Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЙ (СИЛОВЫЕ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ / ВРЕМЕННЫЕ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянов Игорь Валерьевич, Артамонова Татьяна Викторовна, Парнюгина Елена Рудольфовна, Щукина Гульмира Халелбековна

В современной теории подготовки юных футболистов большое значение придается направленному развитию технических способностей спортсменов. Уровень технического мастерства футболистов, в свою очередь, в значительной мере определяется степенью развития у них базовых и специфических координационных способностей. В представленной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности тренировочного процесса юных футболистов на основе акцентированного развития координационных способностей. Результаты внедрения экспериментальной методики свидетельствуют о ее высокой эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянов Игорь Валерьевич, Артамонова Татьяна Викторовна, Парнюгина Елена Рудольфовна, Щукина Гульмира Халелбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES IN YOUNG FOOTBALL PLAYERS

In the modern theory of training young football players, great importance is attached to the directed development of the technical abilities of athletes. The level of technical skill of football players, in turn, is largely determined by the degree of development of their basic and specific coordination abilities. The presented article discusses the issues of increasing the effectiveness of the training process of young football players on the basis of the accentuated development of coordination abilities. The results of the implementation of the experimental technique testify to its high efficiency.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

3. Baevsky, R.M. (1989), "Assessment and classification of health levels from the point of view of adaptation theory", Bulletin of the USSR Academy ofMedical Sciences, No. 8, pp. 73-78.

4. Dvorkin, L. S. (1998), "Physical training of schoolchildren of 4-6 grades based on sambo wrestling lessons", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 21-26.

5. Zelenov, Yu.N. Sportized physical education of students of vocational schools: the example of combat sambo, dissertation, Tyumen.

6. Chadov, K.V. (2006), Sports-oriented physical education of 10-11 year old students of secondary schools based on judo, dissertation, Tchaikovsky.

7. Namazova-Baranova L.S. (2017), Encyclopedia for Parents, Union of Pediatricians of Russia, Russian Academy of Pediatrics, Scientific Center of Children's Health, Pediatr, Moscow.

Контактная информация: avakianzh@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Игорь Валерьевич Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Елена Рудольфовна Парнюгина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Гульмира Халелбековна Щукина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Мытищинский филиал, Мытищи

Аннотация

В современной теории подготовки юных футболистов большое значение придается направленному развитию технических способностей спортсменов. Уровень технического мастерства футболистов, в свою очередь, в значительной мере определяется степенью развития у них базовых и специфических координационных способностей. В представленной статье рассматриваются вопросы повышения эффективности тренировочного процесса юных футболистов на основе акцентированного развития координационных способностей. Результаты внедрения экспериментальной методики свидетельствуют о ее высокой эффективности.

Ключевые слова: юные футболисты, координационные способности, параметры движений (силовые, пространственные, временные).

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p7-11

FEATURES OF IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES IN YOUNG

FOOTBALL PLAYERS

Igor Valeryevich Averyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Elena Rudolfovna Parnyugina, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Gulmira Halelbekovna Schukina, the teacher, Bauman Moscow State Technical University, Mytischi branch, Mytischi

Abstract

In the modern theory of training young football players, great importance is attached to the directed development of the technical abilities of athletes. The level of technical skill of football players, in turn, is largely determined by the degree of development of their basic and specific coordination abilities.

The presented article discusses the issues of increasing the effectiveness of the training process of young football players on the basis of the accentuated development of coordination abilities. The results of the implementation of the experimental technique testify to its high efficiency.

Keywords: young football players, coordination abilities, movement parameters (power, spatial, temporal).

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последних десятилетий вопрос развития и совершенствования координационных способностей у юных футболистов не теряет своей актуальности. Ряд авторов продолжает исследовать особенности проявления, измерения, воспитания данного физического качества [1, 2]. Специалисты от спорта всё чаще предпринимают научные изыскания в направлении осмысления структурных составляющих координационных способностей во всем их многообразии [3]. При этом вопросы, связанные с пониманием возрастных этапов формирования координационных способностей, остаются относительно стабильным, научно установленным фактом. Известно, что наиболее благоприятным и перспективным для развития координации движений является юный возраст.

Кроме того, мнение специалистов однозначно в том, что степень развития координационных способностей в значительной мере определяет уровень технического мастерства футболистов. Однако, в практике работы тренеров по футболу отсутствуют научно обоснованные методики оценки и совершенствования различных проявлений координационных способностей юных спортсменов.

Ученые единодушно полагают, что тренировка, направленная на совершенствование двигательной координации, является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки в футболе [2, 3]. Тем не менее, данный вопрос до сих пор остается одним из менее разработанных разделов в спорте.

Анализ научно-методической литературы и практической деятельности тренеров показал, что в футболе проблема совершенствования координационных способностей, основанных на проприорецептивной чувствительности, т.е. кинестетических координационных способностях, разработана недостаточно. В этой связи был проведен эксперимент, в рамках которого проверялась эффективность разработанной методики, направленной на совершенствование координационных способностей у юных футболистов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью оценки эффективности разработанной методики совершенствования координационных способностей у юных футболистов был проведен педагогический эксперимент. Исследования проводились на базе кафедры МБО ФКиС, НИИ ДЭУ СибГУФК, кафедры ТиМ футбола и хоккея СибГУФК, футбольного клуба «Иртыш» (г. Омск), СДЮШОР-14. В эксперименте приняли участие 36 футболистов, которые были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную (по 18 человек в каждой).

В подготовительном периоде тренировочного цикла с юными футболистами экспериментальной группы проводились занятия по разработанной методике, направленной на совершенствование координационных способностей в течение 5 месяцев. Методика совершенствования координационных способностей применялась в подготовительной и в начале основной частей тренировочного занятия. Контрольная группа юных футболистов занималась по общепринятой в СДЮСШОР методике.

Оценка эффективности использования разработанной методики проводилась на основе тестирования, в программу которого были включены базовые и специфические для футбола тесты, позволяющие определять уровень развития способностей к оценке, отмериванию, воспроизведению, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движения. Использовались как общепринятые тесты, так и тесты, разработанные в ходе исследования. Тесты собственной разработки были проверены на

надежность тест-ретест методом (г= 0,85). В разработанную программу оценки координационных способностей был включен ряд тестов из компьютерной методики С.В. Но-пина, Ю.В. Корягиной («Исследователь временных и пространственных свойств человека», 2003).

Для определения уровня развития базовых координационных способностей юных футболистов использовались контрольные тесты для оценки временных (способность к отмериванию, воспроизведению, оценке, дифференцированию временных параметров движения), силовых (способность к воспроизведению, оценке, дифференцированию силовых параметров движения) и пространственных параметров (способность к отмериванию, воспроизведению и дифференцированию пространственных параметров движения измерялся при помощи кинематометра М.И. Жуковского), предложенные И.Ю. Горской и Л. А. Суянгуловой (2000).

В перечень оценивания уровня развития специфических координационных способностей юных футболистов также были включены тесты по измерению временных, силовых и пространственных параметров движения.

Первую группу составили тесты на основе жонглирования футбольного мяча. Измерялись показатели по отмериванию, воспроизведению, оценке и дифференцированию временных параметров движения.

Для измерения силовых параметров (вторая группа тестов) использовали тесты, в основе которых - отмеривание, воспроизведение, оценка и дифференцирование силовых параметров движения в результате выполнения удара по футбольному мячу.

Отмеривание, воспроизведение, оценка и дифференцирование пространственных параметров движения (третья группа тестов) производились в ходе выполнения тестов с направленным ударом по футбольному мячу с попаданием в ворота.

Всего проведено по 25 базовых и по 21 специфическому тесту в контрольной и экспериментальной группах до и после проведения педагогического эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Относительно изменения уровня проявления базовых координационных способностей футболистов 10-11 лет за период педагогического эксперимента выявлено следующее. Темпы прироста показателей, отражающих уровень проявления силовых параметров движения, составили в среднем 47,2% (р<0,05) в экспериментальной и 3,3% (р>0,05) в контрольной группах (рисунок 1).

60 50 40 30 20 10 0

47,2

49,7

29,7

9,5 9,2

3,2 1

Силовые

Временные

Пространственные □ ЭГ ПКГ

Рисунок 1 - Средние темпы прироста показателей базовых координационных способностей у юных футболистов за период педагогического эксперимента

Средние темпы прироста показателей пространственных и временных параметров движения составили в экспериментальной и контрольной группах, соответственно, 29,7% (р<0,05) и 9,5% (р>0,05); 49,7% (р<0,05) и 9,2% (р>0,05).

Средние темпы прироста показателей, отражающих уровень развития специфических координационных способностей у юных футболистов за период педагогического

эксперимента, оказались значительно выше у спортсменов экспериментальной группы в сравнении с представителями контрольной (рисунок 2).

50

40

30

20

10

0

40,8 39,2

7,0

|

30,8

12,7 11,9

Силовые

Пространственные □ ЭГ ПКГ

Временные

Рисунок 2 - Средние темпы прироста показателей специфических координационных способностей у юных футболистов за период педагогического эксперимента

В контрольной группе наиболее выраженными были сдвиги показателей пространственных (12,7%; р>0,05) и временных (11,9%; р>0,05) параметров движения. Несколько ниже оказался прирост силовых параметров (7,0%; р>0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показали, что использование методики, направленной на совершенствование координационных способностей, позволяет на 30-40% повысить показатели специфических и на 30-50% - показатели базовых координационных способностей у юных футболистов.

Использование традиционной методики менее эффективно в данной отношении, так процент прироста специфических - не более 12,0%, а базовых - еще меньше (несколько выше 9,0%).

Таким образом, применение воздействий, направленных на совершенствование базовых и специфических кинестетических координационных способностей на начальном этапе спортивной подготовки, является целесообразным.

После применения экспериментальной методики у мальчиков экспериментальной группы, занимающихся футболом, по изучаемым показателям получены более высокие темпы прироста уровня развития кинестетических координационных способностей, что подтверждает эффективность использованной экспериментальной методики.

Разработанная методика обнаруживает новые возможности для повышения эффективности тренировки координационных способностей в целом и способствует построению более целесообразного тренировочного процесса в группах начальной подготовки юных футболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, требования к физическим качествам, «батарея» тестов / О.А. Двейрина, С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курам-шин, В.С. Терехин, М.М. Лалочкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 12 (178). - С. 82-89.

2. Суворов В.В. Техническая подготовка футболистов 12-13 лет с учётом игрового амплуа / В.В. Суворов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 280285.

3. Савченко, О.Г. Характеристика показателей технико-тактических действий в футболе и их зависимость от различных факторов подготовленности футболистов / О.Г Савченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 231-233.

REFERENCES

1. Dveyrina, O.A., Bakulev, S.E., Kuramshin, Yu.F., Terekhin, V.S. and Lalochkin, M.M. (2019), "Analysis of pedagogical (sports) testing: classification of sports, requirements for physical qualities, "battery" of tests", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 82-89.

2. Suvorov, V.V. (2019), "Technical training of football players 12-13 years old, taking into account the playing role", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 280-285.

3. Savchenko, O.G. (2018), "Characteristics of indicators of technical and tactical actions in football and their dependence on various factors of preparedness of football players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 231-233.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2021

УДК 378.046.4

ВНЕШТАТНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ГОССЛУЖАЩИХ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Сергей Викторович Ображеев, старший преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета

прокуратуры Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается организационная форма работы с отдельными категориями госслужащих как внештатные центры специальной подготовки. Предлагается обоснование именно такой формы работы на базе отдельных высших учебных заведений. Излагаются основные направления работы подобных центров подготовки. Новизна предлагаемого материала состоит в том, что ранее данная форма работы с отдельными категориями госслужащих нигде не рассматривалась.

Ключевые слова: специальная подготовка отдельных категорий госслужащих, личная безопасность, организационные формы работы, направления специальной подготовки госслужащих.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p11-15

FREELANCE CENTER FOR SPECIAL TRAINING AS AN ORGANIZATIONAL

FORM OF WORK WITH CERTAIN CATEGORIES OF CIVIL SERVANTS

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical science, professor, Sergey Viktorovich Obrazheev, the senior teacher, Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian

Federation

Abstract

The article examines the organizational form of work with certain categories of civil servants as freelance centers for special training. The substantiation of just such a form of work based on individual higher educational institutions is proposed. The main directions of work of such training centers are outlined. The novelty of the proposed material lies in the fact that earlier this form of work with certain categories of civil servants was not considered anywhere.

Keywords: special training of certain categories of civil servants, personal security, organizational forms of work, areas of special training of civil servants.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реалии сегодняшнего дня заставляют проводить работу по подготовке отдельных категорий госслужащих к преодолению кризисных ситуаций, обеспечению при этом их личной безопасности. Подтверждением этому стало включение в учебные планы ряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.