Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ'

КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ПЕРСОНАЛ / КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ / СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жумаханова Регина Раильевна

Актуальность данной статьи заключается в том, что цифровые технологии приобретают большое значение в формировании культуры отношений в организации. В работе рассмотрены структура отношений руководителя с персоналом, характеристика стилей управления, модель коммуникации в системе руководитель-подчиненный. Целью статьи является изучение культуры отношений руководителя с подчиненным в условиях цифровизации. В статье использованы такие методы, как анализ, сравнение, моделирование. Основные полученные результаты показали значимость применения современных информационных технологий как для руководителя, так и для персонала. Выводы, полученные автором, могут быть использованы для исследования факторов, влияющих на формирование и развитие культуры отношений в системе руководитель-подчиненный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF RELATIONS BETWEEN THE MANAGER AND PERSONNEL DURINGTHE DIGITALIZATION PERIOD

The relevance of this article lies in the fact that digital technologies are becoming very important in the formation of a culture of relations in the organization. The paper considers the structure of relations between the Manager and the staff, the characteristics of management styles, and the model of communication in the Manager-subordinate system. The purpose of the article is to study the culture of relations between the Manager and the subordinate in the conditions of digitalization. The article uses such methods as analysis, comparison, and modeling. The main results obtained showed the importance of using modern information technologies, both for the Manager and for the staff. The conclusions obtained by the author can be used to study the factors that influence the formation and development of the culture of relations in the system of Manager - subordinate.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 331.104

КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРСОНАЛОМ В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ

Жумаханова Регина Раильевна, студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: reginok_z@mail.ru

Научный руководитель: Смотрина Ольга Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: Olysmotrina@mail.ru

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что цифровые технологии приобретают большое значение в формировании культуры отношений в организации. В работе рассмотрены структура отношений руководителя с персоналом, характеристика стилей управления, модель коммуникации в системе руководитель-подчиненный. Целью статьи является изучение культуры отношений руководителя с подчиненным в условиях цифровизации. В статье использованы такие методы, как анализ, сравнение, моделирование. Основные полученные результаты показали значимость применения современных информационных технологий как для руководителя, так и для персонала. Выводы, полученные автором, могут быть использованы для исследования факторов, влияющих на формирование и развитие культуры отношений в системе руководитель-подчиненный.

Ключевые слова: руководитель, персонал, культура отношений, стили управления, коммуникация, цифровизация.

Для цитирования: Жумаханова Р. Р. Культура отношений руководителя с персоналом в период цифро-визации // Шаг в науку. - 2021. - № 1. - С. 47-50.

CULTURE OF RELATIONS BETWEEN THE MANAGER AND PERSONNEL DURING

THE DIGITALIZATION PERIOD

Zhumakhanova Regina Railievna, student, training program 38.03.02 Management, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: reginok_z@mail.ru

Research advisor: Smotrina Olga Sergeevna, PhD in History, Associate Professor, Department of management, Orenburg State University, Orenburg e-mail: Olysmotrina@mail.ru

Abstract. The relevance of this article lies in the fact that digital technologies are becoming very important in the formation of a culture of relations in the organization. The paper considers the structure of relations between the Manager and the staff, the characteristics of management styles, and the model of communication in the Manager-subordinate system. The purpose of the article is to study the culture of relations between the Manager and the subordinate in the conditions of digitalization. The article uses such methods as analysis, comparison, and modeling. The main results obtained showed the importance of using modern information technologies, both for the Manager and for the staff. The conclusions obtained by the author can be used to study the factors that influence the formation and development of the culture of relations in the system of Manager - subordinate.

Key words: manager, staff, relationship culture, management styles, communication, digitalization.

Cite as: Zhumakhanova, R. R. (2021) [Culture of relations between the manager and personnel during the digitalization period]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 1, рр. 47-50.

Осуществление успешной деятельности орга- циологии отношение формулируется «как регу-

низации и эффективность управления зависит от лярно повторяющееся социальное взаимодействие

ряда факторов, в том числе и от качества взаимо- между людьми или группами людей, устанавли-

действия внутри организации, характера и культу- вающееся согласно законам социальной организа-

ры отношений руководителя с персоналом. В со- ции общества»1.

Социология: Словарь-справочник / А. В. Лубский [и др]. - Краснодар: Диапазон - В, 2006. - 352 с.

В педагогике - «как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»2. Согласно мнению В. Н. Мясищева: «отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях» [4, с. 48].

Согласно определению, данному В. Н. Мясище-вым, отношения руководителя с персоналом представляют собой совокупность психологических связей между ними, которая способствует достижению поставленных перед организацией целей. Данные отношения являются официальными, деловыми, субординационными и рациональными.

В последнее время распространились исследования психологической культуры и культуры отношений. В культуре отношений руководителя с персоналом рассматриваются психологические составляющие взаимодействия, личностные качества как руководителя, так и подчиненных, от которых зависит эффективность их взаимодействия. Данная культура отношений представляет собой процесс осознания и применения руководителем механизмов и приемов работы с сотрудниками организации, от выбора которых зависит эффектив-

ность деятельности последних.

В структуру культуры отношений руководителя с персоналом организации включаются следующие компоненты:

1. Перцептивный компонент, который представляет собой совокупность навыков руководителя в процессе взаимодействия с персоналом - определить его личностные особенности и уровень профессионализма [7, с. 275].

В процессе работы у руководителя появляются собственные социально-перцептивные стереотипы восприятия персонала как помогающие, так и мешающие процессу взаимодействия руководителя и работника.

2. Эмоционально-регулятивный компонент заключается в умении руководителя регулировать свое эмоциональное состояние в процессе взаимодействия с персоналом, а также в способности оказывать психологическую поддержку работникам.

3. Конативно-коммуникативный компонент находит свое отражение в стратегиях и тактиках, которые использует руководитель для взаимодействия с персоналом. Стратегии и тактики взаимодействия выражаются в позиции руководителя по отношению к персоналу, стилях управления и общения [7, с. 276]. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика стилей управления.

Таблица 1. Сравнительная характеристика стилей управления

Параметры взаимодействия Стили управления

Авторитарный Демократический Либеральный

Методы принятия решения Единоличное Коллегиальная основа Ждет указаний от вышестоящих, или решения совещания

Способы доведения решения до исполнителя Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, аргументирует, воздействует Просит

Распределение ответственно сти Берет на себя или перекладывает на подчиненных Делегирование Перекладывание на сотрудников

Отношение к инициативе Подавляется Поощряется Поощряется

Отношение к подбору кадров Не принимает или избавляется от квалифицированных сотрудников Подбор квалифицированных сотрудников Подбором не занимается

Стиль общения Агрессивный Компетентный Общение с персоналом по их инициативе

Характер отношений с подчиненными Жесткий Лояльный Мягкий

Отношение к дисциплине Предпочтение формальной дисциплины Сторонник разумной дисциплины Соблюдение формальной дисциплины не требуется, терпимость к нарушениям

Выбор метода воздействия на подчиненных Наказание служит основным методом стимулирования Использование различных методов поощрения и наказания Основной метод стимулирования - поощрение

Источник: заимствовано из [1, с.592]

2 Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д.: МарТ,

2005. - 448 с.

Авторитарный стидн уирымешш хараюпризует-ся единоличным принятием управленческих реше-ннонеуринимадв размет интертсы падычнанных, вся власть находится у руководителя. Либеральный ррловыдитеть не вмешиваеася сдеятелькость сотрудников организации. Руководителю, который щшм-няезвсваейууртвыенчзакой деятельзюыты демократический стиль, свойственно делегирование ответственности и принятие решения после согласования его с персоналом. Демократичный руководитель стимулирует творческую деятельность, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат в трудовом коллективе [5, 6].

Для современных организаций характерно преобладание демократичного стиля общения руково-данелв с пераоналом. АР памощьы динногостнв общения могут создаваться дополнительные кана-лв1 оумзна информацией межвнанавьеевор и сотрудниками организации.

Паруриат ^и(^п^вур;^иурнс^у^й№ онфармарией между руководителем и персоналом заменяется

чистов о срстзматоческоПоЧувыной саязсю, каха-рая позволяет персоналу своевременно получать кучнермаи замесаннн, камаюнщввя их дектеманае-ти. С помощью применения современных инфор-ма1щанных еухналагий зчаччнытта сокрищается количество транзакций, а также появляется воз-кожнустьосущеетвлттсрарс'и с террызернаауна удаленными сотрудниками, использовать новейшие системы оценки результатов деятельности и постановки целей. Автоматизация позволяет осуществлять обратную связь в режиме реального времени. Процесс обратной связи представляет собой один из главных этапов коммуникации в системе руководитель-подчиненный и является значимой фазой процесса принятия управленческого решения. Ру-ковоунтелв узваманливтет орреазьенныге муктерки для подчиненных, контролирует результаты дея-темьнасти итсрресошиет их ^с^ро^ьш^^с^ан^.Г^^о-дель коммуникации руководитель-подчиненный представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель коммуникации руководитель - подчиненный

Источник: разработано автором на основе [2, 3]

Данная модель коммуникации руководителя и подчиненного отражает процесс взаимодействия между ними. Здесь источником и получателем сообщения может выступать как руководитель, так и подчиненный. Закодированным сообщением, исходящим от руководителя, могут быть необходимые указания, рабочие критерии и иная информация, необходимая для выполнения задачи. Закодированное сообщение, отправленное подчиненным, представляет собой результат его деятельности.

В условиях цифровизации средствами коммуникации, используемыми в процессе взаимодействия руководителя и подчиненного, выступают компьютерные сети и средства беспроводной связи. Обмен информацией может осуществляться посредством

электронной и голосовой почты, телеконференции, видеоконференции. Также общение между руководителем и подчиненным может происходить при помощи использования современных мессендже-ров, социальных сетей.

Таким образом, современные цифровые технологии выполняют значимую роль в осуществлении коммуникации в системе руководитель- подчиненный, их использование сокращает время и количество транзакций, позволяет осуществлять обратную связь в режиме реального времени с территориально удаленными сотрудниками, контролировать, корректировать и поощрять деятельность подчиненных. Можно сказать, что они оказывают непосредственное влияние на формирование культуры

отношений руководителя с персоналом, значительно сокращая и облегчая процесс взаимодействия. Выбор применяемых цифровых средств коммуникации в системе руководитель-подчиненный зависит в большинстве случаев от существующего стиля управления руководителя и сложившейся в

организации культуры взаимодействия. Так, для коллектива, руководитель которого использует демократичный или либеральный стиль управления, в большей степени характерно применение мессен-джеров и социальных сетей, чем для авторитарного руководителя.

Литература

1. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Сравнение стилей руководства // Молодой ученый. - 2016. - № 11. -С. 590-593.

2. Гришина С. А., Ярцева Р. С. Значимость коммуникации и информации в организации // Student research: сборник статей III Международного научно- практического конкурса. - Пенза, 2018. - С. 109-111.

3. Малина А. Коммуникационные процессы в деятельности организации // Современные проблемы менеджмента. - 2020. - № 1. - С. 65-69.

4. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК. - 1995. - 356 с.

5. Сысоев В. В., Лавров Н. Н. Психологические особенности профессионального общения между руководителем и подчиненным // Психолог. - 2018. - № 4. - С. 32-37.

6. Фазлиев Б. Стили руководства в менеджменте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// alley-science.ru/domainsdata/files/56June2018/STILI%20 RUK0V0DSTVA%20V%20MENEDZhMENTE.pdf (дата обращения: 28.03.2020).

7. Чуркин С. Д. Культура отношения руководителя к персоналу: понятие, структура, особенности проявления // Вестник Университета. - 2015. - № 4. - С. 272-279.

Статья поступила в редакцию: 21.04.2020; принята в печать: 19.01.2021.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.