей, неверие в правильность системы подготовки и возможность достижения значимых целей; беспомощность, возникающая в том случае, когда тренировки не дают желаемых результатов.
В исследовании принимали участие 74 спортсмена-шахматиста (51 мальчик, 23 девочки) в возрасте от 11 до 15 лет. Каждый спортсмен заполнил три опросника, два из которых оценивали перфекционизм и мотивацию самого спортсмена. Восприятие юными спортсменами перфекционизма своих мам оценивалось по методике Фроста в третьем опроснике, который юные шахматисты заполняли от лица своих мам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Корреляционные связи перфекционизма юных спортсменов и восприятия перфек-ционизма мамы показаны в таблице 1. Двумя звездочками обозначены корреляции, достоверные при р<0,01.
Таблица 1. Корреляционные связи показателей перфекционизма юных спортсменов с показателям^_
Показатели восприятия юными шахматистами перфекционизма своих мам Показатели перфекционизма юных шахматистов
Перфекционизм, ориентированный на себя Социально предписанный перфекционизм
Обеспокоенность ошибками 0,16 0,14
Организованность 0,34** 0,34**
Родительская критика и сомнения в действиях -0,13 -0,06
Личные стандарты и ожидания 0,45** 0,51**
Как следует из таблицы 1, сильные взаимосвязи показали оба вида перфекциониз-ма у юных спортсменов (и перфекционизм, ориентированный на себя, и социально предписанный перфекционизм) с восприятием перфекционизма мамы «Организованность» и «Личные стандарты и ожидания». Это означает, что восприятие мамы, как предъявляющей к себе очень высокие требования и придающей этим требованиям чрезмерное значение для её самооценки, взаимосвязано с перфекционизмом, ориентированным на себя, у ребенка-спортсмена, т.е. со стремлениями у детей быть совершенными с бескомпромиссными взглядами «всё или ничего» и с установкой высоких стандартов.
Также восприятие мамы, как предъявляющей к себе очень высокие требования и придающей этим требованиям чрезмерное значение для её самооценки, взаимосвязано с социально предписанным перфекционизмом у ребенка-спортсмена, т.е. с уверенностью ребёнка, что другие устанавливают нереалистично высокие стандарты уровня его достижений. Восприятие мамы, как сосредоточенной на важности и необходимости порядка и организованности, также взаимосвязано с двумя видами перфекционизма у детей, т.е. с их стремлениями быть совершенными с бескомпромиссными взглядами «всё или ничего» и с установкой высоких стандартов, а также с уверенностью ребёнка, что другие устанавливают нереалистично высокие стандарты своего поведения.
Так как «Организованность» и «Личные стандарты и ожидания» относятся к положительным компонентам перфекционизма, то можно сделать выводы, что спортсмены воспринимают перфекционизм мамы больше как помощь им в самосовершенствовании, в данном случае в шахматах. И если в некоторых исследованиях перфекционизм родителей выступает как давление на детей-спортсменов, то в данной выборке у юных шахматистов получилось, что спортсмены, наоборот, чувствуют поддержку от мамы.
Корреляционные связи между восприятием перфекционизма мамы и мотивацией у юных шахматистов показаны в таблице 2. Двумя звездочками обозначены корреляции, достоверные при р<0,01.
Таблица 2. Взаимосвязи восприятия перфекционизма мамы и мотивации занятий спортом у юных спортсменов-шахматистов_
Показатели мотивации юных шахматистов Показатели восприятия юными шахматистами перфекционизма своих мам
Обеспокоенность ошибками Организованность Родительская критика Личные стандарты и ожидания
Внутренняя мотивация (знания) 0,04 0,39** -0,12 0,28**
Внутренняя мотивация (компетентность) 0,04 0,38** -0,18 0,36**
Внутренняя мотивация (новые впечатления) 0,02 0,31** -0,10 0,24**
Идентификация 0,05 0,33** -0,11 0,25**
Интроекция 0,24** 0,41** -0,08 0,42**
Внешняя мотивация 0,19 0,44* 0,04 0,55**
Амотивация 0,21 -0,04 0,28** 0,07
Как следует из таблицы 2, восприятие родительского перфекционизма «Обеспокоенность ошибками» имеет взаимосвязи с детской мотивацией «Интроекция». Восприятие родительского перфекционизма «Организованность» показало взаимосвязи со всеми видами мотивации, кроме «Амотивации». Восприятие родительского перфекционизма «Родительская критика и сомнения в действиях» выявила взаимосвязи с амотивацией. Восприятие родительского перфекционизма «Личные стандарты и ожидания», как и «Организованность», коррелирует со всеми видами мотивации, кроме амотивации.
Это говорит о том, что восприятие ребенком мамы, как ставящей перед ним слишком сложные цели и слишком критичной по отношению к нему, склонной считать, что задуманное сделано недостаточно удовлетворительно, взаимосвязано с амотивацией у ребенка. Амотивация связана с неверием в возможность достижения значимых целей, с беспомощностью, возникающей в том случае, когда тренировки не дают желаемых ре-
зультатов.
Восприятие ребенком мамы, как имеющей негативные реакции на ошибки в деятельности, тенденции приравнивать их к неуспеху и считающей, что неудача приведет к потере уважения других людей, взаимосвязано с мотивацией «Интроекция» у ребенка, т.е. с включением в деятельность под влиянием внешних факторов, но содержащая в качестве элемента внутренней регуляции чувство ответственности перед значимыми другими, страха не оправдать их ожидания, стыда за возможные неоправданные ожидания.
Восприятие мамы, как предъявляющей к себе очень высокие требования и придающей этим требованиям чрезмерное значение для её самооценки, взаимосвязано с внутренней и внешней мотивацией у ребенка. Также восприятие мамы, как сосредоточенной на важности и необходимости порядка и организованности, тоже взаимосвязано с внутренней и внешней мотивацией у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало исследование, восприятие конструктивных элементов перфекцио-низма мамы имеет сильные взаимосвязи с перфекционизмом и внешней и внутренней мотивацией юных спортсменов-шахматистов. А восприятие неконструктивных элементов перфекционизма мамы выявили только две взаимосвязи: один показатель взаимосвязан с амотивацией, а второй с мотивацией «Интроекция». Следовательно, то, как дети воспринимают перфекционизм мамы, связано с их перфекционизмом и мотивацией заниматься спортом и совершенствоваться в нем.
В данной выборке преобладают взаимосвязи мотивации и перфекционизма у спортсменов с конструктивными элементами восприятия перфекционизма мамы, что говорит об ощущении поддержки от мамы. И эта поддержка может давать положительные результаты в процессе подготовки юных спортсменов.
Это исследование ещё раз подтверждает важную роль родителей в спортивной карьере ребёнка. Мотивация занятий спортом и стремления к самосовершенствованию у детей-спортсменов зависят от восприятия конструктивного перфекционизма мамы: стремления к высоким достижениям, правильной постановки целей, уверенности в их достижении, организации действий по достижению этих целей.
Понимание роли восприятия конструктивных элементов перфекционизма мамы, грамотное вовлечение родителей в тренировочный процесс, психологическое просвещение и закрепление конструктивной позиции у родителей, которая бы подкрепляла конструктивные составляющие перфекционизма спортсменов и при этом не снижала мотивацию у детей, может давать большой ресурс по поддержке юных спортсменов и достижению лучших результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босенко, Ю.М. Взаимосвязь перфекционизма и отношений с ближайшим социальным окружением у спортсменов подросткового возраста / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 94-99.
2. Горская, Г.Б. Перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет / Г. Б. Горская, А. В. Несветайло // Физическая культура и спорт - наука и практика. - 2013. - № 3. - С. 51-56.
3. Кучугурова, А.О. Особенности взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма у спортсменов юношеского возраста / А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции. - Краснодар : КГУФКСТ, 2018. - С. 349-350.
4. Несветайло, А.В. Стандартизация методики диагностики перфекционизма на спортсменах-шахматистах 10-15 лет и футболистах 10-17 лет / А.В. Несветайло // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование : материалы Международной научно-практической конференции (11 февраля 2019 г.). - Краснодар : КГУФКСТ, 2019. - С. 126-128.
5. Несветайло, А.В. Перфекционизм у юных спортсменов-шахматистов / А.В. Несветайло // Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рудиковские чтения-2019» (28-29 мая 2019 г.) - Москва : РГУФКСМИТ, 2019. - С. 203-207.
6. Распопова, А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте : дис. ... канд. психол. наук / Распопова Анна Сергеевна. - Краснодар : 2012. - 299 с.
7. Скачкова, С.О. Адаптация опросников по определению мотивации самодетерминации в образовательной и спортивной деятельности / С.О. Скачкова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 10. - С. 157-164.
8. Чернявская, Я.Ю. Взаимосвязь перфекционизма и личностных особенностей у гимнасток / Я.Ю. Чернявская, Ю.М. Босенко // Рудиковские чтения : материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - Москва : РГУФКСМИТ, 2016. - С. 127-131.
9. Development of Perfectionism in Junior Athletes : A Three-Sample Study of Coach and Parental Pressure / D.J. Madigan, T. Curran, J. Stoeber, A.P. Hill, M.M. Smith, L. Passfield. - DOI: 10.1123/jsep.2018-0287 // Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2019. - Vol. 41(3). - P.167-175.
10. Gustafsson, H. Profiles of perfectionism, parental climate and burnout among competitive junior athletes / H. Gustafsson, A.P. Hill, A. Stenling. - DOI: 10.1111/sms. 12553 // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. - 2016. - Vol. 26. - P. 1256-1264.
11. United States parents' perfectionism, parenting styles and perceptions of specialization in youth sport / E. Wright, M.A. Chase, T.S. Horn, R.S. Vealey. - DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101571 // Psychology of Sport and Exercise. - 2019. - Vol. 45. -https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S14690292193022987via%3Dihub (дата обращения: 01.01.2021).
REFERENCES
1. Bosenko, Yu.M. and Raspopova, A.S. (2018), "The relationship of perfectionism and relationships with the closest social environment among adolescent athletes", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 94-99.
2. Gorskaya, G.B. and Nesvetailo, A.V. (2013), "Parental Perfectionism and Parenting Styles as Regulators of Motivation and Anxiety in Young Chess Players 7-11 Years", Physical culture and sport -science and practice, No. 3, pp. 51-56.
3. Kuchugurova, A. O. and Dubovova, A. A. (2018), "Features of the relationship between procrastination and perfectionism in athletes of youth", Actual problems of physical culture, sports and tourism, materials of the XII International scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 349-350.
4. Nesvetailo, A. V. (2019), "Standardization of the methodology for diagnosing perfectionism in athletes - chess players 10-15 years old and football players 10-17 years old",. Physical culture and sport. Olympic education. Materials of the international scientific and practical conference (February 11, 2019), Krasnodar, pp. 126-128.
5. Nesvetailo, A. V. (2019), "Perfectionism among young athletes - chess players", Materials of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Rudikov Read-ings-2019" (May 28-29, 2019), Moscow, pp. 203-207.
6. Raspopova, A. S. (2012), Age features of the manifestation ofperfectionism in sports, dissertation, Krasnodar.
7. Skachkova, S.O. (2008), "Adaptation of questionnaires to determine the motivation of self-determination in educational and sports activities", Actual problems of physical culture and sports, Vol. 10, pр. 157-164.
8. Chernyavskaya, Ya.Yu. and Bosenko, Yu. M. (2016), "The relationship between perfectionism and personality traits in gymnasts", Rudikov readings : materials of the XII International scientific-practical conference of psychologists of physical culture and sports, Moscow, pp. 127-131.
9. Madigan, D. J., Curran, T., Stoeber, J., Hill, A. P., Smith, M. M. and Passfield, L. (2019), "Development of Perfectionism in Junior Athletes : A Three-Sample Study of Coach and Parental Pressure", Journal of Sport and Exercise Psychology, Vol.41(3), pp. 167-175, DOI : 10.1123/jsep.2018-0287.
10. Gustafsson, H., Hill, A. P. and Stenling, A. (2016), "Profiles of perfectionism, parental climate, and burnout among competitive junior athletes", Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, Vol. 26, pp. 1256-1264, https://doi.org/10.1111/sms.12553.
11. Wright, E., Chase, M. A., Horn, T. S. and Vealey, R. S. (2019), "United States parents' perfectionism, parenting styles and perceptions of specialization in youth sport", Psychology of Sport and Ex-
ercise, Vol.45, https://doi.org/10.10167j.psychsport.2019.101571. Контактная информация: angesik@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 22.02.2021
УДК 159.9.072-055.52: 616.896-053.2
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К БОЛЕЗНИ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Алина Владимировна Пустовая, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет; Евгения Николаевна Пустовая, кандидат психологических наук, психолог, Психолого-дефектологический центр «Мир семьи», г. Новосибирск; Елена Владимировна Гуткевич, доктор медицинских наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук
Аннотация
Целью исследования является изучение и сравнение психологических особенностей отношения матерей и отцов детей с расстройствами аутистического спектра к аутистическим проявлениям, уровню развития социальных навыков и болезни своих детей. Задачи: проанализировать степень выраженности аутистических проявлений и уровень развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения матерей и отцов; определить типы отношений матерей и отцов к болезни; выявить взаимосвязи между отношением к болезни, аутистически-ми проявлениями и уровнем развития социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра у матерей и отцов. Результаты: большинство матерей (63,1%) отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», выделяя при этом сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, отсутствие осмысленной речи, чрезмерную активность или пассивность ребенка. 55,0% обследованных отцов также отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», но чаще выделяя сложности эмоциональных проявлений. Тревога, интернальность и общая напряженность характерны для матерей, нозогнозия - для отцов. Выводы: выявленные особенности отношения матерей и отцов к болезни ребенка могут служить перспективой дальнейших исследований.
Ключевые слова: отношение к болезни, родители, мать, отец, семья, расстройства аутисти-ческого спектра, РАС, степень аутизма, социальные навыки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p415-421
FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF MOTHERS AND FATHERS TO THE DISEASE IN FAMILIES WITH A CHILD WITH AUTISM SPECTRUM
DISORDERS
Alina Vladimirovna Pustovaya, the post-graduate student, National Research Tomsk State University; Evgeniya Nikolaevna Pustovaya, the candidate of psychological sciences, psychologist, Psychological andDefectological Center "World of Family"; Elena Vladimirovna Gutkevich, the doctor of medical sciences, professor, National Research Tomsk State University, leading researcher, Tomsk National Research Medical Center of Russian Academy of Sciences Mental Health Research Institute
Abstract
The purpose of the study is to study and compare the psychological characteristics of the attitude of mothers and fathers of children with autism spectrum disorders to autistic manifestations, the level of development of social skills and the disease of their children. Tasks: to evaluate the severity of autistic symptoms and level of development of social skills in children from the perspective of mothers and fa-