Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовова А.А., Шукшов С.В., Воронович А.П., Иванасова В.И.

Актуальность. Проблема изучения особенностей родительского отношения к занятиям спортом в настоящее время актуальна. Родители оказывают большое влияние как на выбор дополнительного образования, спортивного направления, так и на его завершение. Многие спортсмены завершают спортивную карьеру под влиянием негативного отношения, родительского давления, также отношение родителей играет большую роль на формирование мотивации, перфекционистских установок, особенно в подростковом возрасте. Целью исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и сформированности перфекционизма и мотивации у юных спортсменов подросткового возраста. Методы исследования. «Методика исследования отношения родителей к занятиям спортом» Е.Е. Хвацкая; методика «Детская шкала перфекционизма» А.В. Несветайло, Г.Б. Горская и методика «Почему я занимаюсь спортом» Э. Деси, Р. Райн. В исследовании приняли участие 40 юных спортсменов, специализации прыжки на батуте, 40 родителей. Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что преобладающим типом отношения родителей к занятиям избранным видом спорта является компенсирующий, модель поведения смешенная. Также было установлено, что у юных спортсменов показатели перфекционизма соответствуют средним значения. При этом наиболее выражены показатели внутренней мотивации к занятиям спортом. Были выявлены корреляционные связи между изучаемыми показателями родительского отношения и мотивации, перфекционизма юных спортсменов. Установлено, что негативное отношение к занятиям спортом детей со стороны родителей способствует повышению амотивации. Также установлено, что показатели мотивации и перфекционизма к занятиям избранным видом спорта формируются у юных спортсменов от модели поведения родителей. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что поддерживающее отношение стимулирует юных спортсменов, способствует формированию здорового перфекционизма, внутренней мотивации, в то время как негативное отношение или безразличие со стороны значимых взрослых формирует нежелание, амотивацию к занятиям, а также юные спортсмены в этом случае склонны ставить завышенные цели, тренироваться и выполнять сложные задания для того чтобы изменить отношение родителей, доказать значимость их занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубовова А.А., Шукшов С.В., Воронович А.П., Иванасова В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF THE PARENT RELATIONSHIP SPORTS AND MOTIVATION INDICATORS AND PERFECTIONISM OF YOUNG ATHLETES

Relevance. The problem of studying the peculiarities of parental attitude to sports is currently relevant. Parents have a great influence both on the choice of additional education, sports direction, and on its completion. Many athletes end their sports career under the influence of negative attitudes, parental pressure, and the attitude of parents plays a big role in the formation of motivation, perfectionist attitudes, especially in adolescence. The aim of the study was to study the features of the relationship between parental attitude to sports and the formation of perfectionism and motivation in young athletes of adolescent age. Research methods. As the main research method, psychological testing was used by the following methods "Methodology for studying parents' attitude to sports" E.E. Khvatskaya; methodology "Children's perfectionism scale" A.V. Nesvetailo, G.B. Gorskaya, methodology "Why I do sports" E. Desi, R. Rain. The statistical reliability of the study results was determined using correlation analysis between the studied indicators of parental attitude to sports and indicators of motivation and perfectionism of young athletes. The study involved 40 young athletes, specializing in trampoline jumping, aged 12-14 years. The results of the study and their discussion. It was found that the predominant type of parents' attitude to the chosen sport is compensatory, the behavior model is mixed. It was also found that the indicators of perfectionism in young athletes of adolescent age correspond to the average values. At the same time, the indicators of internal motivation for sports are the most pronounced. Correlations were revealed between the studied indicators of parental attitude and motivation, perfectionism of young athletes. It is established that the negative attitude of parents towards sports activities of children contributes to an increase in amotivation. It was also found that the behavior patterns of parents form the indicators of motivation and perfectionism in young athletes to engage in their chosen sport. Conclusions. The results obtained indicate that a supportive attitude stimulates young athletes, contributes to the formation of healthy perfectionism, internal motivation, while a negative attitude or indifference on the part of significant adults forms unwillingness, amotivation to classes, as well as young athletes in this case tend to set inflated goals, train and perform difficult tasks in order to change the attitude of parents, prove the importance of their classes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

DOI 10.53742/1999-6799/4_2021_106

УДК: 796.034-05

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

A.A. Дубовова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, C.B. Шукшов, старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики,

A.П. Воронович, обучающаяся кафедры психологии,

B.И. Иванасова, доцент кафедры теории и методики гимнастики.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университетфизической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: dubovova@lit.ru.

Аннотация.

Актуальность. Проблема изучения особенностей родительского отношения к занятиям спортом в настоящее время актуальна. Родители оказывают большое влияние как на выбор дополнительного образования, спортивного направления, так и на его завершение. Многие спортсмены завершают спортивную карьеру под влиянием негативного отношения, родительского давления, также отношение родителей играет большую роль на формирование мотивации, пер-фекционистских установок, особенно в подростковом возрасте.

Целью исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и сформированности перфекционизма и мотивации у юных спортсменов подросткового возраста.

Методы исследования. «Методика исследования отношения родителей к занятиям спортом» Е.Е. Хвацкая; методика «Детская шкала перфекциониз-ма» А.В. Несветайло, Г.Б. Горская и методика «Почему я занимаюсь спортом» Э. Деси, Р. Райн.

В исследовании приняли участие 40 юных спортсменов, специализации прыжки на батуте, 40 родителей.

Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что преобладающим типом отношения родителей к занятиям избранным видом

спорта является компенсирующий, модель поведения смешенная. Также было установлено, что у юных спортсменов показатели перфекционизма соответствуют средним значения. При этом наиболее выражены показатели внутренней мотивации к занятиям спортом. Были выявлены корреляционные связи между изучаемыми показателями родительского отношения и мотивации, перфекционизма юных спортсменов. Установлено, что негативное отношение к занятиям спортом детей со стороны родителей способствует повышению амотивации. Также установлено, что показатели мотивации и перфекционизма к занятиям избранным видом спорта формируются у юных спортсменов от модели поведения родителей.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что поддерживающее отношение стимулирует юных спортсменов, способствует формированию здорового перфекционизма, внутренней мотивации, в то время как негативное отношение или безразличие со стороны значимых взрослых формирует нежелание, амотивацию к занятиям, а также юные спортсмены в этом случае склонны ставить завышенные цели, тренироваться и выполнять сложные задания для того чтобы изменить отношение родителей, доказать значимость их занятий.

Ключевые слова: юные спортсмены, родительское отношение, мотивация, перфекционизм, подростковый возраст.

Для цитирования: Дубовова А.А., Шукшов С.В., Во-ронович А.П., Иванасова В.И. Особенности взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и показателей мотивации и перфекционизма юных спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 4. - С. 106-110.

For citation: Dubovova A., Shukshov S., Voronovich A., Ivanasova V. Features of the relationship of the parent relationship sports and motivation indicators and perfectionism of young athletes. Fizicheskajakul'tura, sport - naukaipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 4, pp. 106-110 (in Russian).

Аннотация.

Актуальность. Большое значение в воспитании ребенка отводится родителям. От них зависит все, что происходит в жизни детей. Родители для многих являются образцом для подражания, любви, заботы. Выбор дополнительного образования, а также включение в спортивные секции, спортивные школы делается зачастую под их влиянием. Но также известно, что мнение родителей оказывает большое значение как на желание и продолжение заниматься в спортивной школе, так и перестать тренироваться [3, с.110; 6, с.40; 7 с. 216].

Установлена тесная взаимосвязь между показателями успеваемости детей в школе, спортивной школе и отношением родителей. Родителям необходимо относится поддерживающее к начинаем ребенка, сформировать мотивации к занятиям [6, с. 40; 7, с. 216].

Подростковый период является периодом, в котором юный спортсмен достигает больших успехов, побед с одной стороны, а с другой стороны - это возраст, для которого характерна большая занятость как тренировочной деятельностью, так учебной. В связи с этим спортивная деятельность имеет большое значение в формировании, развитии личности ребенка [1, с. 116]. Для юных спортсменов характерным является постановка завышенных целей, ориентация на ближайшее социальное окружение, а также желание оправдать ожидание значимых других (родители, тренер, друзья) [2, с. 94; 4, с. 78; 5, с. 179]. Поэтому отношение родителей к занятиям спортом в первую очередь очень важно для подростков.

С другой стороны ближайшее социальное окружение (родители) имеют большое значение при формировании перфекционистских установок, мотивации к занятиям избранным видом спорта.

Целью исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи родительского отношения к занятиям спортом и сформированности перфекционизма и мотивации у юных спортсменов подросткового возрас-

Методы исследования. В качестве основного метода исследования применялось психологическое тестирование следующими методиками «Методика

исследования отношения родителей к занятиям спортом» Е.Е. Хвацкая; методика «Детская шкала перфекционизма» А.В. Несветайло, Г.Б. Горская [5, с. 179], методика «Почему я занимаюсь спортом» Э. Деси, Р. Райн.

В исследовании принимали участие 40 спортсменов, занимающихся видом спорта «Прыжки на батуте», в возрасте 12-14 лет, учащиеся образовательных учреждений г. Краснодара.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов показателей отношения родителей к занятиям спортом свидетельствует о том, что компенсирующий тип отношения наиболее выражен (29,33 балла) - он соответствует среднему уровню. Данный тип отношения родителей свидетельствует о том, что родители относятся поддерживающе к своим детям, готовы всегда им помочь. С другой стороны для них также свойственно недооценивать права ребенка. Компенсирующий тип отношений ориентирует подростков, занимающихся спортом на зависимость от социальной поддержки, поддержки родителей, тренера, сверстников.

Типы отношений как безразличие и негативный находятся на среднем уровне. Это может свидетельствовать, что многие родители выборки не одобряют занятия их детей в спортивной школе. Возможно это связано с большой занятостью в тренировочном зале, снижением академической успеваемости в школе, получении травм и т.д.

Также было установлено, что наиболее сформированной моделью поведения родителей является «смешанная» модель (рисунок 1).

Данная модель родительского отношения свидетельствует о преобладании поддерживающего отношения с одной стороны, а с другой - посредством ребенка пытаются достичь успеха, оправдать свои неудачи.

Родители относятся к успехам ребенка как в школе, так в спорте ситуативно.

Параллельно с родителями были продиагностиро-ваны юные спортсмены по показателям мотивации к занятиям избранным видом спорта (батут) и перфекци-онизма.

Анализ результатов по показателю перфекционизм свидетельствует о том, что у спортсменов-подростков на среднем уровне сформированы показатели перфекционизм, ориентированный на себя и перфекционизм, социально-предписанный перфекционизм. Это может свидетельствовать о том, что для спортсменов значимо мнение социума, они с одной стороны сосредоточены на достижении умеренно-завышенных целей, а также убеждены в том, значимые взрослые требуют от них высоких результатов.

Анализ результатов по показателям мотивации свидетельствует о том, что у юных спортсменов подросткового возраста на уровне выше среднего находятся показатели внутренней мотивации (знания, компетентность, новые впечатления) (таблица 1). Это свидетельствует о том, что спортивная деятельность для них значима, они стремятся узнать, научиться новому, достигнуть новых побед, вершин.

Рисунок 1. Частота встречаемости модели поведения родителей спортсменов, подросткового возраста

%

100п 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

уу А

У

диффузная модель

смешанная

раздерганный родитель

модель поведения

Таблица 1.

Средние значения показателя мотивации у спортсменов, подросткового возраста

Показатели Среднее значение

Знания 18,4±4,2

Компетентность 18,1±4,4

Новые впечатления 18,2±5,5

Внешняя мотивация 13,9±5,7

Идентефикация 14,1±5,7

Интроекция 15,6±4,7

Амотивация 10,8±3,4

Показатели внешней мотивации находятся на уровне ниже среднего, амотивация не сформирована.

Был проведен корреляционный анализ между изучаемыми показателями родительского отношения к занятиям спортом и показателями мотивации и пер-фекционизма юных спортсменов (рисунок 2).

Были установлены статистически достоверные положительные корреляционные связи между показателем перфекционизм, ориентированный на себя и модель поведения родителей (г = 0,34, р<0,05). Это свидетельствует о том, чем с большим негативом, отрицанием сталкиваются юные спортсмены, тем больше склонны они ставить высокие цели перед собой и достигать их, возможно, чтобы изменить мнение родителей об их занятиях спортом, получить одобрение с их стороны.

В группе спортсменов были выявлены отрицательные корреляционные связи между показателем внутренней мотивации (компетентность) (г=-0,38, р<0,05), интроекцией (г=-0,35, р<0,05) и типом родительского отношения «негативное отношение», свидетельствующие о том, что чем меньше родители негативно относятся к занятиям их детей, тем больше они хотят постичь что-то новое, доказывать, показать всем свои возможности, достижения.

Прямая связь была установлена между амотиваци-ей и негативным типом отношения родителей (г=0,34, р<0,05). Это свидетельствует о том, что спортсмены не получают одобрения, нет эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых (родителей), а только

Примечание

_ прямая связь -обратная связь

Рисунок 2. Особенности взаимосвязи родительского отношения, перфекционизма и мотивации в группе спортсменов, подросткового возраста

Л-Ч-г I ИIК*:и II ;

ПЁрфбЫШМЯЯ*,

!□ Л"-:" Я

П-згчтрсшс*» Чип »11.1 ид [ ^^^^^^

/

1 'М1 |1 ■■ * - /

MJ.LC.IL. II. ь г.ли;

1.1?г _тм г отсталей ж

дети сталкиваются с несправедливыми требованиями, запретами посещения тренировок, критикой тренера, друзей, что формирует отказ от тренировочных занятий, чем выше негатив со стороны родителей к занятиям спортом, тем выше амотивация.

Выводы. Таким образом, выявленные корреляционные связи доказывают, что родительское отношение к занятиям детей имеет большое значение. Чем больше юные спортсмены получают одобрение, внимание со стороны значимых взрослых, тем больше они хотят постигнуть, узнать, выполнить.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что отношение родителей играет большую роль на желание заниматься, тренироваться. Поддерживающее отношение стимулирует юных спортсменов, способствует формированию здорового перфекционизма, внутренней мотивации, в то же время как негативное отношение или безразличие со стороны значимых взрослых формирует нежелание, амотивацию к занятиям, а также юные спортсмены в этом случае склонны ставить завышенные цели, тренироваться и выполнять сложные задания для того чтобы изменить отношение родителей, доказать значимость их занятий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Босенко Ю.М. Взаимосвязь перфекционизма и психической устойчивости спортсменов / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - 2017. -С. 116-120.

2. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма / С.В. Воликова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - № 2. - С. 94-99.

3. Деговцев Н.С. Влияние отношения с близким окружением на мотивацию к занятиям спортом у спортсменов-единоборцев подросткового возраста / Н.С. Деговцев, Г.Б. Горская, С.В. Фомиченко // Материалы ежегодной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар. - 2020. - С. 109-113.

4. Кучугурова А.О. Психологические особенности сформированости перфекционизма у юных спортсменов, занимающихся спортивным туризмом / А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова // Материалы X Всероссийской Конференции с международным участием конкурентоспособности спортсменов: реализации. - Краснодар: КГУФКСТ. - 2020. - С. 78-80.

5. Несветайло А.В. Надежность методики диагностики перфекционизма у детей-шахматистов / А.В. Несветайло, Г.Б. Горская // Материалы ежегодной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2018. - С. 179-182.

6. Феодорова Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э.З. Феодорова // Прикладная психология. - 2014. - № 1. - С. 40-45.

7. Хвацкая Е.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. - Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - Вып. 1. - С. 216-222.

FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF THE PARENT RELATIONSHIP SPORTS AND MOTIVATION INDICATORS AND PERFECTIONISM OF YOUNG ATHLETES

A. Dubovova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor ofthe Department of Psychology, S. Shukshov, senior lecturer of the Department of Theory and Methods of Gymnastics, A. Voronovich, student ofthe Department of Psychology,

V. Ivanasova, Associate Professor ofthe Department ofTheory and Methods of Gymnastics. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161 Budennogo str., Krasnodar, 350015, Russia; e-mail: dubovova@lit.ru.

Annotation.

Relevance. The problem of studying the peculiarities of parental attitude to sports is currently relevant. Parents have a great influence both on the choice of additional education, sports direction, and on its completion. Many athletes end their sports career under the influence of

negative attitudes, parental pressure, and the attitude of parents plays a big role in the formation of motivation, perfectionist attitudes, especially in adolescence.

The aim of the study was to study the features of the relationship between parental attitude to sports and the formation of perfectionism and motivation in young athletes of adolescent age.

Research methods. As the main research method, psychological testing was used by the following methods "Methodology for studying parents' attitude to sports"

E.E. Khvatskaya; methodology "Children's perfectionism scale" A.V. Nesvetailo, G.B. Gorskaya, methodology "Why I do sports" E. Desi, R. Rain. The statistical reliability of the study results was determined using correlation analysis between the studied indicators of parental attitude to sports and indicators of motivation and perfectionism of young athletes. The study involved 40 young athletes, specializing in trampoline jumping, aged 12-14 years.

The results of the study and their discussion. It was found that the predominant type of parents' attitude to the chosen sport is compensatory, the behavior model is mixed. It was also found that the indicators of perfectionism in young athletes of adolescent age correspond to the average values. At the same time, the indicators of internal motivation for sports are the most pronounced. Correlations were revealed between the studied indicators of parental attitude and motivation, perfectionism of young athletes. It is established that the negative attitude of parents towards sports activities of children contributes to an increase in amotivation. It was also found that the behavior patterns of parents form the indicators of motivation and perfectionism in young athletes to engage in their chosen sport.

Conclusions. The results obtained indicate that a supportive attitude stimulates young athletes, contributes to the formation of healthy perfectionism, internal motivation, while a negative attitude or indifference on the part of significant adults forms unwillingness, amotivation to classes, as well as young athletes in this case tend to set inflated goals, train and perform difficult tasks in order to change the attitude of parents, prove the importance of their classes.

Keywords: young athletes, parental attitude, motivation, perfectionism, adolescence.

References:

1. Bosenko Yu.M., X Raspopova A.S. Raspopova Interrelation of perfectionism and mental stability of athletes. Rudikovskie chteniya: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii psihologov fizicheskoj kul'tury i sporta [Rudikov Readings: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports]. 2017, pp. 116120 (in Russian).

2. Volikova S.V. Modern studies of child perfectionism. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya [Social and clinical psychiatry]. 2012, no. 2, pp. 94-99 (in Russian).

3. Degovtsev N.S., Gorskaya G.B., Fomichenko S.V. The influence of the relationship with the inner circle on the motivation to engage in sports among teenage martial artists. Materialy ezhegodnoj nauchnoj konferencii aspi-rantov i soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Materials of the Annual Scientific Conference of Postgraduates and Applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. Krasnodar, 2020, pp. 109-113 (in Russian).

4. Kuchugurova A.O., Dubovova A.A. Psychological features of perfectionism formation in young athletes engaged in sports tourism. Materialy X Vserossijskoj Konferencii s mezhdunarodnym uchastiem konkurento-sposobnosti sportsmenov: realizacii [Materials of the X All-Russian Conference With International Participation of Competitive Athletes: Realizations]. Krasnodar: KSUFKST, 2020, pp. 78-80 (in Russian).

5. Nesvetailo A.V., Gorskaya G.B. Reliability of the method of diagnosis of perfectionism in children-chess players. Materialy ezhegodnoj nauchnoj konferencii aspirantov i soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Materials of the annual scientific conference of postgraduates and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. 2018, pp. 179-182 (in Russian).

6. Feodorova E.Z. Parents' attitude to sports and other spheres of life of young athletes of teenage age. Priklad-naya psihologiya [Applied psychology]. 2014, no. 1, pp. 40-45 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Khvatskaya E.E., Latysheva N.E. Psychodiagnostic techniques in working with parents of young athletes. Vest-nik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Pskov State University]. Series: Psychological and pedagogical sciences, 2015, Issue 1, pp. 216-222 (in Russian).

Поступила / Received 29.10.2021 Принята в печать / Accepted 27.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.