3. Киселева, Л.Е. Применение гимнастических упражнений на занятиях физической культурой в вузе / Л.Е. Киселева, И.Ю. Стращенко, В.В. Мноян // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2018. - № 2. - С. 85-87.
4. Козлов, Я.Е. Динамика показателей физической подготовленности юных футболистов 11-14 лет при совершенствовании техники владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции / Я.Е. Козлов, А.В. Ежова // Культура физическая и здоровье. - 2013. - №2. - С. 72-75.
5. Организация занятий оздоровительной направленности со студентками 18-22 лет / Я.В. Сираковская, О.В. Ильичева, А.В. Ежова, Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (180). - С. 300-303.
6. Применение шейпинга на занятиях по физической культуре у студенток вуза / Н.В. Чекалина, Л.В. Яковлева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 4. - С. 100-109.
7. Семенов, Д. В. Проявление силовых качеств в процессе выполнения гимнастических упражнений / Д.В. Семенов, В.Н. Шляхтов, А.А. Румянцев // Теория и практика физической культуры. - 2015.- №6. - С. 55-58.
REFERENCES
1. Yezhova, A.V., Artemyeva. S.S. and Kryukova. O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.
2. Ilicheva, O.V., Sirakovskaya, Y.V., Yezhova A.V., Zizemskaya, N.I. and Doronkin, A.V.
(2018) "The use of a weighted rope in the training of student basketball players", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 93-96.
3. Kiseleva, L.E., Strashchenko, I.Y. and Mnoyan, V.V. (2018), "The use of gymnastic exercises in physical culture lessons at the university", Proceedings of the Rostov State Transport University, No. 2, pp. 85-87.
4. Kozlov Y.E. and Yezhova A.V. (2013), "Dynamics of physical readiness indicators of young football players aged 11-14 years with the improvement of the technique of ball possession on the basis of the asymmetry of the development of the motor function", Culture is physical and health, No. 2, pp. 72-75.
5. Sirakovskaya, Y.V., Ilicheva, O.V., Yezhova, A.V., Chekalina, N.V. and Yakovleva, L.V.
(2019) "Organization of recreational classes with students aged 18-22", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (180), pp. 300-303.
6. Chekalina, N.V., Yakovleva, L.V., Sirakovskaya, Y.V. and Yezhova, A.V. (2017), "Application of shaping in physical culture lessons for university students", Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 4, pp. 100-109.
7. Semenov, D.V., Shlyakhtov, V.N. and Rumyantsev, A.A. (2015), "Manifestation of strength qualities in the process of performing gymnastic exercises", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 55-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2020
УДК 796.332
ЗНАЧИМОСТЬ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ (ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИИ ПРАКТИКИ)
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Григорий Станиславович Баймаков, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет имени Баумана, Москва
Аннотация
Цель исследования - анализ действующих подходов к координационной подготовке в футболе (выявление проблемных аспектов). В статье представлен анализ результатов анкетирования
тренеров по вопросам значимости и способов реализации координационной подготовки в футболе. Проведенное исследование позволило выявить проблемные аспекты организации и реализации координационной подготовки при работе с юными футболистами: низкий уровень информированности тренеров о специфичности формирования и развития разных видов координационных способностей; недостаточное количество времени на реализацию координационной подготовки футболистов в структуре тренировочного процесса; отсутствие у тренеров научно-методической информации и технологий реализации координационной подготовки футболистов, в том числе направленной на снижение выраженности двигательной асимметрии; недостаточно широкий «арсенал» средств и подходов к оценке и развитию разных видов координационных способностей у тренеров.
Ключевые слова: футбол, координационные способности, тренеры по футболу, координационная подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p137-142
IMPORTANCE OF THE COORDINATION TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS (PROBLEMS AND REALITIES OF PRACTICE)
Inessa Yuryevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Grigory Stanislavo-vich Baimakov, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Igor Valerievich Averyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Abstract
The purpose of the study is to analyze the current approaches to coordination training in football (to identify problematic aspects). The article presents an analysis of the results of a questionnaire survey of coaches on the importance and methods of implementing coordination training in football. The study made it possible to identify problematic aspects of organizing and implementing coordination training when working with young football players: low level of awareness among coaches about the specificity of the formation and development of different types of coordination abilities; insufficient amount of time for the implementation of the coordination training of football players in the structure of the training process; lack of scientific and methodological information and technologies for the implementation of coordination training of football players, including those aimed at reducing the severity of motor asymmetry; insufficiently wide "arsenal" of means and approaches to the assessment and development of different types of coordination abilities among coaches.
Keywords: football, coordination skills, football coaches, coordination training.
ВВЕДЕНИЕ
В игровых видах спорта, в том числе в футболе, значимость высокого уровня развития координационных способностей и их вклад в успешное освоение технических действий и игровую результативность неоднократно подчеркивалась исследователями и практиками [1, 2, 3, 4, 6]. Однако, вопрос поиска эффективных технологий развития широкого спектра разных видов координационных способностей остается актуальным в настоящее время. В практике координационная подготовка осуществляется чаще всего с применением комплексного подхода, то есть отсутствует узкая целевая направленность на развитие разных компонентов этих способностей. Тренеры по футболу основное внимание уделяют технико-тактической и физической подготовке, подразумевая, что развитие координационных способностей происходит автоматически во время отработки технико-тактических комбинаций, игровой практики. При этом, исследователи отмечают, что механизмы формирования и проявления разных видов координационных способностей (реагирующих, ориентационных, кинестетических, способностей к ритму и равновесию) не одинаковы [3, 4, 5]. Один и тот же игрок может обладать высокой точностью по пространственным параметрам движения, однако, сниженный уровень способностей к динамическому равновесию.
В связи с вышесказанным, необходимо изучить опыт тренерской деятельности для выявления проблемных аспектов, существующих в процессе реализации координационной подготовки юных футболистов.
Цель исследования. Анализ действующих подходов к координационной подготовке в футболе (выявление проблемных аспектов).
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании использованы методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, анализ, статистическая обработка. В исследовании приняли участие 24 тренера по футболу (4 тренера - высшая квалификационная категория, 9 тренеров - 1 квалификационная категория, 8 тренеров - 2 квалификационная категория, 10 тренеров по футболу, не имеющие категории).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе решения задачи, направленной на выявление проблемных аспектов, анализа действующих подходов к координационной подготовке в футболе, мы приняли решение воспользоваться практическим опытом и интеллектуальным ресурсом тренеров. Считаем, что этот аспект очень важен, так как только в процессе успешной практической деятельности возможно получение основательной, подтвержденной информации о том, каким образом решать разнообразные задачи, возникающие в процессе подготовки футболиста, становлении спортсмена, начиная с начального этапа подготовки. Для анализа мнений тренеров в ходе исследования была составлена и разработана анкета, вопросы которой затрагивали моменты, касающиеся оценки, развития координационных способностей, их значения и вклада в спортивную результативность, проблемных вопросов, возникающих при развитии координационных способностей, а также совершенствования тренировочного процесса в части координационной подготовки. Текст (бланк) анкеты состоит из 15 вопросов, часть из которых подразумевала развернутые подробные ответы, содержащие личное мнение тренера по вопросам организации и реализации, средств и методов координационной подготовки.
Следует отметить, что анализ результатов проведенного анкетирования свидетельствует о выраженных разногласиях респондентов по отдельным вопросам. Однако, по некоторым вопросам мнения специалистов совпадают. Остановимся подробнее на основных результатах анкетирования и обобщении сведений, которые удалось получить.
Первый вопрос анкеты касался выяснения мнений специалистов об отведении отдельного времени в тренировочном процессе для координационной подготовки. 100% респондентов ответили, что в тренировочном процессе отводят отдельное время для координационной подготовки.
Немаловажным при проведении анкетирования было получение информации о том, какие виды координационных способностей необходимы для успешной деятельности футболиста (второй вопрос анкеты). Анализ ответов респондентов на второй вопрос анкеты свидетельствует о значительных разногласиях специалистов по вопросу, какие виды координационных способностей необходимы для успешной деятельности футболиста. Большинство респондентов делились опытом тренировочного процесса, не предо -ставляя никакой информации о развитии координационных способностей.
Большинство респондентов отметили, что футболисты с высоким уровнем развития способностей к точности дифференцирования движений являются наиболее успешными. Безусловно, способность к дифференцированию, которая выражается в достижении высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом необходима для любого футболиста. С целью повышения эффективности игровой деятельности, многие респонденты указали, что одной из наиболее важных координационных способностей является способность к равновесию, то есть к сохране-
нию устойчивого положения тела в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. Малая часть респондентов (по одному голосу) отнесли к факторам успешности футболиста развитие таких способностей как способность к реагированию, способность к ориентации и ритмической способности. Оставшаяся часть тренеров (больше половины респондентов) затруднились выделить виды координационных способностей необходимых для успешной деятельности футболиста, что свидетельствует о недостаточных знаниях тренеров по вопросам видов координационных проявлений, их специфичности, связи с игровой деятельностью в футболе.
Далее нашим респондентам (третий вопрос анкеты) было предложено расставить баллы соответствующей значимости разных видов координационных способностей для успешности действий футболиста. Значение баллов от 0 (минимальное) до 10 (максимальное). При проведении анализа видно большое разногласие респондентов. Так, значимость способности к ориентации в пространстве оценена на 10 баллов 47% респондентов, 9 баллов - 7%, 8 баллов - 20%, 7 баллов - 13%, 4 балла - 7%). Способность к реакциям и переключению оценена на 10 баллов оценена 60% респондентов, 8 баллов -13%, 7 баллов- 13%, 4 балла - 6%, 3 балла - 13%. Способность к ритму большинством тренеров оценена как незначимая (около половины респондентов поставили ниже 5 баллов), что связано, видимо, с тем, что для деятельности футболиста характерен рывковый, неоднородный ритмовый рисунок.
Высокие оценки по уровню значимости имеет способность к сохранению статического и динамического равновесия, о чем свидетельствует мнение, высказанное тренерами (около 80% опрошенных оценили значимость данной способности 8-10 баллов). Способность к точности дифференцирования, оценивания и воспроизведения заданных пространственных параметров движения, по мнению многих исследователей, наиболее значима в ситуативных видах деятельности, однако не все тренеры оценивают ее высоко (по пространственным параметрам движения: 10 баллов - 40%, 9-13%, 8-20%, 6-7%, 513%, 2-7%; по силовым параметрам движения: 10-33%, 9-7%, 8-33%, 7-7%, 6-7%, 57%, 3-7%; по временным параметрам движения: 10-33%, 9-7%, 8-20%, 5-20%, 4-13%).
По поводу ответа на вопрос о длительности выделяемого времени на тренировки с целью развития координационных способностей (четвертый вопрос анкеты), нами также было замечено значительное расхождение мнений специалистов, а именно - 20% уделяют времени на тренировке всего от 1 до 10 минут, 67% респондентов отводят в тренировочном процессе от 10 до 20 минут и только 13% тренеров выделяют 20-30 минут на тренировочном занятии.
Следующий вопрос: «В какой части тренировочного занятия даются упражнения на улучшение координации футболиста?» в большинстве случаев (80% от общего числа респондентов) ответили, что даются упражнения в подготовительной (разминочной) части занятия и только небольшое количество тренеров (20% от общего числа респондентов) указали основную часть занятия.
Также разногласия тренеров выражены и в вопросе о совмещении координационных упражнений и физической подготовки в тренировочном процессе, где 60% респондентов ответили, что совмещают координационные упражнения и физическую подготовку, 40% респондентов, ответили, что нет. Седьмой вопрос анкеты касался совмещения координационных упражнений и технической подготовки. 100% респондентов ответили, что в тренировочном процессе совмещают координационные упражнения и техническую подготовку.
Большие затруднения вызвал у тренеров блок вопросов, касающихся средств, методических приемов, подходов, применяемых ими в процессе координационной подготовки, что свидетельствует о том, что на практике этому не уделяется должного внимания. Чаще всего тренер действует интуитивно, что затрудняет реализацию контроля координационной подготовленности юных спортсменов, свидетельствует об отсутствии
системного подхода в данном аспекте подготовки. Лишь 40% тренеров смогли назвать основные методические приемы, применяемые ими в процессе развития координационных способностей, 2 тренера привели примеры упражнений из арсенала ОФП и СФП, применяемых ими в процессе координационной подготовки. Остальная часть респондентов считает, что координационные способности развиваются автоматически в процессе выполнения ударов по воротам, передач, а также в игровых ситуациях.
По той части анкеты, которая касалась подходов, направленных на «двустороннюю» координационную подготовку, то есть применение тренинга с воздействием, как на ведущую сторону тела, так и неведущую, большинство респондентов ответили, что специально данным вопросом не занимаются. 20% респондентов при применении средств общей направленности (ОФП) дают задание на правую и левую ногу. При отработке технических действий такой прием тренеры применяют редко.
ВЫВОД
Проведенное исследование позволило выявить проблемные аспекты организации и реализации координационной подготовки при работе с юными футболистами:
- низкий уровень информированности тренеров о специфичности формирования и развития разных видов координационных способностей;
- недостаточное количество времени на реализацию координационной подготовки футболистов в структуре тренировочного процесса;
- отсутствие у тренеров научно-методической информации и технологий реализации координационной подготовки футболистов, в том числе направленной на снижение выраженности двигательной асимметрии;
- недостаточно широкий «арсенал» средств и подходов к оценке и развитию разных видов координационных способностей у тренеров.
Анализ результатов проведенного анкетирования свидетельствует о выраженном «разрыве» теории и практики по вопросам координационной подготовки футболистов. Научные сведения по этому вопросу, имеющиеся в отдельных источниках, слабо внедрены в практику тренировочного процесса. Существует дефицит практико-ориентированных технологий, позволяющих эффективно осуществлять координационную подготовку юных футболистов. Анализ результатов проведенного анкетирования позволил получить информацию, которая послужила основой дальнейших этапов исследования, а именно, разработки и обоснования методики развития координационной подготовки, направленной на снижение выраженности двигательной асимметрии в тренировочном процессе юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянов И.В. Исследование психомоторных показателей футболистов 8-17 лет, значимых для точности технико-тактических действий / И.В. Аверьянов, С.В. Осипов // Омский научный вестник. - Омск. - 2015. - № 2 (136). - С. 177-180.
2. Правдов М.А. Техническая подготовка футболистов на основе развития способности к дифференцировке мышечных усилий / Правдов Михаил Александрович, Аль Рубайе Нухад Х Аб-бас, Правдов Дмитрий Михайлович // Инновации и традиции в современном физкультурном образо вании : сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции, 23 марта 2016 года : электронное издание / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2016. - Ч. 2. - С. 167-176. URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2014/10/sbornik-2-chast-itogovyii—variant.pdf (10.12.2020).
3. Физиологическое обоснование методики повышения кинестетических координационных способностей у футболистов детей младшего школьного возраста / С.С. Артемьева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 28-32.
4. Бобровский Е.А. «Чувство мяча» и его развитие у юных футболистов в учебно-тренировочном процессе / Е.А. Бобровский, А.В. Володин // Теория и практика физического воспитания. - 2014. - № 1. - С 14-16.
5. Войтус, Л.В. Обучение техническим действиям юных футболистов 10-11 лет / Л.В. Войтус, А.П. Михайловский, В.В. Яненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 12 (166). - С. 35-37.
6. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13-15 лет под воздействием утомления / М.М. Шестаков, И.В. Кулекин, Ж.Г. Аникиенко, А.Г. Забуга // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 3. - С. 26--33.
REFERENCES
1. Averyanov, I.V. and Osipov, S.V. (2015), "The study of psychomotor indicators of football players of 8-17 years old, significant for the accuracy of technical and tactical actions", Omsk Scientific Herald, No. 2 (136), рр. 177-180.
2. Al Rubaye N.X.A., Pravdov M.A., Pravdov D.M. (2016), "Technical training of football players on the basis of the development of the ability to differentiate muscle effort", Proceedings of the Interuniversity scientific-practical conference (March 23, 2016), Moscow: MPGU, рр. 167-176.
3. Artemyeva S.S. [et al.] (2015), "Physiological substantiation of the method for increasing kinesthetic coordination abilities in football players of primary school children". Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (127), рр. 28-32.
4. Bobrovsky E.A. and Volodin A.V., (2014) "Feeling the ball" and its development among young football players in the educational process", Theory and practice of physical education, No. 1, рр. 14-16.
5. Voitus, L.V., Mikhailovsky, A.P. and Yanenko, V.V. (2018), "Teaching the technical actions of young soccer players 10-11 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), рр. 35-37.
6. Shestakov, M.M., Kulekin, I.V., Anikienko, J.G., Zabuga, A.G. and Shestakov, M.M. (2019), "Changing the accuracy of distinguishing spatial and power parameters of movements in young football players aged 13-15 under the influence of fatigue", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 3, рр. 26-33.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2020
УДК 796.92
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ
Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Шагарова, преподаватель, Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Омск
Аннотация
Цель исследования - изучение возможностей использования эргометра SkiErg (Concept 2), биоэлектрохимического датчика Lactate-Plus (Sports) Meter Kit и мониторинга дневников тренировок в системе Polar Flow для мониторинга показателей функционального состояния и индивидуализации тренировочных нагрузок высококвалифицированных лыжниц-гонщиц. В статье дана характеристика возможностей использования мобильных технологий мониторинга функционального состояния лыжниц-гонщиц высокой квалификации. Использование мобильных технологий мониторинга функционального состояния в данном исследовании в подготовительном периоде макроцикла высококвалифицированных лыжниц позволило в значительной мере оптимизировать управление тренировочным процессом (индивидуальное снижение или повышение интенсивности, увеличение или снижение объема нагрузки, корректировка зоны интенсивности с учетом подготовленности спортсменок и результатов теста на определение уровня ПАНО).
Ключевые слова: лыжные гонки, функциональное состояние, мониторинг, индивидуализация, физическая подготовка.