Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COORDINATION ABILITIES / FOOTBALL / MODEL CHARACTERISTICS / TRAINING PROCESS / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФУТБОЛ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горская И. Ю., Аверьянов И. В., Мироненко Е. Н.

Цель исследования - разработка количественных критериев оценки уровня развития общих координационных способностей футболистов в возрасте 9-17 лет для оптимизации процесса контроля и коррекции тренировочного процесса. Методика и организация исследования. Для оценки уровня координационной подготовленности футболистов применены стандартные методики, используемые исследователями на современном этапе (стабилография, психомоторное и педагогическое тестирование). Также использованы методы моделирования и математической статистики. Исследование проведено с участием 258 футболистов 9-17 лет (уровень квалификации - КМС, I-III взрослый разряды). Результаты исследования и выводы. Исследование уровня общей координационной подготовленности футболистов 9-17 лет позволило изучить динамику изменения показателей точности двигательных действий, способностей к реакции и сохранению статодинамического равновесия в возрастном аспекте. Полученные сведения позволяют осуществлять контроль координационной подготовленности, более точно прогнозировать и оценивать индивидуальные возрастные темпы прироста показателей координационных способностей футболистов, планировать соответствующие нагрузки. Ориентация на модельный уровень координационной подготовленности способствует выявлению одаренных спортсменов, позволяет вносить своевременную коррекцию и индивидуализацию в процесс координационной подготовки в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горская И. Ю., Аверьянов И. В., Мироненко Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation criteria of overall coordination preparedness of football players

Objective of the study was to develop quantitative criteria for evaluation of the level of development of coordination abilities in 9-17 year-old football players to improve the training process control and correction model. Methods and structure of the study. The level of coordination preparedness of the football players was assessed using the standard methods currently applied by the researchers (stabilography, psychomotor and pedagogical testing). We also used the methods of mathematical modeling and statistics. Sampled for the study were 258 football players aged 9-17 years (qualification levels: Candidate Master of Sports, 1st-3rd senior categories). Results and conclusions. Evaluation of the level of overall coordination preparedness of the 9-17 year-old football players enabled to analyze the dynamics of changes in the accuracy of motor actions, responsiveness and ability to maintain statodynamic equilibrium in the age aspect. The data obtained made it possible to monitor the subjects' level of coordination preparedness, more precisely forecast and estimate individual age-specific growth of coordination abilities rates in the football players and plan training loads accordingly. Fixation on the model level of development of coordination abilities facilitates the identification of gifted and talented athletes, timely correction and individualization of the process of coordination training of football players.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

УДК/UDC 796.332

Поступила в редакцию 14.10.2019 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор И.Ю. Горская1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Аверьянов1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Мироненко2

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск 2Омский государственный университет путей сообщения, Омск

EVALUATION CRITERIA OF OVERALL COORDINATION PREPAREDNESS OF FOOTBALL PLAYERS

Dr.Hab., professor I.Y. Gorskaya1

PhD, associate professor I.V. Averyanov1 PhD, associate professor E.N. Mironenko2 Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk 2Omsk State Transport University, Omsk

Аннотация

Цель исследования - разработка количественных критериев оценки уровня развития общих координационных способностей футболистов в возрасте 9-17 лет для оптимизации процесса контроля и коррекции тренировочного процесса.

Методика и организация исследования. Для оценки уровня координационной подготовленности футболистов применены стандартные методики, используемые исследователями на современном этапе (стабилография, психомоторное и педагогическое тестирование). Также использованы методы моделирования и математической статистики. Исследование проведено с участием 258 футболистов 9-17 лет (уровень квалификации - КМС, I-III взрослый разряды).

Результаты исследования и выводы. Исследование уровня общей координационной подготовленности футболистов 9-17 лет позволило изучить динамику изменения показателей точности двигательных действий, способностей к реакции и сохранению статодинамического равновесия в возрастном аспекте. Полученные сведения позволяют осуществлять контроль координационной подготовленности, более точно прогнозировать и оценивать индивидуальные возрастные темпы прироста показателей координационных способностей футболистов, планировать соответствующие нагрузки. Ориентация на модельный уровень координационной подготовленности способствует выявлению одаренных спортсменов, позволяет вносить своевременную коррекцию и индивидуализацию в процесс координационной подготовки в футболе.

Ключевые слова: координационные способности, футбол, модельные характеристики, тренировочный процесс.

Annotation

Objective of the study was to develop quantitative criteria for evaluation of the level of development of coordination abilities in 9-17 year-old football players to improve the training process control and correction model. Methods and structure of the study. The level of coordination preparedness of the football players was assessed using the standard methods currently applied by the researchers (stabilography, psychomotor and pedagogical testing). We also used the methods of mathematical modeling and statistics. Sampled for the study were 258 football players aged 9-17 years (qualification levels: Candidate Master of Sports, 1st-3rd senior categories).

Results and conclusions. Evaluation of the level of overall coordination preparedness of the 9-17 year-old football players enabled to analyze the dynamics of changes in the accuracy of motor actions, responsiveness and ability to maintain statodynamic equilibrium in the age aspect. The data obtained made it possible to monitor the subjects' level of coordination preparedness, more precisely forecast and estimate individual age-specific growth of coordination abilities rates in the football players and plan training loads accordingly. Fixation on the model level of development of coordination abilities facilitates the identification of gifted and talented athletes, timely correction and individualization of the process of coordination training of football players.

Keywords: coordination abilities, football, model characteristics, training process.

Введение. В игровых видах спорта уровень развития координационных способностей выходит на первый план среди всего спектра двигательной подготовленности [3, 4]. Это обусловлено спецификой спортивных игр и во многом высокой степенью генетической детерминированности отдельных видов координационных способностей. Координационная подготовка в футболе важна на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, однако в практике работы тренеры чаще всего для контроля уровня координационной подготовленности используют ограниченное количество тестов («Челночный бег», «Оценка точности ударов в заданную часть ворот») [1, 2, 5, 6]. Остаются недостаточно изученными вопросы степени тренируемости разных видов координационных способ-

ностей, также необходимо дополнение и уточнение количественных критериев оценки в разных тестах с учетом возраста спортсмена.

Цель исследования - оптимизация процесса контроля общей координационной подготовленности футболистов в возрастном диапазоне 9-17 лет.

Методика и организация исследования. Для оценки уровня координационной подготовленности футболистов применены стандартные методики, используемые исследователями на современном этапе (стабилография, психомоторное и педагогическое тестирование). Также использованы методы моделирования и математической статистики. Исследование проведено с участием 258 фут-

болистов 9-17 лет (уровень квалификации - КМС, I-III взрослый разряды).

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки общей координационной подготовленности футболистов использованы показатели, отражающие уровень развития способностей к сохранению равновесия, реагирующих и кинестетических способностей (точность действий и перемещений по временным, пространственным и силовым характеристикам). Учитывая значительные колебания показателей координационной подготовленности под влиянием разных факторов (утомление, этап годичного цикла, характер текущих и предыдущих нагрузок), все измерения были максимально стандартизированы по времени и режиму проведения, проводились на подготовительном этапе годичного цикла подготовки. В ходе исследования анализировались абсолютные значения показателей, изучалась динамика возрастных изменений результатов тестирования у футболистов 9-17 лет. На основе полученных данных разработаны критерии оценки общей координационной подготовленности на основе средних значений и стандартных отклонений, которые можно использовать для педагогического контроля (индивидуального и группового) и коррекции тренировочного процесса (табл. 1-3). Среднему уровню соответствуют значения Х ± 0,5 ст, а результаты выше или ниже этих значений целесообразно рассматривать как соответствующие высокому или низкому уровню подготовленности. При этом в качестве модельного уровня спортсмена, имеющего высокий уровень координационных способностей, следует ориентироваться на значения, лежащие за рамками стандартного отклонения (соответственно выше или ниже Х ± ст). Базируясь на собственном многолетнем опыте, можно порекомендовать спортсмена, имеющего по нескольким по-

казателям координационной подготовленности модельный уровень результатов тестирования, рассматривать в качестве одаренного и перспективного. Особенно это важно на ранних этапах подготовки, что позволит выявить спортсменов, имеющих высокий уровень развития координационных способностей. Известно о взаимосвязи координационной и технической подготовленности спортсменов, что наиболее ярко выражено в сложнокоординационных и ситуационных видах спорта, в том числе в футболе. Спортсмен, имеющий выраженные способности по нескольким компонентам координационной подготовленности, быстрее осваивает технические элементы, эффективнее применяет их в комбинациях сообразно возникшей ситуации игры.

Анализ показателей способности к сохранению статического равновесия в исследуемых выборках футболистов свидетельствует о среднем уровне результатов тестирования в сравнении с представителями других видов спорта, что, по-видимому, объясняется тем, что данная способность не имеет критического значения для успешности в футболе. Результаты тестирования устойчивости спортсменов в позах пробы Ром-берга свидетельствуют о постепенном росте показателей тестирования с возрастом и ростом уровня квалификации. Что касается статодинамической устойчивости, то здесь не выявлено значительного роста результатов в сложных тестах с возрастом и повышением уровня квалификации футболистов (стабилографические тесты с эвольвентой и со ступенчатым воздействием, где не происходит значимого прироста показателя качества функции равновесия) (см. табл. 1). Данный факт позволяет оценивать эти показатели как менее тренируемые, следовательно, уже на этапе отбора необходимо выявлять спортсменов с высокими значениями в стабилографических

Таблица 1. Критерии оценки уровня развития способностей к сохранению равновесия у футболистов 9-17 лет, Х ± а

Показатели Возраст, лет

9 10 11 12 13 14 15 16 17

Проба Ромберга, поза пяточно-носочная, с 24±10 29±8 26±8 27±7 28±7 32±12 39±12 38±12 43±12

Проба Ромберга, поза «аист», с 4±1 5±1 6±2 7±2 7±2 7±2 9±3 10±3 14±3

Качество функции равновесия (стабило-граф. тест «Мишень»), % 45±6 58±6 52±8 62±6 53±8 61±8 60±9 69±8 70±8

Качество функции равновесия (стабилогр. тест со ступенчатым воздействием), % 34±5 42±6 35±6 40±6 35±7 35±6 37±7 40±7 42±5

Качество функции равновесия (стабило-граф. тест с эвольвентой), % 19±4 25±3 24±5 26±4 25±6 24±6 27±6 31±5 24±5

Показатели Возраст, лет

9 10 11 12 13 14 15 16 17

ПЗМР, мс 550±35 500±32 470±30 450±45 450±40 380±35 350±32 320±30 300±45

СЗМР выбора, мс 640±48 580±52 530±40 520± 480±35 470±40 470±45 460±40 460±35

СЗМР слежения, мс 240±32 230±30 235±22 235±25 196±20 215±20 185±20 155±15 155±15

Макс. кол-во движений кистью за 10 с (теппинг-тест), кол-во раз 45±6 46±6 49±7 50±8 51±7 53±6 54±6 54±5 54±5

Время броска (стабилограф. тест со ступенчатым воздействием), с 0,6±0,02 0,8±0,04 0,9±0,04 1±0,1 0,9±0,1 0,8±0,2 1±0,2 1,2±0,4 1,3±0,3

Возврат в исходное состояние после броска (стабилогр. тест со ступенчатым воздействием), с 0,8±0,05 0,9±0,1 0,8±0,1 1±0,2 1,1±0,3 0,9±0,3 1±0,3 1,7±0,4 1,7±0,5

Время реакции на движущийся объект (стабил. тест со ступенчатым воздействием), с 4,1±0,8 4,3±0,6 4±0,7 4,2±0,9 3,9±0,6 4±0,9 4,1±0,9 4,2±1,0 4,2±0,8

Коэффициент резкого изменения направления движения (стабилограф. тест «Мишень»), % 11±3 13±4 12±3 14±3 15±4 17±4 16±5 23± 24±3

Коэффициент резкого изменения направления движения (стабилограф. тест с эвольвентой), % 8±1 9±2 9±2 9±2 8±2 10±2 12±4 14±4 15±4

Таблица 2. Критерии оценки уровня развития способностей к реакции у футболистов 9-17 лет, Х ± а

Таблица 3. Критерии оценки уровня развития кинестетических способностей у футболистов 9-17лет, Х ± а

Показатели Возраст, лет

9 10 11 12 13 14 15 16 17

Точность воспроизведения временного интервала со светом, величина ошибки, % 37±4 37±5 35±5 32±4 29±4 26±4 23±4 24±5 22±4

Точность воспроизведения временного интервала со звуком, величина ошибки, % 28±3 28±3 24±3 22±3 16±3 17±2 21±5 22±3 22±3

Точность воспроизведения % от макс. величины усилия, величина ошибки, кг 7,2±0,5 7,5±0,5 6,5±0,6 6,3±1,0 5,9±0,9 5±1,0 4,5±0,9 3±0,6 2,5±0,6

Точность оценки величины предъявляемых отрезков, величина ошибки, % 18±3 21±6 17±5 17±6 19±6 19±5 13±4 15±4 15±5

Точность отмеривания заданной величины отрезков, величина ошибки, % 26±4 21±6 24±4 25±4 21±4 24±4 18±3 18±3 18±3

Точность узнавания предъявляемых углов, величина ошибки, % 15±1 14±1 12±0,5 15±0,5 12±2 12±2 10±2 10±5 10±5

и других тестах, направленных на оценку статодинамического равновесия.

Анализ показателей реагирующих способностей футболистов свидетельствует об улучшении результатов в отдельных относительно несложных тестах с ростом тренированности. Однако показатели стабилографического теста со ступенчатым воздействием, связанные с необходимостью быстрого изменения направления движения, точного отмеривания пространственных и силовых параметров движения, практически не изменяются с возрастом в исследуемых выборках футболистов, также низкие приросты выявлены по показателю максимальной частоты движений кистью, что, возможно, обусловлено спецификой деятельности в этом виде спорта (см. табл. 2).

Кинестетические способности оценивались по показателям точности воспроизведения и отмеривания силовых, пространственных и временных параметров движения. Самые высокие значения во всех тестах наблюдаются после возраста 15 лет, затем стабилизируются, кроме показателя точности узнавания предъявляемых углов (углы вращаются), где величина ошибки при выполнении задания минимальна уже в возрасте 11 лет. Показатели точности воспроизведения временных интервалов наиболее стабильны в сравнении с остальными тестами в изучаемом возрастном диапазоне, что свидетельствует о жесткой генетической обусловленности этих параметров точности (см. табл. 3).

Вывод. Исследование уровня общей координационной подготовленности футболистов 9-17 лет позволило изучить динамику изменения показателей точности двигательных действий, способностей к реакции и сохранению статодинамического равновесия в возрастном аспекте. Полученные сведения позволяют осуществлять контроль координационной подготовленности, более точно прогнозировать и оценивать индивидуальные возрастные темпы прироста показателей координационных способностей футболистов, планировать соответствующие нагрузки. Ориентация на модельный уровень координационной подготовленности способствует выявлению одаренных спортсменов, позволяет вносить своевременную коррекцию и индивидуализацию в процесс координационной подготовки в футболе.

Литература

1. Воронович А.С. Роль физической подготовки в футболе / А.С. Во-ронович, В.И. Веселов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 7. - С. 16-20. - URL: http://e-koncept. ru/2015/95004.htm.

2. Губа В.П. Интегральный подход в комплексном контроле функционального состояния юных футболистов / В.П. Губа, А.В. Антипов, В.В. Маринич // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4. - С. 30-35.

3. Лях В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 4. - С. 21-26.

4. Лях В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях, З. Витковски. - М.: Советский спорт, 2010. - 216 с.

5. Полишкис М.М. Комплексный контроль интегральной подготовленности футболистов / М.М. Полишкис, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 77.

6. Просандеев П.П. Оптимизация педагогического контроля посредством оценки технической подготовленности футболистов / П.П. Просандеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 5. - С. 36-39.

References

1. Voronovich A.S., Veselov V.I. Rol fizicheskoy podgotovki v futbole [Role of physical fitness in football]. Scientific and methodological electronic journal«Kontsept». 2015. v. 7. pp. 16-20. Available at: http://e-koncept. ru/2015/95004.htm.

2. Guba V.P., Antipov A.V., Marinich V.V. Integralny podkhod v komplek-snom kontrole funktsionalnogo sostoyaniya yunykh futbolistov [Integral Approach in Integrated Control of Functional Status of Young Football Players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. no. 4. pp. 30-35.

3. Lyakh V.I., Witkowski Z., Zhmuda V. Spetsificheskie koordinatsionnye sposobnosti kak kriteriy prognozirovaniya sportivnykh dostizheniy fut-bolistov [Specific coordinating abilities as a criterion of forecasting of sports achievements of football players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2002. no. 4. pp. 21-26.

4. Lyakh V.I., Witkowski Z. Koordinatsionnaya trenirovka v futbole [Coordination training in football]. M.: Sovetsky sport publ., 2010. 216 p.

5. Poliskis M.M., Guba V.P. Kompleksny kontrol integralnoy podgotovlen-nosti futbolistov [Comprehensive control of integral fitness of football players] Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 3. p. 77.

6. Prosandeev P.P. Optimizatsiya pedagogicheskogo kontrolya posred-stvom otsenki tehnicheskoy podgotovlennosti futbolistov [Optimization of pedagogical control by evaluating technical fitness of football players]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2007. no. 5. pp. 36-39.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.