Научная статья на тему 'СПЛОЧЕННОСТЬ И СРАБОТАННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ'

СПЛОЧЕННОСТЬ И СРАБОТАННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
194
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОМАНДНАЯ СРАБОТАННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / GAME COMBINATIONS / MOTIVATION FOR SPORTS / TEAMWORK / PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Г. М., Ашкинази С. М., Касымбекова С. И., Дилмаханбетов Е. К.

Цель исследования - выявить социально-психологические и спортивные предикторы, влияющие на сплоченность и сработанность в группах хоккеистов начальной подготовки. Методика и организация исследования. В ходе исследования были сформированы две хоккейные команды: к группе первого состава были отнесены спортсмены с высокой результативностью (24 игрока), к группе второго состава - спортсмены с невысокой результативностью (23 игрока). При формировании команд тренер создал амплуа-сочетания на основе профессионально-логического осмысления и практического наблюдения за каждым из игроков, когда оценивалась не только их спортивная результативность, но и такие качества хоккеистов, которые, по мнению тренера, влияют на эффективность игры в игровых сочетаниях. В ходе исследования были определены следующие характеристики: игровое мышление; волевые качества; свойства характера; индивидуальное техническое мастерство; спортивная результативность (экспертные оценки тренера); семь мотивационных составляющих занятий спортом. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования позволили показать возможности определения уровня сплоченности и сработанности в спортивной команде юных хоккеистов путем учета их социально-психологических качеств и навыков, влияния мотивационных особенностей родительских предпочтений и грамотного формирования игровых сочетаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бирюкова Г. М., Ашкинази С. М., Касымбекова С. И., Дилмаханбетов Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM COHESION AND TEAMWORK AS PREDICTOR OF IMPROVEMENT OF ATHLETIC PERFORMANCE

Objective of the present study was to identify socio-psychological and sports-related predictors that affect team cohesion and teamwork of hockey players in the initial training groups. Methods and structure of the study. Two hockey teams were formed in the course of the study: Group 1 was made of the athletes with the high performance rates (n=24), Group 2 - of the athletes with the low performance rates (n=23). In the formation of the teams, the coach created the role-playing combinations on the basis of professional understanding and practical observation of each player, when the coach evaluated not only the players' athletic performance but also the qualities which, in the coach’s opinion, affect the efficiency of game combinations. The following features were identified during the study: game thinking; volitional qualities; temperamental attribute; individual technical skill; athletic performance (coach’s expert assessments); 7 motivational components of sports activities. Results of the study and conclusions. The findings indicated the possibility of determining the level of team cohesion and teamwork of young hockey players by considering their socio-psychological qualities and skills, influence of the motivational value of parental preferences, and efficient formation of game combinations.

Текст научной работы на тему «СПЛОЧЕННОСТЬ И СРАБОТАННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ»

СПЛОЧЕННОСТЬ и СРАБОТАННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 20.04.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор философских наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор Г.М. Бирюкова1

Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ашкинази1 Доктор педагогических наук, профессор С.И. Касымбекова2 Кандидат экономических наук Е.К. Дилмаханбетов2

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2 Казахский национальный университет им. аль Фараби, Алматы, Казахстан

TEAM COHESiON AND TEAMWORK AS PREDICTOR OF iMPROVEMENT OF ATHLETiC PERFORMANCE

Dr.Sc.Philos., PhD, Professor G.M. Biryukova1 Dr.Hab., Professor S.M. Ashkinazi1 Dr.Hab., Professor S.I. Kassymbekova2 PhD E.K. Dilmakhambetov2

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, Saint-Petersburg (Lesgaft NSU, Saint-Petersburg), Russia

2 Al Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan

Аннотация

Цель исследования - выявить социально-психологические и спортивные предикторы, влияющие на сплоченность и сработанность в группах хоккеистов начальной подготовки.

Методика и организация исследования. В ходе исследования были сформированы две хоккейные команды: к группе первого состава были отнесены спортсмены с высокой результативностью (24 игрока), к группе второго состава - спортсмены с невысокой результативностью (23 игрока). При формировании команд тренер создал амплуа-сочетания на основе профессионально-логического осмысления и практического наблюдения за каждым из игроков, когда оценивалась не только их спортивная результативность, но и такие качества хоккеистов, которые, по мнению тренера, влияют на эффективность игры в игровых сочетаниях. В ходе исследования были определены следующие характеристики: игровое мышление; волевые качества; свойства характера; индивидуальное техническое мастерство; спортивная результативность (экспертные оценки тренера); семь мотивационных составляющих занятий спортом. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования позволили показать возможности определения уровня сплоченности и сработанности в спортивной команде юных хоккеистов путем учета их социально-психологических качеств и навыков, влияния мотивационных особенностей родительских предпочтений и грамотного формирования игровых сочетаний.

Ключевые слова: игровые сочетания, спортивная мотивация, командная сработанность, психологические особенности личности.

Annotation

Objective of the present study was to identify socio-psychological and sports-related predictors that affect team cohesion and teamwork of hockey players in the initial training groups.

Methods and structure of the study. Two hockey teams were formed in the course of the study: Group 1 was made of the athletes with the high performance rates (n=24), Group 2 - of the athletes with the low performance rates (n=23). In the formation of the teams, the coach created the role-playing combinations on the basis of professional understanding and practical observation of each player, when the coach evaluated not only the players' athletic performance but also the qualities which, in the coach's opinion, affect the efficiency of game combinations.

The following features were identified during the study: game thinking; volitional qualities; temperamental attribute; individual technical skill; athletic performance (coach's expert assessments); 7 motivational components of sports activities. Results of the study and conclusions. The findings indicated the possibility of determining the level of team cohesion and teamwork of young hockey players by considering their socio-psychological qualities and skills, influence of the motivational value of parental preferences, and efficient formation of game combinations.

Keywords: game combinations, motivation for sports, teamwork, psychological features.

Введение. Необходимость повышения уровня эффективного использования игроков в хоккее с шайбой является современным запросом не только к профессионалам-спортсменам и тренерам, но и к психологам. Все чаще в адрес спортивных психологов поступают запросы, связанные с необходимостью разработки практических подходов

к совместимости спортсменов как в целом по команде, так и в рамках игровых амплуа-сочетаний [2, 5].

Цель исследования - выявить основные социально-психологические и спортивные предикторы, влияющие на сплоченность и сработанность в группах хоккеистов начальной подготовки.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Методика и организация исследования. На основании результатов трехлетней работы с юными хоккеистами спортивным тренером были сформированы две хоккейные команды: к группе первого состава были отнесены спортсмены с высокой результативностью (24 игрока), к группе второго состава - спортсмены с невысокой результативностью (23 игрока). Представители обеих групп принимали участие в Открытом Кубке Федерации Санкт-Петербурга среди детских команд 2008 г р. в сезонах 2016/17 и 2017/18 гг.

Статистическая значимость различия по критерию деления групп определялась с помощью и-критерия Манна-Уитни. Согласно представленным данным (табл. 1), юные хоккеисты из первой группы имели значимо более высокую оценку тренера относительно спортивной результативности, нежели хоккеисты, вошедшие во вторую группу. В качестве единиц измерения выступали в количественном выражении визуально зафиксированные тренером правильно проведенные подачи, передачи, отборы шайб, участие в приемах защиты ворот и случаи грамотного подключения к атаке на протяжении финальной игры сезона [3].

При формировании этих команд тренер создал амплуа-сочетания на основе профессионально-логического осмысления и практического наблюдения за каждым из игроков, когда оценивалась не только их спортивная результативность, но и такие качества хоккеистов, которые, по мнению тренера, влияют на эффективность игры в игровых сочетаниях. К числу таковых были отнесены: 1. Игровое мышление (23,6 %). 2. Волевые качества (18,7 %). 3. Свойства характера: активный, исполнительный, коллективистский (16,4 0%). 4. Индивидуальное техническое мастерство (14,3 0%). 5. Статистика по физическому развитию - результативность за сезон (14,0 0%). 6. Выполнение нормативов за сезон, срезы в течение сезона (13 0%).

В ходе исследования были определены следующие характеристики: игровое мышление; волевые качества; свой-

Таблица 1. Различия в уровне результативности в группах юных хоккеистов

Сравниваемые показатели Показатели результативности и-критерий Манна-Уитни

Спортсмены с высокой результативностью (п = 24) Спортсмены с невысокой результативностью (п = 23)

Экспертная оценка результативности по 10-балльной шкале 6,3 3,5 60,5***

*** - различия достоверны на уровне высокой статистическои значимости (р<0,01)

ства характера; индивидуальное техническое мастерство; спортивная результативность (экспертные оценки тренера); семь мотивационных составляющих занятий спортом (тест-опросник, разработанный Е. Е. Хвацкой на кафедре психологии им. А.Ц Пуни НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, -«Почему ты занимаешься спортом/почему ты хочешь заниматься спортом?»); уровень перфекционизма [1, 4, 6].

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важных коррелятов результативности спортивных достижений является та или иная мотивационная составляющая, лежащая в основе причин занятий спортом, а также степень ее выраженности. В табл. 2 представлены виды мотивацион-ной направленности спортсменов, лежащие в основе причин занятий спортом (методика Е. Е. Хвацкой).

Различия в выраженности мотивов занятия спортом, указанные в табл. № 2 в сравниваемых двух группах, статистически значимы почти по всем мотивационным показателям. Исключение составляет только мотив занятия спортом как производная от инициативного желания родителей отправить ребенка в спорт, однако известно, что те, кто занимается спортом исходя из желания родителей, реже других добиваются высоких спортивных результатов. В данном случае различия выражены только на уровне статистической тенденции (1,9 и 3,2 балла соответственно). Следует отметить также, что мотивы стремлений к командной сплоченности в группе юных хоккеистов № 1 выражены сильнее, чем в сравниваемой группе (31,7 балла и 27,4 балла соответственно), но значимые различия отсутствуют (р>0,01). Особо интересен тот факт, что мотивация здоровья ниже у тех спортсменов, которые демонстрируют более высокие показатели. Можно предположить, что это свидетельствует о том, что, во-первых, высокорезультативные спортсмены с самого начала пришли в спорт не ради здорового образа жизни, а ради спортивных достижений и целеполагатель-ных амбиций. Иными словами, у некоторых спортсменов быстро происходит сдвиг спортивной мотивации на цель. Во-вторых, такие спортсмены ради высоких показателей в игре готовы рисковать своим здоровьем и демонстрировать запредельные нагрузки.

Сравнительный анализ уровня притязания у спортсменов показал, что 25 % хоккеистов в 1 -й группе обладают явно высоким уровнем притязания (нереалистично высоким - 8,3 0% и высоким - 16,7 0/0), в то время как во 2-й группе хоккеистов высокий уровень притязаний имеют всего лишь только 13,1 0 спортсменов. Это свидетельствует о том, что спортсмены 1-й группы отличаются уверенностью в своих силах и возможностях, настойчивостью в достижении поставленных целей, однако 8,3 0 спортсменов этой группы расписались в нереалистично высоком уровне притязаний, а значит, во имя достижения личной/командной высокой результатив-

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа мотивов занятия спортом у спортсменов с разным уровнем результативности

Сравниваемые показатели Показатели результативности (тестовые данные по методике Е.Е. Хвацкой) и-критерий Манна-Уитни

Спортсмены с высокой результативностью (п = 24) Спортсмены с невысокой результативностью (п = 23)

Мотивы здоровья 23,6 27,9 184*

Познавательные мотивы 24,5 27,9 238*

Коммуникативные мотивы 11,4 11,3 266

Мотивы самоутверждения/результативные мотивы 43,9 42,9 255,5*

Мотивы команды 31,7 27,4 206,5*

Процессуальные мотивы 22,4 25,5 202*

Мотивация родителей 1,9 3,2 111,5**

'* - различия достоверны на уровне статистической значимости (р<0,05); 1 - на уровне тенденции (р<0,1)

100

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

ности могут применять не всегда адекватные и не всегда разрешенные правилами игры действия.

Низкая выраженность родительской мотивации относительно занятия спортом выявлена у большинства спортсменов с высоким уровнем результативности (87,5 %), что свидетельствует о высокой собственной мотивационной составляющей заниматься спортом. В несколько большей зависимости от родительских предписаний (относительно занятий спортом) находятся спортсмены во 2-й команде (69,3 %), однако все-таки около 70 % спортсменов этой группы проявляют достаточную степень уверенности в своих спортивных достижениях, а также собственную мотивацион-ную настроенность на занятия хоккеем. Средняя выраженность родительской мотивации в группе хоккеистов с низкой результативностью встречается чаще, чем в сравниваемой группе (17,4 % и 12,5 % соответственно).

Выводы. 1 -ю группу юных хоккеистов с высокой результативностью в спорте и с высоким уровнем притязаний можно охарактеризовать такими личностными конструктами, как: доброжелательность, хорошие отношения с другими людьми, внимательность и отзывчивость к окружающим, умение сопереживать, коллективизм, невысокий уровень конфликтности. Однако в этой команде есть и те, кто с трудом признает свои ошибки, активно-эмоционально переживает проигрыши, вопреки мнению окружающих склонен поступать по-своему, что в целом, во-первых, свойственно данному возрасту и что, во-вторых, с большой долей вероятности и определяет наличие выраженной доминирующей установки и направленности на успех, победу и выигрыш.

Более ярко, чем в группе с невысокой результативностью, здесь выявляется решительность, конкурентоспособность, энергичность, уверенность в себе, а главное - выраженные мотивы команды, мотивы самоутверждения, что в целом свидетельствует о стремлении к сплоченности через высокий уровень сработанности в команде, что и отражается в результативности.

У юных хоккеистов с низкой спортивной результативностью уровень притязаний значимым образом коррелирует с мотивами самоутверждения, реализация которых в практическом плане характеризуется возможной непоследовательностью и непредсказуемостью поступков, при этом более трети этих спортсменов переживают психологическую неудовлетворенность складывающимися обстоятельствами и пережи-

ваниями, которые можно соотнести, например, с мотивами взаимоотношений в некоторых семьях, где детям вменяется реализация предпочтений значимых взрослых. Этим спортсменам свойственны легкая внушаемость и доверчивость, высокая потребность в общении, потребность в признании и любознательность. Значимый уровень направленности на реализацию родительских предпочтений у 13,3 % спортсменов 2-й группы, переживание неудовлетворенности по поводу наличия каких-то психологически нежелательных обстоятельств у более чем 30 % членов данной команды в совокупности может трактоваться как недостаточная мо-тивационная активность спортсменов для формирования командной сплоченности и срабатываемости, что и подтверждается невысокой спортивной результативностью.

Литература

1. Бирюкова Г.М. Аппаратурное моделирование сработанности и согласованности в деятельности спортивных команд / Г.М. Бирюкова, Н.Н. Обозов, О.Д. Полежаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 384-387.

2. Воробьев М.И. Роль личностных качеств в прогнозировании психологической совместимости спортсменов в командах / М.И. Воробьев, С.С. Брызнак // Спортивный психолог. - 2009. - № 2 (17).

- С. 19-22.

3. Попов Г.И. Научно-методическая деятельность в спорте / Г.И. Попов. - М.: Академия, 2015. - 192 с

4. Распопова А.С. Возрастные особенности проявления перфек-ционизма в спорте: дис. ... канд. психол. наук / А.С. Распопова.

- Краснодар, 2012. - 299 с.

References

1. Biryukova G.M., Obozov N.N., Polezhaeva O.D. Apparaturnoe modelirovanie srabotannosti i soglasovannosti v deyatelnosti sportivnykh komand [Instrumental modeling of harmony and consistency in sports teams activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No.4 (158). pp. 384-387.

2. Vorobev M.I., Bryznak S.S. Rol lichnostnykh kachestv v prognozirovanii psikhologicheskoy sovmestimosti sportsmenov v komandakh [Role of personal qualities in predicting psychological compatibility of athletes in teams]. Sportivny psikholog. 2009. No. 2 (17). pp. 19-22.

3. Popov G.I. Nauchno-metodicheskaya deyatelnost v sporte [Scientific and methodological activity in sports]. Moscow: Akademiya publ., 2015. 192 p.

4. Raspopova A.S. Vozrastnye osobennosti proyavleniya perfektsionizma v sporte [Age features of display of perfectionism in sports]. Phd diss.. Krasnodar, 2012. 299 p.

5. Gould D., Dieffenbach K., Moffett A. Psychological characteristics and their development in Olympic champions. Journal of Applied Sport Psychology. 2002. No. 4. pp. 172-204.

6. Madigan D. J., Stoeber J. Perfectionism Predicts Injury in Junior Athletes: Preliminary Evidence from a Prospective Study. Journal of Sports Sciences. 2018. No.36 (5). pp. 545-550.

НОВЫЕ КНИГИ

ТЕРЕХИНА Р.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СУДЬИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ / Р.Н. ТЕРЕХИНА,

Л.К. СЕРОВА. - М.: СПОРТ, 2020. - 128 С.

ISBN: 9785907225534

Одним из важнейших направлений в общей системе спорта высших достижений является совершенствование процесса подготовки судей. Особенно в тех видах, где результат оценивается с помощью экспертной оценки, а значит, субъективно.

Современная система подготовки судей по спортивной гимнастике является сложным многофакторным процессом, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п.

Об этих и других аспектах судейства по спортивной гимнастике рассказывается в монографии Р. Терехиной и Л. Серовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.