ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Т.В. Кленова, канд. экон. наук, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-194-196
Аннотация. В статье раскрывается сущность взаимоотношений руководителя и подчиненных как одного из главного фактора функционирования современной организации. Особый акцент делается на значении такого рода коммуникаций, способных положительно повлиять на производительность труда, лояльность персонала и в целом, эффективность деятельности компании. Важными являются выводы относительно трансформации взаимоотношений руководителя с подчиненными, которые происходят сегодня под воздействием цифровизации систем управления персоналом. Принятие и понимание важности происходящей сегодня цифрови-зации систем управления персоналом и со стороны руководителей, и со стороны сотрудников, позволит формировать высокоэффективные коммуникации.
Ключевые слова: взаимоотношения руководитель-подчиненный, система управления персоналом, цифровизация.
Демократизация общества обусловила необходимость применения новых методов, принципов и стилей управления, так как одним из ключевых условий успеха руководителя является эффективное управление подчиненными с целью решения производственных задач. Сегодня происходит серьезная трансформация взаимоотношений между руководителем и подчиненными, на которую оказывают воздействие современные системы связи, массовая информация, информационно-телекоммуникационные технологии и пр. Целью данной статьи является проведение анализа основных трансформаций во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, предпосылками возникновения которых являются процессы активного внедрения современных цифровых технологий в системы управления персоналом.
Успешное продвижение любой организации на рынке обусловливает необходимость построения эффективных коммуникаций между руководителями и подчиненными. Конечно, в первую очередь, это задача руководителя, для выполнения которой у него имеется комплекс различных инструментов управления. Современные руководители планируют, координируют, организуют, мотивируют, контролируют работу своих подчиненных. В свою очередь, реализация данных функций обеспечивается в рамках примене-
ния определенного стиля управления: авторитарного, демократического, либерального. Процесс взаимоотношений руководителя и подчиненных происходит в границах сформированной в организации системы управления персоналом. В целом реализация системного подхода предполагает: всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта управления; значительно облегчает принятие управленческих решений; позволяет закрепить требования к менеджеру в виде функций. Что касается трактовки понятия «система управления персоналом», современные исследователи трактуют ее как совокупность приемов и методов, технологий организации работы с персоналом для грамотных отношений и достижения запланированных целей [1].
В качестве основных инструментов системы управления персоналом необходимо обозначить: подбор и отбор, оценка и аттестация, развитие и мотивация персонала. Следует отметить тот факт, что сегодня все они предполагают использование цифровых технологий. Так, например, созданы специализированные сайты с возможностью размещения вакансий и поиска возможных кандидатов (например, trudvsem.ru, hh.ru, rabota.ru, superjob.ru и т.п.). Активно используются Интернет-ресурсы видеоконференций (например, skype.com, Zoom.com, trueconf.ru и др.) для проведения
собеседований с потенциальными кандидатами на различные должности и оценки уровня их профессиональной подготовки.
Что касается важной составляющей системы управления персоналом - адаптации, особенно социально-психологической, можно обозначить такие цифровые инструменты, как Welcome!-тренинг, методика Е-Ьеат^, автоматизированная система управления талантами и пр. [2].
В условиях цифровизации тема мотивации сотрудников, которую можно отметить как одну из наиболее востребованных в научных кругах, имеет теперь новый «дизайн». Различные сервисы: «KpiDriv», «НRmарs», искусственный интеллект повышают результативности материального и нематериального стимулирования сотрудников, способны выстраивать образовательные траектории для сотрудников на основе изучения и анализа навыков, трудовых действий и поведения персонала [3].
Если рассматривать подсистему обучения, наличие и использование личных гаджетов и устройств делает данный процесс для персонала непрерывным, что повышает конкурентоспособность человеческих ресурсов на рынке труда, с одной стороны, а с другой, позволяет организации более эффективно решать производственные задачи. Все большая заинтересованность компаний во внедрении цифровых технологий в подсистему обучения и развития персонала обусловлена возможностями получения новых компетенций, сокращения затрат на обучение специалистов необходимым навыкам.
Таким образом, мы можем говорить о всемерном охвате цифровыми технологиями систем управления персоналом, при этом, данные процессы приводят как к положительным, так и отрицательным последствиям, причем как для самих сотрудников, так и для компании в целом. Если говорить о положительных эффектах, это: сокращение материальных, временных, финансовых затрат; возможность получения новых профессиональных навыков; повышение качества и сокращение стоимости выпускаемой продукции/производимых услуг. Отрицательными являются следующие последствия от приме-
нения цифровых технологий в системе управления персоналом: значительные финансовые затраты; доминирования цифрового пространства над обычной реальностью; определенные категории сотрудников не могут приспособиться к новым технологиям, обучиться им и успешно их использовать в профессиональной деятельности и т.д.
Однако, согласно концепции данного исследования, особое внимание следует уделить тому, как меняются взаимоотношения руководителя и подчиненных, когда значительная часть инструментов системы управления переводится в цифровую форму. Во-первых, важной представляется мысль о необходимости роста цифровой грамотности у самих руководителей. Управление персоналом - достаточно сложный, неоднозначный и очень структурированный процесс, а при внедрении в него новых технологий этот процесс становится еще функциональнее и шире. Кроме того, как отмечают ученые, цифровизация логично приводит к трансформации управленческих задач, базовых функций управления и самой организационной структуры предприятия. Все это влечет дополнительные требования к уровню квалификации менеджмента организаций [4].
Что касается персонала, в большей степени от него требуется готовность и отсутствие сопротивления внедряемым в организации инновациям, что означает поддержку рациональных с точки зрения управленческого воздействия, вертикальных коммуникационных процессов.
Таким образом, в рамках реализации системного подхода к управлению персоналом, процесс цифровых трансформаций может быть применим к любому бизнес-процессу, однако, наиболее важными являются инструменты подбора и отбора, обучения, адаптации, стимулирования персонала. При этом, цифровые трансформации обусловливают необходимость изменений во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, а именно: повышение цифровой грамотности, ответственность за использование информационных данных, учет рисков доминирования цифрового пространства над обычной реальностью.
Библиографический список
1. Уварова, Т.О. Что такое система управления персоналом? / Т.О. Уварова // Вопросы студенческой науки. - 2019. - №10(38). - С. 273-276.
2. Кленова Т.В. Возможности и риски управления персоналом в условиях цифровой трансформации систем управления / Т.В. Кленова // Международный бизнес. - 2024. - №2(8). - С. 612.
3. Чупина И.П. Цифровизация технологии мотивации в HR-деятельности / И.П. Чупина, Н.Н. Симачкова, Е.В. Зарубина, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова // Московский экономический журнал. - 2021. - №2. - С. 572-582.
4. Романов М.С. Методологические аспекты управления персоналом в рамках цифровизации // Государственное и муниципальное управление. - 2021. - №2. - С. 63-69.
FEATURES OF THE HEAD-SUBORDINATE RELATIONSHIP IN THE DIGITALIZATION
OF PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEMS
T.V. Klenova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volga State University (Russia, Volgograd)
Abstract The article reveals the essence of the relationship between the head and subordinates as one of the main factors in the functioning of a modern organization. Special emphasis is placed on the importance of this kind of communication, which can positively affect labor productivity, staff loyalty and, in general, the effectiveness of the company's activities. Important are the conclusions regarding the transformation of the relationship between the head and subordinates, which are taking place today under the influence of digitalization of personnel management systems. Acceptance and understanding of the importance of the digitalization of personnel management systems taking place today on the part of both managers and employees will allow for the formation of highly effective communications.
Keywords: head-subordinate relationship, personnel management system, digitalization.