Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста'

Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелентьева Е. В.

В статье представлен опыт психологической работы с родителями дошкольников на базе учреждения дополнительного образования, освещены основные цели, идеи, направления и формы работы психолога с родителями в рамках организации родительского клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста»

с наличием отклоняющегося поведения в форме употребления спиртных напитков и наркотических веществ.

Таким образом, выявленная специфика агрессивных проявлений подростков асоциальной направленности позволяет представить ответы на вопросы о том, какие формы агрессии преобладают у подростков различных видов асоциальной направленности; основываются ли они на агрессивности -свойстве личности, предопределяющем насильственность поведения и с какими содержательными компонентами направленности связаны. Также данные исследования позволяют сделать вывод о том, что в отличие от подростков социальной направленности, специфика агрессивных проявлений которых является скорее отражением внутренних процессов развития личности, характер агрессивных проявлений асоциальных подростков (социально-пассивной, корыстной, корыстно-агрессивной и агрессивной направленности) является отражением внешнего неблагополучия, становящегося источником искажений содержания направленности.

Список литературы:

1. Зоткин Н.В. Методика для исследования мотивационно-потребност-ной сферы личности // Психологические исследования: сб. науч. тр: Вып. 4. -Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. - С. 150-154.

2. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: монография. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002.

3. Муляр О.И. Hand-test ломает традицию // Психологическая газета. -1998. - № 5 (32).

4. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Мелентьева Е.В.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье представлен опыт психологической работы с родителями дошкольников на базе учреждения дополнительного образования, освещены основные цели, идеи, направления и формы работы психолога с родителями в рамках организации родительского клуба.

* Аспирант кафедры Дошкольной педагогики и психологии МГППУ, педагог-психолог Центра эстетического воспитания детей г. Москвы.

Социально-экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на все сферы жизни и деятельности людей. Переоценка ценностей, изменяющиеся требования общества к воспитанию детей и многие другие факторы воздействуют и на систему общественного и семейного воспитания дошкольников. С принятием и ратификацией Конвенции о правах ребёнка [6], на смену преобладающей роли общественного воспитания приходит семейное. Ведь для маленького ребенка ближайшее окружение, общение с родными, является наиболее важным источником развития [2]. Именно родители первыми знакомят ребенка с окружающим миром, раскрывая многообразие предметов и явлений, развивая познавательно и эмоционально, передавая культурно-исторические традиции семьи и народа, помогая адаптироваться в мире вещей и отношений, пока ещё незнакомых и непонятных малышу.

На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание важности совместной деятельности с ребенком), не проводят со своими детьми много времени. То свободное время, которое родители уделяют детям, занимается, в основном, подготовкой ребенка к школьному обучению или посещением досуговых мероприятий (кинотеатр, цирк, зоопарк и пр.). При этом большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок нуждается в совместной деятельности с ними, но признаются, что не знают и не умеют сотрудничать с ребенком (играть, рисовать, читать по ролям и т.д.). Это подтверждено данными экспериментального исследования отношения родителей к детской игре, проведенного на кафедре Дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» МГППУ под научным руководством кандидата психологических наук Т. Л. Кузьмишиной (2012 г.).

Очевидно, многие современные семьи нуждаются в знаниях психологии и педагогики дошкольника, для повышения уровня воспитательной компетентности. Ведь родители должны быть способны не только удовлетворить потребности ребёнка в пище, одежде и тепле, а передать культурно-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общении, создать психологически комфортные условия для его развития.

Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать детей, осознавалась на протяжении многих веков и нашла отражение в работах: Платона, Аристотеля, Я.А. Коменского, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Сухо-млинского и других. Во все времена родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что и сейчас эта потребность в квалифицированной помощи чрезвычайно актуальна.

Исходя из вышесказанного, нам представляется эффективной такая форма работы с семьей, при которой в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогически и психологически значимые задачи развития и воспитания дошкольника.

В ходе взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования появляется возможность вовлечения в учебно-воспитательный процесс не только ребёнка, но и членов его семьи, потому что одной из форм организации занятий, именно данного типа учреждений, является совместная дет-ско-взрослая деятельность. Посещая занятия в учреждениях дополнительного образования, родитель, как правило, инициативно стремится к творческому развитию своего ребенка с учётом детских интересов, индивидуальных способностей и особенностей ребёнка. Зачастую именно родители дошкольников, посещающих дополнительные занятия, имеют возможность (время) и желание расти над собой.

В данной статье представлен опыт работы одного из направлений психологической деятельности на базе одного из московских учреждений дополнительного образования - Центр эстетического воспитания детей САО -созданного нами Родительского клуба «Мы вместе - мы рядом» [11].

Идея работы клуба заключалась в том, чтобы развить самостоятельность, инициативу и творчество ребёнка через формирование зрелой педагогической позиции родителя. Цель работы клуба определялась как создание условий для формирования субъектной позиции родителя.

Работа в клубе проводилась на добровольной основе с родителями, имеющими детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). На первом этапе проводились занятия с родителями, на втором - были организованы совместные детско-родительские занятия (тренинги), направленные на развитие детско-родительского взаимодействия.

В процессе организации деятельности родительского клуба педагогом-психологом используются разные направления работы: диагностическое, консультативное, просветительское и коррекционно-развивающее (тренин-говое). Разнообразие форм деятельности позволяет развивать и поддерживать у родителей интерес к занятиям, на которых родители узнают новое и имеют возможность задать вопросы специалистам и обсуждать волнующие темы, возникающие в процессе воспитания и развития ребёнка [4, 5, 15]. Всё это стимулирует родителей к личностному росту, повышению психолого-педагогической компетентности и родительской самооценки, но - самое главное - позволяет лучше понять своего ребёнка и себя.

Остановимся подробнее на сущности направлений работы Родительского клуба.

Итак, диагностическое направление работы включало в себя анкетирование и опросы, направленные на выявление той или иной проблемы с целью нахождения путей для её решения. По нашему мнению, вышеуказанные виды диагностики, помимо своих основных целей, еще и позволяют определить уровень заинтересованности родителей и динамики детско-родитель-ских отношений и личностного роста членов клуба. Родительские сочинения, как ещё один из видов диагностического исследования, позволяют познако-

миться с точкой зрения автора (родителя) по определённому вопросу, получить более полные информативные данные в области детско-родительских взаимоотношений, родительской позиции, типа семейного воспитания, особенностей развития ребёнка.

Просветительское направление составляли лекции, которые направлены на передачу теоретических знаний в области педагогики и психологии дошкольника. Также с родителями проводились семинары-практикумы, целью которых было закрепление пройденных тем, формирование умений и навыков использования теоретического материала на практике в повседневной жизни.

Также родителям дошкольников оказывалась консультативная помощь. Консультации были направлены на помощь в установлении доверительных детско-взрослых отношений, сплочение семьи на основе общих интересов, расширение педагогических позиций родителей и оснащение их моделями поведения в конкретных ситуациях.

Коррекционно-развивающее (тренинговое) направление включало проведение тренингов для родителей. Тренинги были направлены на развитие способности родителей к проявлению положительных эмоций и раскрепощению, сплочению родительского коллектива, установлению доверительных отношений с окружающими. В ходе тренингов происходило формирование умений и навыков слушать и слышать друг друга, видеть и принимать особенности другого, рефлексия собственных действий и чувств. Данная форма занятий позволяет расширить педагогические позиции родителей, оснастить стереотипами поведения в конкретной ситуации.

Смыслом организации совместных детско-родительских занятий и тренингов являлось формирование детско-взрослой общности (совместной деятельности детей и взрослых, общих впечатлений и пр.), расширение способов взаимодействия детей и родителей, улучшение (восстановление) детско-взрослых отношений и многое другое.

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 1. Показатели динамики развития детско-родительских взаимоотношений

Динамика детско-родительского взаимодействия, которую мы выявили (рис. 1), и отзывы участников родительского клуба показали, что все виды психологической работы по психологическому сопровождению семьи дошкольника в рамках Родительского клуба «Мы вместе - мы рядом» относятся к профилактической и коррекционно-развивающей направленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа родительского клуба способствует созданию благоприятных условий для сохранения и восстановления психологического благополучия семьи и ребенка в процессе семейного воспитания.

На основании высокой востребованности (таблица) и эффективности описанного в данной статье вида психологического сопровождения семьи, отметим еще раз, что в настоящее время очень актуальна разработка и реализация модели психологического сопровождения взаимодействия родителя с ребёнком дошкольного возраста на базе различных дошкольных образовательных учреждениях, и учреждений дополнительного образования, в частности.

Таблица 1

Показатели востребованности родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

Года Количество членов клуба Количество родителей, посещающих лекции Количество человек, посещающих тренинги Количество родителей, обратившихся за консультациями

тренинги для родителей совместные тренинги для детей и родителей индивид. групповые

2010 2011 39 человек 30 человек 30 человек Отсутствие данной формы работы 14 человек 24 человек

2011 2012 44 человек Данный вид работы приобрел форму групповых консультаций 8 человек 17 родителей 13 детей (6-летнего возраста) 35 человек 38 человек

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований подтверждают необходимость организации психологического сопровождения взаимодействия детей и родителей, причём не только в рамках создания психологических родительских клубов, но и в других формах взаимодействия с родителями, которые, по тем или иным причинам, не имеют возможности посещать групповые занятия.

Список литературы:

1. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // «Вестник. Психология». - 1986. - № 4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М., 2001.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб, 2004.

3. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребёнком. Как? - М., 1995.

4. Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи // Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2004. - № 10.

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002. Ситкина И.Г., Савельева В.А. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи // Бюллетень. - 2005. - № 8.

6. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 // «Сборник международных договоров СССР». - 1993. - Выпуск XLVI.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. - 464 с.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М., 2001.

9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб., 2009

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб., 2008.

11. Мелентьева Е.В., Сафонова С.И. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Мы вместе - мы рядом» [Электронный ресурс]. - М, 2011. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/sub-jects/23?sz[]=8&page=4.

12. Павлов И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб, 2008.

13. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. - М., 2002.

14. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М., 2003.

15. Соколова М.В. Особенности родительского отношения на разных возрастных этапах развития ребёнка: автореф. дисс. ... канд. психолог. наук / МППГУ - М., 2002.

16. Кузьмишина Т.Л. Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам: автореф. дисс. . канд. психол. наук / МППГУ - М., 2006.

17. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 381 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.