Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛИСТЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Аверьянов Игорь Валерьевич, Парнюгина Елена Рудольфовна

Статья посвящена проблеме совершенствования координационных способностей футболистов, как основы повышения их технического мастерства. Специалистами установлено, что овладение сложными техническими действиями в футболе обеспечивается умением управлять своими действиями в пространстве, времени и внутримышечно, то есть связано с пространственными, временными и силовыми компонентами координационных способностей. С целью уточнения специфики взаимосвязи параметров координационных способностей с технической и физической подготовкой у футболистов разной квалификации (n=36) было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого тестировались показатели, выявляющие уровень развития способностей к оценке, отмериванию, воспроизведению, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движения и проведен корреляционный анализ полученных результатов. Обнаружено, что при идентичности распределения тесноты взаимосвязи исследуемых параметров координации, у квалифицированных футболистов технические параметры сильнее взаимодействуют с силовыми и пространственными специфическими параметрами. Сила корреляционных связей показателей физической подготовленности и исследуемых параметров координационных способностей ослабевает с ростом квалификации, но рисунок значимости выявленных взаимосвязей остается идентичным у футболистов разной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Аверьянов Игорь Валерьевич, Парнюгина Елена Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERRELATION OF THE LEVEL OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING WITH INDICATORS OF KINESTHETIC COORDINATION ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS WITH DIFFERENT QUALIFICATIONS

The article is devoted to the problem of improving the coordination abilities of football players as the basis for improving their technical skills. Experts have established that the mastery of complex technical actions in football is provided with the ability to control one's actions in space, time and intramuscularly, that is, it is associated with the spatial, temporal and power components of coordination abilities. In order to clarify the specifics of the relationship between the parameters of coordination abilities and technical and physical training among football players of different qualifications (n=36), an experimental study was conducted, within which indicators were tested that reveal the level of development of abilities for assessing, measuring, reproducing, differentiation of power, spatial and temporal parameters of movement and a correlation analysis of the results obtained. It was found that with the identity of the distribution of the tightness of the relationship between the studied parameters of coordination in qualified football players, the technical parameters interact more strongly with the power and spatial specific parameters. The strength of correlations between physical fitness indicators and the studied parameters of coordinating abilities weakens with the growth of qualifications, but the figure of the significance of the revealed relationships remains identical for football players of different qualifications.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

мым становится анализ своей деятельности и деятельности обучающихся непосредственно в учебной ситуации «здесь и сейчас», координация и адаптация передаваемых преподавателем знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными задачами. Важность приобретает также анализ уже выполненных действий (ретроспективная рефлексия), что обусловлено необходимостью корректировать полученный опыт и, соответственно, позволяет планировать свою дальнейшую деятельность, анализировать прогноз предстоящих событий и целей образовательной деятельности. Однако, перспективная рефлексия оказалась менее значима. Стоит предположить, что это связано с нестабильной ситуацией в образовании и мире в целом. В соответствии с чем, более актуальным становится построение ближних, нежели дальних перспектив образовательной деятельности. Менее значима для преподавателей оказалась рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми. Это объясняется тем, что современные мобильные технологии позволяют устанавливать и поддерживать необходимые социальные связи, благодаря чему представляют собой многофункциональные образовательные инструменты. Это решает массу проблем: сокращение необходимой дистанции в образовательной среде, защита от социальной изоляции, а в общении преобладают аудио - и видеосообщения. Такая «перестройка» и сокращение «живого непосредственного» общения обуславливает формирование иных навыков и привычек, изменение системы образования. Необходимо принять такую модель взаимоотношений между преподавателем и студентом, чтобы использовать в обучении максимально эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонова И.Г. Модель формирования профессиональной рефлексии будущего педагога / И.Г Бессонова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 176-183.

2. Карпова А.В. Методика определения уровня рефлексивности. - URL: https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (дата обращения: 05.10.21).

3. Щекина С.С. Развитие профессионально-педагогической рефлексии как теоретическая проблема и практическая задача. Понятийный аппарат педагогики и образования / С. С. Щекина, Г.В. Аверкиева. - Екатеринбург : УрГПУ, 2017. - 280 с.

REFERENCES

1. Bessonova, I.G. (2007), "Model of formation of professional reflection of a future teacher", Siberian Pedagogical Journal, No. 1, pp. 176-183.

2. Karpova, A.V. (2003), Methodology for determining the level of reflexivity, available at: https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (accessed: 05.10.21).

3. Shchekina, S.S. and Averkieva, G.V. (2017), Development of professional and pedagogical reflection as a theoretical problem and a practical task. Conceptual apparatus of pedagogy and education, Yekaterinburg.

Контактная информация: babina.80@list.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2022

УДК 776.332

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ РАЗНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена

Рудольфовна Парнюгина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования координационных способностей футболистов, как основы повышения их технического мастерства. Специалистами установлено, что овладение сложными техническими действиями в футболе обеспечивается умением управлять своими действиями в пространстве, времени и внутримышечно, то есть связано с пространственными, временными и силовыми компонентами координационных способностей. С целью уточнения специфики взаимосвязи параметров координационных способностей с технической и физической подготовкой у футболистов разной квалификации (n=36) было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого тестировались показатели, выявляющие уровень развития способностей к оценке, отмериванию, воспроизведению, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движения и проведен корреляционный анализ полученных результатов. Обнаружено, что при идентичности распределения тесноты взаимосвязи исследуемых параметров координации, у квалифицированных футболистов технические параметры сильнее взаимодействуют с силовыми и пространственными специфическими параметрами. Сила корреляционных связей показателей физической подготовленности и исследуемых параметров координационных способностей ослабевает с ростом квалификации, но рисунок значимости выявленных взаимосвязей остается идентичным у футболистов разной квалификации.

Ключевые слова: футболисты, координационные способности, техническая подготовка, физическая подготовка, взаимосвязь показателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p20-24

FEATURES OF INTERRELATION OF THE LEVEL OF PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING WITH INDICATORS OF KINESTHETIC COORDINATION ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS WITH DIFFERENT QUALIFICATIONS

Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Igor Val-eryevich Averyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow; Elena Rudolfovna Parnyugina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University

Abstract.

The article is devoted to the problem of improving the coordination abilities of football players as the basis for improving their technical skills. Experts have established that the mastery of complex technical actions in football is provided with the ability to control one's actions in space, time and intramuscularly, that is, it is associated with the spatial, temporal and power components of coordination abilities. In order to clarify the specifics of the relationship between the parameters of coordination abilities and technical and physical training among football players of different qualifications (n=36), an experimental study was conducted, within which indicators were tested that reveal the level of development of abilities for assessing, measuring, reproducing, differentiation of power, spatial and temporal parameters of movement and a correlation analysis of the results obtained. It was found that with the identity of the distribution of the tightness of the relationship between the studied parameters of coordination in qualified football players, the technical parameters interact more strongly with the power and spatial specific parameters. The strength of correlations between physical fitness indicators and the studied parameters of coordinating abilities weakens with the growth of qualifications, but the figure of the significance of the revealed relationships remains identical for football players of different qualifications.

Keywords: football players, coordination abilities, technical training, physical training, the relationship of indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее часто проблема совершенствования координационных способностей футболистов рассматривается в рамках темы повышения их технического мастерства [1,

3].

Исследования такого рода всегда носят характер многопрофильного изучения координационных способностей. Как правило, речь идет о пространственных, временных и силовых компонентах координационных способностей. Считается, что умение управлять своими действиями в пространстве, времени и внутримышечно как раз и обеспечивает овладение сложными техническими действиями в футболе [1, 2].

С данными утверждениями нельзя не согласиться, так как не только тренерский опыт, но и многочисленные исследования экспериментально подтверждают данное положение. Вместе с тем, многие вопросы еще остаются открытыми и нуждаются в уточнении.

Не секрет, что у квалифицированных футболистов уровень технического мастерства выше, чем у начинающих. Это, в первую очередь, объективно подтверждается интегральными результатами соревновательной деятельности.

Но остаются без четких и обоснованных ответов следующие вопросы:

- вклад каких именно составляющих координационных способностей является «отстающим» у начинающих футболистов;

- какие координационные параметры формировать сложнее;

- каков вклад показателей физической подготовленности в осуществлении технических действий у начинающих и квалифицированных игроков.

Поэтому, чтобы уточнить специфику взаимосвязи параметров координационных способностей с технической и физической подготовкой у футболистов разной квалификации, было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого выделены базовые и специфические кинестетические координационные способности и проведен корреляционный анализ на предмет выявления особенностей взаимосвязей показателей кинестетических координационных способностей с показателями технической и физической подготовленности у начинающих и квалифицированных футболистов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа тестирования включала в себя базовые и специфические для футбола тесты, выявляющие уровень развития способностей к оценке, отмериванию, воспроизведению, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движения. Использовались как общепринятые тесты, так и тесты, разработанные в ходе исследования (проверены на надежность тест-ретест методом (г=0,85)). В разработанную программу оценки ККС был включен ряд тестов из компьютерной методики С.В. Нопина, Ю.В. Корягиной [4] и И.Ю. Горской, Л.А. Суянгуловой [2]. Уровень физической и технической подготовки оценивался по 20-балльной шкале методом экспертных оценок [5]. В эксперименте приняли участие футболисты 10-11 лет СДЮШОР г. Омска в количестве 36 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнительный анализ структурных моделей взаимосвязи различных видов кинестетических координационных способностей технической и физической подготовки футболистов разной квалификации позволил обнаружить, что начинающим футболистам и футболистам-разрядникам свойственна идентичность картины распределения тесноты взаимосвязи исследуемых параметров координации (рисунок 1). Тем не менее, как видно на схеме, кривая взаимосвязи исследуемых параметров свидетельствует о практически одинаковом уровне зависимости базовых и специфических временных, силовых и пространственных параметров с параметрами технической подготовленности у начинающих футболистов (г=0,38^0,40; р<0,05). У футболистов со стажем технические параметры сильнее взаимодействуют с силовыми и пространственными специфическими и временными базовыми параметрами (г=0,48^0,50; р<0,01) и несколько слабее - с простран-

ственными и силовыми базовыми и временными специфическими параметрами (г=0,40^0,42; р<0,05) в сравнении с юными футболистами.

Исследование тесноты взаимосвязей, изображенных на рисунке 2, позволяет выделить полное совпадение результатов корреляции показателей пространственных специфических параметров и показателей физической подготовки у квалифицированных и начинающих футболистов (г=0,40; р<0,01). Сила корреляционных связей показателей физической подготовленности и остальных исследуемых параметров координационных способностей ослабевает с ростом квалификации (начинающие: г=0,38^0,45; р<0,01; квалифицированные: г=0,32^0,40; р<0,05).

При этом, рисунок значимости выявленных взаимосвязей остается идентичным у футболистов разной квалификации.

Врем, (спец)

Сил. (спец)

Сип. (баз)

Врем, (баз)

п ростр, (спец)

• Начальный этап (10-11 лет)

Рисунок 1 - Структурная модель взаимосвязи различных видов кинестетических координационных способностей с технической подготовкой футболистов разной квалификации (показан средний коэффициент корреляции по блоку тестов)

Рисунок 2 - Структурная модель взаимосвязи различных видов кинестетических координационных способностей с физической подготовкой футболистов разной квалификации (показан средний коэффициент корреляции по блоку тестов)

Выявленные особенности распределения тесноты взаимозависимости различных видов кинестетических координационных способностей и показателей технической и физической подготовки начинающих и квалифицированных футболистов можно характеризовать, как обозначившуюся в их спортивной подготовке тенденцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, у начинающих футболистов совершенствование кинестетических координационных способностей находится под одинаковым влиянием технической и физической подготовки. Это объясняется тем, что спортивная подготовка начинающих спортсменов является более комплексной, чем у квалифицированных, где всё больше внимания уделяется специальной подготовке. В результате, у последних наблюдается усиление корреляционных связей показателей физической подготовки со специфическими силовыми и пространственными параметрами. С другой стороны, ослабевают, в сравнении с начинающими, связи с базовыми силовыми и пространственными показателями кинестетических координационных способностей. У квалифицированных футболистов ослабевает связь показателей физической подготовки со специальными временными, но усиливается с базовыми временными показателями. Вероятно, это свидетельствует о том, что временной компонент кинестетических координационных способностей в реализации действий становится более обобщенным в ходе своего проявления в рамках физической подготовки с ростом квалификации спортсменов. Обнаруженные особенности распределения силы взаимозависимости различных видов кинестетических

координационных способностей и показателей технической и физической подготовки футболистов разной квалификации следует понимать, как обозначившуюся в спортивной подготовке футболистов тенденцию и прогнозировать в дальнейшем, по мере повышения квалификации, ее усиление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов, И.В. Особенности совершенствования координационных способностей у юных футболистов / И.В. Аверьянов, Т.В. Артамонова, Е.Р. Парнюгина, Г.Х. Щукина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 7-11.

2. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. Омск : [б. и.], 2000. - 212 с.

3. Зерег, Ф. Совершенствование координационных способностей футболистов 14-15 лет / Ф. Зерег, М.В. Жийяр, Х.Х. Мохамед // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 2 (144). - С. 72-77.

4. Нопин, С.В. Разработка программного обеспечения для проведения исследований спортивных способностей (на примере компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека») / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник. -2003, - № 4 (25). - С. 195-197.

5. Пономаренко, В.К. Об использовании экспертных оценок в исследованиях в сфере физической культуры и спорта / В.К. Пономаренко, Ю.О. Волков, К. Городилов // Ученые записки белорусского государственного университета физической культуры. - 2016. - № 19. - С. 65-72.

REFERENCES

1. Averyanov I.V., Artamonova T.V., Pamyugina E.R. and Shchukina G.Kh. (2021), "Features of improvement of coordination abilities in young football players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 191, No. 1, pp. 7-11.

2. Zereg F., Gillard M.V. and Mohamed H.Kh. (2017), "Improving the coordination abilities of football players aged 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 72-77.

3. Gorskaya I.Yu. and Suyangulova L.A. (2000), Basic coordination abilities of schoolchildren with different levels of health, Omsk.

4. Nopin S.V. and Koryagina Yu.V. (2003), "Development of software for the study of sports abilities (on the example of the computer program. "Researcher of temporal and spatial properties of a person")", Omskiy nauchnyy vestnik, Vol. 25, No. 4, pp. 195-197.

5. Ponomarenko V.K., Volkov Yu.O. and Gorodilov K. (2016), "On the use of expert assessments in research in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski Belorusskogo gosudar-stvennogo universiteta fizicheskoy ku'tury, No. 19, pp. 65-72.

Контактная информация: artamonova70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2022

УДК 378.147

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Валерий Хусинович Аюбов, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск; Рашид Султанович Джириков, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, г, Карачаевск;

Надежда Михайловна Бондаренко, старший преподаватель, Заур Хамедович Хахо, старший преподаватель, Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Эпидемия коронавируса в нашей стране оказала значительное влияние на условия организации образовательного процесса по физической культуре и здоровьесберегающей деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.